Что делать если дети не слушаются?

Консультация для родителей «Почему ребёнок не слушается»

Анна Мартынова
Консультация для родителей «Почему ребёнок не слушается»

Почему ребенок не слушается?

Консультация для родителей детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Составила: Мартынова Анна Викторовна.

Почему ребенок не слушается, такой вопрос задают себе, как родители дошкольников, так и детей младшего школьного возраста. И, наверное, время от времени у любого родителя появляется желание иметь идеального ребенка. Ведь он играет тихо, всегда послушен, ничего не ломает, ни с кем не дерется и не мешает маме заниматься домашними делами. Однако гораздо чаще приходится контролировать, наказывать, повторять и предупреждать. Ребенок же не только не слушается, но и зачастую становится неуправляемым и даже пытается делать все наоборот. Предлагаю вам интересную информацию,которая поможет вам понять: почему так происходит и как воспитывать непослушного ребенка?

Причины детского непослушания

Ребенок взрослеет и все активнее изучает окружающий мир. Конечно, не обходится без синяков и ссадин, а также разбитых чашек и сломанных игрушек. Глупо требовать от него беспрекословного выполнения всех просьб и требований родителей. Однако если малыш не реагирует на строгие запреты или вообще предпочитает игнорировать мамины слова, стоит разобраться. Может быть, у непоседы наступил очередной возрастной кризис, или в детском непослушании виноваты родители?

1. Недостаток внимания

Самой распространенной причиной плохого поведения ребенка является борьба за внимание всегда занятых мам и пап. Конечно, родители были бы рады проводить как можно больше времени с детьми, но в силу разных обстоятельств видят их только по вечерам или выходным. Малышу хочется,чтобы все свободное время взрослые проводили с ним: разговаривали, читали сказки, рисовали, лепили и играли. Вместо этого он остается наедине с огромным количеством игрушек. В лучшем случае, его воспитанием занимается бабушка. Возможно, ему и хотелось бы привлечь внимание родителей допустимым способом, однако в силу своих малых лет он имеет в запасе лишь капризы, истерики и непослушание.

2. Возрастной кризис

Подобные периоды у всех детей проходят по-разному. Один ребенок совершенно не меняется, у другого же начинается «праздник непослушания». Капризы, постоянные вспышки гнева и частые конфликты с членами семьи – обычное поведение ребенка в кризисный период.

Специалисты выделяют следующие кризисы детского возраста: кризис одного года (12-18 месяцев, трех лет (2-4 года, семи лет и подростковый. То, насколько безболезненно и полноценно ребенок их пройдет, зависит от царящей в семье атмосферы.

3. Ошибки в воспитании

Не бывает идеальных родителей. Поэтому ошибки при воспитании детей неизбежны. Проблемы с поведением ребенка возникают тогда, когда ошибки повторяются снова и снова и превращаются в систему.

Дети не слушаются,если:

— получают неоправданные запреты (большое число запретов приводит к их нарушению);

родители непоследовательны (вчера было можно плескаться в ванной, сегодня уже нельзя, а завтра – еще посмотрим; мама разрешила, а папа запретил);

— им предъявляют завышенные требования (многочисленные развивающие занятия, спортивные секции и художественные кружки могут подорвать психологическое здоровье ребенка);

— не учитывается темперамент и другие особенности развития (сложно ждать от холерика спокойной, тихой игры);

— видят пример взрослых (если родители сами матерятся, то не вправе требовать от детей выражаться литературным языком).

4. Болезнь или стресс

Ребенок может стать непослушным и чисто по физическим причинам. Плохое самочувствие, усталость или перегруженность нервной системы новыми впечатлениями – все это возможные причины детского непослушания. Прежде чем применять дисциплинарные воздействия, поинтересуйтесь общим состоянием малыша.

Часто на плохое поведение жалуются родители тех детей, которые перешли в другой детский сад или школу. Развод родителей и появление братика или сестренки могут вызвать у ребенка стресс и, как следствие, протест и желание обратить на себя внимание. Пусть даже через капризы и истерики.

Как восстановить контакт с ребенком?

Вы расстроены тем, что ребенок не слушается вас? Вот несколько советов, которые могут вам помочь.

1. Вместо того чтобы ругать или приказывать, попробуйте объяснить ребенку. Крики и команды заставляют детей чувствовать, что вы находитесь на другой стороне баррикады. Чем отчетливее малыш понимает, что вы полностью его поддерживаете, тем вероятнее он вас послушает. Кроме того, дети, как и взрослые, понимают, почему они должны или не должны так поступать. Поэтому вместо того чтобы кричать или ругаться, попытайтесь объясниться с ребенком.

2. Убедитесь, что ваш ребенок чувствует, что его поняли и услышали. Старайтесь внимательно слушать малыша. Убедитесь, что он понимает, насколько вам важно его мнение и желание.Получается интересная закономерность: чем лучше вы понимаете точку зрения вашего ребенка, тем легче будет донести до него ваше пожелание.

3. Методы воспитания в семье не должны противоречить друг другу. Если мама и папа не могут прийти к одному знаменателю в вопросах дисциплины, ребенок теряется, а слова родителей становятся менее значимыми. Поэтому удостоверьтесь, что вы и ваш супруг договорились о том, что вы собираетесь сказать малышу. В случае разногласий не конфликтуйте в его присутствии. Поговорите наедине.

4. Не забывайте, что вы – пример для ребенка. Дети часто не слушают родительских нотаций, а смотрят на их поступки. Так что если вы курите, то не удивляйтесь, если через несколько лет увидите своего ребенка с сигаретой. И не помогут многочисленные лекции о вреде курения.

5. Если вашему ребенку все сходит с рук, то он перестанет вас слушаться. Вместо того чтобы угрожать, всегда строго придерживайтесь установленных правил. Если за какой-то проступок вы определили соответствующее наказание, применяйте его. Только не наказывайте малыша сгоряча, постарайтесь сначала успокоиться и проанализировать причину и глубину проступка.

6. Иногда конфликты и протесты возникают из-за того, что ребенок не желает реализовывать ваши амбиции и мечты, которые вы переносите на него. Подумайте,что важнее: психологическое здоровье ребенка или реализация ваших несбывшихся желаний?

7. Иногда мы забываем, что у детей тоже есть самолюбие. Нельзя критиковать своего ребенка в присутствии других людей. Если вы хотите, чтобы малыш слушался вас, избегайте говорить и делать те вещи, которые могут обидеть его.

Ребенок не рождается послушным, таким его делает воспитание и хорошее отношение взрослых.Подумайте над количеством запретов: чем их меньше, тем больше причин у ребенка вас слушаться. Награды гораздо более эффективны, чем наказания. Если похвалить малыша за хорошее поведение, то уже одно это пробудит у него желание вести себя так, чтобы еще раз услышать родительскую похвалу.

Читайте также:
Как писать любовные письма?

Консультация для родителей детей младшего школьного возраста «Что делать, если ребёнок не слушается

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно определить причины его непослушания. Почему он ведёт себя таким образом? Почему он заставляет родителей испытывать неприятные чувства? И всегда ли мы, родители, чувствуем одно и то же, если дети нас не слушаются?

Причину непослушания ребёнка можно определить по тому чувству, которое вы при этом испытываете.

Если вы испытываете раздражение, то непослушание, скорее всего, вызвано борьбой за внимание. Если ребёнок не получает нужного количества внимания, которое ему необходимо для нормального развития, то он находит свой способ его получить – непослушание. Родители отрываются от своих дел, делают замечания. Нельзя сказать, что это так уж приятно ребёнку, но внимание всё-таки получено.

У вас возникает гнев? Тогда, скорее всего, причиной непослушания является борьба за самоутверждение против чрезмерной родительской опеки. Детям особенно трудно, когда родители общаются с ними в основном в форме замечаний, опасений, указаний. Ребёнок начинает восставать. Он отвечает упрямством, действиями наперекор. Смысл такого поведения – отстоять право самому решать свои дела, показать, что он личность. Неважно, что его решение часто не очень удачное, даже ошибочное.

Если чувство родителя – обида, то причина непослушания – желание отомстить. Дети часто обижаются на родителей.К примеру: родители более внимательны к младшему; родители разошлись; в доме появился отчим; родители часто ссорятся и т. д.Много единичных поводов: резкое замечание, несправедливое наказание. В глубине души ребёнок переживает, а на поверхности – протесты, непослушание, неуспеваемость в школе.Смысл плохого поведения: «Вы сделали мне плохо, пусть и вам тоже будет плохо!»

Родитель попадает во власть чувства безнадёжности, а порой и отчаяния – в этом случае причиной непослушания является потеря в собственный успех. Накопив горький опыт неудач и критики в свой адрес, ребёнок теряет уверенность в себе, у него формируется низкая самооценка.Он может прийти к выводу: «нечего стараться, всё равно ничего не получится».

Как помочь непослушному ребёнку (и себе? Ответ на вопрос – не реагировать привычным, стереотипным образом, так как образуется порочный круг. Чем больше взрослый недоволен, тем больше ребёнок убеждается: его усилия достигли цели – и возобновляет их с новой энергией.

Варианты конструктивного поведения взрослого в разных ситуациях непослушания:

-если идёт борьба за внимание, нужно оказывать ребёнку это положительное внимание. Придумать какие-нибудь совместные занятия – игры, прогулки;

-если источник конфликтов – борьба за самоутверждение, то следует, наоборот, уменьшить свою включённость в дела ребёнка. Для него очень важно накапливать опыт собственных решений и даже неудач. Больше всего поможет избавиться от лишнего давления и диктата понимание, что упрямство и своеволие ребёнкалишь раздражающая вас форма мольбы: «Позвольте же мне жить своим умом».

Самая трудная ситуация у отчаявшегося родителя и разуверившегося в своих силах ребёнка. Нужно перестать требовать «полагающегося» поведения, свести к минимуму свои ожидания и претензии. Наверняка ребёнок что-то может, у него есть к чему-то способности. Найдите доступный для него уровень задач и начните движение вперёд. Помогайте, вместе ищите выход из тупика. При этом ребёнка нельзя критиковать! Ищите любой повод, чтобы его похвалить, отмечайте любой, даже самый маленький успех. Постарайтесь подстраховывать его, избавлять от крупных провалов. Необходимо поговорить с учителями и сделать их своими союзниками.Вы увидите: первые же успехи окрылят ребёнка.

«Нормальный ребёнок или нет?» Консультация для родителей Нам иногда кажется, что наш ребёнок какой — то не такой. Он не управляем, не слушается, дерзит, молчит, когда к нему обращаются,.

Информация для родителей «Почему ребёнок грызёт ногти» Не только взрослые, но и дети могут иметь вредные привычки. Одной из самых распространённых является обгрызание ногтей. ПРИЧИНЫ, ПОЧЕМУ.

Консультация для родителей «Что делать, если ребенок не слушается?» Если вы уступите ребёнку, он сделается вашим повелителем, И для того, чтобы заставить его повиноваться, вам придётся ежеминутно договариваться.

Консультация для родителей «Что рисует ваш ребёнок» Дети любят рисовать. Используют они в творческом процессе и цветные карандаши, и фломастеры, и краски. Взрослые могут почувствовать через.

Консультация для родителей «Если ребёнок не слушается» Очень часто дети не слушаются своих родителей. Они не хотят убирать игрушки, не хотят ложиться спать, не хотят выполнять требования взрослых.

Консультация для родителей «Капризный ребёнок» Консультация для родителей «Капризный ребёнок» На детские капризы жалуются многие родители. “Ребенок капризничает” – говорим мы, когда.

Консультация для родителей «Почему мой ребёнок со мной ведёт хуже всего?» Часто родителей волнует вопрос: «Почему мой ребёнок со мной ведёт хуже всего?» Особенно этот вопрос волнует мам. Мамы рассуждают: «И в.

Консультация для родителей «Почему ребёнок не хочет говорить «Здравствуйте» Некоторые родители сталкиваются с такой проблемой, как нежелание ребёнка говорить «Здравствуйте». Иногда, при приёме нового ребёнка в.

Консультация для родителей «Ребёнок и гаджеты» Консультация для родителей. Тема: «РЕБЁНОК И ГАДЖЕТЫ». GAME OVER… С каждым годом гаджеты всё сильнее затягивают в виртуальный мир.

Трудный ребёнок. Консультация для родителей «Трудный ребёнок» – это не особая категория. Это – следствие невнимания взрослых к проблемам их «повзрослевших» детей. Основные причины.

Что делать если ребенок не слушается

Как бы мудро ни вели себя родители и сколько бы книг по детской психологии они ни перечитали, периодически каждый сталкивается с тем, что маленький ребенок не слушается. Капризы случаются на каждом этапе развития малыша. Сначала они связаны с коликами и прорезыванием зубов, однако чем старше малыш, тем более затяжными и необоснованными могут быть его «скандалы». Прежде чем задуматься над тем, как вести себя, если ребенок не слушается, родителям нужно разобраться в причинах капризов.

Причины «плохого» поведения

Понять, почему ребенок не слушается, не ест и не спит, можно с помощью анализа его поведения и своей реакции на него. Если же это не дает никаких результатов, нужно «копать» глубже. Среди наиболее распространенных причин детских капризов выделяют:

Читайте также:
Если бросить мужчину тельца: разъясняем во всех подробностях

1. Непоследовательное поведение родителей. Если сначала они наказывают малыша за проступок, а затем – не осуждают или даже поощряют за него, это приводит к растерянности и дезориентации. Результатом отсутствия последовательности в действиях и решениях является непослушание.

2. Многочисленные запреты. Чем больше запретов накладывается родителями, чем чаще ребенок реагирует на них бунтом. Если практически в каждой фразе взрослых мелькает слово «нельзя», это вызывает противоречивые чувства и желание отстоять свою независимость.

3. Вседозволенность. Капризы возникают и в противоположной ситуации, когда в обычной жизни отсутствуют какие-либо запреты. Некоторые родители в попытках обеспечить беззаботное и счастливое детство разрешают детям буквально все. Между тем, потакая капризам, нужно быть готовым к избалованности и непослушанию.

4. Возрастной кризис. По мнению педиатров, еще до начала пубертатного периода ребенок проходит несколько кризисных этапов. Они приходятся на 1 год, 3 года, 5-7 и 10-12 лет. Границы в этом случае условны. Каждый возрастной кризис влияет на детскую личность и способности. По мере изменения психики меняется и поведение.

5. Отсутствие согласия в методах воспитания. Как правило, в каждой семье есть «хороший» и «плохой» полицейский. Если отец проявляет высокие требования к малышу, мать берет на себя роль сочувствующего и жалостливого человека. Нередко разногласия в вопросах воспитания возникают между представителями разных поколений. Это также вызывает дезориентацию и растерянность.

6. Игнорирование детской личности. По мнению некоторых родителей, до 8-9 лет у ребенка столько же прав, сколько у годовалого малыша. Они не прислушиваются к его мнению и в результате сталкиваются с протестным или девиантным поведением.

7. Несоответствие «требованиям». Многие родители устанавливают высокие требования, ждут, что дошкольник начнет говорить на нескольких языках, а школьник – получать пятерки по всем предметам, побеждать в олимпиадах и соревнованиях. Если же малыш понимает, что не соответствует ожиданиям, это приводит к внутренним конфликтам и дискомфорту, которые проявляются в повышенной эмоциональности и отклонениям в поведении.

8. Семейные конфликты. Выясняя собственные отношения, взрослые часто забывают о ребенке. Чтобы привлечь их внимание, он прибегает к шалостям и даже серьезным проступкам. Со временем такое поведение входит в привычку.

Даже благополучные семьи, в которых царит стабильность, поддержка и взаимопонимание, сталкиваются с тем, что малыш, школьник или подросток не слушается. Причины тому могут быть внутренние (умственная отсталость, аутизм, тревога, депрессия, паранойя, проблемы с самоконтролем) и внешние (травля, издевательства сверстников, насмешки, потеря близкого). Если проблема вызвана серьёзными причинами, может понадобиться профессиональная помощь. Главное – помнить, что систематическое непослушание характерно как для малышей, так и для подростков. Поэтому к врачебной помощи нужно прибегать только при наличии серьезных психологических проблем и отклонений.

Возрастные особенности

Чтобы понять, почему ребенок не слушается, родителям нужно учесть его возрастные особенности. По мере взросления малыш по-разному реагирует на просьбы старших. Чтобы признать авторитет и соответствовать их ожиданиям, ему нужно постепенно научиться управлять своим настроением, порывами и желаниями. Для этого он пытается расширить границы дозволенного, игнорировать взрослых. Такая «ходьба по краю» может стать причиной проблемного поведения и неблагоприятной обстановки в семье.

Поведенческие особенности детей 3-7 лет

Характерная черта большинства дошкольников – эгоцентризм. Постоянная опека и внимание со стороны взрослых приводят к мысли, что мир крутится вокруг них и родители обязаны удовлетворять их интересы и потребности. Это одна из главных причин, почему дети не хотят слушаться. В то же время старшие должны вести себя так, чтобы у малышей сформировалось доверие к ним, но при этом сохранилось чувство опасности по отношению к незнакомым людям.

Для дошкольников характерно:

· постоянно проверять границы дозволенности;

· требовать, чтобы их интересы и просьбы выполнялись в первую очередь;

· действовать, исходя из собственных целей;

· рассуждать и высказываться конкретно, а не гипотетически или образно.

Поэтому как только границы маленького ребенка сужают, а его просьбы игнорируют, начинаются капризы. Если при этом родители постоянно ссорятся и скандалят, это влияет на его чувствительность к окружению и накладывает отпечаток на психике. Чтобы дошкольник не замкнулся в себе и не выработал девиантное поведение, в доме должна царить гармония и стабильность. Желательно при этом следовать советам психологов, а именно:

· поддерживать режим и распорядок дня, уделяя внимание периоду сна и бодрствования;

· выбирать время для непосредственного общения с ребенком;

· общаться с ним на прямом и доступном языке;

· следить за тем, чтобы малыш понимал смысл слов и просьб старших;

· не повторять свои просьбы дважды, так как это может подорвать авторитет;

· быть примером и демонстрировать свои навыки коммуникации, которые проявляются в умении слушать и слышать.

Эти рекомендации помогут выработать стратегию поведения в тех случаях, когда не слушается малыш дошкольного возраста. Демонстрируя свою поддержку и раздавая понятные инструкции, можно быстрее добиться послушания.

Поведенческие особенности школьников 8-12 лет

Основная причина того, почему ребенок не хочет слушаться в 8-12 лет, – это влияние сверстников. В школе у него появляются новые авторитетные фигуры. Здесь создаются условия для того, чтобы он мог проявить себя, а затем почувствовать гордость за свои успехи и достижения. Несмотря на это, школьники еще не обладают развитым чувством идентичности и ответственности. Они любопытны, но не могут оценивать риск и соблюдать социальные нормы, что приводит к импульсивному поведению.

В отличие от дошкольников, школьники уже могут действовать аргументировано и организовано. Однако мыслят они по-прежнему конкретно, а не абстрактно. Все их поведение направлено на собственные цели и интересы. Исходя из этого родители должны:

· четко и обоснованно формулировать свои просьбы;

· не решать все проблемные ситуации за ребенка;

· постоянно общаться с ним на разные темы;

· предоставлять право выбора, но предлагать не более двух возможных вариантов разрешения ситуации;

· использовать в повседневных разговорах авторитетные фразы;

· упростить семейные правила;

· отстаивать свою власть, используя решительный тон и сохраняя спокойствие.

Читайте также:
Все ли мужчины хотят других женщин: освещаем суть

Эти советы психолога пригодятся в ситуациях, когда не слушается ребенок 8-12 лет. С помощью четких правил и инструкций можно отстоять родительский авторитет и добиться правильных взаимоотношений со школьником.

Поведенческие особенности подростков

В подростковом периоде у детей формируется чувство самоидентификации, которое помогает оценить свою значимость, определить место в жизни и уровень ее восприятия. В этот период закладываются ценности и убеждения, которые меняют поведение. Определяя личные границы, подростки иначе реагируют на привычные просьбы и ситуации. В связи с этим родители начинают жаловаться на то, что ребенок не слушается.

На поведение подростков влияют особенности их личности, уровень накопленного стресса и возбудимости. Если при этом в семье отсутствует поддержка, признание и уважение, они ищут их во внешнем мире. Если отношения с друзьями, тренерами или учителями теплее и крепче, дома они могут быть депрессивными и агрессивными. По статистике ребенок подросткового возраста более чувствителен к буллингу (травле), издевательствам и насмешкам одноклассников, семейным скандалам, давлению со стороны. Поэтому он более подвержен депрессии, тревожности и другим психологическим проблемам.

Чтобы подросток начал слушаться, родителям нужно:

· сосредоточится на своем отношении к нему, а не пытаться выработать новые методы дисциплины и воспитания;

· демонстрировать свою любовь, поддержку и уважение;

· говорить о его значимости и ценности;

· с уважением относиться к его эмоциям, которые на стадии полового созревания могут принимать гиперболизированную форму;

· уважать его интеллект и опыт;

· говорить и действовать, сохраняя родительский авторитет;

· четко формулировать свои просьбы и требования;

· предупреждать о возможных последствиях его непослушания, но не угрожать.

Все, чего хотят подростки, – это чувствовать свою независимость. Задача родителей – дать им возможность «расправить крылья», взяв на себя функции наставника и следя за безопасностью.

Что делать родителям

Разобравшись с причинами детских капризов, нужно понять, что делать, если ребенок не слушается и не подчиняется. Здесь важно научиться отличать простое непослушание от девиантного поведения, для работы с которым требуется профессиональная помощь. Мы рассмотрим алгоритм действий в случаях, когда поведение малыша требует вмешательства взрослых, но при этом остается в пределах нормы.

Детский протест

При прохождении возрастного кризиса в 5, 7 или 15 лет ребенку нужна автономность. Однако далеко не каждый родитель с легкостью предоставляет ее. Не обязательно идти на поводу у детских прихотей. Нужно лишь позволить малышу или подростку самостоятельно принимать решения, а потом нести ответственность за свои поступки. Если во время прогулки или в магазине протест перешел в истерику, важно сохранять спокойствие, избавиться от «зрителей», использовать физический контакт или, наоборот, дистанцироваться.

Неподобающее поведение в обществе

Если малыш не слушается, находясь на улице или в магазине, пинает сиденья автобуса или такси, громко разговаривает и всячески мешает окружающим, нужно объяснить ему простые правила поведения. На это может уйти много времени, но главное – систематически беседовать на тему общих поведенческих принципов. Если несколько раз сказать, что нельзя приставать к взрослым в автобусе или трогать урну, рано или поздно это даст результаты.

Игнорирование родителей

Если ребенок не прислушивается к нотациям и наставлениям старших, то, скорее всего, он их просто не слушает или «витает в облаках». Иногда такая реакция может быть следствием аутизма, но чаще всего является протестным поведением. Оно особенно характерно для подростков, которые отказываются выслушивать взрослых, тем самым демонстрируя свою автономность. В этом случае лучше избегать давления и угроз, а вместо этого принять их независимость, демонстрировать свою любовь и поддержку.

Истерики в магазине

Во время шопинга многие малыши впадают в истеричное состояние, требуя купить очередную игрушку или сладости. В этой ситуации лучше выйти из магазина, чтобы не подвергать его общественному порицанию. Малыша можно отвлечь прогулкой, пробегающей мимо кошкой или проезжающей машиной. Со школьниками и подростками лучше заранее договариваться. Если во время истерики родители пообещали что-то купить или добавить недостающую сумму, обещание нужно исполнить, но затем провести профилактическую беседу.

Опасное поведение

При необдуманном поведении, угрожающем здоровью и жизни, требуется система жестких рамок и ограничений. Если 3-летний малыш постоянно пытается залезть на подоконник или играет с розеткой, нужно придумать сигнальное слово, например, «внимание», «опасно», «запрещено», «стоп». Не рекомендуется использовать слово «нельзя», которое малыш и без того слышит постоянно. Кроме того, нужно постоянно говорить о том, почему нельзя подходить к газу, играть со спичками, трогать нож. Родителям нужно избегать сильных эмоций. Например, испуг показывает малышу, что родители боятся за него. Впоследствии он может намеренно провоцировать опасность.

Восстановление доверия и личный пример

Чтобы маленький ребенок или подросток начал слушаться и адекватно реагировать на просьбы и требования старших, нужно наладить с ним эмоциональную связь и восстановить доверительные отношения. Вот несколько простых советов для родителей:

  1. Покажите, что вам можно доверять и обращаться с любыми вопросами, не боясь осуждения или скандала.
  2. Не бойтесь спрашивать о проблемах, уточнять детали и рассказывать о своем опыте их решения.
  3. Не повышайте голос в повседневной обстановке. Если вам нужно сказать что-то важное и срочное, используйте зрительный и физический контакт. Так у малыша будет меньше оснований для отказа.
  4. Не забывайте хвалить и благодарить. Слова поддержки и одобрение родителей стимулируют гораздо больше, чем материальное поощрение.
  5. Сохраняйте авторитет. Приятельские отношения приводят к тому, что малыши и подростки перестают чувствовать защиту со стороны родителей. Чтобы восполнить пробел, они ищут наставника на стороне.

Иногда ребенку сложно правильно реагировать на простые объяснения, понять, почему это хорошо, а это плохо. В этом случае идеальным инструментом воспитания становится личный пример. Родители должны стать образцом конструктивного поведения. Выполняйте обещания, уступайте в малом и не меняйте требований без должного основания, и добиться понимания и послушания будет гораздо проще.

Что делать если дети не слушаются?

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊

Аннотация: Ни для кого не секрет, что детская модель поведения формируется буквально с пелёнок.

Читайте также:
Как вести себя уверенно в обществе?

Статья:

Каждый родитель втайне надеется на гармоничные отношения со своими детьми. В каком бы возрасте не было любимое чадо, папа и мама хотят увидеть в отношениях с ним полное взаимопонимание.

Идеальная картина такой жизни – это утреннее приветствие с улыбкой, совместный завтрак в прекрасном настроении и обязательный вечерний разговор по душам, когда все делятся проблемами и находят их решение вместе.

Мама ожидает от детей открытости, а папа искреннего уважения и дружеских отношений. Но у многих ли семей это получается на самом деле? Знаете ли Вы, что делать, если ваш ребенок не слушается родителей и как реагировать на его непослушание?

Суть проблемы

Какими бы идеальными красками не рисовали мамы свой день, его обязательно испортят негативные моменты с детьми. Большинство ребят любит спорить, необоснованно настаивать на своём (а мне так захотелось!), капризничать, что-то требовать, впадать в истерику. И это только половина списка «дневных неприятностей»!

Многие женщины считают огромным личным достижением, если в течение дня им не хотелось сорваться на своего сына или дочь.

И буквально все родители хотят, чтобы их малыши вырастали послушными и добрыми, не делали что-либо «на зло», хотя бы иногда слышали и выполняли просьбы взрослых, ценили их труд и заботу.

Психологический подход

Ни для кого не секрет, что детская модель поведения формируется буквально с пелёнок. Малыши копируют маму и с интересом наблюдают за папой – так они моделируют собственный характер. Все привычки, достоинства и недостатки, приходят с ними во взрослую жизнь!

Формирование новой личности практически всегда сопровождается протестом или непослушанием со стороны ребенка – это абсолютно нормальная реакция на окружающую реальность.

Но если мама или папа неправильно воспринимают такое поведение, проблем с отсутствием понимания между поколениями уже не избежать. На капризы малыша всегда стоит смотреть исключительно с точки зрения хорошего психолога. Родителям не позволительно «играть в игры» — они должны быть выше обид, нервных срывов и бесконечного недовольства.

Причины и нейтрализация плохого поведения ребенка

К источникам или причинам непослушания психологи относят несколько важных факторов таких, как:

Кризис определённого возраста

Он ярко проявляется не только в подростковом периоде, но и в год, три, 5-6 лет (перед школой). В эти моменты в жизни взрослеющей личности происходят очередные очень важные изменения, которые расширяют горизонты. «Я уже могу!», — говорит себе ребенок, начинающий ходить. А родители тут же налагают всяческие запреты на личную свободу. Отсюда и возникают детские протесты.

Перебор слова «нельзя»

Многие мамочки грешат сплошными запретами. Психика детей просто не выдерживает прессинга – начинается бунт. В этом случае есть смысл упростить требования и запрещать только, действительно, опасные для жизни вещи вроде игры с розетками. Категорически не рекомендуется налагать запреты на активные игры, громкий смех, разбрасывание игрушек. Всё это часть детской жизни, которую нельзя исключать без вреда для психики малышей.

Непоследовательность – ещё одна из причин споров и слёз

Родители действуют нелогично! Наказывают за поведение, которое до этого почему-то считалось нормальным. У малыша нарастает внутренний конфликт, который в скором времени выливается в капризы и неадекватное поведение.

Счастливое детство или «моему крохе можно всё»

Так можно охарактеризовать ещё одну крайность. При таком воспитании дети «садятся на голову» взрослым, считая себя главными в семье. Избалованного ребенка крайне сложно привести в чувство! Поэтому лучший «рецепт» — это заниматься его воспитанием с первого года жизни.

Расхождение между словами и делами у взрослых

Если папа говорит, что врать – это плохо, и тут же на глазах у малыша обманывает кого-то, воспитание можно считать загубленным. Таких моментов нужно избегать всеми возможными способами! Дети обычно равняются на родителей, старательно их копируя. Те служат примером не столько на словах, сколько на деле.

Разница в требованиях

Хуже нет, когда у всех членов семьи существует разный взгляд на воспитание. Мама запрещает одно, бабушка другое. Ну а дедушка и папа позволяют всё. Чтобы решить эту проблему, взрослым необходимо постоянно координировать свои действия и придерживаться единых правил.

В семье отсутствует уважение

Подрастающее поколение не всегда воспринимают серьёзно! Забывают выслушать, пренебрегают детским мнением, унижают и оскорбляют вслух. Могут ли взрослые терпеть постоянное невнимание? Конечно же, нет. Точно так поступают и все детки. Чтобы избежать конфликтов, достаточно относиться к ним внимательно и с уважением, как к полноценным личностям.

Постоянные ссоры в семье – ещё один источник проблем. В эти периоды о малышах забывают, так как взрослые сосредоточены исключительно на себе. Сильный стресс вынуждает привлекать к себе внимание. В ход идут любые уловки! Лишь бы старшие обратили внимание. Пусть это будет наказание, но зато появляется возможность вернуться в центр внимания.

В преодолении непослушания нет никаких особых секретов. Папа и мама должны быть любящими родителями – внимательными, справедливыми и добрыми. Только в этом случае удаётся избежать детских истерик и капризов.

Что делать, если ребенок не слушается: 6 шагов на пути к послушанию

Шаг 1: Предупреждайте конфликт

У каждого ребенка есть собственные раздражители — в своем роде «детонаторы», которые приводят к взрыву. Для одних детей провоцирующими факторами становятся разговоры о школе и успеваемости. Для других — попытки родителей поговорить о «неправильных» друзьях. Для третьих испытанием оказывается поход в магазин, где они прибегают к манипуляциям в виде криков и слез с целью выпросить понравившуюся игрушку или сладость.

Что делать, если ребенок не слушается? В первую очередь – не впадать в отчаяние

Зная «болевые точки» ребенка, заранее оговаривайте с ним условия или предпринимайте продуманные меры. Например, перед неприятным разговором об оценках, настройте сына или дочь на конструктивный лад. Скажите, что цель беседы — просто понять причину проблемы и попытаться найти решение, и ни в коем случае не обвинить или осудить его. И в процессе разговора держитесь строго в рамках темы, даже если у самого ребенка это не получается.

Шаг 2: Позволяйте ребенку «остыть»

Один из актуальных вопросов — что делать, если ребенок не слушается в «агрессивной форме»: начинает бросаться с кулаками, пытается укусить, переходит к оскорблениям. В таких ситуациях главное — не подпитывать его агрессию, втягиваясь в конфликт.

Лучше всего оставить агрессивного ребенка наедине с самим собой, конечно, если при этом он будет в безопасности.

Когда ребенок успокоится и перестанет огрызаться, можно вернуться к диалогу. Во время разговора обязательно упомяните, что каждый раз, когда ребенок будет вести себя подобным образом, вы будете игнорировать его. Потому что вы не хотите злиться на сына или дочь и отказываетесь быть вовлеченным в такие конфликты.

Читайте также:
Как понравится козерогу мужчине?

Ребенок должен знать, что вы оставляете его в таких ситуациях одного не потому, что он плохой или нелюбимый, а напротив — потому что вы любите его и не хотите испытывать к нему негатив.

Шаг 3: Дайте выход энергии

Для гиперактивных детей непослушание — не более чем выход накопленной энергии. Чаще всего это происходит, когда ребенок вынужден некоторое время сохранять пассивность. Например, после длительной автомобильной поездки, после возвращения домой из детского сада или школы. Такое состояние можно назвать «энергичным переутомлением», и оно требует выхода.

Самый характерный признак такого поведения — сын или дочь не слушается взрослых беспричинно, словно поставив себе цель противоречить всему, что делают или говорят отец и мать. Это активное сопротивление любым уговорам и просьбам, даже если они в интересах самого ребенка. Он может драться, отказываясь подчиняться.

У гиперактивных детей послушание напрямую связано с тем, насколько эффективно они «разряжаются».

Следите за тем, чтобы ребенок достаточно гулял и был занят активными играми, а после вынужденной «пассивности» в школе или детском саду найдите время для прогулки по парку или посещения игровой площадки по пути домой.

Шаг 4: Сдерживайте обещания

Одна из проблем воспитания — пустые угрозы и обещания. Вам достаточно несколько раз пригрозить сыну или дочери, что накажете его за непослушание, и не выполнить этого, и даже самый маленький ребенок быстро начинает воспринимать ваши слова как пустой звук. И каждый эпизод детского непослушания — всего лишь демонстрация того, что ваши требования и просьбы можно безнаказанно игнорировать.

Приучите себя не бросать слов не ветер.

И если не готовы или просто не сможете выполнить обещание отключить интернет, посадить под домашний арест или отказать в покупке долгожданной игрушки — не угрожайте ребенку этим. Но если озвучили «угрозу» — не отступайте и придерживайтесь своего плана.

Несколько выполненных вами обещаний, сдержанных несмотря ни на что, дают ребенку понять, что границы дозволенного существуют, и переступать их нельзя.

Шаг 5: Ведите диалог

По наблюдениям психологов, для родителей, которые часто сталкиваются с непослушанием своих детей, характерно несколько типичных ошибок. Первая — разговор с сыном или дочерью в безапелляционном тоне: «Мне нужно, чтобы ты сделал», «Я сказал, что ты должен делать вот так!» и т.п.

У родителей, практикующих строгие методы воспитания, больше проблем с детским непослушанием

Вторая ошибка — изначальная настройка на конфликт. Отец или мать, заранее уверенные, что ребенок проигнорирует просьбу или требование, начинают разговор в повышенном тоне. На другом краю шкалы – чрезмерная мягкость и податливость родителей. Своим поведением они демонстрируют, что ребенку достаточно повысить голос или раскапризничаться, как его оставят в покое.

Говорите с ребенком как с равным. Не игнорируйте его реакции и обсуждайте возникшие проблемы так же, как вы сделали бы это со взрослым человеком. Вместо «Ты должен помочь мне» используйте «Хочу попросить тебя помочь мне»; вместо «Ты почему до сих пор не собрал игрушки?!» — «У тебя не получилось собрать игрушки? Давай, ты поможешь мне полить цветы, а затем мы вместе попробуем убраться в твоей комнате» и т.д.

Шаг 6: Будьте хорошим примером

Если в присутствии ребенка вы позволяете себе в недостойном тоне общаться с собственными родителями или повышаете голос на супруга — не удивляйтесь, что сын или дочь истерит в ответ на ваши просьбы и отказывается их выполнять. Ваши поступки противоречат вашим словам, и ребенок отлично это понимает.

Поэтому возьмите за правило решать собственные проблемы с родителями или второй половинкой в отсутствии детей. Не требуйте от них выполнения правил, которые сами же игнорируете. Этим вы полностью лишаете себя авторитета в глазах ребенка и естественно, что ожидать от него послушания в таких ситуациях — практически безнадежная затея.

И помните: какой бы пример вы ни подавали, он будет примером для подражания. Потому что, сознательно или нет, но ребенок повторяет ваши поступки как единственно верные с его точки зрения.

Почему дети не слушаются? 5 причин – и 5 советов родителям

Непослушный ребенок – это хорошо! Чем опасно послушание

Ольга Маховская психолог, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Института психологии РАН

  • Ситуация 1: слишком умный
  • Ситуация 2: слишком мала
  • Ситуация 3: слишком послушная
  • Почему дети не слушаются?
  • Как восстановить контакт с ребенком?

Пожалуй, нет другого такого времени в году, когда взрослые и дети в обычной семье так долго находятся все вместе, дома — речь о новогодних каникулах. Позади подготовка к празднику, отшумел Новый год — и родители чувствуют, что уже очень устали от своего ребенка — ведь он не слушается. Почему так трудно родителям, какие бывают непослушные дети и что с ними делать?

Непослушные дети: чем они не угодили родителям? Чтобы такие дети вели себя “нормально”, взрослым приходится прилагать усилия: сдерживать, контролировать, повторять, отказывать, наказывать и предупреждать. И в этом дело: нам не хочется напрягаться, воспитывая детей. Было бы удобнее, чтобы ребенок был управляем, как игрушка с пультом.

Так вот, специалисты по развитию не склонны сочувствовать родителям непослушных детей — их, наоборот, настораживают послушные, зависимые от родительской воли дети. В трудных или непривычных ситуациях вместо того, чтобы мобилизоваться, они скисают, теряются, пасуют. В кругу семьи этого не видно. Но выходя в жизнь, они показывают очень низкий уровень адаптивности и выживают только в закрытых, построенных на строгой дисциплине сообществах или в условиях полной стагнации, когда один день похож на другой.

Читайте также:
Измена мужчины тельца — разбираем по порядку

Под послушанием часто подразумевают и отсутствие у детей негативных эмоций: “хорошие” мальчики и девочки никогда не злятся, покорно реагируют даже на родительскую агрессию. Их приучают “не беспокоить” родителей и других важных людей, “не создавать проблем”, “не сердить” и пр. Выросшие в условиях жестких табу, вместе с плохими эмоциями они подавляют и позитивные. Они не умеют радоваться и чувствуют себя не в своей тарелке даже на своем дне рождения.

Стиль воспитания моделирует общую направленность личности ребенка и его степень послушания. Авторитарный стиль, к которому тяготеют сегодня не только отцы, но и матери, состоит в активном подавлении воли ребенка. Вначале ребенка буквально дрессируют. То есть заставляют по многу раз повторять команды, пока исполнение не достигнет высокой скорости, так чтобы и думать было некогда. Задача образования решается в том же ключе: не надо рассуждать, что интересно, а что — нет, учи все наизусть, если не понимаешь.

Демократический стиль предполагает, напротив, право голоса и включенность ребенка в деятельность. И хотя некоторые вещи не обсуждаются, поскольку не входят в круг ответственности ребенка, основной формат общения родителя и ребенка не приказы, а совещание.

Выделяют и смешанный стиль, при котором родители иногда затягивают “гайки”, а иногда ослабляют. Дети приспосабливаются и к нему, живя своей беззаботной жизнью от “порки” до “порки”.

Ситуация 1: слишком умный

Родители семилетнего Гоши обеспокоены: кажется, он не всегда слышит, когда к нему обращаются. Проверяли слух — все нормально. Гоша — средний ребенок в семье, но именно из-за него все не могут вовремя сесть за стол. Утром Гоша создает толкучку в ванной, зависая над раковиной. Забывает завязать шнурки по дороге в школу, рискуя упасть. Даже если говорить строго и громко, он может невозмутимо заниматься своим. Авторитеты на него не действуют. Никогда на его лице не видели сильных эмоций, ни страха, ни радости. Да здоров ли он? Не является ли это формой аутизма, а то и шизофрении, или это форма умственной отсталости? И как расшевелить ребенка?

Обследование показало, что у Гоши, напротив, очень высокий интеллект, живые реакции. Он активно участвовал в разговоре, назвал шахматы своей любимой игрой, с удовольствием и толково рассказал, что недавно читал. Самое интересное, за два часа разговора Гоша не только не устал, а, напротив, был очень активен и у него явно нарастал интерес к происходящему.

Непослушание оказалось следствием высокой интенсивности работы головного мозга и концентрации на внутреннем решении сложных задач. Казалось бы, родители должны радоваться, но мама расстроилась: “Мне нужно, чтобы он слушал и вместе с другими детьми выполнял мои просьбы. “.

Комментарий. Детям с высоким интеллектом просто скучно заниматься рутиной. Они могут часами корпеть над сложной задачей, такой, которая и родителям не всегда по плечу. Объективно они стремятся занять “особое” положение, что раздражает членов семьи и противоречит принципу равенства. Они не реагируют на повышение тона, если видят, что ситуация не стоит нервов, и родители просто пытаются “давить”.

Ситуация 2: слишком мала

Родители трехлетней Светы извелись: девочка, кажется, плохо соображает. Попытки разговаривать с нею, объяснить, что и как делать, были почти напрасными. Девочка смотрела своими большими красивыми глазами и улыбалась. А потом повторяла последнее слово, как бы дразнясь. “Скажи, что сказала только что мама. Ну!”. Молчание. “Мама сказала по-русски, что нужно снять ботиночки, аккуратно их поставить в угол, потом снять пальто. Аккуратно повесить его на вешалку. “

Когда психолог услышала длинную многоступенчатую инструкцию, она воскликнула: “Стоп! Как малышке запомнить все это? Она вообще не понимает, зачем вы ей это говорите, если нужно просто проделать с нею все, что нужно. Шаг за шагом!”.

Комментарий. Дети могут не слушать, т. е. не выполнять требования, просто потому, что не в состоянии запомнить и понять инструкцию. На этапе конкретно-образного мышления, т. е. до 6 лет, лучше показывать, как делать, и вместе с ребенком потренироваться. У детей пока не сформировано произвольное внимание и вербальная память, но они запоминают последовательность операций.

Обращение к ребенку должно соответствовать его уровню понимания и уверенности. Не кричите через комнату, он может просто не понять, что это именно его о чем-то просят. Не используйте давящее “Почему ты до сих пор это не сделал?”. Вы действительно считаете, что ребенок сядет на стульчик и объяснит вам, почему ему трудно понять и выполнить определенные просьбы?

Ситуация 3: слишком послушная

А вот родители семилетней Кати обеспокоены тем, что никогда не понятно, о чем девочка думает, чего она хочет. Если ее попросить о чем-то, она сделает молча. Никогда не пискнет. Никогда мама не слышала ее громкого заливистого смеха, разве что до полутора лет. Удивляло и то, что даже несправедливость со стороны взрослых не вызывала сопротивления, несогласия. Соседка завидует: “Чудо, а не ребенок!”. А маме не по себе: “Какая-то она несчастная растет. Будто со всем смирилась заранее. ” Детский психолог пришла к выводу, что есть основания для беспокойства, но есть и пути “оживить” ребенка.

Комментарий. Ребенок с подавленными эмоциями требует реабилитации. Ему нужно напомнить, как переживать эти эмоции, как радоваться, сердиться, удивляться. Для этого нужно, во-первых, чтобы взрослые не ходили дома насупленные и напряженные, будто в ожидании конца света. Если ребенок не видит, как взрослые смеются, как этому научиться? Ведь первые реакции ребенок просто копирует у взрослых.

Во-вторых, к детскому шуму должно быть лояльное отношение. Дети никогда не помышляют о зле, у них просто не все получается. Если члены семьи со всех сторон гасят проявление чувств у ребенка, как ему противостоять группе взрослых людей?

В-третьих, не должно быть табу на выражение негативных эмоций — злости, негодования, раздражения, плача. При определенных обстоятельствах это абсолютно адекватное поведение. Есть даже шуточные игры по развитию отрицательной экспрессии: ребенка наряжают в костюм отрицательного персонажа, и от его имени он может вести себя сколь угодно разнузданно. Если вы присоединитесь, ребенок полностью освободится от страха быть наказанным. Есть еще игра в смешные “обзывалки”: все участники по кругу бросают мяч, придумывая необычные имена тому, кому летит мяч: “Ты — капуста! Ты — шляпа! Ты — кирпич!”. Это игра на психологическое сближение. Ведь если в присутствии другого человека мы можем проявить сильные отрицательные эмоции, значит, он нам небезразличен.

Читайте также:
Депрессия в психологии: рассматриваем основательно

Что делать если ребенок не слушается

Даже самый послушный и примерный ребенок время от времени может «взбрыкнуть» и отказаться слушать родителей и выполнять то, что они говорят. Но частое непослушание, игнорирование просьб и замечаний, крики и истерики – это повод задуматься, в чем причины подобного поведения. Пробелы ли это в воспитании, затянувшаяся реакция на стресс, личностный кризис или попытка обратить на себя внимание? В нашей статье мы расскажем о том, почему дети не слушаются, и как вести себя родителям, чтобы исправить ситуацию, сохранив близкие и доверительные отношения с ребенком.

Основные причины непослушания

У поведения, которое мы называем плохим, может быть множество причин. Каждый ребенок – индивидуальность, у него свой особенный характер, привычки и реакции. Однако можно выделить некоторые общие закономерности, объясняющие, почему дети ведут себя наперекор общепринятым нормам.

Возрастные кризисы

Ребенок растет, взрослеет, от безусловного подчинения авторитету родителей приходит к осознанию себя как отдельной личности. Появляется критическое отношение к требованиям взрослых, попытки сдвинуть границы дозволенного. В такие переломные периоды родителям важно понимать, что это явление временное, стараться помочь ребенку пережить непростое время. При этом не стоит полагаться только на установку «это возрастное, перерастет», важно продолжать воспитательный процесс и не игнорировать возникающие проблемы.

Кризис трех лет. Один из самых трудных периодов жизни ребенка, когда происходит сепарация малыша от мамы, бурный всплеск самостоятельности и стремления утвердить себя в мире как отдельное существо со своими желаниями, симпатиями и антипатиями. Малыш очень хочет делать все сам, но у него не всегда это получается, к тому же родители не все разрешают по объективным причинам, понимание которых ребенку еще недоступно. Реакции ребенка в таких ситуациях обычно бурные, с криком и слезами, нередко – с истерикой, топаньем ногами и попытками драться, он упрямится и злится. Родители в период кризиса должны быть спокойны и хладнокровны, не поддаваться на детские провокации и четко очерчивать границы дозволенного. При этом обязательно нужно показывать ребенку, что его любят, слушают и принимают как личность.

Кризис семи лет. Семь лет – момент перехода от дошкольного периода к началу учебы в школе. Это большое изменение для ребенка, он может испытывать серьезный стресс, расставаясь с привычным образом жизни, от игр к полноценному обучению. С одной стороны, новоиспеченный школьник чувствует себя уже совсем взрослым и жаждет соответствующего отношения, с другой – ему сложно перестроиться, прийти от беззаботности дошкольного периода к большей ответственности и организованности. Дети в кризисное время могут больше кривляться, пытаться подражать взрослым в поведении и рассуждениях, болезненно воспринимать критику, грубить и спорить по любому поводу. Взрослым важно постепенно уменьшать уровень опеки и контроля, позволяя ребенку самому принимать решения и совершать ошибки. Интересуйтесь его жизнью и чувствами, уважайте его мнение, поддерживайте. Наряду с новыми обязанностями, дайте ребенку и больше свободы.

Подростковый кризис. Тот самый «переходный возраст», который пугает немало родителей. Подросток – это еще не взрослый человек, но уже и не малыш, беспрекословно слушающийся родителей и подчиняющийся правилам. Ваш ребенок учится быть личностью, проявлять характер, спорит, грубит и постоянно проверяет родителей на прочность. Это период самоидентификации и утверждения своей индивидуальности и своего особого места в мире. Поэтому родителям необходимо, с одной стороны, принять неизбежное взросление и уже практически сформировавшийся характер своего ребенка, с другой стороны, не ронять своего авторитета, определять границы поведения, которые не стоит переходить. Подростковый протест может быть очень бурным, но если в семье доверительные и теплые отношения, есть уважение и поддержка, то вы всегда сможете договориться со своими детьми.

Почему не слушаются дети

Кроме кризисов, связанных с возрастом, существует немалое количество причин, по которым ребенок может вести себя плохо и не слушаться родителей. Вот самые распространенные из них:

Физическое состояние. Если ребенок голоден, устал, у него что-то болит и доставляет неудобство, это может спровоцировать капризы, упрямство и непослушание. Совсем маленькие дети иногда даже неспособны сами понять, что не так в их ощущениях, но даже школьник может огрызнуться или отказаться выполнить просьбу, если у него, например, болит голова.

Обида. Ребенок хотел показать или рассказать что-то очень важное для него, а от него отмахнулись? Или не поверили его версии в конфликтной ситуации и несправедливо наказали? Даже сказанная не к месту шутка или неосторожная фраза могут вызвать достаточно сильную реакцию, а обиженный ребенок не захочет слушаться тех, кто вызвал у него негативные эмоции.

Нехватка внимания и любви. Нередко случается так, что дети, которые не чувствуют себя любимыми, важными и значимыми для родителей, пытаются обратить на себя внимание любыми способами. Ребенок ведет себя вызывающе, все его поведение говорит «заметьте меня, я здесь».

Конфликты в семье. Когда атмосфера дома накалена, происходят постоянные ссоры и выяснения отношений, ребенок своим поведением попытается напомнить родителям, что они забыли о нем, погрузившись в конфликт с головой. Некоторые дети даже чувствуют себя виноватыми в родительских проблемах, и это чувство также может вылиться в шалостях и неприглядных поступках.

Чрезмерная строгость. Слишком большое количество запретов и наказаний приводит к самому естественному для ребенка исходу – к бунту против ограничений. Ребенок пытается почувствовать хоть немного свободы, сделать что-то назло. Особенно бурной бывает эта «борьба за независимость», если большинство запретов ничем не обосновано и не объяснено.

Вседозволенность. Обратная сторона медали. Не стоит как запрещать ребенку абсолютно все, так и выбирать отсутствие любых ограничений. Некоторые «нельзя» должны существовать в семье, чтобы избежать избалованности и распущенности. Разрешить что-то – не значит потакать во всем, а запретить – не значит становиться тираном и деспотом.

Читайте также:
Как понять что тебя разлюбили?

Несогласованность действий взрослых. Если родители не могут договориться, что позволено, а что нет, предъявляют разные, противоречащие друг другу требования и претензии к ребенку, его растерянность и метания меж двух огней могут стать причиной непослушания и проблем с поведением. Еще более неприятные последствия вызовет наказание одним из родителей за те действия, которые разрешил и одобрил другой.

Ревность. Довольно часто вести себя плохо начинают старшие дети в семье, где появляется новорожденный. Если ребенок не был готов к таким переменам в жизни или чувствует себя обделенным родительской любовью и вниманием из-за нового члена семьи, он может перестать слушаться, капризничать и требовать больше внимания к себе.

Как проявляется непослушание

Поговорим о типичных примерах плохого поведения детей. Нежелание слушаться родителей и выполнять их просьбы или требования может выглядеть по-разному, и родители должны понимать, как им реагировать и что делать в каждой ситуации.

Опасное поведение

Наверное, почти каждый родитель однажды сталкивается с тем, что ребенок совершает опасные действия, которые могут привести к неприятным, и даже трагическим последствиям. Дети хватают острые предметы, внезапно останавливаются посреди проезжей части, лезут на верхнюю полку шкафа и так далее. Это происходит потому, что маленький ребенок еще не может полностью осознать, что такое опасность и боль, выстроить логические связи. Ругаться бессмысленно – с точки зрения ребенка, он не делает ничего дурного. Поведение, связанное с угрозой жизни и здоровью ребенка – та сфера, в которой необходимы жесткие рамки и безусловное послушание.

  1. Выберите слово-сигнал, которое будет обозначать категорический запрет и немедленное прекращение всех действий. Это, например, может быть слово «опасно» или «стоп». Лучше не использовать «нельзя» – этот запрет ребенок и так слышит достаточно часто, для экстренных ситуаций нужен особый знак. Сигнальное слово должно вызывать рефлекторную реакцию, не оставляя время на раздумья.
  2. Покажите, как связаны между собой нарушение запрета и негативные последствия этого нарушения. Подробные, соответствующие возрасту объяснения и возможность в легкой степени ощутить на себе, к чему ведет непослушание. Не нужно позволять детям играть с ножами и спичками, один раз легонько уколовшись об иглу, они прекрасно поймут, что происходит, если проигнорировать сигнал об опасности.
  3. Будьте спокойны, даже хладнокровны. Подвергает себя ребенок опасности бессознательно или пытается вызвать испуг и сочувствие взрослых, не давайте воли эмоциям и страху. Показав, насколько вы боитесь за ребенка, вы можете невольно напугать и дезориентировать его или поощрить его продолжать рискованное поведение. И напротив, ваше спокойствие убережет и ваши, и детские нервы и здоровье.

Дети протестуют

Протестное поведение характерно для детей всех возрастов, но особенно ярко оно проявляется в 3-4 года, когда непосредственные реакции ребенка на просьбы или запреты выражаются криком, истерикой, громкими возмущенными отказами. Ребенок как бы пытается доказать взрослым, что он уже совсем самостоятельный, во всем разбирается лучше, а то, о чем просят родители, например, почистить зубы или одеться, это нечто, не стоящее внимания.

  1. И снова лучше всего будет в первую очередь успокоиться. Если ребенок просто чересчур разнервничался и фонтанирует эмоциями, разобраться будет проще родителю, мыслящему трезво и рассудительно. Став свидетелем истерики, не нервничайте и не накручивайте себя – иногда вообще лучше не обращать внимания на слезы и крики, следя только, чтоб ребенок не повредил сам себе, пока не закончился истерический приступ.
  2. Подумайте, принципиально ли вам выйти победителем. Если дело в том, в какого цвета брюках идти в детский сад, желтых или красных, пусть ребенок выберет сам – в конце концов, это его одежда и личный вкус.
  3. Если даже ребенок на грани ошибки, не всегда полезно насильно его от нее оберегать, вызывая бунтарский настрой. Пусть ребенок сделает что-то не так, набьет собственные шишки и приобретет полезный опыт. Не читайте нравоучений после того, как ребенок принял неверное решение – он и так уже понял, кто прав, лучше поддержите его и поговорите о том, как в будущем избежать подобных ошибок и не лучше ли иногда прислушаться к взрослым.

Поведение как помеха для окружающих

Ребенок еще не усвоил или игнорирует правила поведения в общественных местах. Он бегает, врезается в других людей, громко разговаривает, в транспорте пинает спинки кресел людей, сидящих впереди, и многое другое. Чаще всего такое случается, если родители не до конца предусмотрели, что может произойти, и подготовка ребенка к тому, что вне дома действуют другие правила и рамки, была не очень успешной.

  1. Все лекции и разборки – потом, дома, неприемлемое поведение нужно пресечь. Сохраняйте спокойствие, несколько раз попросите ребенка прекратить, кратко и логично объясните ему причины, почему так делать не стоит, например, «Не размазывай мороженое по ковру, он будет грязный и липкий, а человеку, который его станет мыть, будет неприятно и трудно».
  2. Проговаривайте с ребенком перед тем, как ехать куда-то или идти, что там можно и нельзя делать. Внушите ему, что быть взрослым – это в том числе и соответственно обстановке себя вести, не причиняя окружающим неудобств.
  3. Если ребенок чересчур расшалился, иногда стоит увести его. Лучше пусть фильм останется недосмотренным, или поездка на автобусе затянется из-за пересадки, детям будет даже полезно понять, к чему приводит мешающее окружающим поведение.

Игнорирование

Иногда создается ощущение, что ребенок объявил вам бойкот. Он ведет себя так, будто родителей не существует, их просьб он не слушает и не делает того, о чем его просят. Такое может происходить по двум причинам: ребенок либо настолько ушел в себя и занят своими мыслями или фантазиями, что просто не слышит и не воспринимает, что ему говорят; либо же это еще одно проявление протеста, демонстрация обиды или недовольства. В первом случае игнорирование может говорить о том, что ребенок одарен и одновременно размышляет в нескольких направлениях, либо о возможных неполадках с концентрацией внимания или иных проблемах. Демонстративное же поведение показывает, что отношения в семье по какой-то причине несколько разладились.

  1. В первую очередь нужно установить контакт с ребенком, добиться от него ответа. В случае задумчивости и рассеянности, этого шага и повторения вопроса или просьбы будет достаточно, чтобы «включить» реакцию ребенка обратно. Если подобные ситуации повторяются регулярно, вероятно, имеет смысл проконсультироваться с неврологом и психологом.
  2. Ищите возможность вовлечь ребенка в разговор, чтобы в процессе выяснить, каковы причины нежелания общаться, отвечать родителям. Покажите, что вам действительно важно, что происходит, что вы хотите найти возможность помочь и поддержать ваших детей.
  3. Выражение протеста в форме игнорирования свойственно детям постарше – подумайте, не стоит ли дать ребенку немного больше самостоятельности, дать ему понять, что его мнение в семье учитывается и имеет вес.
Читайте также:
Что значит любить мужчину? (видео)

Требование немедленно дать желаемое

Дети младшего возраста могут устраивать сцены, добиваясь, чтобы родители купили понравившуюся игрушку или сладость. Ребенок кричит, плачет, впадает в истерику и требует, чтобы ему обязательно уступили. Это явление можно считать возрастным, так как по мере взросления подобные случаи происходят все реже, пока не прекратятся совсем.

  1. Самых маленьких ребятишек обычно удается отвлечь на что-то яркое и интересное, а когда их внимание смещается, дети уже сами могут не вспомнить, что минуту назад слезно что-то выпрашивали.
  2. С детьми постарше можно побеседовать и прийти к компромиссу. Расспросите, почему именно эту вещь ребенок так сильно захотел, зачем она ему нужна. Если это дорогая игрушка, предложите менее бьющие по карману альтернативы или договоритесь, что купите ее ко дню рождения или новому году. Естественно, если пообещали, то сдержите слово. Потеряв доверие ребенка, очень сложно снова завоевать его.

Общие советы родителям

Случаев, когда дети не будут слушаться вас, в вашей жизни может быть немало. И каждый раз нужно будет вникнуть и разобраться, почему это происходит, и что вы можете сделать как в момент плохого поведения, чтобы прекратить его, так и позже – чтобы предотвратить повторение таких ситуаций. Вот еще несколько советов для родителей непослушных детей.

  1. Возьмите свои эмоции под контроль. «Учитесь властвовать собою», – писал классик, и был абсолютно прав. Вы, как взрослый, должны держать себя в руках в любой ситуации. Это не знать быть равнодушным или не выражать своих чувств, но ваша задача – не поддаваться сиюминутным порывам, не становиться жертвой детской манипуляции или провокации. Спокойствие и доброжелательность – ваши основные инструменты для решения проблем с поведением ребенка.
  2. Подавайте пример сами. Сложно заставить ребенка делать что-то, если он видит, что родители не следуют принципам, которые внушают ему. Помните, что дети копируют ваше поведение, и будьте для них образцом того, что хотите в них видеть. Если ребенок видит, что родители ведут себя в обществе агрессивно, забывают о вежливости или просто бурно реагируют на какие-то неприятные ситуации, он будет перенимать эту манеру поведения, несмотря на все объяснения и воспитательные беседы.
  3. Будьте последовательны. Не давайте противоречивых указаний, чтобы не запутать ребенка. Если что-то обещаете – выполняйте, и это касается как поощрений, так и наказаний. Ребенок не будет слушаться человека, который не подкрепляет своих слов действиями.
  4. Больше хвалите ребенка. Нередко бывает, что, ругая за проступки, подробно разбирая детские оплошности, родители забывают хвалить ребенка за его удачи, за хорошие поступки и дела. Неудивительно, что для того, чтобы получать хоть какую-то обратную связь от взрослых, ребенок начинает себя вести неподобающе. Хвалите, используя конкретику: лучше не просто сказать «Ты такой хороший!», а сделать акцент на том, что ребенок сделал: «Я рада, что ты убрал свои игрушки сам, теперь в комнате порядок, а у меня больше времени поиграть с тобой».
  5. Разумно подходите к запретам. Категорических «нельзя» в вашей жизни должно быть немного, и во всех случаях они должны касаться вопросов безопасности и здоровья детей. Всё остальное должно обсуждаться и объясняться. Множество запретов и ограничений на каждом шагу побуждает ребенка чаще их нарушать. Приведите ребенку аргументы, расскажите, почему должно быть так, а не иначе. Если есть возможность, предложите компромисс. Это значительно сократит количество поводов для наказаний.
  6. Слушайте своего ребенка. Дайте ему рассказать о ситуации со своей точки зрения, выясните, что спровоцировало плохое поведение и непослушание. Спокойно и аргументированно объясните, почему ребенок неправ, и как следует поступать в будущем.
  7. Больше общайтесь. Проявляйте искренний интерес к увлечениям ребенка, разговаривайте с ним, проводите больше времени вместе. Если ребенок знает, что вы всегда выслушаете его, серьезно отнесетесь к его проблемам, у него не будет необходимости дополнительно привлекать внимание с помощью нестандартного поведения.

Самое главное, воспринимайте ребенка как личность, относитесь к нему с уважением, учитывайте его мнение. Старайтесь сохранить доверие детей к вам, и, в свою очередь, не бойтесь доверять им сами, предоставляйте по мере взросления все больше свободы и давайте принимать собственные решения. Кризисы и конфликты неизбежны, но ваша задача – выстроить здоровые и ровные отношения, чтобы ребенок знал, что в любой ситуации он может положиться на вас и поделиться всем, что его беспокоит.

Почему малыши не слушаются маму, а воспитательницу слушаются

«Чудесная девочка: умная, спокойная, а какая послушная!» – нахваливала дочку воспитатель детского сада. Умная, спокойная и послушная девочка при этом шумно сопела, что знаменовало собой начало ужасного превращения: из крохотного белокурого ангела в ужас, летящий на крыльях ночи.

«Да-да, она именно такая», – согласно кивала я, недоумевая: какие силы заставляют ребенка вести себя дома из рук вон плохо и моментально превращаться в сладкого пупса в детском саду?

Как оказалось, ситуация, когда ребенок не слушается именно маму и идеально ведет себя с посторонними – отнюдь не редкость…

Мама не виновата!

Маме, которая не может утихомирить собственное чадо (вынуждена разговаривать с ним на повышенных тонах, а то и наказывать, призывая к порядку), довольно обидно обнаружить, что бабушка, няня, воспитательница добиваются того же играючи. Как правило, ее посещают следующие мысли.

«Мой ребенок меня не любит». Виноват кто-то другой.

Виновата в этом, разумеется, бабушка, воспитательница, няня – именно она коварно заняла место в сердце ребенка, предназначенное для мамы.

«Я – никчемная мать». Во всем виновата я одна.

Если получается у Марьиванны, а у меня – никак, значит, Марьиванна знает волшебные слова, которые появляются в голове у каждой женщины одновременно с рождением ребенка. Раз я не справляюсь, то со мной что-то не так.

Читайте также:
Как понравиться парню по переписке?

К сожалению, ответственные мамы редко рассматривают третий, единственно верный вариант.

«Все происходящее – совершенно нормально». Никто не виноват!

Такое поведение действительно совершенно нормально и свидетельствует о том, что ребенок постепенно адаптируется в обществе: от простого узнавания «свой-чужой», которое характерно для младенцев, переходит к различным моделям поведения, в зависимости от того, насколько близок ему тот или иной взрослый.

Но все же, почему именно с мамой он балуется и безобразничает?

Рядом с мамой ребенок чувствует себя… ребенком!

Обычно родители морально готовятся к кризису 1 года, кризису 3 лет и настоятельным требованиям самостоятельности, автономности и суверенитета. Однако есть достаточно много малышей, которые вовсе не стремятся к «самоопределению», напротив, для спокойствия и душевного комфорта им важно закрепить статус самого маленького, беззащитного, нуждающегося в опеке. Из-за этого ребенок может дома резко «утратить» давно наработанные навыки, например, «разучиться» одеваться или есть ложкой. И учтите, это не каприз и не баловство!

” Причин такого поведения множество: и серьезный стресс (развод или смерть одного из родителей), и детская ревность (рождение младшего брата или сестры), стремление мамы форсировать развитие ребенка, к которому он не готов, наконец, некоторые малыши просто сами по себе развиваются несколько медленнее сверстников и не готовы пока дистанцироваться от мамы.

Что делать? Ничего не делать. Если вы не замечаете тревожных признаков («плохое поведение» демонстрируется только маме, но это не становится частью процесса деградации, что указывает на заболевание), то к временному «впадению в младенчество» нужно относиться спокойно и терпеливо. Ребенок это перерастет, получив нужный объем вашего внимания.

Рядом с мамой ребенок чувствует себя безопасно

Когда мы, взрослые люди, позволяем себе капризничать и дурачиться? Дома, в окружении близких людей, когда мы чувствуем себя комфортно и расслабленно. Вряд ли мы будем вести себя так на совещании с бизнес-партнерами или на приеме у чиновника… Вот и ребенок воспринимает воспитательницу или приходящую няню в качестве «официальных лиц», и старается вести себя соответственно – как дипломат на сложных политических переговорах. Ни жеста необдуманного, ни слова в простоте – вдруг где проколешься… Зато с мамой можно сбросить с себя все это нервное напряжение и выплеснуть все, что накопилось за день.

Хорошая новость – ребенок вас любит и полностью вам доверяет. Плохая новость – нет, в таком ритме жить нельзя. Это никому не на пользу, даже министру Лаврову.

Что делать? Присмотритесь к няне, к группе детского сада, да и к порядкам, которые установлены дома у бабушки. Спросите себя: комфортно ли там вашему ребенку? Что можно сделать, чтобы он чувствовал себя там спокойно и безопасно? Возможно. Ответ придется искать вместе с психологом.

Рядом с мамой ребенок копирует ее поведение

Наконец, еще одна причина, по которой дети «как с цепи срываются», оказавшись наедине с мамой. Мама и сама, скажем так, не образец спокойствия! Да, возможно, вы не расписываете в красках ребенку очередную выходку коллеги-подлеца или самодура-начальника. Но если вы еще не отошли от рабочего конфликта и внутри вас все кипит и клокочет, если в голове вы все еще прокручиваете дневной разговор (и остроумные реплики, которые вы должны были произнести в ответ на замечания, но, почему-то, не произнесли), то… то даже «Репка» и «Курочка-ряба» в вашем исполнении произведет на ребенка такое же впечатление, как триллер с драками и погонями.

Многие малыши настолько чувствительны, что «зеркалят» даже тщательно скрываемые мамины эмоции, не хуже профессиональных психологов считывая их по непроизвольной мимике.

Что делать? Позаботиться о себе. Отдохнуть. Выспаться. Сходить в парикмахерскую. Освоить аутотренинг, чтобы уметь отключаться от самых сложных и неприятных проблем, хотя на то время, что вы проводите с ребенком.

Рядом с мамой ребенок не знает, на кого ориентироваться

Еще одна распространенная ситуация: ребенок отлично ведет себя с бабушкой, прекрасно проводит время с мамой, но стоит им оказаться втроем в одно время и в одном месте, как малыш начинает скандалить и капризничать. Эта ситуация особо неприятна тем, что маме, возможно, достанутся несправедливые упреки от бабушки: «Чудесные ребенок, мы прекрасно проводили время, но ты пришла, и всё стало плохо. Очевидно, ты не умеешь обращаться с ребенком, смотри, как надо…»

Возможно, ребенок просто ощущает себя в логическом тупике. Он знает, что маму надо слушать и вести себя определенным образом. Но мама только что передала полномочия бабушке, велев слушать ее и вести себя хорошо! Почувствовав себя «под двойным управлением», особенно если мама с бабушкой дают противоречивые указания («непременно доешь кашу до конца – нет, если не хочешь, то не ешь!»), ребенок не знает, кого слушать, и не слушает в итоге никого.

Что делать? Избегать ситуаций «двойного управления», пока ребенок не освоится в семейной иерархии. К примеру, если вы регулярно оставляете малыша с няней, тетей, бабушкой, делайте процедуру передачи простой и быстрой. Пришли, попрощались с ребенком, ушли по делам! Если же вы живете и воспитываете малыша вместе с бабушкой, то четко договаривайтесь о единой позиции по всем, даже самым незначительным вопросам.

Что еще можно предпринять

Чем раньше вы познакомите ребенка с его эмоциями, научите их распознавать, тем быстрее он научится ими управлять. Подскажите ребенку, что именно с ним происходит («Мне кажется, ты устал…», «Я вижу, что ты обижен»), продемонстрируйте, что понимаете и разделяете его чувства, наконец, объясните, как с ними справиться. Сохраняйте спокойный доброжелательный настрой, даже если поведение ребенка не соответствует вашим ожиданиям.

И помните: ваш ребенок не ставит перед собой цели разозлить или расстроить вас, так что нет смысла самой злиться или обижаться на малыша. Он вас любит, правда-правда!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: