Что такое адаптация в психологии?

Научная электронная библиотека

Гордашников В. А., Осин А. Я.,

6.2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ

Психологическая адаптация – это процесс психологической включённости личности в системы социальных, социально-психологических и профессионально- деятельностных связей и отношений, в исполнение соответствующих ролевых функций. Психологическая адаптация человека осуществляется в следующих сферах его жизни и деятельности:

  • в социальной сфере со всем многообразием её содержательных сторон и компонентов (нравственных, политических, правовых и др.);
  • в социально-психологической сфере, т.е. в системах психологических связей и отношений личности, включения её в исполнение различных социально-психологических ролей;
  • в сфере профессиональных, учебно-познавательных и других деятельностных связей и отношений личности;
  • в сфере взаимосвязей с экологической средой.

Соответственно этим сферам жизни и деятельности человека выделяют и основные виды психологической адаптации:

  • социальную психологическую адаптацию личности,
  • социально-психологическую адаптацию личности,
  • профессионально-деятельностную психологическую адаптацию личности,
  • экологическую психологическую адаптацию личности.

Кроме того, выделяют так называемые интегральные или системные виды психологической адаптации: профессиональную, семейно-бытовую, личностно-досуговую и др. Они представляют собой своеобразное сочетание всех названных выше видов психологической адаптации личности (рисунок 6.2.).

Рисунок 6.2. Виды психологической адаптации личности.

Процесс психологической адаптации личности характеризуется активностью человека, которая выражается в целенаправленности его действий по преобразованию действительности, среды как с использованием различных средств, так с подчинёнными ему приспособительными актами.

Следовательно, в активной целенаправленной приспособительной деятельности человека проявляется 2 тенденции, выраженные в разной степени и идущие параллельно:

  1. адаптивная, приспособительная тенденция,
  2. тенденция, адаптирующая, преобразующая, приспособляющая среду к индивиду.

Уровень адаптированности личности является результатом процесса адаптации. Адаптированность личности делится на внутреннюю, внешнюю и смешанную.

Внутренняя адаптированнооть личности характеризуется перестройкой её функциональных структур и систем при определённом изменении среды её жизнедеятельности. Происходит содержательная, полная, генерализованная адаптация.

Внешняя (поведенческая, приспособительная) адаптированность личности отличается отсутствием внутренней (содержательной) перестройки, сохранением себя и своей самостоятельности. Происходит инструментальная адаптация личности.

Смешанная адаптирозанность личности частично проявляется перестраиванием и подстраиванием внутренне под среду, её ценности и нормы и частично – инструментальной адаптацией, поведенчески, сохранением своего “Я”, своей самостоятельности, “самости” (В.А. Сластенин, В.П.Каширин, 2001).

Переадаптация – это процесс перестройки личности при изменениях коренным образом условий и содержания её жизни и деятельности (например, с мирного на военное время, с семейной на одинокую жизнь и др.). При невозможности переадаптации личности происходит её дезадаптация. Адаптация и переадаптация выражают лишь степень перестройки отдельных структур личности и их коррекции или степень перестройки личности в целом. Процесс адаптации связан с коррекцией, достройкой, доформированием, частичной перестройкой либо отдельных функциональных систем психики, либо личности в целом. Переадаптация касается ценностей, целей, норм, смысловых образований личности и её потребностно-мотивационной сферы, которые перестраиваются (или нуждаются в перестройке) на противоположные по содержанию, способам и средствам реализации.

Процесс переадаптации связан либо с коренной перестройкой функциональных систем в целом у личности при экстраординарных обстоятельствах, либо с переходом личности из состояния устойчивой психической адаптации в привычных условиях в состояние относительно устойчивой психической адаптации в новых условиях, отличающихся от предыдущих условий жизни и деятельности (например, при переходе из гражданских условий в военные и др.).

Реадаптация – это процесс перехода человека в предыдущие условия жизни и деятельности, значительно отличающиеся от тех, к которым он ранее переадаптировался.

Личность может нуждаться в реадаптации. Однако этот процесс нередко происходит с серьёзными психологическими последствиями (В.А. Сластенин, В.П. Каширин, 2001).

Психологическая адаптация – это многоуровневое и разноплановое явление, затрагивающее и индивидуальные особенности человека (его психику), и все стороны его бытия (социальную среду непосредственной его жизнедеятельности), и различные виды деятельности (прежде всего профессиональную), в которые он непосредственно включён.

Психологическая адаптация личности – это двусторонний процесс взаимодействия, в ходе которого происходят перемены как в личности (в психике человека в целом), так и в среде (в её нормах, правилах, ценностях), во всех сферах духовной жизни социума и его организации. В процессе адаптации происходит гармонизация взаимодействий личности и среды. В личности и среде (прежде всего социальной) происходят изменения, характер и степень которых обусловлены многими обстоятельствами. Из числа этих обстоятельств первостепенную роль играют следующие:

  • социальные параметры среды;
  • социально-психологические особенности социальной среды (её нормы, правила, требования, санкции, ожидания от личности степень общности ценностных и других основ её жизни);
  • содержание, средства, условия и другие особенности ведущей (и других видов) деятельности.

Психологическая адаптация – это процесс приближения психической деятельности личности к социальным и социально-психическим требованиям среды, условиям и содержанию деятельности человека.

Следовательно, психологическая адаптация – это процесс гармонизации внутренних и внешних условий жизни и деятельности личности и среды.

В процессе адаптации личности происходит гармонизация психической деятельности человека с заданными условиями среды и его деятельности в тех или иных обстоятельствах.

При этом уровень внутреннего, психологического комфорта личности может быть показателем психологической адаптированности личности, который определяется сбалансированностью положительных и отрицательных эмоций человека и степенью удовлетворения его потребностных состояний.

Состояние психологического комфорта личности и адаптированности возникает в адаптированной, привычной среде жизни и деятельности личности, в процессе успешного разрешения адаптационных трудностей и противоречий. Нарушение этого состояния комфортности и дестабилизация личности приводят к актуализации потребностей, побуждающих личность к активному взаимодействию со средой и с целью восстановления гармонизации взаимоотношений. Успешность протекания этого процесса сопровождается положительным эмоциональным состоянием. Это свидетельствует о формировании у личности потребности в определённом и повторяющемся нарушении гармонии во взаимодействии со средой. Это совершается с целью получения положительных эмоциональных подкреплений процесса и результатов деятельности по восстановлению внутреннего и внешнего баланса сил, уравновешиванию, гармонизации взаимодействий со средой.

Психологическая адаптация может выступить одним из механизмов развития и саморазвития личности. При актуализации негативных по содержанию потребностей человека (например, в алкоголе, табакокурении, наркотиках) психологическая адаптация является механизмом разрушения организма и психики, физического и психического здоровья в целом (В.А. Сластенин, В.П.Каширин, 2001).

Потребностные состояния личности выступают источником процесса её адаптации. Они возникают при осуществлении взаимодействия личности со средой и включении её в различные виды деятельности. Дезадаптационные состояния физиологического и психологического характера можно считать потребностными состояниями, а процесс адаптации – процессом реализации, удовлетворения возникающих дезадаптационных потребностных состояний.

Читайте также:
Психология разведенной женщины с ребенком

Это может осуществляться по следующим направлениям:

  • изменением окружающей среды путём перестройки её ожиданий от личности, норм и ценностей в соответствии с личностными, за счёт очеловечивания среды в личностном плане, подчинения её личности и др., т.е. в целом путём преобразования среды и снижения уровня рассогласования её с личностью;
  • перестройкой функциональных систем, ценностных ориентаций иинтересов человека через приспособление человека к среде, её ценностям, нормам, правилам и др.;
  • соединением и гармонизацией указанных выше двух путей.

Однако в управлении адаптационными процессами необходимо учитывать то, что параметры физиологических и психологических возможностей человека, возможностей среды, условий и содержания деятельности не безграничны в плане перемен и перестройки.

Дезадаптационные, потребностные состояния личности, возникающие в процессе осуществления деятельности и взаимодействия со средой, создают у неё состояния психического и физиологического дискомфорта. Они заставляют, побуждают проявлять личность активность, действовать либо по снижению, либо по устранению вообще этих состояний.

Дезадаптационные, потребностные состояния разнообразны. Адаптационные процессы обычно инициируются комплексом потребностей человека, включая потребности физиологические, этнические, в активности, общении, уединении, защищённости, аффилиации, справедливости, самоутверждении и др.

Все потребности человека взаимосвязаны. Успешность процесса адаптации по реализации одних потребностей оказывает влияние на другие. Место реализованных потребностей занимают другие потребности. По мнению А. Маслоу, человек постоянно испытывает какие-либо потребности. Среди них одни потребности выходят на первый план, доминируют и определяют характер и направленность поведения и деятельности человека, а другие потребности определяют общий стиль поведения и характер действий, их своеобразие.

В связи с этим человек выступает в двух ведущих состояниях и проявлениях: I) как потребностный человек и 2) как деятельный, действующий, активный человек.

При адаптации личности в малой социальной группе (коллективе) ведущую роль играет потребность в самоутверждении в различных видах деятельности. Эта потребность выступает системной и относительно самостоятельной, одной из основных и ведущих, постоянно проявляющейся потребностью человека.

Потребность в самоутверждении – это атрибутивная потребность личности. Она играет особую роль в создании дезадаптационной адаптации, своеобразия потребностных состояний личности и в активизации адапционного поведения, в выборе его путей, средств, способов.

Психологическая адаптация взаимосвязана с социализацией, как психологическим феноменом. Они близки, взаимозависимы, взаимообусловлены, но нетождественны.

Социализация личности – это процесс овладения личностью социальными и социально-психологическими нормами, правилами, ценностями,

функциями. Процесс адаптации личности выступает одним из ведущих механизмов социализации личности. Однако не всякий процесс адаптации ведёт к социализации личности. Так, конформное поведение личности, инструментальная её адаптация обычно не выступают процессами социализации личности. В то же время полная, внутренняя психологическая адаптация личности может оказаться тождественной процессу социализации личности (В.А. Сластёнин, В.П.Каширин, 2001).

Процесс дезадаптации личности является полярным адаптации и по своей сущности деструктивным явлением.

Процесс дезадаптации – это определённый ход внутрипсихических процессов и поведения, который приводит не к разрешению проблемной ситуации, а к усугублению её, к усилению трудностей и вызывающих её неприятных переживаний.

Дезадаптация может иметь патологический и непатологический характер. Непатологическая адаптация характеризуется отклонениями в поведении и переживаниях субъекта, связанных с недостаточной социализацией, социально-неприемлемыми установками личности, резкой сменой условий существования, разрывом значимых межличностных отношений и др. Дезадаптационные состояния и конфликты могут быть истоком суицидального поведения человека. В одних случаях конфликт вызывает и усугубляет дезадаптацию, переводит её в суицидальную фазу, в других ситуациях конфликт сам порождает дезадаптацию. При достаточно высокой степени его обострения и значимости для личности противоречия, дезадаптационные состояния могут провоцировать её суицидальное поведение.

Выделяют объективные и субъективные признаки дезадаптации.

К объективным признакам относят:

  • изменение поведения человека в социальной сфере,
  • несоответствие поведения своим социальным функциям,
  • патологическую трансформацию поведения.

К субъективным признакам относят:

  • психические сдвиги (от негативно окрашенных переживаний до клинически выраженных психопатологических синдромов),
  • состояние психологического тупика, возникающее в результате долгого нахождения личности в конфликте (внешнем или внутреннем) и отсутствия необходимых адаптивных механизмов для выхода из этого состояния.

Выделяют 3 вида дезадаптированности личности:

  • временная дезадаптированность,
  • устойчивая ситуативная дезадаптированность,
  • общая устойчивая дезадаптированность.

Временная дезадаптированность характеризуется нарушением баланса между личностью и средой, порождающим адаптивную активность личности.

Устойчивая ситуативная дезадаптированность личности отличает её отсутствием механизмов адаптации, наличием желания, но неумением адаптироваться.

Общая устойчивая дезадаптированностъ проявляется состоянием перманентной фрустрированности, активизирующей патологические механизмы и приводящей к развитию неврозов и психозов (рисунок 6.3.).

Рисунок 6.3. Характер, признаки и виды дезадаптации.

Дезадаптированность, как результат дезадаптации, выступает альтернативой адаптированности (В.А. Сластёнин, В.П. Каширин, 2001).

Лечение расстройств адаптации. Симптомы адаптационного расстройства

Расстройство адаптации является промежуточным состоянием между нормальной реакцией человека на несчастье и заболеванием психического характера. Сложность патологии заключается в ее промежуточности, так как сам человек и его окружающие часто не могут определить его. Прогноз зависит от своевременности простановки диагноза и своевременности предочставить помощь.

Причины

Наиболее часто наблюдается расстройство адаптации у детей и подростков, что объясняется неустойчивостью их психики. Но, при длительном переживании стрессовых ситуаций оно диагностируется у людей работоспособного возраста и пожилых пациентов. Патологическое состояние появляется при:

  • Стрессах;
  • Неврозах;
  • Психозах.

При этих заболеваниях пациенты жалуются на бессонницу и ухудшение общего состояния человека, что приводит к расстройству адаптации. Расстройство адаптации личности имеет различную степень выраженности, что зависит от тяжести стресса.

Возникновение заболевания может наблюдаться при серьезном единичном стрессе, например, при потере престижной работы, смерти близкого человека и т.д. Патология развивается при периодических стрессах, которые возникают на фоне бедности или заболеваний хронического характера.

В группе риска развития патологии находятся люди с генетической предрасположенностью. Если у человека есть сбои в интимном плане или конфликты в семье, то это приводит к дезадаптации. Она появляется при материальных трудностях или сложностях во взаимоотношениях с окружающими. Если резко изменяется традиционный жизненный уклад, то это приводит к патологическому процессу.

Признаки патологии

Симптомы расстройства адаптации не всегда ярко выражены и могут отличаться в каждом отдельном случае, что усложняет процесс постановки диагноза. Основные признаки обладают тревожным и депрессивным характером. Дезадаптация сопровождается чувством неспособности справиться с неприятностями, которые появляются в жизни. При патологии пациент становится мнительным и раздражительным. Большинство людей отмечает появление чувства внутреннего напряжения. Психиатрия расстройства адаптации имеет сведения, что оно сопровождается:

  • Беспокойством;
  • Устойчивым тревожным состоянием;
  • Внутренним дискомфортом;
  • Нарушениями в нормальном поведении.
Читайте также:
Мужчине нравится женщина: разбираемся развернуто

У пациентов при патологии ухудшается настроения. В особо тяжелых случаях появляется тоскливое состояние. Человеку становятся неинтересными его привычные занятия. Человек истощается физически и умственно, поэтому он не может взвешено принимать решения. Он не анализирует ситуацию и не несет ответственность за принятые решения.

Дезадаптация имеет смытую клиническую картину, поэтому при появлении первых подозрительных симптомов рекомендуется обратиться за помощью к специалисту, который правильно поставит диагноз и назначит эффективное лечение.

Виды патологии

В соответствии с причинами и особенностями протекания дезадаптация разделяется на несколько разновидностей:

  • Расстройство социальной адаптации. При патологии пациент не может общаться с привычным кругом друзей и знакомых. Он постепенно от них отдаляется и уединяется. При тяжелом протекании патологии пациент не может находиться в обществе вообще. Он месяцами может не выходить из квартиры.
  • Депрессивное расстройство адаптации. Заболевание развивается на фоне депрессий. Человек постоянно находиться в подавленном состоянии. Они не имеют желания к общению и постепенно утрачивают привычные интересы.
  • Расстройство психической адаптации. Возникает патологический процесс в виде острой реакции на стресс, которая развивается в виде психологического шока. Он сопровождается разными нарушениями в психике.
  • Пролонгированное расстройство адаптации. Патологический процесс характеризуется длительным течением. Ситуация усугубляется при появлении стрессовой ситуации различной степени выраженности.
  • Тревожное расстройство адаптации. При этом виде патологии у пациентов появляются тревожные симптомы при любых обстоятельствах.
  • Смешанное расстройство адаптации. Эта форма патологии совмещает в себе несколько из вышеперечисленных.

Существует несколько видов патологии, которые рекомендуется определять, чтобы проставить правильный диагноз расстройство адаптации.

Диагностические мероприятия

Определить дезадаптацию может только квалифицированный специалист. Он определяет развитие соматических симптомов у детей и подростков и тревожных признаков у пожилых людей, которые свидетельствуют о протекании патологии. Постановление диагноза проводится в соответствии с диагностическими критериями DSM-III-R:

  • Реакции на явные психосоциальные стрессы, которые появляются в течение трех месяцев.
  • Характера дезадаптации. На этом этапе диагностики определяется наличие нарушений в учебе или работе и симптомов, которые не должны присутствовать при стрессе.
  • Длительности реакции дезадаптации более 6 месяцев.

При дезадаптации рекомендуется проведение дифференциальной диагностики. Патологию нужно отличать от таких состояний, как расстройства, появляющиеся на фоне употребления психоактивных препаратов, расстройства посттравматического характера, возникающих на фоне стресса, ароматизация.

Терапия заболевания

Лечение расстройств адаптации требует использовать психотерапию. Рекомендуется проводить групповую терапию для пациентов, которые переживают одинаковый стресс, например, у пенсионеров или людей, имеющих одинаковое хроническое заболевание. Индивидуальная психотерапия направлена на то, чтобы человек начал понимать, что возникновение заболевания наблюдается при стрессе. Это основная причина патологии. Если методы лечения подбираются правильно, то у пациента появляется сила и выдержка, с помощью которых проводится борьба со стрессом.

Во избежание вторичной выгоды рекомендуется правильное проведение психиатрического решения. Успешной терапия заболевания будет при внимательном и трепетном отношении доктора к пациенту. При появлении симптомов вторичной выгоды процесс лечения осложняется.

Если диагностируются тревожно депрессивные расстройства, то это требует медикаментозной терапии. Пациентам рекомендован прием антитревожные препаратов, трициклических агентов, с помощью которых устраняется депрессивное состояние.

При дезадаптации пациент может становиться чрезмерно агрессивным, что приводит к конфликтам на работе или в школе, совершению правонарушений и т.д. Врачи не должны оправдывать эти действия пациентов и стараться их оправдать перед правоохранительными органами. При такой линии поведения доктора эмоциональное состояние человека не улучшается. Кроме того, он не критикует себя, и такое неприемлемое в социуме поведения становится нормой для него.

Дезадаптация – это опасный патологический процесс, который имеет смытую клиническую картину. Именно поэтому патология часто диагностируется несвоевременно. Выбор метода лечения должен проводиться доктором, что обеспечит его результативность.

Расстройство адаптации

Позвонив сейчас, даже если у вас не стоит остро вопрос об оказании психиатрической помощи или лечения — вы однозначно получите развернутую консультацию, содержащую основные правила оказания этой помощи, информацию об эффективности современных методик, а также ответы на все вопросы. Обладая всей информацией по столь щекотливой и важной проблеме, мы гарантируем, что вы не ошибетесь, когда придет время действовать быстро.

Тем более, необходимо звонить, если нужна
экстренная помощь

Проверял Еремин Алексей Валентинович

Расстройство адаптации – это психогенное, промежуточное состояние человека между нормальным отношением к стрессовой ситуации и психическим отклонением. Возникает в результате резких жизненных изменения или потрясений, требующих включения приспособительных реакций. Нарушение проявляется в виде эмоциональных расстройств, снижение социальной активности и работоспособности. При этом у больного сохраняется критическое отношение к происходящему.

Почему возникает расстройство адаптации

Вероятность появления расстройства адаптации повышается с количеством стрессовых ситуаций, но не менее важна их значимость для пациента. То, что может быстро нарушить эмоциональное и психическое равновесие у одного человека, никак не скажется на другом, или вызовет незначительную и кратковременную реакцию. Чаще всего болезнь у пациента развивается в таких случаях:

  • личностные особенности (низкая устойчивость к стрессам, тревожность, затруднения в общении);
  • индивидуальная и наследственная предрасположенность
  • слабость механизмов защиты и неспособность противостоять жизненным трудностям;
  • отсутствие поддержки друзей, коллег или родственников;
  • выраженная негативная оценка тяжелых для психики событий, склонность к преувеличению опасности.

Механизм расстройства адаптации уже изучен. В норме любая стрессовая ситуация вызывает стимуляцию гипофиза, а вырабатываемый им АКТГ увеличивает производство адреналина в надпочечниках. Одновременно происходит активация симпатической нервной системы с повышением давления, учащением пульса и дыхания. Такие процессы требовались людям на заре человечества, когда нужно было быстро убежать от врага или догнать добычу. По принципу обратной связи после снижения влияния фактора стресса гипофизарно-надпочечниковая система снижает свою активность и приходит в норму.

Но постоянные потрясения, возникающие на фоне высокой психической уязвимости пациента, заканчиваются появлением дисбаланса и пролонгированием механизма выработки гормонов стресса. Длительная стимуляция органов внутренней секреции приводит к вегетативным нарушениям, психическим проблемам и истощению коры надпочечников.

Многочисленные исследования указывают, что дезадаптацию на психическом уровне вызывает как однократный стрессогенный фактор, так и многократный. В роли пускового механизма выступают:

  • потеря близкого человека;
  • конец близких отношений;
  • проблемы на работе;
  • негативное отношение близких людей.
Читайте также:
Как понять что у тебя рак? (видео)

Стрессоры могут относиться как к отдельному человеку, так и к целым группам людей и сообществам. Это может быть семья, воинское подразделение, община. Иногда события, вызывающие расстройство адаптации, имеют отношение к обычным этапам развития (обучение в школе, вступление в брак, появление ребенка, выход на пенсию).

Специалисты нашей клинки тщательно выявляют триггеры, которые приводит человека к дезадаптации. Для этого с ним работают лучшие психотерапевты на фоне медикаментозной терапии.

Как проявляется расстройство адаптации

Симптомы расстройства адаптации не всегда могут быть ярко выраженными. Они также по-разному проявляются у каждого пациента, что усложняет постановку диагноза. Часто отклонение сопровождается тревожностью и сниженным настроением. У человека возникает ощущение, что он не в силах справиться с ситуацией, вызывающей стресс, он становится раздражительным и мнительным, постоянно напряжен. Общими признаками дезадаптации выступают:

  • беспокойство;
  • тревожность;
  • внутренний дискомфорт;
  • нарушение поведения.

В тяжелых случаях наблюдается депрессия и тоска, увлекающие ранее больного занятия перестают вызывать интерес. Истощение физическое и умственное приводит к снижению трудоспособности, невозможности анализировать ситуацию и отвечать за принятые решения. Выделяют несколько видов в зависимости от причины возникновения и особенностей симптоматики. Расстройство адаптации может быть:

  • социальное;
  • депрессивное;
  • психическое;
  • пролонгированное;
  • тревожное;
  • смешанное (включает в себя два и более типа).

Расстройство социальной адаптации

Возникает при таких ситуациях, которые приводят к необходимости кардинально менять образ жизни. Это может быть:

  • переезд;
  • переход на другую должность;
  • неожиданная перспектива стать отцом или матерью;
  • смерть супруга или супруги;
  • потеря родителей.

У женщин расстройство социальной адаптации чаще всего связано с потерей родителей или уходом мужа. Ее обычный быт меняется, нарушая психологическое равновесие, возникает сильный страх перед будущим. В таком состоянии человек не может приспосабливаться к новым условиям, а уходит в псевдореальность и негативные переживания.

У молодых людей психотравмирующей ситуацией становится призыв в армию. Расстройство социальной адаптации у них происходит при отсутствии готовности к трудностям. Поведение пациента изменяется и рассматривается как неадекватное, он не реагирует на обращения, мало спит, иногда отказывается от еды, ощущает постоянную тревогу и напряжение. У мужчин зрелого возраста нарушение наблюдается после потери работы, понижения в должности, возникновения проблем с потенцией.

Привычный круг друзей и знакомых теряется, если у человека нарушается социальная адаптация. Он просто не может общаться с ними как раньше. При тяжелой форме заболевания больной всеми силами избегает общества, месяцами находится дома за закрытой дверью.

Нарушение адаптации в социуме значительно ухудшает качество жизни, не дает возможности нормально работать, делать карьеру и строить личные взаимоотношения. Поэтому такое состояние требует немедленной профессиональной помощи.

Депрессивное расстройство адаптации

Расстройство адаптации с депрессивным синдромом характеризуется стабильно сниженным настроением, тоской, отсутствием интересов и желаний. У пациента с таким диагнозом наблюдается следующая симптоматика:

  • пессимистичные мысли о текущих делах;
  • однообразная интерпретация событий;
  • обвинение себя и других;
  • умственная и физическая слабость;
  • затруднение с концентрацией внимания;
  • ухудшение памяти.

Человек с депрессивным расстройством адаптации жалуется на трудности в выполнении любого действия. Ему приходится прилагать неимоверные усилия, даже, чтобы поддерживать обычную активность. Человек критически относится к своему состоянию, но при этом стараются не признаваться в ней, мотивируя свое бездействие объективными причинами. Ощущение тоски часто отрицается, так как больной не считает ее симптомом заболевания, или воспринимает в качестве осложнения соматического нарушения. Иногда депрессия скрывается за другими проявлениями: раздражительностью, ипохондрией, тревожностью, фобией.

Тревожное расстройство адаптации

При тревожном расстройстве адаптации у пациента любые обстоятельства у него вызывают тревогу. Одновременно его терзает бессилие перед тяжелой ситуацией и неспособность справиться с ней. Человек постоянно или с определенной периодичностью ощущает:

  • опасение по любому поводу;
  • угрозу, не всегда мотивированную;
  • напряжение;
  • раздражение;
  • «предчувствие беды».

Симптомы нередко скрываются, так как они не считаются самим человеком чем-то особенным, часто патология маскируется разнообразными вегетативными проявлениями.

Расстройство психической адаптации и вегетативные отклонения

Проявления расстройства адаптации могут протекать с аффективными нарушениями, депрессией и тревогой, волевой и эмоциональной заторможенностью, бессонницей или сонливостью. Часто наблюдаются отклонения в поведении в виде гиперактивности, агрессивности, антисоциальных действий.

Со всеми психопатологическими синдромами дезадаптации сопряжены симптомы дисфункции вегетативной нервной системы. Именно на них более всего обращает внимание пациент, именно с ними он впервые приходит за помощью. После стресса могут наблюдаться такие нарушения:

  • ощущение холода или жара;
  • сильное потоотделение;
  • боли в животе;
  • понос или запор;
  • учащение пульса и скачки давления.

Не понимая истинной причины страданий, человек при расстройстве адаптации обычно обращается с жалобами на работу сердца, гипертонию, реже – по поводу других возможных заболеваний. И только опытный врач может определить психологическую природу появления отклонений.

Диагностика расстройства адаптации

Критериями определения заболевания являются:

  • выявление психотравмы, предшествующей началу нарушений;
  • симптомы, типичные для тревожного или аффективного расстройства, но имеющие более слабую выраженность;
  • начало в течение 1-3 месяцев, длительность не более полугода после психотравмы.

Дифференциальная диагностика проводится со следующими нарушениями:

  • депрессивное расстройство;
  • тревожное расстройство;
  • расстройство личности.

Для получения точного диагноза требуется консультация психиатра, психотерапевта. При необходимости проводятся консультации других специалистов.

Лечение расстройства адаптации в Москве медикаментами

Лечение расстройства адаптации проходит в амбулаторных условиях. При тяжелых нарушениях и попытках суицида может потребоваться изоляция человека от травмирующей ситуации. Госпитализация также рекомендуется при первичном выявленном заболевании с целью подбора поддерживающей терапии.

Прием определенных медикаментов назначает только лечащий врач. Он учитывает степень выраженности дезадаптации, вероятность развития побочных эффектов препаратов, возраст больного, наличие соматической патологии.

Положительный результат чаще всего достигается с помощью приема малых доз анксиолитиков (транквилизаторы группы бензодиазепина), малых и средних доз нормотимиков и современных антидепрессантов. Симптоматическая терапия включает:

  • снотворные;
  • ноотропы (при астеническом синдроме);
  • витамины и микроэлементы для поддержания организма.

Фармакотерапия не считается основным методом лечение расстройства адаптации, но ее использование необходимо для успешного проведения психотерапии. Среднее время пребывания больного в стационаре составляет около одного месяца, затем он должен будет посещать врача амбулаторно, от 30 дней до одного года, в зависимости от тяжести отклонения.

Психотерапия при расстройстве адаптации

Приемы психотерапии играют ведущую роль при лечении многих пограничных расстройств психики, не является исключением и нарушение приспособительных механизмов. Самыми эффективными способами оказания помощи при данном отклонении считаются:

  • бихевиоральная терапия;
  • коннитивно-поведенческая;
  • экзистенциальная;
  • методы релаксации;
  • групповая терапия;
  • семейная психотерапия.

Опытные специалисты нашей клиники помогают выбрать оптимальный вариант лечения для каждого человека в отдельности. При этом учитывается особенности симптоматики его заболевания, причины нарушения адаптационных процессов и основные характеристики личности.

Бихевиоральная психотерапия помогает больному выявить, в какой период детства у него появилась дезадаптивная модель поведения. В то время она была необходимой как условие выживания в определенных обстоятельствах, но в дальнейшем она стала играть негативную роль. Человек вызывает в памяти свои страхи и переживания, связанные со значимыми людьми, ведет с ними мысленный диалог, начинает понимать свои чаяния и желания по отношению к близким. В конце пациент осознает, что существующие в настоящем времени ситуации вызывают аналогичные эмоции. Понимание этого процесса позволяет корректировать стереотипы поведения и сформировать более эффективные способы реагирования, не приводящие к расстройству адаптации.

Читайте также:
10 признаков того, что у вас депрессия: освещаем по порядку

Хорошо помогает устранить проблему когнитивно-поведенческая терапия. В ходе работы с психотерапевтом больной обнаруживает у себя деструктивные установки и негативные мысли, а затем они корректируются или полностью заменяются конструктивными. Что в цело меняет отношение к стрессовым ситуациям и позволяет находить способы для их преодоления без вреда для нервной системы.

Многим пациентам помогает экзистенциальная психотерапия, которая направлена на осмысление человеком своей жизни, ценностей и пути, принятия ответственности за свои действия и поступки. Внутренние конфликты с помощью этого метода рассматриваются как необходимые моменты переосмысления бытия, и способы обнаружения новых возможностей человека. Депрессия, согласно этому виду психотерапии, считается симптомом потери старых ценностей, но при этом дающая возможность найти новые. Тревога является знаком необходимости совершения выбора, и она пройдет, как только человек сделает его. Психотерапевт нашей психиатрической клиники помогает не застревать на негативных переживаниях и подталкивает пациента к действию. Положительный результат такой работы возможен только при создании между больным и специалистом доверительной и дружелюбной атмосферы.

Большую пользу приносят для восстановления психической адаптации обучение пациента методам релаксации. Они помогают снять спазм с мышц, устранить хроническую нагрузку. А это, в свою очередь, позволяет убрать и нервное напряжение, подарить своему организму запас энергии для противостояния настоящим и будущим стрессам. Данные практики помогают и в лечении соматических заболеваний, возникающих в период длительной дезадаптации – аритмии, гипертонии, астении, головной боли, нарушению сна. Для релаксации используются различные способы – дыхательные упражнения, повторение определенной последовательности успокаивающих фраз, аутогенные тренировки, медитации. Если проводить их регулярно и сочетать между собой можно эффективно устранить напряжение, улучшить настроение, повысить адаптационные и иммунные силы организма.

Для лечения расстройств адаптации применяется семейная психотерапия. Негативная обстановка и деструктивные отношения между близкими людьми являются сильной и хронической психической нагрузкой, усугубляющей положение больного. Работа психотерапевта позволяет изменить напряженную атмосферу на благоприятную, направить коммуникацию родственников в позитивное русло, избавить всех от перенапряжения и вероятного развития невротических отклонений.

Специалисты клиники доктора Исаева осуществляют индивидуальный подход к каждому пациенту и подбирают методы, учитывая характеристику его черт личности, уровень интеллекта и другие особенности.

Для улучшения состояния человека также помогают занятия в группах, в ней активно участвую все собравшиеся под руководством специалиста. При этом он использует личностно-ориентированную, когнитивную, психодинамическую методику. Такая терапия благотворно действует на когнитивные, поведенческие и аффективные стороны личности каждого больного, помогает отработать негатив и установить новые паттерны поведение в рамках микросоциума.

После правильно проведенного лечения у человека наблюдается:

  • полное восстановление социального статуса;
  • улучшения семейных отношений;
  • возвращение к прежним планам и задачам;
  • нормализация общего состояния;
  • отсутствие жалоб;
  • стабильно хорошее настроение;
  • отсутствие аффективной лабильности;
  • высокая трудоспособность.

Индивидуальный подход к каждому пациенту в клинике доктора Исаева и правильный выбор комплексного лечение позволяет человеку вернуться в нормальную жизнь и не испытывать затруднений.

Что такое адаптация в психологии?

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ КАК ПРОЦЕСС, СПОСОБНОСТЬ И РЕЗУЛЬТАТ

В современной психологической науке понятие социально-психологической адаптации занимает одно из ведущих мест, что обусловлено признанием исследователями того факта, что, только вступая во взаимодействие с внешней средой, человек как биопсихосоциальная система может развиваться.

При этом до сих пор отсутствует единая концепция адаптации, которая могла бы, по мнению Ф.Б. Березина, стать одним из наиболее перспективных подходов к комплексному изучению человека [1], в связи с чем целью данной статьи является проведение анализа основных подходов к пониманию феномена социально-психологической адаптации.

Если обратиться к этимологии слова «адаптация», то оно было взято из латинского языка и в первоначальном переводе означало «приближение к тому, что подходит». Именно в этом значении оно использовалось в биологии, часто являясь синонимом слова «приспособление» и обозначая приспособление строения и функций организма к меняющимся условиям его существования [2].

Однако для психологии такое понимание адаптации не подходило, ведь человек – это не только природное существо, но и социальное, и пассивное приспособление не может отразить всего многообразия складывающихся взаимоотношений между личностью и социальной средой. Значит, процесс адаптации человека имеет две стороны – поведенческую (социальная адаптация) и личностную (психологическая адаптация) [3]. Так возникает необходимость в использовании термина «социально-психологическая адаптация».

В данной статье при использовании понятия «социально-психологическая адаптация» мы, вслед за А.А. Реаном [4], подразумеваем, что ее следует определять как психологическую адаптацию и социальную адаптацию в их совокупности, что позволяет личности достичь самореализации в гармонии с социальной средой. При этом эти стороны адаптации не тождественны, а иногда даже вступают в противоречие. Так, социальная среда может как облегчать процесс адаптации, так и затруднять его. Каким бы внутренним адаптационным ресурсом ни обладала личность, если общество относится к ее социальной позиции негативно, не признает ее ценностей, норм, не дает возможности удовлетворить значимые потребности, успешная социально-психологическая адаптация крайне затруднена, если вообще возможна.

Таким образом, социально-психологическая адаптация как феномен возникает при взаимодействии двух систем – личности и социальной среды, причем в ситуациях, когда либо меняется привычная для человека социальная среда, либо возникает необходимость изменить способ взаимодействия с нею.

Читайте также:
Что делать если муж не понимает?

Если обратиться к анализу основных подходов к пониманию феномена социально-психологической адаптации, то вырисовывается следующая картина.

В рамках необихевиоризма акцент делается на социальной стороне социально-психологической адаптации, которая трактуется как процесс достижения состояния гармоничного взаимодействия индивида со средой. Главной причиной дезадаптации личности считается «неправильное поведение». При этом не берется во внимание тот факт, что проблемы могут быть и внутриличностными, а значит, даже если социальная среда благоприятствует установлению гармоничных отношений с индивидом, его внутренние конфликты могут привести к социальной дезадаптации[5].

Согласно интеракционистскому подходу, адаптация детерминирована как внутрипсихическими, так и социальными факторами. По мнению Л. Филипса, эффективная адаптация возникает в следующих ситуациях: 1) индивид эффективно реагирует на те требования и социальные экспектации, которые предъявляет окружающая среда в соответствии с его полом, возрастом и т.д.; 2) при встрече с новыми и экстремальными воздействиями индивид в состоянии выбрать наиболее подходящие стратегии реагирования для достижения своих целей [6]. Такое понимание социально-психологической адаптации содержит в себе идею активности индивида и его способности осуществлять преобразовательную деятельность.

Представители интеракционистского подхода различают ситуативную адаптацию и общую адаптацию к типичным проблемным ситуациям. Общая адаптация считается результатом последовательного ряда ситуативных адаптаций к повторяющимся ситуациям, имеющим общие определяющие черты [6] .

Основное внимание представителей психоаналитических концепций направлено на исследование развития защитных механизмов личности. З. Фрейд, не используя в своих работах термин «адаптация», по сути, описывает этот процесс, характеризуя особенности взаимодействия личностных подструктур Ид, Эго и СуперЭго. Процесс адаптации, протекающий с помощью различных защитных механизмов, позволяет установить равновесие между этим личностными подструктурами и тем самым избежать невроза[7].

В концепции психосоциального развития Э. Эриксона, основным носителем адаптивных функций выступает Эго. Его основная задача, по мнению Э. Эриксона, заключается в процессе становления и развития идентичности, которая, в свою очередь, «оберегает целостность и индивидуальность опыта человека, дает ему возможность предвидеть как внутренние, так и внешние опасности и соизмерять свои способности с социальными возможностями, предоставляемыми обществом» [8, с.8]. Степень эффективности психосоциальной адаптации зависит от успешности разрешения личностью кризисов развития, на что влияет как социальная среда, так и внутренняя индивидуальность личности.

Понимание адаптации в рамках когнитивного подхода опирается на концепцию Ж. Пиаже, который первым применил это понятие к личности. Субъективным фактором адаптации в соответствии со своей теорией он считает интеллект, а основными его механизмами – процессы ассимиляции и аккомодации. Таким образом, интеллект «стремится к установлению равновесия между ассимиляцией и аккомодацией, устранению несоответствий или расхождений между реальностью и ее отображением, созданным в уме» [9, с. 114].

Представители гуманистической психологии отмечают, что адаптация может быть эффективной только в том случае, если будут удовлетворены в достаточной мере все базовые потребности человека. К. Роджерс полагал, что эффективность адаптации личности к социальной среде зависит от степени ее конгруэнтности этой среде, которая, в свою очередь, зависит от адекватности самооценки, креативности, открытости новому и других личностных особенностей [10].

Большой интерес представляют идеи, изложенные в рамках экзистенциального подхода. В. Франкл, основатель логотерапии, указывал на то, что в процессе жизни каждый человек проходит через этап утраты смысла жизни, ощущения никчемности своего существования, который был им назван «экзистенциальным вакуумом». Сущность социально-психологической адаптации заключается в поиске и нахождении конструктивного жизненного смысла, ценностей, обладающих для личности большой значимостью и позволяющих преодолевать проблемные ситуации и фрустрации, которые сопровождают жизненный путь личности [11].

Таким образом, в зарубежной психологии сложились разные позиции относительно рассмотрения социально-психологической адаптации. Если в бихевиоризме и интеракционизме, а также психоанализе З. Фрейда основное внимание уделяется процессу социально-психологической адаптации, механизмам ее работы, то В. Франкл предлагает рассматривать адаптацию и как процесс, и как результат, а Э. Эриксон и К. Роджерс основной упор делают на личностных особенностях, способствующих успешной адаптации, т.е. рассматривают адаптацию как способность личности.

В российской психологической литературе анализируются все эти три аспекта социально-психологической адаптации: собственно адаптация рассматривается как процесс, адаптивность – как способность, а адаптированность – как результат данного процесса.

Социально-психологическая адаптация понимается как:

· процесс, обеспечивающий адекватную организацию микросоциального взаимодействия и достижение социально значимых целей [1];

· равновесие с социальной средой, задача которого обеспечить выживание и личностное развитие индивида [12];

· процесс, который при благоприятном течении приводит личность к состоянию адаптированности[6];

· активное регулирование процесса взаимодействия со средой [13].

По мнению Н.А. Свиридова[14], специфика социально-психологической адаптации, в отличие от биологической, заключается в возможности осуществления не только приспособительной, но и преобразовательной деятельности, т.е. она является адаптивно-адаптирующей системой. Социально-психологическая адаптация не тождественна приспособлению.

Таким образом, социально-психологическая адаптация в настоящее время определяется как сложное образование, связанное с индивидуальными особенностями личности и с позицией личности в обществе. С одной стороны, это процесс взаимодействия личности и социальной среды, который направлен на достижение определенной степени соответствия результатов деятельности требованиям социума. С другой стороны, социально-психологическая адаптация является самоорганизующейся системой, основными элементами которой являются как структурные компоненты личности, так и особенности социального окружения.

При благоприятном течении процесс социально-психологической адаптации приводит личность к состоянию адаптивности. И.К. Кряжева определяет ее как способность личности оптимально реализовывать внутренние возможности, способности и личностный потенциал в значимых сферах [15].

Понятие личностного потенциала представляется значимым для многих исследователей социально-психологической адаптации. Несмотря на то, что авторы предлагают разные наименования для этого феномена: личностный потенциал (Маклаков А.Г.; Посохова С.Т.); жизненный потенциал (Медведев В.П.,Зараковский Г.М.); адаптивный потенциал (Корель Л.В.), суть его заключается в том, что это интегральное образование включает в себя набор качеств и свойств, причем как биологических, так и социальных и психологических, которые актуализируются при изменении условий жизнедеятельности личности и позволяют ей осуществлять преобразовательную деятельность.

Результатом социально-психологической адаптации можно считать адаптированность личности, которая, по мнению А.А. Налчаджяна, характеризуется следующими особенностями: 1) она способствует бесконфликтному и продуктивному выполнению ведущей деятельности; 2) она позволяет личности удовлетворять свои социально обусловленные потребности; 3) позволяет личности занять конструктивную позицию по отношению к тем социальным ожиданиям, которые предъявляются к нему социальной средой; 4) создает возможность для самореализации личности и творческого выражения ее личностного потенциала [6].

Читайте также:
Нет отношений с мужчинами: раскрываем все нюансы

Е.В. Мороденко выделяет объективные и субъективные критерии социально-психологической адаптированности личности, представленные в табл 1.1 [16].

Таблица 1.2. Критерии социально-психологической адаптированности

– учебная адаптиpованность (эффективность, успешность учебно- пpофессиональной деятельности);

– служебно- дисциплинаpная адаптиpованность (успешность выполнения служебных задач, выполнение требований уставов, пpиказов и т. п.);

– микpосоциальная адаптиpованность (авторитетное положение в коллективе, достаточно высокий статус, отсутствие конфликтов с сослуживцами).

– удовлетворенность своим учебно-пpофессиональным статусом (сохранность интереса к профессии, развитие профессиональных интересов – мотивационная адаптиpованность);

– позитивно-констpуктивное отношение к взаимоотношениям в коллективе (отсутствие агpессивно-конфликтного или пассивно-подчиненного отношения к окружающим);

– наличие адекватной, достаточно высокой самооценки.

Анализ многообразия взглядов исследователей на проблему социально-психологической адаптации личности позволяет сделать следующие выводы:

· социально-психологическая адаптация характеризуется двумя составляющими: процессуальной (взаимодействие личности и социальной среды) и результирующей (адаптированность), на основе которых формируются новые личностные свойства и качества (переход от состояния адаптированности к адаптированной личности);

· основу социально-психологической адаптации составляет взаимодействие личности и социальной среды, через анализ которого можно познать особенности взаимодействующих систем;

· личность в процессе социально-психологической адаптации характеризуется активностью: она может оказывать воздействие на среду с целью ее изменить;

· адаптационные способности человека во многом зависят от совокупности психологических особенностей, качеств и свойств личности, составляющих личностный потенциал человека. Чем выше личностная зрелость, тем выше вероятность успешной адаптации.

1. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. – Л.: Наука, 1988. – 267 с.

2. Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. В 2 т. – 5-е изд., стереотип. Т.1 – М.: Русский язык – Медиа, 2002. – 624 с.

3. Ларионова С.А. Социально-психологическая адаптация личности: теоретическая модель и диагностика: монография. – Белгород, 2002. – 200 с.

4. Реан А.А. К проблеме социальной адаптации личности // Вестник СПбГУ. – Сер 6. – 1995. – Вып. 3. – № 20. – С. 74–79.

5. Булгаков А.В., Чайка В.Г. Социально-психологическая помощь офицерам в ходе структурных преобразований Вооруженных сил России. Учебное пособие / Под общ.ред. В.П. Каширина. – М.: ВУ, 2001. – 130 с.

6. Началджян А.А. Социально-психологическая адаптация личности. – Ереван: ЭПО, 1988. – 262 с.

7. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. – М.: Наука, 1991. – 456 с.

8. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1996. – 344 с.

9. Пиаже Ж. Избранные психологические труды / Пер. с франц. – М.: Международная педагогическая академия, 1994. – 680 с.

10. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер-пресс, 1997. – 608 с.

11. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990. – 368 с.

12. Овчинникова Г.Г. Социально-психологическая адаптация как фактор становления Я-концепции подростков: Автореферат дис… канд. психол. наук. М., 1997. – 25 с.

13. Милославова И.А. Структура социальной адаптации /Герценовские чтения. Философия и социальная психология. – Л.: ЛГПУ, 1976. – С. 109–114.

14. Свиридов Н.А. Социальная адаптация личности в трудовом коллективе // Социологические исследования. – 1980. – №3. – С. 47–48.

15. Кряжева И.К. Социально – психологические факторыадаптированности личности : Автореферат дис. канд . психол . наук . – М ., 1980 . – 24 с.

16. Мороденко Е.В. Социально-психологические критерии социальной адаптации личности в переходные (кризисные) периоды (поступление в вуз, окончание вуза, первичное трудоустройство): Автореферат дисс…канд. психол. наук. – Ярославль, 2011. – 23 с.

Что такое адаптация в психологии?

В психологии адаптация рассматривается также как приспособление организма к условиям среды, направленное на сохранение гомеостаза [2; 4; 5; 29].

Понятие адаптации является основополагающим в психологических концепциях, рассматривающих взаимоотношения индивида с его окружением как процессы гомеостатического уравновешивания (например, гештальтпсихология, генетическая теория интеллектуального развития Ж. Пиаже). Психологическая адаптация включает собственно биологический (морфологический, биохимический, электрофизиологический), психологический и социальный аспекты. Психологическая составляющая адаптации определяется активностью личности и выступает как единство процессов усвоения правил среды («приспособление себя») и преобразования, изменения среды («приспособление к себе»). Психологическая составляющая адаптации направляется социальной составляющей, которая определяет цели деятельности и социальные нормы – приемлемые способы достижения целей и санкции за отклонения от этих норм [10; 12; 24].

По мнению ряда исследователей, состояние психической адаптации обеспечивает деятельность человека на уровне «оперативного покоя» (способность к действию по выражению А. А. Ухтомского), позволяя ему не только наиболее оптимально противостоять различным природным и социальным факторам, но и активно и целенаправленно воздействовать на них. Ю. А. Александровский, Р. М. Баевский подчеркивают, что процессы адаптации направлены на поддержание равновесия внутри организма и между организмом и средой [2; 5; 26].

В трудах отечественных исследователей – Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и др. описаны конструктивные варианты нормального развития человека, которые, по мнению исследователей, обеспечивают процесс его адаптации в социуме. Источником адаптации, согласно представлениям Л. С. Выготского, является нормальное развитие межфункциональных связей и отношений [12; 20; 25].

Критериями адаптации, по мнению А. Адлера, выступают целостность личности, стремление человека к совершенству, которое происходит в силу его природной особенности [1].

В исследованиях Ю. А. Александровского, А. Ф. Березина и др. подчеркивается системная организация психической адаптации и ее роль в целенаправленной активности индивида. Сам процесс психической адаптации предполагает воздействие не только субъекта на среду, но и среды на субъект. А. Ф. Березин рассматривает психическую адаптацию как процесс оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления деятельности. Адаптационные возможности индивида, как отмечает Ю. А. Александровский, обусловлены сложной многоуровневой структурно-функциональной системой, при этом на каждом уровне регулирования действуют преимущественно психологические или физиологические механизмы [2; 7].

Подходы к проблеме адаптации личности реализуются в психологической науке также через идеи развития личности как субъекта социальной среды (Б. С. Братусь, А. В. Брушлинский, В. П. Зинченко, А. В. Петровский, В. И. Слободчиков и др.), его позитивной роли во взаимодействии с окружающими (Л. Н. Анцыферова, В. Н. Мясищев, С. Л. Рубинштейн и др.), идеи развития межфункциональных связей и отношений как первоосновы нормального развития человека (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.).

Читайте также:
Розовый цвет в психологии, значение — познаем во всех подробностях

По мнению современных исследователей, важнейшим фактором, обеспечивающим человеку состояние здоровья, является адаптированная психическая деятельность. В настоящее время термин «дезадаптация» используется очень широко. Сравнительно недавно в отечественной психологии этот термин обозначал исключительно нарушение процессов взаимодействия человека с окружающей средой. В последние годы в научной литературе все чаще встречаются термины «психическая адаптация» и «психическая дезадаптация». Проблема дезадаптации рассматривается авторами по-разному. В одних случаях дезадаптация используется для характеристики состояния «социального распада» и сопутствующих ему девиантных форм поведения (С. А. Беличева, В. И. Горохов, В. В. Гроховский, Л. С. Славина, Л. В. Яссман и др.). В других – этим понятием пользуются для объяснения сущности тех или иных патопсихологических явлений (Г. М. Бреслав, А. И. Захаров, К. С. Лебединская, В. В. Лебединский, В. И. Лубовский, Р. А. Туревская и др.). В третьих – придают ему статус клинических понятий (А. А. Александров, Е. Ф.Бажин, Н. В. Острокнутов, М. М. Гатауллин, Г. Б. Дмитриева, В. П. Емельянов, Н. М. Иовчук, Б. Н. Семичев, Н. И. Фелинская и др.). Одни авторы трактуют понятие «дезадаптация» широко, относят к нему как легкие нарушения, так и психические расстройства. Другие под термином психическая дезадаптация понимают преимущественно группу расстройств непатологического характера, используя при этом термины «стресс», «кризис», «кризисное состояние», «повышенный риск», «акцентуация», «препсихотическое состояние» (Ю. А. Александровский, Д. Н. Исаев, А. Е. Личко, В. В. Ковалев) [14; 15; 16; 30; 31].

Согласно представлениям современных исследователей – Ю. А. Александровского, С. А. Беличевой, И. А. Коробейникова, Л. В. Яссман и др., – процесс дезадаптации развертывается по принципу «замкнутого порочного круга», где пусковым механизмом является, как правило, резкое изменение условий жизни, привычной среды, наличие стойкой психотравмирующей ситуации. Вместе с тем, указывает автор, немалое значение имеют и те особенности или недостатки в индивидуальном развитии человека, которые не позволяют ему выработать адекватные новым условиям формы поведения и деятельности [2; 6; 18; 32].

В. Н. Мясищев отмечает, что патогенность тех или иных факторов определяется объективным характером травмирующей ситуации, но и субъективным отношением к ней личности, поэтому процесс дезадаптации в большей степени зависит от мотивационной структуры личности, эмоциональных и интеллектуальных особенностей индивида [22].

Первоначально проблема дезадаптации рассматривалась в терминах медико-биологического и психиатрического характера (Ю. А. Александровский, В. В. Ковалев, В. В. Королев, Б. Н. Семичев и др.). Впоследствии наметилась тенденция разработки социаль­но-психологических и психолого-педагогических аспектов дезадапта­ции личности (А. Г. Амбрумова, С. А. Бадмаев, С. А. Беличева, А. Л. Гройсман, В. П. Кащенко, А. А. Начаджян, и др.). Всесто­ронний анализ дезадаптации личности дается в трудах Ю. А. Александ­ровского. Широко в современной психологической литературе анализируются и формы дезадаптации личности (Б. Н. Алмазов, С. А. Бадмаев, С. А. Беличева, В. Г. Степанов и др.).

А. А. Налчаджян рассматрива­ет состояние дезадаптации как нарушение собственно процессов адапта­ции. Такого же взгляда придерживается В. А. Дюк, который отож­дествляет нарушение адаптивности или ее низкий уровень с психи­ческой дезадаптацией, относя к ее формам кратковременные невротические реакции и неврозы, различные психогении, психический инфантилизм, алкоголизм и наркоманию, легкие формы психопатий. Та­ким образом, по мнению В. А. Дюка, психическая дезадаптация проявляется в основном легкими доклиническими формами психопатологи­ческих состояний, которых принято описывать как препатологии. Б. Н. Алмазов рассматривает дезадаптацию как самый низкий уровень адаптации. А. Г. Амбрумова, В. В. Ковалев, В. В. Королев считают, что дезадаптация не тождественна болезни, а ее понятие является комплиментарным к понятию адаптации [3; 23].

Эти авторы первыми сделали вывод о причинах социальной дезадаптации и ее последстви­ях в жизни каждого индивида.

Ю. А. Александровский относит к числу универсальных проявлений психической дезадаптации невротические реакции и состояния, преневротические нарушения, доклинические проявления, носящие непатологический характер, и другие, так называемые пограничные формы нервно-психических расстройств. Автор под­черкивает, что состояния психической дезадаптации сопровождаются пограничными психическими расстройствами. По мнению С. Б. Семичова, под психической дезадаптацией следует понимать лишь такие состояния, при которых испытываемые личностью трудности адаптации достигают такой степени, что возникает реальная угроза перерастания их в болезненные расстройства. В то же время по своей продолжительности, частоте (интенсивности) и выраженности проявления дезадаптации превосходят реакции, свойственные процессу адаптации в норме. Более широкое понимание дезадаптации предложено С. А. Беличевой. Автор выделяет три типа дезадаптации в зависимости от природы, характера и степени выраженности данного состояния: патоген­ную, психосоциальную и социальную. Патогенная дезадаптация вызы­вается различными патологиями психического развития и нервно-психическими заболеваниями разного генеза, является результатом отклонений, патологий психического развития и нервно-психических заболеваний, в основе которых лежат функционально-органические поражения нервной системы. Проявляется в виде психозов, психопатий, органических поражений головного мозга, отставания в умственном развитии, дефектах анализаторов [2; 6].

Психосоциальная дезадаптация связана с половозрастными и индивидуально-психологическими особенностями индивида, которые обусловливают его определенную нестандартность. Включает в себя акцентуации характера, различные неблагоприятные и индивидуально-психологи­ческие особенности эмоционально-волевой, мотивационно-познавательной сферы, в том числе такие дефекты, как снижение эмпатийности, индифферентность интересов, низкая познавательная активность, резкий контраст в сфере познавательной активности и мотивации вербального (логического) и невербального (образного) интеллекта, дефекты волевой сферы (безволие, податливость чужому влиянию, им­пульсивность, расторможенность, неоправданное упрямство и т.д.) [6; 7; 9; 11; 13; 15].

Социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права, деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентаций, социальных установок, в асоциальных формах поведения [17; 18; 19; 21].

В целом, адаптация понимается как приспособление структуры и функций индивида или группы к условиям среды (в общем случае как внутренней, так и внешней). По сути, адаптация – это процесс изменения характера связей, отношений индивида или группы со средой. Психическая адаптация связана с психической активностью человека или группы и понимается как взаимодействие процессов аккомодации (усвоение правил среды, «уподобление» ей) и ассимиляции (преобразование среды, «уподобление» себе). Процесс психической адаптации характеризуется целостностью его сторон – когнитивной, аффективной, моторно-поведенческой. Дизъюнктивность, «разрывность» различных сторон процесса психической адаптации обусловливает дезадаптацию, проявляющуюся в возникновении психических, поведенческих расстройств [25; 29].

Читайте также:
Розовый цвет в психологии, значение — познаем во всех подробностях

Таким образом, анализ понятия дезадаптация личности показывает, что оно содержит довольно широкий континуум состояний, в котором на одном полюсе находятся легкие расстройства, представ­ляющие собой переживание неудач и жизненных проблем, а на другом – адаптационные нарушения, граничащие с психическими расстройствами непсихотического уровня, и даже патологии психического развития и нервно-психические заболевания, в основе которых лежат функционально-органические поражения нервной системы.

Адаптация представляет собой явление сложной высокоорганизованной структуры, интегральное характерологическое качество, доступное каждому человеку. Адаптация представляет собой созидаемую средой, воспитанием и самовоспитанием характеристику развития личности, показателем которого является обретение человеком удовлетворяющего его и принимаемого обществом статуса.

Критериями адаптации выступают: целостность личности, которая представляет собой стиль жизни социально устойчивого человека; стремление человека к совершенству, которое происходит в силу его природной особенности, при этом он не отталкивается от внешних или внутренних причин, а скорее, тянется вперед, к личностно значимой жизненной цели.

Адаптация человека в процессе личностного развития рассматривается, исходя из того, что личность занимает позитивную позицию во взаимоотношениях с окружающими, ее жизненные цели и стоящие за ними мотивы имеют общественную значимость, способы поведения и средства адекватны применительно к целям и задачам.

Рецензенты:

Яссман Л.В., д.псх.н., профессор, профессор кафедры психологии ФГБОУ ВПО «Дальневосточный государственный университет путей сообщения», г. Хабаровск;

Денисова Р.Р., д.п.н., профессор, зав. кафедрой специальной и дошкольной педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Благовещенский государственный педагогический университет», г. Благовещенск.

Виды адаптации человека

Практически любой человек живет в определенной стране и городе, где имеются свои устои, язык, законодательство, климат. Если речь идет про адаптацию, значит, что-то изменилось. Ведь слово «адаптация» — это синоним слова «приспособление», а необходимость в нем возникает при изменении привычных для человека условий жизни.

Следовательно, вопрос про виды адаптации заключается в том, что именно меняется.

В природе человека существуют следующие виды адаптации:
  • физиологическая;
  • социальная;
  • психологическая;
  • рабочая (профессиональная);
  • анатомическая.

Физиологическая адаптация — это процесс реагирования на изменение внешних условий окружающей среды. Под этими условиями можно понимать климат, техногенные факторы и различную деятельность человека. Естественно будет предположить, что если изменяется физиология, то это повлечет за собой и другие виды адаптации. Так оно и есть. Кроме физиологической адаптации — изменения функционирования организма, — пройдет и анатомическая адаптация.

Анатомическая адаптация — это процесс изменения структуры организма или строения отдельных его органов. Т.е., в случае ядерного взрыва, человек приспособится к жизни на Земле. Только путем, каких изменений? Данная ситуация потянет за собой другие виды адаптации: психологическую и рабочую. Очевидно, что человеку будет необходимо изменить профессиональные навыки, для того, чтобы выполнять свою работу в новых условиях. Естественно, это повлечет за собой и некие психологические перемены. Явным доказательством будут служить стрессы и подавленное состояние.

Психологическая адаптация — это процесс переосмысления фундаментальных основ и прочие игры разума. Считается, что если сравнить все виды адаптации, то наиболее непредсказуемой будет именно психологическая. Это объясняется просто — человеческий мозг исследован на малую долю. В связи с этим порой невозможно дать прогноз. Но ведь часто смысл не в прогнозе, а в возможности выживания. Известны случаи, когда в результате психологического давления организм человека прекращал свое существование.

Рабочая (профессиональная) адаптация — это процесс освоения новых навыков. Таковая появилась вследствие организации людей. Рабочая адаптация сейчас имеет огромное значение при организации труда. От того, как новый сотрудник адаптируется в новом трудовом коллективе и освоит рабочие навыки, зависит трудоспособность всего коллектива. Именно поэтому в наше время этому виду адаптации уделяется большое значение.

Социальная адаптация — это процесс восприятия и приспособления в новом обществе. Это все тот же новый коллектив, переезд в другой город или изменение социального статуса (получение должности, свадьба и прочее). Этот тип адаптации очень важен для государства, так как все принимаемые законы влекут за собой процесс адаптации общества и в обществе. На этой почве появилось множество различных психотреннигов, курсов и лекций.

Как видно, все виды адаптации довольно тесно связаны между собой. Невозможно проходить адаптацию в чем-то по отдельности. Любое изменение задевает комплекс адаптаций, которые могут проходить и независимо от осознания человека.

Регуляторами адаптации выступают:
  • мотивы;
  • навыки и умения;
  • опыт;
  • знания;
  • воля;
  • способности.

Благодаря адаптации создаются возможности ускорения оптимального функционирования организма, личности в необычной обстановке.

Исследователи, выделяют три фазы адаптации.

Первая фаза — разрушение старой программы гомеостаза (способность организма поддерживать относительное постоянство внутренней среды (крови, лимфы, межклеточной жидкости) и устойчивость основных физиологических функций (кровообращения, дыхания, обмена веществ и др.) в пределах, обеспечивающих его нормальную жизнедеятельность). Стремление системы воспроизводить себя, восстанавливать утраченное равновесие, преодолевать сопротивление внешней среды.

Старая программа уже не функционирует, а новые программы еще не созданы или оказываются несовершенными. На этой стадии включаются временные механизмы адаптации, позволяющие «пережить» сложный период отсутствия адекватной программы регулирования. Важнейшим компонентом адаптации является поведенческая адаптация. Поведенческие реакции в этот период несут защитную функцию, обеспечивающую минимизацию действий адаптогенных факторов.

Вторая фаза адаптационного процесса — формирование новой программы развертывания регулирующих механизмов и построение новой структуры гомеостатического регулирования.

Третья фаза адаптации — фаза стабильной адаптации, характеризующаяся стабилизацией показателей адаптации, в том числе, параметров эффективности деятельности, которые останавливаются на новом, более оптимальном уровне.

В современном мире воздействие на человека природных факторов в значительной степени нейтрализуется социальными факторами. В новых природных и производственных условиях человек нередко испытывает влияние совсем необычных, а иногда и жестких факторов, к которым эволюционно у нее нет защитных механизмов.

Жизнь каждого человека можно рассматривать как непрерывную адаптацию, ведь наша способность к адаптации имеет определенные границы. Это же касается и способности человека к восстановлению своего физического и психического здоровья. Приспосабливаясь к неблагоприятным экологическим условиям, организм человека испытывает состояние напряжения, усталости. Продолжительность напряжения зависит от величины нагрузки, степени подготовки организма, его функционально-структурных и энергетических ресурсов, но при длительном воздействии экстремальных факторов теряются возможности организма функционировать на заданном уровне, и наступает усталость.

Читайте также:
Мужчина решил расстаться

Способность адаптироваться к новым условиям у разных людей не одинакова. Так, у многих людей при длительных авиационных перелетах и быстрых пересечениях нескольких часовых поясов, а также при сменной работе возникают такие неблагоприятные симптомы, как нарушение сна, снижение работоспособности и т.д. Другие люди адаптируются быстрее.

Среди людей можно выделить два крайних типа адаптации:
  • спринтер (характеризуется высокой устойчивостью к воздействию кратковременных экстремальных факторов и неспособностью переносить длительные нагрузки)
  • стайер (обратная тип — характеризуется неустойчивостью к воздействию кратковременных экстремальных факторов и способностью переносить длительные нагрузки).

Нормальная адаптация представляет адаптивный процесс личности, который приводит к ее устойчивой адаптированности в типичных проблемных ситуациях без патологических изменений ее структуры и, одновременно, без изменений норм той социальной группы, в которой протекает активность личности.

Патологическая адаптация (дезадаптация) представляет собой активность личности в социальных ситуациях, которая осуществляется с помощью патологических механизмов и форм поведения, приводящих к образованию патологических комплексов характера, входящая в состав невротических и психотических синдромов (болезни).

Однако наиболее распространены «болезни» адаптации при длительном пребывании людей в неблагоприятных условиях. Вследствие продолжительного напряжения механизмов регуляции, а также клеточных механизмов, связанных с повышенными энергетическими затратами, происходит истощение и потеря наиболее важных резервов организма. Часть структур или функций выключается: страдает память, внимание, мышление. Приспособление продолжается через болезнь. Решающая роль при этом принадлежит ЦНС. Сохранение жизни обеспечивается за счет дорогой вынужденной «платы». В дальнейшем может наступить гибель организма.

Исследователи, изучая вопросы психологической адаптации человека, приходят к следующим выводам:

1. Психологическая адаптация человека происходит благодаря наличию нервной системы.

2. Окружающая среда непосредственно оказывает влияние на эффективность функционирования нервной системы.

3. Профилактика стрессов, аффектов, фрустраций — залог эффективности протекания психологической адаптации человека.

4. Гармония психических процессов — залог успешной адаптации человека.

Адаптационный процесс характеризуется двойственностью. В нем приобретаются новые возможности и одновременно перестраиваются уже имеющиеся. Сохранение эффективности деятельности происходит благодаря готовности к привыканию в других ситуациях.

Таким образом, можно утверждать, что адаптация — это целостная система реакций живых систем, имеющих целенаправленный характер, способствующих поддержанию динамического равновесия, в данных условиях среды и обеспечивающих возможность эволюции при их изменении.

Способность к адаптации выражена не только в приспособлении к меняющимся обстоятельствам, но и в выработке фиксированных способов поведения, позволяющего преодолевать разноплановые и порой острые затруднения.

ОГБУЗ «Центр медицинской профилактики» приглашает Вас посетить
индивидуальное психологическое консультирование.

Запись по тел. 282-448.

Статью подготовила: педагог-психолог – М. Н. Ларионова

Психические расстройства

Психические расстройства – это заболевания, которые вызывают нарушения в мышлении, поведении и эмоциональном состоянии человека. У больного появляются анормальные мысли и восприятие действительности (галлюцинации, суицидальные наклонности, паранойя), нестабильное эмоциональное состояние и поведенческие реакции (агрессия, подавленность), сложности в общении с окружающими людьми. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, почти каждый четвертый житель во всем мире страдает от нарушений психики. Небольшие отклонения и кратковременные нарушения встречаются часто, но если человек испытывает страдания, может причинить вред себе и окружающим, не способен адекватно мыслить и справляться с повседневными задачами, тогда уже говорят о серьезных отклонениях психики.

Людям с психическими расстройствами крайне нужна профессиональная помощь, ведь даже в современном обществе сохраняется негативное отношение к таким заболеваниям. Лица с психическими расстройствами часто не получают необходимую помощь, такая болезнь рассматривается как менее реальная по сравнению с физической. Нередко социум считает людей с психическими заболеваниями виноватыми в этой ситуации: «это все из-за лени, безответственности, инфантильности, вредных привычек». Но причин возникновения отклонений в психике (вполне реальных, а не выдуманных) много. Это наследственность, инфекции, травмы головного мозга, нарушения метаболизма, неблагоприятная экологическая обстановка, социальная незащищенность, конфликты, неблагоприятные условия работы, постоянный стресс, эмоциональное потрясение, употребление наркотиков и алкоголя. Кроме эмоциональных и поведенческих нарушений, отклонения психики приводят к сбоям в работе систем организма (нарушения в работе сердца, речи, мышечная напряженность, головокружение).

Основные психические расстройства, с которыми мы работаем:

  • Шизофрения – хроническое расстройство, для которого характерно искаженное восприятие мира и собственной личности. Сопровождается нарушением мышления, речи, галлюцинациями и бредом (стойкие убеждения и подозрения, не поддающиеся рациональному опровержению).
  • Депрессия. Заболевание с высоким риском суицида. Больной испытывает апатию, теряет интерес к происходящему вокруг, чувства и эмоции притупляются, снижается способность получать удовольствие.
  • Биполярное расстройство. Заболевание, при котором периоды здорового психического состояния чередуются с маниакальными (повышенная активность, агрессия, завышенная самооценка) и депрессивными эпизодами.
  • Панические атаки. Регулярные кратковременные приступы тяжелой тревоги и страха.
  • Нарушения пищевого поведения. Повышенный аппетит или его отсутствие, искаженное восприятие своего тела.
  • Неврозы. Навязчивые и истерические состояния, неспособность контролировать свои эмоции и поведение.
  • Деменция. Синдром деградации мыслительных способностей (память, речь, обучаемость и пр.) С помощью терапии можно существенно улучшить качество жизни больных.
  • Неврастения. Состояние повышенной раздражительности и утомляемости, наблюдается потеря концентрации.
  • Фобии.

Навязчивые состояния (обсессивно-компульсивное расстройство). Такое отклонение психики сопровождается постоянной напряженностью и тревожными мыслями, от которых человек не может избавиться самостоятельно.

Проявления психических расстройств: основные психические отклонения

Психические расстройства не всегда проявляются достаточно ярко. На развитие некоторых заболеваний уходят годы, несвойственные человеку черты в характере и поведении появляются постепенно, стабильное состояние может чередоваться со срывами. Важно заметить проявления психического расстройства и обратиться за лечением. Большинство симптомов можно купировать при помощи медикаментов и терапии, а само расстройство вылечить или существенно облегчить состояние больного, вернуть его к здоровой жизни и социальной деятельности. Ярко-выраженные проявления психических отклонений:

  1. Астенический синдром. Сопровождает не только многие психические расстройства, но и физические болезни. При астении наблюдается слабость, перепады настроения, повышенная чувствительность. Человек легко впадает в слезы и раздражается, легко устает и больше не может справиться с обычными задачами на учебе или работе.
  2. Человек с психическим отклонением может жаловаться на необычные ощущения в теле: жжение и покалывание, давление, движение «чего-либо» в голове или в теле. Может казаться, что в организме находится посторонний предмет.
  3. Навязчивые состояния и иррациональные ритуалы. Несколько раз вернуться домой, чтобы проверить, выключен ли утюг или газ, желание постоянно мыть руки, постучать по дереву три раза при любой опасности «сглазить» – все это проявления навязчивого убеждения, что подобные многократные действия спасут от беды и защитят. Постоянные сомнения, тревожность и мысли, «застревающие в голове» не дают успокоиться и мыслить рационально.
  4. Несвойственные человеку изменения настроения. Появляется беспричинная тоска и подавленность или, наоборот, неестественная беззаботность, эйфория, болезненная апатия, суетливость, раздражительность, плаксивость, возросшее или угасшее сексуальное либидо.
  5. Нарушения аппетита: появляется или неутолимый голод, или полное равнодушие к пище. Иногда человек жалуется, что еда стала полностью безвкусной.
  6. Ипохондрия. Человек стойко уверен, что серьезно болен. Начинается постоянный поиск у себя болезней и прислушивание к малейшим изменениям в организме.
  7. Иллюзии или галлюцинации. Иллюзии проявляются в том, что человек видит существующие предметы и явления искаженно (тени в виде монстров, движущиеся узоры и пр.), галлюцинации заставляют ощущать несуществующее. О психическом отклонении говорят слуховые, зрительные, тактильные, вкусовые и обонятельные галлюцинации.
Читайте также:
Нет отношений с мужчинами: раскрываем все нюансы

Психические расстройства почти всегда приводят к изменениям мышления. Внезапное увлечение эзотерикой или магией, стойкая вера в теории заговора и инопланетян, убеждение в своей исключительности, особой миссии, мания преследования – всё это тоже признаки психических нарушений. Ещё один явный сигнал – резкая десоциализация. Если человек начинает резко разрушать социальные связи, перестает следить за собой, предпочитает не выходить из дома, совершает шокирующие поступки, забрасывает карьеру и прежние увлечения, скорее всего, причина в психическом отклонении.

Способы лечения психических расстройств: психиатрическая помощь в Москве

Лечение психических расстройств делится на два метода: соматический и психотерапевтический. Соматические методы направлены на нормализацию работы нервной системы и всего организма. Это медикаментозное лечение (антидепрессанты, успокоительные препараты, стабилизаторы настроения) и терапия, направленная на стимуляцию головного мозга (электросудорожная терапия, транскраниальная магнитная стимуляция и стимуляция блуждающего нерва). Стимуляцию мозга используют для лечения депрессии. В процессе терапии из клеток высвобождаются нейромедиаторы, отвечающие за мыслительные процессы, настроение и концентрацию. Таким способом можно контролировать эмоциональные реакции и настроение, влиять на состояние активности и энергичности пациента, облегчить симптомы депрессии. Этот метод применяют чаще всего тогда, когда пациент не реагирует на лекарственные препараты и психотерапию. Эффективней всего комбинировать медикаменты и стимуляционную терапию с психотерапевтической помощью при психических расстройствах.

При лечении психических расстройств конечная цель – вернуть больного в социум, избавить не только от физических, но и от психологических страданий. Люди с психическими заболеваниями часто одиноки, сталкиваются с непониманием и осуждением, нуждаются в поддержке. Несмотря на то, что причины многих психических отклонений – это негативный жизненный опыт или травмирующие переживания, в государственных клиниках обычно применяют только медикаментозное лечение. А пациент после выписки так и остается со своими проблемами, страхами и сомнениями. Чтобы справиться с психологической стороной заболевания, нужны психотерапевтические методы: психотерапия, поведенческая терапия и гипнотерапия. Профессиональная помощь при психических расстройствах включает в себя комплекс соматических и психотерапевтических методов.

Психотерапия в лечении психических расстройств позволяет проанализировать искажения в мышлении (когнитивная терапия), причины проблем в отношениях с людьми (межличностная терапия), болезненный опыт и устоявшиеся реакции (психоанализ, психодинамическая терапия) и выработать новые способы познания и реагирования на окружающую действительность. С помощью поведенческой терапии пациент избавляется от невротического поведения и «учится» по-новому вести себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и стрессовых. Такой метод часто используют в лечении фобий, чтобы «научить» человека адекватно реагировать на объект страха. Гипноз используют для снятия болевых ощущений, устранения страха и тревоги, в качестве успокоительного средства. С помощью гипнотерапии можно выяснить глубокие причины возникновения психического отклонения и сделать лечебное внушение. Такая помощь при психических расстройствах применяется реже из-за разной восприимчивости людей к гипнотическому внушению и противопоказаний для некоторых видов психических расстройств.

Психиатрическая клиника: анонимная помощь при психических расстройствах

Наш центр оказывает анонимную помощь при психических расстройствах. Чтобы пройти курс лечения и реабилитации, не обязательно становиться на учет. В государственных учреждениях от постановки на учет отказаться невозможно. После лечения трудно устроиться на работу, получить водительские права и т. п. В нашей клинике вы можете пройти лечение анонимно, без передачи ваших данных в государственные службы и инстанции. Анонимность – это гарантия того, что о ваших проблемах не узнают посторонние люди, и сам факт реабилитации в психиатрической клинике не будет влиять на дальнейшую жизнь и работу. Среди услуг клиники: выезд специалиста на дом (консультация психотерапевта ли психиатра), реабилитация лиц с психическими заболеваниями, амбулаторное лечение отклонений психики.

Получить полноценную помощь при психических расстройствах на дому невозможно, но консультация и при необходимости – медикаментозная помощь помогут купировать острые состояния и определиться, что делать дальше. В стационаре клиники для пациентов оборудованы палата интенсивной терапии, лаборатория для исследований, палаты физиотерапии, кабинеты психотерапии и массажа. В процессе лечения обязательно принимают участие (кроме психиатра и психотерапевта) терапевт, невролог, нейрофизиолог, психофармаколог, эндокринолог и другие специалисты смежных категорий. Фармакотерапия подбирается после тщательного обследования пациента. При необходимости сначала мы устраняем нейролептический синдром, если больной до этого принимал психотропные препараты. В процессе реабилитации важное место занимают тренинги социальных навыков и семейная психотерапия. Родственники, которые знают, как поддержать пациента в период лечения и после него, тоже принимают участие в лечении отклонений психики.

В нашем центре вы можете получить круглосуточную помощь при психических расстройствах, экстренный вызов врача работает в любое время суток. Преимущества лечения в нашей клинике:

  • Анонимность;
  • Услуга экстренного вызова специалиста на дом и госпитализация;
  • Комплексная терапия (медикаментозное лечение, психотерапия, физиотерапевтические процедуры, ЛФК);
  • Персональная программа лечения и реабилитации для каждого пациента;
  • Социальная реабилитация, групповая психотерапия, семейная психотерапия;
  • Комфортное проживание в 2-х и 3-х местных палатах;
  • Круглосуточное наблюдение за состоянием пациента.

Только комплексное лечение отклонений психики и мягкая интеграция человека в социальную жизнь помогут навсегда справиться с психическим заболеванием.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: