Деятельность в психологии — объясняем во всех подробностях

Деятельность в психологии — объясняем во всех подробностях

В деятельности человека завершаются его потребности. Ими же она активизируется. То есть в процессе деятельности удовлетворяются актуальные потребности, формируются новые. Однако при этом происходит не только изменение потребностей, но и изменение индивидуальности человека. Какое еще влияние на развитие человека оказывает деятельность? Давайте разберемся.

Понятие деятельности в психологии

Понятие «деятельность», наряду с такими понятиями, как «сознание», «личность», «общение», является одним из основополагающих в психологической науке. Деятельность – это динамическая система взаимодействия субъекта с миром. В процессе этого взаимодействия происходит возникновение психического образа и его воплощение в объекте, а также реализация субъектом своих отношений с окружающей реальностью. Деятельность является формой активности человека, т.е. формой его взаимодействия со средой. Но деятельность – это не любая активность, деятельность – это активность человека, направленная на достижение сознательно поставленных целей и связанная с созданием общественно значимых ценностей или освоением социального опыта (определение Шадрикова).

Общие сведения

В деятельности, как положительной, так и отрицательной, можно выделить (предполагается наличие) следующие, выполняемые в общем случае, процессы:

  1. процесс принятия решения
  2. процесс вовлечения в деятельность
  3. процесс целеполагания
  4. процесс проектирования плана (программы) действий
  5. процесс осуществления плана (программы) действий
  6. процесс анализа результатов действий и сравнение их с поставленными целями
  7. процессов организационных, в том числе создание структур, процессов управления и планирования

Возможно использование других оснований для структурного представления деятельности, определяемых задачами и целями исследования. Модели деятельности в этом случае строятся из соображений удобства, полезности и достаточности.

Первым в советской психологии автором и разработчиком разноуровневой концепции организации поведения, психологии деятельности, психологии личности и психологической теории развития субъекта в деятельности и в общении, которая развивалась позднее С. Л. Рубинштейном, В. С. Мерлиным и А. Н. Леонтьевым, Б. Г. Ананьевым, Г. В. Суходольским был М. Я. Басов.

Психологические особенности деятельности

Деятельность имеет следующие особенности, свойственные только ей:

  1. Предметность: каждая деятельность имеет свой предмет. Предмет деятельности выступает двояко: первично – в своем независимом существовании, как подчиняющий себе и преобразующий деятельность субъекта, вторично – как образ предмета, продукт психического отражения его свойств, которое осуществляется в результате деятельности субъекта и иначе осуществиться не может.
  2. Осознанность и целенаправленность. Деятельность регулируется не потребностями человека, а осознаваемой целью как идеальным образом будущего результата. Цель выступает системообразующим фактором деятельности, т. е. главным критерием определения ее содержания, структуры и динамики. В этом заключается важнейшее отличие деятельности от иных форм активности человека.
  3. Социальная обусловленность. При всем своем своеобразии деятельность человека представляет собой систему, включенную в систему социальных отношений. Вне этих отношений человеческая деятельность не существует. Человек находит в обществе не просто внешние условия, к которым он должен приспосабливать свою деятельность, – общественные условия сами несут в себе мотивы и цели его деятельности, ее средства и способы. По сути, общество производит деятельность образующих его индивидов.
  4. Системность. Деятельность предстает не простой суммой своих компонентов, а их организованной целостностью. Важно отметить, что у деятельности как целостности имеются такие свойства, которых нет ни у ее отдельных компонентов, ни у их простой суммы.

Философия

Деятельность у Аристотеля

Аристотель различал несколько видов деятельности:

  • труд (τὰ ἔργα, «дела»), относятся охота, земледелие, садоводство и прочие хозяйственные дела, чаще всего исполняемые по чужому приказу или вследствие жизненной необходимости, не требующие творчества («несвободная деятельность», «рутина»);
  • творческая деятельность (ποίησις, «продуктивное действие»), занятия свободных граждан: изготовление вещей, а также скульптура, рисование, поэзия и т.п., требующие творческого воображения;
  • публичная деятельность, поступки (πρᾶξις), власть, управление, политика, война и т.п., а также отдельные общественно-значимые поступки (например, публичные выступления), требующие свободной воли;
  • чистое познание, не имеющее практических целей и достигаемое созерцательной жизнью (βίος θεωρητικός).

Низшей формой деятельности Аристотель считал труд, высшей — чистое познание.

Деятельность у Маркса

Для Маркса любая деятельность — человеческий способ отношения к миру; представляет собой процесс, в ходе которого человек творчески преобразует природу, делая тем самым себя деятельным субъектом, а явления природы — объектом своей деятельности. Политика для Маркса — это преобразование человеком самого себя через преобразование человеческого общества. Высшей формой деятельности Маркс считал не чистое познание, а познание с целью преобразование общества:

Философы лишь различным образом объясняли мир; но дело заключается в том, чтобы изменить его.

Деятельность у Кроче

Итальянский философ Бенедетто Кроче рассматривает деятельность (attivita, активность) как духовную форму (forme spirituale), поскольку деятельность немыслима без воли, которая является важнейшей характеристикой духа. Деятельность имеет внутреннюю структуру в зависимости от тех ценностей (valore), которыми она руководствуется. Теоретическая деятельность (l’attivita teoretica) направлена на поиск истины (vero) и достижение красоты (bello). Практическая деятельность (l’attivita pratica) ищет пользы (utile) и справедливости (giusto). Далее Кроче классифицирует деятельность по следующим основаниям:

Эффект достижения цели называется удовлетворённостью (soddisfazione).

Деятельность у Щедровицкого

Советский и российский философ, основатель методологического движения Георгий Щедровицкий понимал деятельность как единственную исходно существующую реальность. Он предлагает деятельностный (методологический) подход к сознанию, противопоставляя его натурализму как «наивной» установке мышления. Натуралистический подход сфокусирован на объекте, противостоящем мышлению и деятельности и независящем от них, и, следовательно, доступном лишь для созерцания, познания и приспособления. В противоположность натурализму, деятельностный подход рефлексивно сфокусирован на самом себе с практической установкой на преобразование и развитие средств, методов и организации собственного мышления и деятельности. Другой наиболее важной отличительной чертой деятельностного подхода является направленность на предстоящие мышление и деятельность, в связи с чем программы исследований и разработок становятся его принципиально важными составляющими.

Виды деятельности

Существует множество видов деятельности, но в психологии принято выделять 4 основных.

Общение

Общение – первая деятельность, в которой участвует человек (интимно-личностное общение с матерью). В этой форме активности происходит первое развитие личности.

Читайте также:
Любовное письмо парню на расстоянии

Цель общения – установление взаимопонимания, личных и деловых отношений, оказание взаимопомощи, учебно-воспитательного влияния людей друг на друга.

Стоит отметить, что некоторые исследователи не считают общение самостоятельной деятельностью, а называют его скорее средством для реализации другой активности, достижения целей другой деятельности. Однако в младенческом возрасте именно этот вид ведущий.

Игра – основная деятельность детского возраста, но и на последующих возрастных этапах она сохраняется. Позволяет усваивать социальный опыт человеческой деятельности и человеческих отношений. Для взрослых людей игра – это отдых, снятие напряжения.

Игровая деятельность подготавливает человека к дальнейшему обучению и труду. Она развивает:

  • мышление,
  • память,
  • воображение,
  • внимание,
  • способности,
  • волю.

А также обуславливает формирование характера.

Учеба

Учебная деятельность выделилась из трудовой. Предполагает:

  • усвоение информации о свойствах окружающего мира (знания), приемах, операциях (навыки);
  • развитие способности выбирать приемы и операции в соответствии с целями и условиями (умения).

В учебной деятельности происходит усвоение знаний, выработка навыков, умений, развитие способностей.

Труд – деятельность, направленная на создание общественно значимого продукта. Труд – основа существования человека, его психического, личностного развития.

Существуют другие виды деятельности, но все они выстраиваются в рамках одного из четырех названных или на стыке нескольких видов. Выбор зависит от силы, количества, своеобразия потребностей конкретного человека.

Однако в каждом возрасте человек выполняет сразу несколько видов деятельности, притом ведущим остается только один. Например, для взрослого человека – это труд.

Индивидуальный стиль деятельности

Это приспособление нервной системы человека и особенностей организма к выполняемой деятельности. В основе индивидуального стиля расположен:

  • темперамент человека;
  • умения;
  • навыки;
  • опыт.

Цель такого приспособления – достижение наилучшего результата с наименьшими затратами. Темперамент обуславливает успех и неуспех человека в конкретной деятельности.

Послесловие

Осознанная целенаправленная деятельность – отличие людей от животных. В ее процессе человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, обеспечивает прогресс (хотя, иногда регресс) общества, влияет на природу (сохраняет или разрушает).

Любая деятельность – это творческий выход за рамки природного, работа над самим собой и миром. Человек не только потребляет, но и создает. С помощью нее он влияет на свою жизнь.

Благодаря ей осуществляется психическое развитие личности. Однако в то же время психические процессы (восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь) выступают компонентами и даже отдельными видами деятельности.

Действие

Деятельность заключает награду в самой себе. Действовать, создавать, вступать в борьбу с обстоятельствами, побеждать их или чувствовать себя побежденным, вот вся радость; все человеческое здоровье заключается в этом!
Эмиль Золя

В этой статье, друзья, мы поговорим с вами о том, как действия, предпринимаемые человеком, влияют на его психологическое состояние, помогая ему справиться со своими внутренними проблемами. Причем, это необязательно должны быть какие-то конкретные действия, например, в чем-то правильные, это могут быть вообще любые действия, благодаря которым сознание человека сдвинется с мертвой точки. Довольно часто в своей работе с людьми мне приходится иметь дело с такими ситуациями, которые нужно не просто проанализировать и обсудить, чтобы помочь человеку во всем разобраться и обрести душевный комфорт, но и определить, какие действия он должен предпринять для улучшения своего состояния. Потому что именно после того, как человек начнет действовать, он сможет окончательно исцелиться от своих душевных недугов. А иногда, с определения нужных действий необходимо начать решение психологических проблем, а только потом уже переходить к их анализу. Таким образом, действия и в целом активность человека – это хорошее лекарство от многих проблем, как внутренних, так и внешних. Но чтобы оно помогло, им нужно правильно пользоваться. Я расскажу вам, как это делать.

Что является действием

Я дам вам свое определение этому понятию. Действие – это высвобождение энергии, при котором человек оказывает влияние на существующую реальность. Когда мы действуем, мы что-то меняем, либо в своем внутреннем мире, либо во внешнем. Чаще всего я связываю действия с воздействием на внешний материальный мир, после которого в нем происходят хоть какие-то изменения. Идеологическое влияние на людей тоже попадает под это понятие. То есть, когда мы что-то делаем руками, что-то говорим, пишем или даже думаем – это все действия. Действия являются противоположностью наблюдению или, говоря иначе, безучастию человека в процессе жизни. То есть, мы либо оказываем влияние на реальность, тогда мы действуем, либо просто наблюдаем за ней, тогда мы просто существуем. Правда, в физике, даже наблюдение может считаться действием, есть в ней теория, которая называется «эффект наблюдателя», которая говорит, что даже самое обычное наблюдение явления неизбежно изменяет его. Но в нашем с вами случае, наблюдение – это не действие. Даже мышление, как я считаю – это тоже не совсем действие. А наш случай – это работа с психологическими проблемами. При такой работе наблюдение и мышление не попадает под определение действия. В моей, по крайней мере, методике. Таким образом, действовать – это значит оказывать влияние на материальный мир, менять его. Только такие действия могут привести нас к хорошему результату, как психологическому, так и материальному.

Смысл действий

Исходя из представленного мною определения понятию действие, мы можем понять, как с его помощью можно менять свое состояние. Основной смысл тут в том, чтобы загрузить свое сознание теми мыслями, которые будут связаны с предпринимаемыми нами действиями. Я, работая с людьми, часто призываю их к таким действиям, которые подразумевают довольно серьезное воздействие с их стороны на внешний мир, чтобы у них появилось чувство, что от них в этой жизни многое зависит, что они не пассивные наблюдатели, вынужденные мириться со всем, что их не устраивает. Человеку очень важно видеть, что он может менять реальность, что это в его власти. Видя это, он обретает веру в себя и все его мысли сосредотачиваются на том, как бы еще что-то такое сделать, от чего произойдут какие-то важные изменения в его жизни. И даже если что-то не получается, важно не останавливаться, не опускать рук, а продолжать действовать, чтобы мозг не прекращал работу над решением поставленных перед ним задач, иначе он начнет снова загружаться негативными мыслями, связанными в том числе и с неудачами в делах, которые в свою очередь вызовут у него негативные чувства.

Читайте также:
Как избавиться от врагов на работе?

Когда человек переходит от размышлений и слов к делу, когда начинает оказывать влияние на материальный мир, чтобы что-то поменять в своей жизни, его мозг успокаивается, все вредные тревожащие мысли исчезают, уходят страх и неуверенность. Это происходит потому, что начался процесс изменений, в котором человек принимает самое непосредственное участие, поэтому его сознание погружается в этот процесс и места для всякого рода болезненных мыслей просто не остается. Как видите, базовая логика в принципе очень простая, которая объясняет смысл лечебного эффекта, вызываемого действиями. Надо каким-то делом занять свою голову, чтобы мозг занялся обработкой мыслей, связанных с этим делом, а не занимался накручиванием одних негативных мыслей на другие, ухудшая таким образом наше душевное состояние. Но есть тут и другие важные моменты, объясняющие пользу действий. Дайте и их рассмотрим.

Активность

Действия связаны с общей активностью человека в жизни. Чем человек активнее, тем больше действий он производит. И такие люди обычно чувствуют себя намного лучше пассивных людей, они более жизнерадостные и оптимистичные, и, разумеется, чаще добиваются успеха в жизни, в самых разных делах. Сама по себе активность обладает хорошим терапевтическим эффектом. Она говорит о любви человека к жизни, которая есть постоянное движение, постоянный процесс изменений. Человек должен жить, чтобы чувствовать себя хорошо. А жить, значит быть активным, значит действовать.

Жизнь невозможна, если в ней ничего не происходит и ничего не меняется. Это всегда какой-то процесс изменений, какое-то движение. Человек тем больше живет, чем выше его активность. А чем больше он живет, чем он, скажем так, живее, тем лучше себя чувствует. И что самое интересное, через активность человек познает себя. Когда он совершает какие-то действия, он видит, на что способен, в чем он силен, а в чем слаб. Удачные действия говорят нам о том, что мы уже умеем делать, а неудачные указывают на то, чему нам нужно научиться. А учеба – это опять действие, с помощью которого мы себя улучшаем. Такой процесс улучшения можем быть непрерывным. Постоянно чему-то обучаясь, мы даем себе понять, что нет в этой жизни тупиковых ситуаций, всегда есть выход, в какой бы ситуации мы не оказались. Просто надо чему-то научиться, чего мы пока еще не знаем. То есть, всегда можно что-то сделать, чтобы что-то изменить. Мириться с тем, что нас не устраивает, необязательно. Действие – это прекрасный ключик ко многим дверям возможностей. Чем больше мы всего делаем, тем сильнее расширяем свои возможности. А чем большими возможностями мы обладаем, тем спокойнее и увереннее себя чувствуем, потому что знаем, что на многое в этом мире способны повлиять, чтобы что-то получить или от чего-то себя уберечь. Так что я считаю, что действия, не только на уровне мыслей положительно на нас влияют, но и на уровне инстинктов. Когда мы к ним переходим, мы настраиваем свой ум на борьбу, из которой состоит вся наша жизнь. Мы на самом базовом, животном уровне доказываем себе, что заслуживаем жизни и не абы какой, а достойной, качественной жизни. Потому что активный человек всегда достоин большего, ведь он готов ради этого большего и лучшего бороться, преодолевать трудности, конкурировать с другими, чтобы побеждать.

Вредные установки

Может я отчасти параноик, но я считаю, что в человеческом обществе одни люди всегда специально влияли и влияют негативным образом на активность других людей, делая их пассивными и потому зависимыми от себя, или просто снижают конкурентоспособность друг друга через пропаганду пассивности. Для этого в обществе распространяются такие идеи, согласно которым судьба человека предопределена, Бог все за него решит и сделает, другие люди должны измениться и что-то сделать, чтобы человеку стало лучше, но не он сам и так далее.

Любая идея, которая призывает к тому, чтобы ничего не делать – это враждебная идея. Такие идеи толкают человека смирению и вынуждают его ждать каких-то изменений, а не выступать их инициатором. Из-за них он перекладывает ответственность за свою жизнь на других людей, высшие силы, судьбу, обстоятельства, в общем, на что-то внешнее, на что он не в силах повлиять. И все, с этого момента он начинает зависеть от всех этих внешних вещей, он становится заложником враждебных ему идей, за которыми всегда кто-то стоит, кто извлекает из них выгоду. Раз ты сам ничего не можешь изменить в своей жизни, тогда подчинись тому, кто может. Делай не то, что сам считаешь нужным делать, а то, что тебе скажут. Или вообще ничего не делай смирись с тем, что есть, откажись от борьбы за лучшее и большее. И вот так ты отдаешь власть над собой в чужие руки, так ты становишься безвольным человеком, который никогда ни к чему достойному не придет, а будет довольствоваться только тем, что другие ему позволят иметь. Из-за этого у людей и появляются различные психологические проблемы, ведь они становятся жертвами обстоятельств, других людей, судьбы. Что может сделать человек, от которого ничего не зависит, только впасть в уныние и начать жалеть себя. А если бы он верил, что может многое изменить, он бы задался вопросом, что он может начать делать, чтобы изменить то, что ему не нравится. А сделать всегда что-то можно. Смиренным и пассивным человеком легко управлять, поэтому такие разрушительные идеи, призывающие нас быть пассивными, и распространяются в обществе. Ведь люди всегда стремились обрести власть друг над другом, чтобы друг друга использовать.

Читайте также:
Как вести себя с мужчиной козерогом на первом свидании?

Ответственность

Но враждебные нам идеи пассивности приживаются в головах людей и по их собственной воле. Мы сами часто рады сослаться на кого угодно и что угодно, объясняя свои неудачи и пассивность, лишь бы только самим ничего не делать. Но при этом многие из нас не понимают, что обманываем мы ни кого-то другого, а самих себя, отказываясь вести активный образ жизни. Вот это стремление все свои проблемы и заботы на кого-то переложить – это абсолютно ложное чувство легкости. Жизнь от такой позиции человека в лучшую сторону точно не изменится. Как жизнь может быть легкой, если ты не являешься в ней хозяином? Ну не будет человек ничего делать, что он с этого получит? Силы сохранит, сам чуть лучше сохранится, а для чего? Вечно мы все жить не будем, сколько бы мы не бездельничали. А здоровье наше зависит ни от того, сколько мы всего делаем, а от того, что именно мы делаем.

Нет, никаких оправданий пассивности и лени нет и быть не может. Когда мы ленимся, мы просто не понимаем, как устроена жизнь, для чего она нам дана. Один из смыслов жизни в том, чтобы что-то делать. Ждать чего-то или просто наблюдать, значит отказываться от полноценной жизни. Поэтому, разумеется, при таком несоответствии внутреннего настроя человека самой идее жизни, он будет чувствовать себя плохо. Так и депрессия может прийти и разного рода саморазрушительные мысли, как, например, стремление получить удовольствие от таких вредных для здоровья вещей, как алкоголь и наркотики. Пассивность – это губительное состояние. И им людей часто заражают специально, чтобы получить над ними власть. А сами люди выбирают пассивную жизнь из-за своего ее непонимания. Надо не отказываться от ответственности, а принимать ее и даже стремиться к ней, чтобы жить полной жизнью и иметь власть хотя бы над собой. Тогда человек будет чувствовать себя намного счастливее. Ведь ответственность за свою жизнь – это путь к свободной жизни. А свободная жизнь – это путь к счастью.

Как действовать

Согласившись с тем, что действия необходимы в том числе и для обретения комфортного психологического состояния, человеку еще нужно суметь к ним приступить, что не всегда удается сделать, особенно тем людям, которые не привыкли действовать. Нужно с чего-то начать, а с чего? Вот тут и надо как следует подумать. У разных людей разные возможности, разные характеры, разный энергетический потенциал. Все это нужно учитывать, определяя для каждого конкретного человека порядок действий. Когда я работаю с людьми и подвожу их к действиям, первое и самое главное, что мы с ними делаем – это определяем, каким будет первый шаг для них, который им будет по силам сделать. Вот этот первый шаг очень важен. Кто-то может шагнуть далеко, чуть ли не прыгнуть с места, а кому-то очень маленький шажочек нужен, чтобы запустить перемены в своей жизни и поверить в свои силы. Все начинается с первого шага, но шаги у всех разные. Как в китайской поговорке говорится: «Даже путь в тысячу ли начинается с первого шага». И вот этот первый шаг нужно определить, поняв, какие минимально возможные действия конкретному человеку по силам совершить, причем сразу, а не когда-то там. К действиям надо переходить незамедлительно, иначе все мысли так и останутся мыслями, а слова разлетятся по ветру. Надо определить первый шаг – вот такая задача стоит перед человеком, желающим помочь себе или другим с помощью действий.

Второе, что важно сделать – это разбудить в человеке смелость, которая скажется на его решимости. Чтобы действовать, нужно иметь решимость двигаться навстречу неизвестности, а это всегда страшно. Надо быть смелым, чтобы начать делать что-то такое, чего раньше никогда не делал, поэтому результат таких действий тебе неизвестен. Но смелость просто так не появляется, для нее нужны основания. И таким основанием, я считаю, служит готовность человека ко всему, что может с ним произойти, к любым последствиям. Нужно неизвестность сделать известной, чтобы она не пугала. Никто не способен дать нам стопроцентные гарантии того, что то или иное наше действие приведет к конкретному результату. Что-то может пойти и не так, как мы планировали, и мы получим не то, что ожидали. Но это не страшно, надо просто быть к этому готовым. Надо настроиться на мысль, что что бы не произошло, действовать все равно лучше, чем бездействовать.

Чтобы такую готовность в себе развить, необходимо проиграть в голове разные сценарии развития событий, в данном случае самые страшные, самые негативные сценарии, которых нам всеми силами хотелось бы избежать. Что будет, если дела будут развиваться так или так, или еще как-то, все варианты надо рассмотреть, все плохие варианты, которые пугают. Их надо рассмотреть во всех подробностях, все детали обсудить. И затем, посмотреть, подумать, что при таком или таком раскладе можно сделать, как себя вести в том или другом случае. Никакой неопределенности быть не должно. Все пугающие последствия должны быть обдуманы, чтобы человек четко и ясно понимал, что с ним произойдет, если эти негативные сценарии осуществятся. Проиграв все эти сценарии в своей голове, он психологически себя к ним подготовит и ему уже будет не так страшно переходить к действиям, которые могут в том числе и к этим сценариями его привести. Смелость придет, когда уйдет страх. А подготовить человека можно ко всему, даже к смерти. Человек просто должен знать, что с ним произойдет при том или ином раскладе и что он сможет в таком случае сделать. Все. Больше ничего не нужно делать, никакие объяснения и утешения искать не надо, нужно просто увидеть все свои страхи, чтобы уничтожить их. Уму нужна определенность. Пусть это будет отчасти предполагаемая определенность, но она должна быть. Без нее трудно быть смелым. А без смелости невозможно перейти к действиям.

Читайте также:
Как переспать с женатым мужчиной? (видео)

И третье, что помогает перейти к действиям – это вера в успех. Не знание, как я думал раньше, полагая, что человек должен точно знать, куда он движется, а не предполагать это, а именно, как я теперь понимаю, вера, которая подразумевает, что человек только в своем воображении видит конечную цель, а в реальности она не существует и даже может вообще быть невозможной. Но если верить, то есть видеть что-то, чего нет, в своем воображении, то можно очень долго действовать ради такой веры. Что в нашем случае и нужно, чтобы обрести покой и уверенность. Вера тоже помогает нам быть смелыми. И в отличие от предположений и допущений, вере не нужна никакая логика, не нужны никакие объяснения, чтобы быть. Вера держится на внушениях и самовнушениях, которые в свою очередь являются просто сильными эмоциональными утверждениями, не подкрепленными никакими логическими объяснениями. Просто человеку говорят или он сам себе говорит, что все будет так-то и так-то, что в целом все будет хорошо и точка. Никаких объяснений того, почему будет хорошо, почему тот или иной сценарий осуществится не требуется, просто будет так, потому что будет, вот и все. Вере объяснения не нужны, иначе это уже не вера. Человек в данном случае должен верить в необходимость и полезность совершаемых им действий. Делай, потому что это правильно, вот и все, что ты должен знать. Когда логика не дает нужного результата, когда человек все равно не переходит к нужным действиям, сколько всего ему не объясняй, надо задействовать веру. Надо внушить человеку необходимость действовать с помощью эмоциональных утверждений.

Вот так действия помогают нам не только материальных успехов достигать в жизни, но и свое психологическое состояние улучшать. С их помощью мы можем успокоиться и обрести веру в себя, повысить свою жизнестойкость и укрепить характер. Ну и конечно же, многие проблемы возможно решить только тогда, когда мы что-то делаем, а не просто говорим и думаем о них. Я всегда считал, что когда я что-то делаю, я действительно живу. Отдохнуть можно потом, после смерти, а живя, надо действовать, ибо для этого жизнь нам и дана. Это не означает, что вести наблюдательный образ жизни, оставаясь максимально пассивным, неправильно. Такой подход к жизни тоже допустим, в нем есть свои положительные стороны. Но лично мне он не подходит. И проблемы людей я предпочитаю решать больше через призывы к различным действиям, нежели через пассивное наблюдение.

Люди преображаются, когда начинают что-то делать, будучи уверенными в том, что их действия им помогут, что они необходимы. И они действительно помогают. Они начинают помогать уже тогда, когда люди их совершают, даже еще не получив желаемого результата. Иногда и результат, как таковой не нужен. Достаточно уже того, что человек начал что-то делать и в процессе действий ему полегчало, он обрел веру в себя, забыл о своих проблемах, боль ушла и жизнь снова стала его радовать. Главное ведь, вернуться к нормальной полноценной жизни, а какие потом дела делать, человек сам решит. Всех дел все равно не переделаешь, поэтому надо делать то, что позволяет получать удовольствие от жизни и чувствовать себя счастливым.

Деятельностный подход в психологии. Строение деятельности и ее виды

План:

Понятие деятельности.

Сущность, принципы.

Строение и виды.

Понятие деятельность вбирает в себя и биологическую жизнедеятельность человека и его социокультурную, специфически человеческую, деятельность. Деятельность охватывает все стороны человеческой жизни, внутренние и внешние процессы, различные виды операций, совершаемых людьми: и интеллектуальные, и матерально-практические, и духовные; деятельность можно назвать и умственную работу, и физическую, и душевную, и духовную.

Сущность деятельностного подхода в психологии

Теоретики деятельностного подхода рассматривают деятельность как один из видов активного существования человека, который, в первую очередь, направлен на творческое преобразование, познание окружающей действительности. Так, принято считать, что деятельности присущи следующие характеристики:

От рождения у человека нет деятельности, она развивается на протяжении всего периода его воспитания , а также обучения.

Осуществляя какую-либо деятельность личности удается выйти за рамки, ограничивающие ее сознание, создать как духовные, так и материальные ценности, что, соответственно, способствует историческому развитию, прогрессу.

Деятельность удовлетворяет как естественные потребности, так и культурные, жажду знаний пр.

Она обладает продуктивным характером. Так, прибегая к ней, человек создает все новые и новые способы, помогающие удовлетворить его потребности.

В теории деятельности принято считать, что сознание неразрывно связано с человеческой деятельностью. Именно последнее определяет первое, но не наоборот. Так, психолог М. Басов предложил именно поведение, сознание включить в ее структуру. По его мнению, деятельность являет собой совокупность механизмов, отдельных актов, что неразрывно связаны посредством задачи. Главной проблемой данного подхода Басов видел как формирование, так и развитие деятельности.

Принципы деятельностного подхода в психологии

С. Рубинштейн, один из основателей советской школы деятельностного подхода, опираясь на философскую теорию Маркса и труды Выготского, сформулировал главный базовый принцип этой теории. Он гласит, что только в деятельности зарождается и формируется как сознание человека, так и его психика и именно в деятельности они проявляются. Иными словами, нет смысла анализировать, рассматривать психику изолированно. Рубинштейн считал ошибочным в учениях бихевиористов (которые также изучали деятельность) то, что к ней они выдвигали биологизированный подход.

Согласно точке зрения А.Н. Леонтьева, деятельность – форма активности. Активность побуждается потребностью, то есть состоянием нужды в определенных условиях нормального функционирования индивида. Потребность представляется как переживание дискомфорта, неудовлетворенности, напряжения и проявляется в поисковой активности. В ходе поисков происходит встреча потребности с ее предметом, то есть фиксация на предмете, который может ее удовлетворить. С этого момента «встречи» активность становится направленной, опредмечивается – как потребность в чем-то конкретном – и становится мотивом, который может осознаваться или нет. Именно теперь, считает А.Н. Леонтьев, возможно, говорить о деятельности. Деятельность соотноситься с мотивом; мотив – то, ради чего совершается деятельность; деятельность – это совокупность действий, которые вызываются мотивом.

Читайте также:
Если парень нравится девушке: советы экспертов

Действие – главная структурная единица деятельности. Действие осуществляется на основе определенных способов, эти способы называются операциями и представляют боле низкий уровень в структуре деятельности. Действие определяется как процесс, направленный на достижение цели; цель представляет осознаваемый образ желаемого результата. Цели могут быть близкими и дальними, личными и общественными, в зависимости от того, какую значимость им придает человек, и какую роль в общественной жизни играет его деятельность. Результат – это то, чего достигает человек в ходе деятельности. Результаты могут не совпадать с целями деятельности.

Основные виды деятельности

Выделяют три генетически сменяющих друг друга и сосуществующих на протяжении всего жизненного пути человека вида деятельности: игру, учение, труд. Их различие заключается в конечном результате, то есть продукте деятельности, по организации и по особенностям мотивации.

Игра – это такая форма деятельности человека в условных ситуациях, которая направлена на воссоздание и усвоение общественного опыта, закрепленного в социальных способах выполнения предметных действий.

Учение – это такая деятельность, одной из целей которой является получение знаний, навыков и умений человеком.

Первичным видом деятельности человека считается труд . Это не столько психологическая категория, сколько социальная.

Труд – это деятельность человека, направленная на создание продукта полезного для людей, который будет удовлетворять материальные или духовные потребности общества.

Исследования отечественных психологов (Л.С. Выготский, Л.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин и др.) показали, что умственные действия формируются вначале как внешние, предметные и постепенно переносятся во внутренний план. Перевод внешнего действия во внутренний план называется интериоризацией. (Пример со счетом)

Овладение внутренней деятельностью приводит к тому, что, прежде чем приступить к внешней деятельности, направленной на достижение желаемой цели, человек проделывает действия в уме, оперируя при этом образами и речевыми символами. Внешняя деятельность в этом случае готовится и протекает на основе умственной деятельности. Реализация умственного действия вовне, в виде действий с предметами называется экстериоризацией.

Понятие и виды деятельности в психологии

Понятие и суть

Первобытный человек стремился познавать, преобразовывать окружающий мир. Сначалу он контактировал с природой, животными, неодушевленными предметами. По мере развития — научился создавать, изменять предметы, преобразовывать природу.

Деятельность — спорная, малоизученная тема. Ей стали уделять активное внимание в середине 20 века. А. Леонтьев определял ее как процесс удовлетворения потребностей субъекта. Для советских психологов была важна не сама активность, а основанные на ней психические процессы.

Термин «деятельность» следует отличать от синонимов «движение», «активность». Эти термины описывают движение материи. Для описания свойств неодушевленной материи нужно использовать термин «движение».

Появление живой материи послужило причиной возникновения новой формы движения — активности. Действия, которые выполняют животные для поддержания существования, следует называть жизнедеятельностью. Активность индивида, обладающего осознанностью, можно называть полноценной деятельностью.

Некоторые психологи полагают, что способностью к осознанной деятельности обладают и высокоорганизованные животные. Приматы, помимо необходимых для выживания действий, обладают способностью к игре.

История изучения и последователи

Выявить общие закономерности удалось А. Бернштейну, П. Анохину. Психологи изучали организацию движений, активность мозга, направленную на движения. Это послужило основой для создания теории функциональных систем, которая объясняет структуру целенаправленной деятельности.

Согласно теории, целенаправленная деятельность должна состоять из последовательных элементов. Побуждению к началу действия становится мотив — осознаваемая потребность.

Впервые описание мотива встречается в работах К. Обуховского, В. Ковалева. Они провели ряд экспериментов, которые показывали, что мотив влияет на готовность индивида совершить целенаправленное действие. Отсутствие мотива — причина отказа от действия.

Предмет

Сознательная деятельность присуща только человеку, но рассматривать ее необходимо в контексте окружающего мира. Действия животных не преобразовывают природу, действия человека — могут менять ее, а технический прогресс делает упрощает этот процесс.

Структура и особенности

Ученые выделяют макроструктуру и внутреннюю структуру деятельности. В макроструктуре соединены компоненты, отвечающие за простые, сложные действия. Базовым элементом структуры является операция. Операция — совокупность движений, направленных на выполнение поставленной задачи. При возникновении мотивации человек составляет программу:

  • формирует цель;
  • выбирает действие;
  • совершает действие.

Эта совокупность — макроструктура.

Внутренняя структура рассматривает эти компоненты подробно. Потребность, которая возникает у индивида, продиктована несоответствием между реальным положением, необходимым результатом.

Чтобы поставить рекорд в спорте, спортсмену нужно тренироваться, развивать навыки. Он не может сразу реализовать потребность. Во время тренировки он сравнивает результат с достижениями других спортсменов.

На основании этого заключения психологи пришли к выводу, что мотив — результат сравнения и желания быть похожими на других.

Уровни

Внутри психологической структуры деятельности есть 3 уровня, контролирующих отдельные виды действий: от низших к высшим. Они есть у каждого индивида и имеют разную степень внутреннего контроля.

Бессознательный уровень

На бессознательном уровне находятся простые инстинкты, присущие человеку, животным. Они регулируются биологическими механизмами. К таким инстинктам относятся действия, направленные на удовлетворение жизненных потребностей: инстинкт размножения, выживания, самосохранения.

Механизмы не автономны, их можно контролировать. В привычной ситуации человек сдерживает внутренние стремления, в критической — контроль ослабевает, механизм активизируется.

Подсознательный уровень

Подсознательная часть отвечает за работу навыков и умений, которые индивид приобретает в течение жизни. В ней также содержится импульсивно-эмоциональная сфера: стремления, моральные установки, страсти, влечения. Подсознательный уровень — ядро личности.

Сознательный уровень

На сознательном уровне находятся знания и культурные нормы. Эта часть психики управляет другими, контролирует инстинкты, не позволяя механизму выживания запускаться самостоятельно. Контроль можно преодолеть.

Читайте также:
Как понять что мужчина тебя использует?

В психике человека идет постоянная борьба между инстинктивными механизмами и сознанием. Для подчинения подсознания требуется волевое усилие. Если сознание не может нормально функционировать, человек теряет способность вести себя адекватно. Им руководит подсознание и он становится опасным для окружающих.

Формы

У психически здорового человека в равной степени должно быть развито:

  1. Ощущение — отражение окружающего мира с помощью органов чувств. Помогает ориентироваться в окружающей среде.
  2. Восприятие — узнавание предмета, формирование образа предмета.
  3. Представление — воссоздание образа предмета, который не воздействует на органы чувств. Представление невозможно при нарушениях работы памяти, мышления.
  4. Мышление — процесс, необходимый для сбора, хранения информации, ее воспроизведения. Участвует в работе остальных процессов.
  5. Внимание — ответная реакция на стимул, направленная на объект. Направленное внимание — активный процесс исследования, отбора информации.
  6. Воля — уровень выраженности стремления. Необходима для достижения цели.

Классификация

Для нормального существования одинаково важны оба типа деятельности: физическая и интеллектуальная. Они взаимосвязаны, подчинены одному механизму, направленному на гармоничное развитие.

Физическая форма

Под физической деятельностью понимают движение, выполняемое для достижения цели. Действие происходит под влиянием мотива, связано с работой физических функций. Физической деятельности предшествует мыслительная — вначале человек формирует образ, потом предпринимает попытку его воплотить. Физическая активность необходима для удовлетворения жизненных потребностей.

Интеллектуальная форма

Интеллектуальная деятельность может реализовываться без участия физической (мышление не требует физических движений). Она участвует в удовлетворении низших, высших жизненных потребностей.

Функции

Чтобы действия были направленными, приводили к назначенной цели, человек должен освоить 3 метода развития психических процессов:

  1. Игра — первичная деятельность, которая помогает ребенку развивать психические процессы. Через игру дети проходят первичную социализацию, учатся взаимодействовать с окружающими. Игра влияет на развитие мышления, подготавливая ребенка к следующему методу.
  2. Учебная — необходима для становления ребенка в коллективе, выборе, освоении профессии. Качество учебы влияет на дальнейшую жизнь ребенка, выбор рабочего места.
  3. Трудовая — необходима для реализации профессиональных навыков, самореализации. Труд важен для социализации отдельных индивидов, процесса эволюции.

Методы изучения

Явление изучали отечественные, зарубежные психологи. Общепринятые теории:

  1. Теория С. Рубинштейна. Деятельность подчинена внешним условиям. Она неделима с сознанием, обладает сложной структурой. Чтобы приспособится к внешним условиям, человек должен регулировать поведение. Человек учится контролю. Параллельно развиваются связь действий, сознания.
  2. Теория А. Леонтьева. Исследователь полагал, что внутренняя деятельность — переход внешнего психического процесса во внутренний. Человек с нарушениями слуха может воспроизвести в сознании звук, хотя не слышит его. Деятельность — комплекс операций, возникший при развитии сознания.
  3. Теория Л. Выготского. Рассматривал деятельность как результат работы высших психических функций. У первобытных людей высшие психические функции формировали отношения между людьми, но трансформировались в психические явления.

Поскольку деятельность — сложный процесс, его изучение возможно только с применением практических экспериментов, компьютерных технологий. Это значимый вопрос для исследований в области психологии, социологии, философии, биологии и других наук. Результаты исследований могут изменить представление о человеке, месте людей в окружающем мире.

Полезное видео

Узнать больше о деятельности в психологии можно из видео:

Виды деятельности человека в психологии

Что такое деятельность в психологии?

Впервые теория о деятельности появилась в 1940 году, а ее создателем стал ученый Леонтьев. В его понимании «деятельность» представляет собой систему активных действий, с помощью которых можно удовлетворить свои потребности. Таким образом, любая деятельность имеет содержание, мотив и полностью реализуется индивидом.

Другие психологи также поддержали концепцию Леонтьева и продолжили ее развивать.

Психологические особенности деятельности

Деятельность имеет следующие особенности, свойственные только ей:

  1. Предметность: каждая деятельность имеет свой предмет. Предмет деятельности выступает двояко: первично – в своем независимом существовании, как подчиняющий себе и преобразующий деятельность субъекта, вторично – как образ предмета, продукт психического отражения его свойств, которое осуществляется в результате деятельности субъекта и иначе осуществиться не может.
  2. Осознанность и целенаправленность. Деятельность регулируется не потребностями человека, а осознаваемой целью как идеальным образом будущего результата. Цель выступает системообразующим фактором деятельности, т. е. главным критерием определения ее содержания, структуры и динамики. В этом заключается важнейшее отличие деятельности от иных форм активности человека.
  3. Социальная обусловленность. При всем своем своеобразии деятельность человека представляет собой систему, включенную в систему социальных отношений. Вне этих отношений человеческая деятельность не существует. Человек находит в обществе не просто внешние условия, к которым он должен приспосабливать свою деятельность, – общественные условия сами несут в себе мотивы и цели его деятельности, ее средства и способы. По сути, общество производит деятельность образующих его индивидов.
  4. Системность. Деятельность предстает не простой суммой своих компонентов, а их организованной целостностью. Важно отметить, что у деятельности как целостности имеются такие свойства, которых нет ни у ее отдельных компонентов, ни у их простой суммы.

Видео

Компоненты деятельности

Действие состоит из познавательной, эмоциональной и волевой частей. Внутреннее строение познавательного компонента делится на перцептивные, мнемические и мыслительные процессы.

По мнению первооткрывателя, деятельность является структурированной и ее можно поделить на этапы. Сразу формируются цель и задача, а также выполняется план. Далее смотрят на полученный результат, исправляя ошибки. Третьим этапом является анализ работы.

В дальнейшем другие ученые несколько доработали теорию, поставив на первое место мотив. Лишь после постановки цели человек может выработать план, который сможет ему помочь достичь желаемого.

Предмет и принципы

Деятельность всегда направлена на что-то или кого-то, т.е. она не может быть беспредметной. Ученые выделяют два основных принципа:

  1. Функциональность – человек опирается на уже развитые психические элементы и мобилизует силы для достижения цели.
  2. Системность – деятельность всегда имеет определенную структуру, на нее влияют индивидуальные качества личности.

Психологическая деятельность имеет большое значение, так как она дает понять особенности функционирования человеческой личности.

Знания, умения, навыки, привычки

Знания, умения, навыки, или ЗУН – основа, отвечающая за организацию и руководство практической деятельностью.

Читайте также:
Как завоевать взрослого мужчину?

Знания

Это образы ощущений и восприятий, переработанные в дальнейшем в представления и понятия. Без них осознанная целенаправленная деятельность невозможна. Знания повышают эффективность действий.

Умения

Это овладение способом выполнения действия, не требующее закрепления упражнениями. Сознательный индивидуальный контроль – главное отличие умений. Они тесно связаны с мышлением и невозможны без активной интеллектуальной деятельности. Умения позволяют находить выход из нестандартных ситуаций, реагировать на изменения во внешних условиях.

Навыки

Навыки – доведенные до автоматизма действия. От навыков зависит успех деятельности. Навыки формируются за счет упражнений – многократное повторение конкретного действия (действий). В основе навыка – динамический стереотип, то есть нервная связь между элементами действия. Это происходит бесконтрольно, но если возникает какая-то неточность, то человек это сразу замечает. Чем прочнее нервная связь, тем быстрее и качественнее действие.

Навыки бывают двигательными, мыслительными, сенсорными, поведенческими. Формируется навык в несколько этапов:

  • ознакомительный (осмысление действий, знакомство с приемами выполнения);
  • подготовительный (сознательное, но неумелое выполнение действия);
  • стандартизирующий (единство и автоматизм действий);
  • ситуативный (овладение произвольностью действия).

На усвоение новых навыков всегда влияют старые. Иногда это помогает, а иногда мешает. В первом случае речь идет о согласовании навыков, во втором – об интерференции (противоречии). Навыки согласуются, когда:

  • система движений одного навыка совпадает с системой движений другого;
  • один навык является средством лучшего усвоения другого;
  • конец одного навыка является началом другого и наоборот.

Соответственно, интерференция возникает при обратных условиях.

Привычки

Привычка – действие, ставшее потребностью. Привычки бывают положительными и отрицательными. В основе привычек, как и навыков, лежат динамические стереотипы. Формируются привычки посредством:

  • подражания;
  • многократного случайного повторения;
  • сознательного целенаправленного научения.

Могут быть двигателем или тормозящим фактором при выполнении деятельности.

Структура и характер деятельности

В отличие от поведения животных, сознательная активность человека обладает определённой структурой.

Различные виды деятельности человека состоят из нескольких этапов:

  • Процесс принятия решения.
  • Вовлечение в деятельность.
  • Целеполагание.
  • Проектирование программы действий.
  • Осуществление программы действий.
  • Анализ результатов действий и сравнение их с поставленными целями.

В процессе своей активности человек осознаёт себя и свои действия, сравнивает свои потребности со своими возможностями и в соответствии с этим строит программу действий. При получении новых знаний и опыта программа действий может корректироваться и изменяться. Все эти компоненты отсутствуют в поведении животных: так, кошка будет пытаться забраться на дерево даже в том случае, если ей отстригли когти. Инстинктивный характер деятельности животных можно проиллюстрировать одним известным примером: петух, которому отрезали голову, но сохранили жизнь с помощью искусственного введения пищи, пытался клевать зерно, кукарекать и производить другие действия, характерные для его «здоровых» собратьев. Головной мозг в его жизнедеятельности оказался не нужен (сохранён был лишь шейный отдел мозга).

Компоненты структуры

Содержание деятельности состоит из познавательных, эмоциональных и волевых компонентов. Первая категория также делится на перцептивные, мнемические и мыслительные.

Н.А. Леонтьев представляет деятельность в виде строгой структуры, которую можно разделить на несколько этапов. На первом – происходят постановка цели, формулирование задачи и выполнение плана. На втором – проверяется результат, и исправляются ошибки. На третьем – подводятся итоги, и делается анализ работы.

Позже другие психологии расширили представления Н.А. Леонтьева. На первое место специалисты поставили мотив, т.е. опредмеченную потребность. Дальше в структуру добавили цель, которая может представляться как итоговый результат, так и желаемый.

После постановки цели индивид вырабатывает индивидуальный план достижения. От адекватности применяемых средств зависит то, получит ли человек нужный результат. После проводятся подведение итогов и их оценивание.

Деятельность в психологии представляется как сложный процесс, который требует высокой организации психики. Она бывает нескольких типов, каждый из которых имеет свои особенности.

Знания, умения, навыки, привычки

За реализацию программы отвечают разные компоненты. От уровня их развития зависит успешность выполнения. Целенаправленная деятельность возможна только при наличии знаний – образов, ощущений и восприятий. Они перерабатываются головным мозгом в понятия и представления.

Основные умения – это то, что позволяет человеку овладевать определенными действиями. Способ реализации зависит от мышления и индивидуальных особенностей личности. В сущности, умения позволяют находить нестандартные выходы из ситуации и реагировать на изменения условий. Навыки – это автоматизированные действия. Они появляются после многократного выполнения упражнений.

Простой пример. Для того чтобы ребенок научился читать, ему нужно не только запомнить буквы, но и каждый день тренироваться, после чего он не будет задумываться над тем, как соединить слоги в слова.

Навыки бывают двигательными, поведенческими, мыслительными

Развитие автоматизированного действия идет по одной схеме. Сначала происходит общее ознакомление с приемами выполнения, потом – попытки сделать действие, далее – отработка до автоматизма.

Важно! На освоение новых навыков всегда влияют старые.

Под привычками может пониматься такое действие, которое стало потребностью. Они появляются в процессе многократного повторения, имитирования или научения.

Индивидуальный стиль деятельности

Это приспособление нервной системы человека и особенностей организма к выполняемой деятельности. В основе индивидуального стиля расположен:

  • темперамент человека;
  • умения;
  • навыки;
  • опыт.

Цель такого приспособления – достижение наилучшего результата с наименьшими затратами. Темперамент обуславливает успех и неуспех человека в конкретной деятельности.

Примеры деятельности человека

Казалось бы, деятельного человека видно сразу. Он может строить дома, лечить людей, писать картины, читать лекции. Отличать «деятельного» от «бездеятельного» человека мы привыкли по наличию в его действиях какой-либо пользы. Но как правило, под пользой мы нередко понимаем только собственную выгоду либо выгоду для тех, у которых мы находимся в зависимости: занятия «государственными делами» мы считаем полезными, хотя выгоду от них получают чаще всего лишь госслужащие; точно так же когда-то крепостной крестьянин считал полезными занятия, удовлетворяющие желания его господина.

Слишком заигравшихся детей (нередко ими могут быть и взрослые) мы часто именуем бездельниками, хотя в действительности это некорректно. Игра может приносить огромную пользу для самих играющих, способствуя формированию у них каких-то важных знаний и навыков; а это, в свою очередь, может в дальнейшем принести пользу и окружающим.

Читайте также:
Как вернуть уважение мужа?

Таким образом, какая-то конкретная человеческая деятельность может и не приносить сиюминутной пользы, но без неё может сильно осложниться в дальнейшем существование всего человечества. Представим себе первобытного человека, который развлекался тем, что кидал куски глины в разведённый костёр. Казалось бы, он занимается сущей ерундой, вместо того чтобы выполнять задачи по обеспечению своего племени запасами еды и другими необходимыми вещами. Однако этот «бездельник» с помощью своего развлечения открыл основы производства посуды, кирпича, орудий труда, мощного оружия и других вещей, без которых мы не можем обойтись даже в наше время.

Порой мотивы жизнедеятельности человека скрыты от глаз наблюдателя и не соответствуют внешним проявлениям. Известны случаи, когда полные люди приходили работать на кирпичный завод, чтобы сбросить вес. Широко известна притча о трёх людях, которые ворочали камни; когда их спросили, что они делают, то первый ответил: «Горбачусь», второй – «Деньги зарабатываю», а третий, устремив взор на небо, сказал – «Храм строю». Чисто внешне они занимались одной и той же работой, но конечная цель этих действий для каждого из них была разной.

Даже человек, занимающийся «имитацией бурной активности», всё равно является деятельным, ибо его действия имеют совершенно определённый смысл (обычно это сокрытие от начальства своей некомпетентности, принципиального нежелания заниматься данной работой или лени).

В настоящее время чрезвычайно важным видом человеческой деятельности является информационная. В различные занятия этого рода вкладываются существенные денежные и материальные ресурсы, тогда как финансирование многих других профессий уменьшается. Однако реальная значимость «информационных» профессий неодинакова: получение и обнародование научных знаний, к примеру, имеет выраженную общественную значимость, а вот производство рекламы направлено в основном лишь на получение личной выгоды. Производство полезной информации соседствует с производством «информационного шума».

Психологическая характеристика деятельности

Понятие деятельности в психологии

Понятие «деятельность», наряду с такими понятиями, как «сознание», «личность», «общение», является одним из основополагающих в психологической науке. Деятельность – это динамическая система взаимодействия субъекта с миром. В процессе этого взаимодействия происходит возникновение психического образа и его воплощение в объекте, а также реализация субъектом своих отношений с окружающей реальностью. Деятельность является формой активности человека, т.е. формой его взаимодействия со средой. Но деятельность – это не любая активность, деятельность – это активность человека, направленная на достижение сознательно поставленных целей и связанная с созданием общественно значимых ценностей или освоением социального опыта (определение Шадрикова).

Психологические особенности деятельности

Деятельность имеет следующие особенности, свойственные только ей:

  1. Предметность: каждая деятельность имеет свой предмет. Предмет деятельности выступает двояко: первично – в своем независимом существовании, как подчиняющий себе и преобразующий деятельность субъекта, вторично – как образ предмета, продукт психического отражения его свойств, которое осуществляется в результате деятельности субъекта и иначе осуществиться не может.
  2. Осознанность и целенаправленность. Деятельность регулируется не потребностями человека, а осознаваемой целью как идеальным образом будущего результата. Цель выступает системообразующим фактором деятельности, т. е. главным критерием определения ее содержания, структуры и динамики. В этом заключается важнейшее отличие деятельности от иных форм активности человека.
  3. Социальная обусловленность. При всем своем своеобразии деятельность человека представляет собой систему, включенную в систему социальных отношений. Вне этих отношений человеческая деятельность не существует. Человек находит в обществе не просто внешние условия, к которым он должен приспосабливать свою деятельность, – общественные условия сами несут в себе мотивы и цели его деятельности, ее средства и способы. По сути, общество производит деятельность образующих его индивидов.
  4. Системность. Деятельность предстает не простой суммой своих компонентов, а их организованной целостностью. Важно отметить, что у деятельности как целостности имеются такие свойства, которых нет ни у ее отдельных компонентов, ни у их простой суммы.

Психологическая структура деятельности

Системность организации деятельности обусловливает существование двух основных планов ее психологического анализа – внешнего (предметно-действенного) и внутреннего (собственно психологического). Каждая деятельность имеет следующую структуру:

  • Мотив деятельности – причина, побудившая человека к деятельности и придающая этой деятельности определенную направленность.
  • Цель деятельности – образ потребного будущего, предполагаемый результат деятельности. Цель формируется на основе мотива деятельности.
  • Предмет деятельности – тот объект внешней среды, на изменение которого направлена деятельность человека. Однако предмет деятельности может быть не только материальным, но и идеальным (мыслительная деятельность).
  • Средства и условия деятельности. К средствам относятся орудия труда, психофизиологические ресурсы организма. К условиям труда относятся не только физические характеристики среды, но и психологические состояния человека.
  • Продукт деятельности – результат деятельности. Продукт может быть прямым и побочным: прямой продукт – объективный результат деятельности, созданное в процессе деятельности изменение во внешней среде; побочный продукт – субъективный результат деятельности, изменение во внутреннем мире человека (удовлетворенность, приобретенные знания, умения, навыки и т.п.).

Иерархическая структура деятельности (Леонтьев): деятельность осуществляется при помощи действий, а действия, в свою очередь, при помощи операций (деятельность – цепочка действий, а действия – цепочки операций).

  1. Деятельность.
  2. Действие — это элемент деятельности, в процессе которого достигается конкретная, не разлагаемая на более простые, осознанная цель. Действие – относительно самостоятельный и завершенный акт деятельности. Действия направлены на достижение целей деятельности и выступают единицей анализа деятельности. В процессе упражнений изменяется структура действий, они становятся «свернутыми», более экономными и быстрее выполнимыми, превращаясь в навыки.
  3. Операции – способы осуществления действий в определенных условиях. Операции направлены на решение задач деятельности и определяются средствами и условиями деятельности. Как правило, операции носят автоматизированный и неосознаваемый характер.

Виды деятельности

Деятельность человека не только предельно сложна по содержанию и строению, но и крайне разнообразна в своих общих разновидностях и конкретных проявлениях. Традиционно принято считать, что основным делением деятельности на ее типы является дифференциация на трудовую, учебную и игровую деятельность:

  1. Трудовая деятельность – процесс активного изменения предметов природы, материальной и духовной жизни общества в целях удовлетворения потребностей человека и создания различных ценностей. Трудовая деятельность предполагает получение какого-либо общественно значимого продукта, результата, в отличие от учебной и игровой деятельности, где этот результат является не общественно, а индивидуально значимым и состоит в освоении субъектом социально выработанного опыта, знаний и т.д. для последующего осуществления трудовой деятельности.
  2. Учение выступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть организованным и осуществляться в специальных образовательных учреждениях. Оно может быть не организованным и происходить попутно, в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат. У взрослых людей учение может приобретать характер самообразования. Особенности учебной деятельности состоят в том, что она непосредственно служит средством психологического развития индивида.
  3. Игра – особый вид деятельности, в котором исторически закрепились типичные способы действия и взаимодействия людей. Результатом игровой деятельности не становится про-изводство какого-либо материального или идеального продукта. Тем не менее, игры имеют большое значение в жизни людей. Включение ребенка в игровую деятельность обеспечивает возможность овладения общественным опытом, накопленным человечеством, а также когнитивное, личностное и нравственное развитие ребенка. Особое значение имеет ролевая игра, в процессе которой ребенок принимает на себя роли взрослых и действует с предметами в соответствии с приписанными значениями. Механизм усвоения социальных ролей через ролевые игры обеспечивает возможность социализации личности. Специфическим признаком игровой деятельности является то, что главным ее мотивом выступает сам процесс деятельности, а не ее результат.
Читайте также:
Мужчина у которого было много женщин: взгляд со всех сторон

Указанные виды деятельности имеют разное значение для развития человека на разных этапах онтогенеза. Деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на определенном этапе онтогенетического развития, называется ведущей деятельностью.

ПОВЕДЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ПОВЕДЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Поведение – взаимодействие с окружающей средой, опосредованное внешней и внутренней активностью.

Деятельность – осмысленное, целенаправленное поведение человека в социальной среде.

Оба этих определения далеко не бесспорны, но являются вполне приемлемыми в качестве рабочих.

Во всех аспектах человеческой деятельности и поведения проявляется, с одной стороны, основа, унаследованная от предшествующих поколений, а с другой – всё множество непрерывных взаимодействий физической и социальной среды. Соотношение врожденного и приобретенного и, далее, биологического и социального – важная часть анализа данной проблемы.

Человеческая деятельность является главным источником культуры и цивилизации и вместе с тем основной разрушительной силой.

Целесообразно выделение внешней и внутренней деятельности. Принципиальная общность строения внешней и внутренней деятельности определяется тем, что обе они опосредствуют связи человека с миром.

Основными формами деятельности являются:

Основными видами (уровнями) деятельности являются:

1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. – Л.: ЛГУ, 1969.

2. Годфруа Ж. Что такое психология.: В 2 т. – Т. 1, М.: Мир, 1992.

3. Костюк Г. С. Принцип развития в психологии. // Методологические и теоретические проблемы психологии. /Под ред. Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1963.

4. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: МГУ, 1975.

5. Платонов К. К. О системе психологии. – М.: Мысль, 1972.

6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М., 1940.

Основы теории деятельности

Понятие деятельности является основополагающим для концепции, разработанной А. Н. Леонтьевым. Это понятие, в силу его связи с марксистской теорией, наиболее характерно для советской психологии. Его рассмотрение имеет смысл, так как почти вся советская психология (в разной степени) оказалась построенной на этом понятии (или при его активном участии).

Истоки теории деятельности:

объективная рефлексология Бехтерева;

культурно-историческая концепция Выготского.

Особенно велико влияние культурно-исторической концепции Выготского. Развитие высших психических функций (по Выготскому) включает в себя создание особых внешних средств, являющихся как бы психологическими орудиями, позволяющими добиваться значительно более высоких результатов и качественно перестраивать перво-начальные элементарные психические функции (деятельность – это культурное поведение, связанное с изготовлением и употреблением орудий).

Принцип единства сознания и деятельности (впервые сформулирован Рубинштейном в 1933 г.): психическое отражение, сознание связано с активной деятельностью, исходит из нее, в ней осуществляется, ею определяется. Согласно этому принципу, сознание вторично, оно проистекает из деятельности. Этот принцип развивался в трудах С. Л. Рубинштейна и А. Н. Леонтьева, а также в трудах других представителей теории деятельности.

Интересным представляется факт, что в поздних работах и Рубинштейн, и Леонтьев отказались (явно или неявно) от этих позиций. Ими развиваются представления о возможности самостоятельного развития и функционирования сознания, его спонтанности.

Можно констатировать, что, являясь основополагающим объяснительным принципом советской психологии, теория деятельности сдерживала ее развитие. Вместе с тем, рассматривая деятельность как предмет психологического исследования, теория деятельности внесла значительный вклад в развитие науки.

Любое человеческое действие является вместе с тем и психологическим актом, более или менее насыщенным переживанием, выражающим отношение действующего к другим людям, к окружению.

А. Н. Леонтьев: «То, что непосредственно определяет развитие психики ребенка – это развитие его деятельности, как внешней, так и внутренней»[30].

Деятельность, по Леонтьеву, – это единица жизни. Деятельность нельзя изъять из общественных отношений. Общество не просто определяет внешние условия осуществления деятельности, но и способствует формированию мотивов, целей, способов, средств достижения цели. Деятельность входит в предмет психологии, но не особой своей частью, а «функцией полагания субъекта в предметной действительности и ее преобразования в форму субъективности»[31].

Внутренняя деятельность формируется из внешней. Процесс интериоризации состоит не в том, что внешняя деятельность перемещается в предшествующий план сознания, это процесс, в котором внутренний план формируется.

Внутренняя и внешняя деятельность имеют общее строение:

Основным отличием одной деятельности от другой является предмет деятельности (это главное). Леонтьев считает, что предмет, направляющий деятельность, есть её мотив. Немотивированная деятельность – деятельность со скрытым мотивом. Действия – процессы, подчиненные представлению о том результате, который должен быть достигнут, то есть представлению о созидательной цели.

Читайте также:
Как завоевать взрослого мужчину?

Выделение целей и формирование подчиненных им действий приводит к тому, что происходит расщепление функций мотива: выделяются функции побуждения и направления .

Достижение цели, то есть осуществление действия, происходит в определенных условиях. Цель, переформулированная применительно к определенным условиям, есть задача. Способ осуществления действия называется операцией . Операции направляются на решение задач.

Основным предметом исследования в психологической теории деятельности явилось действие, его структура и функции.

Начало психологической интерпретации действия было положено в трудах Л. С. Выготского. Затем в середине 30-х годов его ученики и последователи А. В. Запорожец, П. И. Зинченко, А. Н. Леонтьев и др. предприняли цикл исследований сенсорных, перцептивных, мимических и умственных действий, уделив при этом особое внимание их генетической связи с предметно-практическими действиями. С. Л. Рубинштейн также считал действия основной клеточкой или ячейкой психологии. По его мнению:

В действии психологический анализ может вскрыть зачатки всех элементов психологии.

Действие обладает порождающими свойствами.

А. В. Запорожец сформулировал положение, что способ действия является живым отображением предмета.

Для возникновения ощущения необходимо элементарное сенсорное действие. Это положение доказывалось в исследованиях В. И. Аспина, В. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, Н. Б. Познанской.

Для возникновения образа восприятия необходимо осуществление сложного перцептивного действия, включающего в свой состав систему предметных операций (что существенно для формирования предметности восприятия.

Действие – основа мышления, необходимое условие формиро-вания смыслов, их расширения и углубления.

В действии лежит начало рефлексии. Действие трансформируется в поступок и становится главным формообразующим фактором и одновременно единицей анализа личности.

Операция, действие, деятельность взаимообратимы. На это указывал А. Н. Леонтьев. Превращение операции в действия, а затем в деятельность замечательно проследил А. В. Запорожец. См.: Запорожец А. В. Избранные психологические труды. – Т. 1, М., 1989.

Арсеньев А. С. Размышления о работе С. Л. Рубинштейна «Человек и мир». //Вопросы философии. – 1993. – №5.

Гордеева Н. Д., Зинченко В. П. Функциональная структура действия. – М.: МГУ, 1982.

Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. – М., 1975.

Леонтьев А. Н. Избранные психологические труды: В 2-х т. – Т. 1, М.: Периодика, 1983.

Леонтьев А. Н. Проблема деятельности в психологии. //Вопросы философии. – 1972. – Т. 9, 12.

Леонтьев А. Н. Системный анализ в психологии. //Психологический журнал. – 1991. – № 4.

Смирнов С. Д. Общепсихологическая теория деятельности: перспективы и ограничения. //Вопросы психологии. – 1993. – № 4.

Читайте также

Деятельность

Деятельность Деятельность направлена на достижение конкретного, заранее определенного результата. Получаемые в результате деятельности поглаживания или пинки всегда условные. Это отсроченные поглаживания, которые получают за хорошо или плохо сделанную работу.

V. СИГНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

V. СИГНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧТОБЫ ПОНЯТЬ ПСИХОТЕРАПИЮ. (ОБЗОР ОБСУЖДАЕМЫХ ВОПРОСОВ) Чтобы понять психотерапию как способ лечения воздействием на степень и возможности удовлетворения потребностей человека, то есть как лечение, использующее и перестраивающее

§55. Чувства и деятельность

§55. Чувства и деятельность Самый сильный источник чувств находится в деятельности человека. Какой бы из основных видов деятельности мы ни брали — труд, ученье, игру,— мы всегда увидим, как много разнообразных чувств возникает в ходе этой деятельности. По отношению к игре

§70. Сознание и деятельность

§70. Сознание и деятельность В предыдущей главе мы установили, что всякое действие человека является сознательным, хотя степень этой сознательности и бывает различной. Тем более относится это к сложной деятельности, состоящей из ряда действий. Деятельность человека в

§73. Творческая деятельность

§73. Творческая деятельность Творческой деятельностью в собственном смысле называется, как мы уже говорили, деятельность, дающая новые, оригинальные продукты высокой общественной ценности. Научное исследование или изобретение, создание художественного произведения,

13. Понятие профессиональной адаптации. Адаптивное профессиональное поведение. Неадаптивное профессиональное поведение

13. Понятие профессиональной адаптации. Адаптивное профессиональное поведение. Неадаптивное профессиональное поведение Под профессиональной адаптацией обычно понимают «вживание» сотрудника в новую для него рабочую обстановку, взаимоотношения в коллективе.

1. Деятельность

1. Деятельность 1. Психологическое строение деятельности человека.2. Основные виды деятельности человека.3. Умения, навыки, привычки.1. Под человеческой деятельностью подразумевается активность личности, призванная удовлетворить потребности и интересы путем

Деятельность

Деятельность Деятельность (рис. 14А) — это взаимодействие между Взрослым терапевта и Взрослым клиента. Оно распространено среди приверженцев «рациональной» терапии. В этом взаимодействии терапевт, во-первых, собирает информацию: историю жизни клиента, его повторяющиеся

Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики

Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики К психическим процессам традиционно относят восприятие, внимание, воображение, память, мышление и речь, которые являются ведущими составляющими деятельности человека. Человек в процессе

Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики

Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики К психическим процессам традиционно относят восприятие, внимание, воображение, память, мышление и речь, которые являются ведущими составляющими деятельности человека. Человек в процессе

Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики

Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики К психическим процессам традиционно относят восприятие, внимание, воображение, память, мышление и речь, которые являются ведущими составляющими деятельности человека. Для реализации

Разделы 14 и 15. Поведение находящегося в удалении [царевича] и поведение [царя] по отношению к удаленному [царскому сыну]

Разделы 14 и 15. Поведение находящегося в удалении [царевича] и поведение [царя] по отношению к удаленному [царскому сыну] Глава 18 Царевич, [даже] живущий в стесненных обстоятельствах, которому поручено не подходящее для него дело, должен [все же] повиноваться отцу, кроме

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: