Обучение пожилых людей — изучаем главное

Обучение пожилых людей — изучаем главное

Лекция 3. Законы эффективного обучения людей старшего возраста

Обучение людей старшего возраста должно исходить, прежде всего, из обучения действием, необходима постоянная практика, сопровождаемая обсуждением возникающих вопросов. Рекомендуется использовать принцип изложения материала «от простого к сложному». Для того, чтобы люди старшего возраста хорошо усвоили изучаемый материал, необходимо чтобы обучение было интерактивным, т.е. обеспечивающим вовлеченность, участие самого обучающегося.

Людям старшего возраста чрезвычайно важно живое общение, которое можно получить только в ходе разговора с живым эмоциональным и неравнодушным человеком. Поэтому, перед началом занятия, рекомендуется познакомиться со всеми присутствующими, и выяснить с какими ожиданиями пришел на занятие каждый человек. Также рекомендуется выяснить с помощью различных вопросов, какой уровень знаний у членов группы по изучаемой дисциплине. Это поможет не только установить контакт, но и правильно сориентироваться в последовательности изложения материала.

Для того, чтобы обучение группы, состоящей из людей старшего возраста было эффективным, работу с такой группой стоит основывать на принципах диалога и активного участия обучаемых. В таком случае преподаватель становится и психологом и организатором, вовлекает группу в непринужденную активную работу, ведущую к эффективному результату. Понятно, что классическая лекция и даже лекция с элементами беседы с преимущественным положением ведущего, не могут привести к таким результатам.

Рассмотрим несколько основных законов обучения людей старшего возраста:

Преподаватель, организатор обучения является и участником группы. У каждого обучающемуся должна быть возможность высказывать свое мнение в корректной форме.

Организационно-технические и ораторские приемы:

    расставляйте мебель в круг или полукруг вместо рядов;

находитесь в круге участников, а не стойте вдалеке перед группой;

избегайте директивного стиля работы, стиль речи – не доклад, а беседа;

заранее продумайте варианты обращение к группе;

повторяйте свои вопросы и указания мягко, не проявляя раздражения, не торопите с ответом;

дайте возможность (или создайте видимость) самостоятельного выбора методов обучения;

  • стимулируйте самоконтроль, чтобы обучающиеся чувствовали некоторую степень контроля над обучением, видели прямую связь между их усилиями и результатом.
  • Опыт всегда заставляет воспринимать новое знание через привычные нормы, заложенные стереотипы. Для того, чтобы полноценно получать новое знание, необходимо начать его генерировать самостоятельно.

    Организационно-технические и ораторские приемы:

    используйте дидактическую технику (привычную и ожидаемую слушателями «третьего возраста») в сопровождении с вопросами, побуждающим к размышлению;

    применяйте различные методы работы в группах, дискуссии, чтобы дать возможность использовать свой опыт и в то же время возможность исследовать что-то новое и учиться самим;

    поощряйте вопросы, даже если вам кажется, что ответ очевиден, отвечайте так, будто вопрос помогает вам раскрыть важнейшие аспекты темы (если вопросов мало, то, может быть, слушатели бояться их задавать, чувствуют себя неуверенно);

  • используйте аналогии, особенно при употреблении специальной терминологии (например, при обучении информационным технологиям), апеллируйте к жизненному опыту слушателей.
  • 3. Ориентированность на личность

    Обучение людей пенсионного возраста предполагает необходимость учитывать их личный опыт и знания, особенности психологического характера.

    Организационно-технические и ораторские приемы:

      используйте дедуктивный способ обучения (индукция – для детей и подростков!), для людей пенсионного возраста более естественно является обучение «от общего к частному»;

    связывайте изучаемый материал с ситуациями, с которыми пожилым людям приходится сталкиваться в повседневной жизни;

    давайте такие задания, с которыми слушатели могут успешно справиться;

  • возможность поделиться опытом позволяет пожилым людям учиться с большим удовольствием, вспоминая те или иные ситуации из биографии на учебных занятиях – все это подпитывает их самоуважение, желание, чтобы их опыт, идеи признавались как значимо-важные.
  • Позитивные эмоции, полученные в процессе обучения повышают эффективность этого процесса как минимум в два раза

    Организационно-технические и ораторские приемы:

    • приходите в аудиторию заранее, чтобы встретить своих слушателей;
    • не бойтесь тратить время на перерывы, разминки, так как пожилым людям нужно больше времени для того, чтобы усваивать информацию, запомнить и воспроизвести алгоритм действий, выполнить задания;
    • представляйте объясняемый материал визуально для того, чтобы создать в сознании обучаемого верные образы, так как в этом возрасте абстрактное мышление дается довольно сложно, необходимо опираться на зрительную память;
    • группы должны быть небольшие – не более 10 человек, а время занятия – не более 1,5 часов в день;
    • необходима соответствующая подготовка компьютерной техники и индивидуальный подход с учетом, возможно, ослабленного зрения, слуха;
    • необходимо сохранять искреннее приветливое выражение лица, улыбаться, кода это необходимо, чтобы пожилой человек чувствовал поддержку, необходимо обеспечить реализацию потребности в безопасности;
    • смотрите в глаза слушателю прямо, но без «нажима», ненавязчиво, когда он отвечает на вопросы, особенно, делится своим опытом, чтобы слушатель чувствовал интерес к нему;
    • учитывайте разницу в общественных нормах и правилах, не стоит вступать в конфликт с устоявшимися ценностными ориентациями и нормами как в самом процессе обучении, так и в вашей манере поведения, форме одежды.

    Как учатся в России те, кому за 50

    Разбираемся с возможностями непрерывного образования для пожилых россиян.

    Непрерывное образование — не просто модное словосочетание, а суровая необходимость в мире постоянных технологических и социальных изменений. И это касается всех возрастов. Пожилым людям, шагнувшим в XXI век, стоит осознать: от готовности учиться новому напрямую зависит качество их жизни.

    Недавно мы писали о том, как привычка и возможность учиться помогают людям третьего возраста оставаться социально и экономически активными: быть конкурентоспособными на рынке труда, пользоваться современными технологиями и сохранять здоровье.

    Читайте также:
    Мужчина козерог тигр в любви: разбираем детально

    Важность образования в пожилом возрасте осознаётся правительствами многих стран. В 2002 году в Мадриде был принят Мадридский международный план действий по проблемам старения, согласно которому предоставление пожилым людям доступа к образованию является важным условием их интеграции в жизнь общества.

    Читайте также :

    Россия тоже взяла на себя обязательства по выполнению Мадридского плана, и в 2016 году у нас появилась своя Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения до 2025 года. В ней есть пункт, посвящённый обучению пожилых людей. Там отмечается, что пожилым людям должны быть предоставлены возможности для профессионального образования, обучения по использованию информационных ресурсов и развития неформального образования в клубах по интересам и народных университетах.

    При этом авторы стратегии признают, что система непрерывного образования в России только начинает формироваться. Похоже, у государства нет в этом направлении чёткой политики.

    Но готовы ли сами пожилые учиться? На этот вопрос отвечает информационный бюллетень НИУ ВШЭ «Становление в России непрерывного образования: анализ на основе результатов общероссийских опросов взрослого населения страны», опубликованный в марте 2017 года.

    Согласно данным опросов, в непрерывном образовании участвуют 30% населения России от 25 до 64 лет. Ключевые мотивы участия — профессиональные, связанные с желанием сохранить текущую работу или сделать карьеру на нынешнем рабочем месте.

    Люди предпенсионного и пенсионного возраста, не помышляющие о карьере, теряют заинтересованность в том, чтобы чему-либо учиться. Если возрасте от 25 до 34 лет в непрерывном образовании участвует 23% взрослого населения, постепенно этот показатель снижается: в 35-54 года он составляет 18-19%, в 55-64 года — всего 8%. В странах Евросоюза показатели гораздо выше: согласно опросу 2011 года, в непрерывное образование вовлечены 27% населения в возрасте 55-64 года .

    «Лично мне это вообще не нужно для моего развития», — сказали 34% тех, кто не занимается своим образованием во взрослом возрасте. Ещё 27% считают, что у них просто не было предпосылок и нужды по работе учиться чему-то новому. И эти объяснения одинаково распространены как у молодых, так и у пожилых.

    Получается, что отсутствие внутренней мотивации учиться у россиян старшего возраста — не меньшая проблема, чем несформированная государственная политика по этому направлению.

    Но обратимся к практикам — людям, кто, не взирая на вышеперечисленное, создаёт для старшего поколения возможности учиться и наполнять свою жизнь новыми смыслами. Тем более что практики уверены: потребность учиться есть у всех — только не все о ней догадываются.

    Образование пожилых — дело рук самих пожилых

    Читайте также :

    В Советском союзе была своя система непрерывного образования. В 1947 году по инициативе учёных было создано Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний, которое в 1963 году было переименовано во Всесоюзное общество «Знание».

    Целью общества была «передача передовых научных знаний от специалистов к народу». Для этого в разных уголках страны действовали отделения, которые организовывали образовательно-просветительские лекции для взрослых людей. Активисты сотрудничали с советскими предприятиями, на базе которых и проходили лекции, поэтому с аудиторией проблем не было.

    Так получилось, что после распада Советского Союза именно региональные организации общества «Знание» взяли на себя роль просветителей среди пожилых. Одним из первопроходцев в этом деле стала руководитель региональной организации в городе Орёл Татьяна Михайловна Кононыгина.

    Татьяна Михайловна рассказывает, что в 1990-е годы пожилые люди оказались в особенно уязвимом положении: происходящие в стране изменения никак не вписывались в их картину мира, а они сами с трудом находили себе место в новой стране, не имея знаний по экономике, праву, предоставленные сами себе. Чтобы как-то им помочь, в 1997 году орловское «Знание» открыло Университет третьего возраста — курсы, которые могли бы дать пожилым людям опору в интересных и необходимых для них сферах.

    Университет оказался неожиданно популярным среди целевой аудитории: по одному объявлению в местной газете отозвалось 700 потенциальных «студентов». Запросы у них были предсказуемые: обучение компьютерной грамотности, садоводству (так как многих «кормили» свои участки) и, главное, — общение.

    Татьяна Кононыгина говорит, что сферы интересов пожилых людей за 21 год работы курсов немного изменились: прежней популярностью пользуется только компьютерная грамотность, а место садоводства заняли английский, живопись и танцы. Но осталось главное — желание общаться и потребность в учёбе как таковой. И потребность эта не зависит от возраста и состояния здоровья. Самой старшей слушательнице курсов 90 лет.

    Подобные Университеты третьего возраста появились и в других городах России, их организаторы во многом вдохновлялись опытом Немецкой ассоциации народных университетов, существующей с 1953 года и ведущей активную международную деятельность.

    Свой практический опыт Татьяна Михайловна решила подкрепить научными аргументами. В 2004 году она защитила кандидатскую диссертацию «Управление геронтообразованием: становление, функционирование, перспективы», в которой исследовала опыт других стран и перспективы развития этого направления в России. Кроме того, она предложила свой проект Концепции геронтообразования в Российской федерации, который был одобрен участниками первого Всероссийского форума «Образование пожилых людей», прошедшего в Орле в 2005 году.

    Татьяна Кононыгина подчёркивает, что организация образования среди пожилых людей требует междисциплинарные знания по психологии, медицине, геронтологии. Даже для того, чтобы создать эффективные компьютерные курсы для старшего поколения, нужен системный подход: понимание особенностей усвоения новой информации (вряд ли будут эффективными трёхдневные курсы), физических особенностей (может понадобиться специальная техника, учитывающая особенности зрения, мелкой моторики), психологии и так далее.

    Читайте также:
    Если кричать на ребенка до года: изучайте с нами

    Читайте также :

    Отсутствие системного подхода — главная проблема различных государственных инициатив по образованию для пожилых. Все эти инициативы оказываются «на плечах» социальных служб, у которых в регионах нет подготовленных кадров для такой работы.

    Целенаправленно герагогов (специалистов по обучению пожилых людей, по аналогии с педагогами и андрагогами) никто в России не готовит. Но энтузиасты из общества «Знание» и Университетов третьего возраста активно делятся своим практическим опытом на конференциях и в Интернете.

    Поэтому большая часть преподавателей здесь — из числа пенсионеров, и участники сообщества постоянно меняются ролями учеников и учителей. Каждому есть, чему поучить других: английскому, правовой грамотности, рукоделию и так далее.

    Орловские активисты понимают, что образование может быть прекрасной почвой для неформального, живого диалога поколений. Общение с молодёжью для «стариков» — это возможность быть в курсе актуальных процессов, освоить новые технологии, и, что важно, делиться своими воспоминаниями. А для молодёжи пожилые люди — это обладатели большого профессионального и биографического опыта, а ещё совсем другого опыта общественной деятельности. Поколениям есть чему поучиться друг у друга, но для этого нужно, чтобы их встречи происходили на подходящих для диалога площадках. Время официальных мероприятий в актовых залах прошло. Им на смену должны прийти совместные праздники, разговорные кафе, обучающие курсы.

    Читайте также :

    В России наблюдается скорее даже не конфликт «отцов и детей», а пропасть между поколениями. Общению друг с другом надо учиться, но у российских молодых людей нет никакого представления о преклонном возрасте. «Стареть нас никто не учит. Все говорят, что за молодыми — будущее. Но ведь на самом деле наше будущее — старость. Только культуры старости у нас нет», — говорит Татьяна Кононыгина. Со своей стороны преподаватели Университета третьего возраста стараются проводить образовательные мероприятия в школах города, чтобы открыть детям ценность опыта старшего поколения, организуют встречи молодых и старых, тренируются со своими «студентами» в искусстве воспоминаний. Да-да, вспоминать и рассказывать о своей жизни так, чтобы другим было интересно тебя слушать — тоже большое искусство.

    Как бы то ни было, как практик Татьяна Кононыгина видит, насколько образование в зрелом возрасте важно для самих пожилых людей. Они приходят учиться исключительно по своей инициативе и для своего удовольствия — и этот самостоятельный выбор очень важен в ситуации, когда общество видит в пожилых пассивных получателей пенсий и помощи от близких. Обучение даёт возможности для общения, для преодоления социальной изоляции. Интеллектуальная и физическая активность оказываются эффективными средствами в борьбе со старческими недугами.

    Сама Татьяна Михайловна, имея полное право уйти на пенсию, не готова расстаться со своим детищем-университетом и продолжает работать. К слову, желание работать — вовсе не редкость среди людей пенсионного возраста.

    Учиться, чтобы работать

    Уязвимое положение людей старше 45-50 лет на рынке труда оказывается в фокусе различных социальных проектов. И один из способов улучшить ситуацию — продвижение идей и создание возможностей образования для взрослых.

    Согласно законодательству, человек пенсионного возраста, уволенный по сокращению, не может встать на учёт на Биржу труда как безработный и не может быть направлен от центра занятости на учёбу для получения дополнительного профессионального образования. А самостоятельно оплатить обучение, имея в качестве дохода только пенсию, способны немногие.

    На эту проблему обращает внимание АНО «Центр развития социальных технологий». Один из проектов этой некоммерческой организации — Центр новых возможностей, — направлен на содействие в трудоустройстве людей пенсионного и предпенсионного возраста.

    Директор «Центра развития социальных технологий» Алла Рекова говорит, что именно необходимость профессиональной переподготовки часто становится камнем преткновения для успешной карьеры пожилых людей. Для того, чтобы решить эту проблему, в Центре стали подходить к вопросу профподготовки предельно индивидуально. Соискателю помогают определиться с его потребностями и заключают договор о прохождении обучения с конкретной организацией, которая готова подготовить конкретного человека, да ещё и стать в будущем его работодателем. Обучение пожилого человека оплачивает Центр. На реализацию программы «Комплексный подход к обеспечению занятостью пенсионеров и людей пенсионного возраста» в 2018 году был получен президентский грант, предполагается, что за год Центр отправит на дополнительное профессиональное образование около 100 человек.

    Читайте также :

    По наблюдениям Анны Арзамасовой, координатора исследовательской программы «Больше, чем трудоустройство» центра социальных инициатив Impact Hub Moscow, количество дипломов об образовании, полученных в молодости, никак не спасает от безработицы в предпенсионном возрасте. Исключения составляют лишь сферы, в которых традиционно ценятся опыт, приобретаемый с возрастом, и квалификация: медицина, академическая деятельность, некоторые отрасли промышленности.

    А вот готовность учиться в зрелом возрасте — необходимое условие для того, чтобы работать на любимой работе, пока есть силы и собственное желание, или освоить совершенно новый вид деятельности.

    Исследовательская группа программы «Больше, чем трудоустройство» отмечает, что проблема вовлечения пожилых людей в активную деятельность, — будь то образовательную или трудовую, — требует комплексного подхода. Пожилым людям так называемого «поколения сэндвич», зажатым между необходимостью поддерживать выросших детей и ухаживать за престарелыми родственниками, для образования или работы необходимо свободное время, которого у них зачастую нет. Никакие образовательные программы им не помогут, если не развиты патронажные службы, которые возьмут заботу о немощных родных на себя. Если в обществе сам факт старости и проблемы, связанные с возрастом, стигматизируются, сложно ожидать открытой среды для самореализации людей преклонных лет.

    Читайте также:
    Почему женщины терпят унижения?

    Тем не менее, наблюдается интересная тенденция: последнее время некоммерческие проекты, направленные на поддержку старшего поколения, инициируются весьма молодыми людьми, при этом опытные деятели непрерывного образования полны энтузиазма и готовы делиться знаниями. Можно надеяться, что личного желания и взаимного интереса представителей разных поколений хватит для того, чтобы сделать единичные успехи массовым явлением.

    Обучение в старшем возрасте: практические советы

    Каким может быть обучение в старшем возрасте? Каковы его преимущества и ограничения? Что необходимо учитывать, чтобы процесс познания нового приносил радость и пользу? Ответы на эти и многие другие вопросы вы найдёте в этой статье. Рекомендуем для ознакомления людям старшего возраста, их родным и близким, а также сотрудникам социальных центров и образовательных учреждений.

    «Жизнь похожа на прилюдную игру на скрипке, когда ты учишься во время самой игры». Самюэль Батлер

    Мы продолжаем разговор о старшем возрасте, и сегодня затронем крайне значимую тему – обучение. Давайте на минутку остановимся и зададим себе вопрос: Какие установки относительно учёбы значимо влияют на мою жизнь? Возможно, вам знакомы следующие:

    Какие установки относительно учёбы влияют на нас? Рис. В. Щербакова

    Разумеется, всем нам бы хотелось, чтобы интерес к новому, азарт и настойчивость в получении знаний никогда не иссякали. Но на деле ситуация далека от идеальной. Чем взрослее мы становимся, тем с большей вероятностью мы можем обнаружить, что наше отношение к обучению претерпело серьезные изменения. Какие именно, спросите вы? К примеру, следующие:

    • информация уже не принимается так легко на веру, а начинает соотноситься с жизненным опытом, собственной позицией;
    • оценочная система воспринимается крайне неоднозначно, часто отрицательно;
    • усвоение материала требует больше времени и усилий, ведь необходимо встроить «новое» в уже сложившуюся систему взаимосвязей;
    • Возрастает критичность к той части информации, которая не согласуется с привычной картиной мира.

    Но не стоит паниковать! Происходящие изменения несут в себе и много положительного. Ведь появляется возможность оставить должность «матроса», вынужденного полностью следовать установленным правилам, и стать капитаном своего собственного корабля, плывущего по волнам интереса и личных увлечений.

    Актуально ли это для старшего возраста? Разумеется, да, хотя здесь присутствуют и определённые сложности, куда же без них. Но важно не пугаться существующих ограничений. Всё преодолимо. Главное – выработать максимально индивидуалистичный подход, чтобы обучение приносило удовольствие, а не превращалось в принуждение, отнимающее все силы.

    Здесь мне бы хотелось привести пример из жизни. В лексикон врачей, работающих в реанимации, очень прочно вошло выражение: «Всё возможно». Я убедилась в этом на своём жизненном опыте, когда работала психологом в центре социального обслуживания и познакомилась с одной женщиной старшего возраста. Ей – около 75, и она давно мечтала обустроить свой участок на даче. Так вот, ей подарили сертификат на обучение по программе «Ландшафтный дизайн». И теперь наша посетительница успешно применяет полученные знания на практике на своей загородной территории. Но при желании она также может официально оказывать профессиональные консультации другим людям (к примеру, соседям по даче). А это – возможность подработки, прибавки к пенсии, которая никогда не бывает лишней.

    Обучение в старшем возрасте: продолжать или «отпустить»?

    Применительно к старшему возрасту вопрос об обучении как правило противоречив. Кто-то считает, что в этом нет особой необходимости, поскольку есть более насущные проблемы: здоровье, забота о близких, бытовые задачи. Часто в этот период жизни, особенно если человек столкнулся с серьезными потерями, возникает некоторая пассивная уверенность: «Я жизнь повидал, я хочу покоя. У меня нет желания открывать для себя новое». И тут важно предоставить личности право на такой выбор. Вероятно, спокойствие и привычные дела – то, что ей сейчас так нужно. Такой точки зрения могут придерживаться и близкие человека старшего возраста, поскольку переживают, что сверхусилия могут привести к переутомлению и прочим нежелательным последствиям.

    Другие, напротив, воспринимают получение знаний в новых сферах как возможность почувствовать себя по-настоящему живым, нужным, включённым в какой-то важный, значимый контекст. При такой установке, действительно, физическое самочувствие улучшается, психоэмоциональное состояние стабилизируется.

    На мой взгляд, подобного противоречия возможно избежать, если обратиться к известной нам всем мудрости: мы учимся постоянно, даже в самых простых вещах. Каждый приготовленный борщ – неповторим, ведь мы всегда совершенствуем что-то: нарезку овощей, сочетание специй. Каждый разговор с близким человеком или другом предоставляет нам возможность поделиться своими мыслями и узнать что-то, что раньше было для нас закрыто. Задумайтесь, даже на телесном уровне, научение новому происходит постоянно. Клетки самообновляются, берут на себя функции «временно или полностью недееспособных собратьев». Или, если сломана правая рука, мы потихоньку начинаем разрабатывать левую, и вот уже довольно ловко мы управляемся с зубной щеткой, столовыми приборами, печатаем на компьютере, перелистываем страницы книги.

    Итак, способности к обучению, адаптации, изменению привычек в буквальном смысле у нас в крови. Но этого общего понимания еще недостаточно для того, чтобы обучение в старшем возрасте действительно было эффективным и, что ещё более значимо, приносило человеку чувство внутреннего удовлетворения и жизненной силы.

    Факторы, влияющие на процесс обучения

    Но если говорить именно о старшем возрасте, то что стоит учитывать как самому человеку, так и специалистам, которые помогают ему в обучении? Разумеется, факторов множество (как кирпичей в постройке), однако есть те, без которых не обойтись, ведь они составляют основной фундамент здания. Для удобства, предлагаю вам собственную классификацию, основанную как на данных психологических исследований, так и на личном опыте. Мы будем подразделять все факторы и условия на три категории: когнитивные, социальные и психологические. В конце статьи вы найдете также чек-лист, включающий в себя основные моменты, о которых стоит помнить при организации обучающего пространства. Его можно сохранить на смартфон или распечатать.

    Читайте также:
    Как пережит расставание?

    Чтобы было понятнее, каким образом учитывать данные факторы на практике, предлагаю рассмотреть несколько юмористическую, но при этом всем знакомую ситуацию. Нужно обучить бабушку пользоваться телефоном. Шутки шутками, но освоение новых технологий способно вызвать самый настоящий стресс и бурю эмоций.

    Когнитивные факторы

    В чём проблема?

    Здесь речь идёт о физиологических особенностях, которые могут быть присущи старшему возрасту. С годами наш мозг начинает функционировать по несколько иным законам, чем раньше: ему требуется больше ресурсов, чтобы выполнять поставленные перед ним задачи. Если при этом есть специфические осложнения (инсультные заболевания, поражения слуха, снижение остроты зрения, забывчивость), то организму необходимо время, чтобы приспособиться к новым условиям.

    Как помочь?

    Наилучшей стратегией действия в данном случае будет составление индивидуального плана обучения с учетом специфических особенностей данного конкретного человека. Как это можно сделать? Прежде всего, стоит провести небольшое психодиагностическое обследование. Оно покажет, какие функции нуждаются в дополнительной поддержке: восприятие информации, её обработка или запоминание.

    В принципе, пройти этот тест можно и самостоятельно, через интернет. Если нет возможности провести детальную диагностику, можно просто понаблюдать за собой и отметить, с какими трудностями вы сталкиваетесь в повседневной жизни. Может, в последнее время появилась рассеянность и вы подолгу не можете сосредоточиться. Или же вы стали более забывчивыми, а новая информация запоминается с трудом. Итак, главная задача на этом этапе – определить, где именно есть физические сложности, а также понять являются ли они ситуативными, или же постоянно присутствуют в вашей жизни.

    А дальше уже нужно обеспечить себе максимальную поддержку: приём лекарственных средств, каждодневная физическая активность, тренировки на память, внимание и мышление и пр.

    Основная стратегия – брать в работу столько информации, сколько представляется возможным понять и запомнить. Причём объём материала будет зависеть от конкретного человека. Обычно методом проб и ошибок мы достигаем наилучшего соотношения количества и качества. Главное – следовать всем нам давно знакомым принципам: Лучше меньше, да лучше. Повторение – мать учения. Скоро только кошки родятся. Да и им нужно время.

    И обещанный пример. На что мы можем обратить внимание в случае с бабушкой, которая делает первые шаги в освоении телефона? К примеру, ей может быть сложно запомнить всю последовательность операций: тогда она может сама в тетрадке записать алгоритм и каждый день тренироваться. Сначала – включать и выключать телефон, потом – принимать звонки. Дальше – самостоятельно писать смс.

    Социальные факторы

    «Вместе весело шагать по просторам» – гласит знаменитая детская песенка. Вместе легче переживать и горестные моменты, ведь разделённая боль становится меньше. Любому из нас важна поддержка, особенно, когда мы начинаем делать что-то новое. Вечные спутники на этом пути – тревога, страх перед обесцениванием, возможной неудачей – ослабевают, когда рядом тот, кто на нашей стороне. Именно поэтому, если есть желание, стоит попробовать групповой формат.

    В старшем возрасте тёплая и принимающая групповая атмосфера оказывает невероятное влияние на результат обучения. Почему, спросите вы? При грамотном формировании и ведении группы участники становятся друг для друга опорой. Также сближает и сама ситуация: все находятся в одном положении, так как задача общая – освоить материал. Возрастные различия при этом не имеют большого значения, поскольку на первый план выходят взаимопонимание и поддержка. Часто происходит так, что участники постепенно начинают общаться и вне группы, собираться отдельно, совместно путешествовать. И в результате складываются крепкие дружеские отношения, которые в дальнейшем позволяют легче преодолевать жизненные трудности.

    Если вернуться к нашему примеру, то сегодня центры социального обслуживания предлагают бесплатные групповые занятия, где обучают людей старшего возраста не только базовым навыкам работы со смартфонам, но и фотографии, использованию социальных сетей и так далее.

    Психологические факторы

    Для краткости и удобства, рассмотрим психологические факторы друг за другом. Воспользуемся списком:

    1. Мотивация. Пожалуй, это самый важный фактор, поскольку именно на силе желания мы способны преодолевать существующие физические ограничения. Главные вопросы, которые важно задать себе (если вы сами решили начать обучение), или другим (если вы обучаете):

    • Для чего, собственно, нужно этому научиться?
    • В чём смысл?
    • Что для меня [для обучающегося] важного в этом?
    • Почему именно сейчас?

    И дальше, на основе ответов, мы смотрим, что доминирует: внешняя и внутренняя мотивация. Разберём на примере с бабушкой. Внешняя мотивация, как правило, более хрупкая: дети и внуки волнуются, и всячески уговаривают бабушку начать активно пользоваться смартфоном. Но это не её собственное решение, ей в целом, может, и кнопочного телефона вполне хватает. Внутренняя мотивация как раз основана на чётком понимании, для чего нужно и важно то, что делается. Допустим, если бабушке очень хочется не только слышать, но и видеть внуков, или самостоятельно заказывать что-то по интернету.

    Читайте также:
    Правила эффективного общения

    И напоследок, обязательно учитывайте, что мотивация никогда не бывает постоянной: в зависимости от ситуации стремление к обучению будет то усиливаться, то, напротив, идти на спад. Главное – отслеживать свое состояние и оказывать себе максимальную поддержку.

    2. Практическое воплощение. Здесь речь идёт о том, чтобы полученные знания, по возможности, можно было бы применять в жизни. Они для чего-то должны быть полезны. Думаю, каждый из нас помнит, как это приятно — любоваться на результат своих трудов. Причём речь может идти как о материальном воплощении (вышитая бисером картина), так и о нематериальной форме (рассказ о полученных знаниях другому человеку, для которого они могут оказаться значимы).

    3. Диалогичность. Этот фактор особенно важен для тех, кто организует обучение для людей старшего возраста. Особенно, если между обучающим и обучающимися существует значительная возрастная дистанция. Взаимодействие по модели учитель – ученик лучше избегать. Иначе возникает сопротивление, обесценивание или морализаторство, доходящее до крайней степени. Причем как со стороны того, кто обучает, так и тех, кто учится. Наилучший вариант – создание диалогичного пространства, где «все на равных» в том аспекте, что у каждого свой жизненный опыт и свои знания, которыми он готов поделиться. Но здесь речь идет не о панибратстве, а именно об установке уважительной открытости.

    4. Оценочность. Что может быть хуже тревожного ожидания оценки за проделанную работу? Пожалуй, только несправедливо поставленная оценка. Но разве личностный прогресс возможно оценить статистически? Ведь оценка может быть одна и та же, но затраты на ее достижение совершенно разными. Чем взрослее мы становимся, тем больше нам хочется быть увиденными не формально, но персонально. И важно уже не получить оценку, но понять и разобраться в сути изучаемого. Однако всё-таки какая-то часть личности и в старшем возрасте замирает, как только нужно сопоставлять собственные ответы с условно верными, как будто любое несовпадение указывает на собственную несостоятельность. Говорю условно, потому что часто бывает, что индивидуальные решения оказываются гораздо более творческими и яркими, нежели заданная норма.

    Чтобы избежать напряжения, стоит использовать базовые приёмы обратной связи. Обратная связь, хотя и адресована конкретному человеку, но всегда объективна и конкретна: затрагивается не личность в её ценности, а какие-то аспекты деятельности, которые необходимо подкорректировать. Также можно использовать визуальную методику – «Карта индивидуального прогресса», на которой отмечаются личные достижения. Всегда помогает позитивный настрой и юмор. Ну ведь не поспоришь, что «Москва не сразу строилась»?

    Итак, мы с вами разобрали три основных группы факторов, которые стоит учитывать при составлении индивидуального плана обучения. Ниже приведен чек-лист, где кратко перечислены основные моменты. К ним всегда можно обратиться при необходимости. Завершить наш разговор я хотела бы удивительной строчкой из романа Пауло Коэльо «Алхимик» (1988): «Если развивать что-то одно, то изменяется и всё, что находится вокруг».

    Факторы, влияющие на обучение в старшем возрасте. Рис. В.Щербакова

    Спасибо, что прочитали эту статью. Как обычно, будем рады вашим вопросам и комментариям.

    Психолог-консультант. Специализация — психологическое сопровождение людей с инвалидностью, психологическая реабилитация лиц пожилого возраста. Разработала собственную программу когнитивной и арт-терапевтической коррекции для посетителей центров социального обслуживания населения, сейчас ведет частную практику. Работала в центре социального обслуживания (ГБУ ТЦСО «Таганский» филиал Якиманка). Магистрант ВШЭ по программе «Консультативная психология: экзистенциальный анализ и логотерапия». Автор научно-популярных статей в области психологии.

    Теоретические основы, структура образования пожилых людей

    Тема: Особенности обучения пожилых и инвалидов.

    Герогогика – наука об обучении и воспитании пожилых людей.

    Начало серьезного, теоретического осмысления сущности и роли обучения пожилых людей было положено в середине семидесятых годов. Это первый этап обучающей геронгологии.
    Это своего рода интеллектуальное и культурное развлечение, интеллектуальная пробежка трусцой, целью которой является приведение в движение психических, культурных и общественных мышц, чтобы они не атрофировались. Это средство, помогающее удовлетворить разнообразные потребности пожилых людей. Речь идет о том, чтобы научить их помогать себе в трудных ситуациях, чтобы они почувствовали свое участие в чем-либо, свое влияние на жизнь. Другие трактовки обучения пожилых людей акцентируют внимание на стремлении к самостоятельности: обучение пожилых – процесс роста, осознания и получения опыта; деятельность, которая делает возможным для пожилых людей получение контроля над собственной жизнью; процесс эмансипации, так как пожилые люди получают возможность сами управлять собой, а не отдаваться чужой воле. В случае с пожилыми людьми это означает соприкосновение новой теории с полученным жизненным опытом.

    Мотивация желания учиться у пожилых людей

    Мотивы обучения обычно определяются прагматичностью, инструментальностью и экспрессией. Учение как цель сама по себе характеризуется как чисто экспрессивная деятельность. В то же самое время учение, подразумевающее позднейшее использование знаний, мотивируется инструментально. Понимание этих мотивов помогает организаторам обучения в подготовке соответствующих программ.

    Например, изучение английского языка в том случае, если человек интересуется иностранными языками или хочет читать Шекспира, может быть мотивировано экспрессивно – инструментальной.

    Исследования показывают, что часть пожилых людей мотивирует свое дальнейшее обучение прагматическими причинами, у других же преобладают экспрессивные факторы.
    Обзор мотивов показывает, что как у взрослых, так и у пожилых учеников очень сильно различаются потребности, интересы и ожидания. Это разнообразие вытекает из общественно-экономической и образовательной ситуации; а также от институтов размещения предложенных программ и их доступности.

    Читайте также:
    Молодой любовник замужней женщины — объясняем все нюансы

    Теоретические основы, структура образования пожилых людей

    Геронтообразование должно функционировать как часть непрерывного образования в Российской Федерации в виде многоуровневой системы, включающей в себя:

    На первом уровне – подготовку всех возрастных групп к началу старости. Чем больше молодые люди узнают о старости, тем четче они будут понимать, что необходимо для активной и продуктивной старости и как возможно исключить факторы риска для достижения долголетия;

    На втором уровне осуществляется подготовка людей предпенсионного возраста к выходу на пенсию, предполагается доступность для пожилых к системе повышения квалификации, подготовки и переподготовки кадров, получения новой специальности в системе формального образования;

    Третий уровень для пожилых людей, вышедших на пенсию, имеющих ресурсы для развития и саморазвития;

    Четвертый– для людей с ограниченными возможностями, как по возрасту, так и в связи с различными заболеваниями, для которых используются различные специфические формы и методы учебы.

    В качестве процессно-технологических моделей возможно использовать:

    ракурсную, основанную на использовании биографического подхода;

    адаптационно-компенсационную; компетентностную; коммуникативную;

    эволюционную, предполагающую специализированное обучение для участия в общественно-политической деятельности, самоорганизованного обучения, интергенерационного (или межпоколенческого) обучения;

    квалификационно-ролевую и другие, обеспечивающие специфические цели образования.

    Образовательные учреждения геронтообразования могут быть следующих видов:

    академии, народные школы, народные университеты третьего возраста, переподготовки для пожилых сотрудников дискуссионные клубы, агентства, проектные группы, “разговорные кафе”, курсы, консультативные учреждения, специализированные творческие мастерские, технические, спортивные, оздоровительные, реабилитационные, компьютерные центры, лектории,

    С целью расширения образовательного пространства для пожилых граждан требуется устранение сдерживающих факторов (блокираторов) развития образовательной активности пожилых граждан, связанных с ухудшением их здоровья, снижением двигательной активности, депрессией, негативным опытом обучения в прошлом, отсутствием уверенности продолжать обучение, непониманием цели обучения и его положительного воздействия на личность.

    С этой целью необходима мягкая политика “навязывания” образовательной стратегии представителям геронтогруппы путем разъяснения смысла обучения, характера положительных изменений, происходящих с обучающимся пожилым человеком.

    Возможными мероприятиями могли бы стать национальные дни, недели геронтообразования, фестивали, “Диалог поколений”, конкурсы “мудрейших”, слеты, форумы, конференции, летние лагеря, акции общественной экспертизы деятельности органов власти и местного управления в интересах пожилых граждан, самостоятельно издаваемые печатные и электронные издания поддержки геронтообразования и другие.

    Главной целью геронтообразования является социальное воздействие на личность при подготовке ее к старости, выявление потенциальных ресурсов для развития и саморазвития, социализации, интеграции в общественную жизнь для активной, продуктивной компетентной деятельности в интересах личности, общества и государства.

    Обучение инвалидов

    По данным ООН 650 млн. людей на планете – это инвалиды, но согласитесь, на улице мы их встречаем нечасто. И дело не в том, что они заняты обустройством своей жизни или слишком погружены в дистанционное обучение инвалидов. Причина тому – неприспособленность окружающего социального мира к специфическим требованиям этих людей. Они сегодня учатся самостоятельно решать возникающие проблемы с помощью современных средств, таких, как например, компьютер.

    В мире происходит осознание главенствующей роли информационных технологий в жизни, возможности становления высоко информационной культуры человека, пусть даже и ограниченными возможностями. Виртуальный мир открывает для них новые возможности, предоставляя опору для самореализации. И одним из самых важных компонентов системной реабилитации инвалида является обучение.

    Но сегодня из 100 инвалидов только двум удается получить высшее образование, т.к. аргументом для большинства вузов является не нежелание сотрудничества со студентами-колясочниками или инвалидами по слуху и зрению, а обыкновенная неприспособленность и нежизненность учебных программ, неадаптированных к специфическим требованиям учащихся.

    Решение проблемы – изучить опыт тех европейских стран, которые уже давно под процессом обучения понимают не только очное или заочное, но и дистанционное обучение, которые используют в учебном процессе компьютерные технологии, как наиболее эффективный способ разрешения вопросов, применимый как к инвалидам, так и физически здоровым людям.

    Например, в Нидерландах, Финляндии и Норвегии 70% людей с ограниченными возможностями получают высшее образование с помощью современных достижений информационных технологий (ИТ).

    Самой прогрессивной методикой обучения инвалидов дистанционно с помощью ИТ является именно дистанционное обучение, реализующее удаленное взаимодействие учащегося с преподавателем посредством интернета и современных достижений технологий коммуникаций.

    Естественными требованиями к дистанционному обучению для человека с ограниченными возможностями являются:

    · не выходя из дома, получать свежую информацию о перспективных востребованных на рынке труда тех или иных специальностей (специалистов), об условиях получения образования, о перечне преподаваемых предметов, о факультетах и программах;

    · перспективы заочного зачисления в вузы на основании предыдущего обучения, опыта работы по избираемой специальности (включая перевод на дистанционное обучение с очного);

    · подробности дистанционного способа зачетов и экзаменов;

    · возможность получения консультаций по телефону, почте или Internet;

    · реальность получения дополнительных льгот по оплате стоимости обучения;

    · почтовая рассылка методической и учебной литературы, возможность получения контрольных заданий и специфика отсылки ответов по ним (в том числе посредством электронной почты);

    · оплата обучения по безналичному расчету и др.

    Мнение многих о том, что обучение инвалидов дистанционно может дать только виртуальные знания – в корне ошибочно, т.к. полностью сохраняется контакт обучения студента с преподавателем. Он просто приобретает иную форму.

    Индивидуально учитывая особенности учащегося с ограниченными возможностями, обучение инвалидов дистанционно осуществляется с помощью принципиально новых методических возможностей:

    · выстраивается индивидуальная траектория получения образования, за счет адаптации формы учебного материала, исходя из особенностей каждого обучающегося;

    · выбор и организация щадящего режима обучения, нормирования времени нахождения за компьютером, возможность многократного возвращения при необходимости к изучаемому материалу;

    Читайте также:
    Как мысленно влюбить в себя парня?

    · несмотря на географическую удаленность между преподавателем и студентом, существует реальная возможность общения в режиме чата, виртуальных семинаров и т.д.;

    · стимулирование обучающегося инвалида дистанционно пользоваться электронными библиотеками и фондами, что расширяет кругозор и углубляет интеллектуальное развитие;

    · ориентация на самостоятельное обучение, опирающееся на профессиональный интерес;

    · увеличение скорости проверки знаний, благодаря уже созданным в информационных сетях формам.

    Таким образом, современные свойства сетевых телекоммуникаций адаптированы для обучения инвалидов дистанционно в получении полноценного образования.

    Зачем пожилым учиться, или: Мне это очень надо

    Четверг, 11.10.2018, 12:45:18

    Продолжение темы. Учеба в старшем возрасте: преодоление рутины, поиск своего «я» или конкретный шаг, который позволит в дальнейшем получить работу? Марина Вяземская, психолог из Санкт-Петербурга, поможет ответить на эти вопросы

    ВАЖНЫЙ МОТИВ – ВЫРВАТЬСЯ ИЗ РАМОК СТАРЕНИЯ

    Ученые различных направлений (психологи, геронтологи, антропологи) имеют разный взгляд на величину возраста начала старости. И большинство из них выбирают период 60-65 лет. Социально-экономические показатели перехода к началу старости – это изменение основного источника дохода, изменение социального статуса, сужение круга социальных ролей.

    Старость в общественном восприятии становится синонимом отставания от эпохи.

    Исторически к пожилым людям в обществе относились как к хранителям культурно-духовных ценностей и традиций. Этим во многом определялся – и, к сожалению, исчерпывался статус пожилых людей в социуме.

    Сегодня он претерпевает существенные изменения, связанные:

    – с увеличением темпов научно-технического прогресса, которое приводит к обесцениванию опыта прошлых поколений в глазах последующих;

    – с изменением функциональной грамотности населения, что снижает значимость традиционной передачи опыта и традиций;

    – с введением законодательно закрепленного пенсионного возраста, ассоциирующегося с представлениями о снижении физической и интеллектуальной трудоспособности пожилого человека. Прогресс в медицинской сфере приводит к увеличению продолжительности жизни и, как следствие, к увеличению экономической нагрузки на общество, обеспечивающее пенсионеров;

    – с возрастной дискриминацией, разделяющей людей по возрасту на особые группы, имеющие разные возможности доступа к тем или иным ресурсам, которыми располагает общество;

    – изменением структуры семьи, приводящей к разрыву традиционных связей между поколениями.

    Я СУЩЕСТВУЮ!

    В связи с этим особое значение приобретает вопрос социализации в пожилом возрасте. Ученые предлагают концепцию, согласно которой существуют два типа социализации.

    Первый тип социализации характеризуется тем, что пожилые люди стремятся реализовать себя в новых жизненных обстоятельствах, планируют свое будущее, стремятся впитывать новое и приносить пользу другим людям. Их отличает более выраженная вера в себя, что косвенно влияет на разрушение социального стереотипа старости. В рамках этого типа социализации пенсионеры завязывают новые контакты, дружеские связи, в их жизни появляются новые занятия, новые интересы и способности.

    Второй тип социализации характеризуется пассивным восприятием жизни, сужением круга интересов, отчуждением людей от окружающего мира. Власть прошлого (субъективно – успешного) мешает старикам адекватно воспринимать настоящее; тем самым, возможности для их внутреннего развития сужаются, растет неудовлетворенность жизнью.

    Обучение в пожилом возрасте ориентирует на первый тип социализации, отражающий идею гармонизации отношений пожилого человека с миром и с самим собой. Каждый человек имеет свою мотивацию к обучению новому.

    И важным аспектом, определяющим мотивацию к обучению у пожилого ученика, является соотношение внешней и внутренней мотивации.

    «Внешняя» представляет собой результат стимулирования качественно выполненной работы (карьерный рост, повышение зарплаты и т.д.).

    «Внутренняя» мотивация – фактическая возможность повышения самооценки, основанная на понимании значимости изучаемого. И это не позволяет ему бросить учебу на полпути, сделать что-либо вполсилы.

    Реже встречается такой вид мотивации, при котором обучение превращается в самоцель, когда приобретение знаний осуществляется ради самих знаний; здесь человек приобретает удовлетворение от самого процесса учебы.

    «ОНИ» ДУМАЮТ, ЗАЧЕМ МНЕ ЭТО НАДО?

    Ученые определили следующие факторы, влияющие на мотивацию к учебе в пожилом возрасте:

    * социальные отношения: человек приходит на учебу, чтобы познакомиться, встретить новых друзей, объединиться с единомышленниками.

    *внешние ожидания: человек приходит поучиться, чтобы выполнить чью-либо рекомендацию, следуя чьему-то совету. Когда участник (участница) в начале обучения говорит, что просто «пришла послушать», что он «здесь «вместе с женой», что «соседка тоже ходит», тогда сам процесс учебы позволит пожилому ученику на личном уровне осмыслить свои ресурсы и прояснить мотивационную сферу.

    * стремление к благополучию общества в целом: человек стремится приобрести знания, которые ему помогут сделать лучше жизнь сообщества. Чаще всего такой мотив характерен для людей, у который уже есть богатый опыт общественной деятельности. В такой ситуации этот опыт будет крайне полезен и другим обучающимся.

    * личное продвижение, когда от учебы зависит продвижение по службе, обеспечение себе лучших позиций по сравнению с конкурентами. Как правило, в среде пожилых людей этот мотив не слишком распространен. Тем не менее, определенные амбиции, желание самоутвердиться присутствует и здесь.

    * Стремление избежать чего-либо, например, преодолеть скуку, разрушить рутину (домашнюю или на работе). Как правило, этот мотив не проявляется открыто, часто о нем говорят «в прошедшем времени», уже после того, как была создана атмосфера доверия в группе.

    * Учеба ради учебы, потому что сам процесс постижения нового доставляет удовольствие. На первый взгляд, это самая «простая» категория пожилых учеников: им не нужны дополнительные стимулы к учебе. Вместе с тем, как показывает опыт, этот мотив у них часто совмещается с другими, например, стремлением к самоутверждению.

    А Я ПРОСТО ХОЧУ ПРОДЛИТЬ СВОЮ ЖИЗНЬ

    Также многие пожилые «студенты» рассматривают обучающие центры как социальные сообщества, и ощущение принадлежности к ним дополнительно усиливает мотивацию их обучения.

    Читайте также:
    Как стать счастливым человеком?

    Уже давно ученые пришли к тому, что позитивному настрою в старости и долголетию способствуют открытость новым идеям, приобретение новых знаний, умений и навыков.

    Марина Вяземская / «Новый пенсионер»

    Как стать цифровым куратором для своей бабушки

    В конце 2018 года в России появился профстандарт для новой профессии — цифрового куратора. За рубежом цифровые кураторы — это технические специалисты, отвечающие за сбор и хранение данных. В России так будут называться консультанты в области развития цифровой грамотности. По-видимому, наиболее востребованы они будут среди пенсионеров, преимущественно тех, которые много лет старались держаться от гаджетов подальше.

    Подготовка специалистов по новой профессии началась в 2019–2020 году. В интернете можно найти информацию о наборе слушателей (курсы очень разные и по количеству часов, и по стоимости; есть и бесплатные — для студентов и школьников), но пока неизвестно, каковы перспективы трудоустройства. Хотя российские СМИ неоднократно писали о том, что цифровой куратор — перспективная профессия и такие специалисты будут востребованы, в сентябре 2020 года вакансий для них на электронных досках объявлений пока не обнаружено.

    Тем пенсионерам, у кого есть дети и внуки, конечно, живётся легче: им помогут настроить смартфон или совершить онлайн-платёж. Вы можете пойти дальше и, не дожидаясь появления специально обученных людей, самим выступить цифровыми кураторами и научить ваших родителей, бабушек и дедушек пользоваться современными технологиями.

    Почему мы об этом пишем? Одна из тем, которую мы регулярно поднимаем и изучаем в Центре подготовки РЦТ, — это тема доступности технологий и этичной разработки цифровых государственных услуг. Таких услуг, которые будут доступны всем получателям, а не только технически грамотным, с хорошим зрением и знанием канцелярита.

    Немного о профстандарте

    Председатель Российского общества «Знание», зампред Комитета Государственной Думы РФ по образованию и науке Любовь Духанина выделяет два уровня подготовки цифровых кураторов. Базовый смогут освоить старшеклассники, более высокий будет доступен студентам, аспирантам и тем людям, кто выберет это занятие в качестве второй профессии. Задача таких специалистов — помогать людям в использовании цифровых сервисов.

    Что должен знать и уметь цифровой куратор в России

    Из профстандарта следует, что цифровой куратор должен «работать на персональном компьютере на уровне уверенного пользователя», а также:

    • знать правила делового этикета и переписки, грамотно оформлять документацию;
    • уметь обращаться с поисковыми системами, отбирать и структурировать информацию;
    • владеть основными программами для ведения баз данных;
    • вести диалог, учитывая возрастные и индивидуальные особенности собеседника;
    • организовывать консультирование граждан с ограниченными возможностями здоровья с привлечением специалистов;
    • отбирать и применять инструменты обеспечения информационной безопасности.

    Необходимые знания:

    • Виды и основные пользовательские характеристики мобильных устройств.
    • Основные функции операционных и файловых систем; программы, входящие в пакет типовых приложений операционной системы.
    • Браузеры и программы электронной почты, основные онлайн-сервисы по оказанию электронных услуг, порталы государственных и муниципальных услуг.
    • Методы обработки информации.
    • Базовые принципы организации и функционирования компьютерных сетей, принципы построения и функционирования баз данных.
    • Основы законодательства РФ в области персональных данных и интеллектуальной собственности, а также правила использования информационных материалов.

    Цифровой куратор на практике — помощник для пенсионеров

    Пока неясно, когда российские пенсионеры начнут массово пользоваться услугами цифровых кураторов, но очевидно, что такая помощь им очень нужна.

    В 2020 году во время пандемии COVID-2019 особенно остро встал вопрос о прикладных навыках. Люди, которые могут самостоятельно решить свои проблемы с помощью интернета — умеют связываться с близкими по Skype, заказывать еду, развлекаться и обучаться, — оказались в выигрышном положении. Но выяснилось, что в России очень много людей, у которых нет компьютера и смартфона (или один компьютер на семью). Кроме того, многие пенсионеры, являясь владельцами банковских карт, понятия не имеют ни о банкинге, ни о покупках в интернете и до сих пор по старинке получают пенсию наличными.

    Этой весной, когда наличные у российских пенсионеров закончились, они привычно двинулись в сторону отделения банка, порой даже мимо банкомата — к знакомому и понятному оператору (часть пенсионеров имела выписку по счёту в виде сберкнижки и не пользовалась пластиковыми картами). Но большинство отделений были закрыты в связи с пандемией. Через некоторое время банки придумали способ доставлять наличные пожилым людям с помощью курьера, которого можно вызвать по телефону, но всё же история про аналоговых пенсионеров в цифровом мире — очень грустная.

    За рубежом дела обстоят не лучше. В Великобритании исследование «Доступ к наличным деньгам», проведённое по заказу правительства, показало, что 17% взрослого населения (более 8 млн человек) не пользуется банковскими картами.

    Базовые цифровые навыки — первое, что необходимо освоить пенсионерам

    В мире всё больше пожилых людей, получающих услуги через интернет, но пока ни одна страна не может похвастаться стопроцентной компьютерной грамотностью. Чему в первую очередь нужно научить пожилого человека, входящего в оставшиеся проценты? Ключевое понятие — «базовые цифровые навыки» (basic digital skills), то есть навыки, которыми владеет любой уверенный пользователь.

    Вот основные навыки, которые помогут пожилому человеку стать чуть более независимым и счастливым:

    • госуслуги (основной портал gosuslugi.ru и региональные порталы);
    • онлайн-банкинг — карты и личный кабинет;
    • онлайн-покупки, заказ такси;
    • мессенджеры и соцсети;
    • поиск информации и развлекательного контента;
    • основы цифровой безопасности, обращение с паролями, способы обезопасить себя от мошенничества.
    Читайте также:
    Влюбить мужчину тельца

    Топ цифровых навыков пользователей в других странах

    В Великобритании существует нацстандарт по базовым цифровым навыкам, свежая версия опубликована в 2019 году.

    Начальный пользовательский уровень в Великобритании

    1. Использование устройств. Пользователь знает, что такое оборудование, программное обеспечение, операционная система и приложение, может найти и установить приложение, применить системные настройки, в том числе для обеспечения доступности.
    2. Поиск информации. Умение перемещаться по онлайн-контенту с помощью гиперссылок, использование навигации, поиска необходимой информации; использование поисковиков.
    3. Управление информацией. Открытие, чтение и сохранение информации, работа с файлами и папками для хранения, организации и извлечения информации с использованием локального и удалённого хранилища.
    4. Выявление и решение технических проблем. Умение распознать, что возникла техническая проблема, простые проблемы — решать самостоятельно, со сложными — обратиться за помощью.

    Несколько лет назад Центр изучения пенсионных реформ (ЦИПР) провёл исследование «Иная старость: социальный портрет „продвинутых“ пенсионеров». В описанные специалистами атрибуты «продвинутого» пенсионера попало и использование интернета: покупки, соцсети, банкинг, госуслуги, почта, развлекательный контент.

    Топ-3 цифровых навыков пенсионеров, которые продвигает правительство Сингапура:

    • оставаться на связи с друзьями и семьёй с помощью интернет-приложений;
    • использовать интернет-банкинг и электронные платежи и совершать покупки через интернет;
    • читать прессу и электронные книги, слушать аудиокниги.

    На время карантина жители Сингапура получили бесплатный онлайн-доступ к основным СМИ. В мае 2020 года по телевидению Сингапура прошло шоу «Учись вместе со мной» — его ведущий и гости-знаменитости делились советами и рассказывали о любимых сервисах и приложениях. Обучающие занятия транслировались и онлайн. Пожилые люди Сингапура также могут связаться по телефону с цифровым волонтёром и задать ему вопросы.

    Индивидуальные консультации по основным функциям часто используемых мобильных приложений или настройкам телефона пользователи могут получить на видеоплатформе Microsoft Teams. Покупки в интернете и банкинг для пожилой аудитории активно рекламируют блогеры. Опросы, проведённые в Сингапуре, показывают, что, хотя уровень социальной удовлетворённости у пенсионеров в связи с пандемией снизился, у тех из них, кто пользовался цифровыми технологиями, он оставался более высоким.

    В Индии тоже борются с социальной изоляцией пожилых людей с помощью цифровых технологий. Местные благотворительные фонды учат своих пожилых подопечных пользоваться смартфоном, совершать онлайн-транзакции, бронирование, заказывать такси и оплачивать счета с помощью интернета, а также общаться в Сети и искать развлекательный контент.

    Главным стимулом к цифровизации становятся социальные связи. 74-летняя жительница Австралии рассказала о том, что к цифровым технологиям её подтолкнула пандемия: книжный клуб, в котором она состоит уже 10 лет, впервые провёл встречу дистанционно. «Мы были вынуждены овладеть технологиями, чтобы сохранить качество жизни», — говорит пенсионерка. Дистанционно объяснить, как работает сервис, не так просто. Очень многие люди столкнулись с этим, занимаясь экстренной цифровизацией своих родителей на карантине. Но если есть мотивация, обучение продвигается быстро.

    Австралийские исследователи из Института третьего возраста изучают влияние технологий на социальные связи пожилых людей. Они отмечают, что потребность в общении побуждает пожилых людей повышать цифровую грамотность. Если до пандемии человек был членом кружка или группы, то есть хорошие шансы, что встречи продолжатся в онлайне. «Я знаю 94-летнего мужчину, который уговорил своего 93-летнего приятеля купить старый iPad и научил его каждое утро нажимать на кнопку для видеозвонка», — рассказал один из преподавателей австралийского Университета третьего возраста.

    Особенности обучения пожилых людей

    При обучении пожилых людей необходимо учитывать их особенности. Это не только возрастные изменения — снижение активности, памяти и когнитивных функций, — но и жизненный опыт. Не стоит недооценивать людей пенсионного возраста, считая их зависимыми и безынициативными, и общаться с ними снисходительно, как с детьми. Возможность устанавливать приоритеты и принимать решения очень важна для пожилых студентов. Не менее важна и поддержка близких.

    Мексиканские специалисты по цифровым технологиям рекомендуют учитывать при обучении пожилых людей следующие моменты:

    • Знания должны отвечать личным и социальным потребностям человека.
    • При групповом обучении важно сотрудничество: командная работа, взаимодействие и поддержка.
    • Полученные знания должны способствовать общению: обучение даёт возможность написать родственникам, найти друзей юности, завязать новые связи, записаться к врачу.
    • Пожилой человек должен быть главным действующим лицом в собственном обучении. Контент и стиль курса должны разрабатываться с учётом его интересов и ожиданий.

    Главным фактором является мотивация. Приступая к обучению, люди старшего возраста должны понимать, какие преимущества — понятные именно для них — дадут им новые знания. Бабушка сможет посмотреть любимый фильм онлайн и прокачать навыки садовода, а дедушка-рыболов узнает о местах с лучшим клёвом и найдёт расписание электричек. Или наоборот. Методики обучения также могут быть разными: кому-то достаточно одного объяснения, кто-то захочет конспектировать, одним удобнее изучать гаджеты по книге, другие предпочитают видеоуроки. Наберитесь терпения, объясняйте проще, будьте готовы к тому, что всё придётся повторить, и не один раз.

    В России программы цифрового ликбеза пенсионеров есть во многих регионах, но в связи с пандемией непонятно, когда они возобновятся и как изменятся. Так что, если вы решили стать цифровым куратором для своего родственника, в этом году уже точно пора сделать это!

    Полезные ссылки:

    • Какие компьютерные курсы выбрать пенсионеру
    • «Азбука интернета» — базовый курс компьютерной грамотности от «Ростелекома»
    • Канал Андрея Сухова на YouTube «Простым языком о компьютерах»

    Do you speak english? Почему полезно изучать языки в старшем возрасте

    Наш эксперт – заместитель директора Института русского языка и культуры МГУ им. М. В. Ломоносова Валерий Частных.

    Читайте также:
    Как определить что парень хочет тебя?

    За парту в шестьдесят

    По мнению специалистов в области высшей нервной деятельности человека, учеба в любом возрасте приносит пользу нашему мозгу, заставляя его работать. Для него это тренировка, без которой он стареет и дряхлеет: развиваются возрастные изменения, нарушается память. Так что домашние задания нужны нашему мозгу так же, как физические упражнения нашему телу. Те, кто учит иностранные языки, становятся более активными и уверенными в себе, начинают грамотнее говорить на родном языке и расширяют свой словарный запас, мыслят более творчески.

    Учить иностранный язык – дело непростое, особенно на первом этапе, когда материал надо заучивать наизусть. Детям и молодежи, когда мозг живо и благодарно впитывает как губка все новое, языки даются легко, хотя мотивации у них нет. В основном дети учат языки, потому что так решили родители. Взрослым учиться сложнее, приходится напрягаться, заставлять себя, порой прилагая титанические усилия и проявляя чудеса самодисциплины, чтобы выполнить домашние задания, а не искать бесконечные отговорки – лишь бы не садиться за учебники. При этом понимаешь, что надо, но сам орган, выполняющий умственную работу, – мозг, категорически отказывается работать в этом направлении. Ну а в пожилом возрасте, когда с самодисциплиной все в порядке и отвлекающих моментов в виде работы и забот о беспокойных детях нет, самое время грызть гранит науки, но вот незадача: мозги уже не те, да и память подводит. Изучение языков после 50–60 лет идет со скрипом, да и ни к чему оно уже, скажут многие. И напрасно: именно в старшем возрасте языковые курсы могут принести неоценимую пользу организму.

    «Когда учишь языки, заставляешь работать свой мозг, – рассказывает Валерий Частных. – Людям, владеющим несколькими языками, не грозит старческое слабоумие и другие возрастные психические проблемы».

    Мозг втянется

    Научные исследования показывают: у людей старшего поколения изучение иностранного языка стимулирует умст­венную деятельность, улучшает работу головного мозга, память, что очень важно для профилактики возрастных изменений и серьезных заболеваний, в частности, болезни Альцгеймера. В Японии одно из любимых развлечений пенсионеров – изучение языков.

    «Население планеты стареет, и специалисты в Японии, Германии уже давно занимаются разработкой систем геронтологического обучения, методик обучения пожилых людей, – продолжает Валерий Частных. – Пожилых надо по-другому учить, учитывая особенности восприятия информации. Их мозг – как жесткий диск, он заполнен больше, чем у молодых, а способности быстро запоминать меньше, но культурно-эмоциональные запросы старшего поколения гораздо выше, они более требовательны к текстам и упражнениям, а молодежь всеядна. Возрастные студенты не такие гибкие, как 20‑летние, но зато исполнительные, домашние задания всегда выполняют. В наши летние школы изучения русского языка периодически приезжают студенты старше 50–60 лет, и, как правило, им трудно учиться вместе с молодыми, они не успевают, стесняются. Поэтому мы создаем для них особые условия, при возможности объединяем в мини-группу. В изучении языков не важно, сколько вам лет, главное – эмоционально настроиться, и дело пойдет».

    Если учить каждый день хотя бы 3–5 новых слов или 1–3 несложные фразы, положительный эффект не заставит себя долго ждать: через 2–3 месяца мозг втянется в постоянный тренировочный процесс. Постепенно можно наращивать объемы запоминаемого материала, здесь все зависит от индивидуальных способностей. Лучше учить не просто отдельные слова, а в контексте, или объединяя их какой-то общей темой, или в предложениях. Изучать язык лучше на практике, понимая, для чего вы это делаете, тогда результат будет выше. Отличный эффект дает прикладное изучение иностранных языков – например, осваивая гастрономию, рецепты приготовления блюд, танцуя, с культурологической целью, готовясь к долгому путешествию. Сфер применения новому языку можно найти множество.

    Мотивы и причины

    Кто-то со школы хотел почитать Шекспира и Мопассана в подлиннике, кто-то грезит путешествиями и хочет общаться с местными жителями, понимать их не только с помощью языка жестов. Ну а кому-то давно мечталось выучить так романтично звучащий французский, или страстный испанский, или музыкальный итальянский, чтобы иногда в душе, наедине с самим собой, напевать с Челентано или Тото Кутуньо. Мотивы и причины, побуждающие пожилых людей учить язык, у всех разные, но какой бы ни был побудительный порыв, он всегда похвален, потому что учиться никогда не поздно. А любой язык – это не только средство коммуникации, это еще и ключ к пониманию национальных особенностей, культуры, литературы, традиций народа. Через чужие языки мы начинаем понимать, какие же мы разные, но как много у нас общего с другими, если и слова порой звучат почти одинаково, и обозначают одно и то же.

    «Если хочется, то обязательно надо учить язык, самое простое – начать дистанционно, по самоучителю, – рекомендует Валерий Частных. – Это не требует никаких особых усилий и денег, но сам процесс очень полезен и важен – он не дает застояться, у вас появится цель в жизни и даже маленький результат позволит понять, что вы чего-то добились».

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: