Адаптация студентов первокурсников — читаем по порядку

Приемы и методы организации адаптационного периода первокурсников

Кардинальное реформирование российского общества породило новые требования к человеку. Современной России необходимы люди, способные реализовать свой внутренний потенциал. Индивидуальный подход к личности в системе образования сегодня диктует необходимость поиска оптимальных путей адаптации человека к изменяющимся условиям социальной действительности.

Под адаптивной способностью понимают способность человека приспосабливаться к различным требованиям (социальным и физическим) среды без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой.

В образовательном учреждении проблема адаптации в частности весьма актуальна для студентов первого курса. Вступив в новую социальную обстановку, первокурсник начинает обостренно воспринимать окружающий мир, у него перестраивается весь эмоциональный фон. Не все способны успешно справиться с такими изменениями, некоторые подростки включают защитную реакцию и начинают вести себя так, будто мир должен подчиняться одному ему. Чаще всего учеба отодвигается на второй план, и студент пытается утвердиться в новом коллективе и заработать положительную репутацию.

Трудности периода адаптации:

1. Переживания, связанные с уходом из школьного коллектива;

2. Недостаточная мотивационная готовность к выбранной профессии;

3. Поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях;

4. Социально-экономические проблемы у иногородних студентов: обеспечение себя жильем и финансовыми средствами, незнание города, отсутствие эмоциональной поддержки родных и близких.

Адаптация первокурсников в политехникуме происходит по-разному. Так, у одних учащихся адаптация длится недолго, они быстро и легко добиваются хороших успехов, самочувствие у них при этом существенно не меняется. Другие, после перестройки психики и поведения, осваивают программу обучения. Но есть и такие первокурсники, у которых процесс адаптации существенно затягивается, сопровождается ухудшением самочувствия, снижением физических и психологических возможностей. Нарушения психологического характера не способствуют становлению личности и приводят к отчислению из ОУ по нежеланию учиться.

Процесс адаптации первокурсников может сопровождаться:

  • Повышенным уровнем тревоги;
  • Агрессивным поведением;
  • Неуверенным поведением;
  • Соперничеством в группе;
  • Конфликтным поведением

Процесс адаптации несомненно, ускоряется, если с первокурсниками предварительно проводится определенная работа.

Цель работы – создание условий для успешной и быстрой адаптации студентов первого курса.

  1. Помочь первокурсникам быстро адаптироваться к студенческой жизни;
  2. Ускорить знакомство в группе;
  3. Ускорить знакомство между группами;
  4. Сплотить группу;
  5. Сохранить котингент;
  6. Не допустить появления конфликтных ситуаций, расколов и изгоев в группе

– Ролевые и ситуативные игры;

Свою программу по адаптации первокурсников условно делю на несколько этапов:

1 этап – входная диагностика (знакомство с группой, анкетирование и социологический опрос с целью выявления проблемной области, связанной с адаптацией первокурсников);

2 этап – социально-психологическое воздействие (проводятся социально-психологические мероприятия по адаптации студентов);

3 этап – итоговая диагностика (заключительное социально-психологическое обследование студентов-первокурсников);

Свою деятельность, как куратора строю на следующих принципах: уважай; доверяй, но проверяй; обучай; формируй.

Чтобы успешно вести работу по созданию сплоченного, организованного коллектива, изучаю в начале учебного года состав группы, используя следующие методы:

– метод изучения документов (личных дел).

– метод опроса (анкетный опрос, групповое интервью).

Заочное знакомство с группой начинаю за несколько дней до начала учебного года. Это, как правило, заключается в изучении личных дел учащихся. Ознакомление с личными делами студентов позволяет выявить потенциальных лидеров, заведомо слабых по успеваемости студентов (согласно школьным оценкам).

Первая встреча с группой – это очень важное мероприятие, к которому я подхожу со всей серьезностью и ответственностью. Именно от этой встречи зависит дальнейшее общение с первокурсниками.

На первой встрече рассказываю о истории политехникума, уставе политехникума, расписании и порядке проведения занятий, правах и обязанностях учащихся и пр.

Провожу экскурсию по зданию политехникума. Это позволяет им в последующие дни, хорошо ориентироваться в пространстве образовательного учреждения. Показываю: расписание (с комментариями), библиотеку, спортзал, столовую, медпункт, туалеты, аудитории. Однако это не всегда в полной мере эффективно в силу большого объема информации в первые дни обучения.

Общеизвестно, что успешность социально-психологической адаптации связана с развитием группы как коллектива. Уже на первом году обучения группа может пройти все этапы развития, начиная от диффузного состояния до уровня коллектива. Чтобы ускорить процесс адаптации студентов к условиям нового для них учебного заведения, помогаю активизировать дружеские связи в группе. Для этого на начальном этапе работы провожу знакомство студентов в группе.

В первые дни первого семестра провожу тренинг «Давайте познакомимся», где студенты рассказывают о себе, своей семье, любимых занятиях, увлечениях, интересах. Тренинг проходит в игровой форме. В него входят такие игры как – «Снежный ком», «Представление по парам». Знакомство группы позволяет, во-первых, студентам лучше узнать своих однокурсников, во-вторых, мне получить максимальное количество информации о студентах.

Продуктивность тренинга в сравнении с другими формами коллективной работы объясняется тем, что человек усваивает 10% – из того, что слышит; 50% – из того, что видит; 70% – из того, что проговаривает; 90% – из того, что делает сам. В ходе тренинга участники имеют возможность переоценить и отработать новые способы поведения. В группе создается творческая обстановка и доверительная атмосфера, что способствует раскрытию каждого.

Читайте также:
Любовь замужней женщины — выкладываем по порядку

Использование игровых технологий при организации групповых занятий помогает решить одну из важнейших задач создания благоприятного эмоционально-психологического окружения, ситуации успеха для каждого участника, познакомить членов группы, выявить лидера, стабилизировать межличностные отношения.

Игровые технологии также использую для сплочения коллектива и творческой активизации студентов, а также стабилизации психического состояния студентов. Например, такие игры как: «Коллективный рисунок», «Необитаемый остров», «Моя группа», «Скульптура группы», «Дом», «Дерево». Эти игры формируют навыки эффективного межличностного взаимодействия, способствует раскрытию интеллектуального и личностного потенциала. Здесь они показывают свои творческие способности к рисованию, сочинительству. Проявляется их способность к фантазированию.

Такие игры как «Адаптация», «Лидер-организатор», «Большая семейная фотография», помогают мне выявить лидеров группы.

Для создания определенного банка данных учащихся и изучения личности студентов и их творческих способностей предлагаю учащимся анкеты и психологические тесты на определение структуры личности. Это позволяет мне увидеть социальную картину группы в целом.

Анкетирование студентов-первокурсников делю на этапы:

  1. Анкета № 1 изучение личности студента (первая неделя сентября);
  2. Анкета № 2 творческие интересы (вторая неделя сентября);
  3. Анкета № 3 удовлетворенность результатами первой сессии (февраль)
  4. Анкета № 4 исследование уровня адаптации (май)

После того, как все познакомились, узнали немного об интересах друг друга, можно приступить к организации структуры группы.

Во время выборов актива группы настраиваю студентов на серьезное отношение к происходящему, направляю в решении вопросов выбора актива, но не решаю все за них (даже если их выбор кажется вам не верным). Актив группы выбирается в начале октября на общем собрании группы.

Выбираем старосту, казначея, секторы: спортивный, культмассовый, учебный, редколлегию, обозначаем обязанности.

До того как проводить выборы, знакомлю студентов с правами и полномочиями представителей актива. Заранее предупреждаю студентов, что поручение всегда можно изменить. Не выбираем против воли.

Индивидуальные консультации и беседы провожу с отдельными студентами об их успеваемости, посещаемости, участии в делах группы, о культуре поведения, индивидуальных проблемах. Ведь студент-первокурсник в период адаптации особо должен ощущать чувство востребованности, доброжелательности, защищенности, и в тоже время требовательности и контроля со стороны педагогов.

Вместе с группой принимаем участия в мероприятиях, организуемых в политехникуме.

В сентябре выясняю условия проживания студентов в общежитии. Провожу индивидуальные беседы со студентами, родителями иногородних учащихся.

Несомненно, такая работа, проведенная с первокурсниками, дает определенные результаты. Буквально с первых дней учебы в политехникуме группа стала активно участвовать во всех мероприятиях, проводимых в политехникуме.

Приняли самое активное участие в «Дне посвящения в студенты». Здесь каждый проявил себя, как мог: рисовали, пели, читали стихи, участвовали в сценке. При этом группа работала уже как слаженный коллектив. Никто не отсиживался и не прятался за спину другого. Каждый хотел внести свой вклад в общее дело. И конечно все были довольны своим результатом.

Применяемые мной методы и формы работы в целом позволяют создать ряд условий для работы студентов в процессе адаптации к обучению в учебном заведении. А именно, успешно пройти период адаптации к новым условиям, требованиям, нормам социального окружения, к будущей профессии для последующей эффективности образовательного и воспитательного процесса. В конце 2 семестра я провожу анализ уровня адаптации студентов – первокурсников.

Основными показателями адаптации группы для меня являются: наличие навыков самостоятельной работы, самоорганизации учащихся; низкий процент «отсева» студентов из группы; академическая успеваемость; сформировавшийся коллектив; активность и мобильность группы; принятие правил и норм корпоративной культуры; отсутствие конфликтов.

Адаптация студентов к учебному процессу заканчивается в конце 2-го – начале 3-го учебного семестра. Успешно сданная первая сессия позволит мне предположить, что этап адаптации у первокурсников прошел успешно.

В заключении хочу отметить, что одним из важных условий адаптации студентов к обучению в учебном заведении является спланированная целенаправленная работа куратора. Он помогает студентам преодолеть сложности адаптации к обучению и планомерно адаптироваться к будущей профессиональной деятельности. Несомненно, процессами адаптации нужно управлять. Сочетание индивидуальной и активной коллективной воспитательной работы в адаптационный период способствует более быстрому достижению психофизического комфорта первокурсников. Внимание к каждому студенту, создание условий для самореализации – большая социальная, психологическая задача.

От успешности адаптации студента к образовательной среде во многом зависят дальнейшая профессиональная карьера, личностное развитие будущего специалиста и его здоровье.

Список литературы

  1. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-познавательного процесса. // Просвещение, 1982., -192с.
  2. Границкая А.С. Научить думать и действовать./ Адаптивная система обучения. – М.: Просвещение, 1991, – 175 с.
  3. Куратору, работающему с первокурсниками: Метод. пособ. / Сост. Л.И. Станиславчик.– Барановичи: БГВПК, 2001.- 150 с.
  4. Потапов С.О.Практическая психология. – М.:АСТ-ПРЕСС, 1999,–333 с.
  5. Яницкий М.С. Основные психологические механизмы адаптатации студенческой деятельности: Автореф. канд. дис. Иркутск, 1995. – 24 с.

Адаптация первокурсников к условиям учебного заведения как условие успешной учебы

Подросток переступил порог колледжа и стал его студентом. Если это произошло в 15–16 лет, после окончания 9 классов средней школы, то проблемы с обучением, адаптацией в новом коллективе, конечно, есть. Одна из причин – это подростковый возраст первокурсника, наиболее ответственный период в развитии личности. У подростков активно формируется самосознание, стремление к самоутверждению среди сверстников, желание лучше узнать себя и сверстников, понять окружающий мир, критически относясь к взрослым. В этом возрасте резко проявляются колебания характера, неприязнь к опеке, потребность в популярности, критичность, бескомпромиссность, значимость истины и независимости. В то же время подростки отзываются на доброту, внимание со стороны взрослых, справедливость.

Читайте также:
Девушка любит но игнорирует — рассмотрим внимательно

Адаптация первокурсников к обучению в колледже происходит по-разному. Так, у одних учащихся адаптация длится недолго, они быстро и легко добиваются хороших успехов, самочувствие у них при этом существенно не меняется. Другие, после перестройки психики и поведения, осваивают программу обучения. Но есть и такие первокурсники, у которых процесс адаптации существенно затягивается, сопровождается ухудшением самочувствия, снижением физических и психологических возможностей. Нарушения психологического характера не способствуют становлению личности и приводят к отчислению из училища по нежеланию учиться. Адаптация ускоряется, если с первокурсниками предварительно проведена работа по ознакомлению с возможными ситуациями предстоящих занятий.

Будущий успех зависит от способности строить конструктивные отношения, преодолевать возникающие препятствия, управлять своим эмоциональным состоянием. С другой стороны, процесс обучения в колледже является новым этапом в жизни школьника и требует от него большей самостоятельности и активности в получении и усвоении знаний на фоне возросшей информационной нагрузки, а также умения, способности быть психологически и социально адекватным изменившимся условиям учебы и социального бытия. Новыми элементами для первокурсников училища являются изменившиеся формы и методы преподавания, повышение педагогических требований, увеличение объема учебной работы, необходимость самостоятельно планировать учебное время.

Но выпускник школы, особенно сельской, не всегда может быстро и безболезненно включиться во взрослую жизнь, адаптироваться к тем социально-экономическим условиям, в которых он должен будет жить, так как ему не хватает жизненно необходимых знаний, умений, навыков (правовых, юридических, экономических, психологических, социальных, практических). У него зачастую не сформированы ценностные ориентации, адаптивные способности, то есть те важные личностные качества, которые необходимые ему будут для успешного жизненного самоопределения и самореализации.

Студенческая жизнь начинается с первого курса и, поэтому успешная адаптация первокурсника к жизни и учебе в колледже является залогом дальнейшего развития каждого студента как человека, будущего специалиста. Поступив в новое учебное заведение, молодой человек уже имеет некоторые сложившиеся установки, стереотипы, которые при начале обучения начинают изменяться, ломаться. Новая обстановка, новый коллектив, новые требования, оторванность от родителей, неумение распорядиться “свободой”, денежными средствами, коммуникативные проблемы и многое другое приводят к возникновению психологических проблем, проблем в обучении, общении с сокурсниками, преподавателями.

Проходит немало времени, прежде чем студент приспособится к требованиям обучения в колледже. Многими это достигается слишком большой ценой. Отсюда и низкая успеваемость на первом курсе, непонимание и, возможно, непринятие условий и требований ССУЗа.

Трудности, ожидающие студента любой специальности, можно подразделить на несколько групп, в зависимости от содержания причин, их порождающих:

1. Дидактические трудности:

– Резкая смена содержания и объёма материала. Одна лекция содержит информацию в объеме пяти школьных уроков;

– Разнообразие новых (в сравнении со школьными) форм и методов преподавания (лекции, семинары, коллоквиумы, зачеты и т. д.);

– Сложный язык научных текстов и лекционного материала. Первокурсник оказывается неподготовленным к восприятию информации в такой форме;

– Отсутствие навыков самостоятельной работы.

2. Социально-психологические трудности:

– Перестройка сложившихся привычек и навыков: у многих изменяются место жительства, прежний уклад жизни, общественное окружение. Разрушаются старые привычки, представления, связи, а новые еще не окрепли. Не все переживают этот процесс безболезненно;

– Резкий переход к самостоятельной взрослой жизни. Встают новые материальные трудности, возрастает необходимость самообслуживания;

– Сомнения в своих способностях, неуверенность в силах, страх перед сессией, опасение быть отчисленным (слабый тип нервной системы, высокий уровень беспокойства-тревожности и т. д.).

3. Профессиональные трудности:

– Сомнения в правильности выбора вуза, специальности. (Часто возникают, когда ложно сформировавшаяся модель будущей деятельности сталкивается с реальностью)

Эти трудности обычно относят к периоду адаптации студента-первокурсника к новой для него системе обучения.

В связи с этим целью психологического сопровождения нашего колледжа является психологическая адаптация к ссузовскому обучению.

К основным задачам можно отнести:

– создание благоприятного микроклимата для студентов-первокурсников.

– профессиональная ориентация студентов, помогающая окончательно и осознанно определяться с выбором специальности.

– помощь студентам в процессе социализации.

– сохранение контингента студентов первого курса.

Для выявления показателей успешности адаптации студентов-первокурсников к условиям ссузовского обучения мы использовали многоуровневый личностный опросник “Адаптивность-02” (МЛО-АМ) разработан А.Г.Маклаковым и С.В.Чермяниным.

В результате исследования были определены основные трудности адаптации первокурсников такие как:

– неопределенность мотивации выбора профессии, недостаточная подготовка к ней.

– отсутствие умения самостоятельной работы;

– неумение осуществлять психологические саморегулирования поведения и деятельности.

– готовность выполнять общественные поручения в группе – 80 % опрошенных студентов;

– мечта и выбор профессии совпали – у 40% студентов

  • 36% – имеют низкие адаптивные способности, низкий уровень нервно-психической устойчивости, конфликтны, могут допускать асоциальные поступки.
  • У 13% – низкий уровень коммуникативных способностей, испытывают затруднения в построение контактов с окружающими, проявляют агрессивность.
  • 10% – не могут адекватно оценить свое место и роль в коллективе, не стремятся соблюдать общепринятые нормы поведения.
Читайте также:
Чувство тревоги сердце

Анализ полученных данных позволяет воссоздать целостную картину состояния дел в группах нового набора, определить направления в работе, основными из которых являются:

1. Проведение тренинговых занятий с целью формирования сплоченности и развитие чувства доверия в студенческих группах;

2. Обучение студентов приемам снятия психологического напряжения, методам саморегуляции;

3. Проведение профилактических мероприятий с потенциальными участниками конфликтов;

4. Повышение психологической грамотности молодых преподавателей, психологическое сопровождение кураторской деятельности;

5. Проведение индивидуальных консультаций.

Конечно, главным в адаптации остается личность студента, его способности, умение и желание приспосабливаться к новым условиям, но как показывает опыт работы в нашей психологической службе, проведенные мероприятия позволяют установить комфортный микроклимат в группах, повысить учебную мотивацию и положительное отношение к учебной деятельности.

Таким образом, изучение особенностей протекания процесса адаптации первокурсников к ссузовскому обучению должно помочь сформировать подходы к оказанию психологической помощи студентам в оптимизации учебной деятельности.

Литература

  1. Андреева Д.А. О понятии адаптация. //Человек и общество: ЛГУ, 1973, с. 62-69
  2. Аболенцева Р.А. Программы организации учебного процесса с различными группами учащихся // Журнал Завуч. – 2004. – №8. –С. 67-76.
  3. Выготский Л.С. Психология.– М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.– 1008 с. – (Серия “Мир психологии”).
  4. Дьяченко М.И, Кандыбович Л.А.. Психологические проблемы готовности к деятельности.– Минск: Изд-во БГУ, 1976.– С. 73–162.
  5. Границкая А.С. Научить думать и действовать./ Адаптивная система обучения. – М.: Просвещение, 1991, – 175 с.
  6. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Кризисы профессионального становления личности // Психологический журнал.–1997.– № 6.– С. 35
  7. Куратору, работающему с первокурсниками: Метод. пособ. / Сост. Л.И. Станиславчик.– Барановичи: БГВПК, 2001.- 150 с.
  8. Куршакова Т.Ю., Томилова В.М. Пути совершенствования и развития воспитательной системы Вуза. – Пермь, 2003. Материалы областной конференции.
  9. Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии).– Ереван: АН Арм. ССР, 1988.– 263 с.
  10. Потапов С.О. Практическая психология. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999, – 333 с.
  11. Потапов С., Вакса О. Этикет для подростков, или Искусство нравиться себе и другим. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. – 368 с.
  12. Чурикова И.Э. Особенности адаптации студентов в условиях педагогического колледжа. – Рязань: РГПУ имени С.А.Есенина, 2004. – С.63-64.

Особенности адаптации первокурсников

Смена условий – один из важнейших, а порой и непредвиденных факторов, оказывающих воздействие на жизнь любого индивида. Привыкание к переменам и сам процесс нового восприятия мира называется адаптацией. Проще говоря, адаптацией называется реакция организма на новые условия. Адаптацию проходят люди на протяжении всей жизни, привыкая к новым законам, требованиям и пр. Детсадовцы, школьники и студенты – особый «слой» населения, у каждого из которых адаптация проходит особым образом. В данной статье мы рассмотрим специфику адаптации у студентов первого курса ВУЗов.

Смена условий – один из важнейших, а порой и непредвиденных факторов, оказывающих воздействие на жизнь любого индивида. Привыкание к переменам и сам процесс нового восприятия мира называется адаптацией.

Проще говоря, адаптацией называется реакция организма на новые условия. Адаптацию проходят люди на протяжении всей жизни, привыкая к новым законам, требованиям и пр. Детсадовцы, школьники и студенты – особый «слой» населения, у каждого из которых адаптация проходит особым образом.

В данной статье мы рассмотрим специфику адаптации у студентов первого курса ВУЗов.

Виды адаптации первокурсников

Процесс адаптации первокурсников захватывает все сферы их деятельности, жизни. С поступлением в ВУЗ изменяются не только условия обучения (новое учебное заведение), но и круг общения, интересы, приоритеты и пр.

Специалисты выделяют следующие виды адаптации студентов первого курса:

Адаптация у студентов первого курса

  • Организационная

Данный вид адаптации предполагает, что учащийся попадает в новые условия «обитания», обучения. Здесь ему предстоит перестроить режим дня, привыкнуть к новой нагрузке, методам обучения, правилам поведения и условиям пребывания в ВУЗе. Фактически студент должен принять действующие правила, тотально изучить их и усвоить.

Организационная адаптация происходит нелегко. На протяжении первого месяца обучения первокурсники погружаются в новую учебную среду, привыкают к новому расписанию, требованиям педагогов и пр.

Далее данный вид адаптации отстраняется на второй план, так как обычно правила пребывания в ВУЗе едины. Отличаться может лишь взаимодействие с педагогами: одни более требовательны, другие – лояльны.

Данный вид адаптации происходит параллельно с организационной. Она предполагает, что студент знакомится со всеми возможными для него видами деятельности: изучение предметов, привыкание к новому социальному статусу (студент), изучение и усваивание новых прав и обязанностей, запоминает новые требования к учебе (например, действие рейтинговой системы, правила оценки успеваемости учащегося и пр.).

Она включает в себя знакомство с выбранным направлением деятельности. Обычно профессиональная адаптация настигает студента во время прохождения производственной и преддипломной практики, где он изучает профиль «изнутри»: видит, чем занимается специалист, каковы его права и обязанности, ответственность, повседневная служба и решение форс-мажоров и пр. Первокурсники проходят данный вид адаптации формально, когда им рассказывают, чем им предстоит заниматься.

Читайте также:
Сколько длится развод если есть дети

Профессиональная адаптация также настигает выпускников ВУЗов, когда они проходят собеседование и устраиваются на работу. Им вновь предстоит пройти все круга «ада», изучить правила и требования, должностные инструкции и пр.

  • Социально-психологическая

Это самый сложный вид адаптации. Порой даже психологи не могут предугадать, как себя поведет в человек в конкретной ситуации, как отреагирует его психика на новые условия.

Данная разновидность адаптации предполагает установление новых деловых и личных связей. Также она проявляется в самоутверждении, принятии нового статуса и завоевании доверия со стоны коллег, друзей, педагогов.

Учащемуся предстоит привыкнуть к новому коллективу (одногруппникам, педагогам), принять и усвоить новые правила обучения и пр. Важно спокойно воспринимать все изменения, находить в них положительные стороны и стараться не нарушать обязательных требований.

Исследование адаптации первокурсников к обучению в университете

Аннотация. Статья посвящена изучению проблемы адаптации первокурсников к обучению в университете; представлены результаты исследования психологической адаптации первокурсников; представлены выводы по данному исследованию.
Ключевые слова: психологическая адаптация, первокурсники, дезадаптация, адаптированность, студенты, адаптационный период.

Проблема адаптации первокурсников к обучению в университете является актуальной в наше время. Актуальность исследования адаптации студентов к учебно-профессиональной деятельности обусловлена тем, что в период обучения в университете закладываются основы профессионализма, формируются потребность и подготовленность к непрерывному самообразованию в изменяющихся условиях. Первый год обучения особенно важен с точки зрения адаптации студентов к обучению в университете. Учебные нагрузки в университете принципиальным образом отличаются от школьных нагрузок. Информационная насыщенность учебного процесса, больший процент аудиторных занятий, наличие особых форм организации учебной деятельности – все это повышает тревожность у первокурсников и существенно влияет на процесс адаптации. Для многих высокие требования учебного процесса нередко приобретают характер травмирующих факторов.

В психологию понятие «адаптация» пришло из физиологии и в общем смысле означает стремление организма к достижению равновесия с внешней средой. Если развитие есть стратегия жизни, то адаптация – это тактика, которая позволяет живому удерживаться в определенных эволюционных рамках, обеспечивая тем самым возможность прогресса. Важно отметить, что решающее различие в интерпретации понятия «адаптация» в рамках психологии связано с сугубо психологической трактовкой человеческой деятельности, не приемлющей отождествления развития психики человека с простым приспособлением организма [1].

Феномен адаптации связан с овладением человеком новым видом деятельности, новой ролью, изменением его социального окружения. В концепции А.В. Петровского адаптация рассматривается как особый момент становления личности, от которого в значительной степени зависит характер её дальнейшего развития [2].

Согласно Ф.Б. Березину, психическую адаптацию можно определить как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели (при сохранении психического и физического здоровья), обеспечивая в то же время соответствие психической деятельности человека и его поведения требованиям среды [3].

Е. В. Осипчукова выделяет в адаптации личности студента-первокурсника и соответственно учебной группы, в которую он входит, к новой для него социокультурной среде вуза следующие стадии:

1) начальная стадия, когда индивид или группа осознают, как они должны вести себя в новой для них социальной среде, но еще не готовы признать и принять систему ценностей новой среды вуза и стремятся придерживаться прежней системы ценностей;

2) стадия терпимости, когда индивид, группа и новая среда проявляют взаимную терпимость к системам ценностей и образцам поведения друг друга;

3) аккомодация, т.е. признание и принятие индивидом основных элементов системы ценностей новой среды при одновременном признании некоторых ценностей индивида, группы новой социокультурной средой;

4) ассимиляция, т.е. полное совпадение систем ценностей индивида, группы и среды [4].

Успешность адаптации студентов первого курса к обучению в университете обусловлена адаптационными способностями молодых людей -их возрастными и индивидуально-психологическими особенностями. Возрастные особенности 17–18-летних юношей и девушек позволяют успешно адаптироваться к университету. Индивидуально-психологическиехарактеристики (стиль мышления и деятельности, темперамент, уровень развития мыслительных способностей идр.) и различные их сочетания могут определять успешность адаптации. Учет индивидуально-психологическихособенностей в учебном процессе, реализация специальных мероприятий и выполнение рекомендаций преподавателями может оптимизировать процесс адаптациипервокурсников [5].

Социальная ситуация развития в молодости характеризуется тем, что человек выходит в самостоятельную жизнь, начинает осуществлять свои жизненные планы. Это прежде всего выбор профессии, поступление в вуз или колледж. Неудачная попытка поступления или отсутствие средств на оплату учения расцениваются многими как крушение надежд, как необходимость заново строить жизненную программу. Ход дальнейшего развития личности во многом зависит от социально-профессионального положения. Но в любом случае переживается расхождение идеальных представлений с реальной действительностью. Молодым людям важно найти свое место в обществе, в жизни, в отношениях с другими людьми [6].

Читайте также:
Как вести себя в офисе?

Ведущая деятельность в юношеском возрасте – учебно-профессиональная. Социальные мотивы, связанные с будущим, начинают активно побуждать учебную деятельность в юношеском (студенческом) возрасте. В юности проявляется большая избирательность к учебным предметам. Основной мотив познавательной деятельности в юности — стремление приобрести социально значимую профессию [7, 8, 9, 10].

Адаптационный период и его особенности существенно определяют в дальнейшем морально-психологическое самочувствие первокурсников, их дисциплинированность, отношение к учебе, активность жизненной позиции. Переход в новую сферу волнителен как для подростков, так и для педагогов и их родителей. Учащимся приходится приспосабливаться к новым условиям учебной деятельности и общения [11].

На процесс адаптации студентов-первокурсников в университете и других учреждениях высшего образованиявлияют множество различных факторов. Вес и значение действия совокупных факторов на личность студентов в процессе адаптации различны. К числу таких факторов относят мотивацию, уровень их самоопределения, социальная смелость и уверенность в себе, общий уровень адаптивных способностей. Важным фактором, способствующим или препятствующим успешной социальной адаптации первокурсников к студенческой жизни, является территориальный фактор – место жительства студента до поступления в учреждение среднего профессионального образования или в высшее учебное заведение [12].

Существуют различные классификации факторов адаптации. Так, И.Ю. Мильковская выделяет три блока факторов, влияющих на адаптацию к обучению в университете: социологический, психологический и педагогический [8].

Адаптация происходит на протяжении всех лет обучения. Но наиболее важным периодом, своеобразным фундаментом является период обучения на первом курсе. Поэтому необходимо создать оптимальные условия для успешной адаптации студентов.

По данной теме (Исследование адаптации первокурсников к обучению в университете) было проведено исследование. Экспериментальная база исследования: студенты 1 курса ФГБОУ ВПО «ЧГПУ» группы ОФ-110/099-4-1 в количестве 15 человек.

В группе преобладает хорошее настроение, позитивный настрой на учебную деятельность. Студенты отзывчивы и внимательны друг к другу, оказывают помощь в учебе. Успеваемость хорошая. Психологический климат в коллективе теплый.

Со студентами было проведено исследование по методике

Т.Д. Дубовицкой и А.В. Крыловой «Адаптированность студентов в ВУЗе».

Результаты исследования представлены на рис. 1.

Рис. 1. Результаты исследования по методике Т.Д. Дубовицкой и А.В. Крыловой «Адаптированность студентов вВУЗе».

Анализ результатов, представленных на рис.1, показал, что 7% студентов (1 человек) имеют пониженный уровень адаптированности к учебной группе, 33% студентов (5 человек) имеют средний уровень адаптированности к учебной группе, 59% студентов (9 человек) имеют повышенный уровень адаптированности к учебной группе.Дезадаптированныхк учебной группе студентов нет. Студентов с высоким уровнем адаптированности к учебной группе нет. Также по результатам исследования отмечено, что 7% студентов (1 человек) имеют пониженный уровень адаптированности к учебной деятельности, 26% студентов (4 человека) имеют повышенный уровень адаптированности к учебной деятельности, 66% студентов (10 человек) имеют средний уровень адаптированности к учебной деятельности. Дезадаптированных к учебной деятельности студентов нет. Студентов с высоким уровнем адаптированности к учебной деятельности нет. 60% студентов (9 человек) имеют повышенный уровень интегративной адаптированности, 40% студентов (6 человек) имеют средний уровень интегративной адаптированности. Студентов с низким, пониженным и высоким уровнями интегративной адаптированности нет.

Со студентами было проведено исследование по методикедиагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда (адаптированная А. К. Осницким форма опросника).

Рис. 2. Результаты исследования по методике диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда.

Анализ результатов, представленных на рисунке 1, показал, что в группе преобладает высокий уровень адаптированности студентов (33% студентов, 5 человек) и уровень адаптированности в зоне неопределенности (52,8 – 8 человек), что соответствует норме. Низкие показатели адаптированности у 13,2 % студентов (2 человека). Высоких показателей дезадаптированности нет. Преобладают низкие показатели дезадаптированности 58,2 % (8 человек) и показатели в зоне неопределенности 46,2% (7 человек), что можно считать нормой.

Таким образом, на основании результатов исследования можно сделать вывод о том, что в группе испытуемых преобладает средний и повышенный уровень адаптированности к обучению в университете. Это свидетельствует о том, что студенты чувствуют себя в группе комфортно, легко находят общий язык с однокурсниками, следуют принятым в группе нормам и правилам, студенты легко осваивают учебные предметы, успешно и в срок выполняют учебные задания.

Для студентов, имеющих пониженный уровень адаптации к обучению в университете составлены рекомендации по оптимизации процесса адаптации.

В решении задач адаптации студента, будущего специалиста необходима специальная помощь педагога, которая определяется стратегиями педагогической поддержки в первые месяцы обучения, которое связывается с созданием благоприятных условий, безопасной среды, необходимых для развития и саморазвития их внутренних сил, формирования способности к самостоятельным действиям и свободному выбору.

Таким образом, период адаптации первокурсника к обучению в университете является очень важным для его развития как личности. Адаптация молодежи к студенческой жизни – сложный и многогранный процесс, требующий вовлечения социальных и биологических резервов еще не до конца сформировавшегося организма.

Одной из значительных трудностей, с которыми сталкиваются абитуриенты в стенах университета – это необходимость адаптации к новым условиям жизнедеятельности, которые предполагают необходимость самостоятельной организации своей жизни, планирование, повышение личной ответственности, снижение внешнего контроля жизнедеятельности вчерашних школьников. Помимо этого, адаптация требуется к новым видам и формам деятельности.

Читайте также:
Как понять женщину козерога?

Адаптация происходит на протяжении всех лет обучения. Но наиболее важным периодом, своеобразным фундаментом является период обучения на первом курсе. Поэтому необходимо создать оптимальные условия для успешной адаптации студентов.

Ссылки на источники

  1. Антипова Л.А. Педагогические технологии успешной адаптации личности студента в процессе обучения в вузе // Казанский педагогический журнал. – 2012. – № 2. – 180 с.
  2. Кузнецова И.Г. Проблемы социально-дадактической адаптации студентов «первого профессионального поколения» // Вестник Самарского государственного технического университета. – 2011. – № 2. – 228с.
  3. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. — П.:Книголюб, 2012. — 270 с.
  4. Извольская А.А. Возрастные особенности развития личности студента как фактор адаптации к процессу обучения в вузе // Молодой ученый. – 2010. – № 6. – 400с.
  5. Архипова А.А. Адаптация студентов как одно из условий самореализации личности // Педагогические науки. – 2011. – № 3. – 180с.
  6. Долгова В.И., Крыжановская Н.В. Методология модернизации процессов формирования познавательно – профессиональной активности студентов / Вестник ЧГПУ №1, 2010. – 71-80с.
  7. Инновационная культура бакалавров и магистров психолого-педагогического образования: монография/ сост. Долгова В.И. – СПб.: ООО «Книжный Дом», 2011. – 226с.
  8. Долгова В.И., Овчарова Р.В. Исследование эмоционально-волевой регуляции студентов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.– 2015. – №5. – С. 69-73.
  9. Долгова В.И., Ткаченко В.А. Мотивация профессиональной деятельности студентов: монография / В.И. Долгова, В.А.Ткаченко. – Челябинск: ЗАО «Цицеро», 2011. – 100 с.
  10. Виноградова А.А. Адаптация студентов младших курсов к обучению в вузе // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. – 2013. – № 3. -230с.
  11. Мирзаянова Л.Ф. Упреждающая адаптация студентов к педагогической деятельности: Кризисы, способы упреждения и смягчения. – Минск.: Интерсофт, 2012.-111с.

Антипова Л.А. Педагогические технологии успешной адаптации личности студента в процессе обучения в вузе // Казанский педагогический журнал. – 2012. – № 2. – 180 с.

Кузнецова И.Г. Проблемы социально-дадактической адаптации студентов «первого профессионального поколения» // Вестник Самарского государственного технического университета. – 2011. – № 2. – 228с.

Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. — П.:Книголюб, 2012. — 270 с.

Извольская А.А. Возрастные особенности развития личности студента как фактор адаптации к процессу обучения в вузе // Молодой ученый. – 2010. – № 6. – 400с.

Архипова А.А. Адаптация студентов как одно из условий самореализации личности // Педагогические науки. – 2011. – № 3. – 180с.

Долгова В.И., Крыжановская Н.В. Методология модернизации процессов формирования познавательно – профессиональной активности студентов / Вестник ЧГПУ №1, 2010. – 71-80с.

Инновационная культура бакалавров и магистров психолого-педагогического образования: монография/ сост. Долгова В.И. – СПб.: ООО «Книжный Дом», 2011. – 226с.

Долгова В.И., Овчарова Р.В. Исследование эмоционально-волевой регуляции студентов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.– 2015. – №5. – С. 69-73.

Долгова В.И., Ткаченко В.А. Мотивация профессиональной деятельности студентов: монография / В.И. Долгова, В.А.Ткаченко. – Челябинск: ЗАО «Цицеро», 2011. – 100 с.

Виноградова А.А. Адаптация студентов младших курсов к обучению в вузе // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. – 2013. – № 3. -230с.

Мирзаянова Л.Ф. Упреждающая адаптация студентов к педагогической деятельности: Кризисы, способы упреждения и смягчения. – Минск.: Интерсофт, 2012.-111с.

Доклад на тему: “Адаптация первокурсников”

КГКП «ШАХТИНСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

«Адаптация студентов первого курса в колледже»

Выполнила: мастер п/о Шахтинского

Дуко Алена Юрьевна

город Шахтинск

Целью педагогического процесса в КГКП «Шахтинский технологический колледж» является создание условий для формирования гармонично развитой личности, с мировоззренческими позициями и установками в отношении обучения и профессии, обеспечивающие способность и готовность выпускника к высоким личностным достижениям, достижениям для общества и государства. Именно поэтому для нашего педагогического коллектива огромное значение имеет процесс адаптации обучающихся и студентов вколледже.

Адаптация – это процесс изменения характера связей, отношений студента к содержанию и организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении. Степень социальной адаптации первокурсника в колледже определяет множество факторов: индивидуально-психологические особенности человека, его личностные, деловые и поведенческие качества, ценностные ориентации, академическая активность, состояние здоровья, социальное окружение, статус семьи и т. д.

Студенческая жизнь начинается с первого курса, поэтому успешная адаптация обучающихся и студентов нового набора к жизни и учебе в колледже является залогом дальнейшего развития каждого студента как человека, будущего специалиста. Очевидным становится, что ускорение процессов адаптации первокурсников к новому для них образу жизни и деятельности, исследование психологических особенностей, психических состояний, возникающих в учебной деятельности на начальном этапе обучения, а также выявление педагогических и психологических условий активизации данного процесса являются чрезвычайно важными задачами. Ведь профессиональная деятельность студентов после окончания колледжа во многом зависит от уровня адаптации к новой образовательно-воспитательной среде. Таким образом, становится очевидной необходимость поиска путей активизации социально-психологических и педагогических условий, способных обеспечить процесс адаптации студентов нового набора. Этим и объясняется необходимость создания данного проекта.

Читайте также:
Как поздравить мужа с днем рождения своими словами?

Цель проекта : Целью воспитательной деятельности в КГКП «ШТК» является формирование у студентов гражданственности, ответственности за свою профессиональную подготовку, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование человека физически и духовно развитого, адаптированного к современным условиям жизни, конкурентоспособного на рынке труда.

Задачи проекта:

1. Формирование представлений о структуре учебного процесса, выбранной профессии или специальности, профессиональных компетенциях.

2. Развитие групповой сплоченности, создание благоприятного психологического климата в коллективе.

3. Развитие навыков эффективного межличностного взаимодействия, повышения уверенности в себе.

4. Формирование личности физически развитой, ведущей здоровый образ жизни, способной к физическому самосовершенствованию и развитию.

5. Развитие позитивной самооценки, творческих способностей обучающихся, способности к рефлексии.

6. Развитие навыков работы в команде, принятие решений, ответственности.

Предупреждение и снятие у первокурсников психологического и физического дискомфорта, связанного с новой образовательной средой.

Основная часть

Одной из важнейших предпосылок успешной учебной деятельности первокурсников является их своевременная адаптация к условиям обучения в колледже, рассматриваемая как начальный этап включения их в профессиональное сообщество. Первый курс может стать точкой опоры для студента, именно на первом курсе формируется отношение молодого человека к учебе, к будущей профессиональной деятельности, продолжается “активный поиск себя”.

Адаптация – это приспособление самоорганизующихся систем к изменяющимся условиям среды.

Целью профилактической работы
педагогического коллектива, работающего с 1 курсом является: создание комфортной образовательной среды, которая поможет в решении значимых для их возраста и положения проблем.

Основными задачами по содействию адаптации первокурсников к профессиональной образовательной среде колледжа считаются: – подготовка первокурсников к новым условиям обучения. – Установление и поддержание социального статуса первокурсников в новом коллективе. – Формирование у первокурсников позитивных учебных мотивов. – Предупреждение и снятие у первокурсников психологического и физического дискомфорта, связанного с новой образовательной средой.

Различают три формы адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения в колледже:

• адаптация формальная, касающаяся познавательно-информационного приспособления студентов-первокурсников к новому окружению, к структуре среднего специального учебного заведения, к содержанию обучения в ней, ее требованиям к своим обязанностям;

• социально-педагогическая адаптация или общественная, то есть процесс внутренней интеграции (объединения) групп студентов-первокурсников и интеграция этих же групп со студенческим окружением в целом;

• адаптация дидактическая, касающаяся подготовки студентов к новым формам и методам учебной работы в колледже.

Адаптация формальная

Бывшие школьники, поступающие в колледж, только на пути к самоопределению. Многие осознанно выбрали специальность, по которой хотели бы получить образование и трудиться в будущем, но есть и студенты, у которых жизненные планы не определены. От того, как произойдет приобщение личности к новым условиям вхождения в социальную среду, насколько будут преодолены трудности с приобретением профессиональных навыков (при отсутствии навыков самостоятельной работы), зависит, как сформируется у студентов умение найти способы самореализации не только в рамках профессии. Зачастую современные студенты – это дети, обделенные вниманием учителей, так как они не «выдали результата», чаще всего – с ослабленным здоровьем и с психологическими проблемами, главные из которых – затруднение в общении, неуверенность в своих силах, отсутствие привычки заниматься систематически.

Адаптация студентов к обучению в среднем учебном заведении имеет свои особенности. Вхождение молодых людей в профессиональную систему обучения, приобретение ими нового социального статуса студента требует от них выработки новых способов поведения, позволяющих им в наибольшей степени соответствовать своему новому статусу. Такой процесс приспособления может проходить достаточно длительное время, что может вызвать у человека перенапряжение, вследствие чего у студента снижается активность, и он не может не только выработать новые способы поведения, но и выполнить привычные для него виды деятельности. Поведение студентов отличается высокой степенью конформизма, у первокурсников отсутствует дифференцированный подход к своим ролям.

Социально-педагогическая адаптация

Социально-педагогическая адаптация студентов – первый этап формирования творческой личности как субъекта профессиональной деятельности. Приходя в колледж получить специальность и изучая различные дисциплины, студенты, должны приобретать нечто более значимое, чем знания по конкретным предметам – это уверенность в себе, развитые речь и мышление, память, коммуникабельность, ответственность, стремление к самообразованию. На первом курсе решаются задачи приобщения недавнего абитуриента к студенческим формам коллективной жизни.

Адаптация дидактическая

Специфика процесса адаптации в колледже определяется различием в методах обучения и в его организации в средней школе и колледже, что порождает своеобразный отрицательный эффект – дидактический барьер.

• Первокурсникам не хватает различных навыков и умений, которые необходимы в колледже для успешного овладения специальности. Попытки компенсировать это усидчивостью не всегда приводят к успеху. Проходит немало времени, прежде чем студент приспособится к условиям обучения в колледже. Многими это достигается слишком большой ценой. Отсюда и не всегда высокая успеваемость на первом курсе.

Читайте также:
Лечение депрессии в москве

• Одной из причин низких темпов адаптации студентов является несогласованность в педагогическом взаимодействии между преподавателем и студентом при организации способов учения. Трудности адаптации – это не что иное, как трудности совмещения усилий преподавателя и студента при организации способов учения.

Результаты адаптации находят выражение в разной степени адаптивности, которая может выражаться в следующем:

психологической идентификации – внутреннем принятии всех норм и требований, существующих, в учебном заведении; полном включении своих возможностей в учебную деятельность, в жизнь коллектива студенческой группы;

приспособлении к учебной деятельности – внешнем соблюдении основных норм и требований учебного заведения (во избежание неприятностей), приспособлении к нормам учебной деятельности (официальным и неофициальным) при внутреннем неприятии части их; неполном включении своих возможностей в процесс обучения и получения специальности;

психологической дезадаптации – полном внутреннем непринятии интересов, задач и требований учебного заведения при внешней демонстрации их принятия.

Одним из важных условий адаптации студентов к обучению в колледж является спланированная целенаправленная работа всего педагогического коллектива, включая заведующего отделением, классного руководителя, преподавателей-предметников. Мы помогаем студентам преодолеть сложности адаптации в обучении и планомерно адаптироваться к будущей профессиональной деятельности. Несомненно, процессами адаптации нужно управлять. Сочетание индивидуальной и активной коллективной воспитательной работы в адаптационный период способствует более быстрому достижению психофизического комфорта первокурсников. Внимание к каждому студенту, создание условий для самореализации – большая социальная, психологическая задача.

От успешности адаптации студента к образовательной среде во многом зависят дальнейшая профессиональная карьера, личностное развитие будущего специалиста и его здоровье.

Таким образом, основная задача организации работы по адаптации студентов заключается в создании психолого-дидактических условий развития интеллектуальной инициативы и мышления на занятиях любой формы.

Основным принципом организации работы по адаптации должен стать перевод всех студентов на индивидуальную работу с переходом от формального выполнения определенных заданий, при пассивной роли студента, к познавательной активности с формированием собственного мнения при решении поставленных проблемных вопросов и задач.

15 ошибок первокурсника: как избежать типичных проблем

Поступление в вуз — это достижение одной цели и начало пути к новой. Теперь надо постараться успешно его окончить и получить не только диплом, но и полезные навыки.

Чтобы пережить новый этап с минимумом трудностей, советуем внимательно ознакомиться с перечнем типичных проблем адаптации студентов-первокурсников и рекомендациями, как избежать их появления. Не допускайте этих ошибок — и тогда жизнь в университете станет намного проще.

Чтобы узнать больше лайфхаков, которые пригодятся каждому студенту, подписывайтесь на наш телеграм-канал. В нем мы регулярно делимся советами, как облегчить учебу и сделать студенческую жизнь простой, но яркой. Пусть первые месяцы учебы станут интересным приключением, а не опасной авантюрой, в которую вы пустились без чувства, толка и расстановки.

Не принимать первый курс всерьез

Самая главная проблема новых студентов — считать первый курс «разминкой». Да, большинство оценок за предметы этого года не идут в диплом, но дают общую базу знаний. Не получив ее, сложно учиться и двигаться дальше.

Поэтому не стоит думать о первом курсе как о тренировке перед настоящим «боем», приступайте к учебе сразу и не увиливайте от заданий. Влиться в процесс помогут эти и другие советы студентам-первокурсникам.

Неправильно распределять деньги

Даже если вы — счастливый обладатель стипендии, очень скоро поймете, что надолго ее не хватает. Поэтому учитесь правильно распределять первые финансы: сначала делайте необходимые покупки, потом откладывайте на крупные приобретения и только после этого думайте, как распорядиться оставшейся частью.

Есть и другие важные советы первокурсникам по планированию студенческого бюджета, которые помогут не влезть в долги.

Быть стеснительным и замкнутым

Залог яркой и насыщенной студенческой жизни — хорошие друзья. Поэтому забудьте о стеснительности, с первых же дней знакомьтесь с новыми людьми и искренне интересуйтесь ими.

Заводите новых друзей и полезные знакомства: например, с методистами деканата или лаборантами кафедр. Они помогут решать мелкие проблемы первокурсников и подскажут, что делать, если потеряли студенческий билет или не успели сдать реферат.

Не уметь рассчитывать время

Тайм-менеджмент — важнейшее умение современного человека, и чем раньше им овладеете, тем больше будете успевать сделать за день. Есть несколько лайфхаков, которые помогут студенту организовать день. Начать нужно с простого: выяснить, сколько времени в день занимают:

  • сборы в институт;
  • дорога на учебу и обратно;
  • подготовка домашних заданий;
  • общение с друзьями.

Когда поймете, сколько времени отнимают эти ежедневные дела, то свободным временем сможете распоряжаться по своему усмотрению. Главное — перестать пытаться сделать все за один день, ведь тогда обязательно пострадает качество выполненной работы.

Брать с собой ненужные вещи

Как выжить в общаге первокурснику? Для начала — взять с собой самые нужные вещи. Не самые любимые и не самые прикольные, а именно самые нужные. Мы уже составили приблизительный список того, что может понадобится в общежитии.

Читайте также:
Как свести женщину с ума в постели?

Не стоит дополнять его слишком многим: ненужные вещи только захламят маленькое пространство и вызовут недовольство соседей по комнате.

Игнорировать секции и клубы

Один из самых популярных советов первокурсникам от старшекурсников — не ограничивайтесь только учебой. Найдите себе секцию по интересам: спортивную команду, театральную студию или научный кружок.

Это поможет не только разнообразить жизнь, но и завоевать уважение преподавателей: большинство из них ценят социально активных первокурсников и прощают им мелкие ошибки.

Вступать во все сообщества

Обратная сторона предыдущей проблемы адаптации первокурсников в вузе — стремление участвовать во всех секциях. Даже если вы разносторонняя личность и у вас много интересов и хобби, учтите, что заниматься всем и совмещать это с успешной учебой не получится.

Поэтому не надо записываться в КВН, клуб интеллектуальных игр, волейбольную секцию и театр английских миниатюр сразу. Выберите что-то одно и посмотрите, насколько удачно сможете реализовать себя в этом направлении.

Панически бояться сессии

Сессия неизбежна, и страх никак не поможет к ней подготовиться (зато помогут наши советы). Наоборот, если будете постоянно переживать, то не сможете сконцентрироваться и хорошо запомнить нужный материал. Практикуйте расслабляющие методики:

  • дыхательные упражнения;
  • йогу;
  • медитацию.

В крайнем случае — обратитесь к аптечным средствам и купите успокоительное. Только не переборщите с дозой, апатия — тоже не лучший помощник в учебе.

Конфликтовать с преподавателями

Даже если вы уверены, что преподаватель не прав или надеетесь, что конфликт с педагогом поможет стать популярнее среди одногруппников, таких ссор лучше избегать. Преподаватель не захочет терять авторитет среди студентов, и вы не должны стать причиной этого.

Помните: у любого преподавателя много возможностей осложнить жизнь строптивому студенту и он может ими воспользоваться, если вы провоцируете конфликт.

Не вести конспекты

Конечно, их можно переписать у одногруппника. Но вести самому лучше по нескольким причинам:

  1. так вы будете уверены, что записали все важные данные;
  2. личный конспект всегда в вашем распоряжении;
  3. при конспектировании вы уже запоминаете материал и быстрее вспомните его потом.

Не допускайте ошибок и первый курс пройдет весело и ярко!

Надеяться только на учебник

В отличие от школьных лет, во время учебы в университете учебник ответит далеко не на все вопросы. Понадобится и конспект (вот где пригодится предыдущий пункт), и дополнительная литература из библиотеки, и ресурсы интернета.

Поэтому, чтобы избежать этой проблемы первокурсников в вузе, лучше заранее позаботиться обо всем:

  1. вести записи во время лекций;
  2. брать в библиотеке нужные книги;
  3. учиться искать информацию на надежных сайтах.

Кстати! Для читателей нашего сайта сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Часто прогуливать

После школьного надзора многие воспринимают университет как клуб по интересам, который можно посещать, а можно и нет — все равно родителям никто не пожалуется. Это не так.

Пропустить несколько занятий по уважительной причине можно. Но не ходить неделями или игнорировать конкретные предметы — плохая идея. Перед сессией преподаватели вспомнят о пропусках и тогда сдать предмет, даже если вы его знаете, окажется непросто.

Учить все в последнюю ночь

Конечно, соблазн велик. Наверняка вам уже рассказали массу историй о том, как другие не делают ничего целый семестр, а потом в ночь перед экзаменом благополучно усваивают программу всего курса. Но, скорее всего, эти рассказы — обычные студенческие байки.

Невозможно подготовить ответы на все экзаменационные вопросы и выучить их за несколько часов. Поэтому распределяйте нагрузки равномерно и не откладывайте все на последний день. Не забывайте слова известного писателя Франсуа Рабле:

Дело не в том, чтобы быстро бегать, а в том, чтобы выбежать пораньше.

Проявлять постоянное недовольство

Да, иногда учеба в вузе или жизнь в общежитии нового города идет не так гладко, как хотелось. Но это не повод становиться пессимистом и видеть во всем только негатив. Старайтесь сохранять положительный настрой и находить достоинства даже там, где их сложно обнаружить.

Применяйте в жизни совет Станислава Ежи Леца: если не можешь изменить ситуацию, измени отношение к ней.

Не обращаться за помощью

Самый важный совет на тему «как выжить первокурснику?» — это не бояться обращаться за помощью. Решить все проблемы в одиночку сложно, а иногда и нереально. Поэтому учитесь объединяться, разделять задачи, работать сообща — и тогда все получится.

А если вдруг что-то пошло не так или вы прочитали эту статью слишком поздно, и уже успели обзавестись «хвостами» по некоторым предметам, то обратиться за помощью можно не только к одногруппникам, но и в студенческий сервис. Его эксперты помогут закончить семестр без долгов.

  • Контрольная работа от 1 дня / от 120 р. Узнать стоимость
  • Дипломная работа от 7 дней / от 9540 р. Узнать стоимость
  • Курсовая работа 5 дней / от 2160 р. Узнать стоимость
  • Реферат от 1 дня / от 840 р. Узнать стоимость
Читайте также:
Как свести женщину с ума в постели?

Карина – противоречивая натура: любит фильмы Ларса фон Триера и песни Михаила Шуфутинского. В активе – два высших образования и тысяча прочитанных книг.

Адаптация студентов первокурсников — читаем по порядку

В системе образования, где наиболее интенсивно развивается личность, процесс адаптации обучающегося приводит к таким взаимоотношениям личности и социальной общности, которые обеспечивают превращение индивида в личность, обладающую некоторыми основными чертами социально-психической зрелости. Современная система непрерывного образования, являясь многоуровневой, обеспечивая переход обучающихся на новую образовательную ступень непосредственно связана с их адаптацией к условиям новой образовательной ситуации. Соответственно, адаптация не только даёт возможность личности приспособиться к новым условиям, но и сформировать новые способы поведения для преодоления имеющихся трудностей и успешной деятельности, которые имеют индивидуальный характер и складываются по мере накопления и совершенствования опыта. На сегодняшний день остро стоит проблема социально-психологической адаптации студентов в учебном образовании в силу нескольких причин. Во-первых, абитуриент после зачисления становится представителем особой социальной группы – студенчества, но далеко не всеми студентами осознается значимость данной социальной роли. Во-вторых, студенту необходимо актуализировать готовность к перестройке своей учебной деятельности по сравнению с обучением в школе, но в большинстве случаев это сложно для тех студентов, которые в общеобразовательной школе не могли продемонстрировать умения учиться, размышлять, строить отношения с преподавателями. В-третьих, дальнейшее обучение имеет более выраженную прагматическую направленность по сравнению со школьным обучением, оставляя в стороне ценностные аспекты человеческой деятельности.

Эффективность процесса адаптации и создание благоприятного адаптационного периода является первостепенной задачей всего образовательного процесса учебного заведения, в ходе которого реализуются педагогические условия, способствующие выявлению и коррекции исходных негативных тенденций профессионального становления, возникших в адаптационный период у студентов-первокурсников; применяются способы активизации учебной деятельности, повышения практических навыков самостоятельной работы, укрепления интереса к учебной деятельности; психологическая помощь, поддержка и сопровождение в создании условий для самостоятельного выбора своего стиля в различных видах деятельности и общения; включение первокурсников в систему студенческого самоуправления, которая является формой студенческой демократии с соответствующими правами, возможностями и ответственностью. Ускорение процессов адаптации первокурсников к новому для них образу жизни и деятельности, исследование психологических особенностей, психических состояний, возникающих в учебной деятельности на начальном этапе обучения, а также выявление педагогических и психологических условий активизации данного процесса являются чрезвычайно важными задачами.

Проведенные исследования позволяют выделить следующие составляющие процесса адаптации: дидактические, профессиональные и социально-психологические трудности.

Под дидактическими трудностями понимают процесс приспособления к вузовской системе обучения, вхождение студента в особенности учебной деятельности (необходимость усвоения большого объема знаний, по сравнению со школой, самостоятельная организация учебы и др.). Содержание дидактической адаптации сводится к формированию у студента рациональных приемов и способов самостоятельной познавательной деятельности не только по заданию преподавателей, но и на основе личных планов, направленных на расширение и углубление профессионального самообразования.

Под профессиональной адаптацией следует понимать идентификацию личности студента с будущей профессиональной деятельностью, с социальной ролью, которую ему придется исполнять после завершения обучения в вузе. Первостепенное значение в этой адаптации имеет формирование профессиональной направленности личности, то есть целеустремленное, активное, творческое приспособление индивида к характеру и содержанию профессиональной деятельности.

Социально-психологические трудности включают все стороны обучения: интеграцию личности со студенчеством, принятие его ценностей, норм, стандартов поведения. Это накладывает отпечаток на личность, сообщает ей внутреннюю динамику потребностей. На процесс внутренней переориентированности личности оказывает также влияние фактор межличностных отношений, которые определяют установки, удовлетворяющие личностный статус студента, формируют уровень его притязаний. Сюда же относят и формирование у студентов потребности быть полезным обществу, активной позиции, ценностного отношения к труду, организации быта и досуга.

Для оценки степени адаптированности первокурсников было проведено исследование степени адаптации студентов первых курсов к условиям получения образования в КММИВСО.

Для проведения исследования был использован опросник социально-психологической адаптированности (шкала СПА, разработанная в 1954 году К.Род-жерсом и Р.Даймондом), адаптированный А.К.Осницким.

Данная методика позволяет определить не только состояние адаптации и дезадаптации в условиях учебного заведения, но и особенностей представления о себе, их перестройки в критических ситуациях, побуждающих студентов к переоценке себя и своих возможностей.

Результаты исследования процесса адаптации первокурсников показали, что большинство (77%) студентов первого курса приняли позицию «студента» и условия обучения в КММИВСО, небольшая часть первокурсников включилась в процесс обучения в колледже с меньшей активностью и имела трудности (23%).

Адаптация студентов к новым условиям обучения заканчивается в конце 2-го – начале 3-го учебного семестра. В условиях КММИВСО специально планируется система мероприятий, способствующая успешной адаптации первокурсников. К числу наиболее важных мероприятий относятся работа по формированию и комплектованию групп, ритуал «Посвящение в студенты», чтение курса «Введение в специальность», выступления ведущих преподавателей в группах, знакомство с историей КММИВСО, выпускниками, прославившими его, организация для студентов психологических консультаций.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: