Барьеры в общении — изучаем обстоятельно

Барьеры общения в психологии и их виды с примерами

Работаю психологом с 2013 года. Выбранная профессия позволила понять себя и.

Практикующий психолог, гештальт-терапевт. Закончила Тольяттинский Государ.

Жизнь человека невозможно вообразить без коммуникаций в обществе. Но, не всегда наши коммуникации складываются, так как нам хотелось бы, порой мы не можем вести беседу с человеком, и не понимаем, что вызывает негативные эмоции.

Психологи, философы и социологи давно обратили свое внимание на то, что существуют некие барьеры общения, которые мешают людям в их коммуникациях. Для того чтобы наладить контакт с человеком, необходимо знать о природе этих барьеров и умело их обходить. Только понимая, как грамотно строить общение, можно выстраивать с другими людьми доброжелательные и позитивные отношения.

Что такое барьер в общении

Под барьером общения принято понимать препятствие в виде различных факторов, которые не позволяют людям воспринимать друг друга с позитивной и положительной стороны.

Чаще всего факторами, мешающими коммуникациям, являются эмоции, поведение и манеры людей, интонация, плохое самочувствие и настроение, а также барьером служат разные стремления собеседников и цели, которые они преследуют в общении.

Барьер в общении, это прежде всего мешающий фактор, который можно устранить, если осознанно подходить к гармоничному выстраиванию коммуникаций.

Сложной называют ситуацию в общении, когда оба собеседника изначально настроены против друг друга и не желают менять ситуацию.

В данном случае говорить о том, какой вид барьера в их общении возник, будет сложно, так как зачастую здесь участвуют практически все негативные установки в общении.

Не редко нарушенные коммуникации создают конфликтные ситуации, недопонимание и даже неприязнь между людьми.

Нередко барьеры в общении возникают внутри семьи, когда один из супругов выбирает неверные способы общения, ставит неосознанно или сознательно барьеры, которые рушат отношения. Точно так же барьеры в общении нарушают и коммуникации и с детьми.

Повышенный тон, неправильная интонация, агрессивное или доминирующее поведение, негативные высказывания и эмоции, всё это только отталкивает людей друг от друга и порой найти в дальнейшем точки соприкосновения будет сложно.

Какие виды барьеров в общении существуют

Существует много барьеров в общении, но есть такие, которые отображают сугубо индивидуальные особенности восприятия другого человека. Например, у человека негативные ассоциации с желтыми цветами, а в вашем кабинете, как раз стоят такие цветы.

Общение для одной из сторон будет затруднительным, так как ассоциации могут быть травмирующими или болезненными. Проблемой в общении, могут послужить религиозные предпочтения.

Символы веры, слова в общении или упоминание о своей религии, могут стать непреодолимым барьером в общении меду людьми разных конфессий.

Подобных примеров может быть много, но есть ряд основных барьеров в коммуникациях, которые присущи всем людям независимо от их индивидуально – психологических особенностей.

Для общения с лёгкостью — «Барьеры вниз!»

  • Барьер негативных эмоций.

Скрыть свои эмоции бывает очень сложно, тем более, если они сильные и тревожные.

В общении негативные импульсы будут считываться в каждом слове и движении, вздохе или взгляде. Большинство людей не в состоянии управлять своим эмоциональным состоянием и быстро его контролировать.

В таком случае, нужно набраться сил и сообщить собеседнику, что сейчас разговор лучше отложить. Так по крайней мере будет честно и у тебя появиться время восстановить свой внутренний баланс.

Так же стоит поступать и дома, когда эмоции после работы или учебы кипят, а близкие люди желают общения.

  • Барьер восприятия.

В этом случае мешающими факторами может послужить внешний вид собеседника, запах, который от него исходит или манера говорить. Первый взгляд на собеседника дает нам большой объем информации о нем, обработка которой занимает всего лишь несколько секунд.

Нашему мозгу достаточно решить, что человек не обязательный, легкомысленный, не аккуратен, не воспитан или не культурен, только по его внешнему виду. Важно помнить об этом и следить за своим опрятным видом, даже если ты находишься у себя дома и окружают тебя твои любимые люди.

Восприятие играет важную роль, не стоит пренебрегать им, лучше подыграть и дать ему «полезную» информацию в виде соблюдения красивой внешней картинки. В этом случае, стоит вспомнит пословицу: «Встречают человека по одежке, а провожают по уму».

  • Барьер нарушенного взаимодействия.

Собеседник воспринимается отрицательно в случае нарушенного взаимодействия, например, человек некомпетентен в определенной теме, но при этом вступает в спор и пытается доказать свою правоту.

Сложно вытраивать положительное и продуктивное общение, когда вы с человеком говорите на разном уровне понимания сути разговора.

В этот вид барьера общения так же входит разная мотивация собеседников. Иными словами, один желает получить совет, а второй рассказать о своих успехах в делах.

  • Этический или культурный барьер.

Наверное, каждый попадал в ситуацию, когда приходилось вести диалог с малокультурным человеком. Общение приносит мало позитивных моментов, скорее всего в речи присутствует ненормативная лексика и малый словарный запас.

Да, это серьезный барьер и устранить его невозможно, так как перевоспитывать человека не вашей компетенции, а вот свернуть такой диалог вполне возможно, вот только сделать это нужно культурно, не уподобляясь своему собеседнику.

  • Барьер семантический.

Этот ИВД барьера чаще всего возникает между незнакомыми людьми, которые под одним и тем же понятием имеют разные представления. На фоне этого могут возникнуть недопонимания и разногласия.

Как вариант, можно пойти навстречу друг другу и выяснить, кто и как значение того или иного слова.

  • Фонетический барьер.

Проблемой на пути в общении могут послужить нарушения речь у собеседника. Если собеседник с такой проблемой важен для тебя и необходимо наладить контакт, то стоит проявить уважение и набраться терпения, чтобы понять, о чем пытается сказать твой собеседник.

Это основные барьеры коммуникаций, которые вызывают недопонимание и проблемы в общении с другим людьми. Учитывая их и зная способы устранения таких проблем, можно сделать коммуникацию с окружающими намного легче и продуктивней.

Как устранить барьер в коммуникации

Для того чтобы устранить барьеры в общении, стоит изучить важные факторы, влияющие на коммуникации. Понимая их суть и природу возникновения, можно управлять ситуацией и менять её в нужное тебе русло.

  • Важно помнить всегда, что коммуникация не должна нарушать твоих границ, как внутренних, так и внешних. Если тебе неприятен разговор ты всегда может его прекратить.
  • В общении стоит учитывать, человек какого возраста и с каким багажом знаний стоит перед тобой. Беседа с ребенком разного возраста даже если это подросток должна вестись иначе чем со взрослым человеком.
  • Внешний вид может быть обманчивым, взъерошенная прическа или пыльные туфли могут говорить о том, что человек сильно спешил и возможно не успел привести себя в порядок.
  • У каждого человека своя манера говорить и об этом стоит понимать, не всегда размахивание руками при беседе или рассаживание по комнате взад и вперед, говорит о тревожности, нестабильности и несдержанности.
Читайте также:
Бросил мужчина лев — рассказываем по полочкам

Если всегда учитывать эти факторы и умело ими варьировать, то можно добиться хороших результатов в построении коммуникаций с окружающими.

Барьеры общения: как их распознавать и преодолевать

Коммуникация в общении — это прежде всего влияние: в случае успеха коммуникации происходит изменение в представлениях о мире того, кому она адресована. Коммуникативный барьер — это психологическое препятствие на пути адекватной информации между партнерами по общению. Какие же это барьеры и как их преодолевать?

Анализируя процесс общения, мы на каждом шагу убеждаемся, что общение — это коммуникация, т.е. обмен мнениями, переживаниями, соображениями, настроениями, желаниями и др. Другими словами, под этой стороной общения понимается, как правило, процесс обмена информацией. На самом деле информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается.

Эта вторая сторона общения имеет свои особенности, а именно:

  • содержание конкретной коммуникации может быть чрезвычайно разнообразным: от разговора трехлетних малышей до беседы специалистов на научном симпозиуме;
  • эффективность общения связывается, прежде всего, с этой функцией;
  • коммуникация в общении всегда значима для его участников, потому что обмен информацией происходит не «просто так», а ради достижения каких-то целей, удовлетворения каких-то потребностей;
  • коммуникация в общении — это прежде всего влияние: в случае успеха коммуникации происходит изменение в представлениях о мире того, кому она адресована.

В процессе общения нередко возникают затруднения, непонимание. Причиной их могут быть коммуникативные барьеры, возникающие в процессе управленческого общения.

Речь, любого рода информация всегда была и является способом внушения чего-либо. Однако часто мы являемся свидетелями и встречной психологической активности, называемой противовнушением, т.е. человек как бы защищается от неумолимого действия речи другого человека.

Механизм противовнушения воздвигает потоку информации многочисленные коммуникативные барьеры. Таким образом, коммуникативный барьер — это психологическое препятствие на пути адекватной информации между партнерами по общению. Какие же это барьеры и как их преодолевать?

В процессе делового общения возможно возникновение, по крайней мере, трех коммуникативных барьеров и их различных модификаций:

  1. «авторитет»;
  2. «избегание»;
  3. «непонимание».

Первые два обеспечивают защиту от источника информации, последний — защиту от самого сообщения.

1. Барьер общения «авторитет»

Разделив всех людей на авторитетных и неавторитетных, человек доверяет только первым и отказывает в доверии другим. Таким образом, доверие и недоверие как бы персонифицируются и зависят не от особенностей передаваемой информации, а от того, кто говорит. Например, пожилые слабо прислушиваются к советам молодых.

Отнесение человека к авторитетным зависит от следующих факторов:

    • социального положения (статуса), от принадлежности к реальной «авторитетной» группе. Психолог П. Уилсон показывал студентам разных классов колледжа одного и того же мужчину. В одном классе психолог представлял этого мужчину как студента, во втором — как лаборанта, в третьем — как преподавателя, в четвертом — как доцента, в последнем — как профессора. После того как гость уходил, студентов просили максимально точно определить его рост и рост самого экспериментатора. Оказалось, что рост незнакомца неуклонно увеличивался по мере увеличения его социального статуса, в то время как рост психолога не менялся. Интересно, что разрыв в росте незнакомца от первого до последнего класса составлял 14-15 см;
    • привлекательного внешнего вида (аккуратная ли прическа, расчесан ли, выглажен ли, выбрит ли, застегнут ли на все пуговицы и др.);
    • доброжелательного отношения к адресату воздействия (улыбка, приветливость, простота в обращении и др.);
    • компетентности;
    • искренности, причем если слушающий доверяет говорящему, то он очень хорошо воспринимает и запоминает выводы и практически не обращает внимания на ход рассуждений. Если же доверия меньше, то к выводам он относится прохладнее, зато очень внимателен к аргументам и ходу рассуждений.
2. Барьер общения «избегание»

Человек избегает источников воздействия, уклоняется от контакта с собеседником. Если уклониться невозможно, то он прилагает все усилия, чтобы не воспринимать сообщение (невнимателен, не слушает, не смотрит на собеседника, использует любой предлог для прекращения разговора). Иногда избегают не только источников информации, но и определенных ситуаций (например, стремление закрыть глаза при просмотре «страшных мест» из фильмов ужасов).

Как же преодолевать этот барьер? Установлено, что чаще всего барьер обусловлен той или иной степенью невнимания. Поэтому только управляя вниманием собеседника, аудиторией, можно преодолеть этот барьер. Главное при этом разрешить две взаимосвязанные проблемы:

  1. привлечь внимание;
  2. удержать внимание.

На наше внимание больше всего влияют следующие факторы: актуальность и важность информации, ее новизна, нестандартность подачи, неожиданность, интенсивность передачи информации, звучность голоса и его модуляция.

Привлечь внимание можно при использовании трех основных приемов. К ним относятся:

  • прием «нейтральной фразы». В начале выступления, беседы произносится фраза, прямо не связанная с основной темой, но зато наверняка по каким-либо причинам имеющая смысл, значение, ценность для собеседника или для всех присутствующих (откуда родом, последний просмотренный фильм, телевизионная передача, прочитанная книга, увлечения и др.);
  • прием «завлечения». Говорящий произносит нечто, что трудно воспринимается, например говорит очень тихо, монотонно или неразборчиво, а слушающему приходится прилагать специальные усилия, чтобы хоть что-то понять. Эти усилия и предполагают концентрацию внимания. В результате говорящий как бы «завлекает» слушающего в свои «сети». Другими словами, говорящий провоцирует слушателя самого применить способы концентрации внимания, а потом их использует;
  • прием зрительного контакта. Говорящий обводит аудиторию взглядом, смотрит пристально на кого-нибудь, выбирает несколько человек в аудитории и кивает им и т.д.

Не менее важна и проблема поддержания внимания. Она решается рядом приемов. Наиболее важные из них следующие:

    • прием «изоляции»: когда отводят собеседника в сторону, уединяются, закрывают двери и окна в лекционных аудиториях, делают замечания говорящим. Вот почему говорящий больше мешает лектору, чем спящий;
    • прием «навязывания ритма»: постоянное изменение характеристик голоса и речи, т.е. говоря то громче, то тише, то быстрее, то медленнее, то выразительно, «с нажимом», то скороговоркой, то нейтрально, говорящий как бы навязывает собеседнику свою последовательность переключения внимания. Этим приемом ликвидируется монотонность звучания;
    • прием «акцентировки»: употребление различных служебных фраз, призванных привлечь внимание, типа «Прошу обратить внимание», «Важно отметить, что…», «Необходимо подчеркнуть, что…» и др.
Читайте также:
Кризис 1 года отношений: теория и практика
3. Барьер общения «непонимание»

Зачастую источник информации заслуживает доверия, авторитетен, однако информация «не доходит» (не слышим, не видим, не понимаем). Почему это происходит и как можно эти проблемы решить?

Обычно выделяют четыре барьера непонимания: фонетический (фонема — звук), семантический (семантика — смысловое значение слов), стилистический (стилистика — стиль изложения, соответствие формы и содержания), логический.

3.1. Фонетический барьер непонимания

Возникает в следующих случаях:

  • когда говорят на иностранном языке;
  • используют большое число иностранных слов или специальную терминологию;
  • когда говорят быстро, невнятно и с акцентом.

Чтобы преодолеть фонетический барьер, нужны:

  • внятная, разборчивая и достаточно громкая речь, без скороговорки;
  • учет аудитории и индивидуальных особенностей людей (чем хуже знает человек предмет обсуждения, тем медленнее надо говорить, тем подробнее нужно разъяснять, люди разных национальностей говорят с различной скоростью: на севере и в средней полосе — медленнее, на юге — быстрее; маленькие дети и старики плохо воспринимают быструю речь и др.);
  • наличие обратной связи с собеседником, с аудиторией.
3.2. Семантический барьер непонимания

Возникает, когда фонетически язык «наш», но по передаваемому смыслу «чужой». Это возможно по следующим причинам:

  • любое слово имеет обычно не одно, а несколько значений;
  • «смысловые» поля у разных людей разные;
  • зачастую используются жаргонные слова, тайные языки, часто употребляемые в какой-либо группе образы, примеры (например, смысл слов «перо», «капуста» и др. на воровском жаргоне существенно отличается от истинного значения).

Возникновение барьера можно объяснить так: мы обычно исходим из того, что «все понимают, как я», а между тем правильнее было бы сказать обратное — «все понимают по-своему».

Для преодоления семантического барьера необходимо:

  • говорить максимально просто;
  • заранее договариваться об одинаковом понимании каких-то ключевых слов, понятий, терминов, если надо разъяснить их в начале разговора.
3.3. Стилистический барьер непонимания

Возникает, когда человек обязан понять и отразить в каком-то ответе или действии только то словесное обращение, которое подчинено установленной грамматической структуре. В противном случае, когда происходит несоответствие между формой и содержанием, возникает стилистический барьер.

Другими словами, если стиль изложения слишком тяжелый, излишне легковесный, в общем, не соответствует содержанию, то слушающий его не понимает или отказывается, не хочет понимать. Главное при преодолении стилистического барьера — правильно структурировать передаваемую информацию.

Существуют два основных правила структурирования информации в общении: правило рамки и правило цепи.

Правило рамки основывается на действии психологического закона работы памяти, открытого немецким психологом Г. Эббингаузом (этот закон часто называют еще «фактором ряда»). Суть его в том, что начало и конец любого информационного ряда, из чего бы он ни состоял, сохраняется в памяти человека лучше, чем середина.

Рамку в общении создают начало и конец разговора. Для эффективности общения, предстоящего разговора, беседы целесообразно вначале указать цель, перспективы и предполагаемые результаты общения, а в конце разговора — подвести итоги, показать ретроспективу и отметить степень достижения целей. Причем в первичном общении наиболее важной частью является начало, а при неоднократном деловом общении — конец разговора. Во втором случае людей не так интересует, как проходили переговоры, беседа, как то, чем они закончились.

Правило цепи основано на том предположении, что содержание общения не может быть бесформенной грудой разнообразных сведений, оно должно быть каким-то образом выстроено, соединено в цепь, «перечислено». Любая цепь, упорядочивая, связывая, организуя содержание, как и рамка, выполняет сразу две задачи: во-первых, позволяет улучшить запоминание, во-вторых, помогает структурировать информацию в соответствии с ожиданиями собеседника.

Возможны следующие варианты перечисления:

  • простое перечисление — «во-первых, во-вторых, в-третьих…»;
  • ранжирование — «сначала о главном, теперь о составных элементах, наконец, менее существенное…»;
  • логическая цепь — «если это — то, тогда можно предположить, что…, а следовательно…». Логическое построение сообщения должно вести собеседника от привлечения внимания к интересу, от интереса к основным положениям, от основных положений к возражениям и вопросам, от возражений и вопросов к заключению, а от заключения к призыву действовать.
3.4. Барьер логического непонимания

Возникает, если человек, с нашей точки зрения, говорит или делает что-то в противоречии с правилами логики. Тогда мы не только отказываемся его понимать, но и эмоционально воспринимаем его слова отрицательно. При этом неявно предполагаем, что логика есть только одна — правильная, т.е. наша.

Каждый человек думает, живет и действует по своей логике, но вот в общении, если только эти логики не соотнесены или если у человека нет ясного представления о логике партнера, возникает барьер логического непонимания.

Преодоление логического барьера возможно при соблюдении следующих условий:

  • учет логики и жизненной позиции собеседника. Для этого необходимо примерно представлять себе позицию партнера, собеседника (кто он, на каких позициях стоит и др.), а также индивидуальные и социально-ролевые особенности, так как приемлемость или неприемлемость той или иной логики для партнера в основном зависит от его исходной направленности;
  • правильная аргументация.

Таким образом, барьеры в общении не являются результатом сознательной, произвольной и направленной защиты от воздействия информации. Их действие противоречиво.

Система барьеров — как автоматизированная охрана: при срабатывании охранной сигнализации автоматически перекрываются подступы к человеку; иначе мозг и психика человека могли бы быть травмированы содержанием или объемом информации.

Однако иногда барьеры играют и отрицательную роль. Например, тяжело изложенная, но нужная информация не воспринимается или воспринимается с искажениями, неполно. Человек, знающий решение, но не имеющий авторитета, может быть не услышан. Разрешить это противоречие позволяет знание социально-психологических особенностей перечисленных барьеров и способов их преодоления.

Автор: Игорь Николаевич Kyзнeцoв, имидж-консультант, автор учебных программ по деловому общению и корпоративной культуре.

Барьеры общения: виды барьеров и способы от них избавиться

Барьеры общения – преграды, которые мешают полноценно обмениваться информацией, понимать собеседника. Если у человека возникают такие барьеры – необходимо определить их тип и устранить. Для этого созданы специальные техники.

Суть проблемы

Барьеры – специфические препятствия, которые приводят к искажению смысла слов в ходе коммуникации. Общение становится менее эффективным, возникает напряжение и отрицательные эмоции. Часто эти барьеры становятся причиной конфликтов. Преграды бывают психологическими и физиологическими. Первые связаны с тонкостями человеческой психики. А вторые проявляются вследствие физиологических нарушений у одного или всех собеседников (плохое зрение, глухота, проблемы артикуляции).

Читайте также:
Как забыть прошлое жены?

Виды барьеров

В современной психологии выделяют три разновидности психологических барьеров: коммуникационные, взаимодействия, восприятия.

Коммуникационные

Коммуникативные барьеры связаны с неспособностью собеседников (или одного из них) выражать мысли логично, доступно, четко и вежливо. В этом случае значение имеют словарный запас, техника речи и характер человека. К коммуникационным барьерам относят:

  • семантический (одни и те же термины люди понимают по-своему; преодолеть эту преграду можно, подбирая понятные для партнера слова; стоит уточнять, что означает использованный термин);
  • логический барьер (неумение выразить идеи логично и понятно; важно набраться терпения, переспрашивать);
  • нарушения речи (мешают восприятию информации, но изменить речь трудно, лучше к ней приспособиться);
  • неумение слушать (спутник перебивает, «переключается» на собственные мысли; компенсировать чужой недостаток можно собственным искусством речи);
  • барьер модальностей (важно уметь определять основной канал восприятия у собеседника; это делает людей терпимее, позволяет найти подходящий способ общения с конкретным спутником, делает общение эффективным);

  • барьер характера (важно сдерживаться, чтобы характеры партнеров не привели к сложностям и конфликтам; темпераментные люди считаются неудобными собеседниками);
  • невежливость (мешает деловой коммуникации; пресекать невоспитанность лучше всего собственным спокойствием; важно помнить цель общения – взаимодействие, а не разногласия; не стоит отвечать резко – это приведет к стычке; собеседника «отрезвит» холодный и нейтральный тон);
  • несовпадение словарного запаса (эта смысловая преграда возникает из-за интеллектуальных, психологических, культурных различий спутников; нужно переспрашивать, объяснять трудные термины, подбирать более понятные слова и комментировать свои идеи);
  • языковые преграды (стороны взаимодействуют на разных языках или по-разному владеют одним языком).

Взаимодействия

Этот тип преград возникает во время общения. Большую роль играет внутренний мир собеседника: его образованность, моральный уровень, стиль общения. Выделяют такие барьеры:

  • мотивационный (появляется, если у собеседников разные мотивы взаимодействия; один может стремиться к быстрой прибыли, а другой – желать развития общего бизнеса; партнерам стоит сразу обсудить и согласовать цели, иначе совместная деятельность обречена на провал);
  • некомпетентности (некомпетентность одной из сторон раздражает вторую сторону, появляется чувство досады; если человек разбирается в вопросе частично – можно спокойно сообщить ему нужную информацию; не стоит делать это демонстративно);
  • этический (моральная несовместимость собеседников; не стоит перевоспитывать или упрекать человека, это приведет к раздору; лучше прекратить контакт или искать компромисс);
  • стилевой (стили общения бывают разными; это связано с темпераментом, профессией, воспитанием, социальным положением человека; стиль общения может быть доброжелательным, жестким, нейтрально-деловым; цель коммуникации играет большую роль: самоутверждение, принуждение, сотрудничество, поддержка собеседника; важно осознать, что манера общения – выражение глубинных качеств, поэтому изменить ее трудно, лучше адаптироваться и принять).

Восприятия

Барьеры восприятия связаны с первым впечатлением партнеров, с их предрассудками. Эти преграды возникают в момент вступления в контакт. Среди них выделяют:

  • эстетический (с неопрятным партнером трудно взаимодействовать);
  • барьер социальных положений (препятствует комфортной коммуникации; особенно если это подчиненный, который привык бояться начальника; чтобы устранить этот комплекс, стоит проговаривать: «Начальник – просто человек со всеми человеческими слабостями, причин для страха нет. Моя речь будет спокойной, ведь я уважаю свой труд и себя. Шеф это почувствует»).
  • отрицательных эмоций (с расстроенной личностью непросто общаться; не стоит принимать грубые интонации на свой счет; следует перед встречей узнать, какое настроение у ее участников; иногда лучше перенести беседу, чем неэффективно тратить время; если встреча обязательно должна состояться – перед деловым разговором нужно позаботиться об эмоциональном состоянии собеседника);
  • состояния здоровья (наблюдательный человек заметит недомогание партнера и сократит время контакта, чтобы не переутомлять его);
  • психологической защиты (если закрытость и агрессивность сотрудника являются его защитной реакцией – стоит поменять отношение к коллеге; ведь он «отзеркаливает» негативное отношение к себе; постепенно контакт наладится);
  • установки (у человека могут сформироваться отрицательные установки к партнеру или компании; нет смысла уговаривать агрессивно настроенного человека; нужно спокойно воспринять неприязнь, увидеть в ней невежество и плохую осведомленность; это поможет оградиться от негатива; постепенно мнение партнера изменится);
  • барьер двойника (человек склонен судить об окружающих по себе, ждет от спутника поступков, характерных для себя; следует помнить об этом феномене и не проецировать на коллег собственные качества);
  • барьер ошибочных стереотипов (проявляется в недоверии, скептическом отношении; такой человек отталкивается от негативного опыта; важно пересиливать себя и анализировать объективно каждую ситуацию).

Качества характера, создающие проблемы

На первое место можно поставить гордыню, ведь остальные качества – производные от нее. Эта черта проявляется в возвышении себя и снисходительном отношении к окружающим. Контактируя с гордецом, человеку приходится сдерживаться, чтобы избежать конфликтов.

Хвастовство – способ самоутверждения. За этой чертой может скрываться неуверенность, потребность в похвале. Хвастливые личности часто бывают тщеславными. Это следующая отрицательная черта. Тщеславный человек зависит от лести, чужого мнения. Он верит в свою значимость, только если видит одобрение окружающих. Важно научиться хвалить себя, ведь льстецы редко бывают искренними. Их цель – манипулирование тщеславным человеком.

Властолюбие выражается в неприятии чужих мнений и желаний. Это болезненная потребность контролировать окружающих. Чтобы плодотворно общаться с властолюбивым человеком, нужно уметь четко аргументировать позицию. В первую очередь властолюбец подавляет неуверенных личностей.

Вспыльчивость – неспособность осознавать свои эмоции, контролировать их. Вспыльчивая личность замечает последствия эмоционального «взрыва» после его окончания. Собеседникам такого человека приходится проявлять особенное спокойствие, не «отзеркаливать» грубые слова противоположной стороны.

Способы вычислить тип барьера

Нужно проанализировать свои переживания и реакции партнера. Коммуникационные преграды связаны не с содержанием диалога, а с особенностями речи: логикой повествования, словарным запасом, четкостью произнесения слов.

Преграды взаимодействия возникают в ходе общения. В этом случае одну из сторон не устраивает моральный облик, уровень знаний и характер партнера. Барьеры восприятия – стереотипы, ожидания. Если психологическая преграда возникла слишком быстро или еще до общения – это барьер восприятия.

Визуально напряжение между спутниками проявляется через язык тела. Обращают внимание на:

  • мимику (напряженное лицо, улыбка не соответствует выражению глаз);
  • позу (закрытая поза – спутник отворачивается, скрещивает конечности; излишняя расслабленность и рассеянность также считаются признаками психологической закрытости);
  • жестикуляцию (резкие движения; невольно сжатые кулаки);
  • выражение глаз (отсутствующий, «бегающий» или длительный взгляд).

Рекомендации, которые помогут избавиться

Существуют проверенные способы преодоления преград в общении. К ним относятся:

  • «имя собственное» (важно произносить имя спутника; такое внимание помогает человеку самоутвердиться; это расслабляет, вызывает доверие);
  • «зеркало отношений» (выражается в теплой улыбке, доброжелательном тоне и участливом выражении лица; у спутника возникает ощущение защищенности);
  • «золотые слова» (комплименты создают иллюзию совершенствования, появляется чувство удовлетворенности);
  • «терпеливый слушатель» (внимательное выслушивание жалоб человека);
  • «личная жизнь» (стоит проявить внимание к внутреннему миру и увлечениям спутника; после этого человек «открывается», общается активнее).
Читайте также:
Козерог женщина и козерог мужчина: излагаем подробно

Некоторые барьеры можно устранить, а остальные – умело обойти. Важно проявлять терпение, внимательность и участливость.

Барьеры общения и способы их преодоления

Вы будете перенаправлены на Автор24

Барьер общения – это психологический феномен, представляющий собой трудности, которые проявляются в процессе общения коммуникатора и реципиента. Зачастую они могут стать поводом для конфликта или препятствием для взаимопонимания и взаимодействия.

Причины возникновения барьеров в общении

Одна из причин неэффективности делового общения представляет собой существование барьеров в коммуникации. Причины их возникновения включают:

  • Психологические особенности партнеров (например, разница в интеллектуальном уровне, темпераменте, мышлении и др.);
  • Социальные, политические, религиозные, национальные различия, разный уровень образования;
  • Различия в словарном запасе и лексиконе;
  • Различное знание предмета обсуждения.

С проблемами в общении сталкивался почти каждый человек, вне зависимости от пола, возраста, социального статуса, ценностей и установок. Это предполагает то, что причины барьеров разные и могут присутствовать в жизни каждого. Они могут осознаваться или не осознаваться людьми, вступающими в общение. От этого в большей степени зависит то, насколько быстро человек способен заметить, что у него проблема и то, как он сможет их решить. Коммуникативные барьеры могут быть также надуманными одним или несколькими собеседниками.

Основные барьеры коммуникации и способы их преодоления

Барьеры общения представляют собой препятствия в ходе коммуникации, которые имеют отношение к обмену информацией между собеседниками. Среди самых распространенных барьеров можно выделить:

  • семантический,
  • фонетический,
  • логический.

Семантический барьер возникает, когда 2 человека под одинаковыми понятиями подразумевают абсолютно разные вещи. Он возникает почти всегда и везде, так как люди очень по-разному понимают многие вещи. По этой причине, разговаривая на одну и ту же тему, мы можем говорить о разном, сталкиваясь с непониманием друг друга.

Готовые работы на аналогичную тему

Для разрушения этого барьера нужно хорошо понимать партнера и его картину мира, которая представлена смыслами, вкладываемыми в разные категории. Если возникают возможные неточности, нужно подробно объяснить, что вы имеете в виду. Также в беседе важно стараться использовать понятные для собеседника слова и их сочетания.

Фонетический барьер заключается в плохой технике речи. В этом случае не понятно, что говорит собеседник. Это мешает воспринимать сообщаемые им сведения. Если интерес в общении с таким человеком присутствует, то необходимо приспособиться к его манере говорить. Можно изредка переспрашивать в непонятных местах.

Если происходит неформальное или дружеское общение, то можно в мягкой форме донести до собеседника, что понять его сложно из-за некоторых особенностей речи. Здесь по возможности он может подстроиться и скорректировать данные недостатки.

Логический барьер представляет собой неумение индивида выражать собственные мысли. В речи таких людей путаются причинно-следственные связи, некоторые понятия подмениваются.

Если пришлось общаться с таким собеседником, то необходимо набраться терпения: слушать его очень внимательно и задавать вопросы, что поможет получить необходимые сведения. Любой человек, обнаруживший у себя подобную особенность, должен постараться от нее избавиться. Существует несколько советов для таких людей:

  • послушать, как выражают свои мысли хорошие ораторы или писатели,
  • прочитать литературу по логике,
  • записаться на курсы ораторского мастерства,
  • попросить друзей дать обратную связь с рекомендациями и др.

Другие барьеры общения и пути их устранения

У каждого человека есть характер, при этом некоторые его черты могут кого-то не устраивать. Личностный барьер заключается в том, что у кого-то эти черты настолько заострены, что даже сам характер может представлять собой барьер.

Особенности данного барьера могут быть связаны с незнанием своих особенностей или с недостатком самоконтроля. Так, чрезмерная медлительность или, наоборот, суетливость способна в определенных ситуациях раздражать партнеров по общению.

Барьеры взаимодействия связаны с взаимодействием с человеком в процессе общения. Они возникают из-за недовольства поведением партнера по общению. Как правило, в точках зрения собеседников присутствуют существенные различия.

Мотивационный барьер проявляется при наличии разных мотивов вступления в контакт у партнеров по общению. Например, человек хочет получить поддержку от подруги, а она желает, чтобы вы обсудили ее новую прическу. Здесь человек может столкнуться с непониманием, а партнеры часто по этой причине ссорятся. Для исключения подобный ситуаций важно сразу прояснить друг другу, что вы хотите получить в ходе общения.

Барьер некомпетентности можно часто встретить в совместной работе. Человека может злить некомпетентность партнера, когда он начинает говорить очевидные глупости для вас. Все это вызывает злость, досаду и чувство, что вы потеряли время. Существует 2 варианта решения – либо постепенное подталкивание человека к более глубокому пониманию вопроса (например, ненавязчивое объяснение), либо сворачивание общения. Выбор будет зависеть в основном от целей.

Этический барьер находит проявление при несовместимости нравственных позиций партнеров. Здесь важно не пытаться заниматься перевоспитанием или высмеиванием собеседника. Гораздо более эффективно свернуть общение или попытаться найти взаимовыгодный компромисс, особенно если у вас предусмотрена какая-то важная общая цель.

Причина проявления барьера стилей общения состоит в том, что у каждого человека своя уникальная манера, которая зависит от темперамента, характера, воспитания, профессии и прочих факторов. Как правило, ее формирование — это достаточно длительный процесс, а впоследствии ее становится сложно менять.

Стиль общения состоит из основного мотива (зачем вы общаетесь – самоутверждение, поддержка), отношения к другим людям (доброта, терпимость, жестокость), отношения к себе и характера воздействия на людей (давление, манипуляция, уговоры). Часто стиль общения другого человека приходится просто принимать, так как поменять его сложно, а общаться необходимо.

Как Преодолеть Барьеры в Общении с Другими

Барьеры в общении часто мешают нам в процессе коммуникации. Эти барьеры приводят к тому, что собеседникам не удаётся понять друг друга.

Общение – неотъемлемая часть жизни человека. От умения быстро устанавливать контакты с окружающими в современных условиях зависит успешность личности практически во всех сферах жизнедеятельности.

Все стремятся к приятному и эффективному общению, однако иногда возникают ситуации, когда обмен информацией нарушается и партнерам сложно понять друг друга.

Читайте также:
Как понять что ты любишь парня?

К этому приводят барьеры общения, которые существенно затрудняют диалог между собеседниками.

Язык иногда вместо дороги превращается в барьер.

Дэниел Киз. Цветы для Элджернона. Доктор Штраус

Что такое ‘Барьеры Общения’?

Это факторы, которые способствуют потере и искажению смысла информации в процессе взаимодействия. Они приводят к снижению эффективности коммуникации, возникновению напряжения и отрицательных переживаний. Часто они становятся основной причиной конфликтных ситуаций. Все барьеры общения делятся на две группы: психологические и коммуникативные.

‘Я’ и ‘другие’: преодолевая барьеры

В повседневной жизни, когда мы сталкиваемся с ситуациями общения, близости, переговоров или общей деятельности с другими людьми, часто возникает ощущение “преодоления барьера” или существования какого-то крупного барьера, между личностями, который не позволяет им адекватно взаимодействовать друг с другом. Многие философы, писатели и просто бытовые исследователи обращали внимание на колоссальную разницу в восприятии человеком своего “я” и ощущения “других”.

Те люди, которые находятся за пределами нашего “я” оказываются чужими, непредсказуемыми и часто приносят неприятные ощущения, боль и разочарование – именно из-за того, что чем более близким становиться человек, тем в большей степени на него перекладываются индивидуальные представления о том, что правильно, и что нет, как нужно жить и действовать. Соответствующие ожидания не оправдываются никогда, потому что другой человек – совершенно другая, отдельно сформировавшаяся личность, у которой другие интересы, способности и цели в жизни. Однако, даже такое вполне логичное разочарование заставляет не открыть себе понимание “других”, а отстраниться от общения. Ж.П.Сартр сформулировал такой психологический процесс очень афористично: “Ад – это другие”.

На самом же деле путь к взаимопониманию прост и необыкновенно логичен, как это ни странно. Для того, чтобы нормально и адекватно воспринять других людей, необходимо присматриваться к их характерным реакциям, способам поведения, особенностям восприятия мира, к тому, что и как они делают, и как реагируют на те или иные события. Внимательное наблюдение должно сопровождаться как можно более широким и разнообразным общением с задействованием как можно большего диапазона инструментов – разговора, совместной деятельности, обмена впечатлениями, совместного творчества или разделения его результатов и т.д. Чем в большем количестве разнообразных ситуаций проявит себя человек, тем больше о нем можно узнать, и тем точнее будет наше поведение по отношению к нему.

Психологические барьеры общения

Психологические барьеры возникают в следствие индивидуально-психологических особенностей людей, которые вступают в процесс общения (скрытность, скромность, различия в типах темперамента), а также в результате особенностей отношений между партнерами (недоверие, антипатия).

Определяющим для возникновения ситуаций непродуктивного общения становятся личностные аспекты. В связи с тем, что каждый человек воспринимает события и явления окружающего мира субъективно, оценивает их с точки зрения своего индивидуального опыта, ему иногда бывает сложно понять партнера по общению, у которого другая точка зрения и другие особенности восприятия.
Основные виды психологических барьеров:

  1. Эстетические барьеры – возникают в ситуации, когда человеку не нравится внешний вид собеседника. Это может касаться особенностей его внешности, стиля одежды, определенных деталей гардероба.
  2. Интеллектуальные барьеры – заключаются в отличиях типов мышления, скорости протекания мысленных операций и различиями уровня интеллектуального развития. Например, общение оптимиста и пессимиста не всегда можно назвать продуктивным, ведь один будет искать в любой ситуации плюсы и пути выхода, а второй – акцентировать внимание на негативе. К интеллектуальным можно отнести барьер некомпетентности, когда человек не разбирается в обсуждаемой теме, что вызывает у партнера по общению чувство огорчения или раздражения.
  3. Мотивационные барьеры – проявляются, когда у людей разные цели. Это приводит к непониманию, искаженному восприятию информации.
  4. Моральные или этические барьеры – эффективности общения мешает несовместимость нравственных позиций, принципов, взглядов.
  5. Барьер установки – если у человека есть негативная установка по отношению к партнеру, то его слова воспринимаются не объективно, часто с внутренним протестом. Возникать он может в результате предыдущего опыта общения или на основе отзывов других людей.
  6. Барьер отрицательных эмоций или плохого физического состояния – относятся к ситуативным барьерам. Иногда проблемы в общении возникают, когда у человека плохое настроение или самочувствие, и он не настроен на установление контакта с другими.

Коммуникативные барьеры общения

Коммуникативные барьеры возникают, если между собеседниками есть несоответствие словесного запаса. К этой группе также относятся проблемы, связанные с отсутствием аналогий понятий в разных языках и другие сложности перевода.
Основные виды коммуникативных барьеров:

  1. Семантические барьеры – возникают, когда партнеры по общению под аналогичными понятиями подразумевают разные вещи. Например, один человек фразу «хороший метод достижения цели» понимает, как способ, который не навредит окружающим людям, а другой – как стратегию достижения желаемого любой ценой, даже если окружающие пострадают.
  2. Логические барьеры – проявляются, если человек не умеет четко и последовательно выражать свои мысли. В таком диалоге нарушаются причинно-следственные связи, и часто происходит подмена понятий.
  3. Фонетические барьеры – это плохая техника речи у говорящего. Когда слова звучат нечетко и непонятно, что затрудняет восприятие информации.

Видео: Барьеры в общении. Как преодолеть?

Как преодолеть барьеры общения?

Человека в современном мире невозможно представить без речевых коммуникаций. Каждый день приходиться общаться на работе или учебе, с друзьями или коллегами. Но настоящей проблемой может стать барьер, который мешает грамотно общаться с окружающими и отделяет человека от нормальной жизни.

Один из самых распространенных барьеров – комплекс неполноценности. Люди с низкой самооценкой считают, что они хуже других, не видят своих достоинств и предпочитают проживать свою жизнь тихо и спокойно. Но на самом деле, стоит только сменить имидж, начать работать над собой и улыбаться трудностям, так потребность в общении появляется сама собой. Неуверенность в себе проходит с практикой. Психологи советуют не обходить людей стороной, а как можно чаще пробовать поддержать разговор.

Еще одной проблемой в общении может стать и завышенная самооценка. Комплекс превосходства проявляется в предвзятом отношении к окружающим людям. Человек чувствует себя лучше остальных и считает, что разговаривать с ними можно неуважительно и свысока. Конечно, такое отношение никого не устраивает и контактов с такой личностью скорей всего будут стараться избегать. Но если человек сам понимает причину трудностей в общении, то справиться с ними поможет самоконтроль и лояльное отношение к обществу. При разговоре, можно попробовать найти в собеседнике положительные черты, благодаря этому беседа пройдет более комфортно для обеих сторон.

Читайте также:
Как переживают расставание парни?

Часто, случается так, что человек просто боится вступать в контакт с кем-либо. Например, не найти нужных слов, показаться глупым или сказать что-то не то. Появляется страх быть не принятым и осужденным. Возможно, у человека не хватает навыков общения или недостаточный словарный запас. Выход из такого положения – практика. Можно тренироваться перед зеркалом, как бы разговаривая с воображаемым другом. Попробовать вести переписки в интернете, ведь не имея возможности смотреть на собеседника, выражать свои мысли гораздо легче. Конечно, нужно больше читать и развивать словарный запас, чтобы подбирать слова для любой ситуации. Важно оставаться самим собой и не бояться о том, что подумают другие. Каждый человек воспринимает все по-разному, и найдутся те, кто сможет помочь справиться с этим барьером.

Сложность заключается в том, что зачастую причины возникновения сложностей общения не осознаются людьми. Особенно актуально это для психологических барьеров. Если коммуникативные преграды воспринимаются сразу и для их устранения часто достаточно уточнить смысл сказанного, переформулировать предложения и поработать над своей речью, то психологические сложности являются следствием подсознательных установок. Они плохо поддаются контролю.

Следите за своей внешностью и манерами общения, они должны соответствовать ситуации.
Пытайтесь воспринимать собеседника объективно и безоценочно.

Заключение

Для того, чтобы правильно с человеком взаимодействовать, нужно как можно больше о нем знать, и действовать в соответствии с его программой действий, а не со своей. Следует смиренно принять тот факт, что другие люди, даже те, которые вследствие обстоятельств являются нашими близкими, на самом деле – совершенно другие, мыслят, чувствуют и действуют не так как мы. Настоящая близость становится возможной только после достижения этого понимания и его практического воплощения.

Начать общаться с людьми совсем не сложно. Живое общение действительно приносит огромное удовольствие и помогает добиваться поставленных целей.

Обновлена: 18.06.2020, 07:10 Количество слов: 1218 Время на чтение: 6 мин.
Распечатать
Спасибо авторам за эту статью, которую уже прочли 148 267 раз!
Спасибо нашим читателям, которые оставили 5 комментариев и уже оценили статью 55 раз!

  • 80
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Алексеич , 24 ноя, 2021 34 898 просм. • 1 отв. • 28 комм.

Василиса , 26 окт, 2021 246 109 просм. • 1 отв. • 288 комм.

Алёнка , 21 окт, 2021 86 745 просм. • 1 отв. • 81 комм.

Алиса , 18 окт, 2021 636 563 просм. • 1 отв. • 123 комм.

Владислава , 07 окт, 2021 100 921 просм. • 1 отв. • 85 комм.

Барьеры в общении — изучаем обстоятельно

Когда на пути передачи информации вдруг появляются какие–то затруднения, психологические препятствия, то говорят о коммуникативном барьере.

Коммуникативный барьер – это психологическое препятствие различного происхождения, которое реципиент устанавливает на пути нежелательной, утомительной или опасной информации

Барьеры понимания и восприятия

  • Эстетический барьер – когда складывается неблагоприятное внешнее впечатление;
  • Социальный барьер – при заметных различиях в социальном статусе;
  • барьер негативных эмоций – пробуждает в человеке чувства: страха, раздражения, гнева, страдания, обиды, стыда и вины, горечи, брезгливости, презрения или отвращения;
  • барьер стереотипов – срабатывают установки или ранее сформированные негативные мыслеформы по отношению к личности, организации или группе;
  • барьер самозащиты – проявляется если человек твердо уверен в себе, но у него появляются комплексы, тогда он выстраивает общение с позиции обороны.

Трудности и виды барьеров общения

Вы когда-нибудь разговаривали с человеком, который явно не хочет с вами разговаривать? Не понятно почему, между вами и ним стоит невидимая стена, сквозь которую не только не поступает от него информация, но, как вам кажется, и он мало что понимает из вашей речи. Именно эта невидимая преграда и называется барьером в общении в психологии. Истоков появления этой причины множество:

Характер человека;
Воспитание;
Уровень образования;
Возраст;
Статус в социуме;
Сложившаяся ситуация и другое.

С уверенностью нужно отметить, что с этой проблемой сталкивался каждый человек, живущий на планете Земля.

В процессе общения, причины, которые ставят барьер между людьми, бывают сознательными и бессознательными. Сознательные причины – это те, которые человек может объяснить себе и собеседнику. Бессознательные, когда истоков нарушения общения люди не могут понять и объяснить. Особенно сложно наладить контакт в том случае, если оба партнера имеют трудности с общением.

Итак, на какие виды барьеров психология подразделяет общение?

Коммуникативные барьеры в общении

Коммуникативные барьеры в общении возникают из-за внутреннего психологического препятствия и внешних явлений, стоящих на пути принятия или передачи информации между собеседниками.

Так как единой классификации коммуникативных барьеров не существует, мы рассмотрим два основных типа данного барьера:

  1. Внешние коммуникативные барьеры – в появлении этих барьеров виноваты не только люди, но и какие-либо обстоятельства, физические условия, не зависящие от воли людей и не подвластные ведущим беседу людям. Причиной возникновения языкового барьера может быть не только сильный шум или неблагоприятные погодные условия, но и непонимание из-за того, что собеседники разговаривают на разных языках.
  2. Внутренние коммуникативные барьеры являются куда более сложной проблемой, бороться с которой нужно долго и усердно. Возникнуть внутренний барьер может из-за причин, мешающих объективно оценивать информацию, принимаемую от собеседника. Ими может послужить как банальное раздражение партнера на фоне его внешнего вида, так и личностная неприязнь к человеку как к личности.

Коммуникативные барьеры в деловом общении могут пагубно отразиться на вашей карьере, так что их необходимо преодолевать. На самом деле они присутствуют ровно до того момента, пока вы не решите от них избавиться и не задумаетесь над этим. Практикуйте преодоление барьеров в общении, оказывайте больше внимания собеседнику и проявляйте неподдельный интерес, тогда для вас коммуникативные барьеры навсегда останутся в прошлом.

Обойтись в нашей жизни без барьеров межличностного общения практически невозможно, разве что общаться только с приятными нам людьми, а это сами понимаете, удается не всегда. Задача, стоящая перед каждым членом общества – определить тип своего барьера непонимания в процессе общения и применить наиболее эффективный способ его устранения. Чтобы устранить барьеры в общении всегда старайтесь быть уверены в себе, спокойны и терпимы к слабостям других людей, а также не допускайте назревание конфликтов!

Каждому из нас встречались такие люди, слушать которых было огромным удовольствием. Их речь была настолько грамотно и красиво поставлена, что впору цитировать или записывать каждую фразу. Можно ли научиться искусству красиво говорить? Давайте попробуем разобраться в том, как развить в себе красноречие.

Читайте также:
Как избавиться от депрессии в домашних условиях?

Любая беседа с другим человеком это целая задача, справиться с которой под силу далеко не всем. Довольно часто нам сложно удержаться от выражения негативных эмоций или высказываний, если человек на неприятен или его поведение выводит нас из себя. И чем сильнее мы поддаемся влиянию, тем меньше наш уровень ассертивности. Давайте разберемся, что это за явление и как ему можно научиться.

Каким образом определить?

Во время вербального общения, помимо внутреннего ощущения, что происходит что-то не то, и вы или вас не понимают, существуют ещё невербальные признаки, по которым также можно заметить наличие сложностей. Чтобы лучше в них разбираться, рекомендую прочитать эту статью.

  • Мимика. Если лицо партнёра напряжено или он выражает противоречивые эмоции. То есть, улыбка напоминает оскал, ведь при искренности в уголках глаз появляются маленькие морщинки, так называемые «гусиные лапки».
  • Поза. Закрытая поза, когда скрещённые ноги или руки, человек вовсе отворачивается от вас или демонстрирует чрезмерную расслабленность – маячки того, что следует задуматься о том, что происходит.
  • Жесты. Когда резкие, слишком быстрые движения, или руки сжаты в кулаки, спрятаны под столом – задумайтесь, вдруг стоит взять перерыв или сменить тактику.
  • Взгляд. Он может быть пустым, то есть отсутствующим, на вас смотрят как-бы сквозь. Слишком длительным, или наоборот, «бегающим».

Семантический барьер

Подобный барьер возникает от разночтений слов и понятий, которыми оперирует собеседник. Это самый распространенный барьер, потому что для всех людей одинаковые вещи трактуются по-разному. Для одного мужчины лучшая жена – это хозяйка, мать его детей, умница и красавица, а для второго – та, которая ему не перечит и молча сидит дома с детьми, не имея права голоса. Поэтому утверждение из уст мужчин о том, что все женщины одинаковые, звучит по-разному. Говорят они одну и ту же фразу, но звучит она для каждого по-своему. Понимая, что не нашли единого русла в разговоре, собеседники сталкиваются с барьером на пути к взаимопониманию и согласию. Для преодоления конкретно этого барьера, собеседники должны иметь представление о мире и жизни, которыми живет оппонент. Нужно знать обороты речи собеседника, его манеру высказывать мысли, чтобы не возникало разночтений в произнесенных фразах. Если вы видите, что ваш собеседник находится в замешательстве, пытаясь расшифровать мысль, которую вы вкладываете в ту или иную фразу, не торопитесь, остановите свой монолог, и объясните партнеру, что вы имели в виду. Расшифровывайте теми словами и понятиями, которыми оперируют большинство людей, чтобы максимально доходчиво донести до собеседника мысль.

Как преодолеть?

Основные способы, с помощью которых возможно наладить коммуникацию, я подробно описал в статье о развитии коммуникативных навыков. Здесь немного дополню непосредственно о том, как преодолеть возникшие препятствия.

  1. Не бойтесь быть почемучкой. Если что-то не совсем понятно или для вас нелогично, задавайте вопрос. Помните, понятия самых простых вещей у всех разные? Также отслеживайте, насколько вы просты для понимания. Если вы формулируете слишком сложные предложения, просто задумайтесь, зачем вам нужно быть запутанным и сложным для восприятия окружающих? Что вам это даёт? Уточняйте, поняли ли вас в данный момент? При вопросах добавляйте, что хотите его верно услышать, поэтому переспрашиваете.
  2. При разной семантике и сленге, используйте такие же слова и выражения, этот приём поможет наладить контакт и расположить к себе.
  3. Если вы заметили препятствия со стороны собеседника, используйте технику активного слушания, о ней я писал в этой статье.
  4. Тренируйте свою эмпатию и учитесь принимать инаковость. Многим важно просто почувствовать поддержку и принятие, а не совет или рекомендации к действиям. Умение сопереживать и ставить себя на место другого значительно упрощает процесс взаимодействия. Уважайте мнение другого человека, оно имеет право быть, ведь в одной и той же ситуации истина у каждого своя.
  5. Не ожидайте от партнёров многого, и также позволяйте себе быть собой. Ведь страх несоответствия ожиданиям провоцирует злость и тревогу, впоследствии вызывает разочарование, а эти все чувства совсем не способствуют живым и близким отношениям.
  6. Получая информацию, следует иногда делать разграничения, то есть отделять эмоции от фактов, оставляя эмоции и оценку в стороне, тогда возможно добиться объективности и верной интерпретации сказанного.
  7. По поводу модальности, обращайтесь к партнёру в зависимости от его типа, к примеру: «послушай», «посмотри», «ощущаешь?». Понять его принадлежность несложно, просто внимательно слушайте, какие слова он чаще всего использует в речи и на что больше обращает внимание.

Логический барьер

Логический препон в разговоре – это неумение формулировать фразы, а затем их выражать с помощью речевого общения. Это люди, которые не могут подобрать слова для выражения определенной ситуации или не в состоянии справиться с потоком мыслей и эмоций, пролетающим в его мозгу. Причинами подобных проявлений могут стать следующие факторы:

Необразованность;
Скованность и стеснительность.

Сталкиваясь с таким человеком, наберитесь терпения, слушайте его с олимпийским спокойствием, и спрашивайте. Только в этом случае, вам удастся дождаться «рационального зерна» из всего услышанного. Если вы сами являетесь таким человеком, следуйте правилам:

Слушайте внимательно тех людей, которые умеют красиво говорить. Наверняка, среди ваших знакомых есть такие;
Купите обучающую литературу. Это может быть учебное пособие по логике или мастер класс по искусству ораторов;
Сходите на курсы ораторов.

Попросите друзей помочь вам преодолеть логический барьер с помощью «обратного общения» и их рекомендаций.

Заключение

На этом всё, уважаемые читатели! Как видите, пути преодоления препятствий порой сложны, но уж точно стоят того, чтобы вложить в них энергию и силы, ведь комфортный, приятный разговор, понимание, и отношения без конфликтов — залог успешности и качественной жизни.

Фонетический барьер

Это выражение своих мыслей не точно, не понятно для оппонента. Это очень мешает воспринимать информацию, которую вы доносите. Если вы подозреваете, что техника вашей речи недостаточно профессиональна, но внимание собеседника вам необходимо удержать во что бы то ни стало, есть несколько рекомендаций:

Барьеры в деловом общении преодолеваются следующим путем: слушайте собеседника и приспосабливайтесь к его манере выражать мысли и говорить. Особенно любезно с вашей стороны будет задавать вопросы по теме беседы;
Барьеры в неформальном общении переступить проще – вы объясняете собеседнику, что не понимаете его, и вместе ищете выход из ситуации. Только делать это нужно очень мягко и тактично, чтобы не обидеть человека.

Читайте также:
Замужняя женщина влюбилась

Барьер модальности

Человек способен воспринимать окружающий мир с помощью пяти органов чувств:

Зрение;
Слух;
Обоняние;
Осязание;
Вкус.

Однако для каждого из людей существует приоритетный орган, основываясь на восприятии которого мы и рисуем собственную картину мира. Это и называется модальностью. Человек, обладающий слуховой модальностью, с меньшей степенью доходчивости воспринимает визуальную или осязательную информацию. Чтобы определить модальность собеседника, показывайте ему фотографии, графики включайте аудиозаписи или видеоролики, прикасайтесь. Каждое действие подкрепляйте соответствующими глаголами: видеть, слышать, чувствовать и т.д.

Личностный барьер

Личностный барьер ставится между людьми в том случае, если один из собеседников, по определенной причине, не нравится другому. Однако некоторые люди более лояльны к недостаткам других, поэтому им легче преодолеть в себе чувство неприязни. В противном случае, общение между людьми становится невозможно. Это происходит от недостатка самоконтроля того, кто не может остановиться в своих ощущениях дискомфорта или обладает теми недостатками, которые раздражают собеседника: медлительность, невоспитанность, суетливость и т.д. Не стесняйтесь прослыть невеждой, сообщите собеседнику о том, что вас так раздражает в его поведении. Однако не забывайте и о том, что все мы не без недостатков, поэтому контролируйте себя.

Мотивационный барьер

Этот барьер имеет место в тех случаях, когда мотив вступления в разговор у людей разный. Например, вы хотите поговорить с мужем о поездке в отпуск, а он — обсудить с вами проблему покупки нового автомобиля. В этом случае люди не только не поймут друг друга, это может привести к возникновению конфликта в семье. Для того, чтобы избежать неприятностей, перед началом разговора озвучивайте тему, на которую вы хотите пообщаться.

Барьер некомпетентности

Этот барьер зачастую возникает между сотрудниками. Собеседника раздражает некомпетентность второго, благодаря этому возникают такие чувства, как:

Злость;
Досада;
Ощущение, потраченного впустую времени и т.д.

Выхода из этой ситуации два:

Ненавязчиво объяснить человеку о том, что он несостоятелен в данном вопросе, и помочь добиться совершенства;
Закончить разговор, и больше не заводить его на эту тему с данным собеседником.

Выбор сделать можно исходя из ваших целей.

Этический барьер

Этот вариант встречается там, где происходит общение между людьми разного уровня воспитания. В этом случае, следует либо принять точку зрения собеседника и не стараться его перевоспитывать, либо уйти от общения. Как правило, люди, имеющие общую цель, стараются найти обоюдное согласие, и продолжать делать общее дело.

Барьер стилей общения

Все люди имеют собственный стиль общения, который зависит от следующих факторов:

Характера;
Импульсивности;
Воспитания;
Профессиональных особенностей и т.д.

Стиль общения человека формируется годами, и изменить его, если не невозможно, то крайне сложно. Мотиваторами стиля общения людей в социуме выступают:

Самоутверждение в обществе;
Поддержка;
Желание общаться;
Отношение к окружающим;
Отношение к самому себе;
Манера влияния на окружающих и т.д.

Как правило, собеседнику, преследующему определенную цель, приходится принять стиль общения другого человека.

Эстетический барьер

Вам приятно общаться с неопрятным человеком, от которого дурно пахнет? Найдется не много людей, которые «закрывают глаза» на эту проблему. Поэтому неприязнь, возникающая при виде такого индивидуума, распространяется и на общение с ним. Только в случае крайней необходимости, происходит контакт с подобными людьми.

Социальный барьер

Здесь немаловажную роль играет социальный статус собеседника в обществе. Однако это подсознательная установка человека, которая исчезает в тот момент, когда человек не знает статуса, находящегося перед ним собеседника.

Барьер отрицательных эмоций

Вы когда-нибудь разговаривали на отвлеченные темы с человеком, крайне раздосадованным какой-либо проблемой? Это невозможно! Либо вы не можете увести его мысли в русло предстоящего разговора, либо принимаете на свой счет все выражения негативных эмоций (которые с вами никак не связаны). В этом случае, серьезные и значимые разговоры, откладываются до лучших времен.

Барьер установки

Это один из самых неприятных барьеров, которые возникают между людьми. Зачастую, общественное мнение (сплетни) бежит впереди того, о ком оно возникло. Собеседник может не знать вас, как человека, но быть «наслышанным» о вас. Честно спросите человека, что конкретно является его причиной в отрицательном отношении. Разберитесь в сложившейся ситуации, и объясните ему, что он ошибается.

Барьер двойника

Зачастую мы ждем от собеседника того же, что сделали бы сами. Иллюзии на этот счет воспринимаются другой стороной, как навязывание собственного мнения. Не ждите от партнера проявления собственных черт характера или ответной положительной реакции на ваши высказывания.

Барьер грубости

Этот вид барьера относится к плохому воспитанию людей. В ответ на наши реплики, следуют агрессия и невежество. Вариантов два:

Перетерпеть и промолчать;
Уйти от разговора, и не общаться с этим человеком.

Второй вариант развития событий, в этой ситуации, наиболее приемлем.

Барьер неумения слышать и слушать собеседника

Этот барьер обусловлен невниманием человека к чужим проблемам, невоспитанностью или отсутствием интереса к теме разговора. Чаще, неумением слушать собеседника, страдают люди, которые зациклены на собственном «я» и своих проблемах. Если вы нуждаетесь в этом общении, говорите так, чтобы человеку стало интересно вас слушать. Меняйте тему разговора, но в результате возвращайтесь к мысли, которую вы стараетесь до него донести. При этом помогает общение с помощью жестов, мимики, смена интонации.

Чаще других сталкиваются с барьерами в общении следующие категории людей:

Неуверенные в себе;
Невоспитанные;
Уровень образования которых ниже среднего;
Недоверчивые и мнительные;
Эгоцентричные;
Склонные к манипулированию другими людьми;
Старающиеся извлечь выгоду из всего, что происходит вокруг;
Недовольные собой, своей жизнью и положением в обществе.

Список этот бесконечный. Главное, если вы чувствуете, что при любом развитии событий, между вами и собеседником встает барьер в общении, ищите истинные причины его появления, работайте над собой, но не прекращайте общаться.

Барьеры в общении

Какие существуют барьеры в общении людей. Откуда они возникают и как с этим нужно бороться

Скачать:

Вложение Размер
barery_v_obshchenii.docx 30.07 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская работа на тему:

«Барьеры в общении»

Выполнила ученица 8 а класса

Руководитель исследовательской работы:

Решетникова Галина Владимировна

учитель русского языка и литературы

  • а)Толкование слов «общение , барьер»
  • б)Особенности общения в современном мире
  • в) Понятие о барьерах в общении , классификация барьеров
  • г)Анкетирование , анализ и вывод по анкетам
  • д) Факты об общении и советы по успешному ведению разговора
  • Вывод
  • Литература
  • Под общением обычно понимается передача информации от одного человека другому. Причем этот процесс складывается из коммуникации и понимания, восприятия партнера, обмена действиями. То есть, это не только речь, но и наши жесты. Безусловно, важность общения для человека сложно переоценить. Психологи советуют людям, которые устали от общения, попробовать больше быть одним. Как правило, если 70% времени человек остается в одиночестве в течение краткого периода времени, хотя бы пару месяцев, то он начинает пребывать в плохом расположении духа. В итоге наступает так называемое состояние хандры. Поэтому не стоит пренебрегать общением с людьми, даже если они надоедают. Лучше так, чем быть в одиночестве.
  • Данная работа посвящена изучению барьеров в общении и способов их устранения
  • Актуальность темы обусловлена интересом к общению учеников 8 классов гимназии
  • Объектом исследования стали ученики 8 классов гимназии

Цель работы: Изучить барьеры в общении и сформировать советы по их устранению.

  • 1. Изучить дополнительную литературу по данной теме
  • 2. Провести анкету среди учеников
  • 3. Выполнить исследования по данной теме
  • 4. Сформировать советы
  • 5. Выступить с работой среди учащийся
  • Теоретический( Изучение литературы по данной теме)
  • Практический( анкетирование)
  • Общение- Действие по знач. глагола общаться, деловые или дружественные связи. ложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми в дружбе и совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией.
  • Барьер-То, что является препятствием, помехой для какой-либо деятельности человека.

Особенности общения в современном мире связаны и с ценностями, которые вносит в жизнь каждого человека социальный контроль, и с изменением образа жизни и его относительной стандартизацией в связи с развитием массовой культуры. Если несколько веков назад преобладало непосредственное общение между людьми, то последнее столетие сделало доминирующим массовое и опосредованное общение. Что касается непосредственного взаимодействия, то следует отметить, что увеличилось количество вынужденных контактов между людьми. Особенность таких контактов заключается в том, что, во-первых, они многочисленны; во-вторых, поверхностны. И то и другое не является критерием качественного общения.

В последние несколько десятков лет весьма популярны различные обучающие технологии общения. Существует такой феномен как одиночество в толпе – одиночество среди людей, особенно в крупных городах. Многие средства массовой коммуникации создают иллюзию общения. Работа за компьютером или просмотр вечерних телевизионных программ способствуют развитию ощущения взаимодействия с другими. Так, например, социологи определили, что средний городской современный человек проводит у телевизора около 5 часов в день (!). Это весьма опасная тенденция, поскольку у субъекта, смотрящего интересную для него информационную программу, создается иллюзия присутствия другого человека и общения с ним. Но на самом деле никакого общения не происходит. Это квазиобщение, т.е. мнимое общение, воображаемое, кажущееся. Приставка квази (от лат. – quasi) употребляется перед словом для выражения сомнительности, мнимости обозначаемого явления. Увеличение доли квазиобщения во взаимодействии человека с окружающим его миром – также одна из особенностей современного общения.

Барьеры общения – это психологический феномен, возникающий в ходе общения коммуникатора и реципиента. Речь идёт о возникновении чувства неприязни, недоверия к самому коммуникатору, которое распространяется и на передаваемую им информацию . Выделяют следующие виды

барьеров :семантический,фонетический,логический,личностный,мативационный,этический, эстетический, барьер понятия и восприятия , социальный барьер отрицательных эмоций , барьер установки , барьер двойника . Более подробно я хочу остановиться на следующих барьерах: Логический , барьер характера и социальный барьер.

  • Он возникает потому, что каждый человек видит мир, ситуацию, проблему со своей точки зрения. Мысль человека зарождается под влиянием различных его потребностей, связанных с влечениями, побуждениями, эмоциями и пр., поэтому смысл всегда индивидуально-личностен, за каждой мыслью стоит мотив, зачастую скрытый и потому не всегда понятный. Для адекватного восприятия информации важна встречная мыслительная деятельность получателя. Основная проблема, заложенная в непонимании, связана с особенностями мышления собеседников, с их логикой. Логический барьер возникает чаще у партнеров с неодинаковым видом мышления, например: у одного — абстрактно-логическое, а у другого наглядно-образное, у третьего — наглядно-действенное.
  • Операционная мыслительная деятельность у людей также различна: широта, гибкость, быстрота, критичность, оригинальность ума у всех проявляется по-разному. Такие операции мышления, как сравнение, анализ, синтез, обобщение, абстрагирование (от лат. аЪз1гаНеге — отвлекать), используются людьми с разной степенью глубины. И пока один углубляется в развернутый анализ проблемы, другой, собрав поверхностную информацию или опираясь на интуицию, имеет готовый ответ или решение, не всегда верное.
  • В зависимости от того, какие виды и формы мышления преобладают в интеллекте каждого из собеседников, они общаются на уровне или понимания, или непонимания, т. е. возникает логический барьер. Преодолеть логический барьер можно лишь одним путем: «идти от партнера», пытаясь понять, как он строил свои умозаключения и в чем состоят расхождения. Кроме сказанного многое в преодолении логического барьера зависит от того, насколько грамотно, ясно и лаконично излагаются мысли.
  • “Как вы знаете, завтра произойдет солнечное затмение, а это бывает не каждый день. Соберите личный состав завтра в 5 часов на плацу в походной одежде. Они смогут наблюдать это явление, а я дам им необходимые объяснения. Если будет идти дождь, то наблюдать будет нечего, так что в таком случае оставьте людей в казарме”.
  • Адъютант – дежурному сержанту:
  • “По приказу капитана завтра утром в 5 часов произойдет солнечное затмение в походной одежде. Капитан на плацу даст необходимые объяснения, а это бывает не каждый день. Если будет идти дождь, наблюдать будет нечего, но тогда явление состоится в казарме”. Д

Дежурный сержант – капралу:

  • “По приказу капитана завтра утром в 5 часов затмение на плацу людей в походной одежде. Капитан даст необходимые объяснения в казарме насчет этого редкого явления, если будет дождь, а это бывает не каждый день”.
  • Дежурный капрал – солдатам.
  • “Завтра в 5 часов капитан произведет солнечное затмение в походной одежде на плацу. Если будет дождливо, то это редкое явление состоится в казарме, а это бывает не каждый день”.
  • Один солдат – другому:
  • “Завтра, в самую рань, в 5 часов, солнце на плацу произведет затмение капитана в казарме. Если будет дождливо, то это редкое явление состоится в походной одежде, а это бывает не каждый день”.
  • У каждого человека свой характер, но воспитанные, владеющие собой люди умеют вести себя так, чтобы их характер не был источником конфликта или дискомфорта. Не все, однако, хотят и умеют разобраться в себе и контролировать себя. Люди с ярко выраженными особенностями темперамента достаточно часто бывают неудобными собеседниками.
  • Личностно-психологические барьеры, возникающие в процессе взаимодействия, могут определяться также разной системой ценностей, негативными установками друг против друга и предубеждениями. Неумение слушать и управлять эмоциями, неэстетичный внешний вид собеседника — все это может порождать психологические барьеры, которые могут возникать до начала взаимодействия (неприятное первое впечатление), во время контакта (неадекватная реакция, неприятная мимика и пр.) и после завершения общения (негативное впечатление от встречи или от разговора).
  • Ложь , обман, иллюзия, коварство – это коммуникационные явления, они не существуют вне социальной коммуникации . Звери не предают и не обманывают друг друга; у них нет “инстинкта лжи и коварства”, а разум их недостаточно развит, чтобы изобретать то, чего нет на самом деле.
  • В коммуникационной деятельности правда используется при управлении и диалоге, имеющих мотивацию сотрудничества; ложь применяется в конфликтных ситуациях нечестного спора или корыстного управления реципиентами. Обман (мошенничество) – коммуникационное управление посредством лжи или полуправды. Например, реципиенту сообщается полуправда с расчетом на то, что он сделает ошибочные, но соответствующие намерениям мошенника выводы.
  • Данные барьеры могут возникнуть в результате несоответствия социальных статусов собеседников, материального положения, положения в обществе, несоответствия возраста партнеров по общению. Следствием всего этого является несовпадение интересов собеседников. Человек, имеющий социальный статус выше, чем у его партнера, будет разговаривать с ним снисходительным тоном, задавать так называемые «ленивые вопросы», не слишком расположен воспринимать критику и замечания более молодого собеседника.
  • Правовые барьеры возникают в случае наличия некоторых противоречий между нормативными актами различных регионов и стран. Собеседники при подготовке к деловой встрече обязательно должны ознакомиться с существующими нормативными актами противоположной стороны по интересующему их вопросу. Незнание и недостаточное владение информацией приводит к мысли о недостаточной подготовке и не заинтересованности в результатах переговоров.

Выполняли анкету ученики 8 классов(100 человек)

Выводы по проведённой анкете

  • 1. Юноши и девушки в основном являются общительными людьми , за исключением некоторых случаев.
  • 2. Парни чаще, чем девушки не могут найти тему для разговора, т.е у них преобладает барьер понимания.
  • 3. Почти у всех ребят более , чем 5 друзей, т.е они социально благополучны.
  • 4. У девушек в основном друзья старше, чем они , а у парней друзья их возраста. Это доказывает различие в интересах парней и девушек в данной возрастной группе.
  • 5. Одиночеству в большей степени подвержены парни, в то время как девушки таких проблем практически не имеют.
  • 6. С противоположным полом девушки чувствуют себя комфортнее, парни немного хуже налаживают контакт с девушками.
  • 7. Девушки конфликтнее, чем парни. Юноши стараются в большей степени избежать конфликт.
  • 8. Домашняя обстановка у всех ребят благополучная, но также имеются небольшие исключения.
  • 9. Девушки в большей мере делятся проблемами с друзьями, а парни предпочитают не делиться своими проблемами.
  • 10. На основе проведённой анкеты видно, что больший процент подростков социально развит и не имеет барьеров в общении, но есть дети которым трудно себя социально поставить в обществе их процент невысок(2-4%)

Интересные факты об общении

  • 1. Почти во всех странах мира, кивнув головой, выражают согласие. Однако в Греции, Турции и Болгарии этот жест имеет противоположное значение.
  • 2. Наблюдения психологов показывают, что при личных контактах собеседники не способны смотреть друг на друга постоянно , а лишь не более 60% общего времени.
  • 3. Взгляд по направлению направо вверх выдает зрительное конструирование. Человек пытается представить то, что он никогда не видел. Например, попробуйте представить вашего близкого друга в скафандре космонавта.
  • 4. 90% тех вещей, о которых люди не могут сказать в лицо, они посылают в виде текстовых сообщений
  • 5. Во всем мире наиболее подвержены стрессу люди в возрасте от 18 до 33 лет. После 33 лет уровень стресса начинает снижаться
  • 6. Если вы рассказываете другим людям о своих целях, у вас, скорей всего, будет меньше шансов на успех. Исследования подтверждают, что при этом вы теряете мотивацию

7. Женщины, у которых среди лучших друзей преимущественно мужчины, чаще бывают в хорошем настроении

Советы по успешному ведению разговора.

  • 1. Больше активных действий. Будь в центре интересных событий, позволь энергии бить ключом. Не говори о себе много, лучше пусть люди сами интересуются тобой.
  • 2. Когда общаешься с людьми, внимательно слушай и старайся понять.
  • 3. Уважай чужое мнение, не навязывай свою точку зрения.
  • 4. Улыбайся чаще, пусть окружающие видят, что у тебя все прекрасно.
  • 5. Не умничай. Не стоит слишком усердно демонстрировать свои знания в различных областях, за ними скроется твоя личность.
  • 6. Чувство юмора позволит очаровать любого. Не бойся смеяться над собой, немного самоиронии любому на пользу.
  • 7. Естественность! Не стоит воображать: использовать картинные жесты или нарочито небрежный тон. Это только веселит окружающих.
  • 8. Принимай и разделяй интересы близких людей.
  • 9. Высокомерие может поразить только неуверенных людей. Не стоит смотреть свысока на окружающих, это мало кто оценит.
  • 10. Все тайное становится явным, не привирай. Ложь часто приводит к неловким ситуациям. Если тебя и не разоблачат в открытую, то впредь доверять уже точно не будут.
  • 11. Никогда не унижай других людей! Это никому неприятно, а тебе непозволительно.
  • 12. Акцентируй всеобщее внимание на том, что тебе интересно и тебя запомнят.

13. Пунктуальность говорит об умении планировать свое время и твоем уважении к окружающим. Не стоит опаздывать больше, чем на пять

  • Общение – сложный психологический процесс взаимодействия людей друг с другом. Нужно уметь качественно обладать этим тяжелым навыком. Барьеры общения ещё более усложняют ситуацию, но если уметь правильно сочетать свои мысли и речь, слова и поступки, то общение не будет для вас тяжелым бременем, а напротив превратиться в легкий успешный процесс.

Разговоры. Странная это все таки вещь. Можно обменяться миллионом слов и. не сказать главного. А можно молча смотреть в глаза и. поведать обо всем

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: