Инвалиды люди с ограниченными возможностями — все нюансы

Раскрытие понятий «инвалид» и «инвалидность»

  • Понятие «Инвалид»
  • Понятие «Инвалидность»
  • Понятие «Дети-инвалиды»
  • Категория «Инвалид с детства»
  • Социальная группа инвалидов
  • Законодательная база в области инвалидов
  • Происхождение термина
  • Категории инвалидов КОСГУ (таблица)
  • Происхождение термина
  • Группы и степени инвалидности
  • Причины инвалидности по действующему законодательству
  • Что такое условная инвалидность?

Термины инвалид и инвалидность из заголовка нашего нового материала являются ключевыми, если дело касается соцзащиты людей с особенностями. О том, что конкретно скрывается за обозначенными выше понятиями и что даёт особый статус, расскажем далее.

Понятие «Инвалид»

Такое определение льготной категории объединяет людей, по состоянию здоровья нуждающихся в государственной поддержке. Обычно различные нарушения и дефекты, имеющиеся у таких граждан, обуславливают длительное или постоянное расстройство жизнедеятельности организма.

То есть инвалиды достаточно уязвимы из-за проблем со здоровьем, часто не могут обслуживать себя, ориентироваться без посторонней помощи, нормально работать и общаться. Здесь играет роль степень ограничений, с учётом которой льготнику дают более лёгкую (3) или тяжёлую (1 и 2) группу.

Плюс, учитывается период проявление аномалии. К примеру, дети с ограничениями по здоровью становятся обладателями статуса «ребёнок-инвалид», а совершеннолетним гражданам присвоят конкретную категорию. Всё это определяется и фиксируется в рамках медико-социальной экспертизы (МСЭ), куда обычно направляет врач.

Происхождение термина

Слово «инвалид» происходит от латинского «invalidus» («бессильный», «непригодный»). Что касается этимологии термина, истоком является «valere», переводимое как «иметь возможность», «быть сильным» (Римская империя). Но сегодня более тактичным считается достаточно размытое обращение «человек с ограниченными возможностями».

Однако вышеупомянутый термин не исчез из официальных текстов. Разные эквиваленты слова предлагаются объединениями и организациями инвалидов в случае, когда требуется корректно обратиться к гражданину с ограничениями. Например, теперь говорят «человек с задержкой в развитии», а не «умственно неполноценный» или «слабоумный».

Объясняется такой подход стремлением к минимизации негативизма, жалости к лицам с ОВЗ, а также сглаживанием их противопоставления здоровым людям.

Категории инвалидов КОСГУ (таблица)

На уровне закона логика следующая — среди граждан с ограничениями по здоровью выделяют тех, кто имеет специфические, либо общие признаки. Благодаря такой классификации удобно систематизировать законы, касающиеся инвалидов, а также упрощать понимание данных норм для людей.

В частности, существует классификация КОСГУ, делящая граждан с инвалидностью на классы с учётом выявленных нарушений. Каждая буква в аббревиатуре — это конкретный класс, а именно:

К – здесь обозначены инвалиды-колясочники;

О – в этом классе опорники (люди с аномалиями опорно-двигательного аппарата), не нуждающиеся в инвалидном кресле;

С – слепые и люди с ограничениями зрительного характера;

Г – глухие и граждане с иными расстройствами слуха;

У – данный класс объединяет инвалидов с явными нарушениями в умственном развитии.

Важно! Рассмотренная классификация помогает в рассмотрении вопросов относительно помощи и обеспечения лиц с ОВЗ, но не является основной.

Понятие «Инвалидность»

Согласно одной из трактовок под инвалидностью понимается состояние, при котором человек ввиду возникших ограничений и препятствий не может осуществлять свою деятельность в нормальном режиме. Примечательно, что ограничения с препятствиями и особый статус таких лиц в некоторой степени связаны с психологической неготовностью социума принять их отклонения от нормы.

Происхождение термина

Источник данного понятия такой же, как у слова «инвалид», корни латинские (invalidus, то есть «бессильный»). Отсюда, кстати, происходит английское invalid со множеством значений. Другими словами, инвалидность — это особый соцстатус, а инвалид — человек с ограничениями по здоровью. Это похожие, но разные понятия.

Группы и степени инвалидности

Как было отмечено ранее, групп всего три. Рассмотрим особенности их присвоения.

1 группа положена людям с тяжёлыми формами заболеваний (есть специальный перечень недугов). Как правило, инвалид данной категории не может самостоятельно выполнить простейшие действия, передвигается с помощью кого-либо или чего-либо, испытывает большие трудности с ориентацией в пространстве (особенно в незнакомом месте).

Обладателям 1 группы сложно нормально общаться, а иногда вербально это вообще невозможно. Самоконтроль тоже может быть нарушен в зависимости от конкретной болезни (в некоторых случаях мозг настолько аномален, что корректировать поведение инвалида нет смысла).

Чаще всего льготники с 1 группой не в состоянии работать, поэтому трудовая деятельность им противопоказана. Но, например, инвалиды по слуху или зрению могут трудиться в спецусловиях. Кстати, обучение тоже затруднено.

Как бы там ни было, установление в ходе МСЭ 1 группы означает, что очередное освидетельствование и подтверждение статуса инвалид должен пройти через два года (если категория дана бессрочно, повторять процесс не нужно). В течение указанного срока льготник лечится, проходит разные этапы восстановления здоровья и адаптации, представленные в ИПР (индивидуальной программе реабилитации).

Совет! Если решение, принятое в МСЭ не устраивает, нужно сначала обратиться в главное бюро и затем — в Федеральное (если новые итоги не устроят инвалида). Только после этого следует подавать иск в последнюю инстанцию — в суд.

При умеренных проявлениях недуга назначают 2 группу. У таких граждан двигательные расстройства выражены не так сильно, как при 1 группе. Ориентация в новом месте тоже не такая сложная. Как правило, инвалидам 2 группы нужна помощь в процессе получения и передачи знаний, во время использования общественного транспорта.

Место обучения и работы для них оборудуется согласно требованиям. Если это необходимо, процессы автоматизируют или привлекаю помощника. Рассматриваемую группу обычно назначают на год с последующей комиссией.

Наконец, 3 группа подразумевает незначительные ограничения, при которых обладателю статуса может понадобиться небольшая помощь как в социальном, так и в бытовом плане (здесь в ход идут вспомогательные средства). Обучение, пространственная ориентация, передвижение не вызывают явных трудностей. Особенно, если действия инвалида размеренны и условия соответствуют.

Работа допускается, но без высокой нагрузки. Выполнять обязанности сверхурочно данный сотрудник может по своему желанию, принуждать его нельзя. Этот и другие нюансы в большинстве случаев вынуждают льготника искать новое место работы с учётом выявленных ограничений.

Читайте также:
Если муж оскорбляет: описываем развернуто

Как и при 2 группе, переосвидетельствование в бюро МСЭ обладатели «рабочей» группы проходят каждый год.

Члены комиссии не только определяют группу, но и фиксируют степень трудоспособности:

– 1 степень подходит инвалидам, не затрачивающим на свою работу много времени, способным трудиться по сниженной квалификации;

– 2 степень актуальна для сотрудников, которым в процессе деятельности нужны специальные условия, технические средства;

– 3 степень указывает на невозможность работать.

Первые несколько степеней условно считаются рабочими, а последняя — нет.

Причины инвалидности по действующему законодательству

По закону причины особого состояния выявляют члены комиссии МСЭ. В целом обусловлено установление особого статуса может быть:

– инвалидностью с детства;

– общим или профзаболеваниием;

– травмой, полученной во время осуществления трудовых обязанностей;

– заболеваниями, полученными в ходе службы или травмами военного характера;

– болезнью, спровоцированной радиационным облучением (аварии на ЧАЭС и химкомбинате «Маяк»).

Что такое условная инвалидность?

Официально «условной» инвалидности как понятия не существует. Данный термин может иметь место, если дело касается срочной группы. Она устанавливается на МСЭ.

Напомним, что повторное освидетельствование и подтверждение ограничений происходит ежегодно при 2, 3 группе и раз в два года — при 1 группе. В процессе оценки состояния гражданина группу могут понизить, повысить, снять или оставить пожизненно.

В последнем случае статус является бессрочным, поэтому его периодическое установление не требуется. Но даже такая группа не безусловна, так как врач может отправить больного на переоформление группы, если нет ухудшения здоровья.

Важно! Перечень льгот и выплат для каждой группы имеет свои отличия, так что не нужно отказываться от медкомиссии, если возник вопрос о переходе с 3 категории на 2 или со 2 на 1 (это считается повышением группы).

Понятие «Дети-инвалиды»

Данный статус положен несовершеннолетним гражданам РФ при наличии у них серьёзных проблем в психическом, физическом развитии. Сложное состояние детей-инвалидов не только нарушает их адаптацию в социуме, но также провоцирует:

– трудности с самообслуживанием;

– проблемы поведенческого характера;

– сложности с ориентацией в пространстве;

– сбои в речевом развитии и не только.

Конкретная группа таким больным не устанавливается до 18 лет. При этом статус «ребёнок-инвалид» можно получить по инициативе врачей, осуществляющих наблюдение и обследование несовершеннолетнего. Если есть проблемы, соответствующие рекомендации специалистов записываются в медкарте пациента и в «Истории развития ребёнка» (форма документа 112/у).

Категория «Инвалид с детства»

Примечательный факт: до января 2000 года категорию «ребёнок-инвалид» давали детям до 16 лет, затем период увеличили до 18 лет. А уже на момент совершеннолетия гражданин должен пройти освидетельствование и получить группу.

По российскому законодательству указанный статус может быть назначен, в том числе, при инвалидности с детства (это причина). У таких инвалидов, само собой, имеются некие преференции, доступные для реализации.

Социальная группа инвалидов

Большинство подходов к рассматриваемой в нашем материале теме сосредоточено на узко-специальных аспектах — степень и особенности патологии, лечение, реабилитация, социализация.

Однако при восприятии людей с ОВЗ как социальной группы в центре внимания оказывается инвалид как конкретный гражданин, взаимодействующий с обществом. В таком ракурсе ограничения по здоровью — это не результат заболевания, травмы и тд, а некая форма дискриминации со стороны других людей (здесь и жалость, и неприятие).

Радует, что в последние годы взгляд на проблему меняется в пользу обладателей особого статуса благодаря их готовности отстаивать свои права, вести активную общественную жизнь и тд.

Законодательная база в области инвалидов

Кроме обозначенного выше закона отметим некоторые в качестве дополнения следующие нормативно-правовые документы, в частности:

– Постановление Минтруда и социального развития РФ № 17 «Об утверждении разъяснения «Об определении федеральными госучреждениями службы МСЭ причин инвалидности»».

– Постановление Правительства РФ № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом»;

– ФЗ № 122 «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»;

– ФЗ № 178 «О государственной социальной помощи» (с изменениями ФЗ №345);;

– ФЗ № 419 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам соцзащиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов».

В заключение хочется подчеркнуть важность не только формального понимания инвалидности и инвалидов как категории, но также этическую составляющую вопроса. Другими словами, компенсация психических и физических ограничений таких граждан должна осуществляться по более широкому принципу создания равных возможностей, а не просто равных условий.

Как получить инвалидность по новым правилам. И какие льготы она дает

Согласно предварительным сведениям Министерства здравоохранения РФ, процедура получения инвалидности в этом году станет проще. Правительство РФ утвердило новый перечень заболеваний, при которых инвалидность можно получить заочно, бессрочно или до достижения совершеннолетия. Теперь не потребуется проходить медицинскую комиссию у всех узких специалистов. Нет необходимости самостоятельно собирать необходимые бумаги – этим будет заниматься медучреждение. Изменения прописаны в федеральном законе «О соцзащите инвалидов». Bankiros.ru расскажет, с какими заболеваниями можно получить инвалидность, какие изменения произошли в процедуре оформления статуса и на какие льготы могут рассчитывать граждане.

Как проходит процедура получения инвалидности

Медицинское освидетельствование для назначения гражданину статуса лица с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) теперь проходит по новым правилам. Сейчас направление на медико-социальную экспертизу со всеми документами передается в бюро в электронно-цифровом формате и не требует участия пациента в подготовке пакета документов. Подать заявку на получение копий решения комиссии можно через Портал Госуслуг. Обжаловать решение комиссии теперь также можно через сайт Госуслуг.

С какими заболеваниями гражданину дают инвалидность

Статус ОВЗ присваивается гражданам с травмами и увечьями. Размер госвыплат и другие льготы основываются на предписаниях МСЭ:

  • боевые ранения участников военных конфликтов, военнослужащих и прочее;
  • получение радиации;
  • неизлечимые патологии, опухоли или новообразования любого характера;
  • инвалидность с детства либо врожденная;
  • профессиональные патологии на производстве с вредностью; производственные травмы и другое.
Читайте также:
Муж ревнует к работе — рассмотрим во всех подробностях

Получить статус инвалида может гражданин, имеющий ОВЗ, нарушения во внутриорганических системах. В процессе комиссии инвалидность присваивается лицам с патологиями органов дыхательной системы, например, при туберкулезе, астме или саркоидозе и легочной трансплантации.

Инвалидность возможна при нарушениях в кровеносной системе с ишемией, аневризмой, нарушением сердечного ритма или стенокардии, после установки имплантов. Получить группу инвалидности могут также лица с заболеванием мочеполовой системы и половых органов, недостаточностью почек, после удаления почки или перенесенного пиелонефрите.

Группу инвалидности могут назначить лицам с нарушениями пищеварительной системы, гепатитом, дефектами челюсти или лицевых костей, холециститом или панкреатитом. Медицинскую комиссию проходят также лица с психическими расстройствами, глухотой или слепотой, онкологией или патологий эндокринной системы, трахеостом, ВИЧ, соединительнотканными аномалиями, трансплантацией органов, гемофилией или агранулоцитозом. На инвалидность могут претендовать лица с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и анатомическими дефектами.

При установлении группы инвалидности необходимо регулярно подтверждать статус на специальном медосвидетельствовании.

Какая группа инвалидности возможна для каждого заболевания

Группа инвалидности зависит от степени увечий или дефектов здоровья. Первая группа инвалидности предполагает 90% общефункциональных нарушений организма. Таким лицам постоянно требуется помощь посторонних, поскольку без нее они не справляются. Первая группа инвалидности дается лицам с глухотой и слепотой, ампутацией обеих конечностей, вегетативных нарушениях при нервносистемной дисфункции и инсульте, параличе, злокачественных опухолях. Первую группу инвалидности назначают также лицам с психическими расстройствами, хроническими дыхательными и сердечными патологиями.

Вторая группа инвалидности предполагает отклонение в 70-80%. При второй группе пациент способен делать простейшие манипуляции без помощи посторонних. Сюда также относятся граждане, использующие вспомогательные средства при передвижении или люди с частичной глухотой. Вторую группу назначают также при печеночных поражениях, у которых нет положительной динамики после лечения. Эту группу инвалидности назначают при онкопатологиях с химиотерапией, суставном протезировании, параличе, легочной недостаточности, трансплантацией органов, отсутствием одной конечности, птозе, слепоте. Рассчитывать на вторую группу могут также граждане с дефектами черепа.

Для третьей группы инвалидности нарушение здоровья составляет 40-60%. Люди с третьей группой инвалидности могут самостоятельно ходить и выполнять повседневные задачи. Третью группу назначают при слепоте на один глаз, птозе, первой стадии онкологии, глухоте, дефектах черепных костей, челюсти, для которых коррекция невозможна. Третья группа предполагается также лицам с инородными приборами в сердце, параличом конечностей, отсутствием легкого или почки, ампутацией кисти или пальца.

Бессрочная инвалидность положена гражданам с метастазирующими раковыми патологиями, при полной слепоте или глухоте, которые не поддаются лечению, серьезными патологиями опорно-двигательного или зрительного аппарата.

Какие льготы и выплаты положены инвалидам

Государство выплачивает инвалидам пособия и назначает различные льготы. Чем хуже здоровье, тем больше льгот получает гражданин. Инвалидам положена ежемесячная денежная выплата – социальная доплата, которую устанавливает региональное отделение Пенсионного фонда. Инвалиды также имеют право на льготы и социальную поддержку. Они могут самостоятельно выбрать форму набора социальных услуг: натуральную или финансовую. Первая включает в себя набор услуг, например, лекарственные препараты, продукты лечебного питания, путевка в санаторий, бесплатный проезд на пригородном транспорте к месту лечения и обратно.

Чтобы выбрать форму НСУ, необходимо подать заявление в территориальное отделение ПФР через Портал Госуслуг, личный кабинет на сайте Пенсионного фонда или через МФЦ. Денежная форма предполагает выплату суммы, равную стоимости натуральных услуг.

Инвалидам также положено дополнительное ежемесячное материальное обеспечение в одну тысячу рублей. Дополнительное ежемесячное материальное обеспечение выплачивается территориальным отделением ПФР. Заявление на дополнительную выплату необходимо подать в отделение ПФР. Если гражданин имеет право на ДЕМО по нескольким условиям, выбирается одно, по которому размер выплат наиболее высокий.

Инвалидам также предполагаются скидки на оплату ЖКУ и налоговые послабления при уплате налога на недвижимость. Ежегодно гражданам с инвалидностью выдаются путевки на санаторно-курортное лечение согласно их типу заболевания.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Все государственные льготы, о которых должны знать люди с инвалидностью

Согласно данным Федерального реестра инвалидов, в России проживает более 11 миллионов людей с ограниченными возможностями, большая часть из них – люди предпенсионного и пенсионного возраста. Государство предоставляет гражданам с инвалидностью всевозможные льготы и квоты. И если о возможностях получать бесплатные лекарства и билеты на общественный транспорт знают почти все, то, например, о правах ребенка-инвалида на ежедневные услуги тьютора в обычных среднеобразовательных школах – единицы. Юристы и правозащитники рассказали корреспонденту «МИР 24» о том, какие государственные льготы предоставляются людям с ограниченными возможностями.

Социальная пенсия для инвалидов с детства I группы и детям-инвалидам установлена в размере 12 082 рубля 6 копеек в месяц; инвалидам I группы, инвалидам с детства II группы – 10 068 рублей 53 копейки, а инвалидам III группы – 4 279 рублей 14 копеек. Кроме социальных пенсий по инвалидности, всем людям с ограниченными возможностями положены ежемесячные выплаты, говорит помощник юрисконсультанта компании «Мой Семейный Юрист» Виктория Шкварок.

«Согласно ст. 28.1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и дети-инвалиды имеют право на ежемесячную денежную выплату в размере:

  • инвалидам I группы – 2 162 рублей;
  • инвалидам II группы, детям-инвалидам – 1 544 рублей;
  • инвалидам III группы – 1 236 рублей.

Размер ежемесячной денежной выплаты подлежит индексации один раз в год с 1 февраля текущего года», – поясняет Шкварок.

Социальные услуги

Инвалиды, дети-инвалиды, инвалиды войны имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Однако от них можно отказаться в пользу денежного эквивалента. Для этого необходимо обратиться в территориальный орган ПФР с заявлением об отказе.

  • «Обеспечение необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
  • Предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний.
  • Бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
  • Граждане, имеющие I группу инвалидности, и дети-инвалиды имеют право на получение на тех же условиях второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего лица», – объясняет Шкварок.
Читайте также:
Безумно хочу другого мужчину: что важно знать

Льготы в жилищной сфере

Согласно Федеральному закону от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 %.

«Инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50% указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц», – поясняет эксперт.

Кроме того, инвалиды и семьи с инвалидами имеют право на улучшение жилищных условий. Людям с ограниченными способностями с тяжелыми формами хронических заболеваний может быть так же предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму на одного человека. Но не более, чем в два раза.

Они могут также претендовать на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного хозяйства и садоводства. Места для строительства гаража или стоянки для технических и других средств передвижения предоставляются инвалидам вне очереди вблизи места жительства с учетом градостроительных норм.

Налоговые льготы

Люди с инвалидностью имеют право на стандартные налоговые вычеты. Кроме того, если речь идет о детях-инвалидах первой и второй группы, то право на вычеты получают их родители и другие опекуны.

«Налоговый вычет за каждый месяц налогового периода для родителей составляет 12 000 рублей на каждого ребенка-инвалида I и II группы до 18 лет. В случае, если он учится на очной форме обучения, в аспирантуре или ординатуре, то право сохраняется до 24 лет. И 6000 рублей, это если опекунами являются супруги, приемные родители и попечители», – поясняет юрист.

Кроме того, люди с ограниченными возможностями имеют льготы на имущественный, транспортный и земельный налоги. Размер льготы определяется индивидуально, в зависимости от характеристик собственности.

Государственная пошлина

От уплаты государственной пошлины освобождены следующие категории инвалидов:

  • Инвалиды ВОВ – при обращении за совершением юридически значимых действий,
  • Инвалиды – граждане РФ, которые являются единственными авторами программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральной микросхемы и правообладателями на нее и испрашивают на них свидетельства о регистрации на свое имя, – при совершении соответствующих регистрационных действий;
  • Истцы – при обращении с исками неимущественного характера, связанными с защитой прав и законных интересов инвалидов;
  • Инвалиды I и II групп – истцы (административные истцы), если цена иска не превышает 1 млн руб. При цене иска свыше 1 млн руб. сумма госпошлины, исчисленная исходя из цены иска, уменьшается на сумму госпошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 млн руб.;
  • Инвалиды I и II групп – при обращении за совершением нотариальных действий (в размере 50% суммы пошлины).

Гарантии в сфере труда

А вот получить гарантии в области трудовой занятости, кажется, сложнее всего. Хотя официально они существуют.

«Для инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда. Привлечение инвалидов к сверхурочным работам, работе в выходные дни и ночное время допускается только с их согласия и при условии, если такие работы не запрещены им по состоянию здоровья. Инвалидам предоставляется ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней», – говорит Шкварок.

Существуют и квоты для приема на работу людей с ограниченными возможностями. Например, в компании, где работают от 35 до 100 человек, квота на ивалидов не выше 3%, а более 100 – до 4 %.

В свою очередь, адвокат Варсеник Айрапетян в беседе с корреспондентом «МИР 24» объясняет, что вышеперечисленные льготы являются основными и, как показывает практика, практически, все инвалиды о них осведомлены.

«Многие не знают, что люди с ограниченными возможностями имеют право на получение двух пенсий – по инвалидности и по старости. Выплата двух пенсий производится в случае, если инвалидность получена из-за военной травмы. А так же участникам ВОВ и гражданам, которые награждены знаком «Житель блокадного Ленинграда». Многие инвалиды III группы не осведомлены о том, что они имеют 50 % льготу на приобретение лекарственных препаратов по специальным рецептам», – объясняет Айрапетян.

Кроме того, учиться дома или в школе – родители детей с инвалидностью решают самостоятельно. Если было принято решение, что ребенок будет обучаться со всеми детьми в школе на равных, то он имеет право на личного ассистента-тьютора.

«Ассистент-тьютор выполняет функцию педагога сопровождения, помощника, выполняющего рекомендации комиссии ПМПК. Часто, даже если родители знают о существовании тьютора, школа начинает усиленно отправлять ребенка на индивидуальное обучение. Хотя ассистент положен в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (статья 79), и это право ребенка-инвалида. Школа обязана реализовать это право учащегося», – рассказывает юрист.

Более того, рабочая неделя человека с ограниченными возможностями укорочена – это 35 рабочих часов, однако, заработная плата должна быть на том же уровне, что и у сотрудников, работающих 40 часов. Вместе 28 – 30 отпускных дней, как и норма по больничным листам – до 30 дней в год за счет компании и 60 дней за свой счет.

Читайте также:
Как зажечь мужчину в постели?

По словам Айрапетян, сейчас готовится несколько законопроектов, которые должны улучшить социальное положение людей с инвалидностью.

«Готовится законопроект, согласно которому органы службы занятости и учреждения медико-социальной экспертизы будут взаимодействовать на более высоком уровне, чтобы процент работающих инвалидов стал выше. Сейчас этот законопроект проходит стадию согласования в регионах. Благодаря этому планируется повысить процент работающих инвалидов к 2020 году до 50 %», – заключила юрист.

Изменения также коснутся и тех, кто имеет детей-инвалидов. С 1 января 2020 года родители будут обязаны выполнять все решения педагогов, медиков и психологов. На данный момент эти решения носят рекомендательный характер.

А вот директор юридической службы «Единый центр защиты» Константин Бобров уверен, что несмотря на широкий перечень льгот, права для людей с инвалидностью необходимо расширить.

«К примеру, на наш взгляд, целесообразно включить правила подсудности по выбору, чтобы люди с ограниченными возможностями сами могли выбирать, куда подать иск – по месту своего жительства или по месту жительства ответчика. Но такой льготы по непонятным причинам не предусмотрено. Следует добавить, что в ближайшее время принятие законопроектов, предусматривающих введение новых льгот в отношении государственных услуг, пока не предвидится. Однако, проявление активной законодательной инициативы в этой сфере необходимо», – сказал он.

Напомним, 5 февраля 2019 года Государственная Дума РФ приняла в первом чтении законопроект, который направлен на упрощение порядка получения инвалидами государственных и муниципальных услуг. В настоящее время получение государственных услуг требует личного предоставления инвалидом оригиналов ряда документов в соответствующий орган – справки, подтверждающей инвалидность, индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания. Если законопроект будет принят, эти документы предоставлять лично не потребуется: госорганы будут получать необходимые данные из Федерального реестра инвалидов.

Инвалиды — это ЛЮДИ с ограниченными возможностями

Инвалиды — это ЛЮДИ с ограниченными возможностями.

Люди с ограниченными возможностями, по-русски, инвалиды, есть везде. Ограничение возможностей накладывает свой отпечаток на характер таких людей. И, пожалуй, самой яркой чертой становиться желание быть нужным и полезным. В подавляющем большинстве такие люди хотят и могут работать. Мы все знаем, что трудоустроиться в России хоть как-то инвалиду более чем трудно, что и говорить о возможности найти хорошую работу по душе, силам и оплате. Поэтому мы хотим предложить вашему вниманию рассказ-зарисовку о жизни инвалидов в США. Ее автор – Светлана Букина 17 лет живет в Соединенных Штатах Америки. Ее взгляд на проблему — это просто взгляд со стороны.

Валиды

Мне потребовалось прожить в Америке несколько лет, чтобы сообразить, что слово «инвалид» — это написанное русскими буквами английское слово invalid. В словаре Мириам-Вебстер invalid определено следующим образом:

not valid: a: being without foundation or force in fact, truth, or law b: logically inconsequent — безосновательный, беззаконный, неподтверждённый фактами. Нелогичный. Инвалид – существительное. Мы можем сказать: «Вот идёт инвалид». В английском языке тоже есть подобное слово – cripple, но по степени неполиткорректности оно сравнится разве что с «негром». Это обзывалка, которую злые подростки выкрикивают вслед бедному мальчику на костылях в душещипательных романах.

Существительные определяют человека – урод, гений, идиот, герой. Американцы любят существительные-определения ничуть не меньше других народов, но вот инвалидов предпочитают называть “disabled persons”. Человек, возможности которого ограничены. Но сначала человек.

Я работаю в здании Национальной Обороны (National Guard), и инвалиды там – на каждом шагу. Речь не идёт о ветеранах войны, потерявших руки или ноги. Говорят, что их много, но я их не вижу. Сидят себе в своих «кубиках» и выполняют бумажную или компьютерную работу. Я о тех, кто был рождён с неким физическим или умственным недостатком, а чаще – и с тем, и с другим. Солдату без ноги или руки легко подыскать работу. Попробуйте подыскать работу глухонемому умственно отсталому корейцу или женщине в инвалидной коляске, у которой IQ дай Бог 75.

Кореец собирает у нас мусор из корзинок и выдаёт новые пакетики. Хороший парень, которого все любят, и выдвигают корзинки с мусором из-под столов при первых звуках его добродушного мычания. Женщина в коляске, на пару с полунемым мексиканцем, убирают наши туалеты. Как они это делают (особенно она, в коляске-то) я точно не знаю, но туалеты блестят. А в кафетерии половина сервировщиц явно не от мира сего, да ещё по-английски плохо говорят. Но проблем нет – ткнёшь пальцем, положат на тарелку. Кладут очень щедро, я вечно прошу снять немного мяса, мне столько не съесть. И всегда улыбаются. А в мини-кафешке на третьем этаже работает весёлый парень, совершенно слепой. Такие хот доги делает, что держись. За секунды. Вообще работает лучше и быстрее, чем большинство зрячих.

Эти люди не производят впечатление несчастных и убогих, да и не являются ими. У инвалидов в колясках специально оборудованные машины, или их развозит приспособленный под это дело микроавтобус. У всех – достойно оплачиваемая работа плюс очень приличные пенсии, отпуска и страховки (на государство работают, как никак). Про то, как им обустраивают квартиры, я знаю на примере собственной покойной бабушки, которой установили специальный телефон, когда она почти оглохла, а потом заменили на такой же, но с гигантскими кнопками, когда она почти ослепла. Да ещё принесли лупу, увеличивавшую каждую букву раз в сто, чтобы она могла читать. Когда ей ампутировали ногу, бабушку перевели в новую квартиру, где под раковинами было место, чтобы въезжать туда на инвалидной коляске, все прилавки были низкими, а ванная комната была оборудована вмонтированными в стену «хваталками», дабы удобно было пересаживаться с кресла на унитаз или в ванную.

Читайте также:
Чувство вины в отношениях — описываем досконально

Насмотревшись на этих людей, я стала без грусти наблюдать за умственно и физически отсталыми детьми. Садик, в который ходит мой младший сын, находится в отдельном крыле школы для таких детей. Каждое утро я вижу, как они выходят из автобусов или машин родителей – кто сам, кто с чьей-то помощью. Некоторые со стороны выглядят абсолютно нормально, по другим за версту видно, что с ними что-то не так. Но это обычные дети – швыряются снежками, смеются, корчат рожи, теряют варежки. Они учатся в прекрасно оборудованной школе, где преподают специалисты, которых минимум четыре года обучали тому, как с ними лучше обращаться и как лучше учить таких ребят.

Недавно мне привелось столкнуться по работе с мужчиной, назовём его Николай, приехавшим в Америку из Москвы несколько лет назад. Проговорив с ним некоторое время, я всё никак не могла взять в толк, что же толкнуло этого человека на эмиграцию. Сам – высококлассный специалист, программист, жена – тоже, и оба были хорошо устроены; старший сын заканчивал одну из лучших физматшкол в Москве. У них была прекрасная квартира, машина… К тому же люди русские, москвичи в Бог-знает-каком поколении, все родственники там остались, все друзья. Никак Николай не вписывался в образ типичного иммигранта. Тем не менее, он был именно иммигрантом: выиграл грин-карту, подал на гражданство, купил дом и возвращаться не собирался. Политика? Климат? Экология? Я терялась в догадках.

Пришлось спросить прямиком. «Так дочка у меня…» замялся мой новый знакомый. Дочку изуродовали при рождении – как-то неправильно вытащили щипцами. У девочки церебральный паралич в довольно серьёзной форме, она ходит на костылях (тех, что начинаются от локтя, подставки такие), должна носить специальную обувь и отстаёт в развитии на несколько лет.

В Москве у меня не было ни родственников, ни друзей с умственно или физически отсталыми детьми, поэтому то, что рассказал Николай, явилось откровением и вызвало лёгкий шок. Во-первых, девочку негде было учить. Дома – пожалуйста, а нормальных (читай: специальных) школ для них нет. То, что есть, лучше не упоминать. Жене пришлось бросить работу и обучать дочку дома. Да только как? Таких детей трудно учить традиционными способами, нужны специальные методы, определённый подход. Мало накопать информацию в Интернете — требуется особый талант. У жены-математика талантов было много, но вот этим конкретным Бог обделил. Женщина оставила перспективную и любимую работу и мыкалась с ребёнком-инвалидом, не зная, как с ней заниматься, и ощущая, что жизнь катится в тартарары.

Но это было только начало. Ребёнку полагались какие-то особые льготы, которые приходилось выбивать, унижаясь и проходя семь кругов бюрократического ада. Хуже всего были визиты к врачам. Девочка боялась их панически, орала, дрожала и билась в истерике. Ей каждый раз делали очень больно, со строгим видом объясняя маме, что так надо. Всё это – за очень приличные деньги, в частной клинике. Николай рассказал мне, что у дочери на много лет установилась фобия – она панически боялась всех людей в белых халатах. Потребовалось несколько месяцев здесь, в Америке, чтобы она начала отходить, и несколько лет, чтобы полностью доверять врачам.

Тем не менее, всего этого было недостаточно, чтобы толкнуть Николая на эмиграцию. Уж больно глубоко врос он в Россию корнями. Решение уехать было принято, когда дочка стала подрастать, и Николай с женой вдруг поняли, что в той стране у неё нет абсолютно никаких перспектив, нет надежды, уж простите за банальность, на светлое будущее. В Москве можно жить, если ты здоров и способен прилично зарабатывать. Человеку с серьёзной инвалидностью вкупе с умственной отсталостью там делать просто нечего. Они уехали ради дочери.

Не жалеют. Ностальгируют, конечно, любят свою Родину, ездят туда через два года на третий и российские паспорта берегут. О России Николай говорил только хорошее. Но жить предпочитает тут. Дочка в Америке расцвела, ходит в школу типа той, в которой садик моего сына, отстаёт в развитии всего на два-три года по сравнению с пятью ещё несколько лет назад, завела кучу подружек и научилась любить врачей и физиотерапевтов. Её обожает вся улица. Жена вышла на работу и воспряла духом.

Николай с семёй живёт не в мегаполисе типа Нью-Йорка или Вашингтона, а в небольшом городе в средне-американском штате. Штат называть не буду – там слишком мало русских, их легко узнают – но представьте себе Кентукки или Огайо. Подобные школы есть везде, при чём там работают не только учителя, но и психологи, и career counselors.

Кстати, о карьерах. The Americans with Disabilities Act не заставляет, как думают некоторые, принимать на работу инвалидов или гарантировать им трудоустройство. Там чётко написано, что от работника с инвалидностью ожидается ровно то же самое, что и от других. Я лично видела, и принимала участие в интервью, как на работу брали не глухого и не хромого (и не чёрного, кстати), а того, кто лучше подходил для открывшейся позиции. Решения всегда аргументировались, и проблем не возникало ни разу.

Оглохшему дирижёру, ослепшему фотографу или сломавшему спину грузчику придётся подыскать другую работу. А вот если спину сломал бухгалтер, то работодатель обязан предоставить ему доступ к рабочему месту – построить пандус для коляски, например, или поставить лифт. Парализованный бухгалтер ничуть не хуже здорового, но если его уволят или не наймут, при прочих равных, из-за того, что владельцу фирмы было лень строить пандус или жалко денег на специально оборудованную кабинку в туалете, то босса спокойно могут засудить.

Сначала многие плевались, но потом здания просто стали по-другому строить. А заодно старые модифицировать – так, на всякий случай. Бытиё определяет сознание. «Под инвалидов» сейчас оборудовано практически всё, везде. Выигрывают не только сами инвалиды, выигрывает общество. О тех, у кого только физические проблемы, даже речь не идёт – страна приобретает высококачественных специалистов в мириадах областей. В одном IBM, например, сотни парализованных, слепых, глухонемых и каких угодно ещё программистов и финансистов. Их работа оценивается ровно по тем же критериям, что и работа всех остальных. Один раз вложив деньги в инфраструктуру, компания пожинает плоды многие годы, получая квалифицированных и, главное, благодарных и верных фирме работников.

Читайте также:
Как начать бизнес с нуля? (видео)

А как же быть с умственно отсталыми? Для тех, у кого всё в порядке с мобильностью, работ тоже полно. Но даже таким, как моющая наши туалеты женщина, находится работа. Удлините ей ёршик и щётку, и она отдраит туалет ничуть не хуже любой другой уборщицы. Можно укладывать еду в пакетики в супермаркетах или стричь газоны, выгуливать собак или следить за малышами. Одна из воспитательниц в садике сына – девушка с синдромом Дауна. Она, конечно, не главная воспитательница и не принимает серьёзных решений, но она очень тёплый и мягкий человек и успокаивает всех орущих малышей, никогда не раздражаясь и не повышая голос. Дети её обожают.

Давайте забудем на минутку о выгоде для общества. Конечно, благоустроенным людям не надо платить пособие по инвалидности из нашего общего кармана, да и с экономической точки зрения это хорошо, и с демографической. Но дело-то не только в этом. Отношение к старикам и инвалидам – одно из лучших определителей здоровья общества. Никакие экономические показатели, никакая военная мощь, никакой политический вес не скажут вам о стране того, что скажут кучка счастливых детишек с аутизмом, церебральным параличом, или синдромом Дауна, не говоря уж о не менее счастливой группе их родителей. Ведь Америка не только дала дочке Николая надежду на нормальную – и достойную – жизнь, она дала не меньше и её матери.

Медицина движется вперёд семимильными шагами. Всё больше больных детей доживают до взрослого возраста, а женщины рожают всё позже и позже, нравится нам это или нет. Количество детей с отклонениями вряд ли уменьшится, хотя раннее тестирование беременных позволяет пока держать его более или менее стабильным. Интересен тот факт, что всё больше и больше мам, узнав, что у их ребёнка синдром Дауна или какое-нибудь другое нарушение, предпочитают не делать аборты.

Конечно, физические проблемы и низкий IQ никуда не денутся, и на среднестатистическом уровне эти люди функционировать не будут. Но в одном можно быть уверенными: каким бы ни был их потенциал, они достигнут максимум того, на что способны. Потому что a person with disability – это не инвалид. Это человек с набором проблем. И если ему помочь, он станет валидом.

Эта статья вошла в тридцатку самых обсуждаемых статей в блогосфере. А ведь она не содержит ничего такого, на что обычно клюет массовый читатель. Просто спокойный взгляд со стороны, просто зарисовка. Автор не ставил цели гордиться, красоваться, собирать сотни комментариев. В США все привыкли видеть инвалидов такими, какие они есть. Жизнь человека с ограниченными возможностями не становится сверхусилием. Наверно, поэтому у статьи было столько откликов из России.

Читаешь статью и понимаешь, как мы еще бесконечно далеки от такого социального комфорта. Порой не получается обычную детскую коляску в лифт втолкнуть, а про коляски для инвалидов и говорить не приходиться.

Год назад мы перевели один из популярных материалов нашего сайта «Пожалуйста, найдите меня, или нужны ли нам больные дети?»на английский язык Do We Need Sick Children? , статья была посвящена проблемам детей-инвалидов в России. Англоязычные читатели нас не поняли, им была совершенно непонятна проблематика статьи и обсуждаемые в ней проблемы. Вместо того, чтобы привлечь внимание к острой, как мы думали, проблеме, мы акцентировали ту тяжелейшую ситуацию, которая сложилась в Отечестве.

Однако некоторые сдвиги намечаются и у нас. О проблемах людей с ограниченными возможностями хотя бы начинают говорить. Все больше и больше пандусов, появляются большие вместительные лифты и туалеты для инвалидов. Пользоваться этими благами цивилизации инвалидам пока сложно, ведь дома, какие были такими и остались, равно как и общественный транспорт, метро и т.д.

Но, основная проблема, скорее всего, не в этом. Инвалиды так долго были изолированы от общества, что теперь встреча с ними для обычных людей подобна шоку. Человек долго с удивлением и любопытством разглядывает инвалида. Получается эдакий «зоопарк» среди людей. Но такая длительная изоляция от «иных» людей не пошла на пользу здоровому, так сказать, обществу. Мы совершенно не владеем знаниями и культурой поведения по отношению к инвалиду. Поэтому и ведем себя с ним дико и бестактно.

«...Я живу в России, мой ребенок — тяжелый инвалид. Плюс я живу в маленьком провинциальном городе, где для моего ребенка нет НИЧЕГО вообще. Ни лечения, ни обучения, ни какой-либо захудалой интеграции. Мы стараемся гулять с ребенком каждый день и каждый день и меня и ребенка осматривают прохожие с ног до головы, некоторые стараются пройти мимо 2-3 раза, если не удалось всё рассмотреть с первого раза.. Если кто-то видит, что я не могу провести коляску или застряла в сугробе, будут наблюдать, чем кончится дело, вывалю я ребенка на землю или нет, но никто не подойдет помочь… Когда у нас хватает наглости и мы заезжаем в кафе (единственное кафе в городе без ступенек, вход вровень с мостовой),то никто не сядет за наш столик, даже если свободных мест больше не будет.

Читайте также:
Как вести себя на новой работе?

И это Россия…наша страна… Родина наша.»

Что ответишь на это… Бесконечно грустно и бесконечно стыдно. Поэтому начинать решать проблемы социальной адаптации кого бы то ни было надо со здоровых людей, с себя и прямо сейчас. И, пока существуют такие ситуации, как в приведенном комментарии, никакие пандусы, подъемники, поручни и лифты не уменьшат пропасти между здоровым и больным, с обычными возможностями и ограниченными.

Работники-инвалиды: что должен знать работодатель

Расскажем об особенностях трудоустройства граждан-инвалидов и предоставления им дополнительных гарантий и льгот.

Квоты

Главными нормативными документами, которые регламентируют возможности инвалидов заниматься трудовой деятельностью, являются трудовой кодекс РФ и Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ от 24.11.1995.

В ст. 20 Закона № 181-ФЗ перечислены основные мероприятия, направленные на обеспечение занятости людей с ограниченными возможностями. Так, к некоторым из них относится создание специальных условий труда для инвалидов в соответствии с индивидуальными программами реабилитации и абилитации, организация их профессионального обучения, установление в организациях квот для приема инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест и пр.

Что касается квот, то согласно ст. 21 Закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 г., для всех предприятий. независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. установлены нормы для приема инвалидов на работу. Причем данные нормы в каждом субъекте РФ могут варьироваться, но при этом не должны отклоняться от принятых законом № 181 значений. Так, число работников с ограниченными возможностями в организации напрямую зависит от штата предприятия:

  • при численности работников в организации свыше 100 человек работодатель должен зарезервировать вакантные места для инвалидов в количестве от 2 до 4% от среднесписочной численности работников;
  • при численности работников от 35 человек (включительно) до 100 человек (включительно) для работодателя устанавливается норма не выше 3% от среднесписочной численности работников.

Причем при расчете квотированных мест для инвалидов запрещено включать работников, которые заняты на вредных или опасных условиях труда. Полное освобождение от квот получают лишь организации, созданные общественными объединениями инвалидов, уставный/складочный капитал которых состоит из вклада этих объединений.

Каждый месяц работодателю необходимо отчитываться перед органами занятости о соблюдении квоты: какова численность трудоустроенных инвалидов, сколько имеется свободных мест для трудоустройства инвалидов. Форма и сроки подачи сведений о выполнении квоты в каждом субъекте могут устанавливаться самостоятельно, поэтому работодателям рекомендуется для начала обратиться в службу занятости населения для уточнения данной информации.

Если работодатель нарушит соблюдение норм по квотам для занятости инвалидов, то ему грозит применение санкционных мер со стороны государства, а именно:

  • в случае, если не созданы или не выделены рабочие места в пределах квоты, а также если работодатель неправомерно отказал в приеме на работу инвалида, то за такое нарушение полагается штраф для должностных лиц от 5000 руб. до 10 000 руб. согласно ст. 5.42 КоАП РФ;
  • если же работодатель по каким-то причинам не сообщает в службу занятости информацию о наличии свободных мест для инвалидов, то за несообщение таких сведений для должностных лиц положен штраф от 300 руб. до 500 руб., а для организаций штраф составляет от 3000 руб. до 5000 руб., согласно ст. 19.7 КоАП РФ.

Порядок приема

  • справка, выданная комиссией МСЭ (медико-социальной экспертизы), в которой указывается группа инвалидности и степень ограничения трудовой деятельности;
  • ИПР (индивидуальная программа реабилитации или абилитации) — именно в соответствии с этой программой работодатель должен предоставить необходимые условия труда человеку с ограниченными возможностями. Работодатель благодаря данной программе может убедиться, что человеку, претендующему на вакантное место, условия работы не противопоказаны ему по состоянию здоровья. Если имеются какие-либо противопоказания (недопустимый уровень шума, загазованность и пр.), то работодатель на законных основаниях может отказать инвалиду в трудоустройстве. При этом в направлении службы занятости необходимо отметить причину отказа.

Но важно учитывать, что если устройство на работу инвалида происходит не в рамках квоты и для занимаемой вакансии не предъявляются особые требования к состоянию здоровья работника, то инвалиду не обязательно предоставлять вышеперечисленные два документа, он это может сделать по желанию, и в связи с этим может быть принят на работу на общих основаниях, без предоставления льгот.

Льготы и налоговый вычет

  • сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю для инвалидов I и II группы, при этом сохраняется полная оплата труда;
  • работодатель может привлекать инвалидов к сверхурочным работам и работам в выходные дни, а также в ночное время, но только с согласия самого сотрудника и если это не запрещено ему по медицинским показаниям;
  • всем инвалидам работодатели обязаны предоставлять ежегодный оплачиваемый отпуск не менее 30 календарных дней;
  • кроме того, в ст. 128 ТК РФ прямо указано о праве работника-инвалида в предоставлении ему отпуска без сохранения заработной платы до 60 календарных дней в году. По письменному заявлению сотрудника работодатель обязан предоставить ему неоплачиваемый отпуск;
  • особая категория инвалидов-чернобыльцев имеет право на дополнительный ежегодный отпуск в 14 календарных дней, который должен оплачиваться органами соцзащиты населения.

Важно понимать, что льготы работнику-инвалиду будут полагаться с момента предоставления им соответствующих документов: справки с указанием инвалидности и ИПР. Если работник не приносит документы, то работодатель не в праве их самостоятельно истребовать и, соответственно, нет основания для предоставления льгот. Такого мнения придерживаются суды: апелляционные определения Московского городского суда от 16.01.2015 по делу № 33—636/15, Ставропольского краевого суда от 09.12.2015 по делу № 33—8284/15.

Также отдельно хотелось бы добавить и про налоговый вычет. Так, согласно пп. 1 п. 1 ст. 218 НК РФ, инвалидам-чернобыльцам, инвалидам ВОВ, инвалидам радиационной аварии на производственном объединении «Маяк» и инвалидам из числа военнослужащих положен налоговый вычет в размере 3000 руб. в месяц. А в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 218 НК РФ инвалидам с детства и инвалидам Iи IIгруппы полагается ежемесячный налоговый вычет в размере 500 руб.

Читайте также:
Любит но не хочет отношений — рассмотрим внимательно

Сокращение, отстранение от обязанностей, перевод и увольнение

Однако в ситуации, когда сотруднику необходим временный перевод на срок до четырех месяцев, а у работодателя нет соответствующей работы, то работодатель на указанный в медзаключении срок обязан отстранить сотрудника от работы с сохранением за ним должности. При этом зарплата в период отстранения не начисляется сотруднику.

А в случае если работнику нужен перевод по состоянию здоровья на срок свыше четырех месяцев или и вовсе на постоянной основе, то при его отказе о переводе либо же отсутствия у работодателя соответствующего вакантного места, то трудовой договор расторгается на основании п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.

В случае же сокращения численности работников предприятия для инвалидов отсутствуют какие-либо привилегии, под сокращение они попадут в общем порядке.

Каковы правила этикета при общении с инвалидами?

Правила этикета при общении с инвалидами, помимо стандартной вежливости, содержат некоторые условности, связанные с их здоровьем. Соблюдая их, вы не попадете в неловкое положение и не обидите собеседника

Если вы впервые общаетесь с инвалидом, вне сомнения, будете испытывать легкую зажатость. Расслабьтесь, это такой же человек, как и вы, просто он ограничен в возможностях или имеет некоторые особенности развития.

Основа этикета — элементарная вежливость, которую вы используете в общении с людьми, но с некоторыми нюансами:

1. Перестаньте пристально смотреть на причину инвалидности (если она явно заметна), но и не прячьте глаза. Нарочито отведенный взгляд красноречивее любых грубых слов. Смотрите в лицо и не напрягайтесь, словно для вас нет ничего необычного в его состоянии.

2. Обращайтесь непосредственно к собеседнику и смотрите на того, с кем общаетесь. Даже если присутствует сурдопереводчик или сопровождающий.

3. Если при знакомстве пожимаете руки, вполне нормально пожать протез или парализованную руку. Это не будет считаться оскорблением, даже, наоборот, даст понять, что вы рассматриваете человека как обычного собеседника.

4. Когда желаете помочь инвалиду, предложите свои услуги, и если это не ЧП, дождитесь ответа, а потом действуйте.

5. Разговаривайте вежливо, без сюсюканья и нот жалости, каким бы ни был его недуг. Многие люди с ОВЗ живут полноценной жизнью, которая иногда даже насыщеннее здоровой, взять в пример хотя бы руководителя «Белой трости» Олега Колпащикова. Даже если человек испытывает депрессию от своего положения, не нужно лишний раз ему напоминать об этом.

6. Не вздумайте брать в руки личные вещи, если вам их не давали — игрушки, специальные аппараты, трости.

7. Находитесь лицом к лицу с тем, с кем разговариваете, даже если человек незрячий.

Общие правила этикета при общении с инвалидами в коляске

Инвалиды-колясочники, как правило, люди с развитым интеллектом. Хотя бывают и комплексные нарушения. Встретившись с ними, соблюдайте следующие правила:

1. Не опирайтесь на коляску и тем более, не пытайтесь отобрать ее у сопровождающего. Управление возможно лишь в том случае, если вы решили прогуляться тет-а-тет, а подвижность рук инвалида ограничена. Однако этот момент предварительно оговаривается. Иначе получается, что вы схватили и повезли нового знакомого непонятно куда. Если вам разрешили катить коляску, не делайте это резко, не изображайте великого гонщика. Во-первых, это глупо выглядит, во-вторых, ваш ограниченный в движениях пассажир может выпасть.

2. Находитесь на одном уровне общения — присядьте на корточки или скамейку. Важно, чтобы глаза были напротив его глаз и человек видел ваше лицо, а не задирал голову вверх.

3. Не стесняйтесь предлагать помощь при проезде, где есть препятствия — бордюры, пешеходный переход, ступени. При этом если желаете пойти куда-то, где есть подобные барьеры, в целях безопасности своего нового знакомого задумайтесь стоит ли это делать.

4. Иногда люди путают недуги. Например, человек в коляске прекрасно слышит, понимает, разговаривает, но с ним все равно растягивают слова, громко говорят. Убедитесь, что у колясочника нет вербальных и других проблем, дальше общайтесь свободно.

5. Разговоры на тему секса и личной жизни лучше оставить для приятелей. Если вас так интересует, как взаимодействуют с противоположным полом эти люди, посмотрите информацию в интернете.

Правила этикета с инвалидами зрения

Человек, который не очень хорошо или совсем не видит, отличается наличием поводыря (собаки, сопровождающего человека) или белой трости. Необязательно слепой носит темные очки, повязку или обладает косоглазием.

Основные нюансы общения следующие:

1. Даже если часто встречаетесь, при встрече называйте себя, представляйте своих спутников.

2. Не берите в руки чужую трость, очки, прочие личные предметы. Особенно если находитесь в гостях. Переставленный даже на сантиметр предмет слепому будет очень трудно найти.

3. Когда хотите помочь, спросите, нужна ли ваша поддержка. При утвердительном ответе — возьмите незрячего под руку, но сильно сжимать ее не стоит, идите естественно.

4. Подстраивайтесь под скорость собеседника, чтобы он не бежал за вами, чувствовал себя комфортно, в безопасности. Вы видите выбоины, камни, трещины, бордюры, а он нет. Обязательно предупредите, если появилось препятствие на дороге. Движения должны быть точными. Поднимаясь по лестнице, делайте это строго перпендикулярно, а не по диагонали.

5. Если хотите что-то сказать об окружающем, описывайте подробнее, ориентируясь на те признаки, которые доступны собеседнику — «Как пышно цветет черемуха, а какой от нее аромат», «За кустом сидит большая мохнатая собака».

6. На тему собак отдельный разговор. Поводыри необычные домашние животные и точно не «лапочки». Это друзья незрячих, которые несут службу. Избавьтесь от желания погладить, угостить сосиской, поиграть, если хозяин вам этого не разрешал.

Читайте также:
Как понять любит ли девушка?

7. Если вы что-то читаете незрячему, скажите об этом. Пока он будет пытаться понять, что за словесный поток вы на него вылили, нить разговора будет упущена.

8. Предлагая сесть, направьте руку слепого на подлокотник кресла, стула, скамейки.

9. Определения местонахождения предметов должны быть точными. «Вон там светофор» — не пойдет, а «в 200 метрах от нас, рядом с березой стоит светофор» — вполне приемлемо.

10. Видя, что человек заблудился, никак не может найти дверь или дорогу — помогите, но не криками на расстоянии. Подойдите, а затем предложите помощь.

Правила этикета при общении с глухими и слабослышащими

Встретив глухого либо слабослышащего человека, не забывайте, что он вас видит, понимает окружающую реальность, нормально ходит — просто не слышит.

Чтобы облегчить общение, делайте так:

1. Всегда смотрите на собеседника. При этом лица должны быть на одном уровне. Не загораживайте свое лицо волосами или предметами, не стойте за источниками чрезмерно яркого света, чтобы глухой мог увидеть мимику.

2. Чтобы вас понимал глухой, применяйте в общении жесты, пишите. При наличии сурдопереводчика такие сложности не потребуются.

3. Спросите, какой у него тип глухоты, чтобы знать, как разговаривать. Некоторые не слышат вообще ничего, некоторые плохо воспринимают речь, звуки.

4. Рассказывая что-то важное, задавая вопросы, убедитесь, что вас поняли. Сложную на слух информацию лучше записывать, например, адреса, номера телефонов.

5. С глухими может быть четыре варианта общения: письменно, через сурдопереводчика, жестами, с помощью чтения по губам. Однако помните, что не все обладают навыками чтения или артикуляционного опознания. К тому же у вас может быть непонятный почерк, нарушена дикция. Лучше сразу этот момент уточнить.

Правила этикета при общении с умственно неполноценными людьми

При задержке, а также отклонениях интеллектуального развития человеку бывает сложно вас понять.

Пользуйтесь простыми рекомендациями, тогда разговор пройдет гладко:

1. Слова, предложения, фразы должны быть доступными, короткими, понятными. Не говорите пространно, абстрактно, в переносном смысле. Повторяйте фразы, которые собеседник не понял, каждый раз упрощая конструкцию предложения.

2. Сюсюкать, говорить замедленно, свысока — некультурно и неправильно даже при этом нарушении здоровья.

3. Если человек не понимает речи, используйте жесты, картинки.

4. Общайтесь также, как если бы вы встретили обычного человека, без напряжения или снисходительности.

Правила этикета при общении с психическими больными

Отбросьте стереотипы, что, если человек психически не здоров, общаться с ним нельзя, даже опасно. Нарушения бывают разные, если уж так получилось, что вам нужно поговорить с ним, пользуйтесь правилами:

1. Совершенно нет взаимосвязи между психической нестабильностью и интеллектуальными отклонениями, как минимум в 70% случаев. Вы можете общаться с ними также, как с обычными людьми, если умственные проблемы неочевидны.

2. Ведите себя спокойно, уверенно. Зажиматься, трястись от страха, прятать за спиной кирпич, держать телефон на вызове, постоянно извиняться не нужно. Страх перед такого рода заболеваниями/расстройствами – распространенный стереотип.

3. Будьте дружелюбны.

4. Если видите, что человек расстроен, спокойно спросите, не нужна ли ему помощь.

Правила этикета при общении с людьми с нарушениями речи

Существует огромное количество людей, у которых нарушены вербальные навыки, часто они полностью отсутствуют. При коммуникации соблюдайте общие правила этикета при общении с инвалидами, а кроме того:

1. С немыми договоритесь о способе взаимодействия — язык жестов, переводчик, карточки, письменная речь.

2. Если человек говорит, но из-за дефекта речи его трудно понять, переспросите, попросите смоделировать предложение по-другому.

3. Подготовьтесь к тому, что беседа у вас может отнять некоторое время. Однако, если вы торопитесь, лучше извиниться и уйти сразу.

4. Не перебивайте, избегайте попыток поправить, закончить предложение, фразу за собеседника.

5. Помните, что нарушения речи не означают обязательных интеллектуальных проблем.

6. Поддерживайте визуальный контакт.

Правила этикета при общении со страдающими расстройствами социального взаимодействия

В этих случаях речь идет обычно про аутистов. С ними общаться не всегда легко, но они интересные люди с богатым внутренним миром.

Этикет общения состоит из нескольких пунктов:

1. Не пытайтесь наладить тактильный, визуальный контакт насильно, если человек этого не хочет.

2. Нельзя без разрешения трогать игрушки, антистрессы, другие личные предметы, а также питомцев.

3. Разговаривайте спокойным тоном без повышенных нот, избегайте сложных фраз.

4. Делать замечания аутистам не следует, также как поправлять их одежду, головные уборы.

5. Обращайтесь непосредственно к ним, даже если есть сопровождающий.

6. Отключите громкий звук на телефоне, музыку.

7. Если аутист хочет отойти в другое место, последуйте его просьбе, возможно, ему стало некомфортно.

Правила общения и этикета с инвалидами различных категорий важен не только для того, чтобы показать, как хорошо вас воспитала мама. Это нужно, чтобы помочь человеку не чувствовать себя ущербным, неполноценным, изгоем. Общаясь правильно, вы облегчаете им жизнь.

Комплексный подход: как город заботится о людях с инвалидностью

3 декабря ежегодно отмечается Международный день инвалидов. Он призван привлечь внимание общественности к проблемам маломобильных граждан и вопросам социальной интеграции людей с инвалидностью в жизнь общества.

Москва оказывает комплексную помощь людям с разными формами инвалидности, ежегодно разрабатывая и внедряя новые методики реабилитации, образования, а также социокультурной интеграции, чтобы маломобильные горожане жили полноценной жизнью и могли пользоваться всеми возможностями города. Об этом сообщила Анастасия Ракова, заместитель Мэра Москвы по вопросам социального развития.

«На сегодняшний день в столице проживают около миллиона человек с инвалидностью, из них более 44 тысяч — дети. Город делает все возможное, чтобы научить ребенка и его семью жить полноценно, несмотря на имеющиеся обстоятельства, порой очень тяжелые. Для людей с инвалидностью и семей с детьми-инвалидами в Москве работают мобильные бригады, служба ранней помощи, реабилитационные и реабилитационно-образовательные учреждения», — рассказала вице-мэр.

В столице работают восемь реабилитационно-образовательных учреждений, где дети с инвалидностью учатся и развивают полезные для полноценной жизни в обществе навыки. Для этого существуют индивидуальные учебные планы, а преподаватели используют специальные пособия и учебную литературу.

Читайте также:
Мужчина козерог в любви

В 11 реабилитационных центрах высококвалифицированные специалисты помогают не только детям, но и их родителям. Так, на базе детского отделения Научно-практического центра медико-социальной реабилитации инвалидов имени Л.И. Швецовой действует служба ранней помощи. Ее задача — научить ребенка и его семью жить полноценно, несмотря на имеющиеся нарушения жизнедеятельности. С начала работы службы в 2014 году 95 процентов родителей положительно оценили помощь ее специалистов.

Город также обеспечивает людей с инвалидностью техническими средствами реабилитации (ТСР). Ежегодно в дополнение к федеральному финансированию из бюджета города на это выделяется порядка 2,4 миллиарда рублей. В 2020 году около 180 тысяч человек получили ТСР в натуральном выражении, а 34 тысячи горожан — денежную компенсацию за самостоятельно приобретенные изделия.

Сейчас с городом на постоянной основе сотрудничает около 50 социально ориентированных некоммерческих организаций, нацеленных на помощь людям с инвалидностью. Некоторые НКО открывают творческие мастерские на базе подведомственных Департаменту центров. В них люди с инвалидностью могут реализовать себя. Один из знаковых примеров партнерства с НКО — выездная реабилитация в здравницах черноморского побережья, которую проводят за счет именной субсидии Московской городской ассоциации родителей детей-инвалидов. Так, в Национальный центр параолимпийской и дефлимпийской подготовки и реабилитации инвалидов в Евпатории отправили около 3,2 тысячи человек.

В 2020 году такой вид реабилитации получили более семи тысяч человек.

Для поддержки граждан с инвалидностью даже на домашнем режиме в городе работают 54 мобильные бригады, в которых трудятся более 250 врачей-терапевтов, инструкторов АФК, психологов, специалистов по массажу, социальной работе и других сотрудников реабилитационных центров. В 2020 году бригады мобильной службы реабилитации провели более 2,5 тысячи курсов для жителей города с разными формами инвалидности.

Москва оказывает людям с инвалидностью и материальную поддержку: семьи, в которых есть ребенок-инвалид, ежемесячно получают доплату к пенсии в размере 19 500 рублей. Еще для таких семей есть скидка при оплате жилья и коммунальных услуг в размере 50 процентов, бесплатный проезд на городском транспорте по социальной карте для родителей, ежегодная компенсационная выплата на приобретение школьной формы в размере 10 560 рублей. Все льготы назначаются вне зависимости от материального положения семьи. Если у родителей не один ребенок с инвалидностью, выплата устанавливается на каждого из них. Если семья попала в трудную жизненную ситуацию, город оказывает адресную социальную помощь.

Оформить услуги можно в офисах «Мои документы». В них горожанам с разными группами инвалидности помогут подать заявление на другие компенсационные выплаты, встать на учет для получения бесплатной санаторно-курортной путевки и внести в Федеральный реестр инвалидов сведения о транспортном средстве, которое управляется человеком с ограниченными возможностями здоровья или которое его перевозит. Люди с инвалидностью по слуху в центрах при получении госуслуг могут воспользоваться сервисом удаленного видеоперевода на русский жестовый язык. Офисы оборудованы пандусами и кнопками вызова персонала. В учебном центре «Мои документы» для работников офисов госуслуг проводятся тренинги о специфике восприятия мира людьми с инвалидностью, которые позволяют сделать пребывание каждого в центре максимально комфортным.

Сегодня 86 процентов городских социально значимых объектов полностью или частично приспособлены для удобства маломобильных жителей.

Правительство Москвы помогает людям с инвалидностью, которым необходимы потолочные подъемные рельсовые системы, приобрести и установить их. На сегодняшний день в столице установлено около 1,4 тысячи таких систем.

Помощь во время пандемии

Чтобы маломобильные дети или подростки даже в пандемию не оставались без поддержки, если родителей или опекунов госпитализируют, ребенка может временно принять обсервационное пространство на базе Центра реабилитации инвалидов «Царицыно». Там о нем позаботятся профессиональные специалисты.

Если ребенок или подросток с инвалидностью заболеет коронавирусом и будет нуждаться в изоляции вне дома, с ним в обсервационном пространстве может находиться один из родителей. В этом центре также есть возможность и семейного размещения гостей, например мамы с ребенком, в отдельной палате под присмотром высококвалифицированных специалистов.

В Москве также ежедневно с 08:00 до 21:00 работает горячая линия по вопросам коронавируса: +7 (495) 870-45-09. Здесь можно оставить заявку на покупку и доставку продуктов питания, лекарственных препаратов, товаров первой необходимости и другие социально-бытовые услуги.

Для обращений от москвичей с нарушениями слуха столичный Департамент труда и социальной защиты населения разработал неголосовой сервис — центр помощи «Говори руками». Чтобы оставить заявку, нужно отправить сообщение в форме текста или видео в один из мессенджеров (WhatsАpp, Viber, «Телеграм», «Скайп») GovoriRukami, СМС по телефону: +7 (926) 870-44-44 или позвонить по видеосвязи. Дополнительно можно направить письменное обращение либо записать видеосообщение на русском жестовом языке и прислать его на электронную почту: GovoriRukami@mos.ru.

С весны 2020 года при поддержке Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы в столице работает горячая линия по социальным и правовым вопросам. Ее создали по инициативе активных москвичей с нарушениями слуха, которые, соблюдая домашний режим, столкнулись с разными проблемами: от тревожности и неумения подключить интернет для использования онлайн-сервисов до настройки технических средств реабилитации. Эта горячая линия продолжает работать и сейчас — в день обрабатывается несколько десятков обращений. Волонтеры, работающие на горячей линии, владеют русским жестовым языком.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: