Фильм о насилии его причинах и морали

Фильмы про изнасилование — 30 мерзких картин

Автор – Павел Гуров

Имею 7-летний журналистский бэкграунд. Прекрасно ориентируюсь в медиа-информационном потоке, в том числе, анализируя зарубежные источники.

Эксперт – Виктория Фомина

Врач сексолог высшей категории, психиатр, психотерапевт. Работаю сексологом более 10 лет. Помогаю парам разрешить проблемы в сексуальной жизни.

  • 179412
  • 25 13 мин.

Изнасилование – это мерзко и грязно. Казалось бы, в кино не место подобной гадости, но с другой стороны где, как не на большом экране, говорить о столь щекотливых проблемах.

30 фильмов с жуткой тематикой «изнасилования» 30

  • Триллер «Мерзлая земля» (2013, США)

Кто может скрываться за маской доброго хозяина пекарни, примерного отца и мужа? Сложно поверить, но именно таким со стороны всем кажется жестокий маньяк, убивший больше двадцати женщин. Единственный, кто не купился на обман – полицейский Джек Хэлкомб, и он намерен довести расследование до конца.

  • Ужасы «Я плюю на ваши могилы» (2010, США)

Начинающая писательница Дженнифер приезжает в отдаленную безлюдную местность, чтобы закончить свой роман. Но девушка подвергается жестокому насилию и теперь все ее мысли только об одном… Это история о мести, которая настигнет обидчиков, где бы они ни прятались.

  • Детектив «Ветреная река» (2016, Великобритания/Канада/США)

Тихую индейскую резервацию «Ветреная река» потрясает жестокое убийство молодой девушки. Расследовать дело назначают неопытного агента ФБР, которая сталкивается с трудностями в виде незнакомых мест и странных местных обычаев. Чтобы раскрыть это дело, девушке приходится обратиться за помощью к местным.

  • Драма «Ворошиловский стрелок» (1999, Россия)

В одной квартире живет бывший железнодорожник Иван Федорович со своей внучкой Катей, во второй – трое уверенных в своей безнаказанности хулиганов. Развлечения ради они заманивают юную Катю к себе и насилуют, успешно избегая при этом наказания. Когда правосудие умывает руки, Иван Федорович берет дело в свои руки в поисках справедливости.

  • Триллер «Выжившая» (2017, Франция)

Тихий домик в лесу, молодая пара влюбленных, один из которых женат и богат, а вторая – безрассудна и раскована. Уединение любовников нарушает преждевременный приезд друзей Ричарда, которые решают поразвлечься с доступной Дженнифер. Истерзанная Дженнифер жаждет расплаты, но дело принимает неожиданный оборот.

  • Биографический триллер «Красивый, плохой, злой» (2019, США)

Интересный взгляд на историю известного серийного маньяка 1970-х годов Теда Банди с точки зрения его любимой девушки. Когда обаятельного и милого молодого человека неожиданно обвиняют в череде жестоких убийств девушек, его возлюбленная всеми силами отрицает вину любимого.

  • Драма «В центре внимания» (2015, США)

История смелого журналистского расследования, которое вывело на чистую воду священников-извращенцев. Целая группа клириков на протяжении долгого времени совращала малолетних, находясь под защитой бостонского архиепископа Бернарда Лоу, пока скандал не попал в прессу.

  • Драма «Необратимость» (2002, Франция)

Девушка Алекс становится жертвой насильника. В порыве гнева ее бывший муж и нынешний любовник отправляются в опасную погоню в поисках мести и справедливости. Цепочка событий набирает обороты с такой скоростью, что сказать, куда приведет этот клубок жестокости практически невозможно.

  • Триллер «Преисподняя» (2016, Нидерланды)

Дикий Запад. В небольшой городок, в котором живет немая акушерка Элизабет со своей семьей, приезжает новый проповедник. С его появлением городок подвергается жестокому религиозному террору – все грешники должны покаяться и искупить свои грехи. Особенно это касается женщин, виновных уже в том, что родились не с тем полом.

  • Драма «Моей сестре!» (2001, Франция/Италия)

Анаис двенадцать, тот возраст, когда начинает пробуждаться сексуальность и желание первого опыта. Свой опыт и первые впечатления она получает, наблюдая за своей старшей сестрой, красавицей Еленой, которая становится жертвой обаятельного студента из Италии.

  • Триллер «Вернуть отправителю» (2015, США)

Миранда работает медсестрой в местной больнице и живет припеваючи, пока однажды новое знакомство не заканчивается изнасилованием. Из-за случившегося женщина лишается работы и родного дома, а когда, наконец, начинает оправляться от травмы, ей в голову приходит странная мысль – написать письмо своему насильнику. И это становится началом.

  • Драма «29 пальм» (2003, Франция)

Молодой фотограф и его возлюбленная исследуют пустыню около городка «29 пальм» в поисках идеальных пейзажей для фотографий. Под засушливым солнцем их поджидают не только любовные игры, ссоры, скандалы и примирения, но и нечто куда более страшное и неожиданное.

  • Триллер «Измени или умри» (2019, Испания)

Неверная жена со своим молодым любовником отправляется за город, чтобы насладиться выходными, полными удовольствия. Но веселье прерывается неизвестным маньяком, который устраивает собственную игру и шантажом заставляет парочку выполнять самые жестокие и безумные свои задания.

  • Криминальная драма «Она» (2016, Франция)

Когда на Мишель нападают в собственном доме, где она живет одна, женщина не теряет самообладания. А когда преступник снова дает о себе знать странными письмами, полными недвусмысленных намеков, Мишель берет в руки молоток и идет мстить. И для этого ей не нужна ничья помощь.

  • Биографическая мелодрама «Парни не плачут» (1999, США)

Новенький парень в школе сразу становится душой компании и предметом восхищения всех девчонок в округе. Местная королева тоже обращает на него свое внимание и даже становится его девушкой. Все идет хорошо, пока страшная тайна парня не выплывает наружу, и его жизнь не оказывается под угрозой.

  • Драма «Пианистка» (2001, Австрия)

Эрика – преподаватель фортепиано в Венской консерватории. Она живет со своей пожилой деспотичной матерью, которая не отпускает девушку от себя ни на шаг. Вырваться из тесного замкнутого мирка ей помогают ухаживания молодого студента. Но как принимать чужую любовь, когда не можешь разобраться с собственными искореженными чувствами?

  • Триллер «Груз 200» (2007, Россия)

Афганистан, война. В глухом домишке полузабытого городка юную девушку держит взаперти и насилует слетевший с катушек капитан милиции. Когда в город прибывает ценный груз с партией гробов, полных трупов, история неожиданно меняет свое направление. Один из трупов принадлежит жениху несчастной девушки.

  • Документалка «Покидая Неверленд» (2019, Великобритания)

Основанная на реальных событиях история Уэйда Робсона и Джеймса Сейфчака, которые достигли практически невозможного, сблизившись с недостижимым Майклом Джексоном. Однако в своем откровенном интервью они впервые признают страшное – как дорого обошлась им дружба с кумиром миллионов.

  • Мелодрама «Искупление» (2007, Великобритания)

Фильм снят по одноименному роману Иэна МакЮэна. Он рассказывает историю юной завистливой Бриони, которая из ревности к своей старшей сестре Сесилии решает оклеветать ее возлюбленного. И пока парень отсиживается сначала в тюрьме, а после и в армии, Бриони с ужасом начинает осознавать последствия своих слов.

  • Драма «По воле божьей» (2018, Франция)
Читайте также:
Этика сетевого общения: выкладываем все нюансы

Что может связывать между собой трех совершенно разных мужчин, живущих своими жизнями? Только желание восстановить справедливость и покарать священника, который в далеком, но все еще безумно ярком прошлом подвергнул этих мужчин сексуальному насилию. И возмездие придет.

  • Драма «Отступник» (2017, Великобритания)

Что будет, если спустя 25 лет после пережитого насилия, оставившего в душе только холод, озлобленность и пустоту, вновь столкнуться со своим кошмаром? Что может пробудиться в человеке, который встретит того, кого прежде считал другом? Малькольму предстоит это выяснить.

  • Триллер «Потеря надежды» (2015, Италия)

Модельный бизнес – жестокое место, которому очень далеко до райских кущ. София не подозревает об этом до тех пор, пока вместо обретения головокружительной карьеры модели, не попадает в сексуальное рабство.

  • Документальный фильм «Элисон» (2016, ЮАР)

Эта история основана на реальных воспоминаниях Элисон Бота, которая подверглась жестокому сексуальному насилию, после чего преступники нанесли ей около тридцати ударов ножом и скрылись в неизвестном направлении. Вопреки всему девушка сумела добраться до больницы и выжить.

  • Драма «Загадочная кожа» (2004, США/Нидерланды)

Фильм по одноименному роману 1995 года авторства Скотта Хейма. Двое молодых людей знакомятся и начинают проводить время вместе. Один – сладкоречивый мошенник, второй – скромный любитель НЛО. Делясь потаенными переживаниями, они неожиданно осознают, что оба в прошлом пережили схожую травму.

  • Романтическая драма «Поговори с ней» (2002, Испания)

Бениньо работает в больнице, по вечерам наблюдая за танцовщицей Алисией из окна своей квартиры. После несчастного случая Алисия попадает под опеку Бениньо. Минуты, проведенные в ее палате – лучшие в его жизни. В это же время в соседней палате страдает Марко, чья возлюбленная впала в кому после нападения быка. На фоне своих трагедий Бениньо и Марко становятся хорошими друзьями.

  • Драма «Догвиль» (2003, Дания/Швеция)

Очаровательная беглянка Грейс прибывает в городок Догвиль, где под покровительством Тома, представителя городской общины, она находит укрытие. Взамен девушка соглашается работать на общину. Но за невинной внешностью скрываются страшные тайны, которые начинают напоминать о себе.

  • Криминальная драма «Каталин Варга» (2009, Румыния/Великобритания)

Когда муж Каталин неожиданно узнает, что ее ребенок – не от него, он вышвыривает их обоих на улицу. Не желая, чтобы ее сын рос без отца, Каталин остается только вернуться на свою родину в поисках настоящего отца ребенка. Углубляясь в Карпатские горы, она с каждым шагом все ближе к месту, в которое не хотела больше возвращаться никогда в жизни.

  • Триллер «Оправданная жестокость» (2005, Германия/США)

Примерный семьянин, любящий муж и заботливый отец неожиданно оказывается в центре внимания после того, как помешал ограблению. Однако пришедшая слава имеет и свою оборотную сторону – мужчине предстоит вновь столкнуться со своим темным прошлым.

  • Драма «Падение» (2007, США)

После жестокого изнасилования студентке колледжа Майе приходится в одиночку бороться с последствиями и заново выстраивать свою жизнь. И делать это она предпочитает в амплуа мстительной соблазнительницы.

  • Драма «Свободная воля» (2006, Германия)

Это странная история любви Тео, насильника, который недавно вышел из тюрьмы при психиатрической лечебнице, и Нетти, только-только освободившейся от психологического насилия со стороны своего отца. Встретившись, они начинают исследовать новые границы своей свободы. Когда хочется чего-то мрачного и тяжелого, тематика изнасилования, которая нередко используется в кино, кажется вполне подходящей по настроению.

10 фильмов, затрагивающих этику Канта. Когда не знаете, как поступить

Подборка кинофильмов о проблемах морали и нравственности, чувстве долга и свободе выбора, согласно немецкому философу.

Иммануил Кант посвятил вопросам этики произведение «Критика практического разума» (1788), ставшее одним из трёх его главных философских трудов. В нём немецкий мыслитель подробно исследовал понятие «категорический императив», являющее собой несокрушимую необходимость поступать нравственно, невзирая на то, как повлияют поступки на наше личное благополучие.

Вопросы морали он рассматривал неразрывно с вопросами индивидуального побуждения и полагал, что нравственный человек обязан следовать чувству долга при любых внешних обстоятельствах. Нравственный закон, не зависящий от посторонних причин, единственно делает человека по-настоящему свободным.

Императив – это общезначимое, нравственное предписание в противоположность личному принципу – максиме. Максима – это субъективный, индивидуальный принцип воли. Древнейшему принципу моральных представлений человечества – «Если не хочешь, чтобы тебе причинили зло, не делай ты им зла» – Кант придал более широкое звучание в формулировке категорического императива. Человеку следует поступать так, как он считает правильным поступать всем людям : «Поступай только по такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом» (поступай всегда так, чтобы принцип твоего поведения мог стать принципом поведения для всех людей). Наконец, у Канта есть еще одна формулировка: «Всякое разумное существо существует как цель сама по себе, а не как средство для применения чьей либо воли». Человек самоценен, принцип пользы может оказаться безнравственным, если для достижения порой благородных и весьма полезных целей человек оказывается только средством. В истории революционные вожди обрекали на жертву тысячи людей и даже целые народы. Они увлекали массы благородными лозунгами. При этом не возникал вопрос о том, стоит ли нести такие человеческие потери. Но разве есть какой-то другой путь исторических свершений? Разумеется, есть. Нужно просто изменить отношение к человеку.

День сурка / Groundhog Day (1993, Харольд Рэмис)

Эта история известна большинству киноманов. Самовлюблённый телеведущий Фил Коннорс становится заложником временной петли и проживает один и тот же день снова и снова в городке Панксатони.

В итоге это обстоятельство приводит его к переосмыслению жизни. Он видит бесполезность своих действий, и даже пытается совершить самоубийство. Наконец, Коннорс приходит к решению, которое согласуется с этикой Канта. Он решает улучшить жизнь горожан. Новые действия героя отражают категорический императив, в котором человек действует, руководствуясь не собственными интересами, а во благо окружающих.

Свой человек / The Insider (1999, Майкл Манн)

Перейдём к кантианской этике, применимой в корпоративном мире. «Свой человек» – фильм, основанный на реально произошедшей истории о том, как Джеффри С. Уайганд разоблачил компанию «Brown & Williamson», раскрыв секреты табачной промышленности в телепрограмме «60 минут».

Читайте также:
Письмо жене о прощении — изучаем тщательно

Поступок Уайганда привёл к многочисленным судебным искам. Согласно Канту, общее благо превыше, поэтому действия Уайганда соответствуют категорическому императиву. Однако неизвестно, стал бы он нарушать свой контракт, если бы заранее знал о последствиях. Также в фильме вопрос стоит о том, что важнее: долг оповещать общественность или договорные обязательства перед работодателем?

Мертвец идёт / Dead Man Walking (1995, Тим Роббинс)

Фильм, касающийся смертной казни. Здесь Сьюзен Сарандон выступает в роли монахини Хелен Преджан, которая становится духовным наставником для осуждённого за убийство Мэтью Понселета (Шон Пенн).

Сестра Преджан олицетворяет понятия Канта о долге и намерении. У неё нет личной выгоды; она свободно выбирает пойти на многое, чтобы утешить и потерянную душу, и скорбящую семью.

Преступления и проступки / Crimes and Misdemeanors (1989, Вуди Аллен)

Поклонники Вуди Аллена знают, что в его фильмах всегда есть философские нотки. После «Энни Холл» (1977), «Интерьеров» (1978) и десятка других фильмов он углубился в более мрачные темы. А что может быть мрачнее убийства?

В этом фильме успешный врач Джуда Розенталь расстаётся с любовницей после нескольких месяцев бурного романа. Но девушка угрожает рассказать об их отношениях жене Джуды. Поразмышляв над ситуацией, он обращается к наёмному убийце, чтобы избавиться от любовницы, сохранив собственное благополучие и семейное счастье. Не без внутренних терзаний Джуда совершает задуманное, что противоречит категорическому императиву Канта.

Тёмный рыцарь / The Dark Knight (2008, Кристофер Нолан)

В «Тёмном рыцаре» представлены занимательные кантианские дилеммы. К примеру, Бэтмен сталкивается с непростым решение, когда ему приходится выбирать между спасением любви всей своей жизни и человеком, который может стать истинным спасителем Готэма, Харви Дентом. Он спасает Дента, но после цепочки событий тот становится отъявленным злодеем, одержимым местью. По Канту, Бэтмен действовал нравственно. Но как ни парадоксально, он не вписывается в категорический императив. Далее поднимаются не менее значащие вопросы: стоят ли кровавые последствия величайшего блага для наибольшего числа людей? Насколько этичны средства, с помощью которых Бэтмен побеждает Джокера?

Заводной апельсин / A Clockwork Orange (1971, Стэнли Кубрик)

Культовая адаптация от режиссёра Стэнли Кубрика на известный роман Энтони Бёрджесса. «Заводной апельсин» – один из самых популярных фильмов в истории кино. В нём рассказывается о молодом парне по имени Алекс, который вместе со своей бандой бесчинствует в городе, а после убийства женщины попадает в тюрьму. В заключении он соглашается принять участие в эксперименте по подавлению тяги к насилию. Но в ходе «излечения» Алекс лишается возможности защищаться. Государственные методы реабилитации «обрабатывают» преступников, чтобы лишить их не только безнравственности, но и собственной этики, сознательного выбора, что связано с кантианской этической дилеммой, касающейся свободы выбора. В конце истинная злодейская природа Алекса берёт верх, и он зловеще произносит: «Я полностью исцелился. ».

Зелёная миля / The Green Mile (1999, Фрэнк Дарабонт)

Фильм снят по мотивам одноимённого романа Стивена Кинга и поднимает вопросы, касающиеся идей Канта о долге. В нём показана история человека, обладающего силой исцелять людей, который находится в камере смертников. Когда охранник узнаёт о его способностях, возникает конфликт между его служебным долгом и личной этикой. Кант считал, что долг всегда должен торжествовать, но в фильме показано, насколько тяжело даётся решение в реальности.

С широко закрытыми глазами / Eyes Wide Shut (1999, Стэнли Кубрик)

Последний кинофильм блестящего режиссёра Стэнли Кубрика, вышедший на экраны в 1999 году через несколько месяцев после его смерти. Главные роли исполнили Том Круз и Николь Кидман, сыгравшие благополучную семейную пару. Билл – преуспевающий доктор. Он лечит своих пациенток, но никогда не поддавался соблазнам, его врачебный долг превыше его желаний, что перекликается с кантианскими взглядами. Но когда жена признаётся ему в сексуальных фантазиях с участием другого мужчины, он пускается в приключения, чтобы исследовать собственные подавленные желания. Фильм интересен тем, что рассматривает вопросы, касающиеся желаний, в согласии с которыми мы никогда не поступим, и противопоставляет им последствия таких поступков.

Шпионский мост / Bridge of Spies (2015, Стивен Спилберг)

У нас ещё один фильм с участием Тома Хэнкса, который бросает вызов идее Канта о долге. В триллере Стивена Спилберга действие происходит в период холодной войны и основано на реальных событиях. Арестовывают советского шпиона Рудольфа Абеля (Марк Райлэнс). Его судебным защитником назначают Джеймса Донована (Том Хэнкс), который сталкивается с серьёзными проблемами, так как многие граждане считают его действия непатриотичными. Здесь мы видим, что морально правильное действие по Канту не всегда самое простое.

Самый лучший папа / World’s Greatest Dad (2009, Бобкэт Голдтуэйт)

В этой чёрной комедии Робин Уильямс играет роль Ланса Клейтона, преподавателя поэзии в средней школе и неудавшегося писателя, мечтающего о популярности. Его сын случайно убивает себя при аутоэротической асфиксии, и чтобы спасти его посмертную репутацию, Ланс обставляет всё как самоубийство и даже пишет от его имени посмертную записку. Дальнейшие события приводят к тому, что он публикует свои труды от имени сына и становится знаменитым. Расхождение между намерением и следствием – ключевая тема для Канта. Она и раскрывается в этом фильме.

Кино«Или ты, или тебя»: Честные фильмы о подростковом буллинге

Школьная иерархия, безразличие взрослых и насилие

  • 8 августа 2018
  • 35851
  • 11

Текст: Алиса Таёжная

ТРАВЛЯ, ИЛИ БУЛЛИНГ, — частое явление в детской и подростковой среде, которого практически невозможно избежать: агрессоры и их жертвы чаще всего окружены безучастными взрослыми и молчаливыми ровесниками — без их опосредованного соучастия буллинг, как правило, невозможен. Так или иначе вопросы травли поднимаются в большинстве подростковых фильмов: именно через выбор стороны юный человек впервые определяет себя и усваивает этику не из учебников, а из жизни. Разбираем важные фильмы о школьной травле, влияющей на самооценку человека и его доверие к окружающим всю последующую жизнь.

Клуб «Завтрак»

The Breakfast Club, 1985

Хрестоматийное кино о подростковом возрасте с саундтреком Simple Minds и шутками о том, что такое быть шестнадцатилетним — в том числе о том, что такое быть внутри системы школьной иерархии. Спортсмен под давлением отца, избалованная наследница, девочка-изгой, ботаник и маргинальный сын хулиганов заперты на несколько часов в субботу и моментально образуют замкнутую экосистему. Здесь нет места взрослым — формальное задание задуматься о поведении и написать самооправдательное письмо быстро слетает с повестки: главной задачей вчерашних детей становится заявить о себе — во многом за счёт друг друга. Самый харизматичный и громкий из героев, Джон Бендер, оказывается ещё и главным абьюзером: для него подавлять эмоции и брать людей на слабо — привычная практика самоутверждения. Именно Бендер становится главным провокатором, манипулирует явными слабыми местами других ребят и неправдоподобно быстро перевоспитывается в более сознательного персонажа под финальные аккорды.

Читайте также:
Что любят мужчины в постели?

Кэрри

Классический фильм с Сисси Спейсек (актриса с детскими чертами лица на момент съёмок была совсем не тинейджером) стал одной из лучших экранизаций Кинга. Как и в «Оно», злоключения подростка в социальной жизни проистекают из тиранической атмосферы дома. Религиозная мать Кэрри, прибегающая к шантажу, слатшеймингу и откровенному вранью, зарождает в ней сковывающую неуверенность в себе, чувство стыда и изначальной неправоты в любой ситуации. Ощущая уязвимость Кэрри, одноклассники ополчаются на неё с первых кадров фильма и придумывают череду испытаний, топчущих её самооценку. «Кэрри» идеально воспроизводит знакомый мир школьного давления, где подстрекатели и инициаторы травли постоянно соревнуются за возможность придумать самое изощрённое издевательство над беззащитным человеком, которому совершенно некуда пойти.

Чучело

Предперестроечный фильм Ролана Быкова, развенчавший миф о советской школе как обители равенства, братства и взаимной поддержки. Юная Кристина Орбакайте непередаваемо играет Лену Бессольцеву — девочку без родителей, о которой заботится только её дедушка (последняя и оглушительная роль Юрия Никулина). Лена — новенькая в классе провинциального города, очевидно бедного происхождения — приходит учиться к двуличным ребятам, которые предстают одними в классе с любимой учительницей и открывают своё истинное лицо за стенами школы. По ложному доносу Лену делают крайней в срыве долгожданной поездки и объявляют ей жестокий бойкот. Живодёры и будущие преступники, дети из неполных семей и малолетние предатели — каждый из обидчиков Лены получает исчерпывающий портрет: симптомы и последствия родительского и учительского равнодушия налицо — всех взрослых волнует соответствие вымышленным критериям, а не реальность и самочувствие собственных детей. Одна из матерей бросит в недоумении: «Куда смотрит ваша школа?» «А у нас каникулы», — ответит чужой мальчик, очерчивая мир, где за детей никто не хочет брать ответственность и они вынуждены принимать неправильные решения сами, без подсказок и помощи.

Школа

Главное высказывание о буллинге в пространстве нового российского кино: многосерийный фильм Валерии Гай Германики, который — теперь уже не верится — показывали на Первом канале ближе к ночи. Московская школа полуспального района как универсальная подростковая среда, где сталкиваются десятки родительских миров через подражающих им детей. Обеспеченные мажоры и любимые дочки, дети формально «правильных» и внимательных родителей, полусироты и подрастающие гопники смотрят на взрослых и их реакцию, исследуя границы допустимого. Вместе они становятся причиной отчаяния Ани Носовой, внучки директора школы, которая решает покрасить волосы в чёрный цвет и моментально противопоставить послушную себя миру вокруг. Этот эксперимент длится несколько недель, к единственной жертве буллинга присоединятся ещё несколько, абьюзеры и жертвы будут постоянно меняться местами — и только посмертное видео главной героини объяснит её причины бороться против одноклассников однозначно в ущерб себе. «13 причин почему» будут просто глянцевой картинкой по сравнению с честным взглядом на школьный учебный год в России в депрессивный период с осени до зимы.

Под кайфом и в смятении

Dazed and Confused, 1993

Тянущийся как бесконечный укуренный вечер, фильм Ричарда Линклейтера о последнем учебном дне — панорама американской школы, воссозданная из личных воспоминаний взросления. Между весёлыми сборищами, сплетнями в туалете и спонтанными съездами на полгорода просматривается регулярный обряд — традиционное унижение старшеклассниками ребят из средней школы, на которых устраивается охота с битами, девичьи обливания кетчупом и горчицей и совсем обескураживающие формы принуждения — от ползания на коленях до домогательств, зашифрованных в форму приятельской игры. Линклейтер разом проясняет и суть spring breaks, и культуру изнасилования в колледже, о которой так много говорят последние дни. Фильм 1993 года раскладывает на составляющие систему, в которой позавчерашние жертвы травли просто обязаны стать инициаторами буллинга. Достоинство и чувства хрупких подростков играючи кладутся на алтарь славной учебной традиции: смена поколений — обязательное условие инициации и форма школьного общественного договора, и взрослые, как всегда, держатся от неё в стороне.

Встреча выпускников

Многие думают о том, что сказали бы своим обидчикам тогда, в школе, как бы нашли силы поставить на место абьюзеров, но мало кто имеет возможность провернуть этот эксперимент в реальной жизни. Режиссёр из Швеции Анна Оделл (больше известная как современная художница) решается на подобную авантюру и ставит её в двух частях как work in progress с неизвестным результатом. В первой она приходит на сыгранный выпускной с актёрами, представляющими её одноклассников, чтобы напомнить им о травле, которой подвергалась в детстве. Во второй Оделл встречается с некоторыми реальными одноклассниками, а часть разговоров снова ставит в театральной форме, обрабатывая реальные ответы или придумывая вымышленные на один и тот же вопрос: «Почему спустя двадцать лет после окончания школы вы не позвали меня на встречу выпускников?» Оделл не только разоблачает странную природу формального события — чаще всего парада хвастливых рассказов и приторных воспоминаний, — но и отваживается представить собой всех людей, кому досталось в школе и кто до сих пор не выяснил причину коллективной агрессии. «Мы были всего лишь детьми», — звучит рефреном в обеих частях фильма, но главный вопрос Оделл адресован уже взрослым: можно ли забыть о травле, если ты абьюзер или жертва? И так ли уж меняются люди с подросткового возраста?

Дрянные девчонки

Mean Girls, 2004

Остроумное и критичное кино о школьных коридорах, спортзалах и столовых как месте обитания представителей африканской фауны. В школе всё достаточно просто — или ты, или тебя, — приходит к выводу новенькая Кэди, попадая в школу после многих лет изоляции и домашнего обучения. Атмосфера культового «Смертельного влечения» воспроизводится двадцать лет спустя в слегка новых декорациях и без разрушительного финала. Кэди сразу же попадает в стан местных «фриков» — на самом деле просто любопытных и своеобразных ребят с развитой самокритикой. Но больше всего её притягивает «розовое» сестринство: самая заметная девочка в школе и две подлизывающиеся к ней подружки. Кэди мечтает стать четвёртой и, становясь ею, не просто изменяет себе, но и включается в неприятную многоступенчатую манипуляцию: смена гардероба и тона голоса — только часть её стремительного перехода. «Дрянные девчонки», написанные беспощадной к себе и своим слабостям Тиной Фей, — один из массовых хитов, говорящих об узнаваемых проблемах на очень понятном языке: мало какое кино так броско и узнаваемо воспроизводит атмосферу пчелиного улья, где трудно сохранить собственное лицо.

Читайте также:
Ревность без причины

Садист

Фильм Ларри Кларка вышел в России тогда, когда слово «буллинг» ещё не имело широкого распространения, да и сейчас корректного аналога однозначного в английском «bully» для нашего языка нет. Снятый по реальной истории и в традициях американского независимого кино (много разговоров, достаточно трансгрессии и бурной молодости, формально мало происходящего), «Садист» рассказывает историю реальной мести нескольких тинейджеров многолетнему обидчику Бобби, покорёжившему их хрупкие жизни. Издевательства Бобби не всегда оказываются на экране: многие из них остаются только в пересказе, а многие объясняют мир насилия, который одним Бобби, к сожалению, не ограничивается. Из «Садиста» позже вырастет «Слон» Гаса Ван Сента и вообще традиция говорить о будничности насилия без искусственного нагнетания: в таких сюжетах уже достаточно жестокости, чтобы педалировать его кровавыми поворотами. Чего стоит выдавленная история одной из героинь о том, как дедушка насиловал и бил её бабушку — по газетным заголовкам этой криминальной хроники она когда-то училась читать.

Впусти меня

Låt den rätte komma in, 2008 / Let Me In, 2010

У «Впусти меня» есть две версии: скандинавская и американская, — и обе заслуживают внимания, но ожидаемо отличаются стилистически. Северный прохладный триллер рассказывает о типичной безысходности формально благополучного мира Северной Европы, который ломается от минимального изменения условий (позже Томас Винтерберг провернёт такое с темой взрослой травли в «Охоте»). Американская версия «Впусти меня» вобрала в себя Карпентера и Ромеро, но тоже касается мира детской травли, из которого единственная дорога — в объятия нового опасного друга, проявляющего внимание и эмпатию. Внимание истории сосредотачивается именно на этих отношениях: главный герой одержим идеей разрушительной мести и чувством несправедливости, а потом продумывает абстрактные шаги, которые вот-вот станут конкретными. Самое важное во «Впусти меня» — в объяснении того, как жертва буллинга ищет поддержки вовне — и находит её в противоестественном и в целом страшном существе, несмотря ни на что готовом давать ему свою безусловную любовь.

Молодой Тёрлесс

Der Junge TörleSs, 1966

Один из важных фильмов, наряду с «Белой лентой» Михаэля Ханеке и «Детства лидера» Брейди Корбета, показывающий детское лицо фашизма — поколение детей, которым доведётся принять на себя страшное время и прожить его под гнётом тирании. Тирания начинается с первой поры социализации — и фильм немецкого классика Фолькера Шлёндорфа о закрытом мальчишеском милитаристском пансионе в Австрии начала двадцатого века препарирует ритуалы юношеского соперничества и насилия. Эпоха культурного расцвета тем временем породила Гитлера и десятки тысяч его сподвижников. Шлёндорф пытается разобраться, что создало лояльных к жестокости и дискриминации людей. Пансион Тёрлесса — место, где травля, подтверждаемая местной этикой и идеей великого будущего служения, становится главным способом общения. Тёрлесс оказывается по очереди то жертвой, то свидетелем, то соучастником травли, наблюдая за покорностью и спокойным принятием ситуации своими одноклассниками. Идеи избранности и мужской чести оставляют Тёрлесса равнодушным: наигравшись в войнушку, он всё же находит в себе силы временно покинуть этот закрытый клуб. Надолго ли — риторический вопрос режиссёра. Все ответы мы знаем и так.

Фотографии: Киностудия «Мосфильм», Universal Pictures, Red Bank Films, Первый канал, Gramercy Pictures, French Quarter Film, Paramount Pictures, StudioCanal, Overture Films, Franz Seitz Filmproduktion

15 глубоких фильмов про абьюзивные отношения

В этой подборке собрали лучшие фильмы про абьюзивные отношения, которые не только заставят сопереживать героям, но и помогут лучше понять себя и собственные отношения с партнером.

Иногда распознать признаки абьюза и увидеть, что ваши личные границы нарушают, вас унижают, несправедливо относятся либо подавляют волю проще сквозь призму чужих историй, чем через свою собственную.

Фильмы про абьюзивные отношения — ТОП-15

«Трамвай “Желание”» (англ. A Streetcar Named Desire), 1951

Жестокость со стороны семьи — что может быть ужаснее? Потеряв работу и репутацию, Бланш Дюбуа приезжает погостить к беременной сестре. Но вместо поддержки получает порицание и равнодушие, в том числе со стороны мужа родственницы Стэнли. Однако это не мешает ему изнасиловать женщину, пока супруга находится в роддоме.

Внешне манерное поведение и кокетство Бланш таит за собой ранимую натуру, истерзанная душа которой пострадала после неудачного брака. Небольшая надежда на счастье Дюбуа рушится усилиями близких. Картину неоднократное переснимали в новом актерском составе — в 1995 и 2014.

«9 1/2 недель» ( англ. Nine 1/2 Weeks), 1985

Молодой Микки Рурк и ослепительная Ким Бейсингер в притягательной мелодраме о неразделенных чувствах.

Любовь — всего лишь иллюзия, ведь Джон в совершенстве обладает мастерством обольщения. Сокрушительная страсть, постельные утехи — вот все, что на самом деле требуется Джону. Но для Элизабет дела обстоят иначе. Она изменяет принципам, постоянно идет на уступки и до последнего верит в искренность чувств, выполняя желания любовника.

«Цветы лиловых полей» ( англ. The Color Purple), 1985

Драматический фильм Стивена Спилберга показывает жизнь в начале ХХ столетия со всеми ее предрассудками и сложностями. В центре сюжета беременная 14-летняя Силия, изнасилованная собственным отцом.

На протяжении фильма героиня непрерывно движется к свободе и независимости. Чудовищные условия жизни и события не ломают ее, а делают сильнее.

«В постели с врагом» (англ. Sleeping with the Enemy), 1991

Страх перед физическим насилием, постоянный контроль и давление со стороны супруга доводят героиню (Джулия Робертс) до отчаяния. Она решается на рискованный шаг: имитирует собственную гибель и прячется в маленьком городке, где находит новою любовь.

При этом женщина продолжает тайно навещать престарелую мать. Это и выдает женщину — муж-абьюзер обнаруживает ее место проживания.

«На что способна любовь» (англ. What’s Love Got to Do with It), 1993

Список фильмов про абьюзивные отношения не может обойтись без биографической ленты о браке Тины Тернер. На выступлении известного исполнителя Айка Тернера в руки тогда еще Анны Мэй (настоящее имя Тернер) попадает микрофон.

Читайте также:
Как отпустить любовь?

Девушка покоряет публику и знаменитого исполнителя своим голосом. Айк приглашает ее в музыкальную группу. Между ними вспыхивает искра и через время пара заключает брак.

Тернер становится продюсером супруги, но в момент, когда популярность Тины затмевает его собственную, мужчина превращается в жестокого монстра, избивающего супругу. Лишь любовь к музыке помогает пережить это ужасное время.

«Страх» (англ. Fear), 1996

Невинная красавица-подросток Николь на дискотеке знакомится с обаятельным Дэвидом. Влюбленная девушка доверяет парню. А вот ее отец подозревает неладное: уж очень молодой человек стремится всем угодить.

Постепенно романтические отношения превращаются в одержимость. У Дэвида вспыльчивый характер, его ревность переходит все границы и приводит к помешательству. Теперь Николь и ее семье предстоит борьба за жизнь.

«Убей меня нежно» (англ. Killing Me Softly), 2001

Как часто за обликом благополучного и уравновешенного человека скрывается беспощадный маньяк и убийца?

Роковая встреча Элис с незнакомцем на пешеходном переходе становится причиной разрыва стабильных отношений с парнем. Она влюбляется и не замечает странностей и нестыковок в рассказах суженого.

Постепенно семейная идиллия превращается в ад. Анонимные письма и предположения о страшном прошлом супруга наводят подозрения. Тайное становится явным и оказывается спрятано в запертой кладовой…

«С меня хватит» (англ. Enough), 2002

Красивый роман, как в сказке про Золушку, перерастает в свадьбу. Казалось, мечты скромной официантки Слим исполнились — богатый муж Митч, дом и маленькая дочь.

Но семейное счастье обманчиво. Через несколько лет она узнает о постоянных изменах супруга, неожиданно превратившегося в тирана и агрессора. Чтобы спасти себя и ребенка от побоев и унижений, Слим становится сильней морально и физически и вырывается из страшной жизни.

«Дьявольский остров» (англ. Devil’s Pond), 2003

Брак с обычным парнем-гитаристом Митчем кажется Джулианне идеальным способом сбежать из-под опеки богатых родителей. К тому же искренность чувств избранника заставляет поверить, что ему нужна только девушка, а не ее деньги.

Свадебное путешествие в охотничьем домике на озере раскрывает натуру мужа. Заботливый и нежный мужчина оказывается безумцем и хочет навсегда остаться вдвоем вдали от цивилизации…

«Возьми мои глаза» (исп. Te doy mis ojos), 2003

Пилар любит мужа, но его вспыльчивый и неуравновешенный характер вынуждает забрать сына и уйти из семьи. Поздно ночью в одних тапочках с ребенком она приходит к сестре. Новая работа и психическая передышка возвращают ее к нормальной жизни.

Ради нее супруг посещает курсы, учится контролировать гнев и эмоции. Семья воссоединяется, но жизнь не становится лучше и приводит к окончательному разрыву.

«Лавлейс» (англ. Lovelace), 2013

Биографический фильм о жизнь самой известной актрисы «фильмов для взрослых». Одна единственная роль принесла ей мировую известность и обожание поклонников.

Но жизнь женщины была не так красочна, как может показаться. Вне публики она возвращалась к деспотичному мужу-тирану, по совместительству продюсеру. Ей пришлось пережить все ужасы сексуального насилия, рукоприкладства и психологического давления.

«Большие глаза» (англ. Big Eyes), 2014

Этот фильм про абьюзивные отношения основан на реальных событиях, произошедших в Америке в 50-х годах ХХ века.

Талантливая художница Маргарет рисует необыкновенные картины детей с огромными глазами, отражая в них себя. Она знакомится с Уолтером Кином, который доводят ее творчество до такой степени популярности, что изображения печатают на календарях, открытках, одежде.

Все было бы замечательно, но мужчина присваивает себе авторство. До определенного времени героиня принимает такое положение дел и просто радуется успеху. Но Уолтер пытается убедить всех в том, что гениальный художник — он. Даже собственную дочь. Девочка подрастает, осознает происходящее и поддерживает Маргарет в борьбе за права…

«Исчезнувшая» (англ. Gone Girl), 2014

Эмми привыкла доминировать в отношениях, поэтому и супруга выбрала подходящего. Но идеальный кандидат никак не подчиняется окончательно.

Муж, неудачник-писатель Ник, начинает сопротивление. Тогда Эмми организует преступление, в котором жертвой представляет саму себя. Вина ложится на мужа и все ниточки ведут именно к его персоне…

«Берлинский синдром» (Berlin Syndrome), 2016

Туристка из Австралии знакомится в Берлине со школьным учителем. Но роман развивается совершенно не по тому сценарию, как хотелось девушке. Скромная и неуверенная в себе особа попадает под методичное давление партнера.

Токсичные отношения с настоящим психопатом и маньяком, неудачные попытки побега из запертой квартиры, страх и напряжение — сложная кинокартина не для слабонервных.

«Тоня против всех» (англ. «I, Tonya»), 2017

В основу картины положена биография выдающейся фигуристки Тони Хардинг. Она стала первой в истории американского женского катания и второй мире фигуристкой, исполнившей сложнейший тройной аксель.

Деспотичная и жестокая мать с раннего возраста калечит хрупкую детскую психику. Девочка фактически лишена материнской ласки и даже не может иметь друзей. На первое свидание ее сопровождает мать. В итоге Тоня превращается в жестокую личность, для которой на пути к успеху нет преград.

Но жесткая манера катания, нетрадиционные костюмы и музыкальное сопровождения не дают желаемых оценок судей. Это еще больше озлобляет девушку. Личная жизнь складывается неудачно, супруг отличается нестабильным и неуравновешенным характером. Все моменты сложной жизни приводят к преступлению — сопернице на соревнованиях по заказу Тони и ее супруга ломают ногу…

12 психологически правдивых фильмов о домашнем насилии

100 футов

Это фильм ужасов с призраками — но это одна из самых реалистичных картин о мужчинах, которые убивают жён, и женщинах, которые убивают мужей. Главная героиня, Марни, приговорена к домашнему аресту — она не может отойти от обозначенной в её доме точки дальше, чем на сто футов, за чем следит электронный браслет у неё на лодыжке.

Проблема в том, что убитый ею муж, полицейский с наклонностями садиста, намерен завершить своё дело и забить Марни до смерти. Пока он снова преследует Марни, она переживает весь кошмар своей семейной жизни по второму разу. Тем временем полицейский, который должен её охранять — друг её покойного мужа — не упускает случая обвинить её в убийстве.

Бывший будет преследовать и пытаться убить (это не преувеличение — большинство убийств в отношениях совершаются во время расставания), общество — обвинять, а старые раны — не давать покоя. Не стоит смотреть этот фильм, если у вас свежи воспоминания о бегстве от тирана.

Читайте также:
Если мужчина боится обидеть женщину

Жизнь этого парня

Хотя есть немало мужчин, заменивших отца детям своей жены и ставших им родными, к сожалению, многие отчимы делают жизнь невыносимой — и эта ситуация нередка. Один из первых фильмов Леонардо ди Каприо в тандеме с де Ниро показывает историю семьи из матери и сына после того, как мать впустила в свою жизнь и свой дом тирана.

Тем труднее ей принять тот факт, что её новый муж — не просто некоторое время пребывает в дурном настроении, а намеренно издевается над родными детьми, пасынком и женой. По счастью, в конце концов мать Тоби (героя ди Каприо) находит в себе силы посмотреть в глаза правде и разорвать ужасную ситуацию.

Жертва

Индийское кино последних лет много и активно раскрывает тему насилия в обществе и в семьях. Один из самых ярких фильмов — «Жертва» с Кариной Капур и Саифом Али Кханом. Поразительный контраст похожего на романтическую комедию начала фильма, триллера его середины и высокой трагедии финала заставляет картину надолго врезаться в память.

Современная, умная, красивая, сильная девушка Авантика выходит замуж за коллегу, мусульманина Эхсаана, и переезжает с ним в Америку. Её муж выбирает дом в мусульманской общине, где всё поначалу кажется очень милым, хотя и чрезмерно, до лубочности, традиционным. Но там, где жестки традиции, процветает и жестокость. Жители общины оказываются религиозными фанатиками и более того, часть из них — террористы.

Фильм очень многое рассказывает о корнях и видах жестокости, о том, как сильная женщина может оказаться в безвыходной ситуации, об опасностях для женщин в жёстко традиционных общинах и о том, как бывает тонка грань между заботой и пленом. Можно сказать, что он заканчивается хорошо, если бы не количество смертей в финале.

Повар, вор, его жена и её любовник

Классика кинематографа не только в теме насилия, но и вообще. Смотреть этот фильм очень тяжело психологически в том числе именно из-за того, насколько нарочито красиво он снят. А некрасиво быть не могло — один из главных героев, опасный нарцисс и преступник, любит окружать себя красивыми вещами.

Однажды Джорджина позволяет себе влюбиться в другого мужчину — умного, тонкого, нежного, чуткого, и её муж, конечно, убивает его возлюбленного. Это становится последней каплей. Джорджина собирает всех, над кем на её глазах издевался муж, чтобы угостить тирана ужасным ужином.

Возьми мои глаза

У испанского кинематографа — свои любители, которые неизменно предпочитают его стиль голливудскому. Тем более, что темы он поднимает те же — и порой рассказывает о них выразительнее. Вот и тут довольно обычное начало сюжета — женщина убегает от мужа, взяв с собой ребёнка. Но бывший находит и начинает преследовать, обещая исправиться и умоляя вернуться.

Конечно, после того, как она ему верит и возвращается, он просто продолжает унижать её — вот о чём редко предупреждают голливудские фильмы, в которых сильная женщина порывает полные насилия отношения обязательно навсегда и решительно. В конце героиня вновь пытается расстаться с мужем, и мы все надеемся, что теперь-то успешно.

Сокровище

Очень тяжёлый фильм со сценами физического, психологического и сексуального насилия. Девочка-подросток по прозвищу Сокровище вызывает мало сочувствия у окружающих. Она очень полна и угрюма, из неблагополучной семьи чернокожих, и к тому же с малых лет рожает ребёнка за ребёнком, словно её жизнь ничему не научила с первого раза. Кроме того, несмотря на ум, она, похоже, так ленива, что не может справиться со школьной программой.

Неравнодушные учительница и социальная работница раскручивают её историю шаг за шагом, и мы узнаём ужасную изнанку: Сокровище много лет насилует её собственный отец, а мать, пытаясь изуродовать дочь в глазах мужа, раскармливает её и постоянно обвиняет. Домашняя обстановка такова, что Сокровище не может нормально учиться. Хуже того, в какой-то момент девочка узнаёт, что отец заразил её ВИЧ.

Увы, но история семейного насилия со стороны очень часто выглядит как «всего лишь» проблемное поведение ребёнка — несдержанность (в еде или половая), лень, угрюмый или вспыльчивый характер. Фильм напоминает нам об этом.

В постели с врагом

Один из самых известных и показательных фильмов о том, как женщина становится жертвой тирана у себя дома. В главной роли — Джулия Робертс. Молодая семейная пара, Лора и Мартин, кажется всем почти идеальной. Трудно представить, что каждый раз, подходя к двери своего дома, Лора обмирает от ужаса при мысли о встрече с Мартином.

Женщина как собственность, как статусная вещь, чтобы хвастаться, как некто, кого можно избить, чтобы насладиться властью или сорвать злость — частая ситуация, и столь же часто она скрывается за фасадом «крепкой семьи». Мужчина скрывает ради имиджа, женщина — из стыда. Побег так часто нереален, что для некоторых кошмар не кончается никогда.

Стеклянный замок

Самая редко обговариваемая форма насилия — неглект, то есть пренебрежение базовыми потребностями члена семьи, который от тебя сейчас или вообще зависит. Фильм «Стеклянный замок» по одноимённой книге рассказывает о жизни детей в семье, которая настолько гналась за мечтой, что полностью отрицала всё земное — в частности, нужду детей в еде, одежде, безопасности или банальном душе.

Из-за постоянного неглекта дети попадают в опасные ситуации или просто страдают. Но они поддерживают друг друга, и, когда находятся неравнодушные взрослые, стараются воспользоваться предложенной ими помощью как стартом. В результате всем удаётся сбежать из семьи в большой мир и наладить свою жизнь, но тяжёлые воспоминания о детстве их преследуют.

Гораздо более тяжёлый фильм об отце, который не хотел никуда выпускать своих детей. Греческая семья живёт в доме, который можно назвать полной чашей — с бассейном, садом и высоким забором. Родители говорят, что каждый из детей сможет выйти за забор после того, как выпадет первый взрослый клык. О большом мире они рассказывают странные вещи: самолёты — это игрушки в небе, кошки — кровожадны и опасны для людей, море (слово, которое можно встретить в учебниках) — это просто такое кресло.

Читайте также:
Депрессия как проявляется

Из всей семьи право выходить за забор есть только у отца — он всех содержит своим трудом. Но однажды отец решает, что его сыну пора становиться мужчиной, и нанимает девушку для оказания сексуальных услуг. Девушка тайком показывает одной из дочерей фильмы и за это оказывается навсегда изгнана. А дочь наказывают, тем, что именно она теперь должна заменить ушедшую девушку в постели брата.

Метафорически (впрочем, такие случаи известны и в реальной жизни) фильм рассказывает о том, насколько опасна «забота», которая выражается в чьей-либо безграничной власти и изоляции — два типичных стремления каждого домашнего тирана.

Берлинский синдром

Вот ещё сюжет, взятый из жизни и превращённый в фильм ужасов. Молодая фотожурналистка ввязывается в роман с парнем, когда гуляет по Берлину. Ночь с ним так прекрасна, что девушка роняет фразу — мол, хоть никогда отсюда не уходи. Эту фразу парень использует как предлог и запирает свою гостью у себя дома.

После этого парень месяцами делает вид, что у него с пленницей — замечательный, полный любви роман, не забывая притом запугивать её и держать под полным контролем. Все попытки девушки сбежать проваливаются раз за разом. И всё же у фильма будет счастливый конец.

Долорес Клейборн

Экранизация самой знаменитой книги Стивена Кинга, посвящённой вопросу семейного насилия — кому, как не мастеру ужаса, обращаться к этой теме. Долорес Клейборн обвиняют в убийстве её нанимательницы, Веры Донован. Клейборн не прочь рассказать об убийстве. только речь заходит о том, на которое истёк срок давности — об убийстве мужа. Коварно? Пугающе хладнокровно? Но перед этим убийством были долгие года издевательств, против которых женщина решилась восстать только тогда, когда поняла, что её муж домогается их дочери.

Если выбирать из двух вариантов фильма, то о семейном насилии больше расскажет первый, нежели яркий современный римейк с хэппи-эндом. Он о том, что насилие не всегда совершается ради того, чтобы упиваться чужим несчастьем. Иногда это равнодушное овеществление женщины просто для того, чтобы она была удобной.

Какая разница, счастлива ли жена, если она улыбается? Глядя на фильм, вспоминаешь, что в соцсетях в восторженном описании некой секс-куклы, которая скоро заменит женщин вообще, трижды упоминается имитация оргазм. Какая разница, что он имитированный, верно?

Итак, семья из папы, мамы и ребёнка переезжает в городок Степфорд, где почти все женщины — идеально, улыбаются, следят за собой как в модных журналах и думают только о хозяйстве. В какой-то момент главная героиня узнаёт, что в город приезжают только те мужчины, которые хотят заменить своих жён куклами — почти точными внешне копиями со знакомым голосом, но с имитацией счастья вместо сложной гаммы эмоций и амбиций.

Документальный сериал «Хватит!» говорит о насилии от лица жертв. Первая серия посвящена домашним тиранам Статьи редакции

Сам проект рассказывает о теме насильственного отношения к женщинам в России на всех этапах их жизней.

5 августа на платформе Start состоялась премьера документального сериала о насилии над женщинами «Хватит!». Первый эпизод, который также доступен на YouTube, посвящён домашнему насилию.

Создательницей проекта стала журналистка Настя Красильникова, её соведущим выступил актёр Владимир Мишуков. Рассказы пострадавших перемежаются студийными ставками, в которых они обсуждают услышанное, а зрителям приводят статистику. Мишуков здесь играет роль человека, который не погружён в проблему и через беседы с Красильниковой пытается в ней разобраться.

В этом эпизоде две героини говорят сами, истории двух других (погибших в результате столкновения с тиранами) рассказывают их близкие. В частности, интервью даёт отец Яны Савчук, которой участковая на просьбу о помощи сказала: «Если вас убьют, мы обязательно выедем, труп опишем, не переживайте». За другую девушку, Екатерину Калуженину, которую зарезал сожитель, говорит её подруга.

Эпизод разбит на несколько блоков, в которых говорится, что домашнее насилие может произойти в любых отношениях, рассказывается, с чего начинаются и как заканчиваются такие истории, поясняется, почему женщины не уходят от тиранов и предлагаются варианты того, как можно взять проблему под контроль. Истории женщин похожи — все говорят, что сначала отношения начинались идеально, но после оказывалось, что они так или иначе попали в зависимости от своих партнёров. Двум героиням, которых избивали мужья, удалось от них уйти, одна даже лишила бывшего супруга родительских прав, его признали виновным в побоях — «что бывает очень редко».

Красильникова рассказала, что когда придумывала и делала сериал, ей хотелось, чтобы «он внёс вклад в то, чтобы патриархальная система сгнила побыстрее». «Я хотела показать, что насилие над женщиной происходит на каждом этапе жизни. [. ] Главная идея сериала — показать, что это именно система. Если тебе повезло и на каком-то этапе насилие тебя не затронуло, на другом это случится», — пояснила журналистка.

Всего в проекте шесть серий: о насилии в отношениях, физическом и сексуальном насилии в детстве, насилии в родах, харассменте на работе, культуре унижения и сексизме в медиа, а также насилии и религии. Серии проекта «Хватит!» будут выходить по средам на Start и Nonfiction.film.

Это звучит громко, но у меня есть ощущение, что то, что мы сняли, — это самое масштабное документальное исследование отношения к женщинам в России вообще. [. ] Хотелось бы, чтобы зрителями сериала стали люди, которые максимально далеки от этой темы, — и те, которые имеют какое-то мнение вроде «сама виновата», и те, кто не имеет никакого.

Проблема явная и говорить о ней это правильно, но вот сериальчики снимать это какое то лицемерие.
В статье есть ссылка на МедиаЗону, где явным образом показано, что большинства проблем можно было бы избежать если просто заставить участковых работать. Женщины просто не защищены.
Можно сколько угодно рассказывать о высоких материях. Об угнетении женщин “патриархальной” системой. Да вот только не укладывается это например в ситуацию, когда приехала женщина участковый и фактически послала нахер другую женщину в беде. Кто здесь виноват? Патриархальная система или все таки тупо мент (неважно мужчина или женщина), которому болт класть на свои прямые обязанности, т.к. ему важнее заполнить в отделении никому нахер не нужную бумажку, чтобы повысить показатели отчетности?
Отморозка без тормозов не остановит сериал, мент не станет работать лучше из-за слезливого момента на 43-ей минуте фильма, а женщине, которая в беде не помогут сочные цитаты героев этого сериала.
Все это из одной серии с выкладыванием черно-белых фото в поддержку женщин и прочей херни. Много шума – толку нихуя.

Читайте также:
Как поставить на место человека который тебя унижает?

Бляяя, слишком адекватный коммент для тж последнего времени

Патриархальная система или все таки тупо мент (неважно мужчина или женщина), которому болт класть на свои прямые обязанности, т.к. ему важнее заполнить в отделении никому нахер не нужную бумажку, чтобы повысить показатели отчетности?

Мент, хоть он часто и отвратительный человек, обычно не социопат. Посмотри хотя бы, как менты работают по преступлениям, которые сами, по своим понятиям, считают “ужасными” – они часто обнаруживают в себе и рьяное желание работать, и неподкупность, и даже иногда навыки сыска. Бумажки заполнять лень для любого дела, так что здесь это не является основной причиной.

Менту похер на свои обязанности во многом именно потому, что ему всё его окружение с детства вдалбливает, что это нормально и не является большой проблемой. И как раз такие “сериальчики” могут повлиять если не на самого мента, то на его одноклассников, родителей, двоюродных братьев, и прочий “мир вокруг”, который эти ценности менту транслирует. У мента просто нет привычки поставить себя на место жертвы, всё, что он слышит вокруг, это позиция самого мужика, того самого домашнего тирана. Неудивительно, что мент забивает хуй на проблему, которая ему и не кажется особенно проблемой – благодаря той самой “патриархальной системе”.

Да, мне тоже немного противно из-за явно манипулятивной печальной музыки и “задумчивой” съёмки, но что поделать, если человек существо не рациональное, и эта эмоциональная манипуляция работает?

Это «Скандал» — и еще дюжина фильмов про харрасмент

В свое время молодая официантка Эрин «Слим» Хиллер (Дженнифер Лопес) удачно вышла замуж. По крайней мере, так ей казалось. Ее муж — обаятельный преуспевающий бизнесмен Митч (Билли Кэмпбелл), который всегда добивается желаемого — неважно, каким путем. Спустя годы брака Эрин испытала это на себе. Однажды она узнала, что муж развлекается на стороне с другими женщинами и поставила ему ультиматум, в ответ на это она была избита. Постепенно насилие становится распространенной в их семье практикой, после чего Эрин решается сбежать вместе с ребенком.

Центральная проблематика картины заключается в том, что главная героиня не только стала жертвой систематического семейного насилия, но и оказалась отрезана от какой-либо помощи. Муж — влиятельный человек, который способен подкупить любого судью, полицейского или адвоката. Вполне вероятно, что в его силах получить право родительской опеки и вышвырнуть жену на улицу или, напротив, силой держать возле себя. Вот и гадай, что хуже. Осознавая это, Эрин видит единственный выход в том, чтобы скрываться под вымышленными именами и постоянно менять место жительства. Однако одержимый супруг раз за разом выслеживает жену — и тогда та решает разобраться с ним при помощи силы. Ситуация до боли напоминает нынешнее положение, в котором находятся жертвы домашнего насилия (конкретно в России). Только в нашем случае, как правило, женщину ждет тюрьма, а не хеппи-энд и воссоединение с ребенком.

Забавно, что события фильма разворачиваются в 60-е годы XX века, ведь во многом похожие ситуации воспринимаются под схожим углом и в нынешнее время. Ставшие жертвами сексуальных домогательств тысячи молодых девушек были окрещены как «падшие женщины» и насильно отправлены в приют святой Магдалины. Например, Роза (Дороти Даффи) была изнасилована своим же кузеном на свадьбе подруги. Эта новость моментально разлетелась среди ее знакомых и родственников, но объектом отпущения стал отнюдь не молодой человек, а сама пострадавшая.

Понятно, что события в фильме происходят в 60-е — и сейчас «провинившихся» девушек никто в подобный ад не отправит. Но даже в нынешнее время не являются редкостью ситуации, когда жертва харассмента становится виновницей сложившейся ситуации, якобы она сама спровоцировала насильственные действия. Причины могут быть самые абсурдные, вплоть до «неподобающей» одежды, косых взглядов и даже врожденной красоты. «Сестры Магдалины» не только воспроизводят исторические события, но и рефлексируют на тему до сих пор актуальной проблемы. К сожалению, зачастую жертвы домогательств находят в обществе не поддержку, а лишь осуждение или тотальное игнорирование, в то время как из-за этого ломается их жизнь.

1986 год, Джози (Шарлиз Терон) вместе с двумя детьми возвращается в родной город в Северной Миннесоте после того, как ее в очередной раз жестоко избил муж. Среди местных жителей у Джози не самая лучшая репутация: каждый второй, включая отца девушки, считает ее распущенной особой, так как она забеременела в 16 лет. Стоило Джози устроиться на железный рудник, где в основном трудятся мужчины, как она становится объектом насмешек и харассмента. В итоге она решается на смелый для того времени поступок — подать в суд с обвинением в сексуальных домогательствах.

В «Северной стране» тему харассмента можно рассмотреть со всех сторон. Изначально история травли Джози началась, когда она была изнасилована и забеременела от своего учителя. Боясь осуждения и недоверия, девушка в детстве об этом умолчала — и этот факт стал известен только на суде. Далее последовало осуждение со стороны окружающих, семьи, насилие мужа, систематические издевки и домогательства на руднике. Сбежать от этого некуда, город маленький, везде знакомые, работа на руднике — единственный способ прокормить семью, а профсоюз до последнего тотально игнорировал проблему. Этот случай основан на реальной истории Луис Дженсон, которая в 1984 году, девять лет подвергаясь домогательствам во время работы на руднике EVTAC в Эвлете, решила искать защиты в суде. В фильме события протекают намного быстрее — в реальности дело заняло 14 лет. Тем не менее все описанное в картине, включая случаи харассмента, происходило с разными женщинами в действительности. Это стало первым прецедентом в США, когда был удовлетворен иск о сексуальных домогательствах. Тогда выигранное дело доказало многим женщинам, что практика харассмента не является нормой, а их голос может быть услышан.

В фильме также рассматривается тема харассмента, но на этот раз сюжет сконцентрирован на проблеме педофилии и социальных сетей. 14-летняя Хейли (Эллен Пейдж) при помощи интернета выслеживает 32-летнего фотографа Джеффа (Патрик Уилсон), который, по ее мнению, является педофилом и убийцей. Она назначает ему встречу в кафе, после чего они едут к нему домой. Там девочка усыпляет и начинает пытать мужчину, требуя признаться в преступлениях. Социальные сети — огромная и неподконтрольная параллельная реальность, попав в которую можно столкнуться с чем угодно. К сожалению, каждый индивидуальный случай харассмента и выслеживание насильника может требовать от правоохранительных органов чересчур длительной работы, за это время может произойти еще не одно преступление. Как следствие — безнаказанность преступника провоцирует девочек на самостоятельные расследования, среди которых есть реальные случаи. Например, в Японии девушки неоднократно выслеживали любителей несовершеннолетних и ловили их на живца с поличным. Факты ужасающие, так как подобные расследования могут закончиться наихудшим образом совершенно при разных сценариях, один из которых вполне может быть идентичен финалу фильма.

Читайте также:
Каких женщин любят мужчины тельцы? (видео)

Подобно «Леденцу», «Доверие» берет за основу проблему педофилии и социальных сетей. Традиционным способом (через интернет) 14-летняя Энни (Лиана Либерато) знакомится с 40-летним мужчиной, который в переписке выдает себя за юношу 16 лет. На первой же встрече он насилует Энни и пропадает, оставляя девочку с тяжелой психологической травмой.В свое время Дэвид Швиммер долго сотрудничал с благотворительной организацией The Rape Foundation, занимающейся помощью жертвам сексуального насилия, что вдохновило его сперва на написание рассказа, а затем и на создание фильма. Логично, что отдельное внимание в фильме уделено работе подобной службы, как основы успешной реабилитации. Также «Доверие» работает с такими идеями, как внутренний диссонанс жертвы, отсутствие взаимопонимания с родителями, негативная общественная реакция, которая еще больше травмирует жертву домогательств, и самосуд. Узнав о ситуации, отец Энни (Клайв Оуэн) начинает собственное расследование, пробудившее агрессию в нем самом и создавшее пропасть между ним и дочерью.

В центре сюжета лежит расследование, посвященное поиску пропавшей племянницы влиятельного бизнесмена, которое ведут журналист Микаэль Блумквист (Дэниел Крейг) и хакерша Лисбет Саландер (Руни Мара). Однако у истории есть ответвление, посвященное сугубо жизни Лисбет. Она подверглась домогательствам со стороны своего опекуна, жесточайшим образом воспользовавшегося должностными полномочиями. У Лисбет было ужасное детство и после длительного «лечения» в психиатрической клинике ей по судебному предписанию было положено находиться под присмотром опекуна. Долгое время им был добропорядочный Хольгер Пальмгрен. Но после того как у него случился инсульт, его место занял адвокат с садистскими наклонностями. Путем шантажа он сперва заставил свою подопечную сделать ему минет, а во второй раз и вовсе жестоко ее изнасиловал. Автор романа Стиг Ларссон долгое время активно отстаивал права мало защищенных слоев населения, поэтому, можно сказать, некоторые детали романа были взяты из собственного опыта. Собственно, в «Девушке» демонстрируется коррумпированность органов, пренебрежение полномочиями и отсутствие отлаженной системы регуляции подобных случаев. Зачастую жертва оказывается в тотальном одиночестве и изоляции от какой-либо помощи — в большинстве случаев ей просто никто не поверит. Как следствие, возникает другая проблема — самосуд.

В 2001 году насилующие своих детей супруги Делей вместе с еще одной парой признались в преступлении, а заодно обвинили в соучастии еще пятнадцать человек. В том году во Франции в приоритете была борьба с педофилией, и, судя по всему, полиция с радостью взялась за это дело. Позже оно получило название «Дело Утро». Сюжет фильма посвящен судьбе одного из обвиняемых по этому делу — Алене Мареко (Филипп Торретон). В ноябре 2001 года он, его жена и еще двенадцать человек были обвинены в педофилии и арестованы. Следствие упорно выбивает из героя признания в том, чего он не совершал. Абсурдные вопросы, расплывчатые показания обвинителей, отсутствие прямых улик — дело рассматривается лишь на основе показаний детей, которые то и дело путались в своих же словах. Как бы абсурдно ни звучало, но этого хватило, чтобы посадить героя в тюрьму. Он провел в заключении 23 месяца, пережил попытку самоубийства и 93-дневную голодовку. Лишь в декабре 2005 года все обвиняемые были полностью оправданы. «Презумпция виновности» — это обратная сторона борьбы с харассментом и ярчайший пример халатной работы правосудия. Само «Дело Утро» вошло в историю, как «катастрофа правосудия» и «юридический Чернобыль», а все невинно осужденные получили письменные извинения от президента Франции Жака Ширака.

Эта картина является ремейком «Соломенных псов» Сэма Пекинпа, которую он снял на основе романа Гордона М.Уилльямса «Осада фермы Тренчера». Главная героиня и далее жертва харассмента Эми (Кейт Босуорт) переезжает со своим мужем-горожанином в провинциальный городок, где она родилась и выросла. Стоило им пересечь черту города, как на Эми устремляются косые мужские взгляды, в том числе ее бывших друзей. Они же вызываются помочь новоселам в отстройке дома, однако во время работы парни с каждым днем все больше засматриваются на давнюю подругу. У современной версии «Соломенных псов» есть одно главное отличие от картины Пекинпа. В «Псах-1971» было подчеркнуто провоцирующее поведение главной героини, которая получила символический «подарок» — повешенную черную кошку (зловещее предзнаменование). В фильме Рода Лури образ Эми достаточно размыт. Она флиртует со своими старыми друзьями, показывая, что ей не хватает былого драйва, но эта часть не выпячивается. Да и кошка уже белая, что тоже о многом говорит. Во многом минуя присущие фильму Пекинпа идеи о животном инстинкте выживания, доминировании сильнейших над слабейшими и стремлении защищать собственную землю, Лури больше делает акцент на социальной проблематике и феминизме. Девушка тут уже не коварная обольстительница, а виной всему оказывается разгул тестостерона. В итоге за практически невинный флирт героиня была изнасилована близким другом. Впрочем, так даже отчасти страшнее. Ситуация наглядно демонстрирует, что угроза может исходить даже от того, от кого ее не ждешь.

Лукас (Мадс Миккельсен) не так давно развелся и теперь работает воспитателем в детском саду. По натуре он вежлив и обходителен. Настолько, что очаровывает маленькую девочку, дочь своего лучшего друга — Клару (Анника Веддеркопп), которая начала проявлять к мужчине симпатию. После того как Лукас объяснил девочке, что это неприемлемо, она убеждает директрису, что тот ее домогался. Случай парадоксальный, потому что все происходящее в двух словах можно описать как детские выдумки и паранойю родителей, которые безоговорочно верят словам своего ребенка. Режиссер фильма Томас Винтерберг основывался на реальных случаях «о фантазиях, которые замещают реальные воспоминания». Изначально Клара, находясь под воздействием обиды и увиденных на лэптопе брата порнографических фото, говорила, что у ее воспитателя «есть пенис». Дальше эта фраза продолжала обрастать деталями по мере наводящих вопросов директрисы. В итоге девочка сама запуталась в том, что реально, а что нет. История полностью вымышленная и нелепая, но весь ужас в том, что такое может случиться с каждым. Герой Миккельсена, порядочный человек, оказался беззащитен перед социумом, который по большей части составляли его близкие друзья. Родной город стал для него клеткой, а сам он — добычей для «охотников». «Охота» показывает, каким бы цивилизованным и порядочным ни выглядело общество, оно в любой момент может обнажить зубы и надеть на себя маску линчевателя.

Читайте также:
Если мужчина боится обидеть женщину

С виду Уве (Давид Циммершид), Кристина (Александра Финдер) и Клара (близняшки Пия и Кьяра Клеман) — обычная семья. Но стоит присмотреться, как со стороны Уве можно заметить отстраненное и нервозное поведение, на теле Кристины — синяки, а на лице под маской невозмутимости — отчаяние и печаль. Фильм длится почти три часа, практически лишен слов и разбит на 59 глав, в среднем длящихся по паре минут. Составляют они самую что ни на есть «обыденную обыденность», а насилию уделена лишь пара эпизодов. Вот Уве бьет жену за то, что она без предупреждения уходит спать, кричит, если она жует слишком громко или, наоборот, слишком тихо. Вот черные пятна на теле Кристины, постепенно разрастающиеся как сорняк. Но подавляющая часть времени посвящена семейным ритуалам, дурачествам, детским песенкам (они в фильме важны куда больше слов) и играм в саду.

Насилие тут подано как неотъемлемая часть любви, в которой всегда есть место безумию и риску. Выбор есть — одиночество. В противовес показана жизнь одинокого безымянного старика. Он — стар и всеми забыт, но зато в безопасности. «Жена полицейского» максимально близка к повседневности, более того, она заставляет в ней раствориться. Страшнее всего, что в такой реальности живет огромное количество семей. Страшно становится от непредсказуемой бессознательной агрессивности Уве, который в душе сам себя ненавидит за то, что делает. Страшно — от любви Кристины к мужу и дочери, которая предполагаемо привела к печальному финалу. А еще страшнее, что режиссер Филип Гренинг снял фильм на основе десятков интервью с женщинами, подвергшимися домашнему насилию. Практически лишенная непосредственных сцен жестокости «Жена полицейского» пугающе правдоподобно рассказывает историю о семейном насилии. Ведь зачастую оно, подобно фильму, протекает тихо, сугубо в стенах дома, где под маской идиллии сгорает с виду благополучная семья.

Лиллиан (Джулия Стайлз) возвращается в родной город и устраивается работать официанткой. Во время одной из смен к ней пытается приставать обычный, на первый взгляд, хам по имени Блэквей (Рей Лиотта). Впоследствии он оказывается большой шишкой в городе и продолжает преследовать девушку. В «Идем со мной» художественная часть построена классическим способом: провинциальная глубинка, всемогущий криминальный авторитет (местный Аль Капоне, которому все дозволено) и бесполезная полиция. В такой ситуации у девушки выбор невелик: либо стать жертвой, либо как можно быстрее уехать из города, либо пытаться дать отпор — естественно, с помощью добровольцев из мужской части населения. Полиция прямым текстом говорит Лиллиан искать помощи на стороне, а еще лучше убираться из города. Она выбирает первый вариант и обращается за помощью к двум лесникам Лестеру (Энтони Хопкинс) и Нейту (Александр Людвиг). Втроем они ездят по злополучному городу и узнают подробности о махинациях Блэквея, в том числе, что у него есть и другие жертвы. Так из одной центральной проблемы вытекает вторая — ответное насилие, которое становится единственным способом самозащиты.

Мишель Леблан (Изабель Юппер) — 49-летняя женщина в разводе. У нее есть взрослый сын, доля в компании по производству видеоигр и любовник, который по совместительству является мужем подруги. Ее жизнь размеренна и благополучна. Однако неожиданно в ее дом (и жизнь) врывается незнакомец в лыжной маске. Он жестоко избивает, насилует женщину, а затем скрывается. Казалось бы, самое верное в этом случае — обратиться в полицию. Но Мишель рассказывает о случившемся лишь бывшему мужу, подруге и ее супругу. В полицию мадам Леблан не обращается, поскольку ее имя в обществе ассоциируется с именем отца, совершившего массовое убийство, и она не хочет привлекать к себе внимания.

Пожалуй, «Она» — самый изощренный, странный и одновременно смешной (хотя смеяться тут не над чем) фильм о домогательствах. Впрочем, ничего странного, ведь его режиссер — Пол Верхувен. В нем полно непристойности, а сам харассмент тонко сочетается с темой феминизма — отчасти благодаря садомазохизму героини. Да-да, после того как Мишель подверглась изнасилованию, она не просто продолжила жить, словно ничего не случилось, но и допускает общение с насильником после того как узнает, что он — ее сосед. После первого инцидента происходят еще три попытки домогательства, которые, судя по всему, Мишель даже нравятся.Ситуация со всех сторон нездоровая и абсурдная. Но, увы, так можно охарактеризовать современное общество, в котором жестокость и хладнокровие не являются чем-то из ряда вон. Видеоигры, выпускаемые компанией Мишель, сеют откровенное насилие и порнографию, а в социуме о них думают и говорят, как о неотъемлемых от обыденности вещах. По Верхувену такова нынешняя реальность, которая подобно насильнику в любую минуту может ворваться в твой дом.

История взлета и скандального падения Харви Вайнштейна. Он был одним из самых влиятельных продюсеров в Соединенных Штатах, пока десятки актрис не признались, что Вайнштейн использовал свое влияние для сексуальных домогательств. На камеру делают признания Пас де ла Уэрта, Розанна Аркетт, Эрика Розенбаум и многие другие женщины. Фильм сняла крепкий профессионал в документалистике Урсула Макфарлейн, которая до этого в основном работала для телевидения и сняла мини-сериал о Бетховене.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: