Мышление в психологии: выявляем все нюансы

Аналитическое мышление: ставим мыслительные эксперименты и моделируем проблемные ситуации

Чешский писатель и журналист Лауб Габриэль, известный своими меткими афоризмами, про кого-то сказал: «В системе его мышления система явно преобладала над мышлением». Несмотря на явную тавтологию, именно эта фраза наиболее точно описывает то, что происходит в голове у человека-аналитика. Он всё раскладывает по полочкам, улавливает мельчайшие детали, докапывается до сути всех явлений, ищет причинно-следственные связи. Он никогда не купится на кажущуюся простоту сложившейся ситуации — даже в ней будет искать подвох.

Такие люди всегда отвечают на вопрос — десятью встречными вопросами. Щёлкают логические задачки на раз-два. Решают проблемные ситуации нестандартными методами. Становятся адвокатами, детективами, учёными, журналистами, IT-специалистами. Слывут хоть и странными, но профессионалами своего дела. И всё это — благодаря тому, что у них аналитическое мышление, позволяющее оригинально смотреть на окружающий мир — не как все.

Что такое аналитическое мышление

Это целый ряд определённых способностей:

  • выделять в объекте существенные детали, незаметные с первого взгляда;
  • логически рассуждать;
  • находить скрытые причинно-следственные связи;
  • проявлять практический интеллект;
  • подвергать объект, ситуацию всестороннему исследованию;
  • взвешивать все за и против.

В его основе — 2 базовых процесса:

  • творческий (нередко основан на интуиции) — поиск информации (тех самых деталей) необычным путём;
  • формальный (основан на законах математики и физики) — анализ и синтез найденных данных, выводы.

В психологии это один из типов мышления наряду с прагматическим, синтетическим, реалистическим и идеалистическим. Не стоит путать его с логическим, который делает выводы на основе сравнения, а не причинно-следственных связей.

Самые яркие примеры проявления или непроявления аналитического мышления — реакция на задачку про людей в дымоходе и углы стола.

Пример 1

Задачка: два человека вылезли из дымохода. Один испачкался, второй — нет. Кто пойдёт умываться?

Ответ человека, не обладающего аналитическим мышлением: тот, который испачкался.

Варианты ответов человека с аналитическим складом ума:

  1. Чистый посмотрит на того, кто испачкался, подумает, что он тоже грязный, и пойдёт умываться.
  2. Грязный после того, как чистый пойдёт умываться, тоже отправится вслед за ним.
  3. И вообще, как два человека оказались вместе в дымоходе и почему один из них испачкался, а второй нет?

Пример 2

Вопрос: сколько углов получится у стола, если один из них отпилить?

Ответ человека, не обладающего аналитическим мышлением: 3 (неправильно) или 5 (правильно).

Человек, обладающий аналитическим складом ума, начнёт задавать встречные вопросы для того, чтобы ответить максимально точно:

  1. Стол традиционно прямоугольный, или круглый, или треугольный?
  2. Как именно распилили стол: если недалеко от края, то в итоге получится 5 углов; а если по диагонали — 3.
  3. А кто и зачем отпиливает угол у стола?

Если брать примеры из художественной литературы и фильмов, то наиболее яркие герои-аналитики — это всемирно известный сыщик Шерлок Холмс из цикла рассказов Артура Конана Дойла и оперативница с Петровки Настя Каменская из детективов Александры Марининой и сериала «Каменская».

Польза

Психологи и учителя рекомендуют развивать аналитический склад мышления с детства, так как он облегчает жизнь, позволяет решать сложные не только математические, но и насущные злободневные задачи:

  • видеть главное и второстепенное, акцентируя внимание на первом;
  • по достоинству оценивать преимущества и не упускать из виду недостатки;
  • выявлять все имеющиеся возможности и понимать, где начинаются их ограничения;
  • анализировать на основе опыта и новой информации;
  • делать собственные выводы и умозаключения;
  • не соглашаться с мнением большинства;
  • самостоятельно принимать решения;
  • умело пользоваться поисковыми системами для выявления нужной информации;
  • детализировать планирование своей деятельности;
  • ставить реальные цели.

В детстве склонность к аналитическому мышлению помогает ребёнку выгодно выделяться на фоне остальных детей своим нестандартным подходом к решению любых задач. Ему обычно легко даются математика, физика, химия, история. Он хорошо учится, обладает высоким IQ. С точки зрения психологии, абсолютно неконфликтен, потому что видит все минусы ссор и старается разрешить их дипломатически.

С возрастом такие люди из тысячи профессий выбирают ту единственную, которая поможет им раскрыть свой потенциал по максимуму. У них не бывает проблем с поступлением, потому что они сначала изучают статистику по разным учебным заведениям и дотошно просчитывают, в какие из них есть шанс попасть.

Соответственно, они успешны в профессиональной деятельности и продвигаются только вверх по карьерной лестнице, ведь умеют ставить реальные цели и последовательно добиваться их.

Есть психологический тест на аналитическое мышление, позволяющий определить его отсутствие или наличие и степень выраженности.

Возраст: старше 15 лет.

  • бланк с цифровыми рядами;
  • бланк с ответами;
  • интерпретация;
  • секундомер;
  • ручка;
  • бланк-черновик.
  1. Определить закономерность составления каждого из 15 рядов чисел.
  2. На основе этой закономерности продолжить ряды, вписав в каждый ещё 2 числа.

Тестовый бланк с заданием, в который следует вписывать недостающие числа:

Строго через 7 минут даётся команда «стоп».

Бланк с ответами, на основе которого анализируются результаты:

  • 0 правильных ответов — отсутствие аналитического мышления;
  • 1-5 — низкий уровень;
  • 6-7 — неудовлетворительный;
  • 8-10 — удовлетворительный;
  • 11-13 — хороший;
  • 14-15 — отличный.

Если тест показал отсутствие аналитического склада ума или низкий уровень, значит, нужно постараться его развить.

Как развить

Психологи не могут точно ответить на вопрос, передаётся ли аналитическое мышление по наследству. Данных исследований нет, поэтому делаются только предположения. Вне всякого сомнения, родители, обладающие таким складом ума, передадут свои способности ребёнку. Но у него будет лишь склонность, над которой с детства придётся работать.

Однозначно известно лишь то, что развитие аналитического мышления позволяет усилить врождённые способности, сделать их ярче, направить в нужное (практическое) русло.

В детском возрасте

Для успешного формирования аналитического мышления у ребёнка следует знать основные этапы детского психофизического развития.

Формируется наглядно-действенное мышление. Ребёнок учится такой важной мыслительной операции, как обобщение. Увидел бутылочку с молоком — сейчас его покормят. Мама сказала слово «гулять» — надо одеваться. Родителям важно не упустить этот момент и помогать малышу, расширяя его представления об окружающем мире. На данном этапе нужно прививать как можно больше традиций, вырабатывать режим дня. Если сегодня перед сном читают сказку, завтра моют в ванне, послезавтра включают мультики, начнутся проблемы с засыпанием, потому что не будет единого алгоритма действия — обобщать будет нечего.

Читайте также:
Как добиться от мужчины желаемого? (видео)

Начинает формироваться наглядно-образное мышление. Большую часть информации ребёнок поглощает визуально. На данном этапе ему так легче. Спросите у него, что такое облако. Он ткнёт пальчиком в небо или просто нарисует, но объяснять словами не будет. Родителям важно не упустить этот момент и начать тренировать воображение и зрительную память малыша. Впоследствии они станут хорошей базой для развития аналитического мышления. Что надо делать? Заниматься изотерапией, читать книжки с иллюстрациями, сочинять сказки по картинкам, наблюдать окружающую природу, замечать детали.

Формируется словесно-логическое мышление. Существенный скачок в психофизическом развитии ребёнка. Во-первых, он учится здраво, логически мыслить, рассуждать, сравнивать. Совершает простейшие операции анализа и синтеза. Делает выводы. Во-вторых, ему необходимо оформлять свою мыслительную деятельность словесно. Он расширяет лексический запас, подбирает слова, строит предложения, создаёт связные тексты. Всё это отрабатывается в школе. Родителям нужно лишь проследить, чтобы маленький ученик добросовестно выполнял домашние задания. Также на данном этапе полезно вместе с ребёнком решать задачки на логику, играть в стратегии, проходить квесты. И главное — активно обсуждать происходящее и результаты.

С возрастом у человека формируется вербально-аналитический стиль мышления — это то же, что и словесно-логическое, но уже более усовершенствованное.

Как развить взрослому

Аналитическое мышление можно развить в любом возрасте, используя следующие универсальные способы:

  1. Решать задачи: математические, физические, логические.
  2. Разгадывать кроссворды, решать шарады и ребусы, отгадывать загадки и головоломки, собирать пазлы.
  3. Играть в логические и развивающие игры, стратегии (настольные: Миллионер, Монополия; онлайн-игры: Эрудит, Маджонг).
  4. Проходить квесты.
  5. Смотреть новости для того, чтобы их всестороннее анализировать, находить свои пути решения проблем, актуальных для общества.
  6. Читать фантастику и детективы: Агату Кристи, Эрла Гарднера, Роберта Хайнлайна.
  7. Изучать системы кодов и шифров.

Обратите также внимание на нейролингвистическое программирование и нейробику. Для развития аналитического склада ума взрослым полезно ежедневно выполнять специальные упражнения.

Моделирование 1

Ежедневно сами для себя создавайте необычные ситуации, требующие постановки конкретной цели и разработки подробного плана по её достижению. Например, представьте, что вам надо добраться до Луны или организовать поселение на Марсе. Если настолько фантастические перспективы не прельщают, можно задуматься над более реальными задачами: как стать владельцем автосалона, как урегулировать конфликт на Ближнем Востоке, как воспитать ребёнка-вундеркинда.

После того, как тема моделирования выбрана, сформулируйте конкретную цель в соответствии с ней и представьте, как вы пошагово будете её достигать. Главное — не упустить ни одной детали. Надо полететь на другую планету? Продумайте, какой транспорт вы выберите, где его достанете, у кого купите билет, что вас ожидает в путешествии и т. д.

Выполняя данное упражнение, важно вовремя остановиться. Отводите на него не более 15 минут в день. Одна из отличительных особенностей аналитического ума — чётко отделять зёрна от плевел. Т. е. вот — моё воображение, с его помощью я тренирую своё мышление. А это — реальная жизнь, в которой каждая задача — на выживаемость. И нужно уметь не смешивать их.

Моделирование 2

Упражнение, похожее на предыдущее, но у него более практическое значение. Оно учит применять аналитическое мышление в реальности. Проблемную ситуацию придумывать не нужно. Возможно, она уже присутствует в вашей жизни. Например, неблагосклонное отношение начальника. Или ипотека на 15 лет, съедающая значительную часть доходов. Разрешается заимствовать жизненную трудность кого-то из знакомых (что делать: отдать больную престарелую бабушку в пансион или уйти с работы и самому за ней ухаживать?). Главное — чтобы обстоятельства были реальные.

Поставьте проблемный вопрос, который нужно решить. Соберите максимум информации по данной ситуации. Рассмотрите её со всех сторон. Найдите плохое и хорошее. Начните разрабатывать стратегический план по устранению трудности. Причём в нескольких вариантах. Люди с аналитическим мышлением всегда имеют запасные идеи на случай, если одна из версий окажется несостоятельной.

Мысленный эксперимент

Австрийский философ-позитивист, механик и физик Эрнст Мах предложил развивать аналитическое мышление с помощью мысленных экспериментов. Это форма познавательной деятельности, когда ситуация создаётся в виде эксперимента не в реальности, а в воображении.

Обязательное условие проведения — уединение и тишина.

  • Философский зомби

Представьте себе, что среди вашего окружения есть зомби. Но не такой, каких мы привыкли видеть в фильмах ужасов. А максимально похожий на обычного человека, да ещё и умеющий философствовать о смысле и бренности бытия. Он умело маскируется и ничем не выдаёт себя. Разработайте план, как вы будете его вычислять.

  • Квантовый суицид

Изучите ситуацию кота Шредингера, который стреляется в себя ружьём, работающим на распаде радиоактивного атома. Проанализируйте обе квантовые теории, которые сталкиваются в момент нажатия на курок (копенгагенскую и многомировую). Так как альтернативные реальности, в которые попадает бедный кот, уже проанализированы и описаны выдающимися умами вдоль и поперёк, вы посмотрите на эту научную загадку изнутри. Представьте себя на месте Шредингера. Что вы будете чувствовать? О чём думать? Что делать, если будет осечка?

  • Комната Марии

Мария — специалист высочайшего уровня по нейрофизиологии зрения. Она знает о цветовой гамме всё: как воспринимается каждый оттенок человеческим зрачком, какие чувства и ощущения (физические и душевные) при этом возникают. Но у неё есть большая проблема: сама она видит мир чёрно-белым. Представьте себя на её месте и ответьте на вопрос: если вы, обладая багажом знаний Марии, однажды вдруг увидите красный кленовый лист, это изменит что-то в вас как в нейрофизиологе?

По мнению психологов, подобные эксперименты Маха — лучшая тренировка аналитического мышления, потому что позволяют смотреть на привычные вещи совершенно с необычных сторон. Если данное упражнение вас заинтересовало, посмотрите также из этой серии «Теорему о бесконечных обезьянах», «Занавес неведения» и «Лотерею на выживание».

  • Тест Тьюринга
Читайте также:
Скрытая депрессия лечение: распишем все нюансы

Английский математик, логик и криптограф Алан Тьюринг задал всем информатикам непростую задачку. Сейчас бы это назвали модным словом челлендж. Нужно было создать компьютерную программу, которая в процессе живого общения с человеком убедила бы его в том, что она — такой же реальный человек. Это был лишь вопрос времени. В 2014 году российские программисты всё-таки смогли разработать такое чудо XXI века. Более 33% людей, переписывавшихся с искусственным интеллектом, который называл себя Юджином Густманом, поверили, что это настоящий 13-летний мальчик.

Пройдите тест Тьюринга — представьте общение с компьютерной программой, которая не уступает вам по интеллекту (а может, даже превосходит). Посмотрите копии и скриншоты переписки Густмана с реальными людьми. Разработайте алгоритм его разоблачения. Продумайте вопросы и ответы. Как вы будете выводить его на чистую воду?

Развивать аналитическое мышление — это не только полезное, но и весьма увлекательное занятие. Некоторые игры и упражнения настолько захватывают внимание, что невозможно бросить, пока не выполнишь задание до конца. Полгода таких тренировок — и вы увидите, как изменится ваша жизнь к лучшему. Вы научитесь конструктивно и быстро решать проблемные ситуации без лишних переживаний.

Мышление человека: определение, особенности и виды

Мышление – это осознанное понимание всех аспектов действительности, суждения о явлениях мира, поиск логических связей и навык абстрактного представления. В этой статье мы расскажем подробно о том, что такое мышление, какими особенностями оно обладает, какие бывают способы мыслительной деятельности человека.


Характерные черты

Необходимо сказать, что наше восприятие мира и его явлений определяется через тот объем знаний, который мы уже имеем. Процесс сравнения между собой различных предметов и явлений – это, можно сказать, именно то, что называют мышлением.

Цели мыслительного процесса – проанализировать и определить связи и свойства новых предметов и явлений, найти решения задач и сформировать новые мысли. Таким образом, познания и умозаключения – то, что дает человеку мышление.

Если взять природу мышления, то оно определяется причинно-следственными связями. Также оно связано с нашей памятью. Ведь благодаря ей мы можем анализировать объемы информации и создавать что-то новое в результате мыслительной деятельности. Именно причинно-следственный тип мышления – это основная способность людей, которая позволяет изучать новое. Однако следует также отметить, что зачастую мы мыслим шаблонами. Но для эффективного изучения окружающей действительности существуют и другие типы мышления.

Работа мышления

Основной задачей мышления является изучение сложной реальности и понимание ее взаимосвязей. При этом мы используем следующие приемы для работы с информацией:

  • анализ;
  • синтез;
  • абстрагирование;
  • сравнение;
  • классификация;
  • обобщение.

Любой процесс мышления помогает нам усваивать новую информацию. При этом мы применяем три формы мышления, а именно – понятие, умозаключение и суждение.

Сам процесс мышления, к чему оно относится и как проявляется, до сих пор изучают в философии и психологии. При этом подходы различные. Есть понимание, в чем суть мышления, но на некоторые вопросы до сих пор ответов нет.

Мышление имеет несколько стадий развития:

  • Предметное-действительное мышление – непосредственное осознание объекта.
  • Наглядно-образное – возможность создавать образы в уме.
  • Абстрактное или словесно-логическое мышление – выполнение логических операций в уме.

Скорость мышления

Следует сказать, что мы воспринимаем окружающий мир посредством двух типов мышления – быстрого и медленного. Быстрое эвристическое мышление – это неосознанное принятие решений. Оно происходит благодаря жизненному опыту и инстинктам. Работа быстрого мышления происходит в автоматическом режиме. Однако такое мышление не всегда бывает верным. Ведь в процесс принятия решений здесь вмешиваются эмоции, стереотипы и предвзятость.

Также все люди имеют медленное или рациональное мышление. Оно считается ленивым и нуждается в специальном фокусировании и усилиях. При этом информация анализируется. Любую ситуацию можно оценивать как быстрым, так и медленным мышлением, все зависит от рациональности.

Логика и анализ

Следует сказать, что благодаря базовой функции логики мы можем собирать наблюдения в определенную картину мира. Среди базовых функций логики можно выделить следующие:

  • дедукция;
  • индукция;
  • абдукция;
  • ассоциация.

Очень важным навыком человека является аналитическое мышление. Любое мышление может быть как критичным, так и нет. При некритичности мышления человек не анализирует достоверность информационных источников. Этот навык следует развивать, чтобы не оказаться под влиянием недостоверной информации, которой в настоящее время хватает с избытком. Навык критичности мышления позволяет:

  • быстро обучаться;
  • делать выборку верной информации;
  • давать логичное объяснение своей позиции;
  • понимать окружающих;
  • контролировать свои эмоции;
  • производить общее осмысление ситуации.

Чтобы быть критичным, нужно обладать следующими навыками:

  • скептицизм;
  • объективность;
  • предвзятость;
  • развитая логика.

Необходимо сказать, что у любого критического мышления есть примерно десять правил, которых следует придерживаться: обдумывать информацию, беречь умственные силы, уметь выжидать, понимать свои ограничения, помнить о невосполнимых затратах, оценивать стратегию, помнить о правиле среднего, искать опровержение информации и знать свои ценности. Навык критического мышления позволяет ярко выражать свои мысли и не становиться жертвой клипового мышления.

Научное мышление

Рассуждая о том, какое бывает мышление у человека, следует выделить научное мышление, как один из способов изучения окружающего мира. В таком мышлении есть четкий и жесткий алгоритм нахождения и проверки информации. Для такого мышления определяющим фактором является минимизация личного интереса и применение различных форм анализа.

Творческое мышление

Оно создает новые идеи и открытия. При этом мозг активирует оба полушария, в отличие от обычной мозговой деятельности. Есть мнение, что новые идеи – это творческое смешение старого и нового. Такое концептуальное мышление применяли многие великие люди прошлого, например, Ньютон, Моцарт, Пикассо. Все они зачастую выходили за привычные рамки и нарушали общие правила.

Системное мышление

Системное мышление позволяет почувствовать взаимосвязи между предметами и явлениями, а также определять корреляцию событий. Такое мышление обычно используют для решения проблем. При этом понимается причина возникновения проблемы. Подход системного мышления заключается в нелинейности. Оно позволяет увидеть самые мелкие взаимосвязи, поэтому считается надежным.

Читайте также:
Как тельцы проявляют симпатию? (видео)

Стратегическое и тактическое мышление

Стратегическое мышление – это навык, благодаря которому можно добиться поставленных целей. Если при этом вы владеете специальными техниками, то обладаете стратегическим мышлением. В чем особенность данного типа мышления? Стратегия и тактика взаимосвязаны, так как тактика является частью стратегии. Другими словами, чтобы выполнить долгосрочную стратегическую цель необходимо сделать конкретные тактические действия, которые прозрачны и ведут к исполнению стратегических целей.

Стратегия зачастую является искусством, так как она всегда учитывает множество вариантов развития событий. Поэтому стратегическое мышление – это умение осуществить свои мысли и идеи при большом варианте исходов событий. Стратегия способствует возможности действовать более эффективно, а также развивает память и концентрацию.

Мышление человека нуждается в постоянном развитии. Ведь именно благодаря развитому мышлению мы можем правильно анализировать данные, логически рассуждать и делать грамотные умозаключения, понимать окружающий мир и людей, быстро реагировать на различные ситуации и принимать верные решения. У Викиум есть полезный курс «Развитие мышления». Он научит всему, что должен уметь человек, обладающий острым умом и способностью быстро и эффективно мыслить. Развитое мышление является определяющим фактором успеха в современном обществе.

Рассмотрение методик изучения мышления

Характеристика методик исследования мышления

Методики исследования мышления характеризуются большим разнообразием в соответствии с аспектами диагностики. Например, методики изучения мышления «Толкование пословиц» сконцентрированы на исследовании мыслительного уровня, целенаправленности мышления, понимания и оперирования переносным смыслом текста, дифференцированности и целенаправленности суждений, включая степень их глубины, уровень развития речевых процессов.

С помощью методики «Простые аналогии» выявляется характер логических связей и отношений между понятиями. Тест «Сложные аналогии» используется как один из способов выявления того, насколько ребенку доступно понимание сложных логических отношений и формирование абстрактных связей. Тип методики «Сравнение понятий» используется в обучении для исследования операций, представленных сравнением, анализом и синтезом в мышлении.

Методики на мышление необходимы любому психологу, ему необходимо использование даже нескольких из них не только по причине наличия различных аспектов их исследования, но и по причине стимульного материала. В работе важно использование вербальных и невербальных методик, особенно при действиях с больными, которые имеют заболевания в области зрения, или с пожилыми людьми.

Различные методики исследования мышления

Методы исследования мышления можно рассмотреть на некоторых примерах.

  1. «Исключение лишнего» (предметный вариант). Цель: изучить и выявить коммуникативные способности, способности абстрагироваться, выделять существенные признаки.

Материал: карточки с изображением 4 предметов.

Инструкция: «Взгляните на данные рисунки. На них изображены четыре предмета, из которых три являются сходными между собой. Для них необходимо найти одно название. Четвертый предмет не подходит к остальным. Какой из предметов является лишним и как можно назвать остальные три при объединении их в одну группу?»

Исследователь и испытуемый производят разбор и решение первого задания. Другие участники по мере возможности работают самостоятельно. Если при проведении испытания испытуемый не может сформулировать мысль, то исследователь может задать наводящие вопросы. В протоколе записывается номер карточки, название предмета, исключенного испытуемым, слово или выражение, посредством которого он обозначил три оставшиеся предмета, объяснения, заданные вопросы и ответы.

  1. «Исключение лишнего» (словесный вариант).

Материал: бланк с сериями из 5 слов (рис. 1).

Инструкция: «В каждой строке вы видите 5 пять слов, четыре из них объединяются в одну группу с одним названием, при этом одно слово нельзя отнести к этой группе. Задача состоит в определении этого слова и его исключении.

Рисунок 1. Бланк для словесного варианта

В случае, если испытуемый справился с первыми 3-4 заданиями, ошибаясь по мере их усложнения или верно решая задание, без объяснения своего решения, не способен подобрать название для группы предметов, то исследователь делает вывод о нарушениях в его интеллекте.

При объяснении испытуемым причины объединения предметов в группу не в соответствии с их родовыми или категориальными признаками, а в зависимости от ситуационных критериев (ситуация, в которой каким-то образом участвуют все предметы), можно говорить о конкретном мышлении, неумении выстраивать обобщения по существенным признакам.

Рисунок 2 включает шкалу для оценки уровня операции обобщения.

Рисунок 2. Шкала оценки уровня развития операции обобщения

3. «Числовые ряды».

Цель: Исследование математического мышления с позиции логического аспекта.

Материал: бланк, содержащий напечатанные на нем примеры.

Инструкция: «На листе изображено 7 рядов чисел с определенной закономерностью построения каждого ряда. Необходимо ее определить, вписав недостающие числа». Время, которое дается на выполнение задания, составляет 5 минут.

Интерпретация: В случае, когда испытуемому трудно решать подобные задания, можно говорить об отсутствии умения анализировать цифровой материал, находить скрытые закономерности. По этой причине логическое мышление испытуемого считается слабо развитым.

Методика «Выделение существенных признаков»

Цель: Исследование особенностей мышления, способностей дифференцировать существенные признаки предметов или явлений от несущественных, второстепенных. В соответствии с характером выявляемых признаков судят о преобладающем стиле мышления — конкретное или абстрактное (рис. 3).

Материал: Лист с рядами слов, каждый из которых включает 5 слов в скобках и 1 перед ними.

Инструкция: «В каждой строке задания есть одно слово, которое стоит перед скобками, далее следует 5 слов в скобках. Все слова в скобках относятся к тому, которое стоит перед скобками. Необходимо выбрать только два слова, имеющие максимальную связь со словами перед скобками».

Интерпретация: Существование в большей мере ошибочных суждений характеризуется преобладанием конкретно-ситуационного стиля мышления, господствующего над абстрактно-логическим. Когда испытуемый вначале отвечает с ошибками, а впоследствии их исправляет, то психологически это интерпретируется поспешностью и импульсивностью.

Оценку результатов осуществляют по форме, приведенной на рис. 4.

Рисунок 3. Шкала для оценки стиля мышления

Рисунок 4. Оценка результатов по методике «Выделение существенных признаков»

Приведенные методы изучения мышления, которые используются в психологии при исследовании мышления больных, приведены далеко не полностью.

Эффективное мышление — ментальное NZT

“Не понимаю, что такое с людьми: они учатся не через понимание, а каким-то другим способом – механическим запоминанием, что ли. Из-за этого их знания очень шатки!” Ричард Фейнман.

Как есть сейчас

Как происходит обычное обучение, особенно в новых областях.

Читайте также:
Как понять что мужчина любит женщину?

Модель обучения.

Сначала на тебя обрушивается некий рассказ с кучей непонятных терминов. Тут нет даже надежды понять, ты пытаешься запомнить с возможностью “осмыслить потом”. Но “осмысление потом” наступает не сразу, потому что нет понимания всего механизма осмысления.

Дальше ты наталкиваешься в ходе обучения на кучу свидетельств о том, что именно означают те или иные термины и “как вообще все работает”. Фактически ты шарахаешься по осваиваемой области от угла к углу, околослучайным образом получая понимание некоторых вещей.

Можно, конечно, задавать вопросы специалистам. Но дополнительная сложность в том, чтобы отличить глубоко понимающего специалиста от человека, выдающего набор “кешированных мыслей”.

В итоге понимание чудовищно далеко от полного, а о применении уже и речи не идет. Вот отсюда растут ноги у высказывания “забудьте все чему вас учили”. Обычно так говорят, когда молодой специалист устраивается на свою первую работу.

Конечно, это утрированная картинка. В реальности это некое состояние между “тотальным пониманием” и “тотальным непониманием”.

Ключевая идея

“Чего не могу воссоздать, того не понимаю.” Ричард Фейнман.

В основе продуктивного мышления лежит очень простая идея – понимание должно окупаться.

Окупаемость – это когда понимание дает тебе возможность предсказать результат действия с какой-либо сущностью.

Например, понимание хрупкости хрустального фужера позволяет предсказать, что будет, если уронить этот фужер с высоты 1,5 метра на бетонный пол.

Понимание упругости резинового мяча позволяет предсказать, что будет, если его уронить с той же высоты.

Техника мышления

Состоит из трех простых шагов.

Выделяем ключевые высказывания.

Делаем их окупаемыми.

Строим из них цепочку (модель).

Формулировка простая, но содержит ряд не очевидных вещей. Нужно разобраться, что такое ключевые высказывания, как их выделять в речи. А также как их делать окупаемыми. Этим и займемся. А чтобы это сделать, нужно разобраться, а что такое речь вообще?

Структура речи

С точки зрения эффективного мышления речь состоит из двух основных частей.

Главного блюда – цепочка высказываний, в которой содержится основной смысл.

Гарнира – дополнительной информации, которая никак не меняет основной смысл, служит для увлечения аудитории, создания контекста “истории”. В общем то, что сейчас называют сторителлингом.

Очень часто речь выглядит как огромный привокзальный пирожок-лапоть. Большой со стороны, но, когда начинаешь есть, обнаруживаешь, что до начинки придется прогрызаться довольно долго.

После понимания этой структуры важно разделять два вида восприятия. И осознанно делать выбор, какое восприятие сейчас включить, и какой после этого будет результат.

Первый тип восприятия – кушаем гарнир вперемешку с основным блюдом и наслаждаемся вкусом.

Плюсы – легче погружаться в историю, получать чувственно – эмоциональное удовольствие.Минусы – умелый оратор легко приведет вас к любым выводам. Ну а если содержание вполне правдиво, то качество его освоения и понимания будет кратно хуже. Не спешите возражать. Попробуйте применить, сравнить и все увидите сами.

Второй тип восприятия – жестко отсекаем гарнир и проводим строгий анализ основного блюда.

Плюсы – понимание становится максимально возможным. Появляется ясное понимание, какие именно вопросы надо задать, чтобы сделать картину предельно ясной. Именно эти вопросы легко выведут на чистую воду шарлатана в одном случае либо произведут впечатление искренней заинтересованности на хорошего специалиста в другом.

После проделанной работы наградой будет чувство удовлетворения.

Минусы – погрузиться с головой в рассказ и релакснуть уже не выйдет. Если предмет беседы сложный, то можно серьезно утомиться.

Высказывание

“Я притормозил — на первом попавшемся месте — и внимательно прочитал следующее предложение. В точности я его не помню, но оно было очень похожим на такое: «Индивидуальный член социального сообщества нередко получает информацию по визуальным, символьным каналам». Повертел я это предложение так и сяк и наконец перевел его на нормальный язык. Знаете, что оно означало? – Люди читают”. Ричард Фейнман.

В этой части мы наконец начнем махать шашкой, кромсать любое повествование как нам надо и встраивать себе в мозги комбайн гениальности (гипербола :-).

Важно отделить ключевую информацию от сопровождающей. Содержимое от упаковки, зерна от плевел. Для этого разберемся, что такое высказывание. Обратите внимание, что я имею ввиду именно высказывание в рамках моей системы, а не, скажем, в рамках традиционной логики.

Высказывание – это предложение, упрощенное до вида:

сущностьдействиесущность“.

Примеры:

Коровы – дают – молоко.

Я – играю на – гитаре.

Дети – любят – сладкое.

Витамины – являются – полезными.

Фишка – не забывать что в русском языке часто опускается глагол “являться”. Например предложение “Цветок желтый” = “Цветок является желтым”.

По умолчанию мало кто предоставляет информацию в таком виде и мыслит такими категориями. Поэтому применяем приемы.

Прием. Упрощение.

По простому – выкинуть все лишнее. Можно делать двумя способами. Первый – разбивать предложение на несколько высказываний. Второй – делать из длинного предложения одно высказывание.

Примеры:

“Хорошо было бы уметь замечать ситуации, в которых ты видишь вещи не такими, каковы они есть, а такими, какими хочешь видеть.”

У тебя есть желаемое.

Реальность заменяется желаемым.

Ты хочешь замечать это.

Одно предложение разбили на 3 простейших высказывания. Почему на 3? Потому что попытка сделать только одно высказывание приводит к тому, что остальное надо подразумевать или домысливать. Подразумеваемое – значит неявное. А с неявным сложнее работать и там проще допускать ошибки.

Или другой пример:

“Джулия Галеф назвала мотивацию и способность видеть вещи такими, каковы они в действительности, «мышлением разведчика» и написала о нем книгу «The Scout Mindset.”

Видение реальности является мышлением разведчика.

Почему так? Потому что у каждого повествования есть цель. В данном случае Джулия в своей книге рассказывает о неких приемах мышления. Имеют ли фамилии, названия книг, даты отношение к тому, как работают эти приемы? Очевидно нет. Поэтому достаем шашку и с залихватским свистом, без сожаления, отсекаем это все в мусорку.

Читайте также:
Почему парень не хочет целоваться?

Для чего все это нужно.

Во-первых, мы можем в голове удержать ограниченное количество мыслей, идей. И если пытаться воспринимать все, то потеряешь главное.

Во-вторых, нам надо будет работать с высказываниями. Чем высказывания проще – тем проще и быстрее с ними работать. Чем быстрее мы с ними работаем – тем больше операций в единицу времени можем сделать. Чем больше операций – тем круче мы понимаем построенную в голове модель (цепочку ключевых высказываний).

Аналогия

Метафорически можно представить, что мы строим механизм, состоящий из шестеренок. Под шестеренкой имеется ввиду сущность. Очень похожая штука(немного с другой стороны) описывается тут как шестереночность.

Первый вопрос, который мы себе задаем: “А как мы можем двигать (крутить, перемещать) шестеренку?

Второй: “А что будет с самой шестеренкой, если мы ее так покрутим/подвинем?”

Третий: “А что будет с ближайшими шестеренками, если мы покрутим/подвинем эту?”

Если уйти от метафоры к реальности, то мы берем сущность и спрашиваем себя – Какие у нее есть свойства? Как только находим какое-либо свойство – начинаем его менять и спрашивать себя – А что при этом будет?

Изменение свойства и есть то, что я понимаю под “крутить/вертеть/двигать”. Ответ на второй и третий вопрос – и есть то, что я понимаю под прогнозом. Перейдем к реальным примерам.

Делаем окупаемым.

Окупаемость – это возможность строить точные прогнозы. Прогноз – это ответ на вопрос – “А что будет, если сделать вот так?”

Окупаемость возможна, только если мы понимаем суть явления. И здесь мы наталкиваемся на основную ловушку и одновременно дикий буст к производительности мышления. Сначала сформулирую, потом поясню на примерах.

Ловушка: очень часто понимание сути заменяется пониманием слов.

Последствия: понимание слов не позволяет делать точные прогнозы.

Пример окупаемости и точных прогнозов. Есть предложение:

У нас есть сущность – деревянный куб небольшого размера. Начинаем крутить/вертеть. У куба есть свойство – положение в пространстве. Если это свойство менять, то получим такие вопросы:

“А что будет если куб положить на пол на одну из его граней?”

“А что будет если куб поставить на пол на ребро?”

Очевидно, мы можем точно ответить на эти вопросы. В первом случае куб не будет двигаться никак. Во втором – куб упадет на одну из граней и после перестанет двигаться.

Пример понимания слов без понимания смысла. Есть предложение:

Есть сущность – нота. Казалось бы, все понятно. Поскольку нота – это звук, значит у ноты есть те же свойства, что и у звука, например, высота. Меняем это свойство и получаем вопросы:

“А если звук сделать выше/ниже на несколько герц – будет ли он нотой?

“Всякий ли звук – нота?”

“Если не всякий звук – нота, то что отличает ноту от не ноты?”

“Сколько всего существует нот?”

Если вы можете ответить на эти вопросы – мои искренние поздравления, у вас настоящее понимание сущности “нота”. Если же нет, то это тоже нормально. Большинство людей принимают понимание слов за понимание смысла. Ведь с точки зрения понимания слов предложение про ноту абсолютно ясно, ни одного незнакомого слова.

То есть мы берем сущность и начинаем менять ее свойства. Крутить-вертеть так и эдак. Если мы понимаем, что при этом будет, то мы хорошо понимаем сущность. Если не понимаем – то понимание заменяется ощущением, что слово нам хорошо знакомо.

Выстраиваем ментальную машину.

Сама постройка заключается в следующем:

Строим первое высказывание(вербально, отсекаем лишнее).

В высказывании проверяем на окупаемость как сущности, так и действие. Если окупаемости нет – задаем вопросы и ищем на них ответы.

Удерживаем сущности и действия в воображении в виде образов.

Добавляем следующее высказывание.

Ищем с помощью какого действия или сущности второе высказывание сцепляется с первым. Иногда это указано явно, иногда – не указано совсем. Если не указано, а как бы “подразумевается”, то надо сделать подразумеваемое новым высказыванием и явно покрутить шестеренки, из которых оно состоит.

Делаем второе высказывание окупаемым.

Добавляем сущности и действие второго высказывания в виде образов в картинку.

Пытаемся покрутить/поизменять получившуюся сцепку.

Повторяем шаги 4-8 для каждого нового высказывания.

В итоге в воображении у нас будет модель, каждый элемент который нам понятен досконально. А значит, модель превращается в единый механизм, который, в свою очередь, мы можем менять как хотим или применять как инструмент где угодно.

Выглядит громоздко, но в реальности многие шаги можно делать очень быстро. А после того как “набьешь руку”, можно практически мгновенно отличать окупаемые сущности/действия от неокупаемых.

Основные ошибки:

“Они потратили кучу времени на запоминание подобных вещей, тогда как их можно было найти и просмотреть за пятнадцать минут.” Ричард Фейнман.

Пропускать какие-либо сущности/действия, поскольку они кажутся тебе очевидными. Может они и очевидны в других контекстах. Но не факт, что будут очевидны в этом. Также может быть очень не очевидно их влияние/сцепка с соседними сущностями/действиями.

Лениться крутить/вертеть сущности и действия. Понимание никогда не выстраивается через запоминание. Только через интерактив с сущностями и действиями.

Преимущества

Воспринимаешь модель сразу на уровне “готов применять”.

Дико экономишь время.

Получаешь готовый набор вопросов для уточнения модели.

При упоминании какой-либо сущности у тебя сразу появляются сцепленные с ней/ранее проработанные сущности/действия. И ты сразу можешь нагенерить кучу идей/вопросов. Либо выявить несоответствия.

В общем финальный итог (который приходит с практикой) – это плюс-минус результат действия NZT в фильме “Области тьмы”.

Изначально я хотел вместить в статью все – и приципы и примеры. Но получилось слишком громоздко. В итоге буду писать продолжение. Ссылку на продолжение, как только оно будет написано – вставлю прямо сюда, в постскриптум.

Читайте также:
Как влюбить в себя мужчину козерога?

А вообще я занимаюсь обучением мышлению на английском языке. Все принципы, изложенные в статье я использую при разработке своих марафонов.

Что такое мышление: дивергентное, клиповое, и зачем нам дедукция?

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Мы можем воспринимать предметы: их цвет, форму, размер. Выстраивать между ними логическую цепочку. Представлять в голове с закрытыми глазами. А также размышлять об абсолютно абстрактных вещах и строить планы на будущее.

Всё это обеспечивает наше мышление. Оно безгранично в своих функциях и проявлениях. На сегодняшний день до конца не изучены все процессы. Но кое-что интересное мы вам всё-таки здесь расскажем.

Мышление – это.

Мышление – это познавательный процесс, с помощью которого отражается окружающая нас реальность, способ взаимодействия с внешним миром. Часто мышление связано с задачей и проблемой, которую нужно решить.

Оно имеет две важные особенности:

  1. Это опосредованность. Человек сначала воспринимает информацию через органы чувств. Через эти ощущения формируется представление об объектах. К одним свойствам доходишь через другие, на основании фактов можешь размышлять о более широких вещах.
  2. Второе – обобщённость, которая связана с первой особенностью. Все свойства предметов объединяются между собой. И человек соединяет их во время мышления как пазл, и таким образом проявляется общая картина мира.

Как ранее говорили, мышление активно работает при разрешении возникшей ситуации. Процесс постепенного развертывания мышления можно описать в 4 этапа:

  1. Осознание наличия проблемы после анализа информации на протяжении какого-то периода.
  2. Формирование гипотез и поиск решений.
  3. Проверка гипотез.
  4. Решение проблемной ситуации.

” alt=””>

Понятие, суждение и умозаключение

Выводы – это наиболее сложная форма и продукт мышления.

Существует 3 основных метода умозаключений:

  1. Дедукция – от более общих вещей, которые анализируются, к деталям. Здесь не обойтись без формирования логических связей.
  2. Индукция – это, наоборот, от более мелких факторов к обобщению.
  3. Аналогия – даёт возможность переносить знания со знакомого предмета на похожий.

Суждения — как самый маленький кирпичик мышления – озвучил Платон. Но размышляя дальше можно выделить «понятие». На их фоне, собственно, и строятся простые суждения. Соответственно, сложные – из простых.

Умозаключения – это форма абстрактного мышления, когда из старой информации вытекает новая. Важно, что при этом не задействуются органы чувств. Данный процесс уже не зависит от данных, которые человек получает извне во время мышления.

Мыслительные процессы

Чтобы решить какую-то задачу и раскрыть сущность явления/ситуации, активизируются мыслительные процессы. В зависимости от цели, применятся тот или иной вид обработки информации.

Анализ и синтез

Синтез – это объединение деталей, свойств и действий в целостную картину в зависимости от отношений между этими частями.

Анализ – это обратный синтезу процесс, который заключается в раскладывании целого на меньшие кирпичики.

Люди могут делать это практически, подключая мышление. Например, в детском садике, на работе. Наглядным и простым примером может послужить тот же конструктор или строительство дома.

Это также может происходить исключительно логически в голове, разбирая общую ситуацию на отдельные важные нюансы. Например, раскрывать разные стороны нового знакомого, хотя перед этим у вас сложился предположительный образ его личности.

Сравнение

Сравнение – это установление различия и сходства между объектами и явлениями.

В основе этого процесса лежит анализ. Поскольку сначала нужно выделить несколько основных признаков, чтобы потом их сопоставлять.

Сравнение может быть поверхностным и глубоким в зависимости от потраченного времени и способности анализировать детали. А также односторонним и многосторонним – нужно ли было человеку обратить внимание только на один аспект, или была важна их совокупность.

Конкретизация

Конкретизация – это уточнение, детализирование свойств и описания какого-то предмета или ситуации. Когда лучик внимания полностью нацелен в одну точку, и мышление работает только в этом направлении.

Абстрагирование

Абстрагирование – это противоположность приведенному выше понятию. Человек отвлекается от всех черт предмета, чтобы более детально рассмотреть одну характеристику. Дабы другие не мешали и не влияли на восприятие. Именно с помощью этого процесса учёные работают над своими теориями и изобретениями.

Виды мышления в психологии

Ещё в школе нас учили, какие виды мышления существуют. Не уверены, что эта информация сохранилась в полном формате, поэтому напомним.

Наглядно-действенное

Этот вид мыслительного процесса опирается непосредственно на восприятие предметов, поэтому с него начинается развитие младенца. По-другому его можно назвать конкретным или практическим. Направлено на решение технических задач.

В этом типе мышления взаимодействуют умственная и практическая часть. Здесь важными аспектами выступают:

  1. наблюдательность и особое внимание к деталям;
  2. использование рабочих схем;
  3. умение быстро переходить от мысли к действию.

Наглядно-образное мышление

Тут на сцену уже выходят образы и представления человека, его фантазия. Информацию, которую человек воспринял из окружающего мира, он воплощает в различные образы в своей голове.

Во время такого мышления могут появляться абсолютно разные картины, которые раньше не виделись в реальности. Создаются креативные идеи. Этот вид мыслительного процесса отлично развит в творческих личностях и у изобретателей.

Словесно-логическое

Состоит из понятий и логических связей между ними. Как правило, в большей мере нужно для того, чтобы установить связь между происшествиями, предметами, людьми.

По-другому называют абстрактным. Поскольку сюда входит и возможность представлять вещи, которые невозможно увидеть или потрогать в реальности. Например, любовь или счастье.

Все типы мышления связаны между собой и часто одинаково развиты в человеке. В зависимости от ситуации, активизируется наиболее подходящий, чтобы решить задачу.

Качество мышление

Поскольку мышление – это один из психических процессов, то оно так же индивидуально, как и характер или темперамент.

Можно охарактеризовать его по таким критериям:

  1. Широта – умение охватить большой спектр вопросов, наличие знаний в разных отраслях, способность к творческому мышлению.
  2. Глубина – умение предусмотреть наперёд ситуацию после анализа, возможность проникнуть в суть.
  3. Гибкость – быстро менять свою стратегию в зависимости от того, как изменяются обстоятельства. Использование разных видов тактики, а также способность находить новые способы решения.
  4. Самостоятельность – умение самому поставить правильно цель и найти к ней подход. Здесь также проявляется креативность и творческий потенциал.
  5. Оригинальность – способность производить новые идеи, которые отличаются от общепризнанных.
  6. Инициативность – постоянное желание привнести что-то своё; решить задачу, если тебя ещё не сделали исполнителем.
Читайте также:
Отцы и дети все герои

Критическое мышление

Ещё одна важная характеристика – это критичность. Именно с ней человек может объективно оценивать окружающий его мир.

Критическое мышление – это система суждений для анализа всего вокруг, на основе чего делаются выводы. Опираясь на логику и причинно-следственные связи, можно определить, что действительно является правдой.

Несколько практических примеров использования:

  1. Эффективное решение задач в быту и на работе. Достижение цели более быстрое и точное.
  2. Распознавание реальных аргументов из набора слов при общении с другими.
  3. Использование в качестве доказательств мнение действительно знающих лиц (экспертов). Умение грамотно оперировать фактами, чтобы доказать свою точку зрения, вести дискуссию.
  4. Определение ключевых идей в книгах и на лекциях.
  5. Умение понимать чужое мировоззрение.

Что умеет человек, у которого хорошо развито критическое мышление:

  1. быть убедительным;
  2. внимательно слушать и изучать информацию;
  3. анализировать и критиковать;
  4. грамотно изъясняться;
  5. с легкостью обосновывать свою точку зрения;
  6. быстро принимать решение в новых ситуациях;
  7. эффективно интерпретировать;
  8. логически рассуждать;
  9. формировать и озвучивать собственные суждения.

” alt=””>

Дивергентное и конвергентное мышление

Эти сложные названия используются, как правило, для описания работы в коллективе. Но сие может касаться и размышления в голове одного человека. Сейчас всё объясним доступным языком.

Дивергентное мышление – это открытие и высказывание новых идей без возможности критиковать и обсуждать. Такой тип мыслительного процесса позволяет не останавливать свою фантазию и выдавать целые потоки иногда хороших решений задач, иногда полной ахинеи.

Соответственно, конвергентное мышление – это оценка и анализ идей на брейншторме. Во время такого рационального отбора много решений сразу отбрасываются. А другие по повторному кругу поддаются критическому мышлению.

Для того, чтобы можно было найти выход из ситуации быстро и эффективно, не стоит впадать в крайности. Поскольку можно как наплодить огромную кучу нереалистичных идей, так и застрять в аналитическом ступоре, боясь что-то предположить.

Клиповое мышление

Клиповое мышление – относительно новое понятие, которое описывает работу психики современного поколения. Мир сегодня предполагает огромный поток информации. И речь уже не идет, чтобы её хоть как-то «изучить» всю, можно успеть только пробежать поверхностно (по диагонали).

Клип означает вырезку из видео или текста. Так и человек воспринимает окружающую действительность по кускам, которые никак между собой не связаны. И это является огромной проблемой современного человечества.

Людям всё сложней мыслить логически и рассуждать, делать новые выходы из ситуаций. Невозможность принимать решения заключается в том, что в памяти не задерживаются данные. Поэтому нет основы для мышления и фантазии.

Кроме примитивных фильмов и простых текстов в книгах, рекламодатели также пользуются моментом. Их материал направлен на эмоциональную зацепку, а не осмысление.

Философ из России К.Г.Фрумкин выделил 5 факторов, которые больше всего влияют на развитие клипового мышления:

  1. Многозадачность.
  2. Большой поток информации с разных сторон.
  3. Развитие технологий и соцсетей, которые множат количество той же информации.
  4. Рост демократии, поэтому – и изобилие мнений и выражений своей позиции.
  5. Бешеный темп жизни, при котором надо всё успевать.

В этом есть, конечно, и положительные стороны. Умение быстро просматривать новые данные и адаптироваться под ритм.

Но при этом стоит не забывать читать объёмные книги, где представляется критическое мышление. По возможности отказаться от многозадачности и делать всё постепенно. А также планировать выходные с выездом за город, где всё ещё так же тихо и спокойно.

Автор статьи: Марина Домасенко

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

Хотя описанный процесс постепенного развертывания мышления кажется логичным и правильным, на практике это не всегда бывает именно так. После осознания наличия проблемы лишь немногие люди начинают конструктивно решать задачу. Проблема в том, что в эту логичную цепь вмешиваются эмоции и страхи, что порождает еще несколько стадий. Это небезызвестные гнев, торг, отрицание, апатия.

Вот оказывается сколько видов мышления существует, но ведь все они я сводятся к одному очень простому алгоритму, он заключается в том, что наш мозг получает информацию, обрабатывает её и выдает результат, такой же алгоритм люди заложили и в компьютер.

Что до критического мышления, то здесь главное не превратиться из конструктивного критика в Фому неверующего.

Мышление

Мышление является высшим психическим процессом в человеческом сознании. Эта способность во многом определяет успешность человека в жизни, ведь от неё зависит умение решать повседневные задачи, добиваться поставленной цели.

Что такое мышление

Многие учёные и философы разных эпох делали упор на то, что мыслительные процессы являются отличительной чертой человеческого сознания и являются самой сущностью человека. «Я мыслю, следовательно, существую», – утверждал Декарт. Паскаль говорил, что человек – это «мыслящий тростник».

Результатом мышления является мысль – понятие, идея, смысл. Мыслительные процессы противопоставляются низшим формам познания реальности, свойственным и животным – ощущению и восприятию.

То, что мышление является содержанием и сущностью человеческой деятельности, можно понять по тому факту, что оно окружает нас буквально повсюду. Мышление лежит в основе всей человеческой науки, искусства, политики, религии. Так, многие человеческие постройки обладают не только утилитарным назначением, но и символическим: определённое значение имеют архитектура здания, его расположение, характер подсветки, даже материалы, из которых оно было построено.

Мышление имеет одну отличительную особенность по сравнению с другими формами познания. С его помощью можно получить такую информацию о предмете, которая не может быть воспринята непосредственно. Это достигается с помощью таких мыслительных процессов, как дедукция и аналогия.

Читайте также:
Как удивить мужчину льва в постели?

Виды мышления в психологии

Выделяется несколько видов мышления в психологии.

Все они представляют собой как бы различные уровни представления действительности, разные уровни абстрагирования:

  • Наглядно-действенное мышление. Это первичный уровень осмысления действительности. В данном случае мыслительные процессы ещё не отделяются от действий. Человек как бы «мыслит руками». Такое мышление является преобладающим у детей до трёхлетнего возраста. Так, ребёнок сравнивает предметы, прикладывая их друг к другу; синтезирует и анализирует, строя из кубиков «домик» и ломая игрушки; обобщает и классифицирует, раскладывая кубики по цвету, форме и размеру. У взрослых такое мышление не исчезает, а лишь отходит на второй план; оно задействуется в тех случаях, когда точно предсказать события не представляется возможным: при освоении малознакомой техники, перестановке мебели и т. д.
  • Наглядно-образное мышление. Это более высокий уровень осмысления действительности. Здесь уже мыслительные процессы опережают действия, а не наоборот, как было в предыдущем случае. Чтобы представить предмет и охарактеризовать его свойства, человеку уже не нужно трогать его руками. Такое мышление преобладает у ребёнка от четырёх до семи лет. У взрослых же оно проявляется, когда они, к примеру, планируют ремонт квартиры: человек уже заранее может представить, как будет выглядеть комната, какого цвета будут обои и потолок и т. д.
  • Словесно-логическое мышление. Это полностью абстрактные мыслительные процессы, оперирующие понятиями, логическими конструкциями; такие конструкции иногда могут вообще не иметь наглядного образа – таковы, скажем, понятия вроде «честность», «стоимость» и др. С помощью такого мышления человек определяет общие закономерности разнообразных явлений природы, обобщает наглядный материал. Понятно, что такое мышление не может быть доступно маленькому ребёнку, поскольку в раннем возрасте у человека ещё не накопилось достаточного количества образного материала.

Функции и процессы мышления

Любая разновидность мышления реализует определённый набор процессов, которые обеспечивают познание окружающего мира:

  • Сравнение – сопоставление предметов и явлений, выделение у них сходств и различий;
  • Анализ – разделение предмета или явления на составляющие;
  • Синтез – обратный анализу процесс, при котором из отдельных элементов восстанавливается целое с помощью установления связей и отношений;
  • Абстракция – выделение одного отличительного свойства предмета при игнорировании всех остальных, менее значимых;
  • Обобщение – отбрасывание единичных признаков для сохранения и осмысления общих, установление существенных связей.

При этом маленькому ребёнку необходимо производить указанные действия буквально: разбирать, складывать предметы, раскладывать их по определённым признакам. Взрослому человеку достаточно мысленно представить все эти действия.

По своим функциям разновидности мышления в психологии разделяются на репродуктивное, продуктивное и творческое. Первый вид – повторение усвоенных правил по заданному алгоритму; таким образом, например, решаются типовые задачи в учебниках. Здесь мыслительные процессы направлены не на получение нового знания, а на закрепление имеющегося материала. Вторая разновидность – продуктивное мышление, при котором человек выходит за рамки имеющихся знаний и получает некие новые сведения; при этом новыми они являются только для данного индивида, но не для человечества. Если же полученная таким способом информация является новой и для человечества, то здесь задействована третья разновидность – творческое мышление. Мыслительные процессы в данном случае приобретают особую сложность и структуру.

Наглядно-образное мышление подчиняется единому алгоритму. Сначала человек приводит одно суждение, потом добавляет к нему другое, и на их основе делает третье суждение – умозаключение. Оно и является целью мыслительных процессов.

Типы мышления

Психологи выделяют также различные типы мышления. Обычно каждый тип разделяет людей на две категории:

  • Логическое – этическое. Представители первого типа рассуждают с точки зрения закономерностей, правил, логических связей. Люди из второго типа мыслят на основе чувств, переживаний, настроения. Для первых общение – это обмен информацией, а для вторых – обмен энергией, эмоциями.
  • Сенсорное – интуитивное. Первый тип предполагает конкретное и практическое мышление, его представители хорошо подмечают детали; они рассуждают с точки зрения текущих событий, разбираются в наличной ситуации. Второй тип – это глобальное, философское мышление, при этом оно теоретическое и оторванное от наличной ситуации.
  • Решительное – рассудительное. Люди первого типа быстро принимают решения, могут действовать в напряжённой обстановке; они часто ошибаются, но быстро исправляют ситуацию и учатся на своих ошибках. Люди второго типа решения принимают долго, они привыкли действовать в спокойной и комфортной обстановке, избегают ненужных действий.
  • Шизотимическое – циклотимическое. Шизотимикам присущи тонкость чувств, эгоизм, властность, желание быть лучше других. В обычной жизни они проявляют некоторые признаки шизофрении. Циклотимики склонны к маниакально-депрессивному синдрому, они безответственны, беспечны, веселы и общительны.
  • «Чейнжер» – «раннер». Люди первого типа ориентированы на различные действия, каждый раз они занимаются чем-то новым. А вот «раннеры» предпочитают заниматься чем-то одним, пока не доведут дело до конца, они консервативны в быту, тщательно выбирают друзей, общение, увлечения, покупки. Такие люди плохо приспосабливаются к внезапным изменениям.
  • Интроверты – экстраверты. Такое разделение общеизвестно: мысли первых направлены преимущественно на свой внутренний мир, а мысли вторых – на мир внешний. Первые чувствительны, замкнуты и рассудительны, а вторые активны, общительны и открыты.
  • Интерналы – экстерналы. Люди первого типа считают, что всё, что с ними происходит, зависит только от их личных качеств. Во всех невзгодах они винят только себя, а удачам радуются как своим достижениям. Люди второго типа уверены, что всё вокруг происходит по вине внешних обстоятельств: действий других людей, случайности, «судьбы» и т. д.
  • Позитивизм – негативизм. Люди первого типа видят в ситуации прежде всего те качества, которые в ней есть. Они рассуждают утвердительными конструкциями: «Какая сейчас погода? – Хорошая, на улице тепло». Негативисты замечают в тех же ситуациях сначала качества, которые в них отсутствуют, и рассуждают отрицательными конструкциями: «Какая сейчас погода? – Неплохая, на улице не холодно».

В каждом из указанных типов мыслительная активность имеет свою специфику. От этого зависит, в частности, умение делать истинные и ложные умозаключения. Однако слишком выраженные представители какой-либо стороны склонны постоянно делать логические ошибки. Таковы, скажем, экстерналы и интерналы. Они часто не могут объективно оценить ситуацию и руководствуются простейшими изначальными установками: «Это произошло из-за меня» или «Это произошло из-за других», когда на самом деле ситуация произошла в силу стечения многих обстоятельств. И в ней есть как часть вины самого человека, так и часть вины окружающей обстановки.

Читайте также:
Ревность неуверенность в себе: описываем подробно

Поскольку речь зашла о логических ошибках, стоит рассмотреть такую разновидность мышления, которая изначально является ошибочной. Это так называемое предикативное мышление, которое психологи противопоставляют логическому. Предикатив, или сказуемое, – это то, что говорится о предмете, его качество или действие, актуальное в момент высказывания. «Предикативизм» – такой тип рассудка, когда человек отождествляет разнородные предметы по причине одинакового предикатива.

Пример: «Мусульмане не едят свинину. Вася не ест свинину. Следовательно, Вася – мусульманин». Ошибка в рассуждении очевидна. Правильное рассуждение в данном случае было бы таким: «Мусульмане не едят свинину. Ахмет – мусульманин. Следовательно, Ахмет не ест свинину». Предикатив не является существенным признаком предмета, он актуален лишь на момент высказывания; поэтому один и тот же предикатив может прикладываться к множеству не связанных между собой предметов. Не едят свинину не только мусульмане, но и вегетарианцы (они вообще отказываются от мяса), бедняки (у них просто нет денег на свинину), стеклянные бутылки (это неодушевлённые предметы, они не могут питаться) и др.

Несмотря на свою изначальную ошибочность, предикативное мышление свойственно очень многим людям. Это именно тот иррациональный тип рассудка, на котором основаны политическая идеология и пропаганда, религия, реклама и маркетинг. Примеры «предикативизма» легко можно встретить в рекламных слоганах: «Все успешные люди пользуются шампунем этой марки!» – предполагается реакция потребителя: «Я пользуюсь шампунем этой марки, следовательно, я успешный человек». Такой потребитель будет и дальше пользоваться шампунем этой марки, чтобы сохранить статус «успешного человека». «Предикативными людьми», таким образом, очень легко управлять, они внушаемы, их можно легко обмануть.

Именно такой, предикативный тип рассудка стал причиной средневековой «охоты на ведьм», когда колдуны и ведьмы отыскивались по внешним признакам: рыжий цвет волос, особая одежда, голос и т. д. (всё это – признаки, несущественные для предмета со статусом «ведьма»). Он же порождал националистические, расистские теории, религиозную нетерпимость, столкновения разных молодёжных субкультур. В наше время предикативный рассудок заправляет так называемым потребительским обществом. Все хотят быть похожими на успешных людей, «крутых», богатых и знаменитых, при этом похожими чисто внешне. «Типичный потребитель» не понимает, что Павел Дуров успешен не потому, что он имеет много денег, а потому, что он талантливый программист, разработчик нескольких крупных проектов (и лишь поэтому имеет много денег). Предикативный рассудок порождает такое явление, как зависть, при этом человек сам не понимает, чему именно он завидует.

Что такое мышление в психологии?

На протяжении жизни человек получает огромное количество информации. Полученные данные помогают увидеть внутреннюю сторону объектов, без их видимого присутствия, продумать что с ними будет происходить под воздействием окружающих факторов. Это возможно благодаря активизации мышления. Оно помогает решать разные задачи. Психология мышления играет важную роль в развитии психологической науки в целом.

Суть и понятие

Мышление — познание мира, осуществляющееся косвенным путем. Его можно назвать познавательной деятельностью, с помощью которой индивид может не ограничивать свои мысли, поступки материальным миром. Ему можно не придерживаться определенных рамок, которые возникают при визуализации объектов. Результаты активности проявляются в поступках, идеях, высказываниях.

  • этот процесс позволяет проводить творческую обработку представлений об окружающем мире;
  • отражение окружающего мира, различных явлений посредственно;
  • способность видеть как отдельные явления, предметы, так и связи, устанавливающиеся между ними.

Опосредованное познание возникает:

  1. Когда человеку не нужно покидать дом, чтобы узнать какая погода на улице, идет дождь или светит солнце.
  2. Если непосредственное сознание не может дать результатов. Это проявляется в результате влияния рентгеновских, инфракрасных, ультразвуковых лучей.
  3. Когда непосредственное сознание не помогает получить информацию из-за временных рамок. Это проявляется при археологических раскопках.
  4. При желании расширить границы познания.
  5. Активно проявляется при возникновении конфликтов.

Исторический очерк

Впервые вопросы изучения мышления возникли в античные времена. Ученые, философы того времени изучали мыслительные процессы с точки зрения логики, философии. Наиболее выдающимися исследователями античной эпохи, которые внесли большой вклад в изучение были: Алкмеон Кротонский, Пифагор, Гиппократ, Аристотель, Эпикур, Протагор.

Во времена Средневековья значимых открытий не было. Активное изучение началось только с 17 века. При этом мышление считалось врожденной способностью, которое рассматривалось единолично, без влияния психики. Учение, которое значительно повлияло на изучение мыслительных процессов — прагматизм. Появилось оно в конце 19 века. В 20 веке углубленными исследованиями начали заниматься последователи Вюрцбургской школы. Практические эксперименты этой школы были направлены на то, чтобы разделить мышление на отдельные этапы.

Гештальтпсихология занималась изучением продуктивного мышления. Одновременно исследованиями занимались последователи бихевиоризма. Они изучали навыков, умений, которые использовались людьми для решения различных задач.

Классификация

Мыслительный процесс классифицируется зависимо от разных факторов. Они появлялись на протяжении развития психологической науки под влиянием различных отраслей, учений, теорий.

Мышление можно разделить на две больших группы: теоретическое и практическое. К первым относится абстрактное мышление, которые часто называют словесно-логическим. Оно строится на суждениях, понятиях. Субъект сравнивает предметы, ситуации, явления, анализирует их, основываясь не только на собственном суждении, но и на мнении окружающих. Это возможно только в том случае, если человек в идеале владеет речью, имеет обширный запас знаний, навыков, умений.

Практические виды мышления в психологии:

  1. Образное. Строится на восприятии, представлениях. Такие мыслительные процессы свойственны архитекторам, художникам, парфюмерам, модельерам, поэтам. Они начинают проявляться уже в школьном возрасте. Некоторые образные мыслительные процессы наблюдаются в поведении высших животных.
  2. Наглядно-действенное. Проявляется во внешних действиях. Такие мыслительные процессы строятся на преобразовании сложившейся ситуации для решения насущных проблем.
Читайте также:
Отцы и дети все герои

Теории

Существует несколько теорий мыслительных процессов, которые имеют как сильные, так и слабые стороны:

  1. Ассоцианистская — строится на одноименной философской теории. Ее цель в том, чтобы сделать ум проще, сократив его до совокупности элементарных идей, ощущений. Чтобы связать между собой идеи, события, используются ассоциации. Главный недостаток этой теории в том, что с ее помощью невозможно решить проблематику творческого мышления. Из-за этого творческое начало считалось врожденным, а не приобретенным.
  2. Бихевиористская. Последователи этой теории утверждают, что мышление — одна из форм приспособления к новым условиям. Бихевиористы подвергались критике исследователей других направлений психологической науки, поскольку учитывали только наблюдаемое поведение, отвергая то, что скрыто от глаз.
  3. Теория гештальта. Последователи этой теории критиковали понятие, по которому утверждалось что разум — пассивная совокупность примитивных идей, которые объединяют ассоциациями. Они изучали проблемы психологии мысли, описывая их со стороны восприятия. Проведя несколько практических экспериментов, последователи этой теории предоставили явные различия между непродуктивным и продуктивным мыслительным процессом.
  4. Периферическая теория. Ее последователи занимались изучением периферической нервной системы. Согласно теории, человеческий мозг — одна из составляющих частей процесса мышления. При восприятии новой информации задействуется психика, тело, мозг.
  5. Психоаналитическая теория. Известнейшее учение Зигмунда Фрейда затронуло изучение мышления. Ученый утверждал, что после рождения, проявляются нарциссические мыслительные процессы, которые постепенно превращаются в объективные.

Также можно выделить когнитивную теорию развития, которая была основана Жаном Пиаже. Ученый утверждал, что проявление мышления зависит от биологических процессов адаптации.

Формы

Существует несколько форм мышления:

  1. Суждение — форма, с помощью которой описывается взаимосвязь между явлениями, предметами. Помимо этого, может происходит отрицание.
  2. Умозаключение — форма, позволяющая делать различные выводы, которые строятся на ряде суждений. Умозаключения бывают дедуктивными, индуктивными.
  3. Понятие — еще одна форма мышления, с помощью которой отражаются существенные отношения, связи, свойства явлений, предметов.

При этом умозаключение относится к высшей форме проявления мыслительных процессов.

Уровни

Разделение мыслительных процессов на отдельные уровни обязано одному из основоположников когнитивной психологии — Аарону Беку. Уровни:

  1. Произвольные мысли — считаются поверхностными, контролируемыми, осознаваемыми.
  2. Автоматические — к ним относятся стереотипы, которые навязываются человеку в процессе воспитания.
  3. Когнитивные убеждения, базовые схемы. Это глубинные мыслительные процессы. Они возникают в области бессознательного, из-за чего сложнее всего изменяются под влиянием внешних факторов.

Характерные признаки

Мышление имеет ряд характерных признаков:

  1. По своей природе это социальное явление. Связано это с тем, что для решения задачи люди используют разные правила, понятия, законы, которые были сформированы в результате развития человечества.
  2. Мыслительные процессы связаны с языковыми знаниями. С помощью языка можно выражать мысли. Используя языковые навыки можно познавать объективный мир.
  3. Мыслительные процессы обуславливаются эмоционально-волевыми сторонами личности.

Нарушения

При развитии психических заболеваний могут наблюдаться нарушения процессов мышления:

  1. Скачки. Для них характерны ответы без осмысления слов, хаотичные ассоциации, ошибки подлежат исправлению только после акцентирования внимания на них. Дополнительно к этому повышается отвлекаемость.
  2. Непоследовательность суждений. Характер суждений становится неустойчивым. Задания выполняются правильно, неправильно, процесс происходит поочередно. Колебания суждения проявляются при любых изменениях условий выполнения заданий.
  3. Инертность. Во время развития этого нарушения, наблюдается замедление психических процессов. Пациенты не могут нормально отвечать на вопросы, делают это после длительной паузы.
  4. Соскальзывание. Проявляется тем, что больной при решении задач неожиданно сбивается с намеченного плана, отдает предпочтение ложным суждениям, ассоциациям.
  5. Откликаемость. Чаще возникает у пациентов, которые страдают от сердечно-сосудистых заболеваний. Проявляется невозможностью ориентироваться во времени, пространстве. Человек начинает считать различные картинки реальностью.

Методы исследования

Чтобы получать интересующую информацию, психологи применяют несколько практических методик:

  1. Наблюдение — с помощью этой методики можно получить данные о поведенческих реакциях человека. Применяя практику самонаблюдения, можно получить информацию о том, как происходит построение суждений.
  2. Беседы — применяются для получения данных об отношении субъекта к решению различных задач.
  3. Тестирование — методика, применяющаяся для определения уровня интеллекта.
  4. Эксперимент — вокруг испытуемого создаются определенные условия, чтобы воспроизвести мыслительную деятельность под воздействием окружающих факторов, разных раздражителей.

Развитие

Считается, что развить мышление у взрослого человека невозможно, поэтому остается только накапливать различные знания, чтобы быть умнее, но это ошибочное мнение. Развить мыслительные процессы можно в любом возрасте. Для этого применяются различные упражнения.

Методики развития логики:

  1. Поставить перед собой два разных предмета, сравнить их. Все отличия записать на лист бумаги. При сравнении учитывать различные факторы. Чем больше отличий будет описано, тем лучше.
  2. Придумать два события, не связанных между собой. Попытаться установить между ними связи, описав при этом как можно больше логических цепочек.

Дополнительно к этому нужно читать больше книг, осмысливать прочитанное. Выводы записывать в отдельную тетрадь. Необходимо стараться находить противоречия автора, чтобы попытаться их оспорить. Рекомендуется больше играть в шахматы, морской бой, шашки.

Упражнения для развития образного мышления:

  1. Воссоздание образов. Мысленно представить близкого. Описать его особенности. После этого представить, что этот человек радуется или плачет. Вспомнить любое запомнившееся растение, дерево. Описать его в мелочах. Представить, как будет меняться дерево или растение в разное время года. Дополнить практику воспоминаниями о звуках.
  2. Развитие творческого воображения. Представить математический символ. Он не должен являться предметом из реального времени. Мысленно придать ему жизнь. Для этого нужно придумать привычки, характер, цели, поведение. Написать небольшой рассказ о том, как живой математический символ проводит свой день. То же самое можно делать с различными изображениями, символиками, звуками. Это позволяет развить фантазию, открыть к ней доступ.

Для изучения взаимосвязи человека с другими объектами, исследования внутренней стороны, запускаются мыслительные процессы. Мышление помогает людям оценивать окружающий мир опосредованно, что является основой для творческих начинаний.

Полезное видео

В видео кратко рассказано о том, какие типы мышления в психологии существуют.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: