Ребенок 2 года бьет других детей — разбираемся тщательно

Ребенок 2 года бьет других детей — разбираемся тщательно

Ежегодно 150 тысяч правонарушений происходит с участием несовершеннолетних. В США 79% несовершеннолетних пожизненных заключенных совершили преступление в 14 лет и раньше. Вспоминайте это, когда 2-летний ребенок психует или бьет маму с папой.

Пиковые проявления агрессии начинаются именно в два года.

Почему это происходит

Дракой малыши выражают свою накопившуюся агрессию. Первые попытки делать это многие мамы замечают уже в полгода. Ребенок еще не умеет говорить, но уже отлично умеет выгибать спинку «колесом» и отчаянно и довольно злобно орать, если что-то не по его. Чуть позже детки могут начать щипаться. После года малыш умеет отлично кусаться, и годовалый кроха делает это не из злого умысла, а потому, что еще не способен совладать с негативными эмоциями адекватно.

Самый «проблемный» протестный возраст начинается с 2 года, ближе к трем годам. Тут даже тихие и спокойные ранее дети могут начать проявлять агрессию и раздражительность.

Однако трехлетний драчун, который привык решать проблемы зубами и кулаками и дома, и в детском саду, уже более серьезно должен насторожить родителей. Одним только возрастным этапом и мелким хулиганством агрессию в 2-3 года не объяснить. Обычно это недостаточное развитие речи, которое мешает найти слова, чтобы описать свои чувства, хронический недостаток внимания со стороны взрослых, а иногда и симптомы нервного или психиатрического нарушения.

Психологи практически единодушны — основная причина детской неосознанной агрессии — в раздражительности родителей, в первую очередь, мамы. По статистике, которой располагают детские психологи, четверо из десяти детей хоть раз пробовали применять силу в отношении близких, в половине случаев — проблема приобрела катастрофические масштабы, когда ребенок стал настоящим тираном в своей семье.

Чаще всего родители таких агрессивных деток жалуются на то, что малыш кусается, плюется, а также бьет взрослых и даже кидается разными предметами, которые попадаются под руку.

Убираем панику

Итак, взрослый столкнулся с агрессией чада. Для начала не нужно паниковать. Специалисты утверждают, что проявления агрессии у детей связаны с инстинктом самосохранения. Малыш дерется не из-за вредности, таким способом из него выходит энергия. Задача родителя — не перекрывать ее поток, а направлять в другое, более позитивное русло.

Когда мы начинаем гневаться в ответ, ругать дерущегося малыша, то совершаем сразу несколько ошибок. Это:

  1. поток энергии у детей перекрывается, его эмоциям нет выхода;
  2. взрослый показывает пример, что на злость надо отвечать повторной злостью.

В результате неправильного поведения родителей дети выносят урок, что взрослые сильнее, а вот на того, кто слабее, можно нападать. Часто такие детки становятся зачинщиками всех драк, они дерутся в детском саду, школе. В группе детского садика они царапаются, щипают ребят. Не стоит этому удивляться – такой пример им показали взрослые.

Обижаются, сердятся буквально все люди. Взрослый может справляться со своими эмоциями, ребенок еще нет. Испытывать отрицательные чувства – это совершенно нормально для любого человека, в том числе и наших детей. Бояться чувств не нужно, но задать себе несколько вопросов будет полезно. Спросите себя: «Из-за чего мой ребенок испытал такую бурю чувств, какова причина?», «Как научить его контролировать гнев?».

Существует несколько мотивов, которые побуждают малыша использовать агрессию при разрешении спорной ситуации или защиты. Стоит разобраться, какая из них подходит к вашей, а потом уже принимать меры.

Гнев — нормальная человеческая реакция, нельзя запретить ребенку испытывать подобные эмоции

Разбираемся с причиной

  1. Множество запретов. Малыш скован запретами и не может естественным образом удовлетворять естественные познавательные потребности. Дети не могут рассказать, что для них важно быть активными, поэтому они выражают свой протест доступными способами – криком, стуком, яростным сопротивлением.
  2. Любопытство. Ребенок дерется, швыряет предметы, кричит, обзывается, чтобы посмотреть на реакцию родителей. Например, карапуз в полтора года изучает таким способом мир и реакции взрослых на свои поступки.
  3. Ревность. Детская ревность к кому-либо может выражаться драками и агрессией по отношению к «сопернику». Так выражается борьба за внимание мамы, папы или воспитательницы.
  4. Утомляемость. У маленьких детей эмоциональное возбуждение наступает быстрее, чем у взрослых. Большая эмоциональная нагрузка приводит к агрессивной разрядке, у ребенка нет другого способа выразить свою усталость. Его поведение не говорит о том, что он не слушается (рекомендуем прочитать: что делать, если ребенок в 2 года не слушается родителей по мнению Комаровского?).
  5. Безделье. От скуки ребенок может искать себе развлечение, он не может себя занимать. Например, двухлетний карапуз не умеет самостоятельно играть, он ищет развлечения.
  6. Пример семьи. Авторитарное поведение в семье копируется детьми быстро и на бессознательном уровне. Если у родителей принято решать проблемы неконструктивным способом, то у чада формируется стойкая привычка поступать так же. Пример старших может спровоцировать на драку. «Дай ему сдачи», «Ударь его в ответ», «Покажи ему, кто сильней» (рекомендуем прочитать: как научить ребенка давать сдачи, когда его обижают?). Взрослые хвалят за агрессию, оправдывают его сомнительные победы.
  7. Способ быть услышанным. Ребенок до года и старше не может объяснить словами свои чувства, его не понимают близкие. От отчаяния он бросается в крайности. С пяти-шести лет дети могут осознавать свои поступки и рассказывать о причинах своего поведения.
  8. Регрессия. Резкая смена обстановки возвращает старую привычку. Неблагоприятные обстоятельства, переезд, развод вызывают защитные обстоятельства. Одни дети могут начать грызть ногти, сосать палец, другие справляются со стрессом драками (рекомендуем прочитать: что делать, если ребенок сосет пальцы?). Это своеобразный способ вспомнить о хороших спокойных временах.

Если ребенок сталкивается с агрессией дома, то она также становится основой его взаимодействия с другими

Неэффективные методы

Детские психологи твердят – уговоры не работают. Агрессия – один из базовых инстинктов. С инстинктами педагогические методы не приносят результата. Если помогло – это исключение из правил. Просто объяснить ребенку суть проблемы – плохой метод. Хитрый малыш сделает вид, что слушает, но поступит по-своему. Более прямолинейный – просто игнорирует такую тактику.

Читайте также:
Как вести себя на работе в женском коллективе?

Важно соблюдать правильные реакции на агрессию чада. Нельзя допускать двоистости.

Если мама ругается, а папа смеется – ребенок не поймет, как ему реагировать.

Создать аккаунт

Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!

Зарегистрировать новый аккаунт

Важно

Вне конфликтной ситуации, в которой вы по методу Комаровского дали жесткий отпор маленькому агрессору, поведение по отношению к ребенку изменяться не должно. Мама должна оставаться все той же доброй и ласковой, готовой всегда прийти на помощь. Тогда у ребенка, по мнению известного педиатра, начнет формироваться еще один очень полезный инстинкт — он научится уважать старших и сильных, поймет, что болевые реакции лучше не провоцировать, а также быстрее сможет провести параллель между своей болью от вашего укуса и вашей во время его агрессии.

Постепенно нападения на взрослых и ровесников станут все реже, а потом и вовсе сойдут на нет и забудутся.

Как поступать родителям драчуна?

Когда родителей ребенка-драчуна спрашивают о том, что они делают с родным чадом после проявления агрессии, то они часто отвечают однотипно. Обычно драчунов ставят в угол, наказывают или ругают.

Психологи уверяют, что насильственный метод борьбы мало помогает и неконструктивен. Если вы решаете наказать, то запрещено в ответ бить малыша. Вы только укрепляете его в правильности агрессии! Когда возникла необходимость поругать, то нужно обязательно сказать: «Я тебя очень люблю, но мне не нравится такое поведение, оно меня расстраивает».

Задача взрослого – объяснить ребенку, как надо решать проблему. Можно обнять чадо, хотя это и непросто после нехорошего поступка. Не стоит молчать и игнорировать, иногда эмоциональная и искренняя реакция родителя запоминается лучше, чем холодное молчание.

Комаровский о проблеме

Авторитетный детский врач Евгений Комаровский таких детишек в своей практике видел, и не один раз. Он категорически несогласен с утверждением психологов о том, что нужно запастись терпением и мирно увещевать маленького тирана и убеждать его (на словах!), что «маме и бабушке больно».

Все аспекты детской агресси рассмотрим с доктором Комаровским в следующем видео.

Мягкие и демократичные педагогические меры в этой ситуации не работают, говорит Евгений Олегович. А если и работают, то в исключительных случаях. Это происходит потому, что агрессия — это не что иное, как инстинкт, один из самых сильных древних инстинктов человека. А с инстинктами никакими педагогическими методиками бороться невозможно.

В большинстве ситуаций с маленькими драчунами срабатывает только одно: ответить идентично. Ни одно проявление детской агрессии не должно оставаться без внимания родителей, на каждый укус или удар взрослая «жертва» должна незамедлительно реагировать.

Если укусил, Комаровский советует укусить в ответ, если ударил — сделать то же самое. Естественно, взрослым надо соизмерять силу, но и слишком щадящим ответ быть не должен, поскольку ребенок должен понять на собственном опыте, что такое больно и обидно.

Причем, Евгений Олегович советует мамам как можно меньше утешать орущего или хнычущего ребенка после этого «идентичного ответа».

Если интересует вопрос, как все-таки справиться с неуправляемым ребенком, посмотрите следующий выпуск доктора Комаровского на эту тему.

Евгений Комаровский подчеркивает, что ответная, обязательно — контролируемая агрессия не может говорить о недостатке любви мамы к чаду, и даже наоборот.

Если вы его сильно любите, вы вряд ли захотите вырастить патологическую личность с ощущением собственной безнаказанности и вседозволенности.

Другие способы отучить от агрессии

Психологи предлагают множество методик. Некоторые основаны на удалении. Если малыш укусил маму, она просто перестает с ним общаться и дистанцируется. И так каждый раз, когда со стороны чада проявляется негатив.

Почти все социальные педагоги и психологи детского профиля согласны с тем, что малыша с самого раннего возраста нужно приучать «проговаривать» свой негатив. «Меня это огорчает, потому что…», « Мне очень обидно, поскольку…».

В особо сложных случаях, когда дети не только дерутся, но еще и истерично кричат, бросают предметы, разбивают посуду и предметы мебели, лучше обратиться к специалисту за совместным поиском решения. Иногда ребенку требуется медицинская помощь.

Разработка действий

Что же делать родителям драчуна? Когда маленький ребенок дерется, то стратегия может быть следующей:

  1. Малыш должен быть избавлен от лишней опеки и непрекращающихся запретов, указаний. Стоит понаблюдать за собой. Какие действия, слова, поступки приводят к агрессивному поведению чада? Нужно пересмотреть тактику поведения, тогда сопротивление и злость малыша будет уменьшаться.
  2. Не рекомендуется использовать компромиссное поведение. Если хулиганский поступок будет замят, то малыш будет считать, что он прав и ему все позволяется. В следующий раз объяснить ему, почему так нельзя делать, будет в несколько раз сложнее. Стоит быть последовательными.
  3. На агрессивный поступок необходимо реагировать незамедлительно. Когда делается замечание, то оно должно быть произнесено негромким, но уверенным голосом. «Стоп! Прекрати немедленно», «Мне не нравится, если дерется ребенок и обзывается». Надо четко и ясно обозначать позицию по этому вопросу.

Постскриптум

Евгений Комаровский не берется анализировать всех причин, которые толкают детей на агрессию к самым родным людям, но он указывает, что в 99% случаев речь идет не о психическом заболевании, а о недостатках воспитания. В семьях, где родители относятся к чаду разумно и в меру строго, неадекватные инциденты с участием ребенка практически не случаются.

Лучше предотвратить

Психология ребенка формируется до трех лет. В этот период родителям нужно лучше себя контролировать. Любое дитя учится на примерах. Если хороший пример поставить рядом, возможность воспитать интеллигента повышается в разы. Работа начинается, когда малыш находится в утробе.

Читайте также:
Почему муж бьет жену причины?

Тон разговора с ним, настроение матери, ее образ жизни – все это влияет на будущий характер ребенка.

Насторожиться стоит уже после первого удара. Но кардинальные меры детские психологи советуют применять после третьего случая агрессии. Увещевать ребенка моралью – не лучший метод борьбы со злобой. Жесткий отпор, отдаление, предупреждение – более эффективные методы. Нельзя забывать, что когда ребенок чувствует себя любимым, у него нет желания проявлять агрессию.

Психологические советы

Вот что советует психолог Бердникова Анна: «Чтобы верно отреагировать на агрессивный поступок своего ребенка нужно прислушаться к своим чувствам. Что я ощущаю? Это важно, так как наши чувства помогут нам понять, что же происходит в реальности. Во время агрессивной вспышки стоит прислушаться к себе. Что вы ощущаете? Обиду? Злость и стремление победить маленького негодяя, показать ему, кто здесь первый и главный?

Родителям очень важно отследить, какие чувства у них вызывает поведение ребенка

Когда чувствуется обида, нужно разобраться, что заставило малыша причинить ее вам? Что на душе у него самого? Чем вы его обидели или регулярно обижаете? Когда чувствуете злость, то между вами деструктивные отношения, присутствует борьба за власть. В этой ситуации важно сделать первый шаг навстречу – перестать бороться за лидерство. Только поняв причину, можно решить проблему с драчуном».

Меры и профилактика

Что же предпринимать, если ребенок дерется в детском саду, дома, на площадке с соседскими детьми? Рекомендации:

  1. Убираем негативные эмоции. Дети берут пример с увиденной картинки и услышанных слов. Часто малыш окружен мультфильмами с драками, то он может брать пример с любимых героев. Когда вы увидели агрессивный акт в мультфильме, который смотрит малыш, то нужно обязательно его обсудить. Основной вывод – зло наказывается, дерутся, ругаются только плохие герои. Покажите пример доброго поступка, выберите книгу или фильм с конструктивным решением проблемы.
  2. До 2-3 лет ребенок не может сдерживать свои эмоции, его чувства выражаются в поведении. Нет ничего удивительного, что малыши часто вырывают друг у друга игрушки и плачут, если им не удается добыть новый для них предмет (рекомендуем прочитать: что делать родителям, если ребенок плачет в детском саду?). В этом возрасте ребенок может замахнуться на маму или сказать ей «Уйди, ты плохая». Нужно рассказывать чаду, что так делать нельзя. Малыш устал, перевозбудился, иногда ему очень трудно удержаться от агрессивных эмоций. Обнимите его, скажите, что понимаете его обиду и хотите помочь.
  3. Применяйте метод активного слушания. Выражайте чувства иначе. Помогите ребенку разобраться в своих ощущениях. Вместо фразы: «Ты плохой мальчишка, я тебя сейчас накажу», стоит сказать: «Ты рассержен на Ваню, что он не дал тебе самокат». Удивительно, но проговоренные чувства могут свести на нет агрессивную вспышку. Для маленького человечка важно, когда понимают его чувства.
  4. Не стоит бояться показывать свое недовольство. К 4-5 годам дети понимают чувства родителей. Если ребенок подрался, то можно сказать «Я очень расстроена поступком, мне грустно, что мой сын решает проблемы таким способом». При выражении чувств не переходите на личность чада, говорите о своих чувствах.

Дополнительные советы

  1. Не нужно кричать или опускаться до детского уровня. В самой сложной ситуации не стоит забывать о своей мудрости и опыте.
  2. Когда игра с малышом переходит в драку, отказывайтесь от нее. Твердо скажите «Стоп» или «Нет». Замахивания на вас продолжаются? Оставьте его одного. Расскажите малышу, что игра будет продолжена, но в спокойной обстановке. Сделайте акцент на том, почему именно вы не хотите так играть.
  3. Нельзя обзывать и бить в ответ ребенка. Ругайте за поступок, а не его самого. «Драчун», «плохой», «нехорошая девочка» и другие эпитеты необходимо вычеркнуть из общения с чадом при любой ситуации. Важно озвучивать только неприятие акта агрессии.
  4. Если началась истерика, то нужно настоять на своем (рекомендуем прочитать: как правильно реагировать на истерики ребенка в 2 года?). Когда вы уже сказали, что это исключено, не стоит поддаваться на манипулирование. Умейте мягко отстаивать свою позицию, постепенно можно отучить ребенка драться.
  5. Не стоит угрожать, призывать на помощь «милиционеров, злых дядь и теть». Всем знакома фраза: «Заберите его, нам такой плохой малыш не нужен». Эта сильная психологическая травма для эмоционального развития.
  6. Необходимо отмечать хорошие поступки и поведение. Хвалите, когда сын или дочь поделились игрушкой с ровесником, удержались от удара, годовалый малыш не стал кусать брата или замахиваться на друга. Закрепляем положительное поведение!

Иногда дети оказываются жертвой драчунов, этот случай стоит разбирать отдельно. Из-за чего на ребенка нападают сверстники? Часто в семье растут два разных ребенка. Стоит учитывать темперамент малышей, особенности воспитания, лабильность нервной системы. Когда родители не справляются с драчуном самостоятельно, лучше обратиться к специалисту для консультации и выявления причин агрессии.

Дошкольник дерется: новый взгляд на проблему

Если ребенок пытается ударить вас или другого ребенка, это может говорить о скрытом страхе и беспокойстве

Вы играете с ребенком, но он неожиданно вас бьет? Или же он импульсивно бьет других детей, в том числе брата и сестру? Если это так, не спешите винить себя за то, что вы потерпели фиаско в воспитании. С вашим ребенком всё в порядке.

Детские эмоции – причина агрессии по отношению к окружающим. Даже если малыш внешне не выказывает никаких эмоций или смеется, его агрессия вызвана эмоциями. Чаще всего – страхом.

Ребенок не хочет причинять боль вам или кому-нибудь еще. И, конечно, он не хочет быть плохим в ваших глазах. Его не нужно наказывать за редкие проявления агрессии. Более того, если вы это сделаете, он продолжит так поступать.

Читайте также:
Как понять хочет ли девушка отношений?

Через агрессию ребенок познает окружающий мир

Маленькие дети – прирожденные исследователи. Они постоянно экспериментируют, чтобы понять, как устроен мир вокруг них. Эксперименты помогают им понять образ мышления родителей, родственников, друзей. Поэтому практически каждый ребенок толкается, бьется и кусается.

Если ребенок проявляет такое поведение впервые, не беспокойтесь. Просто отведите его руку от человека, которого он пытается ударить, чтобы он не смог сделать это снова. Спокойно скажите ему: «Нет, это плохо» или «Я не могу позволить тебе сделать это». Ваша задача – объяснить малышу, что его поведение недопустимо, а не проявлять негативную эмоциональную реакцию. Если вы не будете реагировать слишком эмоционально (и если малыш не сталкивается с агрессивным поведением в повседневной жизни), такие эксперименты вскоре прекратятся. После нескольких попыток малыш потеряет к этому интерес.

Острая реакция на детскую агрессию порождает еще большую агрессию

Это может показаться странным, но попытки подавить детскую агрессию приводят только к ухудшению ситуации. Когда мы показываем ребенку, что расстроены, он это усваивает. И реакция родителей его пугает. Ребенок может попытаться опять вас ударить, потому что он не понимает, за что вы накричали на него и поставили в угол. Он не понимает ваше поведение, поэтому может повторить попытку, чтобы разобраться. Когда он почувствует себя одиноким или испуганным, внутренний голос скажет ему: «Ударь. Когда ты чувствуешь себя плохо – нужно ударить». То, что вы считаете естественными последствиями или заслуженным наказанием, только запускает цепную реакцию негативных эмоций ребенка.

Ребенок бьет других, когда испытывает страх

Агрессия – одна из врожденных реакций на страх. Смеется ли ребенок, выглядит безразличным или расстроенным, когда дерется – скорее всего, он чувствует при этом страх.

Смех – один из способов избавиться от страха, поэтому иногда малыш одновременно смеется и дерется. Так он пытается снять внутреннее напряжение, но не может сделать это с помощью одного лишь смеха.

Большинство детей скрывают свой страх с раннего возраста. Они очень остро реагируют на наше беспокойство. Мы пытаемся заставить их не плакать, отвлечь или исправить ситуацию, чтобы ребенок не расстраивался. Родители каждый день дают ребенку сигналы о том, чтобы он не проявлял свои чувства. Поэтому ребенок подавляет свои страхи, и сильные эмоции вызывают у него проблемы. В результате он предпочитает не кричать или плакать, а биться или кусаться.

Скрытые чувства вызывают проблемы. Если ребенок дерется – это признак того, что он испытывает страх. Плохой сон, истерики, привычка брать в рот пальцы, капризное поведение – всё это говорит о том, что ребенок подавляет эмоции, и ему трудно с ними справляться.

Относитесь к ребенку с дружелюбием во время приступов агрессии

Остановить малыша, когда он пытается вас ударить, довольно просто. Когда вы почувствуете, что сейчас он ударит или укусит – подойдите к нему ближе. Будьте готовы к тому, что малыш начнет драться. Не делайте ничего такого, что испугает его и спровоцирует желание ударить.

Когда ребенок замахнется, осторожно удержите его руку своей рукой. Если он пытается ударить другого ребенка, также остановите его. Ваша задача – сделать так, чтобы никто не пострадал.

Когда ребенок пытается ударить, спокойно скажите ему: «Я не могу позволить тебе сделать это». Удерживайте зрительный контакт с ребенком. Оставайтесь на том же месте. Не ругайте ребенка, вообще не говорите ему ничего. Просто осторожно держите его за руку и будьте рядом.

Когда вы спокойно не даете ребенку ударить, его чувства закипают. Он испытывает сильный дискомфорт, может начать плакать, потеть, дрожать или впасть в истерику. Это может прозвучать странно, но ваша задача в таком случае – довести эмоции ребенка до максимума и дать им выйти наружу. Нужно, чтобы вся негативная энергия ребенка вышла, а не пряталась внутри, вызывая проблемы.

Родительская поддержка помогает ребенку бороться со страхом

Когда малыш расстроен, ему поможет любовь и спокойствие. Он не боится вашего импульсивного поведения или неодобрения. Он может сосредоточиться на том, чтобы выплеснуть наружу свои отрицательные эмоции с помощью плача или крика. Может вырываться из рук или падать на пол, пытаться ударить вас или укусить. Чем сильнее реакция – тем лучше для его эмоционального здоровья. Он выпускает наружу свои плохие чувства, в частности, страх. Когда он видит, что вы рядом и вы полностью спокойны, он воспринимает это как разрешение выпустить гнев, который отрицательно влияет на его поведение.

Выслушайте ребенка. Иногда произносите отдельные фразы, чтобы поддержать его в борьбе со своими страхами. Используйте такие фразы:

  • «Я знаю, что ты любишь брата. Поэтому я не дам тебе его ударить».
  • «Я рядом, ты в безопасности».
  • «Никто не злится на тебя. Я люблю тебя, и я с тобой».
  • «Ты хорошо проведешь время со своими друзьями. Я побуду рядом с тобой, пока с вами не будет все в порядке».
  • «Мне жаль, что тебе так трудно. Я побуду рядом, чтобы убедиться, что у тебя все хорошо».
  • «Не знаю, что тебя испугало, но сейчас тебе ничего не угрожает. Это не повторится».

80% времени просто слушайте малыша, который борется со своими чувствами. Он поступает естественно – избавляется от стресса диким, но эффективным для него способом. Если вы сможете выдержать, пока он пытается справиться с эмоциями – вы увидите, как он изменится. Эмоциональный кошмар закончится, и его страх испарится. Возможно, не весь страх, но этого будет достаточно, чтобы малыш снова стал счастливым.

Читайте также:
Как перестать чувствовать душевную боль?

Ваша способность выслушать и понять ребенка помогает ему очистить свой ум от эмоционального мусора и сделать его более ясным. Вам не нужно читать ребенку нотации о том, как следует обращаться с друзьями и родными. Не нужно вводить правила поведения после каждой вспышки агрессии или истерики. Поверьте, ваш ребенок знает, как хорошо обращаться с окружающими. Он знает, как быть хорошим другом. Когда вы устанавливаете для него здоровые границы и слушаете его – вы помогаете ему освободиться от страха.

Применение советов на практике

Рассказывает Светлана, мать двухлетнего малыша: «Мы вышли на прогулку вместе с моим сыном и соседской девочкой, его ровесницей. Когда дети играли в парке, девочка попыталась ударить моего сына. Я осторожно увела её в сторону и спокойно сказала, что не могу позволить ей причинить вред себе или кому-то еще. Девочка насупилась, а затем начала громко кричать.

Я продолжала говорить ей спокойным тоном, что не могу позволить ей причинять вред себе или другим. Я также пыталась установить с ней физический контакт. Девочка стала кричать: «Я хочу к маме!». Конечно, было бы хорошо, если бы её мать была рядом. Но её дом находился далеко от парка, и я посчитала небезопасным вести детей домой в таком состоянии, ведь девочка вряд ли стала бы меня слушать.

В какой-то момент я решила дать девочке больше физического пространства. Она попыталась вырваться и убежать в сторону дома. Поэтому я осторожно вернула её на прежнее место и сказала, что не могу отпустить её домой саму. Девочка еще 20-30 минут продолжала плакать, а потом успокоилась. Я была в растерянности, не зная, что думают о происходящем другие родители. Но одна из мам посмотрела на меня, улыбнулась и сказала: «Я возьму это на заметку».

Кроме того, мы постепенно подходили ближе к моему сыну, который сидел рядом на скамейке и явно был обеспокоен. Мы тоже сели на скамейку, и девочка сказала, что хочет покататься на качелях. Я ответила, что нужно подождать, пока освободятся сразу два места, чтобы и она, и мой сын, смогли покататься. Девочка снова начала кричать. Она впадала в истерику и успокаивалась несколько раз. Наконец, я почувствовала, что дети успокоились и могут покататься на качелях вместе. Пока они катались, я была рядом с ними.

Когда пришло время возвращаться домой, а дети еще катались на качели, я спросила, остановят ли они качели сами или им нужна моя помощь. Девочка ответила, что они остановятся сами. Я терпеливо ждала, пока качели остановились.

Когда мы шли домой, девочка держала меня за руку. Я кратко рассказала её маме о том, что произошло в парке. На следующий день я поинтересовалась, как девочка вела себя накануне вечером. Мама сказала, что она была на удивление спокойной и вовремя легла спать. Когда я в следующий раз увидела девочку, она подошла и обняла меня».

Как отучить ребенка 2-3 лет драться с родителями и детьми в детском саду: советы и консультация психолога

Каждый родитель может столкнуться с детской агрессией, направленной как на взрослых, так и на сверстников. Благодушный прежде малыш вдруг начинает кидаться игрушками, замахиваться на маму, кусать сестру или бить соседского мальчишку на площадке из-за места в песочнице. Любое препятствие на его пути вызывает гнев, чадо сердится, кричит и пытается доказывать свою правоту кулаками. Как действовать в такой ситуации? Почему ребенок дерется, как направить его в позитивное русло?

Если ребенок начинает замахиваться на родителей, нужно срочно выяснить причину поведения и скорректировать ситуацию

Убираем панику

Итак, взрослый столкнулся с агрессией чада. Для начала не нужно паниковать. Специалисты утверждают, что проявления агрессии у детей связаны с инстинктом самосохранения. Малыш дерется не из-за вредности, таким способом из него выходит энергия. Задача родителя – не перекрывать ее поток, а направлять в другое, более позитивное русло.

Когда мы начинаем гневаться в ответ, ругать дерущегося малыша, то совершаем сразу несколько ошибок. Это:

  1. поток энергии у детей перекрывается, его эмоциям нет выхода;
  2. взрослый показывает пример, что на злость надо отвечать повторной злостью.

Обижаются, сердятся буквально все люди. Взрослый может справляться со своими эмоциями, ребенок еще нет. Испытывать отрицательные чувства – это совершенно нормально для любого человека, в том числе и наших детей. Бояться чувств не нужно, но задать себе несколько вопросов будет полезно. Спросите себя: «Из-за чего мой ребенок испытал такую бурю чувств, какова причина?», «Как научить его контролировать гнев?».

Существует несколько мотивов, которые побуждают малыша использовать агрессию при разрешении спорной ситуации или защиты. Стоит разобраться, какая из них подходит к вашей, а потом уже принимать меры.

Гнев – нормальная человеческая реакция, нельзя запретить ребенку испытывать подобные эмоции

Разбираемся с причиной

  1. Множество запретов. Малыш скован запретами и не может естественным образом удовлетворять естественные познавательные потребности. Дети не могут рассказать, что для них важно быть активными, поэтому они выражают свой протест доступными способами – криком, стуком, яростным сопротивлением.
  2. Любопытство. Ребенок дерется, швыряет предметы, кричит, обзывается, чтобы посмотреть на реакцию родителей. Например, карапуз в полтора года изучает таким способом мир и реакции взрослых на свои поступки.
  3. Ревность. Детская ревность к кому-либо может выражаться драками и агрессией по отношению к «сопернику». Так выражается борьба за внимание мамы, папы или воспитательницы.
  4. Утомляемость. У маленьких детей эмоциональное возбуждение наступает быстрее, чем у взрослых. Большая эмоциональная нагрузка приводит к агрессивной разрядке, у ребенка нет другого способа выразить свою усталость. Его поведение не говорит о том, что он не слушается (рекомендуем прочитать: что делать, если ребенок в 2 года не слушается родителей по мнению Комаровского?).
  5. Безделье. От скуки ребенок может искать себе развлечение, он не может себя занимать. Например, двухлетний карапуз не умеет самостоятельно играть, он ищет развлечения.
  6. Пример семьи. Авторитарное поведение в семье копируется детьми быстро и на бессознательном уровне. Если у родителей принято решать проблемы неконструктивным способом, то у чада формируется стойкая привычка поступать так же. Пример старших может спровоцировать на драку. «Дай ему сдачи», «Ударь его в ответ», «Покажи ему, кто сильней» (рекомендуем прочитать: как научить ребенка давать сдачи, когда его обижают?). Взрослые хвалят за агрессию, оправдывают его сомнительные победы.
  7. Способ быть услышанным. Ребенок до года и старше не может объяснить словами свои чувства, его не понимают близкие. От отчаяния он бросается в крайности. С пяти-шести лет дети могут осознавать свои поступки и рассказывать о причинах своего поведения.
  8. Регрессия. Резкая смена обстановки возвращает старую привычку. Неблагоприятные обстоятельства, переезд, развод вызывают защитные обстоятельства. Одни дети могут начать грызть ногти, сосать палец, другие справляются со стрессом драками (рекомендуем прочитать: что делать, если ребенок сосет пальцы?). Это своеобразный способ вспомнить о хороших спокойных временах.
Читайте также:
Как гадать на любовь?

Как поступать родителям драчуна?

Когда родителей ребенка-драчуна спрашивают о том, что они делают с родным чадом после проявления агрессии, то они часто отвечают однотипно. Обычно драчунов ставят в угол, наказывают или ругают.

Задача взрослого – объяснить ребенку, как надо решать проблему. Можно обнять чадо, хотя это и непросто после нехорошего поступка. Не стоит молчать и игнорировать, иногда эмоциональная и искренняя реакция родителя запоминается лучше, чем холодное молчание.

Разработка действий

Что же делать родителям драчуна? Когда маленький ребенок дерется, то стратегия может быть следующей:

  1. Малыш должен быть избавлен от лишней опеки и непрекращающихся запретов, указаний. Стоит понаблюдать за собой. Какие действия, слова, поступки приводят к агрессивному поведению чада? Нужно пересмотреть тактику поведения, тогда сопротивление и злость малыша будет уменьшаться.
  2. Не рекомендуется использовать компромиссное поведение. Если хулиганский поступок будет замят, то малыш будет считать, что он прав и ему все позволяется. В следующий раз объяснить ему, почему так нельзя делать, будет в несколько раз сложнее. Стоит быть последовательными.
  3. На агрессивный поступок необходимо реагировать незамедлительно. Когда делается замечание, то оно должно быть произнесено негромким, но уверенным голосом. «Стоп! Прекрати немедленно», «Мне не нравится, если дерется ребенок и обзывается». Надо четко и ясно обозначать позицию по этому вопросу.

Советы педиатров

Как отучить ребенка драться? Врач-педиатр Комаровский Евгений высказывает следующее мнение: «У меня немного иное отношение к тому, почему дети показывают агрессию и как исправлять подобное поведение. В некоторых случаях оно отличается от советов психологов. Я считаю, что проявление агрессии ребенка к взрослым связано с проявлением неких инстинктов. При этом у него есть и другой инстинкт – ребенок будет уступать, если будет видеть, что тот, против кого он воздействует физически, сильнее. В этом случае нужно всегда на любой физически агрессивный акт, например, поднятие руки на маму, ответить контролем.

Нельзя оставлять безнаказанной физическую агрессию. Есть много способов остановить насилие, часто оно начинается с малого, а потом перетекает на взрослого. У родителей есть все возможности контролировать поведение своих чад. Именно они покупают ему сладости, включают мультфильмы, гуляют и организовывают социальные контакты. Когда он ведет себя не так, как нам хочется, его можно ограничить. Нужно учитывать, что эта тема все же психологическая, а не педиатрическая». Метод доктора можно применять или воспользоваться другими способами, Комаровский все же больше является специалистом в педиатрической практике.

Психологические советы

Вот что советует психолог Бердникова Анна: «Чтобы верно отреагировать на агрессивный поступок своего ребенка нужно прислушаться к своим чувствам. Что я ощущаю? Это важно, так как наши чувства помогут нам понять, что же происходит в реальности. Во время агрессивной вспышки стоит прислушаться к себе. Что вы ощущаете? Обиду? Злость и стремление победить маленького негодяя, показать ему, кто здесь первый и главный?

Родителям очень важно отследить, какие чувства у них вызывает поведение ребенка

Когда чувствуется обида, нужно разобраться, что заставило малыша причинить ее вам? Что на душе у него самого? Чем вы его обидели или регулярно обижаете? Когда чувствуете злость, то между вами деструктивные отношения, присутствует борьба за власть. В этой ситуации важно сделать первый шаг навстречу – перестать бороться за лидерство. Только поняв причину, можно решить проблему с драчуном».

Меры и профилактика

Что же предпринимать, если ребенок дерется в детском саду, дома, на площадке с соседскими детьми? Рекомендации:

  1. Убираем негативные эмоции. Дети берут пример с увиденной картинки и услышанных слов. Часто малыш окружен мультфильмами с драками, то он может брать пример с любимых героев. Когда вы увидели агрессивный акт в мультфильме, который смотрит малыш, то нужно обязательно его обсудить. Основной вывод – зло наказывается, дерутся, ругаются только плохие герои. Покажите пример доброго поступка, выберите книгу или фильм с конструктивным решением проблемы.
  2. До 2-3 лет ребенок не может сдерживать свои эмоции, его чувства выражаются в поведении. Нет ничего удивительного, что малыши часто вырывают друг у друга игрушки и плачут, если им не удается добыть новый для них предмет (рекомендуем прочитать: что делать родителям, если ребенок плачет в детском саду?). В этом возрасте ребенок может замахнуться на маму или сказать ей «Уйди, ты плохая». Нужно рассказывать чаду, что так делать нельзя. Малыш устал, перевозбудился, иногда ему очень трудно удержаться от агрессивных эмоций. Обнимите его, скажите, что понимаете его обиду и хотите помочь.
  3. Применяйте метод активного слушания. Выражайте чувства иначе. Помогите ребенку разобраться в своих ощущениях. Вместо фразы: «Ты плохой мальчишка, я тебя сейчас накажу», стоит сказать: «Ты рассержен на Ваню, что он не дал тебе самокат». Удивительно, но проговоренные чувства могут свести на нет агрессивную вспышку. Для маленького человечка важно, когда понимают его чувства.
  4. Не стоит бояться показывать свое недовольство. К 4-5 годам дети понимают чувства родителей. Если ребенок подрался, то можно сказать «Я очень расстроена поступком, мне грустно, что мой сын решает проблемы таким способом». При выражении чувств не переходите на личность чада, говорите о своих чувствах.
Читайте также:
Нравится мужчина на работе — рассмотрим суть

Дополнительные советы

  1. Не нужно кричать или опускаться до детского уровня. В самой сложной ситуации не стоит забывать о своей мудрости и опыте.
  2. Когда игра с малышом переходит в драку, отказывайтесь от нее. Твердо скажите «Стоп» или «Нет». Замахивания на вас продолжаются? Оставьте его одного. Расскажите малышу, что игра будет продолжена, но в спокойной обстановке. Сделайте акцент на том, почему именно вы не хотите так играть.
  3. Нельзя обзывать и бить в ответ ребенка. Ругайте за поступок, а не его самого. «Драчун», «плохой», «нехорошая девочка» и другие эпитеты необходимо вычеркнуть из общения с чадом при любой ситуации. Важно озвучивать только неприятие акта агрессии.
  4. Если началась истерика, то нужно настоять на своем (рекомендуем прочитать: как правильно реагировать на истерики ребенка в 2 года?). Когда вы уже сказали, что это исключено, не стоит поддаваться на манипулирование. Умейте мягко отстаивать свою позицию, постепенно можно отучить ребенка драться.
  5. Не стоит угрожать, призывать на помощь «милиционеров, злых дядь и теть». Всем знакома фраза: «Заберите его, нам такой плохой малыш не нужен». Эта сильная психологическая травма для эмоционального развития.
  6. Необходимо отмечать хорошие поступки и поведение. Хвалите, когда сын или дочь поделились игрушкой с ровесником, удержались от удара, годовалый малыш не стал кусать брата или замахиваться на друга. Закрепляем положительное поведение!

Иногда дети оказываются жертвой драчунов, этот случай стоит разбирать отдельно. Из-за чего на ребенка нападают сверстники? Часто в семье растут два разных ребенка. Стоит учитывать темперамент малышей, особенности воспитания, лабильность нервной системы. Когда родители не справляются с драчуном самостоятельно, лучше обратиться к специалисту для консультации и выявления причин агрессии.

Ребенок 2 года бьет других детей — разбираемся тщательно

Первое, что стоит сделать, если ребенок 2 лет бьёт детей – попробовать разобраться в причинах такого поведения ребёнка. Если понять это, родителям будет проще решить, как реагировать на эти проявления.

Причин может быть несколько – проверка границ с разными людьми, выражение негативных эмоций, попытка привлечь внимание, копирование поведения, принятого в семье или детском саду, избыток чувств. Понимание причины, почему их ребенок 2 лет бьет детей, помогает родителям чувствовать себя более уверенными и обоснованными в воспитании и действовать сообща, поэтому стоит провести приятный и плодотворный вечер, чтобы найти её.

А вот несколько простых и универсальных правил, которые подойдут для родителей драчливого малыша. Что могут делать родители, если их ребенок 2 лет бьет детей?

1.Сказать «нельзя» – строго, уверенно, чётко.

Важно дать однозначно негативную оценку того, что происходит, сказать «нельзя» недовольным твёрдым голосом. При этом не подойдут обе крайности – кричать ребёнку прямо в лицо «нельзя!», пугать его своей эмоциональной реакцией или, наоборот, говорить излишне мягко, просяще – «солнышко, пожалуйста, не надо драться» – тут за лаской ребёнку будет не считать негативной оценки.

2.Прекратить действия ребенка.

Если ребенок 2 лет бьет детей и не перестаёт делать это после выполнения родителями пункта №1, нужно крепко взять реки дерущегося в свои и не давать делать то, что нельзя. Тут нужно не сделать ребёнку больно, тогда такое физическое вмешательство в его пространство не будет воспринято как физическое наказание. Более взрослым детям можно объяснять, что, пока они не управляют собой и делают то, что нельзя – дерутся – вы помогаете им удержать границы. Если ребёнок успокоился и готов прекратить свои действия, договорился с вами об этом, он снова сам может контролировать свои границы и не залезать в чужие.

Каждый раз, когда ребенок 2 лет бьет детей, нужно реагировать, причём одинаково негативно.

Реакция всех членов семьи должна быть одинаковой. Только тогда драки будут восприниматься однозначно негативно. Модель поведения – маму бить нельзя, а папу можно, ему всё равно, или папа поругает, а мама пожалеет – неверна. Если ребёнок дерётся на глазах у нескольких родственников – они смело могут заступаться друг за друга.

Помните о желанной цели, будьте готовы к тому, что с первого раза не сработает, и ребёнку нужно будет, чтобы вы повторили свои действия несколько или несколько десятков раз. 6.Дайте ребёнку новую модель поведения.Иногда малышу трудно словами выразить свои чувства. Если ребенок 2 лет бьет детей – помогите ему. Научите его более цивилизованным способом выражать свои эмоции, например: «Нельзя бить мальчика. Ему больно. Он не дал тебе игрушку, ты злишься. Покажи, как ты сердишься. Давай топнем ногой, скажем «ай-яй-яй», погрозим пальцем. Вот как ты злишься!».

Ещё одна рекомендация, которая используется в принципе построения нашей группы «Я Расту 3-5 лет» – если ребенок 2 лет бьет детей, расскажите ему сказку, в которой будет похожий на него драчливый персонаж, и обсудите его поведение с ребёнком. Можно сделать это с помощью наводящих вопросов «Тигрёнок ударил зайчика. Хорошо поступил тигрёнок или плохо?», «хочется ли зверям дружить с тигрёнком, который дерётся? Почему?».

Читайте также:
Деятельность в психологии — объясняем во всех подробностях

Ребёнку до 3 лет будет непросто отвечать на такие вопросы – более младшим детям родители сами задают их и сами же отвечают.Таким образом формируется система координат «хорошо – плохо», основанная на понимании, а не на наказаниях или запугивании.

Если ваш ребенок 2 лет бьет детей, вы соблюдаете все правила, а результат не радует или не появляется даже спустя несколько недель – зайдите к психологу – вы получите более индивидуальный подход и сможете вместе со специалистом разобраться в причинах агрессивного поведения своего ребенка.

Елена Мухина, психолог Центра тренинга и консультирования “12 коллегий”.

Подробно о развивающих занятиях с детьми можно прочитать здесь.

Почему ребенок бьет других детей? Причины и решение проблемы

Нередко на спокойного дома ребенка жалуются в детском саду или в начальной школе: оказывается, там он обижает или даже бьет детей. Или бывает так, что в обществе ребенок ведет себя хорошо, а дома поднимает руку на младших или старших братьев, сестер. Бывает и так, что агрессия проявляется везде, причем видимой причины для такого поведения как будто и нет. Так почему же, казалось бы, нормальный ребенок бьет других детей?

Детскую агрессию можно подразделить на два вида:

  1. Инструментальная. Возникает она от невозможности достижения цели: например, когда ребенку не дают посмотреть мультфильм в позднее время или отказали в покупке мороженого.
  2. Враждебная агрессия вызвана желанием отомстить, причинить боль другому человеку. Возникает она и из-за желания доминировать и, как правило, наблюдается в возрасте 6-8 лет.

Если ребенок бьет других детей, то ни в коем случае нельзя относиться к этому равнодушно

Родители должны понимать, что детская агрессивность может принять серьезные масштабы. Решать данный вопрос необходимо незамедлительно, но только не наказаниями, которые могут негативно сказаться на неокрепшей детской психике. Задача родителей заключается в том, чтобы помочь ребенку сформировать правильную модель поведения в обществе. Чтобы понять, как вести себя с таким ребенком, разберитесь в причине, по которой он бьет других детей.

Причины, по которым ребенок бьет других детей

Часто видит конфликты близких людей

Если родители разговаривает друг с другом на повышенных тонах и открыто проявляют агрессию, то ребенок начинает подражать. Привыкший жить в атмосфере вражды и гнева малыш обижает сверстников, попросту копируя модель поведения взрослых. Ни в коем случае нельзя ссориться и кричать, выясняя отношения при ребенке. Постарайтесь стать примером для подражания, эталоном поведения.

Пытается обратить на себя внимание

Когда ребенок спокоен и не создает проблем, родители занимаются своими делами и времени на него не находят. Внимание обращают только тогда, когда что-то будет сделано не так: разбита чашка, сломана новая игрушка, испорчена нужная вещь. Ребенок понимает, что действенный способ привлечь к себе внимание – быть грубым и вести себя плохо, и поэтому начинает бить сверстников.

Нужно всегда находить время для ребенка и чаще с ним разговаривать, не игнорируя и не обделяя его вниманием

Не может справиться с негативными эмоциями

У детей свои проблемы и не менее важные, чем проблемы взрослых. Дети по-своему переживают и часто могут скрывать это, но эмоции должны выходить наружу. Малыш не осознает, где заканчивается его свобода и начинается свобода другого человека. Дети еще только учатся сопереживать. Они не понимают, что удары могут очень ранить и долго болеть, что другому человеку будет плохо. В их возрасте не контролировать негативные эмоции вполне естественно. Взрослые должны объяснить, что нет ничего плохого в чувстве злости и гнева, что это просто эмоции, которым нужно дать выход.

Пусть у ребенка будет такое место, где бы он мог покричать, поплакать, освободиться от накопившегося негатива внутри.

Если не знаете что делать, когда ребенок дерется с другими детьми, попробуйте его занять – пусть энергия будет направлена в «нужное русло». Будет полезно записать его на занятия по боксу, борьбе, каратэ, пусть занимается футболом или хоккеем.

Негативные эмоции как причина агрессии ребенка

Агрессивный и активный тип темперамента

Предрасполагать к агрессивному поведению может определенный тип темперамента ребенка. Каждому человеку присущ от рождения один из четырех типов темперамента:

  1. Меланхолики менее всего склонны к активной агрессии. Такие дети очень чувствительны, обидчивы, ранимы, порой не уверены в себе. Любая мелочь может вывести из равновесия ребенка-меланхолика, но они страдают молча. Такие дети все переживают внутри себя и не могут причинить вред кому бы то ни было.
  2. Флегматики тоже не имеют склонности к активной агрессии. Они уравновешены, внешне спокойны в любой ситуации, их очень сложно разозлить и вывести из равновесия. Такие дети стойко переносят трудности и предпочитают сдерживать свои эмоции, даже если им хочется кого-то ударить.
  3. Сангвиники все проблемы решают спокойно, без агрессии. Такие дети очень общительны и оптимистичны, жизнерадостны и открыты этому миру. Ребенок-сангвиник приложит все силы, чтобы решить проблему мирным путем. Если будет необходимо, сангвиник может быть агрессивен, но он, как правило, способен контролировать свои эмоции. Поскольку эти дети очень ответственны, чувство вины за свои ошибки может привести их к пассивной агрессии.
  4. Холерики склонны к активной агрессии. Такие дети вспыльчивы, неуравновешенны, раздражительны, крайне эмоциональны. Они сначала сделают что-то в порыве гнева и только потом думают о том, как нужно было поступить в сложившейся ситуации. Из-за повышенной возбудимости и склонности к частым переменам настроения холерики конфликтны и чаще всего ссорятся со сверстниками, применяя физическую силу.

Как тип темперамента влияет на поведение ребенка?

Наказание должно быть адекватным

Наказывать ребенка за проступки нужно, но наказание это должно быть адекватным. Если наказывать ребенка физически, используя ремень, или пытаться решить проблему криками и оскорблениями, то агрессии в нем только добавится. Даже если ваш ребенок не послушался вас и продолжает бить других детей, это не повод причинять ему физический или психологический вред.

Только сказанные спокойным голосом слова могут быть услышаны

В качестве наказания можно ограничить его общение с другими детьми, но пусть это будет временно. А если ребенок исправился в поведении, то необходимо вовремя это заметить и акцентировать на этом внимание. Не лишним будет похвалить малыша! В следующий раз, когда он захочет кого-то побить, задумается: он запомнил ваше отношение к его отрицательным поступкам и не захочет вас огорчать.

Читайте также:
Избавиться от эмоциональной зависимости — объясняем по порядку

Выяснив мотивы поведения ребенка, можно приложить усилия и разобраться с проблемой. Это возможно, если малыш будет чувствовать со стороны взрослых теплоту, доброту, понимание.

Видео по теме:

Маленький ребёнок толкает других детей, что делать?

Ещё летом я радовалась, видя, что сын не уподобляется толкающимся детям на площадках, и вот в два года три месяца он начал сначала наезжать на других малышей пузом, а потом и вовсе легонько, но неприятно толкаться. Я, по своей привычке, подняла на уши всех, кто мог хоть что-то посоветовать в решении этой проблемы, и перечитала гору статей, но вскоре мы с мужем сами нашли способ отучить ребёнка толкаться.

Когда стала искать решения проблемы в Интернете, наткнулась почему-то в основном на крайне негативные комментарии о том, как это ужасно, как плохи такие дети и как никчёмны их родители. Понимаю мам, которым неприятно, что их малышей толкают. Я сама полтора года ( ) держала обиду на соседского малыша, который однажды толкнул моего сына. Но ведь в подобной ситуации может оказаться абсолютно каждый. Ещё вчера ваш малыш уходил от конфликтов с другими детьми, а сегодня он сам их толкает. Даже рассказывать не буду, как я расстраивалась и как мне было неприятно, когда Артур начал толкаться. Как будто мы не гуляли с ним всё лето в компании других детей! От замечаний других мам, даже корректных, хотелось провалиться под землю.

А ещё я подумала о том, что все слишком много хотят от детей, которые не так давно только и умели, что лежать в коляске. Не забывайте, что дети попросту не умеют правильно, с нашей точки зрения, взаимодействовать с окружающим миром и не обладают всеми нашими знаниями. Задача родителя не ругать и наказывать, а учить и показывать, как правильно.

Я кинулась к подругам за советом. Рекомендации я получила самые разные:

  • Попробовать толкнуть его легонько в ответ. Что это вызовет у двухлетки, кроме недоумения и обиды?
  • Объяснить, что так вести себя нехорошо. Как будто мы с мужем и так не делали этого каждый день.
  • Сказать, что тогда другие дети не будут с ним играть, – в таком небольшом возрасте это неактуально.
  • Подождать, пока его кто-то толкнёт в ответ. Спорно, не находите?

А вот следующие несколько советов оказались интереснее, и один даже навёл нас на замечательную идею.

  • Одна мама стала меня расспрашивать, не стал ли малыш получать меньше внимания (работа родителей, рождение другого ребёнка, приезд отвлекающих внимание родственников). Я давно уже езжу на работу на пару часов два раза в неделю, и эти пару часов Артур проводит к папой, а всё остальное время я в пределах малышовой досягаемости, поэтому я усомнилась, что дело в этом. Однако задумалась, вдруг сын просто боится, что моё внимание переключится на других детей, и таким образом отгоняет их от нас. Ведь толкаться он начал вскоре после того, как мы начали раз в неделю ходить в ЦИПР, то есть когда вокруг появилось сразу много других детей. По пути домой я остановилась и объяснила малышу, что мы с папой любим только его и другие малыши нам не нужны, у них есть свои родители. Как ни странно, после этого относительно недавно разговорившийся ребёнок выдал мне: «Не толкаю других детей, обещаю». Мне было бы очень приятно думать, что сын понял, что я хотела ему сказать.
  • Изолировать на время ребёнка от общества, т.к. он, возможно, просто нуждается в небольшой паузе, устав от общения с другими детьми. Не наша ситуация, так как от недолгого занятия раз в неделю сложно устать, но думаю, кому-то этот совет может пригодиться.
  • Мнением мужа было, наоборот, водить ребёнка в гости, приглашать гостей, чтобы Артур чаще контактировал с другими детьми и таким образом учился общаться. Вроде и да, но другие родители не кинутся со всей радостью предоставлять своих детей, чтобы ваш толкающийся ребёнок мог отточить свои социальные навыки.

Артур увидел на улице знакомого малыша, поспешил к нему и… толкнул. На наше счастье, мама у мальчика оказалась адекватной и более чем лояльной и сказала ребятам поздороваться, так что в итоге оба малыша пожали руку и остались довольны. Большое спасибо той маме, но вряд ли так среагирует большинство мам. Поэтому важно учесть следующий пункт.

  • Заранее подготовить ребёнка ко встрече со сверстниками: сказать, вон идёт малыш, подойди поздоровайся с ним за ручку, улыбнись ему, помаши. Вот этот совет сестры оказался самым действенным. Дома мы проигрывали ситуации со зверями (как с ними надо здороваться за ручку), а со взрослыми на улице сын и так с удовольствием здоровался. На следующий же день я просто попросила у бабушки с внуком постарше нашего разрешить ребятам поздороваться, предварительно сказав Артюше, как поприветствовать мальчика. Сын поздоровался и очень обрадовался. В принципе, ничего удивительного: если вас что-то не устраивает, прекратите повторять: «Не делай того-то», лучше скажите ребёнку, чего вы хотите. Концентрируйтесь на положительном!
Читайте также:
Девы мужчины в отношениях (видео)

Раньше я при виде других детей держала сына за руки и напоминала, чтобы он не толкался. Как вы думаете, что он пытался сделать всё то время, что я его держала? Хоть как-то достать малыша. Сестра, опытная мама, также сказала мне, что, если ребёнка ругать, у него появляется связка: «пришли другие дети – меня ругают – они плохие».

Небольшой шаг в преодолении проблемы был сделан, но я всё ещё не могла быть уверена, что сын больше не будет толкаться.

И вот наш папа, читая ребёнку его любимую книгу потешек, сказал Артуру, показав на картинку, что кот разогнал хоровод мышек, потому что те толкались и бросали тарелки (такое у нас тоже случалось). Получилась отличная сказкотерапия, и, не сочтите меня сумасшедшей, я стала использовать этот мотив во всём, что мы читали. Бармалей? Как вы думаете, за что он наказывал детей и хотел их съесть? Конечно, за то, что они толкались! Коза рогатая несла возмездие своими рогами за те же прегрешения. Сын не пугался, но заинтересованно внимал.

Потом в ход пошли видеоматериалы. В Интернете немало подборок на тему общения котиков с детьми. Если выбрать моменты, где коты толкают детей, особенно если в ответ, вполне можно сказать ребёнку, что к толкающимся детям приходят котики, чтобы их наказать.

Если мы слышали рёв какого-то малыша на улице, я сразу говорила, что он плачет, потому что толкался и к нему пришёл котик с возмездием. Я думаю, эти методы также подойдут, если ваш ребёнок бьёт других детей, а не толкает.

В итоге именно это, вкупе с моими постоянными напоминаниями о том, как надо правильно здороваться с другими детьми, сделало своё дело. Как же я была рада, когда на очередном занятии Артюша даже не делал попыток толкаться! Ходил здоровался со всеми детишками за ручку и играл с ними у игрушечного домика: малыши прятались там друг от друга и выглядывали в окошко.

Вот так мы отучили ребёнка толкаться. Сталкивались ли вы с подобной проблемой? Что вам помогло?

Кстати, видео оказалось также действенным способом избавления от страхов. Артюша пугается, когда слышит соседский перфоратор или звук молотка, и я его понимаю. В целом все мои успокоительные фразы действуют, и Артур сам себе их повторяет. Ещё мы с самого начала придумали говорить ему, что это громко играет глупый мальчик, и предлагали самому постучать. А сам Артур, большой любитель вкусно поесть, придумал успокаивать себя тем, что у мальчика этого не винограда, вот поэтому он и играет громко, бедный, без еды. Потом стал перечислять, чего ещё у мальчика нет, и даже предлагал его угостить – и речь развивается, и страхи проходят. А вчера я предложила сыну вместе посмотреть видео, как сверлят стену, чтобы повесить картинку или полочку. Сынок заинтересовался и стал относиться к ремонтному шуму ещё спокойнее.

Что делать, если ребенок бьет детей?

Очевидно, что ситуации, когда дети дерутся, разные. Естественный ли это этап взросления или тревожный звоночек, что не все так гладко и ребенку стоит уделить больше внимания, разберемся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Группа детей возвращается с прогулки. Детки стоят вдоль стеночки, и вдруг один мальчуган резко, с размаху бьет другого по груди. Малыш сразу в слезы, воспитатели ругают обидчика, успокаивают обиженного.

Или вот еще: девочке приглянулась кукла другой малышки, а та не дает, ну что за несправедливость? Надо отомстить пару раз по голове!

Или вот два мальчугана дерутся из-за игрушки. Один взял, другому тоже нужна именно эта! Так и ходят весь день друг за дружкой — лишь бы повод найти пошуметь-подраться!

И если детские столкновения мы порой не воспринимаем всерьез, то драки в школе, как правило, вызывают озабоченность, особенно если негативизм и агрессия подростка видны невооруженным взглядом, а родители обиженных детей постоянно жалуются на ваше чадо, с призывами применить к нему жесткие меры воздействия.

Очевидно, что ситуации, когда дети дерутся, разные. Естественный ли это этап взросления или тревожный звоночек, что не все так гладко и ребенку стоит уделить больше внимания, разберемся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В этом нам поможет тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана (СВП). Начнем с малышей.

Почему дети дерутся?

Практически все малыши, за редким исключением, дерутся. Они легко к этому относятся и воспринимают как нечто само собой разумеющееся. Это их «первобытный инстинкт». Так они выстраивают свою иерархию, в виде игры готовятся к взрослой жизни. На языке тренинга «Системно-векторная психология» это называется «ранжирование».

На лекциях Юрия Бурлана мы узнаем, что каждый из нас рожден с определенным набором желаний/талантов/особенностей. Они необходимы для выполнения человеком своей роли в обществе, для нормального функционирования всей системы. Совокупность желаний определенной направленности называется вектором. Всего 8 векторов. У каждого вектора свой «ранг» в обществе. У современного человека в среднем 3—5 векторов, поэтому ранжирование существенно усложнилось.

По принципу «первобытной стаи»

Возраст с трех до шести лет — это первый, очень важный этап социализации, когда дети учатся взаимодействовать. Без большого ущерба для себя малыши научаются находить свое место в общей системе. Драки — неотъемлемая часть этого процесса. Дети организуются по принципу «первобытной стаи», выясняя, кто из них какую функцию в дальнейшем будет выполнять и сколько она «весит» в обществе.

Читайте также:
Как гадать на любовь?

Если ребенок дерется в возрасте 3—4 лет, чаще всего он ведет себя естественно: он ранжируется как умеет, у него еще нет навыков «культурного» поведения. Но мы давно не первобытная стая. Мы живем в сложноорганизованном обществе, под влиянием культурных норм, ограничивающих природные инстинкты и естественно возникающую неприязнь. Поэтому в каждом конкретном случае нужно разбираться, чем вызван конфликт, почему ребенок ударил другого малыша, и объяснять, как было правильно выйти из ситуации. Учить договариваться, научать его культурным ограничениям, поведению в группе, жизни среди других детей.

Почему ребенок дерется? Разные характеры — разные причины

Тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана позволяет не только пронаблюдать, как дети проигрывают свои первичные роли, но и понять особенности характера каждого ребенка, его природные задатки, а значит, и причины его столкновений с другими.

Я первый!

Так, например, ребенок с кожным вектором — это шустрый, изворотливый, гибкий малыш, потрясающе подвижный, стройный. Он как рыба в воде чувствует себя на спортивных турниках и горках. Психика у него тоже гибкая. Все устремления выражены в пользе/выгоде, главное для него — добыча, возьмет все, что плохо лежит, выторгует все что угодно, вывернется из любой ситуации. При правильном развитии врожденного потенциала такие дети — это будущие бизнесмены, инженеры и законотворцы.

Дети с кожным вектором всегда соревнуются. И драка для них — способ доказать свое первенство или борьба за обладание чем-либо. В младшем возрасте для них такие эпизоды это — нормально, это их рост, их развитие. Они учатся занимать свое место под солнцем. И самое лучшее — дать им это сделать в таком «безопасном» возрасте. Естественно, под надзором и соответствующими объяснениями, но относиться к этому можно спокойно.

Желание сделать больно

Есть, наоборот, медлительные и «тщательные» детки. Неспешные, аккуратные. Такой все соберет — книжечка к книжечке, карандашик к карандашику. Основательный, послушный, никогда не соврет и очень любит маму. Часто косолапит, крупный такой, «бутуз». Будет хорошо учиться и много читать. Это дети, обладающие «анальным вектором». Будущие профессионалы своего дела. Любого, чем бы ни занялись — от программирования до создания одежды. Перфекционисты, доводящие каждое дело до конца, до совершенства!

По своей природе такие дети покладистые и недрачливые. Драки в их случае чаще всего являются сигналом о том, что надо корректировать воспитание. Можно сказать иначе: если в драке есть элемент садизма, желания причинить боль другому, то на это обязательно необходимо обращать внимание, в каком бы возрасте это ни происходило.

Так ведет себя только ребенок с анальным вектором в состоянии обиды. Возможно, он мстит обидчику, если считает, что с ним поступили несправедливо, и будет достаточно просто доверительно поговорить с ним. Более серьезный вариант, когда желание причинить боль другому становится тенденцией. Как правило, это следствие сильной обиды на маму. И причин тут может быть много, но все они связаны с потерей чувства безопасности и нарушением нормального развития ребенка. Возможно, торопливая мама постоянно подгоняет такого ребенка из-за его природной (!) медлительности, нарушая его естественные временные ритмы, отчего он впадает в еще больший ступор и начинает упрямиться. Это может привести к очень негативным сценариям в будущем.

И так далее — каждому из векторов присущи свои особенности. Их понимание помогает отследить причины драк и помочь ребенку наладить позитивный контакт с другими детьми.

Школьная жизнь

Драки в школе — это уже не норма поведения, ведь нельзя сказать, что ребенок просто не обучен поведению в группе. Чаще всего такие инциденты свидетельствуют об определенном психологическом неблагополучии ребенка. Поэтому здесь особо важно обращать внимание на частоту и интенсивность драк и, конечно, на состояние ребенка.

В этом периоде жизни есть свои особенности. Продолжая отыгрывать свои первобытные роли, в случае недостаточно привитых культурных ограничений, класс может выбирать себе жертву, объединяясь против нее, и начинает «травить». Как правило, выбор жертвы не случаен и также зависит от состояния ребенка. Неуверенность в себе, страхи и комплексы ребенка делают его уязвимым.

Порой дети могут быть очень жестокими. Способными к адекватному взаимодействию в группе они становятся при помощи нас, взрослых, и роль учителя и родителей здесь огромна.

В каждом конкретном случае нужно разбираться, что это — нормальное, природное действие для ребенка, или уже стоит обратить на что-то внимание, что-то поменять в воспитании? Для этого нужно знать скрытые психические особенности каждого ребенка, как они развиваются в норме и какие проблемы в поведении возникают при ошибочном подходе, как раз это и изучается на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.

Чтобы воспитывать современного ребенка, мало понимать, что он любит из еды или какая одежда ему больше нравится. Важно понимать его скрытые психические особенности, чтобы не наделать ошибок. Ведь у современного поколения огромный объем психики (гораздо бОльшие желания, чем у нас), и ошибки в воспитании могут обойтись нам слишком дорого. Поэтому важно научиться определять таланты детей и знать, как правильно их развивать, чтобы помочь ребенку вырасти счастливым. При правильном развитии ребенку не нужно добиваться желаемого кулаками.

Детские проблемы можно решить — это проверено сотнями родителей. Читайте их отзывы после прохождения тренинга Юрия Бурлана:

Узнать подробно об индивидуальном подходе в воспитании детей можно на бесплатных онлайн-лекциях «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана. Регистрация по ссылке.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: