Лица с овз: изучаем вместе

Практикум-тренинг для родителей с ОВЗ “Все преодолеем вместе”

Практикум-тренинг для родителей с ОВЗ

педагог-психолог: Рагулина Любовь Давыдовна

Цели :

  • показать родителям степень понимания своего ребенка;
  • помочь глубже осознать свои отношения с детьми;
  • повысить психологическую компетентность родителей в вопросах развития и воспитания

Задачи :

  • создание ситуаций взаимодействия и сотрудничества;
  • расширение возможностей понимания психологических особенностей своего ребенка;
  • активизация коммуникаций в семье;
  • повышение интереса родителей к внутреннему миру ребенка;
  • формирование навыков сотрудничества взрослого с ребенком на основе развития доверительных отношений в семье

Звучит легкая приятная музыка

Мы вас приветствуем! Входите!
И не стесняйтесь, проходите!
Хоть мы друзьями и богаты,
Но вас мы видеть всегда рады!

ПРИВЕТСТВИЕ ВЕДУЩЕГО

– Добрый день, участники встречи!

Мы желаем добра, и радости тем с кем общаемся.

Наше сердце отрывается для искренних и добрых людей.

Мы с ВАМИ сегодня вместе на тренинге, чтобы обменяться умениями лучше понимать и принимать наших детей такими, какие они есть!

Любая встреча, любой разговор, а также и тренинг начинается с приветствия. Приглашаем вас в середину комнаты.

ИГРА-АКТИВАТОР – приветствие в кругу:

– Предлагаем вам, уважаемые родители, обмен приветствиями

– Встаньте в круг. По-моему сигналу вы обмениваетесь разнообразными приветствиями… вежливо, искренне, доброжелательно

– Вам все понятно.

– Начали… под звон бубенца

  • рукопожатие,
  • носочками,
  • восторженные восклицания,
  • щечками,
  • пяточками,
  • похлопывание по плечу,
  • локоточками,
  • носиками,
  • обмен кивком,
  • объятие

– Мне приятно, что вы умеете быть приветливыми и уважительными друг с другом .

– Мы рады, что мы снова с Вами!

Предлагается возможность лучше узнать друг друга!

ПОДВИЖНАЯ ИГРА : «ПОМЕНЯЙТЕСЬ МЕСТАМИ ТЕ, КТО…»

– любит петь;
– те, у кого голубые глаза;
– те, у кого сын;
– кто любит природу,
– те, у кого в одежде сегодня белый цвет;
– кто сегодня слушал музыку;
– те, у кого есть хомяк;
– те, чьи дети любят петь;
– те, у кого дочь,
– те, у кого есть семейные традиции: праздники, совместный отдых;
– те, кто летом с ребенком ходит на речку купаться;
– кто просыпается по будильнику;
– у кого есть друзья;
– кто помогает делать уроки ребенку;
– кто утром поцеловал ребенка;
– те, чьи дети с радостью идут в школу,
– кто любит ходить на лыжах,
– чьи дети любят танцевать,
– те, кто любит животных;
– те, у кого в этом месяце день рождение;
– те, кто занимался спортом,
– кто любит мороженое;
– те, кто анализирует свои поступки,
– кто любит рисовать,
– у кого хорошее настроение,
– те, кто читает сказки ребенку на ночь;
– те, кто всегда старается быть организованным,
– кто любит играть с ребенком;
– кто с удовольствием пришел на тренинг;
– кто считает себя счастливым родителем (мамой, отцом)?

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Приглашаем ВАС в путешествие – далекое плавание

«ВСЕ ПРЕОДОЛЕЕМ ВМЕСТЕ» !

Перед тем, как мы отправимся в плавание, давайте прогуляемся по нашему городу, подойдем к фонтану «Радости – Полная чаша»

Психолог: Душа ребенка – это полная чаша

(на доске чаша, вырезанная из листа ватмана)

Подумайте и скажите

-Каким вы хотите видеть своего ребенка?

-Какими чертами характера он должен обладать?

-Какими качествами вы бы хотели его наделить?

У каждого из Вас (и у меня) есть цветная бумага, вырежете сердечки, поместите его в чашу и назовите качество, которым вы хотите наделить вашего ребенка?

(При помощи клея родители, называя качество, «помещают» сердечко в чашу)

Добрым, умным, щедрым, сильным, справедливым, здоровым, заботливым…

Посмотрите, какая яркая, красивая душа у ребенка!

А какими должны быть мы – взрослые, среди которых живет ребенок, чтобы эта чаша не расплескалась, не разбилась, а стала еще богаче?

Добрыми, умными, щедрыми, сильными, справедливыми, заботливыми… И здесь важно понять, что каждый ребенок нуждается в том, чтобы его слышали, понимали, принимали, помогали.

Приглашаем ВАС в путешествие

Держим курс на «Необитаемый остров»

Звучит музыка, слышен шум моря

Представьте себе, что у нас есть удивительная возможность путешествовать на этом корабле.

Парусник легко качается на волнах. Мы стоим на палубе, и ветер странствий зовет нас в дальний путь, треплет наши волосы. Мы смотрим в морскую даль, такую манящую и загадочную. Над нами огромное синее небо, такое же безбрежное, как море.

Доброго вам плавания, уважаемые родители.

ИГРА «НЕОБИТАЕМЫЙ ОСТРОВ»

– Но случилось непредвиденное. Море сыграло злую шутку. Корабль потерпел крушение.

– Мы с вами оказались на необитаемом острове.

– Нас выбросило на берег, здесь много камней. Придется идти по воде.

ТРЕНИНГ: «Мы одинаковые – мы разные»

– Так как мы с вами все разные, то и чувствуем все по – разному,

поэтому и движения мы будем выполнять по – разному – кто как чувствует, кто как может. Построились друг за другом и идём
1) Чувствуете, как тяжело идти по воде. Вода упруго обтекает ноги, все мышцы ног напряглись.
2) Наконец – то мы с вами выбрались на берег. А вон и тропинка. Куда это она нас приведёт? Идём спокойно.
3) А вот появились лужи. Обходим – первая, вторая, третья. Идём спокойно.
4) А это что? Болото, появились кочки – прыгаем через кочки, с кочки на кочку. 1,2,3,4. Прошли болото, идём спокойно.
5) Стоп. Перед нами овраг, через овраг перекинуто бревно, оно качается.
Нужно идти осторожно. Идите. Перешли овраг, идём спокойно.
6) Что – то тропинка стала скользкой и липкой от глины. Ноги так и вязнут в грязи. Еле-еле отдираем ноги от земли.
7) Вновь стала ровной тропинка. Показались деревья. Ветви качаются на ветру. Остановились и повернулись лицом в круг.
8) Деревья крепко стоят на земле – упор ногами. Стволы ровные – выпрямить спину. Макушечки тянутся к солнцу.

Читайте также:
Если жена оскорбляет мужа

9) Повторяем вместе:

Я чувствую землю под ногами, земля прочная и твёрдая
Я стою на земле смело и уверенно.

Помощи ждать не приходиться.

Нельзя теряться, постарайтесь сохранять спокойствие, быть организованными и чувствовать себя уверенными!

И будем учить этому детей.

4) Мы починили свой корабль и продолжаем плавание отправляемся на остров «Запрет» СЛАЙД 7

Игровое упражнение «Запрет».
Психолог : Посмотрите, пожалуйста, на свои столы, у кого оказалась

геометрическая фигура – треугольник выходит в круг, садится на стул, будет выступать в роли ребёнка. А каждый из нас мама этого ребенка.

– Я, как мама (каждая из вас), очень забочусь о своем ребенке, чтобы он был здоровенький, чистенький, сытый, общительный.

Участникам предлагается вспомнить и назвать наиболее часто употребляемые запреты в отношении детей. Каждый запрет фиксируется на “ребёнке”

(например, на запрет:

  • “Не кричи, кому сказала!” – завязываем рот;
  • “Не бегай, голова уже кругом!” – завязываем ноги;
  • “Не грызи ногти, черви заведутся!” – завязываем руки;
  • “Не подглядывай, а то по носу щелкну!” – завязываем глаза;
  • “Не крутись бестолку, как белка в колесе!” – забинтовываем корпус тела;
  • – Что ревешь, я тебя спрашиваю? Позоришь меня! Я кому сказала – перестань реветь, ты слышишь меня! – завязываем платком сердце.

Рефлексия: Какие чувства Вы (ребенок) испытывали с такими запретами? Какой из запретов Вас больше всего тяготил?

Посмотрите на этого ребенка, сможет ли он в этом состоянии эффективно общаться, развиваться полноценно. Эти все действия и слова родителей негативно влияют на развитие ребенка. Давайте найдем позитивные решения
Родители находят компромисс для решения сложных ситуаций:
– Не завязывать глаза или уши – разговаривать спокойным голосом, не ругаться;
– Не завязывать рта – выслушать ребенка;
– Не завязывать руки – соблюдать чистоту рук;
– Не завязывать ноги – обучать правилам поведения;
– Не завязывать сердце – выслушать и понять ребенка.
Психолог:

Давайте будем не учить детей жить!

Просто позволим им смотреть как это делаем мы!

Психолог: Приближаемся к гавани «Прикосновение»

Упражнение «Ладошки»

«Когда моя рука в твоей руке, то все плохое где-то в далеке…»

Цель: Использование тактильных ощущений

Тихо звучит спокойная музыка. Психолог просит всех присутствующих закрыть глаза и положить свои руки на колени ладонями вверх. Один человек подходит к любому другому, кладет свои ладони на его ладони и садится на его место, а тот продолжает упражнение и т.д. Упражнение выполняется, молча в течение 5-7 минут.

Психолог просит поделиться ощущениями и впечатлениями тех, к кому подошли во время упражнения («Как изменялось ваше состояние?») и тех, к кому не подошли («А вы что чувствовали?»). Чему учит нас это упражнение?

Итог: Для детей очень важно почувствовать прикосновение, внимание к себе взрослых. Когда ладони ребенка прикасаются к ладоням например, мамы, происходит контакт двух людей, и третьего нет, никто не может вмешаться в контакт родителя с ребёнком – ни второй родитель, ни бабушка, ни другие дети. Конечно, этот контакт не должен быть направлен против кого-то третьего, иначе это приведёт к формированию невротической личности ребёнка . Поэтому и с нашими детьми с особыми детьми необходимо вести себя именно так.

Психолог: Подходим к пристани «Музыка здоровья»

Приглашаем вас на «Звуковую гимнастику»

«Звуковая гимнастика»

Цель: знакомство со звуковой гимнастикой, укрепление духа и тела.

Правила применения: спокойное, расслабленное состояние, сидя, с выпрямленной спиной.

Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим

Припеваем следующие звуки в течение 30 сек.:

  • А — воздействует благотворно на весь организм;
  • Е — воздействует на щитовидную железу;
  • И — воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
  • О — воздействует на сердце, легкие;
  • У — воздействует на органы, расположенные в области живота;
  • Я — воздействует на работу всего организма;
  • М — воздействует на работу всего организма;
  • X — помогает очищению организма;
  • ХА — помогает повысить настроение.

Ведущий: Заботьтесь о психофизиологическом здоровье своей семьи!

(включить музыку)

Поднимаемся по трапу на палубу корабля

УПРАЖНЕНИЕ: «НА КОРАБЛЕ» «Навстречу жизни» , готовимся к отплытию

Психолог: Вместе подходим к штурвалу.
Представляем, как вздымаются паруса, и нос корабля рассекает морскую гладь.

Услышьте шум волн, ощутите бьющий в лицо ветер, почувствуйте запах моря. Над вами светит солнце, согревая своими лучами все сильнее, сильнее. Впереди открытое море и линия горизонта в бесконечной дали.
Это наш корабль, и только от нас зависит, куда и как мы заплывем. Почувствуйте ответственность и важность предстоящего пути. По-очереди или вместе вы поворачиваете штурвал то вправо, то влево. Ощутите свою власть над кораблем. Он подчиняется только вам при любых внешних обстоятельствах. Сосредоточьтесь на своей способности управлять. Управление не требует усилий, каждое ваше решение тотчас реализуется в действие.

Наше путешествие подходит к завершению

Важно понять!

Только сообща, все вместе,

преодолеем все трудности в воспитании и обучении детей!

Психолог: Отдохнем на лужайке

Упражнение: «Лужайке позитивных эмоций…»

Каждый продолжает фразу «Мне сегодня…»

Давайте будем помнить,

(Далее за чашкой чая психолог знакомит родителей

Организация учебного процесса для студентов
с ограниченными возможностями здоровья

В современном обществе происходит осознание того, что люди с ограниченными возможностями являются частью общества и должны иметь равные с нами права. На повестке дня у государства — создание условий для обеспечения инклюзивности образовательного процесса. Тенденция в сфере высшего образования такова, что с каждым годом все больше молодых людей с инвалидностью стремится получить профессию, поступить в вуз по целевой квоте и на общих основаниях.

Читайте также:
Как добиться парня?

Поскольку практика работы со студентами с ограниченными возможностями здоровья недостаточно развита в России, многие не умеют правильно с ними общаться и не знают, как это делать, чтобы не обидеть их и не задеть их чувство собственного достоинства. Ранее мы рассказывали, как обслуживать людей с ограниченными возможностями в библиотеке и как технологии помогают менять жизнь незрячих людей . В этот раз мы хотим рассказать о рекомендациях по организации учебного процесса для преподавателей.

Термин «лицо с ограниченными возможностями здоровья» появился в российском законодательстве не так давно. До этого использовался термин «лицо с отклонениями в развитии».
Понятие «лица с ОВЗ» охватывает категорию лиц, жизнедеятельность которых характеризуется какими-либо ограничениями или отсутствием способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста. Это понятие характеризуется чрезмерностью или недостаточностью по сравнению с обычным в поведении или деятельности, такое состояние может быть временным или постоянным, а также прогрессирующим и регрессивным.

Особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья прописаны в приказе Минобрнауки № 301. В документе указано, что специальные условия должны быть созданы для людей, имеющих проблемы со слухом, зрением и опорно-двигательным аппаратом. Но есть люди с нарушениями речи или эмоционально-волевой сферы, про них в законодательстве ничего не сказано. Подробнее разберемся с тремя категориями из приказа.

Нарушения слуха. Сюда относятся люди, имеющие стойкое двустороннее нарушение слуховой функции. Вербальная коммуникация с окружающими затруднена из-за тугоухости или невозможна в принципе (глухота). Тугоухость — заболевание, которое характеризуется понижением слуха. Часто тугоухость проявляется в детском возрасте. Детей с тугоухостью называют слабослышащими.

Нарушения зрения. Есть разные степени потери зрения: абсолютная слепота на оба глаза, при которой полностью утрачиваются светоощущение и цветоразличение, и практическая слепота, при которой сохраняется либо светоощущение, либо остаточное зрение, позволяющие в известной мере воспринимать свет, цвета, контуры и силуэты предметов.

Нарушения опорно-двигательного аппарата. К этой категории относятся люди с нарушениями опорно-двигательного аппарата, которые частично или полностью ограничены в произвольных движениях.

Как организовать образовательный процесс для студентов с нарушениями слуха
Студенты с нарушениями слуха медленнее запоминают и быстрее забывают материал. Эту особенность нужно учитывать в учебном процессе.

Сложные для понимания темы должны быть снабжены как можно большим количеством наглядного материала. Рекомендуется использовать видеоматериалы (по возможности их стоит сопровождать текстовой бегущей строкой или сурдологическим переводом). Видео помогают студентам лучше изучать процессы и явления.

Изучение индивидуальных особенностей этой категории студентов позволит выстроить учебный процесс, учитывая их потенциальные возможности в добывании знаний и их усвоении.

Владение речью в полной мере предполагает не только совершенствование навыков ее восприятия, но и ее воспроизведения. Именно поэтому так важно сочетать все виды речевой деятельности: говорение, слушание, чтение, письмо, дактилирование.

Учебно-методические презентации рекомендованы для использования во время занятий со студентами, имеющими нарушения слуха. Такие презентации представляют собой наборы иллюстраций, которые отражают содержание тем с небольшими текстовыми пояснениями. Для сокращения объема текстов в презентациях целесообразно использовать опорные конспекты, схемы, которые придают упрощенный вид изучаемым понятиям.

Обучение студентов с нарушениями зрения
Особенности обучения слепых и слабовидящих студентов заключаются в следующем:

  • дозирование учебных нагрузок;
  • применение специальных форм и методов обучения, оригинальных учебников и наглядных пособий, а также оптических и тифлопедагогических устройств, расширяющих познавательные возможности студентов;
  • специальное оформление учебных кабинетов;
  • организация лечебно-восстановительной работы;
  • усиление работы по социально-трудовой адаптации;
  • во время проведения занятий следует чаще переключать обучающихся с одного вида деятельности на другой.

В силу особенностей, которые есть у студентов этой группы, во время занятий преподавателю следует учитывать допустимую продолжительность непрерывной зрительной нагрузки. К дозированию зрительной работы стоит подходить строго индивидуально. Искусственная освещенность аудиторий, в которых проходят занятия, должна составлять от 500 до 1000 лк. Рекомендуется использовать крепящиеся на столе лампы. Свет от ламп должен падать с левой стороны или прямо.

В отношении студентов с нарушениями зрения, точно так же как и для студентов с нарушениями слуха, применяются современные технологии. Разница в том, что технологии используются другие, учитывающие особенности слабовидящих людей. Для них информация представляется в аудиальной и кинестетической модальностях. Освоение информационно-коммуникационных технологий для незрячих — не только способ приобретения новых знаний, но и метод овладения одним из важных инструментов их социальной и профессиональной адаптации и реабилитации.

Особое внимание при организации учебного процесса стоит уделить подготовке специального компьютерного рабочего места для студентов с нарушениями зрения в соответствии с ГОСТ РФ Р 51645-2017 «Рабочее место для инвалида по зрению типовое специальное компьютерное».

Как организовать образовательный процесс для студентов с нарушениями зрения
Компенсирует недостатки зрительного восприятия слуховое и осязательное восприятие. При зрительной работе у этой категории студентов быстро наступает утомление и снижается работоспособность. Преподавателю стоит учитывать это и делать перерывы во время лекций. Слабовидящим студентам могут быть противопоказаны многие обычные действия, такие как резкие прыжки, наклоны, поднятие тяжестей, из-за того, что они могут способствовать ухудшению зрения.

Для усвоения информации слабовидящим требуется большее количество повторений и тренировок. При проведении занятий необходимо учитывать значение слуха в необходимости пространственной ориентации, которая требует локализовать источники звуков. Это в свою очередь способствует развитию слуховой чувствительности.

Во время лекций следует разрешать студентам пользоваться диктофонами и компьютерами в качестве способа конспектирования учебного материала. Информацию на занятиях следует представлять, учитывая особенности здоровья студентов; использовать крупный шрифт, аудиофайлы. Все записанное преподавателем на доске обязательно должно быть озвучено. Необходимо комментировать свои жесты и надписи на доске и передавать словами то, что часто выражается мимикой и жестами.

Читайте также:
Девушка хочет расстаться а я нет: разбираемся в вопросе

При работе за компьютером необходимо максимально снижать нагрузку на глаза. И для этого необходимо обеспечить соблюдение следующих условий:

  • подобрать индивидуальные настройки экрана в зависимости от диагноза зрительного заболевания и от индивидуальных особенностей восприятия визуальной информации;
  • дозировать зрительные нагрузки и чередовать их с другими видами деятельности;
  • использовать специальные программы для увеличения изображения на экране или для озвучивания информации;
  • работать с помощью клавиатуры, а не с помощью мыши, в том числе с использовать «горячие» клавиши, освоить слепой десятипальцевый метод печати на клавиатуре. Кстати, о лучших тренажерах для обучения слепой печати мы рассказывали в этом материале .

Рекомендации по межличностному взаимодействию со студентами с нарушениями зрения в образовательном процессе
Слабовидящему студенту необходимо провести экскурсию по зданию университета, чтобы он смог запомнить месторасположение кабинетов и помещений, которые будет посещать. При нахождении в новом для студента помещении необходимо его описать. Это можно сделать так: «Слева в шести шагах от вас столы, доска и проектор находятся впереди».

Когда хотите предложить студенту со слабым зрением сесть, не нужно его усаживать, просто направьте его руку на спинку стула или подлокотник. На занятии преподавателю стоит назвать себя и представить других собеседников и людей, вновь пришедших в помещение.

Если в группе несколько слабовидящих, нужно каждый раз называть того, к кому вы обращаетесь. При знакомстве студента с незнакомым предметом нужно дать ему возможность самостоятельно потрогать предмет, не стоит водить его руку по поверхности предмета. Если студент просит помочь взять какой-то предмет, не стоит тянуть его руку к этому предмету, лучше подать ему этот предмет или повести к нему.

Следует поощрять и развивать самостоятельность и активность студентов, особенно в части отработки практических навыков профессиональной деятельности. По отношению к студенту с ограниченными возможностями здоровья преподаватель должен проявлять такт, своевременно оказывать помощь, создавать ситуации успеха и развивать веру в собственные силы и возможности.

Как организовать обучение для студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Студенты с нарушениями опорно-двигательного аппарата представляют собой многочисленную группу лиц, имеющих различные двигательные патологии, которые часто сочетаются с нарушениями в познавательном, речевом, эмоционально-личностном развитии. Чтобы обучение этих студентов оказалось успешным, преподаватели должны знать особенности развития этой категории учащихся и учитывать их в учебном процессе.

Продолжительность занятия не должна превышать 1,5 часа (максимально в день 3 часа). После этого следует сделать перерыв на 10–15 минут. Обучение студентов с ограниченными возможностями здоровья нужно осуществлять на фоне лечебно-восстановительной работы, которая должна вестись по следующим направлениям:

  • посильная медицинская коррекция двигательного дефекта;
  • терапия нервно-психических отклонений;
  • купирование соматических заболеваний.

Все перечисленное должно сочетаться с лечением на базе поликлиники, занятиями ЛФК и логопедическими занятиями на базе медицинского учреждения.

Рекомендации по межличностному взаимодействию со студентами с нарушениями опорно-двигательного аппарата в образовательном процессе
Физический недостаток существенно влияет на социальную позицию студента с нарушением опорно-двигательного аппарата, на его отношение к окружающему миру, следствием чего является искажение ведущей деятельности и общения с окружающими.
У таких студентов наблюдаются нарушения личностного развития: пониженная мотивация к деятельности, страхи, связанные с передвижением и общением, стремление к ограничению социальных контактов.

Независимо от степени двигательных дефектов у лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата могут встречаться нарушения эмоционально-волевой сферы. Такие нарушения проявляются в повышенной возбудимости, чрезмерной чувствительности к внешним раздражителям и пугливости. У одних отмечается беспокойство, суетливость, расторможенность, у других — вялость, пассивность и двигательная заторможенность.

Общаясь с человеком в инвалидной коляске, постарайтесь, чтобы ваши глаза находились на одном уровне. Запомните, что инвалидная коляска — неприкосновенное частное пространство. На нее нельзя облокачиваться и не нужно ее толкать. Нельзя начать катить коляску без согласия сидящего в ней.

Всегда необходимо лично убеждаться в доступности мест, где запланированы занятия. Можно предложить старосте группы, где обучается студент с ограниченными возможностями здоровья, заранее известить его о возможных проблемах с доступностью объекта.

Лица с психическими проблемами могут испытывать эмоциональные расстройства. Если человек, имеющий такие нарушения, расстроен, нужно спросить его спокойно, что можно сделать, чтобы помочь ему.
Не следует говорить резко с человеком, имеющим психические нарушения, даже если для этого имеются основания. Если собеседник проявляет дружелюбность, то лицо с ОВЗ будет чувствовать себя спокойно.

В центр сопровождения инклюзивного образования могут обращаться преподаватели по вопросам улучшения качества образовательного процесса. Консультативная помощь может затрагивать приведенные вопросы:

  • информирование об особенностях предоставления учебного материала для студентов с ограниченными возможностями здоровья;
  • консультация о выборе методов обучения студентов;
  • инструктаж по особенностям работы в учебном процессе;
  • инструктаж по особенностям взаимодействия и этике общения с лицами с ограниченными возможностями здоровья;
  • психологические консультации по работе со студентами данной категории.

Если в вашей группе окажется студент с каким-либо из рассмотренных в статье нарушений, проявите терпение, отнеситесь с пониманием к его особенностям, при возникновении трудностей в освоении материала обязательно предложите свою помощь.

ОВЗ I, II, III, IV, V, VI, VII, VIII видов и их расшифровка

Расшифровка категорий ОВЗ в образовании

Педагогическая расшифровка видов ОВЗ изложена в Федеральном Законе об образовании РФ. Он описывает специфику категорий «особых» школьников и специальные условия для получения образования каждой из них. Особенности развития диагностируются ППМК. К ним относятся нарушения зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, задержка психического развития (ЗПР), нарушения интеллектуального развития, расстройство поведения и общения, в том числе РАС и СДВГ, комплексные нарушения развития.

При их подтверждении ППМК рекомендует конкретные специальные условия обучения ребенка.

Расшифровка категорий ОВЗ в медицине

Медицинская расшифровка категорий ОВЗ дана в «Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья детей и подростков. МКФ-ДП» Всемирной организации здравоохранения. Нарушениями она называет проблемы при развитии физиологических и (или) психологических функций организма (умственные,сенсорные, речевые) и его структур (нервная, пищеварительная, эндокринная, сердечно-сосудистая, иммунная, дыхательная системы), их существенные отклонения и утрату. К формам нарушений относятся также задержки и отставание в процессе развития детей и подростков.

Читайте также:
Как наладить отношения после измены?

МКФ-ДП определяет 5 уровней нарушений в процентном соотношении (от 0-4 % – при отсутствии или незначительных нарушениях, до 96-100% – при абсолютных) и 4 уровня задержек, учитывая, что задержки могут исчезнуть. Нарушения и задержки регистрируются по кодам, присвоенным функциям и структурам организма, способностям к обучению и применению знаний на практике, социальным отношениям и влиянию окружающей среды. Классификация опубликована на сайте ВОЗ.

Сводная таблица «Классификация детей с ОВЗ» сайта rosuchebnik.ru дает более подробное описание особенностей всех категорий ОВЗ.

ОВЗ по ФГОС

Виды ОВЗ по ФГОС определены в соответствии с вариантами адаптированных основных образовательных программ (АООП) для «особых» учеников.

глухие, 4 варианта АООП НОО

слабослышащие, 3 варианта

слепые, 4 варианта

слабовидящие, 3 варианта

с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА), 4 варианта

с задержкой психического развития (ЗПР), 3 варианта

с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), 3 варианта

с расстройствами аутического спектра (РАС), 4 варианта

с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 2 варианта(3)

ФГОС рекомендует обучать таких детей в инклюзивных школах и Центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ППМС). Центры ППМС чаще всего организуются на базе коррекционных школ и постепенно приходят им на замену. Вместе с тем, коррекционные школы 8 видов продолжают выполнять свою миссию. Познакомимся с категориями их воспитанников.(2)

I категория. Неслышащие, глухие дети без речи

Дети с глубоким стойким двусторонним нарушением слуха: рано потерявшие слух, родившиеся со слуховыми нарушениями или потерявшие слух до периода развития речи. Они не воспринимают речь и не могут самостоятельно ею овладеть. Чтобы разговаривать, им необходимо специальное обучение. Такие дети воспринимают мир зрением и осязанием. Их мыслительные процессы основаны не на речи, а на образах и действиях. Поэтому им трудно определять причины и следствия, свойства и отношения. Их внимание и память характеризуются неустойчивостью и низким объемом из-за утомляемости.

В обучении речи главную роль играет специальная акустическая и сурдоаппаратура. И хотя речь остается неразвитой, преобладают слова, обозначающие предметы и очень мало слов, описывающих качества и движение, они все же могут говорить. Пусть и допуская ошибки в звуках, заменяя слова похожими по звучанию.

Между собой дети общаются жестами и пытаются перенести такое общение в мир слышащих, имитируя жестикуляцией и мимикой разные объекты и их признаки. Иногда это воспринимается как агрессия, и идет такой же агрессивный ответ. Это одна из причин, почему дети с глухотой обладают низкой самооценкой.

II категория. Слабослышащие дети

Дети с частичной потерей слуха, тугоухостью и различной степенью недоразвития речи. Дети, сохранившие остаточный слух и самостоятельную речь . Они продолжают накапливать словарный запас.

Развитие их психических и познавательных процессов зависит от того, насколько рано они потеряли слух. Сохраненный низкий уровень слухового восприятия создает иллюзию, что на него можно опереться, но полученная информация очень искажается.

Главная задача при их обучении — развивать зрительное восприятие и учить концентрироваться на губах говорящего, параллельно обучая чтению. Как следствие, повысится устойчивость внимания и начнет развиваться наглядная память.

В отличие от глухих детей, слабослышащие имеют высокую и даже завышенную самооценку, поскольку любое малейшее их достижение воспринимается окружающими взрослыми как невероятный успех.

III и IV категории. Нарушения зрения (рассматриваются вместе)

Дети незрячие, в том числе слепорожденные и ослепшие до 3-х лет, слабовидящие и поздноослепшие, с косоглазием и амблиопией.

Слепые дети воспринимают окружающий мир исключительно слухом и осязанием, имеют повышенную вибрационную чувствительность. Сохранившие остаточное зрение через смутные и искаженные образы. Такой способ познания обедняет мыслительные процессы, мешает их целостности. Дети с трудом определяют расстояние, местоположение не только объектов, но и собственное. В итоге не имеют четких уверенных суждений.

Обучение данной категории основано на создании у них полисенсорного опыта: отсутствующий анализатор заменяется активизацией других. В первую очередь, с помощью речи. Но нужно учитывать, что слабовидящие дети приобретают речевые навыки позже своих здоровых сверстников, их лексика бедна и произносимые слова не всегда совпадают с реальными образами. Любое вербальное описание для них требует осязательного исследования.

Учеба развивает их неустойчивое внимание, не имеющее целевой направленности. Повышается его объем, концентрированность и произвольность. То же и с памятью, в первую очередь, словесно-логической.

Слепые и слабовидящие дети бывают конфликтны, несдержанны, не имеют целей. Но общение, совместные учебные и трудовые дела с видящими ровесникам развивают у них самостоятельность и конкурентоспособность.

V категория. Тяжелая речевая патология

Дети немые, с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и нарушением произношения отдельных звуков: алалия, афазия, дизартрия, ринолалия. При алалии сохраняется нормальный слух и интеллект, но из-за органических поражений речевых областей головного мозга нарушается развитие речи. Появляются аграмматизмы, трудности при чтении и письме, снижается словарный запас.

Афазия характеризуется разрушением уже сформировавшейся речи, когда поражен двигательный или речевой центр головного мозга. В первом случае речь полностью отсутствует или сохраняется в виде отдельных фраз и слов с дефектами произношения. Во втором — нарушается дифференцированное восприятие звуков и слов. Ребенок перестает понимать, что ему говорят, но нормально воспринимает неречевые звуки.

Дизартрия и ринолалия — это нарушение произношения. При дизартрии – из-за недостаточного развития речевого аппарата, при ринолалии – из-за анатомических дефектов строения органов артикуляции. В результате страдают все психические процессы, за исключением логической, смысловой и зрительной памяти.

Обучение проходит через развитие моторики с помощью гимнастики, ритмики, музыки. В результате восстанавливается устойчивый познавательный интерес и адекватная самооценка.

Читайте также:
Как сказать парню о разрыве отношений?

Лица с овз: изучаем вместе

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая!

Аннотация: Особые дети имеют особенные права. Чтобы ими воспользоваться, необходимо получить определенный статус.

Статья:

Особые дети имеют особенные права. Чтобы ими воспользоваться, необходимо получить определенный статус. Какие бывают статусы, кто их присваивает и какие права они дают?

Закон об образовании предусматривает две категории обучающихся с особыми образовательными потребностями — дети-инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Условия признания ребенка инвалидом и лицом с ОВЗ различаются, различны и меры поддержки, которые им предоставляются. Оба термина упоминаются в текстах законов, но статус ребенка-инвалида и ребенка с ОВЗ вовсе не обязательно будут у одного лица. Законы учитывают разницу между понятиями «ОВЗ» и «инвалид».

Понятие «инвалид»

Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (статья 1 Федерального закона 181).

1. Основные виды стойких расстройств функций организма

  • нарушения психических функций (сознания, ориентации, интеллекта, личностных особенностей, волевых и побудительных функций, внимания, памяти, психомоторных функций, эмоций, восприятия, мышления, познавательных функций высокого уровня, умственных функций речи, последовательных сложных движений);
  • нарушения языковых и речевых функций (устной (ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия), письменной (дисграфия, дислексия), вербальной и невербальной речи; нарушение голосообразования);
  • нарушения сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, осязания, тактильной, болевой, температурной, вибрационной и других видов чувствительности, вестибулярной функции, боль);
  • нарушения нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций (движения головы, туловища, конечностей, в том числе костей, суставов, мышц; статики, координации движений);
  • нарушения функций сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы, пищеварительной, эндокринной систем и метаболизма, системы крови и иммунной системы, мочевыделительной функции, функции кожи и связанных с ней систем;
  • нарушения, обусловленные физическим внешним уродством (деформации лица, головы, туловища, конечностей, приводящие к внешнему уродству; аномальные отверстия пищеварительного, мочевыделительного, дыхательного трактов; нарушение размеров тела).

2. Основные категории жизнедеятельности человека

К ним относятся способность к самообслуживанию, к самостоятельному передвижению, к ориентации, к общению, способность контролировать свое поведение, способность к обучению, способность к трудовой деятельности. Ограничения в каждой из этих категорий могут быть выражены в разной степени.

I степень — стойкие незначительные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 10 до 30%;

II степень — стойкие умеренные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 40 до 60%;

III степень — стойкие выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 70 до 80%;

IV степень — стойкие значительно выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 90 до 100%.

Присвоение группы инвалидности

На основе этих критериев МСЭ присваивает группу инвалидности.

Первая группа — нарушение здоровья человека с IV степенью выраженности стойких нарушений функций (в диапазоне от 90 до 100%), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

Вторая группа — нарушение здоровья человека с III степенью выраженности стойких нарушений функций (в диапазоне от 70 до 80%), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

Третья группа — нарушение здоровья человека со II степенью выраженности стойких нарушений функций (в диапазоне от 40 до 60%), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

Категория «ребенок-инвалид» устанавливается при наличии у ребенка II, III либо IV степени выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 40 до 100%), обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами.

МСЭ выдает справку об инвалидности (оригинал справки об инвалидности хранится у родителей) и индивидуальную программу реабилитации или абилитации (ИПРА).

ИПРА ребенка-инвалида содержит разделы, касающиеся медицинской, психолого-педагогической, профессиональной, социальной реабилитации (или абилитации). Также в программе указываются технические средства реабилитации и услуги по реабилитации (TCP).

Понятие «ограниченные возможности здоровья»

Обучающийся с ОВЗ — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ст. 2 ФЗ-273).

В ПМПК входят: учитель-дефектолог (сурдопедагог, тифлопедагог), учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, врач-психиатр, врач-невролог.

К группе лиц с ограниченными возможностями здоровья (ст. 79 ФЗ-273) относятся дети с нарушениями слуха, зрения, с тяжелыми нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра, с задержкой психического развития, умственной отсталостью и другие. Исчерпывающего перечня заболеваний, при наличии которых обучающиеся признаются лицами с ОВЗ, нет.

Категория «обучающийся с ОВЗ» определена не с точки зрения собственно ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий получения образования, исходя из решения коллегиального органа — ПМПК.

В чем разница статусов?

Перечень детей, относящихся к группе ОВЗ, не закрыт и, кроме того, существенно отличается от ограничений жизнедеятельности, на основании которых устанавливается инвалидность. Обучающийся с ОВЗ — это обучающийся, нуждающийся в создании специальных условий для получения, в первую очередь, качественного доступного образования. Например, у слабовидящего ребенка может быть статус ОВЗ, так как ему необходимы специальные технические приспособления (увеличительные лупы и др.), пособия для обучения в школе. При этом у такого ребенка нет таких ограничений жизнедеятельности, в соответствии с которыми присваивается статус инвалид.

Не каждому ребенку-инвалиду требуются специальные условия для получения им образования. Например, ребенок с диагнозом сахарный диабет имеет статус «инвалид», но ему не нужны специальные образовательные условия. Следовательно, он не имеет статус «обучающийся с ОВЗ». В этом случае он получает реабилитационные услуги не в образовании, а в иных сферах (здравоохранении, социальной защите).

Читайте также:
Извинения в стихах — в общих чертах

Вместе с тем один и тот же обучающийся может быть и инвалидом, и лицом с ОВЗ. Например, глухой ребенок получает статус «инвалид» (у родителей есть справка МСЭ об инвалидности и ИПРА), а также и статус «обучающийся с ОВЗ» (имеется заключение ПМПК).

В таком случае в разделе ИПРА, посвященном образовательной реабилитации, и заключении ПМПК должны быть идентичные с заключением ПМПК формулировки.

Для разведения терминов «ОВЗ» и «инвалидность» в настоящее время разрабатывается проект внесения изменений в ФЗ-273. Законопроект включает категорию инвалидов (детей-инвалидов) в категорию обучающихся с ОВЗ при наличии у них заключения ПМПК о необходимости создания специальных условий для получения образования.

Рекомендации ПМПК

ПМПК принимает решение о выдаче заключения коллегиально, с учетом особых образовательных потребностей, обучающихся и индивидуальной ситуации развития. В заключении отражаются следующие данные:

— наличие/отсутствие необходимости создания условий для получения ребенком образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов (нуждается ли ребенок в сопровождении специалистов психолого-педагогического профиля, наблюдении врачей);

— рекомендации ПМПК по созданию специальных условий обучения и воспитания ребенка на базе образовательной организации (определение образовательной программы, потребности в архитектурной доступности, необходимости сопровождения ассистентом (помощником), потребности в сопровождении тьютором, особые условия прохождения ГИА, а также рекомендации о необходимых направлениях коррекционно-развивающей работы специалистов и срок повторного прохождения ПМПК).

Правовой статус обучающихся лиц с ОВЗ

1. К обучающимся с ОВЗ с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости запрещено применять меры дисциплинарного взыскания.

2. Педагогические работники обязаны учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ОВЗ, взаимодействовать по этому вопросу с медицинскими организациями.

3. Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ОВЗ определяются уполномоченными органами власти (Министерство просвещения РФ совместно с Минтрудом РФ).

4. Обучающиеся с ОВЗ, проживающие в образовательной организации, находятся на полном государственном обеспечении. Не проживающие в такой организации обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.

5. Органы исполнительной власти субъектов РФ обеспечивают получение профобучения обучающимися с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости), не имеющим школьного образования.

6. При получении образования обучающимся с ОВЗ бесплатно предоставляются специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков (мера является расходным обязательством субъекта РФ).

7. Государство обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Конституция Российской Федерации (ст. 43, 55)

Федеральный закон «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» от 03.05.2012 № 46-ФЗ (ст. 24);

Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273 (в частности, статья 79);

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (в частности, статья 19);

Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2015 года N 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации „Доступная среда“ на 2011-2020 годы»;

«Межведомственный комплексный план по вопросам организации инклюзивного дошкольного и общего образования и создания специальных условий для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ на период до 2020 года», утвержденный заместителем Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец 7 февраля 2018 г. № 987п-П8;

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.12.2015 № 1024н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы»;

Приказ Минтруда России от 10 декабря 2013 г. № 723 «Об организации работы по межведомственному взаимодействию федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы с психолого-медико-педагогическими комиссиями».

Правовые основы инклюзии в школе: что нужно знать учителю

Валентина Фролова

22 декабря 2020 • 19:11

Инклюзивное образование в российских школах развивается, но далеко не каждый учитель представляет себе, как работать с учениками с ограниченными возможностями здоровья. Какие у ребёнка и его родителей есть права, что может сделать учитель и школа в целом? Об этом рассказывает Валентина Фролова, адвокат и консультант Региональной общественной организации инвалидов «Перспектива».

В какой школе может учиться ребёнок с ОВЗ

Каждый ребенок в России, независимо от наличия у него инвалидности и особенностей развития, имеет право на образование. Это право – гарантия общедоступности и бесплатности образования – заключено в 43 статье Конституции, в федеральных законах и международных договорах. Дискриминация по признаку инвалидности не допускается.

Дети с ОВЗ могут обучаться в любой школе, в которую родители пожелают их отправить.

Некоторые семьи предпочитают отдавать детей с ОВЗ не в специальные школы, а в общеобразовательные по разным причинам. Например, спецшкола может быть неудобно расположена. В таком случае родители должны возить ребёнка туда либо на машине, либо на общественном транспорте. Машины в семье может не быть, родители могут начинать работать рано утром и не располагать временем на долгую дорогу, либо ребёнок не может долго ездить в автобусах — например, боится.

В таком случае единственным и самым удобным выходом для родителей будет отправить ребёнка в ближайшую школу. Важно помнить, что дети с ОВЗ, как и любые дети, могут учиться в классе вместе с другими учениками.

Cтандартные условия обучения в школе для многих детей с ОВЗ не подходят, для них нужно создавать специальные.

Как узнать, какие условия нужно создавать для ребёнка с ОВЗ

Если в вашем классе оказался ученик с ОВЗ, не нужно этого бояться. Все специальные условия, которые нужны ему для обучения, прописаны в документах.

Читайте также:
Любовь к женатому — объясняем вопрос

Дети с особенностями здоровья и развития предварительно проходят психо-медико-педагогическую комиссию (ПМПК), которая решает, какие условия должны быть созданы в школе для их эффективного обучения. В заключении комиссии указывается, нужна ли им адаптированная программа, ассистент или тьютор, специальные учебники. Кроме того, необходимые условия для обучения прописаны и в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) для обучающихся с ОВЗ или интеллектуальными нарушениями.

Если в школе отсутствуют специальные условия для обучения ребёнка с ОВЗ, это не должно становиться основанием для отказа ему в зачислении, потому что единственная законная причина для отказа — отсутствие в школе свободных мест.

В первую очередь ответственность за создание особых условий лежит на руководстве школы. Если школа принимает ребенка, которому, по заключению ПМПК, нужна адаптированная программа, помощь тьютора или специальные учебники, у школы возникает обязанность создать все условия, которые в этом заключении прописаны. Для этого родители должны передать в школу такое заключение.

Какие бывают специальные условия для детей с ОВЗ

В Законе об образовании в РФ говорится, что под специальными условиями для получения образования учениками с ОВЗ понимаются условия, включающие в себя использование: специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Специальные образовательные программы для каждого типа ОВЗ прописаны во ФГОС, каждая со своими особенностями. Во ФГОС также отмечается, что если у конкретного ребёнка есть тяжёлые множественные нарушения развития, уже адаптированная программа должна быть индивидуализирована для него. В таком случае ежегодно пишется Специальная индивидуальная программа развития (СИПР).

СИПР разрабатывается для каждого ученика отдельно после обследования его группой педагогов, которые в дальнейшем с ним будут работать. В такой программе определяются зоны ближайшего развития ребёнка, ставятся учебные задачи, и два раза в год должен проводиться мониторинг освоения программы ребёнком.

Некоторым ученикам для обучения в школе нужна помощь специалиста — тьютора, ассистента или медработника. Если в штате школы нет таких специалистов, их нужно нанять.

Если в заключении ПМПК помощь тьютора или ассистента не прописана, но вы как учитель видите, что ребёнку такая помощь нужна, школа может по собственной инициативе предоставить её ему. Учитель может обратиться к администрации школы и попросить, чтобы этот вопрос решился.

Наполняемость классов при обучении ученика с ОВЗ

Если в вашем классе появляется ученик с ОВЗ, нужно учитывать, что количество детей в классе при этом законодательно ограничивается. Наполняемость предусмотрена санитарными нормами. Ими же предусмотрено, может ли ребенок, учитывая рекомендованный ему вариант программы, учиться в условиях инклюзии.

Наполняемость классов важно соблюдать, чтобы учитель мог максимально учесть потребности всех детей.

Сейчас из-за отсутствия таких малочисленных классов детей с ОВЗ иногда зачисляют в обычный общеобразовательный класс и отправляют на обучение на дому. Недавно мы в РООИ «Перспектива» проводили опрос среди родителей о том, по какой причине их дети обучаются на дому. Только 27,7 процентов родителей указали, что реальным основанием для перехода на надомное обучение стало наличие тяжёлого или длительного заболевания ребёнка, которое препятствует посещению школы.

Более половины родителей отметили, что причиной стала неспособность школы обеспечить специальные условия для очного обучения ребёнка. Опасность надомного обучения в том, что у ребёнка остается меньше возможностей для получения социального опыта, есть проблемы с качеством такого обучения, а родители, как правило, вынуждены помогать ребенку с многими учебными задачами. Родителям и учителям важно помнить, что никакие причины, кроме объективных медицинских факторов и желания родителей, не могут стать поводом для перевода ученика на обучение на дому. Наличие инвалидности не должно становиться причиной изоляции ребенка от сверстников. А именно это и происходит, если школа вместо создания специальных условий рекомендует родителям обучать ребенка на дому.

Чем опасно отсутствие специальных условий для детей с инвалидностью

Специальные условия — не простая формальность. От наличия всех необходимых условий зависит — сможет ребенок учиться и успешно осваивать программу или нет. Бывают случаи, что при отсутствии специальных условий ребенок не может справиться с программой, которая рекомендована ему ПМПК, и её меняют на более простую. Часто это происходит не потому, что ученик не справляется с программой из-за своих особенностей развития, а потому, что в школе вовремя не создаются специальные условия — например, ученику не дают тьютора или логопеда. Некоторые варианты адаптированных программ по ФГОС сопоставимы с общеобразовательной и они дают возможность после школы продолжать учиться. Поэтому создать все необходимые условия для ребёнка, чтобы он осваивал доступный для него вариант программы, крайне важно.

Как действовать учителю

Если классе есть ребёнок с ОВЗ, и в его заключении ПМПК написано, какие специальные условия для него должны быть созданы в школе, а этих условий в реальности нет, задача учителя — настаивать на том, чтобы специальные условия создавались как можно быстрее. Если в школе нет тьютора, нужно просить, чтобы его нашли, если нет учебников — настаивать на том, чтобы их закупили. Главное — осознавать себя активным участником процесса. Учителю важно поддерживать контакт с родителями ученика с ОВЗ, потому что они лучше всех знают, какие у ребёнка есть потребности и особенности. Обучение детей с инвалидностью уникально в каждом отдельном случае, поэтому важно стараться учитывать эти особенности и выстраивать обучение, исходя из них.

Читайте также:
Как извиниться перед женой?

Узнать больше о правах учителя и ученика при инклюзивном образовании в общеобразовательной школе можно на онлайн-курсе по инклюзивному образованию сервиса «Я Учитель».
В правовом блоке курса «Инклюзивное образование в общеобразовательной школе» разъясняются права ребенка, учителям даются советы о том, как себя вести, если в классе появился ребенок с инвалидностью, и подчеркивается, что у любых проблем всегда есть решение. Курс разработан в партнерстве с Центром лечебной педагогики «Особое детство», региональной общественной организацией людей с инвалидностью «Перспектива» и центром «Мастера и Маргарита».

Вступайте в клуб педагогов, работающих с детьми с ОВЗ

Вступить

Проект по социализации ребёнка с ОВЗ “Мы вместе”

Разделы: Логопедия

Актуальность проблемы

Современное общество характеризуется разворачивающимися инновационными преобразованиями различных сфер жизнедеятельности человека, в том числе и в социальной. Главным ориентиром в новой социально-экономической ситуации стали интересы ребёнка, создание наиболее адекватных педагогических условий для детей с ограниченными возможностями здоровья. Ребёнку с особенностями в развитии необходима целенаправленная помощь в построении эффективных поведенческих стратегий. Правильно организованная среда в дошкольном учреждении способствует накоплению у ребёнка конструктивного опыта коммуникативного взаимодействия, учит его отстаивать свои интересы, не нарушая при этом интересов и потребностей окружающих, учит социально-приемлемыми способами выражать своё несогласие, свои возражения, своё негодование по поводу ущемлений его желаний.

Перед педагогами нашего образовательного учреждения встала задача помочь ребёнку с ограниченными возможностями здоровья освоить социальный опыт, включить его в существующую систему межличностных отношений. Неправильно выстроенные отношения в группе между детьми и ребёнком-инвалидом, ослабляет его социальную значимость, обособляет его от нормального здорового детского сообщества, усугубляет его неравный социальный статус, обрекая на признания своего неравенства, неконкурентноспособности по сравнению с другими детьми. Главная проблема ребенка с ОВЗ состоит в том, что нарушена его связь с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и со взрослыми, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования.

Свою задачу мы видим в том, чтобы создать благоприятную социально-педагогическую развивающую среду, включающую организованное предметно-игровое пространство, обеспечение условий для эмоционального, познавательного коммуникативного развития, для развития всех видов деятельности.

Цель проекта: создать условия для социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья через построение социально-педагогической развивающей среды.

Задачи проекта:

  • Вовлечение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в образовательный и воспитательный процесс.
  • Выявление особенностей межличностных отношений ребёнка с особенностями в развитии с детьми группы
  • Повышение уровня социальной активности, активной жизненной позиции ребёнка с ограниченными возможностями здоровья
  • Внедрение современных образовательных технологий

Ожидаемые результаты

Участники проекта

Ожидаемый результат

Расширение круга познавательных интересов ребёнка с ОВЗ. Повышение качества обучения ребёнка с ОВЗ

Снижение коммуникативных барьеров и как следствие повышение социальной активности ребёнка с ОВЗ

Уменьшение факторов социально-психологической напряженности в семье, имеющей ребенка с особенностями развития

Адаптация образовательной программы, методических рекомендаций, разработка сценариев мероприятий.

Показатели результативности и эффективности проекта

  • Создание социально-педагогической развивающей среды, включающей организованное предметно-игровое пространство
  • Активность участников взаимодействия – родителей, педагогов и ребёнка, предполагающая интерес, желание участвовать в совместной деятельности, способность ее инициировать, поддерживать и развивать.
  • Участие ребенка с ОВЗ в различных мероприятиях, конкурсах.
  • Повышение показателей качества обученности ребёнка.
  • Познавательная активность ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
  • Привитие толерантного отношения детей группы к ребёнку с ограниченными возможностями здоровья.

Описание основных мероприятий проекта

  • Подготовительный этап.
  • Формирование группы участников проекта, направленного на социализацию ребёнка с ОВЗ.
  • Сбор информации (рекомендации ЦМППК, опрос родителей).
  • Логопедическое обследование ребенка с нарушением слуха.
  • Консультация психолога по адаптационному периоду ребёнка с нарушением слуха.
  • Изучение методической литературы по работе с детьми, имеющими нарушение слуха.
  • Работа с родителями ребёнка по выявлению запроса в образовательном процессе и социализации ребёнка в среде слышащих сверстников.
  • Диагностика возможной коммуникативной деятельности.
  • Прогнозирование результатов.

Разработка методов реализации проекта

  • Разработка индивидуального образовательного маршрута для ребёнка с нарушением слуха учителем-логопедом, воспитателем, инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем.
  • Составление плана мероприятий по социализации ребёнка с ОВЗ.
  • Повышение уровня профессиональной компетенции педагогов в вопросе знаний об особенностях образовательного процесса с детьми с нарушением слуха.
  • Изменение неверного представления у детей группы по отношению к ребёнку с ОВЗ.
  • Разработка игровых тренингов, сценариев, мероприятий, ролевых игр, направленных на интеграцию ребёнка с ОВЗ в коллектив слышащих сверстников.

Календарный план по реализации проекта

Направления работы

Пути реализации

Сроки

Организация адаптационного периода

Логопедическое обследование ребёнка с ОВЗ

Учет и использование в период адаптации привычек и стереотипов поведения ребёнка.

Учёт рекомендаций ЦМППК, опрос родителей

Диагностика состояния речи ребёнка

Разработка индивидуального образовательного маршрута для ребёнка с нарушением слуха

Учет и использование в период адаптации привычек и стереотипов поведения ребёнка.
Создание условий для общения со знакомыми вещами и игрушками

Обучение обращаться с просьбой, просить о помощи, принимать ее и предлагать другим свою помощь,
Коммуникативные игры «Зеркало», «Потерялась …девочка», «Ожившие игрушки», «Солнечные зайчики»
Дидактические игры «Что правильно – что неправильно»
Творческий познавательный проект «Волшебство новогодних игрушек»
Помощь в налаживании совместной игровой деятельности.
Перевод самой игровой деятельности на более высокую ступень: от игры «рядом» к игре «вместе»;
Обучение делать что-то по очереди или согласно принятой на себя роли, следовать правилам.

Краткосрочный проект (декабрь-январь)

Участие в театрализации, утренниках, экскурсиях, детско-родительских гостиных.

Обучение различным формам социально-приемлемого поведения в разных ситуациях: в гостях, при вручении подарков, в магазине и т.п. (театрализация или ролевые игры на различных мероприятиях),

Учить в приемлемых формах выражать свои эмоции, как положительные, так и отрицательные, сочувствовать и поддерживать других в их переживаниях

Формирование правильной самооценки и сбалансированности эмоциональных состояний.

октябрь – экскурсия в пожарную часть

Ноябрь – гостиная «День матери»

Декабрь, февраль, март, апрель – тематические утренники

Читайте также:
Что такое депрессия и как с ней бороться?

Обучение взаимодействию со сверстниками и взрослыми;
формирование приемлемых норм поведения в общении со сверстниками.
Формирование представлений об окружающем мире и о себе. Повышение уровня познавательной активности (любознательность, готовность к преодолению трудностей и т.д.)
Оформление фотовыставки о совместном мероприятии (лепка снежной бабы)

Участие в акции «Покорми птиц»
Обучение оказанию помощи при осознании необходимости в ней других людей, животных, птиц.

Работа с родителями

Обучение оказанию помощи при осознании необходимости в ней других людей, животных, птиц.

Методы организации работы с родителями по социальному воспитанию ребёнка:
беседы, консультации, показ занятия; включение родителей в совместное выполнение упражнений в ходе занятий; подбор дидактических материалов, практические консультации по подбору дидактических игрушек, игр и заданий, направленных на социальное развитие; помощь в подборе литературы, освещающей вопросы воспитания, обучения и развития детей-инвалидов.

Консультации:
«Возрастные особенности и проблемы социального развития ребенка с нарушенным слухом»; «Эффективные приемы воспитания и развития ребенка дошкольного возраста»;
«Требования к ребенку и его обязанности в семье» «Значение игры в познавательном и социальном развитии ребенка»

Литература.

  1. Сборник научно-методических материалов под ред. А.Ю.Белогурова, О.Е.Булановой, Н.В.Поликашевой «социализация детей с ОВЗ на современном этапе» М.: Издательство «Спутник», 2014.
  2. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребёнком. – СПб, 2002.
  3. Ковалёва Е.М. Дети-инвалиды в современном обществе. – М.: Лист-Нью. -2005.
  4. Солодянкина О.В. Воспитание ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в семье. – М.: АРКТИ. 2007.

ОВЗ – что это такое? Дети с ограниченными возможностями здоровья: обучение, сопровождение

В последние годы значительное внимание уделяется проблемам детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ). Что это такое и как их решить? Попытаемся разобраться.

Ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). Что это такое?

В научных источниках литературы описано, что человек с ОВЗ отличается определенными ограничениями в повседневной жизнедеятельности. Речь идет о физических, психических или сенсорных дефектах. Человек поэтому не может исполнять те или иные функции или обязанности.

Данное состояние бывает хроническим или временным, частичным или общим.

Естественно, физические ограничения накладывают значительный отпечаток на психологию. Обычно инвалиды стремятся к изоляции, отличаются заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и неуверенностью в своих силах.

Поэтому работу необходимо начинать с детского возраста. Значительное внимание в рамках инклюзивного образования должно быть уделено социальной адаптации инвалидов.

Трехзвенная шкала ограниченных возможностей

Это – британский ее вариант. Шкала была принята в восьмидесятых годах прошлого столетия Всемирной организацией здравоохранения. Она включает в себя следующие ступени.

Первая – носит название “недуг”. Речь идет о любой утрате или аномалии (психологической/физиологической, анатомической структуры или функции).

Вторая ступень подразумевает пациентов с дефектами и потерей способности исполнять такую деятельность, которая считается нормальной для остальных людей.

Третья ступень – недееспособность (инвалидность).

Виды овз

В утвержденной классификации нарушений основных функций организма выделен ряд типов. Остановимся на них более подробно.

1. Нарушения психических процессов. Речь идет о восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, эмоциях и воле.

2. Нарушения в сенсорных функциях. Это – зрение, слух, обоняние и осязание.

3.Нарушения функций дыхания, выделения, обмена веществ, кровообращения, пищеварения и внутренней секреции.

4. Изменения статодинамической функции.

Дети-инвалиды, которые относятся к первой, второй и четвертой категориям, это большая часть из общего количества. Их отличают те или иные отклонения и нарушения развития. Поэтому таким детям требуются особые, специфические методы обучения и воспитания.

Психолого-педагогическая классификация детей, которые относятся к системе специального образования

Рассмотрим этот вопрос более подробно. Поскольку от этого будет зависеть выбор приемов и методов обучения и воспитания.

  • Дети, имеющие нарушения в развитии. Они отстают в психическом и физическом развитии из-за того, что есть органическое поражение центральной нервной системы и нарушения функционирования анализаторов (слухового, зрительного, двигательного, речевого).
  • Дети, которые имеют отклонения в развитии. Отличаются перечисленными выше отклонениями. Но они ограничивают их возможности в меньшей степени.

Дети с ОВЗ, дети-инвалиды имеют значительные нарушения в развитии. Они пользуются социальными пособиями и льготами.

Существует также педагогическая классификация нарушений.

Она состоит из следующих категорий.

Дети, с нарушениями:

  • слуха (позднооглохшие, слабослышащие, глухие);
  • зрения (слабовидящие, слепые);
  • речи (разные степени);
    интеллекта;
  • задержкой психоречевого развития (ЗПР);
  • опорно-двигательного аппарата;
  • эмоционально-волевой сферы.

Отдельная категория – дети, имеющие множественные нарушения (сочетание двух или трех нарушений).

Четыре степени нарушения здоровья

В зависимости от того, какова степень нарушения функций и возможностей адаптации, можно определить степень нарушения здоровья.

Традиционно выделяют четыре степени.

Первая степень. Развитие ребенка с ОВЗ происходит на фоне легкого и умеренного нарушения функций. Эти патологии могут являться показанием для признания инвалидности. Однако, как правило, не всегда это происходит. Более того, при правильном обучении и воспитании ребенок может полностью восстановить все функции.

Вторая степень. Это третья группа инвалидности у взрослых. У ребенка существуют выраженные нарушения в функциях систем и органов. Несмотря на лечение, они продолжают ограничивать его социальную адаптацию. Поэтому такие дети нуждаются в особых условиях обучения и жизни.

Третья степень нарушения здоровья. Она соответствует второй группе инвалидности у взрослого. Наблюдается большая выраженность нарушений, которые значительно ограничивают возможности ребенка в его жизнедеятельности.

Четвертая степень нарушения здоровья. Она включает в себя резко выраженные нарушения функций систем и органов, из-за которых происходит социальная дезадаптация ребенка. Помимо этого, можно констатировать необратимый характер поражений и, зачастую, неэффективность мероприятий (лечебных и реабилитационных). Это первая группа инвалидности у взрослого. Усилия педагогов и врачей нацелены обычно на то, чтобы не допустить критического состояния.

Проблемы развития детей с ОВЗ

Это особая категория. Дети с ОВЗ отличаются наличием физических и психических отклонений, которые способствуют формированию нарушений общего развития. Это общепринятая позиция. Но необходимо разобраться в данном вопросе более подробно.

Читайте также:
Как убить человека на расстоянии?

Если говорить о ребенке с незначительными ОВЗ, что это такое мы уже определили, то необходимо отметить, что при создании благоприятных условий, можно избежать большей части проблем с развитием. Многие нарушения не являются ограничителями между ребенком и окружающим миром. Грамотное психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ позволит им овладеть программным материалом и обучаться вместе со всеми в общеобразовательной школе, посещать обычный детский сад. Они могут свободно общаться со своими ровесниками.

Однако, дети-инвалиды с серьезными нарушениями нуждаются в специальных условиях, в особом образовании, воспитании и лечении.

Социальная политика государства в области инклюзивного образования

В России в последние годы разрабатываются определенные направления социальной политики, которые связаны с увеличением количества детей с ОВЗ. Что это такое и какие проблемы решаются, рассмотрим немного позднее. Пока же отметим следующее.

Базовые положения социальной политики опираются на современные научные подходы, имеющиеся материально-технические средства, детально разработанный юридический механизм, общенациональные и общественные программы, высокий уровень профессиональной подготовки специалистов и прочее.

Несмотря на прилагаемые усилия и прогрессивное развитие медицины, количество детей с ограниченными возможностями стабильно растет. Поэтому основные направления социальной политики направлены на решение проблем их обучения в школе и пребывания в дошкольном учреждения. Рассмотрим это более подробно.

Инклюзивное образование

Обучение детей с ОВЗ должно быть направлено на то, чтобы создавать благоприятные условия для реализации равных возможностей с ровесниками, получения образования и обеспечения достойной жизни в современном обществе.

Однако реализация данных задач должна осуществляться на всех ступенях, начиная от детского сада и заканчивая школой. Остановимся ниже на этих стадиях.

Создание «безбарьерной» образовательной среды

Базовая проблема инклюзивного образования – создать «безбарьерную» образовательную среду. Основное правило – доступность ее для детей с ОВЗ, решение проблем и трудностей социализации.

В образовательных учреждениях, которые обеспечивают их сопровождение, необходимо соблюдение общепедагогических требований к техническому оснащению и оборудованию. Особенно это касается осуществления бытовых нужд, формирования компетентности и социальной активности.

Помимо этого, особое внимание должно уделяться воспитанию и обучению таких детей.

Проблемы и трудности инклюзивного образования

Несмотря на проводимую работу, при обучении и воспитании детей с ОВЗ не все так просто. Существующие проблемы и трудности инклюзивного образования сводятся к следующим позициям.

Во-первых, коллектив детей не всегда принимает ребенка с ОВЗ за “своего”.

Во-вторых, педагоги не могут освоить идеологию инклюзивного образования, и существуют трудности при реализации методов обучения.

В-третьих, многие родители не хотят, чтобы их нормально развивающиеся дети ходили в один класс с “особенным” ребенком.

В-четвертых, не все инвалиды способны адаптироваться к условиям обычной жизни, не требуя к себе дополнительного внимания и условий.

Дети с ОВЗ в дошкольном учреждении

Дети с ОВЗ в ДОУ – это одна из основных проблем неспециализированного детского сада. Поскольку процесс взаимоадаптации очень сложен для ребенка, родителей и педагогов.

Приоритетной целью интегрированной группы является социализация детей с ОВЗ. Для них дошкольное учреждение становится начальной ступенью. Дети, имеющие разные возможности и нарушения развития, должны научиться взаимодействовать и общаться в одной группе, развивать свой потенциал (интеллектуальный и личностный). Это становится одинаково важным для всех детей, так как позволит каждому из них максимально раздвинуть существующие границы окружающего мира.

Дети с ограниченными возможностями здоровья в школе

Приоритетная задача современного инклюзивного образования – усилить внимание к социализации детей-инвалидов. Необходима утвержденная адаптированная программа для детей с ОВЗ для обучения в общеобразовательной школе. Однако имеющиеся в настоящее время материалы разрознены и не объединены в систему.

С одной стороны, инклюзивное образование в общеобразовательной школе начинает появляться, с другой стороны, усиливается неоднородность состава учащихся с учетом уровня их речевого, умственного и психического развития.

Подобный подход приводит к тому, что существенно затрудняется адаптация как условно здоровых детей, так и детей с ОВЗ. Это приводит к дополнительным, нередко непреодолимым трудностям при реализации индивидуального подхода педагога.

Поэтому дети с ОВЗ в школе не могут просто обучаться наравне с другими. Для благоприятного результата необходимо создание определенных условий.

Основные направления работы в системе инклюзивного образования

Для полноценного развития ребенка с ОВЗ в школе необходимо работать по следующим направлениям.

Во-первых, для того, чтобы решить проблемы, рекомендуется в образовательном учреждении создать группу психолого-педагогического сопровождения. Ее деятельность будет заключаться в следующем: изучать особенности развития детей с ОВЗ и их особых потребностей, составлять индивидуальные образовательные программы, разрабатывать формы сопровождения. Данные положения должны фиксироваться в специальном документе. Это – индивидуальная карта психолого-педагогического сопровождения развития ребенка с ОВЗ.

Во-вторых, необходима постоянная корректировка приемов и методов обучения и воспитания.

В-третьих, группой сопровождения должен инициироваться пересмотр учебной программы, с учетом оценки состояния ребенка и динамики его развития. В результате создается адаптированный ее вариант для детей с ОВЗ.

В-четвертых, необходимо регулярное проведение коррекционно-развивающих занятий, нацеленных на повышение мотивации, развитие познавательной деятельности, памяти и мышления, познание своих личностных характеристик.

В-пятых, одна из необходимых форм работы – работа с семьей ребенка-инвалида. Основной целью ее является организация помощи родителям в процессе усвоения практических знаний и умений, необходимых при воспитании и обучении детей с ОВЗ. Помимо этого, рекомендуется:

  • активно вовлечь семью в работу образовательного учреждения, обеспечивая психолого-педагогическое сопровождение;
  • проводить консультирование родителей;
  • обучить семью доступным им приемам и методам оказания помощи;
  • организовать обратную связь родителей с образовательным учреждением и др.

В целом, необходимо отметить, что инклюзивное образование в России только начинает развиваться.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: