Аналитическая психология юнга: излагаем подробно

Аналитическая психология Карла Юнга

Аналитическая психология — это одно из направлений неофрейдизма, основанное последователем З. Фрейда, швейцарским психиатром Карлом Густавом Юнгом.

Содержание

  • Структура личности по К. Юнгу
  • Архетипы
  • Интроверты и экстраверты
  • Отличия психоанализа Фрейда от аналитической психологии Юнга

Карл Юнг (1875-1961) продолжал развитие психоаналитической теории. Он сотрудничал с Зигмундом Фрейдом и играл ведущую роль в психоаналитическом движении. Но в дальнейшем Юнг не следовал фрейдовским традициям, а пошёл своим путём, создав аналитическое направление. Потому сотрудничество Фрейда и Юнга не было столь уж долгим.

Структура личности по К. Юнгу

По Юнгу, структура личности состоит из Эго, Личного бессознательного и Коллективного бессознательного.

1. Эго — это сознание человека, или всё, что мы имеем в виду, когда говорим «Я». Оно состоит из ощущений, воспоминаний, мыслей, перцепций. Эго отвечает за самоотождествление, и фактически является центром личности.

2. Под уровнем сознания находится личное бессознательное. Этот уровень бессознательного не слишком глубок, находящиеся там события могут быть восстановлены в сознании с помощью некоторых усилий.

Личное бессознательное — это область бессознательного, содержащая в себе образования, прежде находившиеся на уровне сознания, но впоследствии забытые или подвергшиеся вытеснению.

Оно состоит из всех воспоминаний, ощущений, страхов, импульсов и желаний, нечетких восприятий и другого личного опыта, подвергшегося вытеснению или просто забытого. Личное бессознательное постоянно наполняется новыми переживаниями, которые мы либо игнорируем, либо до конца не осознаем.

Содержание личного бессознательного сгруппировано в определенные тематические комплексы: эмоции, воспоминания, желания и тому подобное. Данные комплексы проявляются в сознании в виде определенных доминирующих идей — идеи силы или идеи неполноценности — и таким образом оказывают влияние на поведение. Комплекс предстает чем-то вроде маленькой личности внутри личности человека как целого.

Комплексы — это эмоционально заряженные группы мыслей, чувств и воспоминаний. У каждого из нас есть материнский и отцовский комплексы — эмоциональные впечатления, мысли и чувства, связанные с этими фигурами и сценариями их жизни и взаимодействия с нами. Распространённый в наше время комплекс власти — это когда человек очень много своей психической энергии посвящает мыслям и чувствам о контроле, доминировании, долге, подчинении. Хорошо также известен комплекс неполноценности.

3. Ниже уровня личного бессознательного лежит более глубокий уровень — коллективное бессознательное.
Коллективное бессознательное — это наиболее глубокий уровень психической деятельности, содержащий в себе врожденный опыт прошлых поколений людей, а также животных предков.

Коллективное бессознательное содержит в себе универсальный эволюционный опыт и составляет основу личности человека. Опыт, находящийся в коллективном бессоз­нательном, является действительно бессознательным. Мы не можем осознать его, каким-либо образом вспомнить, как это возможно с содержанием личного бессознательного.

Юнг считал, что коллективное бессознательное — наследие предков, сформировавшиеся в процессе эволюции человечества. Это скрытые воспоминания и опыт, передающиеся на генном уровне. Прямое подтверждение существованию коллективного бессознательного Юнг находил в повторяющихся в культурах разных народов мира символах и образах. Например, во многих мифах встречаются одинаковые описания богини Плодородия, которая является прообразом архетипа Матери.

В основном коллективное бессознательное проявляется в образах — архетипах, которые являются общими для всего человечества.

Архетипы

Архетипы — это врожденные тенденции внутри коллективного бессознательного, которые являются внутренними детерминан­тами психической жизни человека.

Они направляют действия человека в определенное русло, в чем-то схожее с тем, каким образом вели себя в подобных ситуациях наши животные предки. Архетипы обнаружива­ют себя в сознании в виде эмоций и некоторых других психических явлений. Они обычно связаны с такими важнейшими моментами жизненного опыта, как рождение и смерть, основные стадии жизненного пути (детство, юность), а также с реакцией на смертельную опасность.

Юнг исследовал мифологию и художественное творчество ряда древнейших цивилизаций, выявляя лежащие в их основе архетипические символы. Оказалось, что существует значительное количество таких символов, которые присущи всем архаическим культурам, причем даже таким, которые были столь разделены во времени и пространстве, что прямой контакт между ними был заведомо невозможен. Ему также удалось обнаружить в сновидениях пациентов нечто, что он посчитал следами подобных символов. Это еще более укрепило Юнга в его приверженности идее коллективного бессознательного.

Четыре таких архетипа встречаются чаще других — это Персона, Анима и Анимус, Тень, Самость.

1. Архетипы Аниме и Анимус — это две составляющие одного целого. Они отражают предположение Юнга, что каждый человек несет в себе определенные психологические характери­стики противоположного пола.

Анима отражает женские бессознательные (феминные) черты в мужском характере, а Анимус — мужские бессознательные (маскулинные) характеристики в женском.

Как и большинство других архетипов, эта пара берет начало в наиболее глубинных, примитивных слоях опыта предков человека, когда мужчины и женщины усваивали определенные эмоциональные и поведенческие тенденции противоположного пола. Таким образом, каждому человеку присущи чувства, эмоции и переживания обоих полов.

Эти архетипы не только являются причиной наличия у представителей каждого пола черт противоположного; они также действуют как коллективные образы, мотивирующие представителей каждого пола на то, чтобы понять представителей другого и ответить.

2. Архетип Персона (Маска)— это та маска, которую каждый из нас надевает, общаясь с другими людьми. Она включает наши социальные роли, индивидуальный стиль выражения.

Персона представляет нас такими, какими мы хотим, чтобы нас воспринимало общество. Она может не совпадать с подлинной личностью индивида. Понятие Персоны у Юнга аналогично понятию ролевого поведения в социологии, когда мы поступаем так, как, по нашему мнению, люди ожидают, что мы поступим в тех или иных ситуациях.

Персона имеет как позитивный, так и негативный аспекты. Доминирующая Персона может подавлять, даже задушить индивидуальность. Те, кто отождествляет себя со своей Персоной, начинают видеть себя только с точки зрения своих поверхностных социальных ролей или фасада. К. Юнг называл также Персону архетипом конформности. Вместе с тем Персона не только негативна, она защищает Эго и душу в целом от различных социальных сил и направленных на нее покушений.

Читайте также:
Как бороться с любовной зависимостью?

3. Архетип Тени – это центр личного бессознательного, фокус для материала, который был вытеснен из сознания; это некая обратная, темная сторона Я. Он наиболее глубоко укоренен в животном прошлом человека. Юнг считал ее своеобразным наследием низших форм жизни.

Он включает тенденции, желания, воспоминания, переживания, которые отрицаются индивидуумом как несовместимые с его Персоной или противоречащие социальным стандартам и идеалам.

Тень представля­ет собой совокупность всех наших аморальных, неистовых, страстных и абсолютно неприемлемых желаний и поступков. Юнг писал, что тень подталкивает нас совершить нечто такое, чего мы в нормальном состоянии никогда себе не позволим. Когда с нами случается нечто подобное, мы склонны объяснять происшедшее тем, что на нас нечто нашло. Это «нечто» и есть тень, наиболее примитивная часть нашей природы.

Однако тень имеет и свою позитивную сторону. Она — источник спонтанности, творческого порыва, внезапных озарений и глубоких эмоций, без чего нормальная, полноценная человеческая жизнь также невозможна.

4. Архетип Самость – это центр личности, вокруг которого группируются все остальные системы. Она удерживает эти системы вместе и обеспечивает личности единство, равновесие и стабильность. Это центральный архетип целостности личности, который интегрирует сознательное и бессознательное в психике человека.

Самость – это и подлинный субъект, и целостная личность, и цель жизни человека, к которой он постоянно стремится, но которую редко достигает. Прежде, чем самость воплотится, необходимо, чтобы различные компоненты личности прошли полное развитие и индивидуализацию. По мнению К. Юнга личность может достичь равновесия лишь в результате длительного процесса психологического созревания, называемого им индивидуализацией.

Интроверты и экстраверты

Одним из самых больших вкладов Юнга в современную психологию является введение понятий «экстраверсия» и «интроверсия». Он ввёл понятия экстраверсии и интроверсии как основные виды направленности личности (эго-ориентации).

Экстраверты — это такие люди, которые направляют либидо (жизненную энергию) вовне, на внешние события и других людей.
Они легко идут на контакт с незнакомыми, коммуникативные, доброжелательны, часто очень разговорчивы и активны. Взаимодействуя с окружающими, экстраверт развивается, как личность, поэтому ему сложно даётся вынужденное одиночество.

Люди подобного типа обычно подвержены воздействию окружения, легко приспосабливаются к обществу, в котором живут, и уверены в себе в широком диапазоне различных ситуаций.

Интроверты — этотакие люди, которые направляют либидо на внутренний мир.
Такие люди склонны к созер­цательности, интроспекции. Они мало поддаются внешним влияниям, менее уверены во взаимоотношениях с другими людьми и внешним миром и менее социально приспосабливаемы, нежели экстраверты.

Человек с доминирующей интроверсией отличается замкнутостью, немногословностью, склонностью к одиночеству. Интроверт черпает энергию из своих внутренних духовных источников, поэтому избегает больших шумных компаний.

В каждом человеке такие полярные типы, как правило, сосуществуют вместе, однако, какой-то один из них доминирует. Тем не менее, доминирующий тип реакции в определенной степени зависит от ситуации. Например, обычно интровертированный человек может оказаться достаточно социально гибким в ситуации, затрагивающей его интересы.

Позже Юнг дополняет свою теорию психотипов (психологических типов). Он считает, что все личностные различия проявляют себя в четырех основных функциях: мышлении, чувствах, ощущении и интуиции, при помощи которых мы и можем ориентиро­ваться как во внешнем, объективном мире, так и в мире внутреннем, субъективном. Мышление и чувство относятся к рациональным психическим функциям, а ощущение и интуиция к иррациональным.

Каждая из этих функций есть у каждого из нас, кроме этого, каждая функция бывает ориентирована вовне или вовнутрь и бывает экстравертной или интроверной. Итого получается 8 разных психических функций. Одна из них является наиболее удобной для адаптации, потому считается ведущей и определяет одноимённый тип личности по Юнгу: мыслящий, чувствующий, ощущающий или интуитивный (экстравертный или интровертный).

Отличия психоанализа Фрейда от аналитической психологии Юнга

Чем же взгляды Фрейда отличались от взглядов Юнга? Давайте выделим некоторые отличия.

1. Главные отличия аналитической психологии Карла Юнга от фрейдовского психоанализа касаются вопроса о природе либидо. Если Фрейд характеризует либидо преимущественно в терминах сексуальной сферы, то для Юнга либидо — это жизненная энергия вообще, в которой сексуальная активность присутствует только как один из компонентов и проявляется в росте и размножении, а также в других наиболее важных для конкретного человека видах деятельности.

2. Так же, Юнг отвергал фрейдовское понятие эдипова комплекса. Он объяснял привязанность ребенка к матери чисто житейскими потребностями ребенка, и способностью матери их удовлетворять.

По мере роста ребенка у него появляются сексуальные потребности, которые накладыва­ются на прежде доминировавшие потребности в еде. Юнг высказал предположение, что энергия либидо приобретает гетеросексуальные формы лишь в пубертатный период. Он не отрицал напрочь наличия сексуальных сил в детском возрасте, однако свел сексуальность до положения лишь одного из многих влечений в психике.

3. С точки зрения Фрейда, человек есть продукт своих детских переживаний. Для Юнга же человек определяется не только прошлым, но в равной мере и своими целями, ожиданиями и надеждами на будущее. По его мнению, формирование личности вовсе не завершается к пяти годам. Человек может меняться и, подчас, довольно значительно, на протяжении всей своей жизни.

По убеждению К. Юнга, самоактуализации можно достичь лишь в среднем возрасте, а потому этот возраст (35-40 лет) Юнг рассматривал как критический период для личностного развития — рубеж, на котором личность претерпевает глубокие и благотворные преобразования.
Таким образом, для Юнга наиболее важным этапом личностного развития является отнюдь не детство, как у Фрейда, а, напротив, зрелые годы, время, когда он сам прошел через душевный кризис и смог преодолеть его.

Читайте также:
Муж всем недоволен

4. Еще одно различие между позициями Фрейда и Юнга заключается в том, что Юнг попытался проникнуть в область бессознательного глубже, чем это удалось Фрейду. Он добавил еще одно измерение в понимание бессознательного: врожденный опыт человечества как вида, унаследованный им от своих животных предков (т.е. коллективное бессознательное).

Карл Густав Юнг — аналитическая психология

Аналитическая психология — наука, созданная Карлом Густавом Юнгом, швейцарским психологом и культурологом. Он стал вторым учеником и соратником Зигмунда Фрейда после Адлера. Многие ученые считали, что Юнг станет преемником фрейдовской теории психоанализа. Но дружба двух выдающихся психоаналитиков продлилась недолго. Всему виной стали разногласия в понимании мотивов поведения человека. Фрейд очень ревностно относился к своей теории и не допускал никаких правок в её трактовке. Карл Юнг в свою очередь, был категорически не согласен, что основу психологии людей составляют подавленные сексуальные желания. Он вкладывал в собственную теорию научные исследования, связанные с историей развития человечества в целом, с культурологией, религией и даже мистикой. В итоге Фрейд разорвал все отношения с Юнгом, но несмотря на этот разрыв, ученый смог разработать собственную теорию, которую он назвал аналитической психологией, которая до сих пор считается одной из ведущих во всем мире.

Структура личности по Карлу Юнгу

В психиатрической клинике Карл Густав Юнг имел возможность наблюдать за десятками людей, у которых были выявлены различные отклонения. Это позволило ученому определить некоторые факторы, которые влияют становление и формирование личности человека. Юнг пришёл к выводу, что состояние психики человека нельзя определить одним лишь сознанием. На нее действуют и другие системы, и внешние факторы. Именно эта теория и легла в основу аналитического учения.

Юнг считал, что личность человека состоит из Эго, Личного бессознательного и Коллективного бессознательного.

Эго — по сути, это сознание человека. Это совокупность всех ассоциаций со словом “Я”. Эго состоит из мыслей, ощущений и воспоминаний личности. Это все, что человек может ассоциировать с самим собой и своей личностью.

Личное бессознательное. По Юнгу — эта область, которая находится под уровнем сознания. Это область, в которой содержатся забытые и вытесненные события из жизни, которые при определенных усилиях можно вытащить и восстановить в сознании. В личном бессознательном хранится чаще всего негативный опыт. Это воспоминания, травмы, ощущения, страхи и желания. Эти переживания либо игнорируются, либо до конца не осознаются. В сознании эти переживания появляются в виде определенных идей, отношений к различным аспектам жизни и влияют на поведение человека, хотя он часто этого не осознает.

Коллективное бессознательное. Это область, в которой содержится врожденный опыт прошлых поколений, образы и представления о жизни. Он проявляется в вековых традициях и культуре многих наций.

Архетипы Карла Юнга

В своей теории о коллективном бессознательном Юнг рассматривал также общую модель восприятия мира. Она как правило, закладывается и формируется ещё в детстве. Основу модели мира составляют архетипы — это врождённые части коллективного бессознательного, которые передавались предками на протяжении многих веков, в виде эмоций и реакции на различные жизненные ситуации. Кроме того, архетипы связаны с жизненным опытом поколений — восприятием жизни и смерти, а также реакцией на опасность.

Юнг выделил несколько основных архетипов человека:

  • Анимус и Анима — это мужское и женское начала, которые в разной степени проявляются в каждом человеке, но являются двумя составляющими одного целого. Юнг предположил, что каждый человек с рождения несет в себе характеристики обоих полов. Анима — это характерные женские черты, тогда как Анимус — проявление мужских характеристик. Чем меньше Анима проявляется в мужчина, тем он более грубо себя ведет. А если в женщине больше проявляется Анимус, то она становится менее склонной к состраданию и жалости. Юнг считал, что высшим проявлением мудрости является гармония между мужским и женским началом — когда Анима и Анимус проявляются в личности в равной степени.
  • Самость. Это один из главных архетипов человека. Он призван защищать целостность личности. Благодаря самости человек может контролировать другие системы и менять их в положительную сторону. Например, склонность к агрессии можно перевести в целеустремленность и желание добиваться результата. Самость позволяет регулировать тонкую грань между сознательным и бессознательным человека. Однако истинной гармонии человек достигает крайне редко. Самость — является проявлением мудрости и результатом достижения психологической зрелости личности.
  • Персона (или маска). Это образ, который человек “примеряет” на себя в обществе. В зависимости от социальной роли личности в социуме меняется и “маска”. Она состоит из тембра голоса, манер, стиля общения и характера. В одном человеке может проявляться по несколько тысяч персон на каждую жизненную ситуацию. Персона, по мнению Юнга, аналогична ролевому поведению. Люди поступают так, как от них ожидают в той или иной ситуации.
  • Тень — это структура бессознательного, где хранится материал, вытесненный из сознания. Юнг считал, что тень — это некая темная сторона личности. На этом уровне бессознательного хранятся негативные воспоминания, подавленные тайные желания, страхи и комплексы, сформированные ещё в детстве. Если в процессе работы с психотерапевтом человеку удается вытащить всё, что спрятано за Тенью и найти гармонию со страхами и комплексами, то он становится более приспособленным к жизни в обществе, легче находит компромиссы и лучше справляется с различными жизненными обстоятельствами. Если страхи и комплексы оставить в их первоначальном состоянии, то человек всё хуже справляется с жизненными задачами, а внутренние конфликты рано или поздно приводят к расстройству психики.
Читайте также:
Поведение девушки в отношениях: познаем в общих чертах

Типологическая модель Юнга

Одним из главных вкладов Юнга в современную психологию стало разделение людей на два типа и введение понятий экстраверсия и интроверсия. Эта дифференциация считается врожденной. А кроме того, Юнг разделял людей и по доминирующей функции — интуитивной, ощущаемой, мыслительно и эмоционально чувствующей.

Экстраверты по Юнгу — это люди, направляющие энергию на внешние события жизни и на общество. Такие личности являются очень коммуникабельными, контактными, разговорчивыми и активными. Выживание в одиночестве для них — непосильная задача.

Интроверты — это личности, ориентированные на собственный внутренний мир. Они — философы и созерцатели. Отношения с другими людьми строят неохотно и почти не приспособлены к жизни в социуме. Они замкнуты и не любят шумных компаний.

Доминирующие характеристики типов выглядят следующим образом:

Экстраверт Интроверт
Выбирает общительность Выбирает замкнутость в себе
Направленность на внешнюю жизнь Направленность на внутренний мир
Широта и насыщенность жизни Глубина жизни
Активный расход энергии Экономия энергии
Открытость Задумчивость
Сначала говорит, потом думает Сначала думает, потом говорит

Юнг считал, что в каждом человеке сочетаются черты интроверта и экстраверта. В определенный период жизни один из аспектов доминирует над другим. Это зависит от воспитания и жизненных обстоятельств, влияющих на картину мира личности в целом.

Терапия в аналитической психологии Юнга

В работе с пациентами Юнг ставил основной целью не просто избавление от проблем, но и продвижение человека в сторону развития и раскрытия способностей. Крайне важным фактором успеха Юнг считал доверие и сотрудничество между пациентом и психотерапевтом.

В своей терапии Юнг использовал несколько основных методов.

  • ассоциативный тест. Благодаря этому методу клиент выбирал слова, которые вызывали негативные и болезненные чувства. Это позволяло понять, что волнует человека
  • анализ снов. Это один из основных методов, которому Юнг уделял особое внимание. Он считал, что сновидениями бессознательное как бы предупреждает человека о наличии каких-либо проблем или скрытых, неосознанных желаний.
  • творческие занятия. Юнг считал, что подключение воображения и занятия арт-терапией помогают человеку избавиться от негативных эмоций и обрести душевную гармонию.

Метод терапии Юнга чаще всего использует долгосрочно. В среднем, психотерапевты занимаются с клиентами от полугода и дольше. Однако в практике современных психоаналитиков есть случаи, когда клиенту становилось лучше уже через несколько сессий.

Аналитическая психология К.Юнга

К. Юнг (1875—1961) после окончания медицинского факультета Базельского университета работал как психиатр в психиатрической клинике Цюрихского университета Burgholz (1900-1909) под руководством Э.Блейлера. В этот период в зимнем семестре 1902— 1903 гг. работает в Париже под руководством П.Жане. Здесь экспериментировал со словесными ассоциациями с целью выявления бессознательных комплексов, ядро которых составляют эмоционально окрашенные содержания.

Заинтересовался «Толкованием сновидений» Фрейда, начал применять принципы психоанализа в своей практике, но использовал при этом свой метод контролируемых ассоциаций. Этот метод – одна из модификаций ассоциативного эксперимента.

С 1906 г. начал сотрудничать с Фрейдом. Начавшиеся разногласия с Фрейдом касались фрейдовских положений о сексуальной природе либидо. С 1909 г. покидает клинику Блейлера и занимается частной практикой. В 1912 г. в книге «Психология бессознательного» Юнг выступил с критикой Фрейда.

По Юнгу, либидо — это психическая энергия, выражающая интенсивность жизни, имеет различные формы своего проявления в разные периоды человеческого развития, сексуальность есть только одна из таких форм. В 1914 г. после негативной реакции Фрейда на отступления Юнга от психоаналитической трактовки этого и других понятий (Эдипов комплекс) Юнг разрывает связи с психоанализом, признавая тем не менее работы Фрейда лучшими, хотя и верными лишь наполовину («Теория психоанализа»). Юнг совершил путешествия в Алжир, Тунис и большую часть Сахары, где с большим интересом изучал неевропейскую культуру. Впоследствии он познакомился также с людьми других примитивных культур – американскими индейцами. Анализ этих культур, материалов фольклора, мифов, религий народов мира Юнг использовал в построении психологической концепции бессознательного.

Собственную психологическую концепцию Юнг назвал аналитической психологией . Ее центральное содержание составляет учение о бессознательном и о процессе развития личности. Сохраняя деление психики на сознательное и бессознательное, Юнг развивает учение о двух системах бессознательного – личном и коллективном бессознательном .

Личное бессознательное – это поверхностный слой психики, включающий все содержания, связанные с индивидуальным опытом: забытые воспоминания, вытесненные импульсы и желания, забытые травматические впечатления. Зависит от личной истории индивида. Его содержание может пробуждаться в снах и фантазиях.

Юнг считал, что структура личности состоит из трех частей :

-коллективного бессознательного, его содержание архетипы – первообразы, своего рода образцы поведения, мышления, видения мира, существующие наподобие инстинктов.

-индивидуального бессознательного, его содержание составляют комплексы.

Главную роль Юнг отводил коллективному бессознательному. Коллективное бессознательное — это сверхличная бессознательная психика, включающая инстинкты, влечения, которые представляют в человеке природное существо, и архетипы, в которых проявляется человеческий дух. Коллективное бессознательное — это древнейшая психика, некоторая сущность, независимая от развития индивида, от его сознания. Оно включает национальные, расовые, общечеловеческие верования, мифы, предрассудки, а также некоторое наследство, которое человек получил от животных.

Инстинкт и архетипы выступают регуляторами душевной жизни: инстинкт определяет специфическое поведение человека, а архетип — обусловливает конкретное формирование сознательных психических содержаний. Архетипы – это некоторые прообразы. Они существуют в форме образов и символов и соответствуют самым глубоким слоям бессознательного. Основанием для введения коллективного бессознательного явился психопатологический опыт, когда Юнг отмечал некоторое общее содержание в фантазиях многих больных и одинаковую последовательность в смене их. Эти образы и фантазии рассматривались как аналогичные образам в мифах разных народов и интерпретировались как выражение работы некоторой бессознательной человеческой (и частично животной) психики по запечатлению бесконечно повторяющегося опыта.

В такой фантастической форме Юнг выражал идею развития в психологии. Он описал несколько фигур архетипической природы, которые называл: Персона (или Маска), Тень, Анима (Анимус), Мудрый Старец, Самость. Эти фигуры трактовались как символы определенных сторон (тенденций) бессознательной психики.

Читайте также:
Как пережить измену парня? (видео)

Основными архетипами индивидуальной психики Юнг считал:

-Эго – центр личного сознательного, наше внутреннее “Я”. Находится на границе с бессознательным и периодически “связывается” с ним. При нарушении гармоничности этой связи возникает невроз.

-Персона – центр личного сознательного – визитная карточка “Я”, это манера говорить, мыслить, одеваться, эта та социальная роль, которую мы играем в обществе. Играет две основные функции: – может подчеркивать нашу индивидуальность, неповторимость; – служит формой защиты (принцип – “быть таким, как все”).

-Тень – центр личного бессознательного (желания, переживания, тенденции), который нашим “Эго” отрицается, как несовместимый с нами самим, моральными нормами. Юнг выдвинул гипотезу о компенсаторной функции тени: Храбрый в бессознательном робок, добрый – зол, злой – добр.

-Анима (у мужчины) и Анимус (у женщины) – бессознательная часть личности – это те части души, которые отражают интерсексуальные связи, представления о противоположном поле. На их развитие большое влияние оказывают родители. Этот архетип во многом формирует поведение и творчество человека, т. к. является источником проекций, новых образов в душе человека. Это архетипы коллективного бессознательного, они преломляются в индивидуально – бессознательные архетипы.

-Самость – бессознательный архетип, главная задача которого в поддержании согласованности всех звеньев и структур личности (стержень всей личности).

Фигуры коллективного бессознательного выступают и как уровни личности, в которой весь прошлый опыт человечества составляет наследственную данность и проявляется в последовательности обнаружения архетипов в ходе индивидуального развития личности.

Процесс становления личности называется Юнгом индивидуацией. Ее цель – становление Самостью и психологически означает объединение, уравновешенность, связность сознательного и бессознательного. Этот процесс осуществляется естественно, но о том, как он протекает, можно узнать с помощью психотерапевта в ходе аналитической процедуры. Юнг трактует развитие как процесс, детерминированный изнутри и направленный на раскрытие уже имеющегося в личности изначально, в его бессознательном, на обнаружение «внутреннего ядра» личности, его Самости.

В труде «Психологические типы» (1921) Юнг различает две базисные установки – экстравертированную, направленную на внешний мир, и интровертированную, направленную на внутренний мир, и четыре функции психики – мышление, чувство, ощущение, интуиция. Доминирование, той или иной установки в сочетании с определенной психической функцией дает 8 типов индивидуальности.

Экстраверт характеризуется врожденной тенденцией направлять свою психическую энергию, или либидо, вовне, связывая носителя энергии с внешним миром. Данный тип естественно и спонтанно проявляет интерес и уделяет внимание объекту – другим людям, предметам, внешним манерам и благоустройству. Экстраверт ощущает себя наилучшим образом, когда имеет дело с внешней средой, взаимодействует с другими людьми. И делается беспокойным и даже больным, оказываясь в одиночестве, монотонной однообразной среде. Поддерживая слабую связь с субъективным внутренним миром, экстраверт будет остерегаться встречи с ним, будет стремиться недооценить, умалить и даже опорочить любые субъективные запросы как эгоистические.

Интроверт же характеризуется тенденцией своего либидо устремляться вовнутрь, непременно связывая психическую энергию со своим внутренним миром мысли, фантазии или чувства. Наиболее успешно интроверт взаимодействует сам с собой и в то время, когда он освобожден от обязанности приспосабливаться к внешним обстоятельствам. Интроверт свою собственную компанию, свой “тесный мирок” и немедленно замыкается в больших группах.

Как экстраверт, так и интроверт обнаруживают те или иные свои недостатки в зависимости от выраженности типа, но каждый невольно стремится недооценить другого. Экстраверту интроверт кажется самоцентричным, так сказать, “зацикленным на себе”. Интроверту экстраверт кажется мелким пустым приспособленцем или лицемером.

Любой реальный человек несет в себе обе тенденции, но обычно одна развита несколько больше, нежели другая. Как противоположная пара они следуют закону противоположностей – т.е. чрезмерное проявление одной установки неизбежно ведет к возникновению другой, ей противоположной.

Экстраверсия и интроверсия всего лишь две из многих особенностей человеческого поведения. В дополнение к ним Юнг выделял четыре функциональных типа, четыре основные психологические функции: мышление, чувство, ощущение, интуиция.

Мышление есть рациональная способность структурировать и синтезировать дискретные данные путем концептуального обобщения. Чувство – функция, определяющая ценность вещей, измеряющая и определяющая человеческие взаимоотношения. Мышление и чувство – функции рациональные, поскольку мышление оценивает вещи под углом зрения “истина – ложь”, а чувство – “приемлемо – неприемлемо”. Эти функции образуют пару противоположностей, и если человек более совершенен в мышлении, то ему явно не достает чувственности. Каждый член пары стремится замаскировать другого и затормозить.

Ощущение – функция, которая говорит человеку, что нечто есть, она не говорит, что это, но лишь свидетельствует, что это нечто присутствует. В ощущении предметы воспринимаются так, как они существуют сами по себе в действительности. Интуиция определяется как восприятие через бессознательное, то есть понижение картин и сюжетов действительности, происхождение, которых неясно, смутно, плохо объяснимо. Функции ощущения и интуиции являются иррациональными – внешним и внутренним восприятием, независимым от каких либо оценок.

В свою очередь, рациональные и иррациональные функции действуют взаимоисключающим образом. Все четыре функции представлены двумя парами противоположностей: мышление – чувство, ощущение – интуиция. Хотя каждый индивид потенциально располагает всеми четырьмя функциями, на поверку одна из них обычно оказывается наиболее развитой, нежели остальные. Ее называют ведущей. Функция же, которая развита меньше остальных, как правило, пребывает в бессознательном состоянии и оказывается подчиненной. Зачастую еще одна функция может быть достаточно развита, приближаясь по степени активности к ведущей функции. Очевидно, что она представлена другой парой противоположностей. Эта функция вспомогательная. В соответствии с ведущей функцией мы будем иметь четыре функциональных типа: мыслительный, чувственный, сенсорный, интуитивный.

Читайте также:
Не получается построить отношения с мужчинами: изучаем все нюансы

Мыслительный тип идентифицирует себя с мыслительными процессами и не осознаёт в себе наличия других функций, а попросту подавляет их; его мышление носит автократический характер, интеллектуальные формулы сковывают целостное проявление жизни. Чувство оказывается подчиненной функцией. Человеческие взаимоотношения сохраняются и поддерживаются лишь до тех пор, пока они служат и следуют управляющим интеллектуальным формулам, во всех иных случаях они легко приносятся в жертву.

Чувственный тип соответственно больше распространен у женщин. Утверждение и развитие межличностных взаимодействий и отношений партнерства являются здесь главной целью. Чувствительность и отзывчивость к нуждам других являются показательной чертой, основным качеством данного типа. Самое большое удовлетворение здесь встречает переживание эмоционального контакта с другими людьми. В своем крайнем проявлении этот функциональный тип может вызывать неприязнь своим чрезмерным интересом, нездоровым любопытством по поводу личных дел других. Мышление оказывается функцией подчиненной, как таковое обслуживая интересы чувственных взаимоотношений.

Сенсорный (ощущающий) тип характеризуется приспособленностью к обычной сиюминутной реальности, к “здесь и сейчас”. Ощущающий тип выглядит устойчивым и земным, реальным и настоящим в смысле готовности “жить” в данную минуту, но одновременно он выглядит довольно глупым. Ощущающий тип фактически подавляет интуитивные проявления как нереалистические фантазии и таким образом избавляется от обременительных дрожжей внутренней неуклюжести, инертности.

Интуитивный тип мотивируется главным образом постоянным потоком новых видений и предчувствий, проистекающих от его внутреннего активного восприятия. Все новое и возможное, непонятное и другое, отличное являются приманкой для данного типа. Интуитивный тип чаще ухватывает слабые связи между вещами, которые для других кажутся несвязанными и чуждыми. Его разум работает скачкообразно и быстро, трудно проследить его действие. Если попросить его действовать более медленно, он может раздражаться и посчитать своих собеседников тугодумами и тупицами. Ощущение как психическое свойство у него подчинено и подавленно. В реальной жизни зачастую такой человек остается непонятым окружающими, и его прозрения, если в результате они оказываются конструктивными, должны терпеливо разрабатываться другими людьми.

Обычно развитие вспомогательной функции смягчает и модифицирует остроту проявления описанных выше характеристик. Но и это еще не все, поскольку согласно установленному типу каждая из функций может быть ориентирована либо интровертно, либо экстравертно. Возможные типы впечатляюще описаны в одноимённом томе из собрания сочинений К.Г. Юнга – “Психологические типы”, а также в книге Р. Робертсона “Введение в психологию Юнга” (Ростов-на-Дону, 1999).

В идеале индивид должен полноценно владеть всеми четырьмя функциями с тем, чтобы давать соответствующий адекватный ответ на любые жизненные запросы. К сожалению, в действительности это недостижимо, хотя и остается желанной целью, определяя таким образом одну из главных задач аналитической психотерапии: привести к сознанию данное положение вещей и помочь в развитии подчиненных, угнетаемых, неразвитых функций с тем чтобы достичь психической целостности.

Аналитическая психология юнга: излагаем подробно

© Подготовка, оформление. «Харвест», 2003

О психологии бессознательного

Предисловие к первому изданию

Этот небольшой труд[1] – итог усилий, которые я предпринял, удовлетворяя просьбу издателя: подготовить второе издание статьи «Новые пути психологии», опубликованной в 1912 г. в ежегоднике издательства Рашера. Таким образом, предлагаемое сочинение представляет собой прежнюю статью с некоторыми изменениями и дополнениями. В упомянутой статье я ограничился изложением одной существенной части способа психологического исследования, открытого Фрейдом. Учитывая многообразные и значительные перемены, произошедшие в последние годы в психологии бессознательного, я был вынужден существенно дополнить прежнюю статью. Многие рассуждения о Фрейде в данном сочинении сокращены, но зато уделено внимание психологии Адлера и, насколько это было возможно в рамках новой работы, в общеориентирующем плане изложены также мои собственные воззрения. Читателю следует обратить внимание на то, что изложение затронутых проблем из-за довольно сложного материала требует значительного терпения и внимания. Я вовсе не считаю, что это сочинение в каком-либо отношении является истиной в последней инстанции. Окончательные или более убедительные выводы могут быть сделаны лишь в обширных научных трудах, посвященных отдельным затронутым в данной работе проблемам. Поэтому тем, кто хочет глубже вникнуть в затронутые вопросы, настоятельно рекомендую обратиться к специальной литературе. Я же предполагаю лишь в определенной степени сориентировать относительно современных взглядов на сущность психологии бессознательного. Проблему бессознательного я считаю настолько важной и актуальной, что, по-моему, было бы большой потерей, если бы проблема, так близко затрагивающая каждого, была отправлена «в ссылку» на страницы какого-нибудь специального научного журнала и выпала из поля зрения образованных непрофессионалов, чтобы влачить призрачное бумажное существование на полке библиотеки. Невероятная деградация общепринятых суждений, взаимная клевета, небывалая страсть к разрушению, неслыханные потоки лжи и неспособность людей остановить кровавого демона, т. е. все психологические процессы, сопровождающие современную войну, способны как ничто другое решительно обратить взор мыслящего человека к проблеме хаотического бессознательного, беспокойно дремлющего под упорядоченным покровом сознания. Война неумолимо доказала культурному человеку, что он еще варвар, и вместе с тем показала, какое наказание уготовано ему, если, скажем, этому культурному человеку еще раз взбредет в голову возложить ответственность за свои собственные дурные качества на ближнего. Психология отдельного человека к тому же соответствует психологии наций. То, что делают нации, делает и каждый отдельный человек, и пока он это делает, это делает и нация. Лишь изменение установки отдельного человека становится началом изменения психологии нации. Великие проблемы человечества еще никогда не решались посредством всеобщих законов, но всегда – только посредством обновления установки отдельного человека. Если и существует время, когда самоосознание считалось безусловно необходимым и единственно реальным, то это наша современная катастрофическая эпоха. Но каждый, кто осознает самого себя, сталкивается с границами бессознательного, содержащего как раз то, что прежде всего надо бы знать.

Читайте также:
Как изменить жизнь к лучшему?

Кюснахт – Цюрих, декабрь 1916 г.

Предисловие ко второму изданию

Отрадно, что этому небольшому сочинению посчастливилось в столь короткий срок пережить второе издание, несмотря на то что его содержание многим, разумеется, нелегко понять. Я оставил второе издание в основном без изменений, исключая небольшие дополнения и исправления, хотя вполне осознаю, что именно последние главы из-за чрезвычайно трудного и нового материала необходимо было разработать гораздо более пространно, чтобы достичь более легкого всеобщего понимания. Однако подробнее рассматривать изложенные основоположения означало бы настолько расширить рамки более или менее популярно ориентирующего сочинения, что я предпочел посвятить этим вопросам отдельную книгу, которая сейчас готовится к изданию[2].

После выхода в свет первого издания я получил много писем, и мне стало ясно, что интерес к проблемам человеческой души у широкой публики намного живее, чем я предполагал. Этот интерес можно было бы в определенной степени объяснить тем глубоким потрясением, которое испытало наше сознание во время мировой войны. Подобная катастрофа отбрасывает человека, чувствующего полную беспомощность, назад к себе самому. Это чувство обращает его внимание внутрь, и поскольку все шатается, то он ищет нечто, что могло бы дать ему опору. Слишком многие еще ищут вовне: одни верят в обман победы и победоносную власть, другие верят в договоры и законы, а третьи – в разрушение существующего порядка. Слишком мало еще тех, кто ищет внутри, в своей самости, и слишком мало еще тех, кто задает себе вопрос: не полезнее ли было бы, в конце концов, для общества, если бы каждый сначала у себя самого, исключительно на своей собственной личности и в своем собственном внутреннем государстве, подверг испытанию и то изменение устойчивого порядка, и те законы, и те победы, о которых он проповедует на каждом углу, вместо того, чтобы требовать этого от окружающих? Каждому отдельному человеку необходимы переворот, внутреннее раздвоение, разложение устойчиво существующего и обновление, а не навязывание всего этого окружающим под лицемерным предлогом христианской любви к ближнему или чувства социальной ответственности – или каких бы там еще ни было красивых слов для обозначения бессознательной личной жажды власти. Самоосознание отдельного человека, возвращение индивида к основе человеческой сущности, к своей собственной сущности и ее индивидуальной и социальной определенности есть начало исцеления от слепоты, которая является властелином нынешнего дня.

В интересе к проблеме человеческой души видится симптом этого инстинктивного возвращения к самому себе. Пусть мое сочинение послужит этому интересу.

Кюснахт – Цюрих, октябрь 1918 г.

Предисловие к третьему изданию[3]

По существу, своим возникновением эта работа, написанная во время мировой войны, обязана психологическому резонансу великого события. Теперь война позади, и произведенные этим потрясением волнения начинают постепенно стихать. Однако великие проблемы человеческой души, поднятые войной, все еще занимают души и дух всех, кто мыслит и ищет. Вероятно, из-за этого обстоятельства настоящее небольшое сочинение пережило и послевоенную эпоху, и нынче выходит в свет третьим изданием. Поскольку со времени второго издания прошло семь лет, я счел необходимым сделать довольно крупные изменения и исправления, особенно в главах о типах и о бессознательном. Главу «Развитие типов в аналитическом процессе» я полностью опустил, ибо за это время данный вопрос был подробно разработан в моей книге «Психологические типы», к которой я и предлагаю обратиться всем интересующимся.

Тот, кто уже пробовал писать популярно о весьма и весьма сложной материи, которая находится в стадии научного становления, согласится со мной, что задача эта непростая. К тому же трудность усугубляется еще и тем фактом, что многие душевные процессы и проблемы, которые мне приходится разбирать, разумеется, почти совершенно неизвестны. Многое, возможно, в связи с предрассудками может показаться произвольным. Однако следует учитывать, что задача подобного сочинения может состоять самое большое только в том, чтобы дать приблизительное понятие о своем материале и тем самым пробудить к нему интерес, а вовсе не в том, чтобы входить во все детали рассуждений и доказательств. Если это небольшое сочинение отвечает такой задаче, то я вполне удовлетворен.

Аналитическая психология юнга: излагаем подробно

Карл Густав Юнг

(Тавистокские лекции)

Позвольте прежде всего заметить, что мой родной язык не английский, и поскольку мой английский не слишком хорош, я прошу прощения за возможные ошибки.

Итак, моя цель – наметить в общих чертах некоторые фундаментальные понятия психологии. То, что мои лекции главным образом связаны с моими собственными принципами и взглядами, не означает, что я не учитываю значимость вклада других исследователей в этой области. Не переоценивая себя, надеюсь, что мои слушатели в той же мере осознают заслуги Фрейда и Адлера, что и я.

Позвольте прежде кратко изложить смысл программы моих лекций. Две главные темы составляют ее содержание. Первая касается понятий, затрагивающих структуру бессознательного и его содержание; вторая содержит методы в исследовании содержания бессознательного. Вторая тема состоит из трех частей: метода словесных ассоциаций, толкования сновидений и метода активного воображения.

Я, конечно, не смогу раскрыть перед вами полностью такие серьезные темы, как, например, философские, религиозные, этические и социальные проблемы, свойственные коллективному сознанию нашего времени, или же процессы коллективного бессознательного и сравнительные мифологические и исторические исследования, необходимые для их разъяснения. Эти темы, казалось бы не связанные с нашими интересами, тем не менее являются наиболее мощным фактором в создании и регуляции личностных ментальных условий. Они служат также источником разногласий в психологических теориях. Хотя я медик и связан главным образом с психопатологией, я, тем не менее, убежден, что этой частной области психологии может помочь только глубокое, обширное знание о психике в целом. Врач никогда не должен забывать, что болезни – это нарушенные нормальные процессы. «Подобное лечится подобным» – замечательная истина древней медицины, но, как всякая великая истина, она может стать и великой чушью. Однобокость и узость горизонта – известные невротические свойства.

Читайте также:
Как манипулировать мужем? (видео)

Что бы я ни сказал вам, все несомненно будет лишь очертанием темы. Я не стану анализировать новые теории, поскольку мой эмпирический темперамент больше стремится к новым фактам, нежели к тому, что могут говорить о них. Хотя, я должен согласиться, – это приятное интеллектуальное развлечение. Каждый новый случай для меня – почти новая теория. Я не думаю, что эта точка зрения лишена смысла, особенно если учитывать крайнюю молодость современной психологии, которая, на мой взгляд, еще не покинула своей колыбели. Поэтому время для гениальных теорий еще не наступило. Порой мне даже кажется, что психология еще не осознала объемности своих задач, а также сложной, запутанной природы своего предмета: собственно «души», психического, psyche. Мы еще только начинаем более или менее ясно осознавать тот факт, что нечто, понимаемое нами как психическое, является объектом научного исследования. Из этого следует, что наблюдения и суждения одновременно выступают в качестве субъекта, инструмента (средства), при помощи которого мы подобные исследования осуществляем. Угроза возникновения такого мощного порочного круга заставляет быть в этих вопросах крайне осторожным и релятивным, что само по себе часто воспринимается неверно.

Прошу вас принять во внимание, что ограниченное время не позволяет мне представить дополнительные доказательства для подтверждения моих выводов. Итак, я надеюсь на ваше доброе расположение и в свою очередь прекрасно понимаю, что моя первейшая задача – излагать материал как можно яснее.

Психология – в первую очередь и по преимуществу – наука о сознании. Она же и наука о продуктах того, что мы называем бессознательным психическим. Мы не можем непосредственно, «в лоб», изучать бессознательное психическое – у нас с ним нет никакой связи. Мы можем иметь дело только с продуктами сознания, которые, как можно полагать, имеют свое происхождение в области, называемой бессознательным, области «туманных представлений», которые философ Кант в своей «Антропологии» называл как наполовину бытующие в мире. Все, что по совести можно сказать о бессознательном, так это лишь то, что сознающему разуму позволительно о нем говорить. Бессознательное психическое, целиком заключающее в себе неизвестную природу, всегда выражалось сознанием и в терминах сознания, но это единственное, что можно делать. Пойти дальше мы не можем, и данное обстоятельство всегда необходимо иметь в виду, как крайнюю меру в критике нашего суждения.

Сознание – предмет чрезвычайно своеобразный. Это явление дискретно по своей природе. Одна пятая или одна третья, возможно даже одна вторая, часть нашей жизни протекает в бессознательном состоянии. Целиком бессознательно раннее детство человека. Каждую ночь мы погружаемся в бессознательное, и только в периоды между просыпанием и сном более или менее ощущаем себя в сознательном состоянии. До некоторой степени является проблематичным и сам факт ясности или, иначе, степени сознания. Предполагается, к примеру, что десятилетний мальчик или девочка обладают сознанием, но легко можно доказать, что здесь налицо специфический вид сознания, сознания, в котором рефлексия своего «Я» может не участвовать; сознание ЭГО отсутствует. Мне известен ряд случаев у детей от одиннадцати до четырнадцати лет и старше, внезапно осознавших, что «Я есть». Впервые в жизни они стали сознавать, что переживают нечто и именно как ОНИ; оглядываясь при этом назад, в свое прошлое, наполненное столькими событиями и вещами, они тем не менее себя в этом прошлом вспомнить не могут.

Необходимо допустить, что когда мы говорим «Я», то при этом не имеем абсолютного критерия для оценки полноты переживания этого «Я». Посему так и случается, что наше представление (реализация) ЭГО весьма фрагментарно, и лишь постепенно, во времени люди узнают все больше и больше о том, что же ЭГО означает для человека. Фактически процесс узнавания не имеет конца, длится всю жизнь, во всяком случае мы сами момент конца не фиксируем.

Сознание похоже на поверхность или оболочку в обширнейшем бессознательном пространстве неизвестной степени мерности. Мы не знаем, как далеко простирается власть бессознательного, потому что просто ничего о нем не знаем. Что можно сказать о вещи, о которой не знаешь ничего? Сказать нечего. Когда мы говорим «бессознательное», то часто имеем в виду передать нечто этим термином, но фактически, передаем то, что ничего об этом не знаем. У нас есть только непрямые доказательства, что существует ментальная сфера, пребывающая по ту сторону сознания. Есть некоторые научные суждения, приводящие к заключению, что нечто подобное существует. Из продуктов или результатов, которые бессознательный психический мир продуцирует, можно прийти к определенным заключениям относительно его возможной природы. Но необходимо быть крайне осторожным, чтобы не впасть в излишний антропоморфизм в своих заключениях, ибо в действительности вещи могут весьма отличаться от их представлений в нашем сознании.

Если, к примеру, мы видим цвета и слышим звуки, то в действительности это – осцилляции, колебания. Фактически нам необходимо иметь лабораторию со сложными устройствами для того, чтобы выстроить картину мира, не зависимую от наших ощущений и от нашей психики. И я полагаю, что весьма сходным образом обстоит дело и с нашим бессознательным – необходима лаборатория, в которой должно обосновывать объективные методы по оценке действительного положения вещей, составляющих контекст бессознательного.

Помимо всего прочего сознание характеризуется известной узостью. Оно способно нести в себе весьма малое информационное содержание одномоментно. Все прочее в данный миг осознается, и мы получаем ощущение непрерывности или общего понимания, или осведомленности об осознаваемом мире только через последовательность сознательных моментов. Мы не способны удержать целостный образ, потому что сознание слишком узко, и видим только вспышки существования. Словно наблюдаем мир через узкую щель и видим отдельные моменты, все остальное пребывает в темноте и неизвестности. Пространство всегда громадно и непрерывно, в то время как пространство сознания – ограниченное поле моментального видения.

Читайте также:
Как вылечить душу после расставания?

Сознание в значительной степени – продукт восприятия и ориентации во внешнем мире. Возможно, что оно локализуется в церебруме, имеющим по своей природе эктодермическое происхождение и, вероятно, бывшим органом чувств кожи во времена наших далеких предшественников. Сознание произошло от этой локализации в мозгу, в силу чего сохранило качество ощущения и ориентации. Знаменателен тот факт, что французские и английские психологи XVII и XVIII столетий пытались вывести сознание из ощущений, т. е. представить себе его целиком состоящим из чувственных данных. Это выразилось в известной формуле: «Нет ничего в разуме, что до того не присутствовало бы в чувстве». Сходное можно обнаружить и в современных теориях. Фрейд, к примеру, не выводит сознание из чувственных данных, но выводит бессознательное из сознания, оставаясь на той же самой позиции рационализма.

Публикуется по книге: С. G. Jung. Analytical Psychology: Its Theory and Practice. The Tavistock Lectures. – London a. Henley, 1968. – 224 с.

Аналитическая психология

Аналитическая психология зародилась в недрах психоанализа. Ее основал близкий соратник Зигмунда Фрейда Карл Густав Юнг, врач психиатр по образованию. Он родился в семье пастора реформаторской церкви. Его интересы были весьма разносторонними: помимо медицины, он изучал этнографию, культуру древних народов, теологию, религиозные воззрения различных диких племен. Это не могло не отразиться и на его психологической теории. Работы Юнга актуальны по сей день и вызывают глубокий интерес не только у психологов и философов, но и у представителей околонаучных знаний. Широта познаний и взглядов этого великого человека позволила совершить попытку сделать невозможное – примирить научное мировоззрение с религиозным или сознательное с бессознательным.

Толчком к развитию аналитической психологии, как и для других психодинамических учений, послужила излишняя сексуализация теории Фрейда. Он полагал, что в основе развития личности находится либидо (сексуальное влечение), и именно оно является движущей силой, стимулом для возникновения всех психических явлений в личности человека. А нарушение либидо лежит в основе комплексов, корни которого уходят в глубокое детство. Юнг же в своей теории расширил границы понятия «либидо». Он полагал, что либидо – это не только сексуальное влечение, но и желание в целом, по отношению к чему-либо или кому-либо. Либидо он называет движущей жизненной энергией.

Структура личности

Структура личности по Юнгу несколько пересекается с психоанализом, но все же имеет существенные отличия. Фрейд утверждал, что личность состоит из Ид, Эго и Суперэго. Где Ид – это бессознательные желания человека, глубинные комплексы, его сны. Эго – сознание и самосознание, а Суперэго – нормы морали, система человеческих ценностей.

Юнг же выделял иные структуры человеческой личности. В одну группу он выделял Эго, мысли, чувства и ощущения, находящиеся в области сознания – то есть все то, что дает возможность осознавать себя человеком. К другой группе он относил личное бессознательное – эмоции, переживания и воспоминания человека, которые были вытеснены из области сознания, а также комплексы, определяющие мотивы поведения человека. И в отдельную категорию он выделял коллективное бессознательное. И если первые категории несколько схожи с психоанализом, то понятие коллективного бессознательного относится исключительно к аналитической психологии.

Под коллективным бессознательным Юнг понимал эмоциональный опыт всего человечества, который на глубинном уровне находится в подсознании каждого индивида. Этот опыт формирует определенные образы и модели поведения, которые автор называет архетипами.

Архетип

Понятие архетипа (архаические остатки, первобытные образы) Юнг сравнивал с явлением импринтинга у животных: «В сущности, архетипы являются инстинктивным вектором, направленным трендом, точно таким же, как импульс у птиц вить гнезда, а у муравьев строить муравейники.» [2, 42]. Архаические остатки существуют в человеческом сознании наравне с инстинктами, необходимыми для адаптации и ассимиляции в мире людей. Архетипы – это своего рода маяки, посредством которых человек ориентируется в окружающем мире, и имеет возможность, несмотря на отсутствие опыта, реагировать и оценивать те или иные события. Основными архетипами являются: Анима/Анимус, Персона, Тень, Бог и другие.

Направленность личности

Одним из наиболее ценных вкладов в психологию личности является теория Карла Густава Юнга о двух основных направленностях личности – экстраверсии и интроверсии. Эта теория легла в основу разработки различных личностных опросников и по сей день является предметом исследований у психологов. Экстраверсия – это направленность человека на внешний мир, на то, что его окружает, на других людей, предметы. Экстраверты подвижны, общительны, открыты. Интроверсия же противоположна, она представляет собой направленность на внутренний мир человека. Интроверты замкнуты, скрытны, предпочитают уединение и внутренний диалог с самим собой. Согласно гипотезе Юнга, обе направленности всегда присутствуют в человеке, но одна из них как правило доминирует.

Психологические функции

Юнг понимал, что типология «экстраверсия – интроверсия» очень обобщенная, и его дальнейшие исследования привели к созданию теории функциональных типов личности. Каждый из четырех типов обладает доминирующей функцией, «благодаря которой сознание получает свою ориентацию в опыте» [2, 36]. Рациональные типы приобретают опыт посредством мышления и чувств, то есть благодаря тому, что находится в области сознания. Человек, который относится к мыслительному типу ориентируется в жизненном пространстве при помощи разума. А чувствующий тип – посредством чувств, оценивая происходящее, как хорошо или плохо, нравится или не нравится. Другая категория – это иррациональные функциональные типы, они воспринимают мир через свои ощущения и интуицию. Ощущающий тип получает информацию посредством органов чувств: зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания. Интуитивный же тип, опирается на свою интуицию, которую, как и ощущения, Юнг относил к бессознательным процессам. Все функции присутствуют в личности человека в разной степени, и одна из них, как правило, является ведущей. Таким образом, исходя из двух типов личности и четырех психологических функций, Юнг вывел восемь типов личности.

Читайте также:
Как правильно вести себя с девушкой в кино?

Этиология невроза

Причину возникновения невроза Юнг усматривал в невозможности индивида психологически приспособится к новым жизненным обстоятельствам. Юнг вывел понятие либидо за пределы сексуального, и определил его как желание в более общем смысле. Он утверждал, что либидо развивается в человеке на протяжении всей его жизни, приспосабливаясь к окружающему миру. На пути своего развития оно встречает различные препятствия, некоторые из которых оказываются настолько сложными, что для их преодоления требуются слишком большие силы, и когда либидо не справляется – происходит процесс регресса. То есть оно возвращается на предыдущую ступень своего развития и при таких обстоятельствах развивается невроз. Таким образом, согласно аналитической психологии, причина невроза коренится не в прошлом человека, а находится в его настоящем, в невозможности преодолеть текущие жизненные трудности.

Особенности аналитической психотерапии

Кроме теоретической работы Юнг занимался и психотерапией. Ученый полагал, что все люди различны, и что в каждом отдельном случае к пациенту необходимо иметь индивидуальный подход. Важно учитывать психологические особенности личности, а соответственно невозможно применять один универсальный метод для всех пациентов. Ученый считал, что все психологические теории описывают лишь психологический опыт их авторов, а потому весьма субъективны и не могут отображать весь спектр психических явлений. Юнг исходил прежде всего из здоровья человека, а не из его патологий. Основная задача психотерапии по Юнгу заключается в примирении сознательного с бессознательным, поскольку одно не может существовать без другого, и при отсутствии их союза – личность не может быть целостной. Обретение самости, которая представляет собой душевную гармонию и целостность во всех аспектах, является смыслом жизни человека, а также способствует его самореализации. Обретение самости и самореализация достигаются посредством «индивидуации» – путем «интеграции бессознательного в сознание» [2, 85].

Следующая цитата Юнга из манускрипта «Красная книга» наиболее полно раскрывает суть аналитической психологии:

Душа моя, где ты? Ты слышишь меня? Я говорю, я зову тебя – ты здесь? Я вернулся, я снова здесь. Я отряс прах всех земель со своих ног, и я пришел к тебе, я с тобой. После долгих лет долгих странствий я снова пришел к тебе. Рассказать тебе все, что я видел, пережил и впитал? Или ты не хочешь слышать весь этот шум жизни и мира? Но одну вещь ты должна знать: одной вещи я научился – каждый должен жить свою жизнь. [3, 9]

Список литературы
  1. Юнг, К. Г. Аналитическая психология и психотерапия: хрестоматия / сост. В. М. Лейбин. – СПб.: Питер, 2001. – 512 с.: ил. – (Серия «Хрестоматия»)
  2. Юнг, К. Г. Архетип и символ/ К. Г. Юнг – М.: Ренессанс, 1991. – 302 с. – (Серия «Страницы мировой философии»)
  3. Юнг, К. Г. Красная книга. Liber Novus: манускрипт. 2009. – 205 с.
  4. Хьелл Л. Теории Личности/ Л. Хьелл, Д. Зиглер. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 607 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»)

Автор: Татьяна Парахненко, психолог

Редактор: Бибикова Анна Александровна

  • Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
  • Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
  • Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

Аналитическая психология юнга: излагаем подробно

4.3. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ К. ЮНГА

План:

  • Основные представления о структуре психического по Юнгу.
  • Психологический рост.
  • Типология Юнга.

Литература:

  1. Аверинцев С. С. “Аналитическая психология” К. Г. Юнга и законо­мерности творческой фантазии //0 современной буржуазной эстетике. М»: Искусство, 1972.
  2. Анциферова Л.И. Некоторые вопросы исследования личности в современной психологии капиталистических стран /Теоретические проб­лемы психологии личности. М. : Наука, 1974.
  3. Юнг К.Г. Психологические типы, М.: Алфавит, 1992.

К.Юнг /1875-1961/ рассматривал человеческую психику как це­лостное динамическое взаимодействие сознания к бессознательного. Областъ бессознательного он делил на индивидуальное и коллектив­ное бессознательное. /Рис. 73/.

Индивидуальное бессознательное включает забытые, подавленные, неосознаваемые переживания, накапливающиеся в процессе жизнедея­тельности индивида. Представление К. Юнга о личном бессознательном подобно представлению о бессознательном З.Фрейда.

Коллективное бессознательное включает в себя наслоение семей­ного, родового, национального, расового, общечеловеческого опыта. Это вне-личное или сверх-личное бессознательное. Врожденные структуры коллективного бессознательного содержат уникальное психоло­гическое наследство.

Архетипы – “первичные образы” организации психического мате­риала /архетип матери: Дева-Мария, Венера, Мать-природа/.

Символы – слово или образ, которые, кроме непосредственного значения, включают более широкий “бессознательный аспект”.

Именно в символах, прежде всего, выражает себя бессознатель­ное. Поэтому символы дал Юнга не безжизненные слова и пустые формы это мощные, живые реальности, которые люди проживают в своей жизни и за которые умирают. Психическое развитие включает в себя не только намерения, но нуждается в привлечении символа.

Личность имеет целостное архетипическое строение: каждая из основных структур личности – тоже архетип.

«Эго»- возникшее из бессознательного образование, которое создает последовательрость и направленность психической жизни личности.

«Персона» – это то, каким мы представляем себя миру /социальные роли, индивидуальный стиль, род одежды/.

“Тень” /тень “Эго”/ – центр личного бессознательного, которое было вытеснено из сознания – тенденции, желания, воспоминания, переживания, которые отрицаются человеком. как несовместимые с персоной и противоречащие социальным стандартам и идеалам.

Читайте также:
Мужчина дева женщина рак в постели: разбираем внимательно

«Анима» и «Анимус» – психические структуры, которые фокусируют весь психологический материал, не удовлетворяющий сознательному представлению индивидуума о себе как о женщине или мужчине /это источник проекций и создания образов творчества/.

“Самость” – первичный архитип гармонии, порядка и целостнос­ти личности.

По Юнгу каждый индивидуум обладает тенденцией к индивидуали­зации и саморазвитию.

индивидуальность – это наиболее внутренняя, постоянная, ни с чем не сопоставимая уникальность.

Индивилуализация понимается как «становление собой» или «самореализация».

Индивидуализация – это процесс развития целостности личности не только по оси “эго-самостъ”, но и интеграция всех сторон пси­хики: эго, персоны, тени, анимы или анимуса и других бессознатель­ных архетипов. /Рис. 74/.

Психологическая сущность индивидуализации – развитие самости путем единения сознания и бессознательного.

Цели процесса индивидуализации – целостность, объединение, примирение полярностей, – достижение динамического равновесия пси­хики.

Рис. 74 развитие целостности архитипов структуры личности (По К. Юнгу)

Анализируя персону, мы как бы снимаем маску, и обнаруживаем, что то, что казалось индивидуальным, на своем дне оказывается коллективным» Призвание реальности тени позволяет нам освободить­ся из-под ее влияния» Кроме того, мы можем ассимилировать ценный материал личного бессознательного» На пути самопознания нам пред­стоит не просто встреча с анимой или аницусом, но обращение с этим архетипом как реальной психической силой.

Последняя и самая важная стадия процесса индивидуализации – развитие самости.

“Самость – наша жизненная цель, потому что это наиболее пол­ное выражение того судьбоносного сочетания, которое мы называем индивидуальностью”.

В действительности процесс индивидуализации имеет более слож­ный характер, чем описываемые стадии. Индивидуализация скорее похожа на спираль, в которой, человек каждый раз продолжает стал­киваться с теми же самыми вопросами, но только в более тонкой форме.

К.Юнг разработал интересную классификацию психологических типов.

Среди юнговских. понятий интроверсия и экстраверсия получили широкое распространение. Юнг полагал, что каждый индивидум может быть охарактеризован как ориентированный первично на внутреннее или на внешнее. Энергия интровертов более естественно направляет­ся к их внутреннему миру, а энергия экстравертов – к внешнему.

Никто не является чистым интровертом или экстравертом. Вре­менами интроверсия является более подходящей, временами – экстра­версия. В идеале – следует быть пластичным, уметь принимать любую из двух ориентации там, где она более подходит, и действовать с точки зрения их равновесия.

Сочетание четырех функций в индивидууме составляет целостный и уравновешенный подход к миру обычно, одна функция сильно домини­рует, и еще одна, относительно развитая, является дополнительной. Остальные две функции бессознательны и действуют с меньшей эффек­тивностью. /Рис. 77/.

А теперь остановимся на более подробном психологическом анализе типологии к. Юнга.

Типология К.Юнга опирается на обширное исследование культуры и представляет собой вариацию сложного диалектического единства осознаваемого и неосознаваемого в структуре личности.

Приведем краткую характеристику личностной типологии К.Юнга.

Экстравертированный тип личности характеризуется направлен­ностью, на мир внешних объектов, окружающих людей, которые, подоб­но магниту, определяют его интересы и “жизненную энергию”.

Экстравертам свойственны инициативность, импульсивность, гиб­кость поведения, потребность з непрерывном социальном подкреплении актов поведения, адаптированность.

Интровертированный тип личности характеризуется направлен­ностью личности на явления своего собственного внутреннего мира, которым придается высшая ценность. Интроверт – это человек мало­общительный, пассивный, склонный к рефлексии и мечтательности.

Экстравертированный мыслительный тип – рассудочный тип лич­ности, действующей исходя из обдуманных мотивов с ориентацией на акты, общепризнанные идеи и ценности. Чувства людей этого типа поддерживают интеллектуальную установку и приспосабливаются к ней.

Экстраверсированный ощущающей тип характеризуется стремлени­ем к непосредственному переживанию различных ощущений. У людей этого типа главный критерий ценности – та или иная сила ощущений, как конкретных проявлений жизни, ее полноты.

Экстраверсированный эмоциональный тип – это люди, руководст­вующиеся чувством, согласованным с общезначимыми ценностями. Чуства таких людей в процессе ориентации на общепринятое утрачи­вают личный характер.

Экстравертированный интуитивный тип обладает тонким чутьем, способностью к бессознательным умозаключениям, предвидением тен­денции, которые зарождаются и имеют будущее.

Интровертированный мыслительный тип, главные ценности которо­го связаны с развившем субъективных символических образов. Харак­теризуется яркой ориентацией мышления на субъективный фактор.

Интровертированный ощущающий тип ориентируется на субъективную интенсивность ощущений, вызванных: объективными раздражителями. Часто утрачивает понятие об объективных источниках своих ощущений.

Идтровертированный эмоциональный тип стремится к внутреннему переживанию чувств. Ценность внутреннего мира чувств такого чело­века высока, когда он обладает художественными способностями и не слишком озабочен эгоцентрическим «Я».

Интровертированный интуитивный тип характеризуется углублен­ной направленностью интуиции на внутренние субъективные образы. Углубление интуиции влечет за собой удаление от осязаемой дейст­вительности. И человек становится загадкой для окружающих.

Ваш функциональный тип показывает относительно сильные и от­носительно слабые места в нашем функционировании и стиль деятель­ности, который мы предпочитаем.

Особенно полезна данная типология в о взаимоотношениях с дру­гими: позволяет понять социальные отношения, вариативность восп­риятия и интерпретации явлений мира.

Например, интуитивно-чувствующий оратор не прочтет такую логичную, высоко-организованную лекцию как мыслительно- ощущательный тип. У первого разговор будет перескакивать с предмета на предмет, проблема будет рассмотрена о разных сторон, но не систематично.

Вопросы:

  1. В чем состоит главное отличие аналитической психологии К.Юнга от психоанализа З.Фрейда?
  2. Какова психологическая структура коллективного бессозна­тельного?
  3. Каково строение психологической структуры личности?
  4. Как понимается психологический рост в аналитической пси­хологии?
  5. Каков характер процесса индивидуализации?
  6. Как отражается в учении о психологических типах идея це­лостности психической организации?
  7. Каково практическое значение типологии К.Юнга?
  8. Как и в чем могут проявляться архетипы коллективного бессознательного в жизни конкретного человека?
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: