Капризный ребенок 5 лет — описываем во всех подробностях

Родительское собрание «Капризы и истерики детей 4–5 лет»

Анастасия Тырина
Родительское собрание «Капризы и истерики детей 4–5 лет»

Родительское собрание

Капризы (в переводе с французского прихоть, причуда) – стремление детей добиваться чего – то запретного, недостижимого и невозможного в данный момент.

Обычно капризы беспричинны, почти всегда сопровождаются плачем, криком, топаньем ног, разбрасыванием вещей.

Необходимо отметить самое главное: капризы детей 4 – 5 летнего возраста – это возрастной негативизм. Ребенок начинает делать все наперекор. Родители ведут его в одну сторону, а он идет в другую. Только что он требовал яблоко, но получив его, он отказывается его кушать.

Предлагаем родителям привести свои примеры.

Объяснение всему происходящему следующее:

– Все это называется утверждением своего собственного «Я».

– Позитивно ребенок утвердить свою личность пока не может и идет от противного «Вы так, а я – наоборот!».

– Ребенок хочет доказать, что у него тоже есть свое мнение, отличающееся от мнения взрослых.

Безусловно, этот период сложный как для детей, так и для родителей.

Но необходимо помнить:

*скоро этот период пройдет;

*необходимо к этому периоду отнестись с терпением и пониманием (Не сердимся же мы на ребенка, когда он капризничает при высокой температуре. Считайте, что у вашего ребенка временно повышен градус упрямства)

Тем не менее, родителям необходимо знать как правильно вести себя с детьми в этот период.

Предлагаем вниманию родителей ситуации поведения детей 4 – 5 лет и вместе формулируем правила «Как лечить детские капризы

1. Первая ситуация

Мама 4 – х летнего Саши, гуляя с ним в парке, встретила знакомую, с которой давно не виделась. Они разговорились. Саша почти сразу стал капризничать,тянуть маму за руку со словами: «Ну, мама, пойдем!»….

Как поступить в этой ситуации маме?

ПРАВИЛО 1: ПЕРЕКЛЮЧАТЬ ДЕТЕЙ НА ДЕЙСТВИЯ

Придумайте занятие для ребенка: качели, карусели. Ребенок поймет, что вы о нем позаботились, уделили ему внимание, и с удовольствием будет кататься на карусели. А вы продолжите беседу. Ребенок должен знать, что у родителей тоже есть свои дела, желания.

Очень часто, когда к родителям пришли гости, ребенок начинает капризничать – привлекать к себе внимание. Необходимо ребенка занять чем – нибудь (пазлы, мозаика, раскраски и т. д.)

2. Вторая ситуация

Марина была долгожданным ребенком. Поэтому родители ее лелеяли, не чаяли в ней души, потакали всем ее капризам. Даже в 5 – летнем возрасте они одевали и раздевали ее сами, постоянно опекали ребенка. Но в определенный момент и родителии воспитатели заметили: ребенок стал очень капризным, постоянные истерики, слезы, непослушание.

Почему это происходит с девочкой?

ПРАВИЛО 2: ИСКЛЮЧИТЬ ГИПЕРОПЕКУ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА

Изнеженные, заласканные дети часто бывают капризны. Чрезмерное внимание и гиперопека утомляют малыша. Ребенок становится непослушным, добивается своего, так как была вседозволенность – «лишь бы ребенок не расстраивался».

3. Третья ситуация

Артему 4 года 3 месяца.

Артем стал капризным и упрямым ребенком. Причем,упрямство вспыхнуло остро и внезапно: ежедневные слезы, истерики.

Недавно в семье родилась девочка. Мама значительное время уделяет новорожденной Полине, т. к. девочка родилась недоношенной. А тут еще и беспричинные капризы Артема, которые «выбивают маму из колеи».

С сем, по вашему мнению, связаны капризы Артема и как помочь ребенку?

ПРАВИЛО 3: БОЛЬШЕ ВНИМАНИЯ УДЕЛЯТЬ ДЕТЯМ

Современные исследования показывают, что большинство родителейприкасаются к своим детям только по необходимости: помогая одеться, сесть в машину. Редко встретишь родителя, который просто так, без всякого повода обнимет ребенка, поцелует, погладит его по голове.

Родители мало времени уделяют детям. Причинами может быть занятость родителей, работа, рождение второго – третьего ребенка и т. д. И, как следствие, ребенок становится капризным – привлекает к себе внимание.

4. Четвертая ситуация

Мама 4 – х летнего Алеши каждый день, возвращаясь домой с работы, забирает ребенка из детского сада и идет с ним в магазин. И каждый день Алеша устраивает в магазине истерики: просит купить то одно, то другое, падает на пол, кричит, визжит и плачет. Маме не остается ничего другого как купить ребенку все, что он просит.

Как избежать этой ситуации?

ПРАВИЛО 4: В ЭТОТ КРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД ЛУЧШЕ ИЗБЕГАТЬ КРИТИЧЕСКИХ МОМЕНТОВ

Например, если ваш ребенок закатывает истерики в магазине, то исключите на этот период походы в магазин с ребенком. Ходите в магазин без него, закупите все необходимое на несколько дней.

ПРАВИЛО 5: НЕ ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ И УЙТИ

Во время истерик, капризов никаких шлепков и подзатыльников, никаких споров и уговоров. Истерики и капризы любят «зрителей». Как только «зрителей» не стало – прошла и истерика.

ПРАВИЛО 6: ВО ВРЕМЯ ИСТЕРИК ПЕРЕКЛЮЧАТЬ ВНИМАНИЕ РЕБЕНКА

В момент истерики ребенка можно подойти к окну и обратить внимание, например, на собачку во дворе, или большую машину, выехавшую из гаража. Как правило, любопытство берет вверх, и слезы высыхают.

ПРАВИЛО 7: ЕДИНСТВО ТРЕБОВАНИЙ В СЕМЬЕ

Дети очень наблюдательны и прекрасно понимают, что за конфетами надо идти к бабушке, «газировку» купит дедушка, мама не разрешает высоко залезать, а папа – наоборот.

В этом сложном пока для ребенка мире ему тяжело сориентироваться как надо правильно поступать, а несогласованность родителей еще больше сбивает его с толку.

А малыш одинаково любит и маму, и папу, и бабушку, и дедушку.

Ни один взрослый, воспитывающий ребенка, не должен отменять запреты другого взрослого.

ПРАВИЛО 8: БУДЬТЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫ В ТРЕБОВАНИЯХ К ДЕТЯМ

Родители очень часто непоследовательны в своих требованиях к детям. Например, мама вчера разрешила сыну поиграть с ее любимой вазой, а на следующий день – нет, так как подумала о том, что ребенок может ее разбить. А малышу непонятно – «почему вчера было можно, а сегодня – нельзя?»

Читайте также:
Мужчина телец после разрыва: раскрываем все нюансы

ПРАВИЛО 9: НАБЕРИТЕСЬ ТЕРПЕНИЯ

Трудно при истериках ребенка сохранять спокойствие, но терпите. В переговоры вступайте, когда ребенок утихнет.Можно обнять его и посочувствовать: «Мне очень жаль, что ты не сдержался», «Я знаю, что тебе было плохо». Учите ребенка выражать свое недовольство словами.Спросите: «Что ты чувствуешь?».

Учите ребенка извиняться за свои поступки, и в следующий раз ему будет легче управлять собой. После истерики расскажите, как вас это огорчило, что он бушевал из –за пустяка. Уверьте ребенка, что вы его любите, чтобы у него не возникло чувства вины.

ПРАВИЛО 10: ПРИУЧИТЕ СЕБЯ К НОВЫМ ОТНОШЕНИЯМ С РЕБЕНКОМ

В этом возрасте дети хотят иметь возможность выбора. Они тоже хотят решать, на какую площадку пойти гулять, к кому в гости пойти. А мы, взрослые, постоянно диктуем им свои условия. Если мы с ребенком как друзья, партнеры, то ребенок инициативен, умеет сам принимать решения. А если мы подавляем его волю, то часто такие дети не могут ответить ни на один вопрос, не оглянувшись на родителей.

Вывод: семья играет решающую роль в развитии ребенка, оказывает решающее влияние на эмоциональное самочувствие ребенка.

Капризы и их предупреждение Детские капризы – это особенность поведения ребенка, которая выражается в целесообразных и неразумных действиях и поступках, в необоснованном.

Консультация для родителей «Упрямство и капризы. Их преодоление» Разработала: воспитатель высшей категории Скворцова О. В. Упрямство – это одна из самых распространенных проблем, с которой приходится.

Как проявляется кризис 5 лет у ребенка и что при этом делать родителям

Как меняется поведение и психология ребенка в 5 лет

В пятилетнем возрасте у детей происходят интенсивные физиологические и психологические процессы. И в связи с этим на нервную систему оказывается колоссальная нагрузка. Поэтому этот период взросления сопровождается частым возникновением стрессовых переживаний, с которыми дети не всегда могут справиться. Родители пятилеток замечают, как меняется поведение их ребенка, и не всегда могут найти этому объяснение.

Кризис в 5 лет у ребенка пройдет легче, если следовать советам психологов

К 5 годам в жизни и мироощущении малыша происходят такие перемены:

  • он социализируется, учится воспринимать взаимоотношения между людьми. Дети начинают устанавливать тесные контакты с ровесниками. Также они обращают внимание на характер связей между людьми во взрослом мире и начинают выстраивать оценочную шкалу;
  • начинается идентификация себя и окружающих по половому признаку;
  • интенсивно идет нравственное развитие. Дети учатся разбираться в категориях «добро-зло», «чуткость-безразличие», «можно-нельзя» и многих других;
  • малыши учатся самостоятельно рассуждать, формировать свое собственное мнение. И часто в этом возрасте детские умозаключения кажутся взрослым парадоксальными;
  • большие проблемы доставляют родителям и начавшиеся страхи. Дети часто боятся разочаровать родителей, потерять их любовь. Начинается боязнь темноты, одиночества, большого количества людей и многого другого.

Пять лет — это период интенсивного познания законов мира. Но так как свой опыт еще не накопился, малыши стараются тщательно подражать своим родителям или другим, авторитетным в их глазах, людям, не до конца еще понимая глубинной сути поступков взрослых.

В пятилетнем возрасте для нормального развития детей очень важно доброжелательное отношение к ним взрослых членов семьи.

Признаки кризиса

Переломный момент становления личности переживают все дети в пятилетнем возрасте. Но проявления психологического кризиса очень индивидуальны. Диапазон интенсивности симптомов перестройки личности может быть от очень ярких неожиданных эксцессов до почти незаметных постороннему глазу отклонений.

Чаще всего наблюдаются следующие признаки:

  • у ребенка появляются приступы беспричинной злобы, агрессии, направленной на близких людей;
  • дети могут «уйти в себя», замкнуться, перестать идти на контакт;
  • начинаются требования чего-либо, сопровождаемые капризами и даже истериками;
  • остро проявляется потребность «я сам». Это касается не только каких-то мелких дел, связанных с самообслуживанием, но и более серьезных, например, появляются попытки настоять самостоятельно ходить по улицам, даже если на них интенсивное движение транспорта или большое количество людей;
  • возможно появление шутовского поведения, кривляния. У девочек непонятно откуда берется жеманность, манерничанье. Иногда такое поведение приобретает настолько гротескные формы, что родители в буквальном смысле не узнают своих детей.

В это же время у ребенка начинают проявляться страхи сделать что-то не так или недостаточно хорошо, потерять любовь членов семьи. Проявления страха могут заключаться в отказе идти на улицу гулять, желании спрятаться за родителей при попытке незнакомых людей поговорить с малышом.

В период психологического кризиса у пятилетних детей начинает буйно развиваться фантазия. При этом они придумывают всякие небылицы, несуществующих друзей. В этот период важно понять, что ребенок не становится обманщиком, а просто переживает достаточно тяжелый для его неокрепшей нервной системы период взросления.

Повышенное любопытство в 5 лет заставляет малышей подслушивать и подглядывать за взрослыми. Частая смена настроения, повышенная физическая и психоэмоциональная утомляемость – характерные признаки переломного периода.

Почему меняется поведение

Кризис в 5 лет у ребенка развивается не на пустом месте. Такому всплеску способствуют физиологические особенности маленького организма, его нервной системы и психики.

Один из признаков кризиса пятилетнего возраста – неожиданное кривляние, шутовство

Ребенок уже подрос, многое умеет делать сам и кажется себе достаточно взрослым. Но с одной стороны, он видит, что все его попытки выглядеть «большим» взрослыми всерьез не воспринимаются, а с другой – сам чувствует, что еще очень сильно «не дотягивает» до желаемого уровня.

Читайте также:
Как найти гармонию внутри себя?

На внутренний психологический конфликт накладывается действие и других факторов:

  • наступает период интенсивного развития коры головного мозга, отвечающей за корректность процессов мышления, связь с внешним миром. Дети в этот период учатся контролировать свое поведение, проявление эмоций;
  • появляется желание общаться с другими детьми, но очень часто такие контакты приносят разочарование, т.к. дети, начиная общение с ровесниками, представляют этот процесс по-своему. Неоправданные ожидания часто приносят разочарования;
  • ребенку часто не хватает словарного запаса и знания понятий, чтобы объяснить родителям свои мысли, переживания, эмоции. В результате появляется некоторая замкнутость, отчуждение.

5 лет – это возраст, когда начинают проявляться черты характера, а авторитет родителей немного падает. Это означает, что время безусловного послушания прошло. Дети уже начинают доступными способами отстаивать свое мнение.

Как вести себя родителям

Чтобы предупредить или сгладить проявление психоэмоциональных срывов, родителям надо не только демонстрировать понимание состояния своего ребенка, но и направить в мирное русло его импульсивность.

Для этого стоит придерживаться следующих правил:

  • чаще играть с малышом: в дневное время это должны быть подвижные игры;
  • незадолго до сна всей семьей устраивать прогулки на свежем воздухе;
  • делегировать детям несложные домашние дела – поливать комнатные цветы, помогать маме в магазине с покупками.

При этом очень важно не забывать каждый раз благодарить за помощь и подчеркивать, насколько значимой она для вас является.

Всегда отмечайте успехи и таланты своих детей в любой области, поощряйте его стремление узнавать новое. И как можно чаще напоминайте ему, что вы все равно его любите. Тогда кризис в 5 лет у ребенка будет протекать намного мягче.

Обязательно объясните детям границы дозволенного и расскажите, почему должно быть именно так.

Малыш должен знать законы и порядки, принятые в семье. Если он устроил истерику из-за того, что что-то произошло не так, как он хотел – переждите. Когда ребенок успокоится, надо поговорить с ним, объясняя, как надо себя вести, почему нельзя делать то, что он хочет, устраивать истерики.

Советы психолога о том, чего делать не стоит

Прежде всего, ни в коем случае не следует ругать ребенка и уж тем более наказывать за плохое поведение. Иначе можно спровоцировать отчуждение и замкнутость, а в дальнейшем это приведет к нарушениям социализации.

Полностью исключается и применение физической силы. Детям в это период и так тяжело, а, поднимая на него руку, можно еще больше ухудшить состояние, нанести серьезную психологическую травму.

При отсутствии доверительных отношений ребенок сделает вывод, что его проблемы никого не интересуют, он всем мешает и может отказаться от открытого общения с родителями.

Никогда не стоит критиковать поведение, поступки ребенка в присутствии кого бы то ни было. Все свои замечания и претензии надо обсуждать с глазу на глаз.

Советы психолога включают запрет на демонстрацию детям своих негативных эмоций. Не стоит показывать свое огорчение, растерянность, злость или обиду. Невозмутимый вид родителей в ответ на истерику обескуражит ребенка, и он очень быстро успокоится сам. Такое поведение будет профилактикой возможных манипуляций взрослыми в будущем.

Родителям сложно сохранить спокойствие и терпение, наблюдая всплеск эмоций не в меру разбушевавшегося чада. Но всегда стоит помнить, что малышу пережить этот кризис намного сложнее. В этом возрасте формируется восприятие мира и своего места в нем. Поэтому родителям надо отнестись с терпением и пониманием к капризам своего пятилетнего ребенка.

Особенности кризиса 5-6 лет у ребенка: советы психолога родителям, как правильно вести себя с маленьким непоседой

В возрасте 5-ти лет у ребенка наступает кризис, с трудностями которого приходится сталкиваться и самому малышу, и его родителям. В этот период дети часто капризничают, устраивают истерики по пустякам, а кто-то вообще замыкается в себе. Чтобы сложное время прошло легко и безболезненно, надо проявить огромное терпение по отношению к ребенку.

Постоянные истерики и капризы указывают на наступивший у ребенка кризис

Почему наступает кризис в 5 лет?

При нормальном развитии к пяти годам малыш уже не плохо разговаривает и способен рассказать о своих потребностях. Ребенку очень хочется казаться большим, быть похожим на взрослых. Можно часто наблюдать, как он подглядывает или подслушивает их разговоры, ему также интересно находиться в кругу сверстников.

Головной мозг уже достаточно развит, и малыш способен управлять своими эмоциями. Он понимает, что мальчики и девочки различаются между собой. Ребенку свойственно в этом возрасте проявлять фантазию и иметь собственное мнение об окружающем мире. Для данного периода характерно наиболее яркое проявление черт характера.

Детям интересно все, что происходит вокруг, они могут даже рассказывать вымышленные истории. В возрасте 5 лет для ребенка важно общение с другими детьми, однако он не всегда этого добивается, из-за чего может оказаться в одиночестве. Иногда у него просто нет возможности с кем-то поговорить об этом.

Все это может послужить причиной возникновения кризиса, при котором ребенок становится чересчур капризным и истеричным. Чтобы малыш не замкнулся в себе и легко пережил кризис, он должен находиться в комфортных для него условиях и всегда ощущать поддержку взрослых.

Сколько может длиться кризис?

Нельзя точно предугадать, когда именно наступит трудный период. Он может длиться от нескольких недель до нескольких месяцев, все зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка. Однако не нужно опускать руки, дайте малышу время, окажите ему поддержку, окружите заботой и любовью. В трудные моменты чадо особенно нуждается в вашем внимании и ласке.

Читайте также:
Не нравится работа психология — разбираемся в общих чертах

Признаки начала кризиса

Кризис пяти лет имеет отличительные особенности, по которым его можно отличить от прочих кризисов в жизни ребенка:

  • если малыш вдруг стал менее разговорчивым, замкнутым, перестал разделять с вами радость за свои успехи и достижения, хотя раньше это делал;
  • если ребенок ведет себя неуверенно, выглядит напуганным, боится всего нового и неизвестного;
  • малыш раздражается и злится по пустякам, грубо разговаривает с взрослыми или со своими сверстниками (например, может разозлиться, если вы не дали ему любимую игрушку);
  • ребенок стал закатывать истерики по пустякам, долго плакать и капризничать (например, его может раздражать тот факт, что его заставляют спать в дневное время);
  • слишком часто ребенок копирует манеры взрослых и кривляется (изображает маму в процессе приготовления еды или уборки, или как папа что-то ремонтирует);
  • малыш отстаивает свою самостоятельность, хочет быть наравне со взрослыми, требует больше свободы (изъявляет желание, чтобы родители не гуляли с ним на улице).

В этот период ребенок везде и всюду пытается быть самостоятельным

Что советует доктор Комаровский?

В этот непростой период для малыша, доктор Комаровский призывает родителей действовать мягко, но в то же время настойчиво. Самая главная ошибка взрослых – угрожать и наказывать малыша, когда он капризничает. Это не выход из сложившейся ситуации. Комаровский рекомендует придерживаться следующих советов:

  • выясните причину такого поведения, возможно ребенку просто не хватает вашего внимания;
  • создайте комфортную и спокойную обстановку;
  • попытайтесь выяснить проблему, с которой столкнулся ребенок, и предложите решить ее вместе;
  • никогда не показывайте свой гнев и раздражение;
  • не ругайте и не кричите на малыша во время капризов и истерик, подождите, пока он успокоится, и спокойно поговорите с ним.

Во время кризиса важно сохранить теплые отношения с вашим малышом и не утратить его доверие. Если между вами будет царить взаимопонимание, вам обоим будет намного легче преодолеть этот трудный в жизни период.

Внимание и забота помогут установить теплые отношения с ребенком

Что делать родителям?

Родители часто не знают, что им делать в такой ситуации. Просто нужно соблюдать некоторые правила, и вы добьетесь положительного результата. Во-первых, нужно выяснить причину появления кризиса:

  • ребенок хочет казаться взрослым, но у него это не выходит;
  • в возрасте пяти лет дети пытаются научиться контролю своих эмоций;
  • малыши начинают понимать разницу между противоположным полом;
  • дети фантазируют, и у них складывается иное мнение о жизни.

Родители должны придерживаться следующих правил:

  1. Уделяйте больше внимания ребенку: общайтесь, с интересом расспрашивайте о его делах, не забывайте рассказывать и о себе.
  2. Обязательно разъясните малышу, чтобы ему стало понятно, зачем вы что-то совершаете (к примеру, надо ложиться днем спать, так как это полезно для здоровья).
  3. Если ребенок проявляет агрессию и дерется, проведите с ним беседу о том, что так недопустимо поступать (рекомендуем прочитать: как справляться с агрессией у ребенка 5 лет?).

Прислушивайтесь к ребенку, к его мнению, принимайте помощь малыша, тогда ваше чадо будет чувствовать себя нужным

Для малыша важно знать, что у вас серьезные намерения, и вы разговаривайте с ним на равных. Проводите с ним много времени, участвуйте в совместных играх, представьте себя тоже маленьким ребенком. Постарайтесь дать ему чуть больше свободы, не выказывая при этом свое волнение за него. Приучайте малыша к исполнению взрослых обязанностей, постепенно перекладывая на него часть из них.

Если ребенок не нуждается в вашей помощи, лучше не лезьте в его дела. Не запрещайте выполнять ему сложные поступки, пусть он сам поймет, что был не прав и зря не прислушался к совету взрослых. Оказывайте малышу поддержку и не забывайте похвалить его. Закройте глаза на капризы ребенка, кривляния и подражание взрослых. Если не заострять внимание на таком поведении, оно не войдет в норму.

По мнению психологов, самое главное во время кризиса у детей пятилетнего возраста – окружить ребенка любовью и заботой. Показывайте хороший пример для своего малыша.

Как вести себя с ребенком в 6 лет?

Если малыш к 6-ти годам еще не пошел в школу, надо его морально подготовить к ней. Ваша задача – рассказать ему, как правильно надо вести себя в школе, какой распорядок дня его ждет. Если у вас есть возможность, можете познакомить ребенка с его будущим преподавателем. Покажите ему, какой дорогой лучше всего будет добираться до школьного учреждения.

Если же ребенок уже посещает школу, не забывайте похвалить его за хорошие отметки и новые достижения. Пусть он видит, что вы горды за него и не сомневаетесь в его способностях. С интересом расспрашивайте его, как прошел очередной день в школе, что нового он узнал на занятиях? Давайте адекватную оценку его поступкам. Если вам показалось, что малыш с чем-то не справился, мягко скажите ему об этом. В будущем ребенок постарается не допустить таких ошибок.

Обсудите с ребенком возможность посещения кружка, который ему интересен или какой-либо спортивной секции. В это время малыш стремится к новым знаниям, учебному процессу он уделяет особое внимание. Ему важно знать, что он занимается важными делами и ощущать, что окружающие в нем нуждаются. Дети, которые проявляют активность, добиваются успехов в спорте или наделены прочими талантами, заслуживают уважение в глазах сверстников. Для ребенка во время кризиса очень важно общаться и поддерживать дружбу со сверстниками.

Читайте также:
Поведение девушки в отношениях: познаем в общих чертах

Действия, которые родителям не следует совершать

В сложный период для малыша родителям категорически запрещается совершать следующие действия:

  1. Не срывайте на ребенке свою злость и не проявляйте грубого отношения. С ним необходимо в спокойной обстановке провести беседу по поводу того, почему он не правильно поступил.
  2. Если ребенок ведет себя грубо, нужно объяснить ему, что такое поведение неприемлемо. Можно даже принципиально с ним не разговаривать, чтобы он почувствовал, насколько он обижает вас таким поведением.
  3. Если малыш повторяет за кем-то ругательное слово, не стоит его ругать. Попробуйте ему истолковать, насколько нехорошо употреблять это слово, или просто не обратите на это внимание, и ребенок больше не вспомнит про него.
  4. Действовать надо незамедлительно. Если вы видите, что малыш нуждается в вашей помощи, мгновенно окажите ее, а ваши дела никуда не денутся.

Ребенок должен чувствовать, что он занимает главное место в жизни родителей, что у вас всегда найдется для него время. Дайте понять малышу, насколько он вам нужен, и вы никогда не оставите его в трудной ситуации.

Консультация «Упрямство и капризы у детей 5-6 лет. Способы преодоления?»
консультация по развитию речи (старшая группа) на тему

Консультация «Упрямство и капризы у детей 5-6 лет. Способы преодоления?»

Понятия капризы и упрямство очень похожи и чёткой границы провести между ними нельзя. Способы преодоления капризов и упрямства одинаковы.

Упрямство – это психологическое состояние, отрицательная особенность поведения человека, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям других людей. Вид упорного непослушания, для которого нет видимых мотивов.

Упрямство, как правило, проявляется:

• в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.

• выступает как психологическая защита и имеет избирательный характер, т. е. ребёнок понял, что совершил ошибку, но не хочет в это признаваться, и поэтому ” стоит на своём”.

Упрямство может стать чертой характера, если не принять меры к его преодолению. С течением времени оно порождает детскую лживость, может привести к расстройству нервной системы, неврозам, раздражительности. Если такие проявления, ещё в дошкольном возрасте, из реактивных состояний переходят в хронические, то возникает начальная стадия педагогической запущенности.

Капризы – это действия, которые лишены разумного основания, т. е. ” Я так хочу и всё! “. Они вызываются слабостью ребёнка и в определённой степени тоже выступают как форма самозащиты.

– в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.

– в недовольстве, раздражительности, плаче.

– в двигательном перевозбуждении.

Развитию капризов способствует неокрепшая нервная система.

1. Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.

2. Как правило, эта фаза заканчивается к 3, 5- 4 годам. Однако случайные приступы упрямства в более старшем возрасте – тоже вещь вполне нормальная.

3. Пик упрямства приходится на 2, 5- 3 года жизни.

4. Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.

5. Девочки капризничают чаще, чем мальчики.

6. В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых детей – до 19 раз!

7. Если ваш ребенок всё ещё продолжают часто упрямиться и капризничать, то, вероятнее всего речь идёт о «фиксированном упрямстве”, истеричности, как удобных способах манипулирования ребёнком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребёнка, нередко ради своего спокойствия.

Как преодолеть упрямство и капризность?

1. Не предавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребёнка.

2. Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.

3. Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребёнку – это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки ещё сильнее его возбуждают.

4. Будьте в поведении с ребёнком настойчивы, если сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.

5. Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ ребёнка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести.

6. Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!». Ребёнку только этого и нужно.

7. Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка)». Подобные отвлекающие манёвры заинтересуют капризулю и он успокоится.

8. Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление «сломить силой авторитета».

9. Спокойный тон общения, без раздражительности.

10. Уступки имеют место быть, если они педагогически целесообразны, оправданы логикой воспитательного процесса.

Скачать:

Вложение Размер
dokument_microsoft_word_3.docx 13.95 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация «Упрямство и капризы у детей 5-6 лет. Способы преодоления?»

Понятия капризы и упрямство очень похожи и чёткой границы провести между ними нельзя. Способы преодоления капризов и упрямства одинаковы.

Упрямство – это психологическое состояние, отрицательная особенность поведения человека, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям других людей. Вид упорного непослушания, для которого нет видимых мотивов.

Упрямство, как правило, проявляется:

• в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.

• выступает как психологическая защита и имеет избирательный характер, т. е. ребёнок понял, что совершил ошибку, но не хочет в это признаваться, и поэтому ” стоит на своём”.

Упрямство может стать чертой характера, если не принять меры к его преодолению. С течением времени оно порождает детскую лживость, может привести к расстройству нервной системы, неврозам, раздражительности. Если такие проявления, ещё в дошкольном возрасте, из реактивных состояний переходят в хронические, то возникает начальная стадия педагогической запущенности.

Капризы – это действия, которые лишены разумного основания, т. е. ” Я так хочу и всё! “. Они вызываются слабостью ребёнка и в определённой степени тоже выступают как форма самозащиты.

– в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.

– в недовольстве, раздражительности, плаче.

– в двигательном перевозбуждении.

Развитию капризов способствует неокрепшая нервная система.

1. Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.

2. Как правило, эта фаза заканчивается к 3, 5- 4 годам. Однако случайные приступы упрямства в более старшем возрасте – тоже вещь вполне нормальная.

3. Пик упрямства приходится на 2, 5- 3 года жизни.

4. Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.

5. Девочки капризничают чаще, чем мальчики.

6. В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых детей – до 19 раз!

7. Если ваш ребенок всё ещё продолжают часто упрямиться и капризничать, то, вероятнее всего речь идёт о «фиксированном упрямстве”, истеричности, как удобных способах манипулирования ребёнком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребёнка, нередко ради своего спокойствия.

Как преодолеть упрямство и капризность?

1. Не предавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребёнка.

2. Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.

3. Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребёнку – это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки ещё сильнее его возбуждают.

4. Будьте в поведении с ребёнком настойчивы, если сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.

5. Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ ребёнка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести.

6. Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!». Ребёнку только этого и нужно.

7. Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка)». Подобные отвлекающие манёвры заинтересуют капризулю и он успокоится.

8. Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление «сломить силой авторитета».

9. Спокойный тон общения, без раздражительности.

10. Уступки имеют место быть, если они педагогически целесообразны, оправданы логикой воспитательного процесса.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация “Упрямство и капризы”

Упрямство и капризы – это две стороны одного и того же нарушения – проявление трудностей социализации: у детей более сильных, это выражается в упрямстве, у слабых – в капризах.Причины упрямства и капр.

Консультация “Упрямство и капризы”

В конспекте описаны капризы и упрямства детей и пути их преодоления родителями.

Памятка для родителей “Упрямство и капризы у детей 5-6 лет. Способы приодаления?”
Консультация для родителей ««Как преодолеть упрямство и капризы у детей 5-6 лет?».

Понятия капризы и упрямство очень похожи и чёткой границы провести между ними нельзя. Способы преодоления капризов и упрямства одинаковы.

Консультация для родителей «Упрямство и капризы у детей 4-х лет»

Консультация для родителей “Упрямство и капризы у детей 4-х лет&quot.

Упрямство и капризы у детей 5 – 6 лет. Способы преодоления.

Консультация для родителей, как справиться с детскими капризами и упрямством.

Советы психолога: кризис 5 лет у детей

Вашему ребенку 5 и из послушного малыша он превратился в неуправляемого капризного демона?

Или наоборот замкнулся в себе и боится простых вещей?

Тогда можно с уверенностью заявить, что это – кризис 5 лет у детей.

Как же справиться с этим периодом в жизни ребенка без последствий для него, и, сохраняя нервные клетки родителей?

Советы психолога дадут ответ на этот вопрос.

Почему это случилось?

К 5-ти годам дети уже достаточно хорошо осваивают речь и могут свободно общаться.

Они с большим интересом наблюдают за жизнью взрослых, особенно своих родителей и начинают подражать им.

Частенько для этого подглядывая и подслушивая за их жизнью.

Появляется желание самим быть взрослыми и самостоятельными. “Я сделаю сам” – это их любимая фраза в этом возрасте.

Но, естественно, пятилетний малыш не может быть таким же, как взрослый человек.

Поэтому и наступает кризис – желания не совпадают с действительностью.

Ребенок полон разочарования, из-за чего злиться, ведет себя неуравновешенно и агрессивно.

Также малыши в этот период стремятся побольше общаться со сверстниками, но не всегда это получается.

Мыслительные способности также уже развиты на хорошем уровне.

Наиболее ярко начинает проявлять себя набор индивидуальных черт характера.

Развитие головного мозга идет полным ходом, поэтому и эмоций становится больше.

На этом этапе малышу предстоит научиться контролировать и выражать свои чувства. Следует проявить терпение, пока чадо не освоит это искусство до конца.

Приходит понятие различия между полами. Ребенок пытается осознать себя, как лицо определенного пола. Из-за этого он становится замкнутым.

Дети начинают выражать свое собственное мнение об окружающем мире.

Нередко это мнение сопровождается изрядной дозой фантазии. Они даже могут придумывать целые истории и жизненные сюжеты.

Кроха начинает отождествлять себя в качестве личности.

Но не все мысли и эмоции пока еще могут быть объяснены. Отсюда вытекают капризы и истерики.

Другими словами это период быстрого развития малыша.

Появляется много новых увлечений, хобби. И бывает, что кроха не может справиться с нагрузкой.

Все эти особенности характера становятся причинами кризиса в пятилетнем возрасте.

Проявления кризиса 5 лет у детей

  1. Ребенок становится капризным без особых на то причин.
  2. По любому поводу устраивает истерики. Например, если не может найти любимую игрушку.
  3. Резкие изменения поведения, проявление агрессии.
  4. Не у всех детей, но все же встречается замкнутость во время этого кризиса. Вдруг малыш перестает рассказывать о всех своих событиях, хотя раньше всегда это делал.
  5. Подражает взрослым, копирует их поведение, кривляется.
  6. Если раньше малыш ничего не боялся, то теперь могут возникнуть различные страхи, например, боязнь темноты или страх заговорить с незнакомым взрослым человеком.
  7. Желание быть самостоятельным, хочет все делать сам без помощи взрослых, даже гулять без родителей.
  8. Придумывает рассказы и фантазирует, выдает это за правду.
  • Чрезмерная двигательная активность быстро сменяется усталостью. Повышенная эмоциональность и возбудимость.
  • Непослушный характер и отказ подчиняться родителям.
  • Частые злость и раздражение, грубости в общении с родителями и сверстниками.
  • Совершает поступки назло взрослым и наоборот, даже в том случае если это принесет вред ему самому.
  • Все время всем недоволен.
  • Проявляет упрямство до последнего и не отступает, настолько важным для него является, чтобы к его мнению прислушивались.
  • Строит из себя диктатора – говорит всем, что делать. По его мнению именно так ведут себя “большие”.
  • Сколько длится?

    Кризис 5 лет по времени может длиться различное время индивидуально у каждого ребенка.

    Минимально от нескольких недель до месяцев и даже года.

    Стоит также отметить, что начаться он может не строго в пятилетнем возрасте, а раньше или позже.

    Зависит это также от индивидуальный особенностей конкретного малыша.

    Некоторые родители даже не замечают наступление критического состояния, настолько легко он проходит.

    А некоторые хватаются за голову и не знают что делать.

    Главное – не паниковать, а следовать советам психологов. Тогда все получится, и вы забудете о сложном периоде.

    Обратите внимание: Необходимо понять и принять тот факт, что кризис 5-ти лет у детей – это неизбежно. Но то, на что вы можете повлиять так это сгладить острые углы этого времени и сделать его безболезненнее, используя опыт психологов и родителей, уже прошедших этот путь.

    Плюсы кризиса

    Возраст 5-ти лет у детей отличается не только негативными моментами кризиса, но и положительными.

    Именно сейчас у малышей проявляются их таланты и способности.

    Поэтому сейчас самое время, чтобы присмотреться к своему чаду и помочь ему найти себя и свое любимое занятие.

    Чтобы раскрыть возможности крохи необходимо записать ее на различные развивающие кружки и занятия.

    Поинтересуйтесь у сына или дочки, что является наиболее интересным и привлекательным.

    И отведите туда ребенка. Помимо его интересов можете еще сами предложить что-то.

    Кто знает, может быть малыш не догадывается, что рисовать оказывается так увлекательно.

    Говорят, не бывает бездарных детей, бывают одаренные дети, которым не помогли раскрыться взрослые.

    Конечно, нельзя утверждать, что абсолютно каждый ребенок занимаясь танцами или музыкой станет второй Волочковой или Пугачевой.

    Но свое призвание все-таки найти можно именно сейчас. И в будущем малышу уже не придется ломать голову, кем он будет когда вырастет.

    К тому же и кризис переживается намного легче, когда ребенок занят любимым делом. Также это помогает научиться ставить цели и достигать их.

    Советы психологов для родителей

    Как пережить этот период легче и без лишней суеты читайте ниже:

      Самое важное в это время – это проявить максимальное терпение, понимание, создать благоприятную обстановку и одарить ребенка лаской и заботой.Раздражение и гнев в ответ на истерики и капризы малыша – это не лучший вариант воспитания.Таким образом вы лишь усугубите ситуацию.

    Ведите себя как можно более спокойно и не реагируйте на плохое поведение ребенка.

    Если не заострять на этом внимания, то это не войдет в норму и вскоре прекратится вовсе.

  • Когда ребенок капризничает и закатывает истерики, сохраняйте спокойствие.После того как эмоции утихнут, постарайтесь выяснить причину недовольства малыша.
  • Также старайтесь уделять малышу достаточно внимания и заботы, интересуйтесь его жизнью, старайтесь сохранить доверительные отношения, вместе играйте, ходите на прогулки.
  • Если ребенок хочет сделать какое-то дело самостоятельно, не препятствуйте этому, даже если знаете, что оно для него сложное и он не справится.Дайте на опыте понять ему, что это сложно и понадобиться помощь для успешного его выполнения.
  • Поручайте ему какие-либо другие более простые вещи. Малыш будет приучаться к самостоятельности и это будет радовать вас обоих.
  • Не прибегайте слишком часто к критике ребенка, особенно в присутствии третьего лица. Малыш ждет от вас одобрения и понимания, именно ваша положительная оценка для него так важна.
  • Не действуйте слишком категорично. Например, если малыш не хочет ложиться спать днем, то не нужно силой заставлять его это делать. Вместо этого попытайтесь доходчиво объяснить ему, какую пользу он от этого получит.
  • Если ребенок ведет себя агрессивно, например дерется, объясните ему, что так делать нельзя в форме спокойной беседы.
  • Попробуйте разговаривать с чадом на равных. Это покажет ему в большей степени, что вы являетесь для него другом и вызовет доверие.
  • Выделите ему небольшие домашние обязанности, которые он мог бы выполнять самостоятельно. Например, мыть посуду, или покупать хлеб в магазине. Он будет счастлив помогать вам.
  • Если ребенок не просит о помощи, не надо встревать.
  • Если кроха не справляется, предложите ей помочь. Но не говорите так: “У тебя ничего не получается!”, “Давай я сама сделаю”.Просто объясните: “ Ты уже такой взрослый и самостоятельный, но давай я тебе немного помогу и вместе мы точно справимся.”
  • Ни в коем случае не используйте физические наказания. Это обязательно настроит ребенка против вас.И малыш вырастет обидчивым и жестоким по отношению к окружающим людям.
  • Если малыш чрезмерно фантазирует и обманывает, также не стоит срываться на нем криком и запугивать его.Предложите крохе вместе сочинять истории и рассказы.Это увлекательное занятие, а в будущем, кто знает, возможно перерастет в серьезное хобби и кроха станет писателем.
  • Старайтесь относиться положительно и с пониманием ко всем идеям и начинаниям ребенка.Интересуйтесь время от времени о его желаниях и мечтах.Вы удивитесь насколько этот маленький человечек креативно мыслит.
  • Подумайте и о своем развитии тоже. Чего вы хотели добиться от жизни?Пройти курс повышения квалификации или научиться чему-то новому?Чем больше преуспеваете вы в своем развитии, тем лучше это будет и для вашего малыша. Да и кризисное время пройдет незаметно.
  • Подмечайте не только недостатки и капризное поведение в данный момент, но и хорошие качества которыми обладает ваш отпрыск.Другими словами замечайте его успехи и таланты. Пусть не останется незамеченным все то, что он уже умеет.И помогите добиться новых свершений.

    Практические рекомендации:

    • Старайтесь объяснять крохе все действия и поступки, связанные с ней.Ребенку может быть не все понятно. Но также важно ощущать свою значимость, а ваши разъяснения покажут на деле, что вы относитесь к нему на равных.
    • Проводите время от времени беседы с малышом, разъясняя ему что такое хорошо и что такое плохо.Наиболее пристально на это стоит обратить внимание, если ребенок агрессивен, вступает в драки.
    • Чаще просите отпрыска помочь вам в чем-либо. Пусть даже это будет пустяковое дело.В таком случае малыш будет чувствовать себя нужным.
    • Чтобы ребенок чувствовал себя взрослым, спрашивайте у него советы.
    • Предоставьте ему капельку свободы, насколько это позволяют обстоятельства. Не стоит опекать чересчур настойчиво.
    • Не стоит действовать слишком категорично, лучше всегда иметь про запас альтернативное решение.
    • Не придавайте значения кривляниям, со временем эта привычка исчезнет.
    • Начните учить по-тихоньку ребенка логическому мышлению, умению выражать свои мысли и возражения без агрессии, говорить о своих желаниях, формулировать аргументы и доводы.Эти ценнейшие навыки помогут чаду цивилизованно общаться с окружающими.Капризы, истерики, топание ногами и показное игнорирование уйдут без следа, как только ребенок сможет без труда общаться правильно и аргументировать свои желания, мысли.
    • Посещайте вместе с ребенком различные выставки, театры, музеи.Это позволит малышу получить больше впечатлений и найти себя. Не забудьте обсудить с крохой увиденное и поделиться своими впечатлениями.
    • Если ребенок чересчур активен, то запишите его на спортивную секцию по душе – фехтование, бокс, футбол, гимнастика.Новые знакомства и увлечение, стремлении добиться успеха в новом деле только пойдут чаду на пользу и помогут пережить переживания, связанные с кризисом.
    • Важным является следить за тем, чтобы ребенок был при деле и не скучал. Помогите ему найти хобби и сделать жизнь яркой и насыщенной.Если малыш будет занят полезным делом, ему некогда будет забивать голову негативными мыслями и не будет поводов для раздражения и замкнутости.Помните: кризис в 5 лет – это испытание для родителей на прочность их нервной системы. Не поддавайтесь эмоциям и желанию силой установить покой в доме. Оставайтесь спокойны и дружески настроены даже при самом безрассудном поведении чада.

    Советы доктора Комаровского

    Следует понимать, что для малыша наступило непростое время.

    Поэтому не нужно его ругать и наказывать за капризное поведение.

    Это самая большая ошибка родителей. Наоборот обращаться с крохой необходимо очень мягко, но и одновременно настойчиво.

    А для этого следуйте следующим советам:

    1. Создайте атмосферу спокойствия и комфорта
    2. Постарайтесь узнать причину плохого поведения. Возможно, ребенку нужно всего лишь больше ласки и любви.
    3. Если проблема кроется глубже, выясните и обсудите ее, предложите малышу найти решение вместе.
    4. Не переходите на крик и ругань во время истеричного поведения ребенка. Необходимо подождать пока кроха придет в себя и затем в спокойном тоне поговорить с ней.
    5. Не демонстрируйте раздражение, гнев.
    6. Сохраните теплые отношения с чадом, и его доверие. Если будет налажен хороший контакт, вам обоим будет намного проще пережить кризисное время.

    Стоит отметить: Станьте лучшим другом и примером для подражания. Тогда сложное время пролетит незаметно и покажется не таким уж кошмаром для вас и малыша.

    Чего делать нельзя

    1. Не обращать на ребенка внимания, пускать все на самотек, занимаясь своими делами.
    2. Повышать голос без причины, ругаться, истерить, использовать унизительные слова и сравнения, физические методы воспитания.
    3. Поучать, вести себя навязчиво, читать нотации, указывать на детский возраст и на превосходство взрослых.
    4. Использовать в общении слова: “ ты ничего не умеешь”, “ не мешай, отойди” и тому подобные вещи.
    5. Закрывать глаза на явную агрессию и неадекватное поведение.
    6. Тянуть и откладывать в долгий ящик помощь ребенку, когда он в ней нуждается. Отложите все дела и займитесь его проблемами.
    7. Если не получается разговаривать с малышом в спокойном тоне, то следует обратиться к психологу.

    Возьмите на заметку: Примерьте на себя роль опоры и центра вселенной . Относитесь мягко, не пренебрегайте совместными играми, от души веселитесь с малышом. Поймите его мир. Дайте понять крохе, что самое важное для вас – это ее благополучие, а не карьера и другие “взрослые” дела.

    Вопросы и комментарии психолога

    “Здравствуйте! Я мама двоих детей. Старшему сыну 5 лет и 2 месяца, а дочке 10 месяцев.

    Сын очень ревниво относится к сестре, при этом проявляет сильную агрессию в ее сторону.

    В 3 года у него появились нервные тики, когда он нервничает.

    При приступах агрессии к сестренке тики становятся еще сильнее. Что делать, как помочь ребенку?”

    Комментарий психолога:

    “Подобная ситуация прямым образом указывает на наличие проблемы.

    Как правило, мать после рождения второго ребенка начинает больше времени тратить на новорожденного, немного забывая про первенца, так как он уже кажется большим и самостоятельным.

    Но, конечно, и пятилетний ребенок нуждается во внимании и заботе родителей.

    Таким негативным поведением ваш сын всего лишь пытается добиться любви и ласки и для себя.

    Решением подобной ситуации будет больше времени уделять старшему сынишке.

    Старайтесь каждую свободную минуту тратить на него.

    Выделяйте ежедневно время полчаса-час, которое вы можете провести вместе только вдвоем.

    Пусть даже это будет 20 минут. Займитесь тем, что ему нравится: сходите на прогулку, поиграйте, пообщайтесь.

    Не проводите при сыне таких сравнений: сын уже взрослый, большой, а дочка маленькая. Это может настроить его еще больше против сестры.

    Запишитесь на прием к неврологу и проконсультируйтесь насчет лечения тиков.”

    “Добрый день! Моей дочке почти 5 лет, в последнее время она стала просто неуправляемой.

    Совсем отбилась от рук, постоянно истерики устраивает. Да еще и ногти стала грызть.

    Подскажите, как с этим справиться?

    Комментарий психолога:

    “Дети грызут ногти, когда попадают в условия, вызывающие тревогу, либо эмоциональное напряжение.

    Ваша задача – выяснить от чего это происходит? Какие именно факторы вызывают стресс.

    В этой ситуации, как никогда необходимо поддерживать дома комфортную для дочери обстановку.

    Не ругайте, не ведите себя агрессивно в ответ. Не запугивайте, что что-то станет с пальцами, если не перестать грызть ногти.

    Это может вызвать обратный эффект и все усугубить. Увлеките дочку интересными занятиями: рисование, танцы, плавание.

    “Здравствуйте, возникли проблемы с сыном в возрасте 5 лет. Хотя до этого он был очень послушным и адекватным мальчиком.

    Но сейчас полная катастрофа, настроение меняется по 20 раз за день, ежедневные истерики, никому не дает продохнуть.”

    Комментарий психолога:

    “Это типичные проявления кризиса 5 лет. Поэтому и рекомендации будут стандартные: проводите с сыном больше времени, не отчитывайте его за плохое поведение, относитесь с пониманием.

    Поручите несложные домашние дела, чтобы он почувствовал себя “большим”. Покажите на себе пример поведения и не срывайтесь в ответ на истерики.”

    Итак, у вас есть полное руководство, что делать, когда наступает кризис 5 лет у детей.

    Используйте приведенные выше советы и у вас обязательно получится сгладить острые углы этого времени.

    Если же вы хотите положиться в этом деле на профессионала, то записывайтесь на консультацию психолога онлайн. Тогда вы будете обречены на успех в решении этого вопроса.

    Кризис 5 лет у ребенка: советы психолога, как вести себя родителям

    Ребенок достигает возраста 5 лет, и с ним начинают твориться непонятные вещи: он беспричинно плачет, проявляет агрессию к членам семьи или вовсе замыкается в себе. Родителям не стоит вдаваться в панику по поводу трудностей общения с ребенком, это обычный кризис поведения ребенка, одна из ступеней переходного возраста. Взрослым нужно набраться терпения и уделять малышу максимум внимания и заботы.

    Итак, кризис 5 лет у ребенка: как проявляется, советы родителям

    Изменение поведения и психологии ребенка в 5 лет

    Происходящие в организме ребенка интенсивные изменения на физиологическом и психологическом уровне в пятилетнем возрасте накладывают негативный отпечаток на нервную систему малыша. В этот период дети подвержены переживаниям, перемене настроений. Заметив, что ребенок стал вести себя иначе, родители не всегда могут понять причину таких изменений поведения. Советы детских психологов помогут родителям справиться с возникшей ситуацией, не навредить психике ребенка и не трепать попусту себе нервы. Им необходимо понимать, что:

    1. В этот период идет социальная адаптация ребенка. Он пытается понять взаимоотношения между людьми, стремится подружиться с ровесниками, разобраться в причинах поведения взрослых и дать им оценку.
    2. Дети пятилетнего возраста осознают различия между девочками и мальчиками.
    3. Они чутко воспринимают такие нравственные понятия, как «добро или зло», «внимательное чуткое отношение к человеку или безразличие» и прочее.
    4. Они пытаются рассуждать и выдают взрослым собственные умозаключения, порой вызывающие недоумение родителей.
    5. Формируется у детей чувство страха: остаться одному дома или в темной комнате, лишиться любви родителей, разочаровать их своими поступками и многое другое.

    В этот период пытливый детский ум интенсивно познает окружающий мир и его законы. Дети во всем подражают взрослым, особенно тем, кого они считают безусловным авторитетом. На самом деле, они еще не могут правильно сформулировать да и понять поступки взрослых. Поэтому именно в этот период все члены семьи должны проявлять к пятилетним детям исключительно доброжелательное отношение.

    Основные признаки кризиса

    Все дети в пятилетнем возрасте проходят период становления новой личности. По-разному он проходит у каждого ребенка, это зависит от состояния психического и эмоционального уровня ребенка. Признаки взросления и степень их проявления различны, но все же есть симптомы, которые присущи большинству детей:

    1. Беспричинное проявление злобы, немотивированной агрессии, проявляемой в отношении членов семьи, «уход в себя», замкнутость.
    2. Требование выполнения их желаний, сопровождаемые капризами и истериками.
    3. Отказ от посторонней помощи, главным девизом ребенка становится «я сам!» Они отказываются гулять во дворе с родителями, переходить дорогу, держась за руку мамы, даже если интенсивное движение на трассе или много людей.
    4. Попытки кривляться, высмеивать окружающих, вести себя по-шутовски. Девчонки начинают жеманничать, доводя родных до бешенства своим поведением. Порою, родители перестают узнавать своих детей, до того резко те меняют манеры поведения.
    5. Проявление чувства страха из-за того, что могут сделать что-то не так и навлечь на себя недовольство взрослых. Они не идут на контакт с людьми и прячутся за спины родителей, стесняясь даже разговаривать. Отказываются идти гулять во двор.

    В это время дети испытывают острую потребность в фантазии. Они удивляют родителей рассказами о всяких небылицах, придумывают истории о друзьях, которых нет в действительности. Многие мамы и папы начинают сердиться на ребенка, называют его лгуном и обманщиком и остерегаются, что он может и в дальнейшем совершенствовать искусство лжи. Ругать и наказывать за это нет смысла, можно внимательно выслушать ребенка и похвалить за сочинение, не оскорбляя его чувств.

    Обратите разговор в добрую шутку. Ребенок будет с удовольствием рассказывать вам свои фантастические рассказы.

    Кроме того, у детей появляется повышенное любопытство: подслушивать разговоры взрослых, подглядывать за ними.

    Если заметили, что у вашего ребенка часто меняется настроение или он быстро утомляется, то знайте, что это основные признаки переходного периода ребенка.

    Причины изменения поведения

    Причина изменения поведения ребенка лежит в формате психического, физиологического и нервного всплеска в организме малыша. Дети в этом возрасте кажутся себе довольно взрослыми, о чем стараются постоянно напоминать родителям. Однако, он все же чувствует, что не может встать на одну ступень с взрослыми в силу ряда обстоятельств. Дети именно в этот период начинают осознанно контролировать свои эмоции и поведение. Это связано с быстрым развитием коры головного мозга, которая несет ответственность за корректность поведения.

    Пятилетние малыши стремятся к общению со сверстниками, пытаются установить с ними тесные контакты во время прогулок во дворе или парке. Однако, не все дети идут на контакт, а иные просто игнорируют желание ребенка подружиться. Это приносит разочарование малышу.

    В возрасте 5 лет дети нормально разговаривают, но им не всегда хватает умения правильно и доступно для взрослых сформулировать свою мысль или желание. Непонимание родителей их злит и заставляет замыкаться в себе. Они отдаляются от родителей и перестают считать их образцом для подражания. Родители должны понять, что время безропотного выполнения их воли прошло, ребенок начинает спорить со взрослыми и любыми способами доказывать правоту своего мнения.

    Советы психолога

    Каждый родитель или воспитатель дошкольного учреждения должен осознать непростое состояние организма ребенка в переходный период. Нельзя наказывать детей за плохое поведение. Это может привести к замкнутости и развитию комплексов у ребенка.

    Применять физическую силу в виде наказания детей категорически запрещается. Детям тяжело в этот период, а телесные наказания только усугубят ситуацию и нанесут травму нервной системе и психике.

    Если в семье отсутствуют доверительные отношения с ребенком, это неизбежно приведет к уверенности малыша, что его «несчастья» никого не интересуют. Он будет считать, что всем безразличен, и его никто не любит.

    Не стоит высмеивать поступки ребенка в присутствии посторонних людей, это больно ранит самолюбие малыша. Все претензии и замечания делайте ребенку, находясь с ним наедине.

    Родители должны помнить, что их проявление негативных эмоций на поведение дитя может только подхлестнуть ребенка к более агрессивным действиям. Как бы ни было тяжело совладать со своими эмоциями, стоит сделать невозмутимый вид на истерику ребенка. Он потеряет интерес манипулировать вами, видя, что ничего не добьется таким поведением, и сам скоро успокоится.

    Формирование восприятия окружающего мира проходит у детей тяжело, это своеобразное испытание для детского организма. Поэтому родителям нужно запастись терпением и отнестись к изменению поведения ребенка с пониманием.

    Правильное поведение родителей

    Гасить психические и эмоциональные срывы ребенка можно исключительно пониманием состояния его организма, и направлением всплеска импульсивности в мирное русло.

    Добиться этого можно выполняя следующие советы детских психологов и педиатров:

    • чаще вовлекать малыша в дневное время в подвижные игры;
    • перед сном гулять с ним на свежем воздухе;
    • поручить детям выполнение посильных домашних дел: поливать комнатные цветы, кормить домашних животных, ухаживать за ними.

    Не стоит забывать, что детей нужно хвалить и благодарить за помощь, которая очень важна для вас. Если ребенок вылепил какую-то фигурку из пластилина, и просит помочь ему ее улучшить, похвалите за его стремление усовершенствовать навыки лепки.

    Поцелуйте и приласкайте его, он должен быть уверен, что вы любите его. Ребенок должен чувствовать, что вы его всегда и во всем поддержите. Тогда переходный период в жизни пятилетнего ребенка пройдет менее болезненно, да и вам будет спокойнее.

    Детям нужно в спокойной форме объяснить границы дозволенного поведения. Малыш должен знать, что преступив их, он будет наказан: не пойдет на любимые аттракционы, не разрешат ему смотреть любимый мультфильм и прочее. Даже в случае его истерики, когда наступит время наказания, переждите этот этап. Дождитесь прекращения истерики и плача, объясните ребенку, что демонстрацией такого поведения он ничего добьется. А вот соблюдение принятых семейных правил создаст ему самое комфортное положение в семье.

    Капризы у детей в возрасте 5 лет

    Капризы у детей в возрасте 5 лет

    Капризы ребенка в возрасте 5 лет очень похожи на капризы трехлеток, с той лишь разницей, что малыш уже подрос и родителями манипулирует теперь более осознанно. Он уже достаточно хорошо понял, что криком, слезами, нытьем он может добиться чего угодно. Ведь при виде орущего «дитяти» взрослые просто теряют способность мыслить логически и согласны на все, лишь бы их ребенок замолчал. Если дело зашло так далеко, то родителям можно только посочувствовать: о том, как справляться с капризами ребенка, они по-прежнему не имеют представления.

    Бывает так, что родители, пытаясь призвать капризничающего ребенка к порядку, повышают на него голос. И не понимают, что надо всего-навсего приучить малыша высказывать свои потребности не криком, а нормальным голосом. При этом каждый раз отвечать на просьбы, высказанные нормально, а все требования на повышенных тонах подчеркнуто игнорировать. Если же родители вслед за ребенком повышают голос, то у маленького человечка складывается твердое убеждение, что все проблемы решаются только с помощью крика.

    Даже крохотные несмышленыши способны уловить, что мамой и папой можно управлять с помощью голоса – покричал и получил желаемое. А уж капризы ребенка в 5 лет – это уже вполне осмысленная акция. В этом возрасте ребенок способен анализировать поступки взрослых, примеряя их на себя. Поэтому не стоит устанавливать диктатуру силы и давить на малыша авторитетом старшего.

    Если вы хотите научиться справляться с капризами, то прежде всего игнорируйте все попытки манипулировать вами и предлагайте ребенку подумать, для чего ему нужно то, о чем он вас просит. Если его просьбу нельзя выполнить, то объясните, почему. Малыш постепенно усвоит, что совершенно не нужно кричать, чтобы тебя услышали. А еще он поймет, что не любое его желание можно осуществить. Если он будет понимать, по какой причине он не может получить желаемое, то не будет отказ воспринимать болезненно. А ведь именно отсутствие отрицательных эмоций является главным ключом к тому, как бороться с капризами ребенка.

    Данный текст является ознакомительным фрагментом.

    Продолжение на ЛитРес

    Читайте также

    Капризы красоты

    Капризы красоты Что такое красота? Каприз природы, насмешка над стремлением человеческого разума подчинить себе все сущее или в ней заложен некий высший смысл? Что значит она в нашей жизни? Мыслители разных времен и народов пытались дать ответ на этот вопрос, но их

    II КАПРИЗЫ И КАТАСТРОФЫ

    II КАПРИЗЫ И КАТАСТРОФЫ «Когда господствует страсть, нет места для умеренности. И вообще в царстве наслаждения добродетели нет места». АРХИТ ИЗ ТАРЕНТА Такие понятия как «сексуальная норма» или «сексуальное извращение» имеют весьма подвижные границы и зачастую

    Капризы

    Капризы «Доктор, он постоянно капризничает!»В любой непонятной ситуации, когда родитель не может назвать причину возмущения своего ребенка, малыш будет записан в ряды капризуль. Устав от постоянного контроля за малейшими телодвижениями новорожденного, наигравшись и

    Существуют ли капризы?

    Существуют ли капризы? Как психолог, могу ответственно сказать, что капризы как диверсии, совершаемые детьми в мире взрослых, не существуют. А вот (заглянем в будущее, когда наш малыш уже преодолел рубеж младшего школьного возраста) манипуляция взрослым миром, выросшая на

    Вот такие капризы

    Вот такие капризы В новый арсенал капризов, кроме кривляния и паясничания, входят также: пауза перед реакцией, спор, хитрость, неадекватная реакция на критику. Все они связаны с приближением, предощущением смены позиции. Ребенок готовится к более активным социальным

    Детские капризы

    Детские капризы В любой семье с рождением малыша практически сразу появляется проблема – ребенок плачет! Что делать? Как понять, плачет ли малыш по какой-то серьезной причине или он просто капризничает? Даже когда дети подрастают, становятся старше, родителям не всегда

    Капризы у ребенка в возрасте до года

    Капризы у ребенка в возрасте до года У малышей в возрасте до года речь еще не развита, и плач – единственный сигнал, который может подать кроха, сообщая, что он либо мокрый, либо голоден, либо у него что-то болит. Поэтому капризы ребенка до года собственно капризами назвать

    Капризы у ребенка в возрасте от 1 до 3-х лет

    Капризы у ребенка в возрасте от 1 до 3-х лет Первые настоящие капризы появляются у ребенка довольно рано. Уже к году он начинает понимать, что родители быстро реагируют на плач, ведь это для них – сигнал о том, что малышу что-то надо. Позже ребенок начинает использовать такие

    Капризы во время болезни

    Капризы во время болезни Дни, когда ребенок болеет, – страшные моменты в жизни родителей. И болезнь может быть не такой серьезной, но малыш упорно не хочет лечиться. В такой ситуации любая мама ощущает безысходность. С одной стороны, она понимает, что малышу очень плохо и

    Часть I. Половое просвещение детей в возрасте от 6 до 12 лет

    Часть I. Половое просвещение детей в возрасте от 6 до 12 лет Сексология Первый вопрос ребёнка о сексе, который может заставить вас врасплох: «Как рождаются дети?» или «Откуда они берутся?» Мы предлагаем ответ в интересной истории, где дедушка-врач отвечает на эти вопросы

    Капризы и капризульки

    Капризы и капризульки Согласись, большинство ссор с родителями происходит именно из-за твоих капризов. Иногда ты даже недоумеваешь: «Ну почему мама с папой считают, что я капризничаю? Ведь мне очень нужно это платье для праздника. В старом я не могу пойти, потому что на нем

  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: