Агрессия у ребенка 4 года: разбираем детально

Консультация «Агрессия детей 3–4 лет и как ее победить?»

Виолетта Иванова
Консультация «Агрессия детей 3–4 лет и как ее победить?»

«Что такое агрессия детей 3-4 лет и как ее победить

Агрессия в три года – это не совсем агрессия. Малыши только учатся общаться, контролировать себя, различать добро и зло.Обиженный малыш может крикнуть: «Я тебя убью!», не понимая до конца смысла сказанных слов. Это не значит, что он плохой, просто он где-то успел услышать эти слова и пока не умеет контролировать свои импульсы. Более темпераментные дети громче кричат и сильнее толкаются, в то время как более тихие терпят, плачут или бегут жаловаться. Все дети разные, но все они хорошие и достойны любви. Если мы кричим, ребенок мотает на ус. Если мы бьем ребенка, он понимает, что ТАК МОЖНО. Криками и насилием нельзя добиться от малыша НИЧЕГО, кроме хорошего усвоения им этого нашего поведения. В самые тяжелые времена мы с мужем вообще перестали повышать голос и шлепать ребенка. Если дерется, просто молча отнимаем оружие и идем дальше по своим делам. Если распускает руки, слегка хлопаем ему по рукам в ответ и напоминаем, что бить других нельзя. Рано или поздно он идет на мировую. Многие родители уверены, что любовь и забота должны сделать детей добрыми и ласковыми. Каково же бывает удивление мамы, когда в возрасте 3-х лет любимое чадо начинает проявлять агрессию. К агрессивному поведению относятся щипки, укусы, царапины, которые малыш наносит специально посторонним людям. Сюда же включены ругательства, намеренная порча вещей, сломанные специально игрушки, крик на окружающих.

Вообще у нас в семье очень мало запретов для детей, но есть вещи, которые делать нельзя ни при каких обстоятельствах (обижать других, например, иначе наступят конкретные негативные последствия. Если ребенок устроил драку во дворе, немедленно уходим домой. Если вздумал расшвырять товар в магазине, уходим. Упирается и орет – закидываем на плечо и уходим. Укусил маму – игра в Лего отменяется. Швырнул чашку с чаем – знаешь, где тряпка. Снять в песочнице сандалии и закопать ножки в песок – можно. Бросаться песком в других – нельзя, иначе – домой. Для того чтобы нормализовать поведение ребенка, его надо увлечь, направить энергию в нужное «русло». Этот совет требует только одного – внимания родителей и готовности тратить, время и силы на свое чадо. Уже понятно, что посидеть и поболтать с другими мамочками на скамейке, пока твое дитя отнимает игрушку у другого малыша и пытается дать ему ведерком по голове, все равно не получится. Значит, садимся с детьми в песочницу и начинаем играть все вместе, организовывая взаимодействие и попутно убирая начинающиеся конфликты. Вовремя разводим детей по разные стороны двора, отвлекаем, наблюдаем за облаками, собираем листочки, устраиваем игры и соревнования. Дома разрешаем малышу, к примеру, рисовать акварелью в ванне, лепить пластилином на паркете. Ребенку, энергия которого перехлестывает через край, это очень нужно. Каждая копейка времени и сил, вложенная в него сейчас, в будущем превратится в рубль.

Купировать агрессию ребенка 3-4 лет можно при помощи некоторых игр,которые я хочу предложить:

“Катаем мячик” Дыхательные упражнения благотворно влияют на нервную систему. Об этом свидетельствуют психологи, предложившие данную игру в качестве разрядки для ребенка. Мама кладет на ровную поверхность теннисный мячик, малыш дует на него. Игрушка при сильном действии воздуха покатится по столу. Трехлетку это приведет в восторг.

“Вызываем волны” Игра подойдет для снятия агрессии у ребенка в 3 года, любящего воду.Задача простая: набираем в ванну теплую воду, предлагаем малышу дуть на нее. Образуются волны, ребенку понравится такая разрядка. Можно даже запустить туда бумажный кораблик.

“Ветер, ты могуч” В игре участвует мама или папа. Малышу предлагают сдуть родителя. Для этого оба члена семьи садятся на пол. Ребенок набирает в легкие воздух, с силой дует на маму или папу. Взрослый делает вид, что сопротивляется ветру и т. д.

Разражаться лекцией на пару часов – абсурдное занятие, но провести небольшую беседу стоит. Нужно усадить ребенка возле себя, спросить, почему он так поступил, объяснить, что маме больно или неприятно, в зависимости от действия ребенка. И в заключении хочу добавить, мы часто не воспринимаем своих детей всерьез, отмахиваясь от их чувств и эмоций. Они кажутся нам маленькими и несмышлеными. На самом же деле в этом возрасте дети понимают гораздо больше, нежели думают их родители. Агрессивное поведение, приходящееся на кризис трех лет, бывает связано с недопониманием со стороны мамы и папы. Лучше уделить несколько минут малышу, разобравшись с проблемой, чем вся семья будет страдать от его агрессивного поведения, истерик и капризов.

Видео и фотоотчёт «Как проект «Посткроссинг на МAAM» помог нам победить в конкурсе» Добрый день, уважаемые коллеги! Апрель – горячая пора, время конкурсов и фестивалей в нашем городе. Спешу поделиться хорошей новостью- мы.

Гиперактивность и агрессия у детей дошкольного возраста В данной статье рассмотрены гиперактивность детей, ее характерные признаки, проанализированы причины ее появления. Выявлена необходимость.

Читайте также:
Поведение в коллективе — расписываем все нюансы

Консультация для педагогов и родителей детей дошкольного возраста «Развиваем речь детей по теме «Дикие животные лесов» Консультация для педагогов и родителей детей дошкольного возраста: «Развиваем речь детей по теме: «Дикие животные лесов». Дети должны знать:.

Консультация для родителей «Детская агрессия» Консультация для родителей Воспитатель Котлярова Татьяна Павловна «Детская агрессия». Если ваш ребенок стал вдруг драчливым, угрожает,.

Консультация для родителей младшей специализированной группы детей с нарушением зрения «Косоглазие у детей» Косоглазие – это не безобидный косметический недостаток, а серьёзное заболевание, следствием которого может быть постепенное снижение остроты.

Консультация для родителей «Профориентации детей в ДОО» «Все работы хороши, выбирай на вкус» Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов и психологов,.

Консультация для родителей по оздоровлению детей «Здоровье детей в наших руках» Консультация для родителей по оздоровлению детей «Здоровье детей в наших руках» Цель – показать ребенку и родителям значимость физического.

Консультация для родителей «Театрализованные игры детей как средство ознакомления детей с окружающим миром» Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребёнок хочет сыграть свою роль. Научить ребёнка играть, брать на себя роль и действовать, вместе.

Консультация для воспитателей «Детская агрессия» Консультация для воспитателей “Детская агрессия” В последнее время довольно часто приходится иметь дело с детской агрессией. Создается впечатление,.

Консультация «Летний отдых детей» Лето – особенный период в жизни ребенка, широко открывающий дверь в мир природы, дающий малышу, при поддержке воспитывающих взрослых, уникальную.

Агрессия у ребенка 4 года: разбираем детально

Дорогие друзья! Сегодня отвечаю на все Ваши вопросы, заданные в прямом эфире в моем блоге инстаграм yakovleva_help. Статья получилась огромная, присаживайтесь поудобнее!)

1. Ребенок на все просьбы говорит «Нет!»

〰Скорее всего ребенок переживает возрастной кризис. Кризис – это изменения. Ребенок меняется. Кризис – временное явление и характеризуется тем, что раньше ребенок был «нормальный», а тут как подменили.

В данном случае ребенок отстаивает свои границы, удовлетворяет как может свою потребность в значимости и в свободе. Удовлетворение этих потребностей было нарушено. Скорее всего родители часто одергивают, категорично настаивают на своем, невнимательно относятся к желаниям ребенка.

Как себя вести родителю? Наблюдать, никаких резких действий. Использовать правило «Светофора». Читайте мою одноименную статью!

С уважением относиться к его «Нет». Нет так нет. Как можно чаще оказывать ребенку жесты любви (слова поддержки, качественное время, подарки, услуги, прикосновения). Как только ребенок почувствует, что он значим для близких, что его даже такого любят, уважают и ценят.

2. Если ребенок орет?

〰Орет – это агрессия. Агрессия – это реакция на «страдательные» эмоции (страх, боль, печаль). «Страдательные» эмоции – это неудовлетворенные потребности ребенка (в значимости и в свободе). Крик – это единственный способ ребенка понять, что его замечают, что на него реагируют.

Выход – удовлетворение потребностей ребенка в значимости и свободе.

3. Ребенок 1,6 года бьет и щипает близких. Делает больно.

〰Ребенок на своем языке просит Вас о телесном контакте с ним (объятия, массаж).

4. Если ребенок кидает, ломает, рвет игрушки? 1,9 лет.

〰Ребенок таким способом трансформирует накопленную агрессию. И это не самый худший вариант. Если Вы ему запретите это делать – начнутся аллергии, психосоматика и др. Здесь вопрос – почему у ребенка накапливается агрессия? Выявите какие потребности у ребенка не удовлетворены (в значимости? в свободе?) и пересмотрите свое поведение в данных сферах. Предоставляйте ребенку больше свободы, меньше контроля + знаки любви.

5. Агрессия у ребенка по поводу учебы. Крики, истерики, вплоть до «Я тебя ненавижу», когда нужно сесть за книжку. Ребенку 6,5 лет.

〰Ребенок переживает кризис 7 лет. Раньше ничего не требовали, а теперь одни «надо», ребенок адаптируется к новому статусу «школьника». Ему трудно и он проявляет агрессию. Необходимо поддержать ребенка в этот сложный период, больше внимания к его эмоциональному состоянию.

Самая главная поддержка для ребенка – это ощущение, что его любят, уважают, ценят. Даже «плохого» – истеричного, кричащего, бунтующего. .

Постарайтесь изменить свое ОТНОШЕНИЕ к ситуации. Вы хотите, чтоб ребенок непременно сделал домашнюю работу. Позвольте ему прожить «ошибку». Пусть один раз придет неподготовленный и «прочувствует» последствия своего решения. .

Постарайтесь изменить УСЛОВИЯ. Может быть от каких-то занятий можно на время отказаться и добавить их во втором, третьем классе, когда ребенок уже адаптируется к новому для него статуса «взрослого». Может можно изменить условия выполнения заданий. Разбить на части (утром, вечером). Через определенные промежутки времени давать ребенку ФИЗИЧЕСКУЮ НАГРУЗКУ (можно совместить с «языками любви» и вместе побегать по квартире). Подумать над созданием таких условий учебы, при которых ребенок получал бы не «негативные» эмоции, а «позитивные». Ребенок не хочет заниматься, потому что сталкивается с одним «негативом»: крики, давление, тревога и страх, что не справится. Исключите «негатив» и добавьте «позитив»: приз после выполнения, игровая форма подачи, участливое отношение к эмоциям ребенка «Я-сообщения»).

6. Как научить ребенка играть иногда самому? Очень обижается, если с ним не играют.

〰У ребенка не достаточно удовлетворена потребность в значимости. Основной язык любви ребенка «качественное время». Когда он просит поиграть с ним – Ваш отказ интерпретирует как «Я тебя не люблю». В этой сфере необходимо «накормить» ребенка. Сначала он будет «есть» много, потому, что «голодный». Постепенно начнет «наедаться». Когда станет «сыт», ему будет требоваться минимальное время, чтобы играла с ним мама. Когда ребенок один в семье – данный сюжет очень распространен.

Читайте также:
Как жить после расставания с девушкой?

7. Если старший ребенок проявляет агрессию к младшей иногда. Как реагировать?

〰Агрессия сына к младшей сестре – ревность, результат эмоции боли. Боли, что сестру любят больше. Особое внимание уделить знакам любви по отношению к старшему ребенку. Необходимо создать условия, при которых ребенок почувствует, что он не менее значимая и важная фигура для родителей, чем сестра.

8. Сын проявляет агрессию, когда у него что-то не получается. Как помочь ребенку в этом случае?

〰Это нормальная здоровая реакция. Необходимо сопроводить ребенка в переживании злости. Возвратить эмоции ребенка и использовать «Я-сообщения», в которых отражается Ваша реакция на его состояние: «Ты злишься. Я очень переживаю. Мне очень жаль. Чем я могу помочь?».

Это можно сделать и невербально. Очень важно дать ребенку ПРОЖИТЬ ЗЛОСТЬ, не «нажимать стоп».

9. Как вести себя родителям с младшей дочкой, которой по все видимости не хватает любви.

〰Изучить книгу Чепмена «5 языков любви». Выявить основной язык и общаться с ребенком как можно чаще на его языке любви.

10. Как себя вести, если ребенок на просьбы реагирует невероятной силы агрессией. Говорит, «лучше бы меня не было» и т.д.

〰Чем ярче ребенок проявляет агрессию, тем громче он хочет сказать «Стоп. Остановитесь! Я совсем не чувствую, что я ВАЖЕН для Вас. Что Вы уважаете мой выбор, мои желания, мое поведение».

Что касается именно Вашей реакции – то предоставьте ребенку возможность прожить эту злость (см. вопрос №8).

А. Брату 16 лет. Тяжелый подросток. Как отвратить от плохой компании? .

Б. Когда заканчивается подростковый возраст? Когда пройдет дерзость и непонимание взрослых?

〰Подростковый возраст, это возрастной кризис. Кризис – это изменение. У ребенка последняя возможность отстоять себя. Чем сильнее были нарушены его потребности (в признании, в свободе), тем ярче он будет пытаться их удовлетворить. Предоставьте ребенку свободу выбора, перестаньте его контролировать (максимум – сообщите безлично о последствиях его поведения) и сохраните контакт с ним (уважение, знаки любви: слова поддержки, качественное время, подарки, услуги, прикосновения).

Ребенок удовлетворит эти 2 базовые потребности и в течение 6 месяцев пройдет дерзость и непонимание взрослых.

12. Ребенок реагирует на отца только в отсутствии мамы дома. Когда мама дома – ребенок всех игнорирует.

〰Скорее всего ребенок не получает от мамы должного ЕМУ внимания. Попробуйте удовлетворять 3 базовые потребности ребенка:

1. потребность в любви, значимости, признании (уважение к желаниям ребенка, знаки любви);

2. Потребность в свободе. Читайте статью «Правило светофора»;

3. Потребность в безопасности (сохранять границы ребенка).

13. Ребенок фантазирует, уходит в себя.

〰Исключен ли диагноз РДА (ранний детский аутизм)?

  • это может быть проявлением особенностей свойств нервной системы ребенка.

У таких детей инертные процессы возбуждения и торможения, т.е. они как-будто запаздывают в реакциях.

  • это может быть «уходом» из реальности, где ребенок НЕ ЧУВСТВУЕТ себя:

1. значимым, важным, любимым;

2. свободным в желаниях;

3. в безопасности.

14. Ребенок не спит отдельно – только с мамой. Как приучить спать отдельно?

15. Можно ли иногда давать ребенку ремня?

〰Читайте мой блог. Статья «Бить или не бить».

16. Если ребенок рисует только темными красками? Это норма?

〰Если его любимые цвета темные – это норма, если любимые яркие цвета, то речь может идти о тревожности.

17. Ребенок бьет себя кулаком или коленом по голове, когда сделал что-то не то и ждет наказание.

〰Речь идет об аутоагрессии. Аутоагрессия – последствие невозможности выразить агрессию. Родитель запрещал проживать злость ребенку. Необходимо использовать возврат эмоций ребенка, «я-сообщения» (см. вопрос №8) и самое главное – разрешать ребенку проживать любые эмоции – даже те, которые Вам неприятны.

18. Ребенок плачет, если что-то не получается, например слезы.

〰Слезы – это непосредственная реакция на «страдательную» эмоцию. Страдательная эмоция – результат неудовлетворения потребности в значимости. Ребенок, переживает, если у него что-то не получится, его перестанут любить родители.

Как можно давайте ему понять, что Вы его будете любить и уважать всегда – с принятием относитесь к любым его эмоциональным реакциям, позволяйте ему их прожить (см. вопрос № 8).

19. Ребенок все свободное время проводит в телефоне. Агрессивно реагирует на то, когда просят переключить свое внимание на другое.

20. Если ребенок имеет нервные тики.

〰В 80% случаев нервным тикам сопутствует диагноз «дискинезия жёлчного пузыря». Необходимо исключить данный диагноз (УЗИ утром натощак).

Если нервные тики в результате стресса, то речь может идти о подавленных эмоциях (страх, гнев, обида). Подавленные эмоции – результат Вашего запрета на их выражение. Своим поведением Вы показываете, что не будете любить, если ребенок кричит, плачет, обижается и т.д.

21. Есть связь агрессии и диагноза СДВГ?

На этом все! Отстрелялась. )

Всем желаю любви к своим близким, Ваша #психологАннаЯковлева

Р.S. Если упустила чей-то вопрос, пишите в комментариях. Уточняйте, задавайте еще вопросы – обязательно отвечу!

Читайте также:
Конфликт поколений в романе отцы и дети

Агрессия у ребенка 4 или 5 лет: почему возникает и что делать? Советы психолога

Несмотря на то, что у ребенка кризис 3 лет миновал, зачастую родители сталкиваются с агрессивным поведение детей 4 или 5 лет. В данном возрасте уже завершился процесс формирования активной речи, и сознание ребенка способно выходить за пределы воспринимаемой действительности. Происходит развитие правого полушария, и центров пространственного анализа и синтеза. В последующем это способствует обучению математике, чтению и письму.

Дети возраста 4-5 лет испытывают острую потребность в движении. И если не удовлетворять их двигательную активность, он быстро перевозбуждаются, начинают капризничать и не слушаться. Это может привести к проявлению агрессии. Однако это не единственная причина! Поэтому давайте более детально рассмотрим ситуацию, когда агрессия имеет место у ребенка 4 или 5 лет, узнаем, что делать для нормализации общения с окружающими.

Признаки агрессии у ребенка 4-5 лет

Прежде всего разберемся, как распознать агрессивность, чтобы понимать, когда стоит беспокоиться и предпринимать какие-то меры. Обычно агрессивное поведение у ребенка 4 или 5 лет проявляется так:

• попытки причинить вред другим детям – толкнуть, ударить, укусить, обозвать;

• осознанная порча вещей: игрушек, мебели, предметов декора в доме и за его пределами;

• провокация на ответную агрессию. Чадо ведет себя неподобающим образом с родителями, воспитателями, ровесниками;

• осознанное непослушание – ребенок категорически отказывается делать то, что просят, чтобы рассердить родителей, воспитателей.

Если имеет место описанная ситуация, необходимо срочно задаться вопросом ее нормализации. Вспышки гнева и приступы агрессии нужно устранить немедля, чтобы ребенок не навредил себе или другим.

Причины агрессии у ребенка 4-5 лет

Конечно, первым делом следует разобраться в причинах агрессивного поведения. Именно их понимание и устранение поможет быстрее восстановить нормальное эмоциональное состояние чада, научить его правильно общаться с окружающими.

К основным причинам детской агрессии психологи относят:

• агрессивное поведение родителей. Если в семье малыш постоянно с ним сталкивается, то и сам начинает вести себя точно так же;

• недостаток внимания со стороны родителей. Он часто провоцирует детские кризисы в 4 или 5 лет. Малыши не обидчивые, просто они пытаются всяческими способами привлечь к себе внимание, не находят ничего лучшего, чем непослушание и асоциальные поступки;

• внутренние страхи и переживания. Очень часто они становятся главной причиной проблем эмоционального и поведенческого характера;

• упущение родителей в воспитании. Если малышу раньше не объяснили, как можно себя вести, а как нельзя, он может просто не понимать ситуацию.

• переутомляемость. Когда на ребенка сваливается слишком много дел и забот, он склонен проявлять поведение более младшего возраста. Иногда родители стараются дать ребенку то, чего в их жизни не было (секции, занятия, развлечения и т.д.). При этом они забывают, что психика ребенка еще не до конца сформирована. И это нужно учитывать при выборе нагрузок.

• отсутствие двигательной активности. Огромное количество занятий могут утомить ребенка, но и бездействие негативно сказывается на его поведении. Неудовлетворение потребности в движении способно вызвать агрессивные реакции у детей.

Это основные причины, которые выделяют психологи. Следовательно, на них и нужно ориентироваться, думая, как убрать агрессию у ребенка 4-5 лет.

Как бороться с агрессией ребенка

Рассмотрим несколько полезных советов, которые дает большинство специалистов, работающих в области детской психологии:

• нормализовать эмоциональную обстановку в семье. Перестать ссориться, кричать в присутствии малыша, подавая ему негативный пример для подражания;

• устранить физические наказания, выбрать другие методы. Ни в коем случае не стоит бить ребенка. Такое воспитание не даст положительного результата, а только вызовет ответную агрессивную реакцию;

• предупреждать о недопустимости агрессивного поведения и результатах. Например, выходя на улицу гулять, сразу обозначить, как нельзя себя вести и предупредить, что при первом же непозволительном поступке в процессе игры или общения ребенок пойдет домой. Он будет стараться контролировать эмоции и действия, чтобы не быть лишенным долгожданной прогулки;

• отдать на спортивную секцию. Психологи советуют выбирать командные игры: футбол, хоккей и т.д. Осторожными следует быть с единоборствами. Если выбран такой вариант, нужно отдать малыша хорошему тренеру, который научит держать эмоции под контролем, направлять энергию в правильное русло и проявлять агрессию только когда требуется.

• заниматься воспитанием ребенка с учетом его развития. Уделяйте своему малышу больше времени, играйте с ним на свежем воздухе, общайтесь, и не допускайте переутомления.

Проявляя любовь к своему ребенку, вы учите его правильно взаимодействовать с окружающей реальностью, любить себя и близких. Не жалейте времени на своих детей, ведь они скоро вырастут, а вы уже будете пожимать плоды своего воспитания.

Это основные советы психолога по теме устранения агрессии у ребенка 4 или 5 лет. Придерживаясь приведенных рекомендаций, удастся отметить, что чадо стало спокойнее и послушнее. Главное – правильно реагировать на его поведение. Если же справиться с проблемой не удалось, есть смысл обратиться психологу и пообщаться с ним лично для составления индивидуального плана действий по устранению причин агрессии.

Агрессия у ребенка 4 года: разбираем детально

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК

Читайте также:
Как начать отношения с мужчиной?

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая!

Аннотация: Практически в любом детском коллективе встречаются драчуны и задиры, которые любят показывать свою силу.

Статья:

Практически в любом детском коллективе встречаются драчуны и задиры, которые любят показывать свою силу. Высокий уровень агрессии у детей может стать настоящей проблемой для окружающих. Как минимум он повышает тревожность всех участников конфликта. Как максимум – может привести к несчастному случаю. Поэтому важно таких детей вовремя выявлять, а затем учить их контролировать свои эмоции. Как помочь малышу справиться с гневом, и что на самом деле стоит за агрессией?

ПОРТРЕТ АГРЕССИВНОГО РЕБЕНКА

Для начала стоит прояснить, что агрессия и агрессивность далеко не одно и то же. Агрессия – это разовый поступок, который идет вразрез с общепринятыми морально-этическими нормами, а его результатом является психологический или физический вред. Агрессивность – это способ выражения себя в обществе, поведение, ставшее привычным. Кроме того, стоит отличать агрессию и гнев у ребенка. Негативные эмоции и несогласие могут и должны находить иной выход и не должны выливаться в причинение вреда окружающим людям.

На самом деле детская агрессивность имеет вполне определенные критерии. Таковым является ребенок, который часто:

  • не может контролировать себя;
  • конфликтует со взрослыми, ругается или спорит;
  • завидует и мстит;
  • намеренно раздражает окружающих, выводит их из себя, обижает;
  • отказывается следовать правилам;
  • винит в своих ошибках других;
  • злится и отказывается делать что-либо;
  • избыточно чувствителен к словам и действиям как взрослых, так и детей.

При этом говорить об агрессивности как о патологическом поведении можно, если хотя бы 4 вышеперечисленных признака проявляются в течение полугода. В таком случае важно не медлить, а помочь малышу с адаптацией в социуме. Для этого нужно установить причины агрессии, понять, что на самом деле за ней стоит.

ПРИЧИНЫ ДЕТСКОЙ АГРЕССИИ

Агрессивность не является природной чертой характера. Ребенок изначально настроен к миру положительно. Не зря первое эмоциональное проявление – это улыбка. Предпосылки к агрессии создает среда, в которой он воспитывается и растет.

  • Пример первый. Малышу запрещают играться в песке, поднимать камушки, быстро бегать, рвать листья. Его постоянно одергивают и ругают. Сломал игрушку – значит, ты плохой, негодник. Он чувствует давление и несправедливость, думает, что его отвергают. Более того, под запретом оказываются вполне естественные эмоции гнева и обиды. Ребенок бунтует – проявляет агрессию к взрослым, срывается на детях.
  • Пример второй. В семье потакают капризам ребенка, он не знает слова «нет». Но рано или поздно ему приходиться столкнуться с ситуацией неудовлетворенности. Воспитатель в саду запретил бегать за обедом, или сверстник не поделился игрушкой, или что-либо еще. В любом из случаев малыш негодует – он так не привык.

Таким образом, агрессивность есть не что иное, как недостаток самоконтроля, неумение выразить гнев мирным способом. Нужно учитывать, что ребенок учится на примере. Видя насилие в семье, он усваивает урок: «Если я с чем-то не согласен, я могу ударить или наказать другого». «Если я зол и ругаюсь, меня боятся». Другой пример подают фильмы, сказки. Практически все современные герои проявляют силу, с кем-то борются, побеждают. Время диктует: если хочешь быть лидером, побеждай. Иными словами, найди антигероя и побей его.

ЧТО СТОИТ ЗА АГРЕССИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ?

В результате опросов школьников психологи выявили, что агрессивные дети не считают себя таковыми. Скорее наоборот, они чувствуют себя жертвами, обиженными, отвергнутыми. Агрессивное поведение формируется, сродни страху, от недоверия к окружающему миру.

Что же на самом деле движет ребенком, когда он проявляет насилие по отношению к другим?

  • Желание стать лидером, завоевать симпатии.
  • Низкая самооценка, стремление скрыть ее, защита.
  • Нехватка внимания со стороны родителей, агрессия как способ обратить на себя внимание.
  • Подражание сверстникам, нежелание быть белой вороной.

Агрессивный ребенок не видит иного выхода, кроме как напасть, чтобы получить то или иное благо или реакцию со стороны других людей. И чем больше подкреплено подобное поведение положительными результатами, тем сложнее его изменить.

ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ В РАЗНОМ ВОЗРАСТЕ

Однажды мама на приеме у психолога пожаловалась: «Сын с детства был таким – кусался, толкал меня, бил». На что тот ответил: «Ребенок, который растет в атмосфере любви и понимания, среди дружелюбных и любящих людей, не имеет предпосылок к агрессивности». В действительности это так. Чем меньше причин к недовольству, чем ярче пример, как положительно реагировать на неприятные обстоятельства, тем меньше повода к агрессии.

С самого раннего детства ребенок учится взаимодействовать с окружающими. Он воспринимает себя центром мироздания и искренне не понимает, почему не могут удовлетворяться все его желания и потребности. Задача родителей – мягко объяснить, показать, что иногда нужно соблюдать определенные правила.

Почему ребенок может проявлять агрессию в разных возрастах?

  • До года. Недовольство у младенца могут вызвать ограничение движения, а также гигиенические процедуры: промывание носа, подстригание ногтей. Некоторым детям не нравится одеваться на улицу. Агрессия проявляется в отталкивании, демонстративном разбрасывании игрушек, вещей. А вот страсть к кусанию обычно вызвана желанием установить контакт с матерью. При положительном подкреплении (например, реакцией смехом) действие повторяется.
  • 1-2 года. В этом возрасте ребенка начинают интересовать другие люди, он активно исследует мир и пробует устанавливать контакты. Агрессию могут вызывать частые запреты, особенно непоследовательные. Например, сегодня это можно, а завтра нельзя. Или когда мать сначала ругает и наказывает, а затем тут же целует и награждает игрушкой или сладостью.
  • 2-3 года. Малыш не чувствует боли, причиняемой другому, не способен поставить себя на чужое место. Кроме того, он эгоцентричен. Жестокость и агрессия могут проявляться при желании обладать какой-то игрушкой, когда возникает конфликт интересов с другими детьми. Также злость вызывают родительские запреты на то, чего очень хочется. Подкрепляют агрессивное поведение ругань, физическое наказание, оскорбления, изоляция.
  • 3-4 года. Ребенок уже не решается излить гнев на родителей и переносит его на предметы или других детей. Злость может возникнуть из-за строгих правил, несправедливого наказания. Реакция взрослых на поведение играет решающую роль. Вседозволенность, равно как излишняя строгость, ведет к агрессивности.
  • 4-5 лет и старше. К этому возрасту устанавливаются основные поведенческие реакции. Ребенок находит свой способ разрешения конфликтов, снятия стресса, злости, и в большинстве ситуаций действует одинаково. Кроме того, он начинает вникать в социальные связи, учится строить разные отношения с разными людьми. Важную роль играет понимание добра, воспитание сопереживания, милосердия. Агрессия может проявляться более изощренно, через словесные оскорбления, спланированную месть, отказ от общения. Зачастую ребенок перенимает манеру поведения родителей.
Читайте также:
Смс любимому новинки

КАК РЕАГИРОВАТЬ НА АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ?

Правильная реакция взрослых на агрессию решает половину проблемы. Нельзя отвечать ребенку тем же, то есть ругать и наказывать за агрессивное поведение. Нужно донести и подкрепить собственным примером, что любой конфликт можно решить мирным путем.

  • В момент вспышки ярости правильно будет крепко обнять ребенка сзади, чтобы он не мог ударить, и прошептать на ушко, что его эмоции понятны и нормальны. Когда малыш успокоится, нужно вместе найти мирный способ решения проблемы.
  • Если между детьми назревает ссора или заметно, что ребенок злится, нужно переключить его внимание. Важно учитывать, что тело к этому времени напряжено и готово к активным действиям. Поэтому лучше быстро затеять подвижную игру: бег наперегонки, прятки и т. д.
  • Объяснять ребенку, что он был не прав, нужно через «Я-сообщения». Неправильно говорить, что он плохой, драчливый, с ним не будут дружить. Лучше сказать: «Я расстроена, что произошла драка». «Я хочу, чтобы ты показал другим, какой ты добрый и воспитанный». «Мне приятно смотреть, когда ты весело и мирно играешь, а когда дерешься, мне грустно».

СПОСОБЫ КОРРЕКЦИИ

Лучше всего, если с агрессивным ребенком будет работать квалифицированный психолог. Знаний родителей зачастую недостаточно для эффективной коррекции поведения. Работа с агрессией проводится в нескольких направлениях:

  • обучение приемлемым способам выражения злости, недовольства, гнева;
  • обучение самоконтролю, умению распознать негативные эмоции по ощущениям в теле и вовремя успокоиться;
  • формирование способности сопереживать, доверять, сочувствовать, проявлять милосердие.

Если дома накаленная обстановка или ребенок переживает развод родителей, рекомендуется психологическая консультация всем членам семьи. Чтобы справиться с агрессией, важно поместить ребенка в спокойную, доброжелательную, любящую среду. При неврологических заболеваниях требуется лечение.

Также родителям стоит оказывать посильную поддержку ребенку. Важно помнить, что он проявляет агрессию только потому, что не умеет иначе. О том, какие способы помогут справиться с эмоциями, читайте ниже.

ЧТО ТЫ ЧУВСТВУЕШЬ?

Когда ребенок злится, нужно попросить его описать, что он чувствует, где располагается чувство гнева в его теле. Обычно дети очень детально расписывают, как горят щечки, начинает покалывать в ладошках, колотится сердечко, в горле кричать хочется. Важно чтобы малыш научился прислушиваться к своим ощущениям. Нужно попросить его словесно сообщать о своем состоянии. Например: «Я очень злюсь», «Тебе лучше меня не трогать, я могу сорваться».

ОБЗЫВАЛКИ

Гнев нужно выражать приемлемым способом. Например, вместо обидных оскорблений лучше использовать шуточные обзывалки. Участники конфликта должны договориться, какие слова они будут говорить друг другу. Например: «Ты картошка». «А ты укроп». В конце, когда на смену злости придет смех, нужно закончить перепалку приятным словом: «А ты солнышко (котенок, сахарок)».

Агрессию у детей постарше можно унимать обзывалками в стихотворной форме. Например:

«Ленка — пенка — колбаса,
На веревочке оса.
Ленка — пенка — колбаса,
Тухлая капуста.
Съела кошку без хвоста,
И сказала: «Вкусно».

РАССЛАБЛЯЛКИ

По мере того, как ребенок будет учиться распознавать свой гнев, нужно учить его самоконтролю. Одним из способов является расслабление. Нужно попросить малыша изобразить злость, а затем попробовать прилечь и расслабиться. Необходимо закрыть глаза и представить, как он качается на волнах на надувном матрасе. Можно сделать легкий массаж с потешками. Главное, чтобы ребенок почувствовал, что гнев – это временная эмоция, которую он способен контролировать.

ЗЛАЯ КУКЛА

Малышу можно подарить игрушку, которая обладает не слишком покладистым характером. Нужно придумать и рассказать ее историю, попросить сына или дочку ее перевоспитать. Чтобы игра не наскучила, взрослый должен активно участвовать в ней, управлять второй куклой, спрашивать, как чувствует себя воспитанник, научился ли он бороться со злостью.

МЕШОЧЕК ДЛЯ КРИКА

Еще один действенный способ избавиться от гнева и предотвратить агрессию – покричать в мешочек. Ребенку нужно разрешить выкрикивать любые, даже самые плохие слова. Лучше он сделает это сейчас, чем потом, на улице. После того, как малыш почувствует облегчение, мешочек вытряхивают за окошко.

Читайте также:
Как влюбить в себя мужчину психология?

АРТ-ТЕРАПИЯ

Разгневанному ребенку можно предложить лист бумаги и карандаши и попросить нарисовать свои чувства. Поначалу он будет выбирать темные тона, надавливать на карандаш с силой. По мере того, как нажим будет слабеть, нужно предложить новую идею – изобразить счастье или мечту. Также для арт-терапии хорошо подходят пальчиковые краски, которыми можно рисовать на холсте всей рукой. Дети 5 лет и старше могут рисовать карикатуры на своего обидчика. На заключительном этапе плохой рисунок уничтожают – рвут или сжигают.

ДЕЙСТВИЕ

Если ребенок сильно разозлен и расслабление невозможно, нужно показать, как правильно выплеснуть негатив. Например, устроить бой подушками, покидать мяч в баскетбольное кольцо, побить грушу, поиграть в боулинг. Также полезно будет отвести агрессивного ребенка в какую-нибудь спортивную секцию, где он будет расходовать свою энергию (плавание, боевые искусства, акробатика).

Итак, на формирование агрессии у детей существенно влияют внутрисемейные отношения и способы воспитания. Слишком строгие правила, равно как и вседозволенность, могут подтолкнуть ребенка к агрессивному общению. Важно не окружать ребенка запретами, а объяснять и показывать на примере, как приемлемо себя вести, а как нет. Психологи рекомендуют использовать слово «нельзя» не более 5 раз в день – только в случаях, когда малыш собирается сделать что-то действительно опасное. В остальном нужно переключать его внимание. Например, если он пытается разбить кружку, нужно дать пластиковый стаканчик со словами «попробуй бросить это». Или при попытке порвать книгу дать старую газету, которую рвать можно.

Конечно, чтобы обуздать агрессию ребенка, взрослому самому нужно умерить эмоции. Для этого при очередной вспышке гнева стоит задаться вопросом: «А что в этот момент происходит в детской голове?».

Агрессивное поведение у ребёнка: что делать родителям

Агрессивный ребёнок – не редкое явление в современном мире.

К сожалению, для многих родителей это большая беда, с которой они сталкиваются дома при воспитании своего ребёнка, а также в детском коллективе, когда их любимый малыш находится на одной территории с ребёнком, проявляющим агрессию.

«Чем опасна агрессия?», «Как помочь ребёнку с агрессивным поведением?» – на эти и другие вопросы мы попробуем ответить в данной статье.

Содержание:

  • Портрет агрессивного ребёнка
  • Виды агрессии
  • Как понять, что ваш ребёнок агрессивно себя ведёт: симптомы и признаки
    • Диагностика
  • Проявление агрессии в разном возрасте
  • Причины детской агрессии
  • Как бороться с детской агрессией: советы психолога
    • Ошибки родителей
  • Рекомендации родителям агрессивного ребёнка

Портрет агрессивного ребёнка

Не заметить ребёнка с агрессивным поведением довольно сложно. Часто это драчливый и грубый ребёнок, который может напасть и ударить сверстника или родителей, ломающий игрушки, кричащий или целенаправленно употребляющий грубые выражения.

Агрессивный ребёнок становится большой проблемой для родителей, воспитателей, учителей. Такого «сложного» ребёнка очень трудно принять, и ещё сложнее понять, в чём причина такого поведения.

Агрессивное поведение детей – это «крик о помощи» и своеобразный метод привлечения внимания. Такой ребёнок «сигнализирует» о том, что он нуждается в любви и ласке, понимании и принятии. С помощью агрессии он даёт понять, что испытывает внутренний дискомфорт, что чувствует себя отверженным и забытым.

Безразличие и жестокость со стороны родителей могут приводить к проблемам в детско-родительских отношениях, итогом которых становится уверенность ребёнка в том, что его не любят. Чтобы изменить сложившуюся ситуацию и «заслужить» любовь родителей, дети пытаются привлечь их внимание любым способом, в том числе и агрессивным поведением. Если ребёнок чувствует, что уязвим, если он не уверен в себе, если он не может влиться в детский коллектив и почувствовать себя там «своим», то и агрессия со стороны такого ребёнка не заставит себя долго ждать.

Такие дети чаще всего не могут оценить свою агрессивность, они не замечают, что такая форма поведения приводит к каким-то негативным последствиям. Они тревожны, пугливы, им кажется, что весь мир настроен против них.

Очень важно, чтобы родители и педагоги понимали, чем отличается «агрессия» и «агрессивность»:

  1. Агрессия – это «разовый» поступок ребёнка, который нарушает морально-этические нормы и может привести к причинению морального или физического вреда окружающим.
  2. Агрессивность – это форма поведения, которая со временем становится «привычной».

Виды агрессии

Среди видов агрессии можно выделить следующие:

Вербальная агрессия

Этот вид агрессии проявляется в словесной форме: повышенный тон разговора, переходящий на крик, оскорбления и унижения, возможны даже угрозы.

Физическая агрессия

Данный вид агрессии проявляется в конкретном физическом воздействии по отношении к какому-либо лицу или причинении ущерба чужому имуществу: укусы, побои, повреждение различных вещей, техники и т.д.

Прямая агрессия

Вид агрессии, который направлен на определённый объект.

Косвенная (непрямая) агрессия

С помощью этого вида агрессии ребёнок может сплетничать, использовать злобные шутки, провоцировать.

Аутоагрессия

Этот вид агрессии, который ребёнок использует против самого себя. Проявляется в выдирании волос, ресниц, бровей, обгрызании ногтей, частой травматизации.

Как понять, что ваш ребёнок агрессивно себя ведёт: симптомы и признаки, диагностика

На что же следует обратить внимание родителей в поведении ребёнка:

  • ребёнок не может контролировать свои слова, действия, эмоции, поведение в целом. В редких случаях может пытаться взять под контроль своё поведение, но, ни чего из этого не выходит;
  • ребёнок часто ругается с ровесниками и взрослыми, целенаправленно вступает с ними в споры и выясняет отношения;
  • ломает игрушки, рушит строения, выполненные другими; любит портить вещи других и при этом получает явное удовольствие;
  • не реагирует на просьбы, указания и нарушает установленные правила;
  • намеренно совершает «плохие» поступки, чтобы вызвать негативную реакцию;
  • помнит об обиде и обидчике, зачастую хочет отомстить обидчику;
  • не может признавать свои ошибки, всегда пытается оправдаться или обвинить другого.
Читайте также:
Как сохранить отношения с мужем?

Для детей, особенно дошкольного возраста, свойственно непослушание. Если на это есть серьёзная причина (несправедливое наказание, обида), то злость ребёнка и его агрессия вполне оправдана, и в таких случаях считается абсолютно нормальной реакцией ребёнка.

Родителям стоит принимать меры только в том случае, если они замечают у своего ребёнка как минимум несколько признаков из вышеперечисленных регулярно (от шести месяцев).

Диагностика

При возникновении сомнения относительно уровня агрессии ребёнка, родителям следует обратить особое внимание на его рисунки, ведь они могут быть очень информативными. Возможно, пришло время обратиться за помощью в случаях, если ребёнок:

  • изображает себя в виде маленькой фигуры (относительно других объектов, находящихся на рисунке);
  • рисует себя в «закрытой» позой (вытянутая, угловатая фигура с прижатыми к телу или спрятанными за спину руками);
  • рисует себя с большими глазами, с чётко прорисованными зрачками;
  • чётко прорисовывает зубы и ногти;
  • рисует оружие;
  • пожар;
  • огромные руки, кулаки;
  • регулярно «забывает» нарисовать кого-то из членов семьи или оставляет эту фигуру не раскрашенной;
  • если на рисунке много исправлений;
  • линии рисунка слабые или нет чётких контуров.

Диагностику агрессивного поведения ребёнка должны проводить специалисты (психолог, психотерапевт, невропатолог). Главная цель такого диагностирования – выяснить причину агрессивного поведения, понять зачем, почему и от чего он защищается. Также следует прояснить, какие есть «ресурсы» у данного ребёнка, на них можно будет «опереться» в решении данной проблемы.

Проявление агрессии в разном возрасте

Проявление агрессии у детей можно увидеть на разных возрастных этапах:

Младенчество

Младенцы проявляют свою агрессию, когда голодны, испытывают боль, дискомфорт, находятся в неудобном положении.

Раннее детство

Маленькие дети склонны к проявлению агрессии:

  • к взрослому и связано это с достижением какой-либо цели;
  • к новорождённому брату, сестре, так как обостряется чувство страха потерять материнскую любовь, чувство ревности;
  • после кризиса трёх лет агрессия обычно «притухает».

Дошкольный возраст

Появляется враждебность к сверстникам. Агрессия может проявляться как реакция на обиду.

Школьный возраст

В этом возрасте агрессия проявляется чаще всего в вербальной форме для защиты своих интересов (оскорбления, ругательства) или для выхода из изоляции. Через агрессию школьник может выражать обиду и страх.

Подростковый возраст

В подростковом периоде проявление агрессии носит показательный характер: «Я взрослый и могу себе это позволить!». Чаще всего агрессию проявляют лидеры и/или аутсайдеры, так как агрессия в этом периоде тесно связана с общением со сверстниками.

Причины детской агрессии

Эмоциональная бездна

Если у родителей и ребёнка не установлена или утрачена положительная эмоциональная связь, если родители решают свои проблемы между собой очень бурно и эмоционально, и крайний вариант – винят ребёнка в своих проблемах, то это может привести к появлению и закреплению агрессии в поведении детей.

Здесь возможны два варианта развития событий, ведущие к агрессии:

  1. Подражание. Когда агрессия воспринимается как допустимый вариант поведения и усвоенный способ решения проблем.
  2. Утрата надежной привязанности (когда нет контакта). Если контакт родителя и ребёнка утрачен или он не был установлен с самого начала, проявление агрессии в поведении ребёнка не заставит себя долго ждать.

Неуважение к личности ребёнка

Если взрослый (особенно родители) позволяет себе оскорбления, унижения, некорректные высказывания в сторону маленького человека, то это приводит к развитию глубоких комплексов. Итогом такого общения может стать не только агрессия, но и вспышки сильнейшей ярости.

Низкая самооценка

Одной из причин агрессивного поведения ребёнка может быть низкая самооценка.

Если ребёнок не уверен в себе, то в он не уверен и в окружающих. Низкая самооценка «рисует» в воображении опасность, которая может исходить от ровесников, родителей, педагогов. В подобных случаях ребёнок не дожидаясь, когда его обидят, начинает вести себя агрессивно сам, предупреждая таким образом придуманную атаку «из вне».

Если у таких детей на фоне заниженной/низкой самооценки нет возможности получить эмоциональную поддержку от родителей, то есть вероятность, что ребёнок сделает выбор в пользу агрессивной формы поведения.

Гипер и гипоопека

Полное отсутствие контроля, как и его чрезмерное проявление, несут в себе большую опасность влияния на формы поведения ребёнка и в частности на уровень проявления агрессивного поведения. Чрезмерность контроля со стороны родителей может порождать страх, тревогу, которые аккумулируясь в ребёнке, приведут к неизбежному протесту против существующих правил. Часто это происходит именно в форме агрессии.

Дайте ребёнку больше свободы, обеспечивая при этом его полную безопасность. Установите приложение «Где Мои Дети» из магазинов AppStore и GooglePlay.

Быть лучшим

Желание быть лучшим среди сверстников часто подталкивает детей к проявлению агрессивной формы поведения.

Читайте также:
Как определить любовь мужчины?

Современные герои мультфильмов, художественных и документальных фильмов, компьютерных игр, вне зависимости от того – положительные они или отрицательные, несут в себе агрессию. Часто на экранах мы видим применение силового вмешательства в якобы «благих» целях. Взрослые понимают, что это – крайний вариант выхода их ситуации, ребёнок же считывает это послание призывом действовать подобным образом в любых ситуациях. Этот путь они считают самым удобным в достижении определённого статуса среди сверстников.

В таких случаях важно объяснить ребёнку, что есть разные пути достижения статуса лидера: например, через способности и увлечения.

«Такой, как все»

В настоящее время ребёнок, попадая в тот или иной социум, детский коллектив видит различные варианты поведения. Если в классе «поддерживается» агрессивное поведение, то ребёнку, дабы не выделяться и не быть аутсайдером проще надеть «маску агрессии», нежели бороться с подобными «нормами». Давление, которое оказывает на ребёнка класс, можно сравнивать с феноменом толпы – противостоять такому давлению сложно даже взрослому человеку, не говоря уже о детях.

Не следует забывать и о таких причинах, как переутомление, запрет на физическую активность, чрезмерное употребление некоторых продуктов питания (шоколад, кофеин и др.), температура воздуха, уровень шума и т.д.

Как бороться с детской агрессией – советы психолога

Родителю нужно знать некоторые истины, которые помогут ему в борьбе с агрессией ребёнка:

Выход, а не подавление

Всегда важно давать выход эмоциям, не «зажимая» их и не «подавляя».

Этому должны научиться сами родители, а уже потом научить этому своих детей. Если вы злитесь, то не бойтесь говорить об этом своему ребёнку. Это нормально. Таким образом, вы проговариваете проблему, и вам становится легче. Параллельно вы показываете ребёнку, что и он может так делать – говорить о том, что ему не нравится, что он зол или чем-то расстроен. Постепенно ребёнок освоит этот «манёвр» и поймёт, что гораздо легче говорить о проблеме, нежели пытаться привлечь внимание своим ужасным поведением.

Правильный пример

Важно, чтобы ваши слова ни расходились с вашими действиями. Отдавайте себе в этом отчёт. Не требуете от ребёнка того, чего не можете выполнить сами.

Если вы хотите, что бы ребёнок экологично выражал свои эмоции, обратите внимание на то, как делает это его окружение, и прежде всего, вы – родители.

Если у вас сложности с выражением своей агрессии и вы не можете «принимать» агрессивное поведение своего ребёнка, то возможно, стоит обратиться к психологу.

Агрессия неминуема

Если «приступ» агрессии уже начался, ребёнок кричит, пытается ударить, то лучший вариант – крепкие объятия. Когда он успокоится, вы можете сказать, что готовы выслушать его всегда, когда ему плохо. Беседовать с ребёнком в такие моменты лучше без посторонних и без эмоционально окрашенных слов и выражений.

Способы коррекции агрессивного поведения

Всех родителей, столкнувшихся с агрессивным поведением ребёнка интересует вопрос: «Как правильно подойти к коррекции такого поведения?»

Следует отметить: для того чтобы был виден устойчивый результат работы, необходимо, чтобы коррекция носила не эпизодический характер, а постоянный и комплексный.

К наиболее популярным способам коррекции агрессивного поведения, особенно в дошкольном возрасте, можно отнести арттерапию во всём её многообразии:

  • изотерапия (можно использовать различные способы рисования: кляксотерапия, рисование пальчиками, ладонями, стопами);
  • песочная терапия;
  • глинотерапия;
  • куклотерапия (можно приобрести или сшить самим куклы для кукольного или пальчикового театра, изготовить бумажные фигурки для настольного театра);
  • сказкотерапия (сочинение сказок самим ребёнком и для ребёнка. Важно предлагать для ребёнка роль с позитивной силовой характеристикой, к примеру: рыцари, богатыри и др);
  • танцевальная терапия и др.

Следует обратить внимание на подвижные игры, способствующие снятию напряжения и нейтрализации агрессии; игры на развитие коммуникации ребёнка и позитивной модели поведения, игры на развитие эмпатии и релаксационной направленности.

Для выхода накопившейся агрессии ребёнку можно предложить:

  • комкать и рвать бумагу;
  • подраться с подушкой или боксёрской грушей;
  • использовать «мешочек / стаканчик для криков»;
  • использовать надувные дубинки, водяной пистолет, батут;
  • пинать ногой консервную банку;
  • втирать пластилин в картон.

Ошибки родителей

На формирование и закрепление агрессивного поведения детей могут влиять следующие факторы:

  • низкая степень сплочённости семьи;
  • неадекватный стиль семейного воспитания (гипоопека, гиперопека);
  • разные стили воспитания у родителей;
  • демонстрация модели агрессивного поведения (родителей к детям, отца к матери и др.);
  • поощрение агрессивных тенденций в поведении детей;
  • равнодушное отношение к социальной успешности ребёнка;
  • применение физических наказаний;
  • угрозы, «вербальное насилие»;
  • введение каких-либо ограничений;
  • полное отсутствие поощрения;
  • дефицит внимания на воспитание и внутрисемейное общение;
  • чрезмерный контроль / отсутствие контроля;
  • отсутствие эмоционального контакта;
  • недооценка роли личного примера родителей;
  • «жизнь ради детей»;
  • неконтролируемое использование гаджетов.

Рекомендации родителям агрессивного ребёнка

  1. Нельзя запрещать ребёнку выражать негативные эмоции. Подчеркивайте, что любые эмоции – это нормально!
  2. Помогите ребёнку найти способ для «экологичного» выражения агрессии (это может быть спортивная секция, подвижные игры).
  3. Разговаривайте с ребёнком, спрашивайте о том, что его беспокоит.
  4. Повышайте самооценку ребёнка: хвалите за его «сильные» стороны, подчёркивайте достоинства.
  5. Снижайте уровень критики.
  6. Постарайтесь исключить или минимизировать агрессию из окружающего мира ребёнка (наказания, ТВ и компьютерные игры с агрессивными акцентами, грубые фразы в разговоре).
  7. Старайтесь общаться из позиции «на равных».
  8. Следите, чтобы ваши слова ни расходились с делом (к примеру: говорим о недопустимости применения нецензурных слов, а сами их применяем).
  9. Развивайте коммуникативные навыки ребёнка.
Читайте также:
Выйти из стресса

Следует помнить, что наказания и запрет на выражение негативных эмоций могут закрепить агрессивное поведение ребёнка, загнать проблемы вглубь. Ищите причину возникновения такого поведения.

Большинство родителей на разных возрастных этапах, рано или поздно сталкиваются с агрессивным поведением ребёнка. И главное, что они должны помнить в такие моменты – решать эту проблему можно и нужно только через любовь, ласку и уважение к своему ребёнку.

Как справиться с детской агрессией: советы психологов

30 сентября 2021 года

В сложных ситуациях дети иногда ведут себя агрессивно. Со временем такая реакция может стать привычной и привести к неумению управлять эмоциями. Задача взрослых — вовремя предупредить агрессивное поведение, выявить его причины и помочь ребенку. О том, как это сделать, рассказывают специалисты столичного центра содействия семейному воспитанию «Маяк».

Откуда берется агрессия

«Частые драки, конфликты с одноклассниками и учителями — это проявления агрессии. С ними можно и нужно работать», — говорит педагог-психолог центра «Маяк» Рената Чишкина.

Частое и неконтролируемое выражение враждебности в итоге приводит к снижению успеваемости у ребенка, а в более старшем возрасте — к появлению вредных привычек (курение, алкоголизм, игромания) и проблемам с законом.

Среди причин детской агрессии специалисты выделяют две наиболее распространенные. Первая — проблемы в семье. Ребенок не учится управлять своими негативными эмоциями, если его родители часто открыто ссорятся. Также в зоне риска дети, живущие сами по себе, когда родители не проявляют интереса к их жизни, не демонстрируют заботу и поддержку или же оценивают детей критически, подчеркивая неудачи и игнорируя достижения.

Кроме того, дети интуитивно стараются копировать взрослых: если мать или отец очень эмоционально реагируют на свои неудачи, то и ребенок перенимает такое поведение.

Вторая группа причин детской агрессии связана с окружением ребенка — детским садом, школой, друзьями, а также с информационным полем.

«Если ребенку не удалось завязать дружеские отношения с одноклассниками, он чувствует себя отверженным, испытывает тревогу. И такое состояние может провоцировать вспышки агрессии», — поясняет Рената Чишкина.

Дети, которых не приняли в школьном коллективе, иногда попадают в так называемые проблемные компании, где агрессивное поведение поощряется.

Свою роль могут сыграть и низкие оценки. Многие дети воспринимают их как критику. Ребенок может почувствовать несправедливость, обиду на учителя, и тогда его захлестнут эмоции, проявится агрессия.

Как помочь ребенку справиться с агрессией

«Если человек в детстве не научится контролировать свое агрессивное поведение, то во взрослой жизни агрессивное поведение будет контролировать человека», — говорит Рената Чишкина.

Специалистами разработано немало методик, повышающих навыки управления гневом. Так, снятию агрессивных состояний, в особенности у детей младшего возраста, способствует работа с тестом, пластилином, глиной и другими мягкими материалами. Лепить, мять, стучать по глине кулачком, рвать только что вылепленные фигурки — все это помогает ребенку избавиться от излишнего напряжения.

Не менее эффективны и активные физические игры. Они снижают агрессивность, учат соблюдать правила и адекватно реагировать на свои проигрыши.

Кроме того, специалисты центра «Маяк» советуют родителям контролировать взаимодействие детей с гаджетами. «Будьте в курсе любимых игр, фильмов, каналов на YouTube и TikTok, а также того, как много времени они занимают в жизни ребенка. Это поможет вам вовремя среагировать и предотвратить формирование агрессивного поведения. И не бойтесь спросить у ребенка, что он чувствует. Часто дети держат переживания в себе. Простые вопросы (Как прошел день?“, „Кажется, ты расстроен?“) позволяют начать разговор, который не только поможет решить проблемы, но и покажет ребенку, насколько он для вас значим», — советует педагог-психолог Илья Верпаковский.

Если же самостоятельно справиться с агрессией ребенка не получается, не бойтесь обратиться к специалистам. Приемные родители смогут найти поддержку в службах сопровождения замещающих семей. Узнать подробно об их работе можно на портале «Моя новая семья».

Если вы хотите получить поддержку, лучше понять себя, свои личные и профессиональные ориентиры, рекомендуем записаться на бесплатные вебинары в Московскую службу психологической помощи населению на сайте www.msph.ru или прийти на бесплатную очную консультацию к психологу в одно из подразделений службы.

Также в круглосуточном режиме работают телефон неотложной психологической помощи 051 (для городского) и +7 (495) 051 (для мобильного) и чат психологической поддержки. Подробности на сайте www.msph.ru

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Агрессия у ребенка

Причины агрессии у детей и советы психолога что делать родителям: как правильно реагировать на проявления агрессивного поведения.

В нашей культуре слово агрессия имеет ярко выраженную негативную окраску.
Агрессивный, агрессор – чётко отрицательные характеристики.

Однако, в более широком смыслеагрессия – естественная реакция человека, позволившая выжить виду.

Первичная агрессия

Человек рождается с набором инстинктов и импульсов.
В том числе и с первичной агрессией.

Не будь её, младенец просто не смог бы выжить. Его плач, громкий призыв обратить на себя внимание – по сути агрессивен. С его помощью малыш вторгается в личные границы своей семьи, чем нарушает установленный до его появления порядок.

Читайте также:
Поведение в коллективе — расписываем все нюансы

Чуть позже он пробует кусать материнскую грудь – источник питания. Это первые неосознанные попытки внести свою агрессию в окружающее поле, проявить себя.

Затем развивается хватательный рефлекс, чем малыш с интересом и настойчивостью пользуется. Он хватает всё, что попадается ему на пути, не будучи способным осознавать, что причиняет боль. Матери, окружающим, домашним животным. Наносит урон предметам обстановки.

Исследовательский инстинкт

Ребёнок – маленький разрушитель.

Новоиспечённые родители вынуждены изменять пространство, чтобы обезопасить малыша и ценные предметы. Таким образом, поведение ребёнка, исследующего окружающий мир, вполне можно назвать агрессивным. Ведь он вторгается в границы других, его поведение ещё не опосредовано социальными нормами, и он не понимает, какие его действия приемлемы, а какие – нет.

И задача окружения в этом случае – справляться с такой агрессией, адаптироваться, становиться контейнером для агрессии малыша.

Как должны реагировать родители

Правильным для родителей в этом случае является понимание того, что ребёнок не способен фильтровать, какие его действия могут нанести урон.

Заботиться о том, чтобы ценные предметы не попадались на пути маленького исследователя. Оберегать младших членов семьи и животных от могущего быть разрушительным контакта.

Ласково и нежно объяснять ребёнку, что собачку нельзя тягать за хвостик, и стараться переключить внимание на более подходящие предметы.

Как формируется травма

Некоторые несдержанные взрослые начинают кричать на ребёнка, с яростью выдирая из рук разорванный паспорт, шлёпать по попе, уносить в другую комнату и изолировать, наказывая тем самым за проступок.

Такое поведение пугает ребёнка. Он ещё не в состоянии осознать, что совершил преступление локального масштаба. Для него не существует отличия между паспортом и книжкой, которую можно трепать.

Понимать это – задача родителя.. Подробнее как ребёнок справляется со своими агрессивными чувствами, если родители ему не помогают.

Крик действует на младенца намного более травматично, чем мы можем предположить. Это сигнал опасности.

Ребёнок ещё не понимает всех слов, но отлично читает эмоции. Видя перекошенное от ярости мамино лицо, он впадает в ужас. Такую ситуацию смело можно считать ранней травмой.

Остановленная агрессия

Малыш делал обычные действия – исследовал мир посредством манипуляции с предметами. Раньше ему это разрешалось. В один момент ситуация поменялась – мир стал другим для него – небезопасным, агрессивным, карающим. Он не способен понять, за что его наказали.

Почему мама кричит и на её лице ярость.
Почему в ответ на его плач, мама не успокаивает и не берёт на руки?

Ребёнок испытывает сильную фрустрацию.

И бессознательное может считать эту ситуацию следующим образом: исследование мира небезопасно. Оно приводит к агрессии окружающих. Моя исследовательская агрессия может привести к наказанию. И тогда формируются адаптивные способы поведения – не исследовать, не хватать предметы.

Ребёнок начинает плакать, оказываясь без мамы. Мир несёт угрозу.

Так, в приведённом примере, взрослый не смог удержать свои эмоции, причинив ребёнку психологическую травму и остановив его агрессию, направленную на исследование мира. Тем самым остановив поисковый инстинкт и интерес к познанию.

Агрессия развивается вместе с малышом

По мере роста ребёнок продолжает исследовать мир другими способами. Его действия становятся более осознанными. Он начинает социализироваться и усваивает правила поведения. Но в его картине мира пока нет полного понимания своих границ и границ окружающего мира, в том числе и других людей. Поэтому ребёнок совершает действия, которые позволяют ему получить эти знания.

Его поведение может казаться достаточно агрессивным. Взрослый должен понимать, что, проявляя физическую агрессию по отношению к предметам, людям, животным, малыш устанавливает границы, и мягко сообщать ему, какие способы не годятся для этого.

Не стоит ругать ребёнка за сломанную машинку или куклу. Такое поведение является способом исследования. Изучения устройства предметов.

Если малыш бьёт своего брата или сестричку, других детей или взрослых, стоит для начала разобраться, что стоит за его поведением. Это может быть ревность по отношению к родителям, попытка защитить свою территорию, охрана своих границ при угрозе.

Роль родителей в воспитании здоровой агрессии

Задача родителя – сопровождать малыша в процессе познания мира, контейнировать его агрессию, удерживая при этом свои агрессивные реакции.

Не позволяя собственным эмоциям остановить ребёнка в этом важном процессе.

Позволить маленькому человеку в специально созданном для него безопасном пространстве получать знания об окружающих предметах, людях и животных.
Останавливать агрессию ребёнка – значит лишить его возможности полноценного развития, отобрать у него возможность получить ценный опыт.

Задача взрослых – контролировать и ограждать, подсказывать, ласково переключать на подходящие объекты, демонстрировать собственным примеров адаптивные способы обращения с предметами.

Не наказывать, не ругать, не кричать.

И тогда вы можете быть уверены, что агрессивные тенденции сгладятся постепенно, а ребёнок вырастет любознательным и будет познавать мир в более приемлемых формах.

Чувствуете, что не справляетесь, реагируете, не выдержали и затем жалеете о сделанном. Не корите себя, отзываются ваши детские травмы, запишитесь на консультацию для родителей: агрессия ребенка. Пусть ваш ребенок растет счастливым и успешным!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: