Перцептивная сторона общения: поясняем вопрос

Перцептивная сторона общения в психологии: характеристика

Перцептивная сторона общения – основа взаимодействия между людьми. А как вы строите общение? Всегда ли у вас получается донести свою точку зрения, завоевать доверие собеседника, вызвать желание продолжить диалог? Если нет, механизмы перцепции помогут исправить ситуацию. Вы научитесь видеть человека «насквозь», понимать мотивы его поступков, правильно оценивать его как личность. Сплошные преимущества. Как научиться перцептивному общению?

Что такое перцепция

Перспективной стороной общения или перцепцией в психологии называется процесс взаимодействия между людьми. Основан на обычном общении, понимании и восприятии человека человеком. Термин «перцепция» происходит от латинского perceptio, означающего «восприятие».

Есть и другое определение понятия. Перцепция в психологии – это отображение индивидом на когнитивном уровне встречающихся ему объектов и явлений.

Если сказать кратко, перцепция означает восприятие одного человека другим, осознание ими личностных качеств друг друга. Это происходит благодаря пониманию установок, целей, мотивов. Вы проводите объективную оценку собеседника, качества которого не похожи на ваши.

Перцепция проявляется не только в понимании, но и в принятии. Получается, что два человека разделяют ценности и убеждения, согласовывают их между собой. В результате развивается дружба, привязанность, влюбленность.

Перцепция помогает «читать» окружающих людей, видеть то, что они о себе не говорят. Если анализ произведен неточно, случается конфликтная ситуация.

Функции и предназначение социальной перцепции

Итак, перцептивная сторона общения представляет собой серьезный процесс обмена информацией между людьми. Они рассматривают, оценивают, пытаются понять и принять друг друга.
К функциям социальной перцепции относят 5 пунктов:

  1. Изучение себя. Осуществляется благодаря осознанию себя через других людей. Взаимодействуя социально с окружающими, вы получаете информацию о самом себе. Воспринимая личность собеседника, вы обретаете возможность примерить черты его характера на себя. Это помогает увидеть свои собственные скрытые желания, страхи, потребности.
  2. Изучение партнера. Эта функция перцепции включает в себя понимание взглядов, убеждений окружающих вас людей. Только так вы можете получить на 100% точную информацию о человеке. По-другому это сделать невозможно. Коммуникация – это основа любого вида отношений, будь то романтические, дружеские или приятельские.
  3. Организация совместной работы. Если субъекты социальных отношений понимают и принимают друг друга, они легко смогут вести совместную деятельность. Знание установок партнера, его мотивов, ценностей помогает правильно вести себя с ним. Во взаимодействии не двух человек, а группы перцепция имеет еще более важное значение. Совместная деятельность в таком случае возможна только при полном понимании и принятии одним членом коллектива всех остальных и наоборот.
  4. Развитие взаимопонимания. Такая функция перцепции является основой любых отношений. Точки соприкосновения, общие интересы и взгляды – это залог получения удовольствия от общения. Также это возможность находить компромиссные решения в спорных ситуациях.
  5. Развитие эмоционального взаимодействия. Любые отношения вызывают в человеке чувства и эмоции. В результате между людьми появляются симпатия, враждебность, дружба и другие виды отношений.

Получается, что перцепция помогает создать образ человека, лучше рассмотреть его качества, охарактеризовать его как личность.

Ошибки первого впечатления

Иногда механизмы перцепции или восприятия срабатывают неправильно. К примеру, вы ведете с человеком дружелюбный диалог. Соответственно и образ собеседника складывается такой же. Вы превозносите некоторые его качества. Автоматически считаете его умнее и талантливее вас. Но так ли это на самом деле?

Подобные ошибки возможны и при оценке внешней привлекательности.

Перцептивный компонент

Эта составляющая перцепции помогает правильно оценить внешность и поведение собеседника. Полученная информация позволяет изучить его характер, мотивы, причины поступков. Без перцептивной стороны общения сделать такие выводы не получится. А если и получится, они будут поверхностными. Вы увидите «картинку», но не сможете понять ее содержание.

Развитие социальной перцепции – возможность увидеть, что думает человек, почему он поступил так, а не иначе, о чем он переживает и тревожится. Главное – не спешить. Дайте время на то, чтобы сформировалась достоверная оценка.

Интересно, что перцептивный компонент помогает изменить первое впечатление, сложившееся мнение о человеке. Представьте, что вы встретили давнего знакомого и сразу заметили, как сильно он изменился. Перцептивная сторона общения в этом случае поможет вам поменять свое мнение, отказаться от первичной оценки. Рассматривать оппонента вы теперь будете на основании его изменений, того, каким он является в текущий момент времени.

Аспекты

Перцепция – это процесс, проявляющийся при первой встрече с индивидом. На основе анализа его внешних данных вы пытаетесь понять, какой он внутри. Не зря физиогномики говорят, что между лицом и психологическими особенностями человека есть связь.

Следующий этап перцепции – создание эмоционального контакта. Он может быть негативным и позитивным. Все зависит от контекста беседы.
Для получения полной информации о человеке нужно обращать внимание не только на внешнюю составляющую и эмоции. Также важно поведение.

Механизмы социальной перцепции

В психологии выделят 6 механизмов перцептивной стороны общения.

Рефлексия

Это процесс самопознания. Человек оценивает свои мысли и поступки, анализирует ошибки, делает выводы и, возможно, меняет план действий. В общении с окружающими способность к рефлексии предполагает оценку впечатления, которое вы оказываете на собеседника.
Если сказать понятным языком, рефлексировать – взглянуть на происходящее со стороны, с помощью рационального мышления выявить мотивы, причины, понять суть.

Идентификация

Этот механизм перцепции представляет собой попытку понять человека, войти в его ситуацию, поставить себя на его место. Идентификация пригодится, когда вы хотите понять внутренний мир другого человека, посмотреть на окружающий мир через призму его взглядов и ценностей.

Читайте также:
Игнорировать парня после ссоры

Эмпатия

Означает способность сопереживать, разделять эмоции и чувства оппонента. Сильнее всего такая способность развита у людей, имеющих свою систему ценностей. Им легче, чем другим оценивать состояние окружающих по их поступкам, жестам, словам.

Стереотипизация

Оценка личности происходит на основании внешних данных и социального статуса того или иного человека. Например, глядя на глубоко посаженные глаза собеседника, вы можете сделать вывод о наличии жесткости в его характере. Красивая же девушка с идеальной фигурой кажется добрым, открытым, отзывчивым человеком. При этом внешность никак не отображает то, что находится у нее внутри. И таких примеров множество.

Аттракция

Еще одна составляющая перцепции. Это понимание и приятие другого человека, основанное на давно сформированных позитивных чувствах по отношению к нему. Эти чувства провоцируют развитие дружбы, привязанности, любви.

Аттракция существует как в межличностных, так и в деловых отношениях. В первом случае фундаментом для нее являются общие взгляды, ценности и интересы. Эти объясняется, почему к кому-то вы относитесь с симпатией, а кто-то вызывает в вас лишь неприязнь.

В деловой сфере эта часть перцепции помогает наладить контакт абсолютно со всеми людьми. Так, психологи рекомендуют быть доброжелательными даже с теми клиентами, которые не вызывают положительных эмоций. Чаще всего такое поведение играет на руку – помогает сменить негативное отношение на позитивное. Плюс ко всему, человек развивает в себе способность к социальной перцепции. Она поможет получить как можно больше информации о собеседнике.

Казуальная атрибуция

Это механизм перцепции, предполагающий трактовку слов и поведения окружающих людей на основании своих собственных предположений, рассуждений, наблюдений, опыта.

Казуальная атрибуция подчиняется нескольким закономерностям, влияющим на то, как люди понимают друг друга:

  1. События, которые сопровождают наблюдаемую ситуацию, часто являются причиной ее возникновения.
  2. В случаях, когда вы хотите объяснить необычный поступок, его причиной считается предшествовавшее ему такое же необычное явление.
  3. Человек неправильно объясняет поведение других в том случае, когда у него есть несколько вариантов трактовки.
  4. Свое поведение вы объясняете сложившимися вокруг вас обстоятельствами (влияние внешних ситуаций). Поведение же других оценивается на основании внутренних причин, к которым относятся особенности характера.

Эффекты межличностного восприятия

  1. Эффект первичности или порядка. Эта составляющая часть перцепции проявляется, когда происходит общение с незнакомым человеком. Его суть заключается в следующем: если первое впечатление оставило противоречивые чувства, образ будет сформирован на основании полученной ранее информации.
  2. Эффект края. Объекты восприятия, которые находятся по краям, воспринимаются лучше, чем те, что расположены в центре.
  3. Эффект новизны. В случае с ранее знакомым человеком новая информация о нем играет более важную роль в его восприятии.
  4. Эффект ореола. Краткое объяснение выглядит так: новая информация о человеке накладывается на уже привычный образ. Последний и является «ореолом». Он мешает воспринимать личность правильно. Если у вас о собеседнике позитивное мнение, то любая информация приведет к такой же позитивной оценке. Точно так происходит и с негативом. Чаще всего этот эффект возникает, если идет речь о моральных принципах.
  5. Эффект первого впечатления. Приводит к появлению устойчивого мнения о человеке. Все последующие оценки сочетаться с действительностью не будут.
  6. Эффект проекции. Это состояние, при котором вы приписываете оппоненту свои преимущества или недостатки. Все зависит от мнения о нем.
  7. Эффект средней ошибки. Намеренное преуменьшение сильных черт характера собеседника.
  8. Эффект Барнума. Человек воспринимает свои характеристики как наиболее правильные в том случае, когда они подтверждены научными, магическими или ритуальными аргументами.
  9. Эффект бумеранга. Его суть состоит в том, что информация, передаваемая собеседнику, вызывает эффект, обратный ожидаемому. Так бывает, если вы вызываете у оппонента неприязнь или преподносите недостоверные данные. Еще одна причина развития эффекта – недоверие к вам.

В этот список можно добавить еще одну составляющую перцепции – стереотипизацию. Как сказано выше, это оценка человека на основании внешности, поведения, статуса, общественного положения.

Характеристика и особенности стереотипизации: как в ней проявляется перцептивная сторона общения

Перцепция – термин, обозначающий понимание и принятие другого человека. Как видно, он тесно переплетается с множеством стереотипов, навязанных обществом. В процессе общения они появляются под влиянием 3 факторов:

  1. Превосходство. Сильнее всего заметно, если собеседники имеют разный статус, материальное положение, интеллектуальные способности. Вы можете либо переоценить человека, либо, наоборот, недооценить его.
  2. Привлекательность. В любом случае на перцепцию влияет симпатия или антипатия. Красивым людям всегда приписывается больше положительных качеств.
  3. Отношение к нам. Тех людей, которые хорошо к вам относятся, вы, скорее всего, всегда будете воспринимать позитивно.

Эти факторы социальной перцепции искажают представление о человеке, мешают созданию его объективной оценки.
Кроме стереотипов, нарушить механизм перцепции могут некоторые барьеры:

  1. Использование в речи жаргона, неизвестных слов, терминов, понятий.
  2. Боязнь выражать свои чувства и эмоции.
  3. Отсутствие интереса к обсуждаемой теме.
  4. Несовпадение во мнениях.
  5. Наличие физических проблем, например, нарушений слуха или речи.
  6. Невозможность понять и оценить поведение собеседника из-за общения по телефону или через интернет.
  7. Языковые различия.
  8. Нежелание принимать услышанное.
  9. Отличия в культуре и мировоззрении в целом.
Читайте также:
Называть по имени отчеству: разбираемся вместе

Убрать эти барьеры при перцепции практически невозможно, поскольку человек осознает информацию, только пропустив ее через несколько своих «фильтров». Поэтому в процессе разговора вам нужно выделить, а потом передать суть так, чтобы собеседник смог правильно ее расшифровать. Ответственность за это лежит на перцептивной стороне общения. Поняв внутренний мир оппонента, вы сможете выбрать правильную модель поведения. Их 4:

  1. Гуманистическая. Между вами и оппонентом возник взаимный интерес, проявляется эмпатия.
  2. Манипулятивная. Вы пытаетесь навязать свою точку зрения, позицию. Подобные поступки не всегда имеют положительные последствия.
  3. Ритуальная. Ваше поведение учитывает культурные традиции собеседника.

Еще одна модель поведения носит название трансакционного анализа. Это способ взаимодействия, учитывающий роль каждого участника разговора. Таких ролей всего 3:

  • «родитель» рассказывает, как нужно себя вести;
  • «взрослый» рассказывает, как сочетать желания и обязанности;
  • «ребенок» руководствуется эмоциями.

Если и у вас, и у вашего собеседника эти роли совпадают, будьте уверены, что информация воспримется правильно.

Заключение

Перцепция – самая важная часть общения между отдельными людьми или в группе. Именно от нее зависит, смогут ли собеседники понять друг друга, донести нужно информацию. Этот процесс тесно связан не только с изучением оппонента, но и с самопознанием. Знакомьтесь со своим внутренним «Я». Учитесь понимать и принимать окружающих. Это поможет вам не только общаться, но и вести плодотворную совместную деятельность.

Понятие перцептивной стороны общения

  • Перцептивная сторона общения
  • Основные функции
  • Механизмы социальной перцепции
  • Особенности перцептивной стороны общения
  • Примеры социальной перцепции в жизни

Перцептивная сторона общения

Коммуникативные способности являются одним из основных факторов социализации человека в обществе, где он развивается как личность. Чтобы общение было успешным, важно уметь достигать определенного уровня взаимопонимания. За это отвечает перцептивная сторона.

Перцептивная сторона общения — это восприятие человеком своего собеседника в процессе коммуникации, основанное на полном взаимопонимании.

В рамках перцептивной стороны общения человек воспринимает внешние признаки собеседника, индивидуальные черты, цели и мотивы его поступков. Подразумевается, что индивид не просто понимает и оценивает точку зрения собеседника, но принимает и разделяет ее. В процессе того, как люди познают друг друга, между ними выстраиваются более близкие отношения, которые могут перейти в дружбу, симпатию или привязанность. В то же время неверная интерпретация мотивов собеседника может привести к конфликту и недопониманию.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Основные функции

Умение расположить к себе собеседника и понять его внутренний мир помогают правильно выстраивать отношения в целом. В процессе диалога люди не просто обмениваются информацией, но оказывают друг на друга определенное влияние и узнают лучше не только своего собеседника, но и себя самого. Эти функции взаимодействия отражены в перцептивной стороне общения. Традиционно выделяют четыре функции, влияющие на социализацию личности:

  • Самопознание. Индивид познает себя через других людей или объекты окружающей среды. Во время общения с другим человеком можно получить информацию и о самом себе. Часто через восприятие личности собеседника и особенностей его характера человек получает возможность посмотреть со стороны на самого себя, осознать свои скрытые желания, сомнения, страхи.
  • Познание других людей. Только благодаря успешно выстроенной коммуникации можно узнать другого человека, понять его внутренний мир и мировоззрение. Общение на уровне перцепции основано на взаимодоверии и взаимопонимании, что позволяет получить правдивую и точную информацию о собеседнике.
  • Построение совместной деятельности. Только на основе взаимопонимания получится организовать успешную совместную деятельность. Осознавая мотивы, ценности и интересы собеседника, можно построить подходящую модель взаимодействия с ним. При этом чем больше участников в группе, тем важнее роль социальной перцепции.
  • Формирование эмоциональных взаимоотношений. В общении с другим человеком мы испытываем определенные эмоции, которые говорят о нашей симпатии или наоборот неприязни по отношение к собеседнику. Перцептивное общение помогает осознать свое отношение к человеку и то, какие чувства он испытывает.

Механизмы социальной перцепции

Основными механизмами социальной перцепции являются:

Рефлексия — это способность человека к самоанализу, которая позволяет ему понять то, как он воспринимается партнером. В процессе социального взаимодействия нам важно знать, как мы выглядим в глазах собеседника, что он о нас думает и какой эффект на него производит сказанное.

Идентификация — это механизм, благодаря которому человек может поставить себя на место своего партнера, чтобы посмотреть на проблему с его точки зрения. Это позволяет полностью или частично принять мнение собеседника и его взгляды.

Эмпатия — это способность искренне сочувствовать и сопереживать другому человеку, основана на полном понимании и принятии переживаний и внутреннего мира партнера.

Аттракция — это механизм, сущность которого заключается в уже сформированном положительном отношении к человеку. Позитивный формат общения приводит к дружеским или романтическим отношениям. Аттракция строится на совпадении интересов, ценностей и других объединяющих факторов.

Казуальная атрибуция — это механизм, который подразумевает интерпретацию поведения и слов окружающих, опираясь на собственные предположения и наблюдения. Индивид приписывает поступкам людей различные причины, на основании которых составляет мнение об их мотивах. При этом, трактовки, которые формирует человек, исходя из собственных размышлений, не всегда оказываются верными.

Читайте также:
Питание при депрессии: разбираем все нюансы

Особенности перцептивной стороны общения

Социальная перцепция — это основная и самая важная часть межличностной коммуникации между двумя людьми или в группе. Это психологический процесс, ответственный за то, насколько эффективным будет общение индивидов, к каким результатом оно приведет. Мы узнаем о чувствах и эмоциях людей в процессе обмена информацией, принимая во внимание их внешние признаки, элементы словесного и невербального общения.

Перцептивное общение имеет ряд особенностей:

  • активность всех участников коммуникации;
  • мотивированность;
  • соотнесение внешних признаков человека с его индивидуальными чертами характера;
  • интерпретация и прогнозирование его поступков и слов;
  • наблюдение за невербальными формами коммуникации и их оценка (жесты, мимика, поза, интонация и т.д.);
  • умение принимать обратную связь;
  • способность анализировать и трактовать реакции собеседника и т.д.

Примеры социальной перцепции в жизни

Навыки перцептивного общения развиваются с детства, когда ребенок начинает различать мимику родителей и распознавать их эмоции. По мере усложнения механизмов восприятия человек при общении учитывает все больше факторов, которые позволяют ему составить наиболее полное впечатление о собеседнике и его характеристику.

Если человек испытывает интерес к новому знакомому, он старается узнать о нем побольше и задает вопросы для того, чтобы лучше понять его внутренний мир и взгляды. Перцептивное общение позволяет ускорить адаптацию индивида в новом окружении, так как именно в процессе коммуникации человек рассказывает о себе и узнает о других участниках группы.

Перцептивная сторона общения в психологии

В психологии под перцепцией понимается процесс непосредственного восприятия явлений в их различных проявлениях, происходящий благодаря взаимодействию анализаторов на основе уже существующего опыта человека. Говоря простым языком, перцепция – это поглощение чувственных данных человеком в той форме, в которой они действительно (объективно) существуют.


Межличностное восприятие – чрезвычайно важный элемент познания мира и других людей. Благодаря ему человек воспринимает и познает как свои черты личности, так и качества других людей. Это позволяет создать определенный образ и сформировать ожидания в отношении этого человека. Социальное восприятие направляет наше поведение, помогает делать выводы, основанные на реакциях других людей, и формулировать точные наблюдения и прогнозы.

Когнитивные искажения и ошибки в восприятии

Эмпирические исследования показывают, что люди совершают много ошибок в повседневном процессе построения мысленных представлений о мире. Наши когнитивные искажения, такие как информационная фильтрация, эффект ореола и самопрезентация, могут приводить к неверному толкованию социальных ситуаций.

Когда мы встречаемся с человеком впервые, мы чаще всего совершаем ошибки в социальном восприятии. Обычно мы автоматически обращаем внимание на внешний вид нашего собеседника, включая мимику, жесты и интонацию. Мы также быстро классифицируем его по категории, обычно биполярной, например, враждебной или дружественной.

Функции перцептивного общения

Функция социального восприятия – оценка действий окружающих людей. Каждый человек внимательно изучает индивидуальные особенности характера и темперамента окружающих, их внешнюю привлекательность, образ жизни и поступки. На основе этого анализа у него формируется представление о людях и их поведении.

К основным функциям такого общения можно отнести:

  • самопознание;
  • познание собеседника, партнера;
  • установление контактов в команде в процессе совместной деятельности;
  • создание положительного микроклимата в коллективе.

Психологические механизмы перцептивной стороны общения

Социальное восприятие – это процесс, с помощью которого делается прогноз поведения и реакции общества в различных условиях жизни. Механизмы межличностного восприятия позволяют нам изучить тонкости этого процесса:

  • Притяжение – изучение окружающих на основе положительного восприятия. Благодаря этому механизму люди имеют возможность тесно взаимодействовать друг с другом, что положительно влияет на формирование чувственных отношений.
  • Идентификация – этот механизм используется как интуитивное исследование личности на основе моделирования различных ситуаций. Исходя из собственных убеждений, человек анализирует внутреннее состояние других.
  • Атрибуция – это механизм прогнозирования поведения других людей, основанный на особенностях собственной личности. Когда человек сталкивается с непониманием мотивов других людей, он начинает предсказывать модели их поведения на основе своих собственных чувств, побуждений и других индивидуальных характеристик.
  • Рефлексия – механизм самопознания, основанный на взаимодействии в обществе. Этот инструмент основан на навыках самопрезентации.
  • Стереотипы – механизм создания сбалансированного образа людей и явлений вокруг них. Важно помнить, что такие изображения имеют характеристики, которые зависят от социальных факторов.
  • Эмпатия – способность проявлять эмоциональную эмпатию, оказывать психологическую поддержку, сопереживать и участвовать в жизни других.

Восприятие является сложным механизмом психологического взаимодействия человека и воспринимаемого им объекта. На восприятие влияет огромное количество факторов, в том числе возрастные характеристики, жизненный опыт и личностные качества. Тем, кто хочет улучшить социальное восприятие, рекомендуется пройти курс Викиум «Критическое мышление».

Перцептивная сторона общения: понятие, примеры, значение

Перцептивная сторона общения – фундамент коммуникации между индивидами. С ее помощью люди могут «читать» своих собеседников, предсказывать их поведение в определенных ситуациях, находить к ним подход с целью выстраивания эффективной коммуникации. Если человек неправильно интерпретирует информацию, полученную в ходе оценки поведения и слов собеседника, то это может привести к возникновению недопонимания или конфликта.

Что такое перцептивная сторона общения?

Перцептивная сторона общения (от лат. perceptio — восприятие) — это особый процесс, который проявляется в ходе взаимодействия между индивидами на основании естественного общения, благодаря чему участники коммуникации могут правильно воспринимать действия и поступки друг друга. Говоря простым языком, в рамках перцептивной стороны общения люди «считывают» друг друга, что позволяет получить гораздо больше информации, выйти за пределы простого словесного обмена.

Читайте также:
Мера личного счастья — описываем во всех подробностях

Перцепция характеризует собой восприятие одного человека другим, когда участники коммуникации получают возможность сформировать представление о себе и собеседнике. Это стало возможным благодаря пониманию целевых установок и мотивов, что не менее важно, чем слова, сказанные вслух. Человек в рамках диалога осуществляют объективную оценку собеседника, внутренние качества которого могут не соответствовать его собственным качествам. Такой формат позволяет людям понимать друга и обозначать возможности и перспективы коммуникации на основе совпадения интересов, взглядов и мировоззрения.

В психологии перцепция рассматривается, как способность человека отображать на познавательном уровне предметы окружающего мира, с которыми он сталкивается на протяжении всей своей жизни. Среди проявлений перцепции можно выделить понимание и принятие. Эта особенность позволяет людям находить общий язык и выстраивать прочную коммуникацию.

Примеры социальной перцепции

Навыки перцептивного общения начинают формироваться с первых лет жизни, когда ребенок начинает различать мимику родителей и распознавать их эмоции. Чем сложнее механизмы восприятия, тем больше факторов воспринимает человек в рамках коммуникации с другими людьми. С их помощью он получает возможность для формирования полноценного впечатления о собеседнике и его характеристиках на основании полученной информации.

Если у человека проявляется интерес к новому знакомому, то предпринимает активные действия для получения как можно большего количества информации о нем посредством вопросов — такой подход позволяет лучше понять его внутренний мир и взгляды. Перцептивное общение заметно ускоряет адаптацию индивида в новой социальной группе, потому что в процесс коммуникации человек доносит до других сведения о себе и получает обратную связь от других участников группы.

Компоненты перцептивной стороны общения

Перцептивная сторона включает в себя совокупность процессов, среди них можно выделить:

  • Оценка невербальных сигналов, транслируемых собеседником;
  • Наблюдение за поведенческими установками;
  • Формирование на основе полученной информации представлений о внутреннем мире собеседника;
  • Формирование восприятия субъекта на эмоциональном уровне;
  • Создание эффективной и прочной коммуникации.

Практическая реализация перцепции

Рассматриваемый элемент позволяет человеку грамотно интерпретировать внешний вид и поведение собеседника. На основе полученных сведений человека формирует собственное заключение об отличительных чертах личности, мотивах поступков. Перцепция оказывает большое влияние на результативность коммуникации. С ее помощью анализируется внутреннее состояние собеседника.

Социальная перцепция позволяет правильно воспринимать окружающие объекты, налаживать коммуникацию с ними. Эффективность социальной перцепции напрямую зависит от того, насколько человек не подвержен влиянию стереотипов, они оказывают негативное влияние на объективное оценивание собеседника, результатом является формирование искаженного образа в сознании.

Механизмы социальной перцепции

Перцептивная сторона коммуникации состоит из совокупности инструментов, с их помощью человек может наладить эффективное взаимодействие с собеседником.

  • Рефлексия – это способность человека к самоанализу. С ее помощью человек может понять то, каким его видит собеседник. В рамках коммуникации нам важно знать, как мы выглядим в глазах собеседника, какое впечатление произвели на него, и как он воспринимает наши слова;
  • Идентификация – это механизм, за счет которого человек может поставить себя на место собеседника с целью формирования взгляда на проблему с позиции. Это дает возможность полностью или частично разделить мнение собеседника и его взгляды;
  • Эмпатия – это способность к неподдельному сочувствию и сопереживанию другому человеку, базируется на полном понимании и принятии переживаний и внутреннего мира собеседника;
  • Аттракция – это механизм, с помощью которого формируется предварительное отношение к человеку. Позитивный формат мышления выступает в качестве фундаментальной основы для создания эффективной и прочной коммуникации. Аттракция строится на общих интересах, ценностях.
  • Казуальная атрибуция – это механизм, с помощью которого человек может формировать представление о поведении и словах собеседников, опираясь на собственные предположения и данные, полученные в ходе наблюдения.

Функции социальной перцепции

Существует несколько основных функций, которые реализуются в рамках перцептивной стороны общения:

  • Развитие взаимопонимания. Эта функция выступает в качестве обязательного условия для построения продуктивной коммуникации между индивидами. Наличие общих интересов, разделение одинаковых ценностей и убеждений – это фундамент для получения пользы от общения. Также это дает возможность для поиска компромиссов в спорных ситуациях;
  • Развитие эмоционального взаимодействия. Неотъемлемой частью отношений являются чувства и эмоции. Положительные чувства и эмоции формируют симпатию, негативные чувства и эмоции приводят к враждебности.
  • Формирование представлений о себе. Участник коммуникации может получать информацию о себе с помощью выводов, полученных в ходе диалога с другими людьми. В рамках взаимодействия с собеседником, человек может ретранслировать его установки и взгляды на себя. В результате человек может самостоятельно выявить то, что было скрыто в его сознании.
  • Формирование представлений о собеседнике. Это проявляется в понимании взглядов, мировоззрения людей из ближайшего социального окружения. В таких условиях человек может формировать полноценное представление о собеседнике. Альтернативных путей нет. Коммуникация выступает в качестве фундаментальной основы для любого вида отношений;
  • Организация совместной деятельности. Если люди, вступающие в коммуникацию, понимают и принимают друг друга, то это помогает им вести совместную деятельность с ориентацией на качественный результат. Знания о собеседнике дают возможность выстроить стратегию общения с ним в любых ситуациях. Перцепция приобретает новое значение, когда речь заходит о коммуникации в масштабах целой социальной группы. Продуктивная совместная деятельность может осуществляться только при наличии полного понимания и принятия между членами группы.
Читайте также:
Как себя вести с агрессивным человеком — советы психолога?

Заключение

Уровень перцептивных навыков у личности оказывает прямое влияние на ее способность к формированию продуктивной коммуникации с другими членами социума, социальными группами и объединениями. Понимание особенностей субъектов коммуникации позволяет налаживать качественное взаимодействие.

Среди особенностей этого процесса можно выделить зависимость от возрастных, профессиональных, половых, эмоциональных и психологических факторов. Перцептивная сторона общения оказывает большое влияние на коммуникацию между людьми. Чем лучше один человек понимает другого, тем крепче будут их отношения.

Перцептивная сторона общения: поясняем вопрос

  • Главная
  • Лекции
  • Общая психология
  • Социальная психология
  • Медицинская психология
  • Конфликтология
  • Предмет, отрасли и методы психологии
  • Развитие психики
  • Культурно-историческая концепция развития психики Л.С. Выготского
  • Человек как субъект деятельности
  • Понятие о личности в психологии
  • Механизмы психологической защиты личности
  • Способности
  • Сознание человека
  • Аспекты возрастной психологии
  • Механизмы формирования личности
  • Темперамент
  • Акцентуации характера
  • Эмоции и чувства
  • Познавательные процессы. Внимание.
  • Ощущение и восприятие
  • Восприятие
  • Познавательные процессы: память.
  • Мышление и интеллект
  • Воображение
  • Интеллект
  • Воля
  • Введение в социальную психологию
  • Проблема личности в социальной психологии. Социализация личности.
  • Перцептивная сторона общения
  • Интерактивная сторона общения
  • Невербальное общение
  • Социальная психология групп
  • Психология общения
  • Коммуникативная сторона общения
  • Приемы преодоления барьеров в общении
  • Психология публичного выступления
  • Психологические аспекты работы в команде
  • Психология делового общения
  • Проблемы межкультурного диалога в деловой коммуникации
  • Имидж медицинского работника
  • Введение в медицинскую психологию
  • Социопсихосоматика
  • Психологические аспекты профессиональной деятельности медработника
  • ВКБ Психология пациента
  • Типы психологического реагирования на заболевание по А.Е. Личко
  • Девиантное поведение и причины его возникновения
  • Психологические нарушения при психической патологии и соматических заболеваниях
  • Основы психогигиены и психопрофилактики
  • Психология взаимодействия медработника с пациентами
  • Психологические аспекты охраны здоровья женщин
  • Психологические аспекты паллиативного ухода
  • Психологические аспекты экстремальных ситуаций
  • Профилактика профессионального выгорания медработника
  • Конфликт и причины его возникновения
  • Структура и динамика конфликта
  • Стратегии поведения в конфликте
  • Классификация конфликтов
  • Управление конфликтом
  • Техники управления психоэмоциональным состоянием в конфликтной ситуации
  • Методы разрешения конфликтов
  • Понятия конфликтность и конфликтогенность
  • Техники управления психоэмоциональным состоянием в конфликтной ситуации
  • Внутриличностные конфликты и суицидальное поведение
  • Практика по общей психологии
    • Психологические тесты по общей психологии
    • Игры и упражнения по общей психологии
    • Практические советы и рекомендации по общей психологии
  • Практика по социальной психологии
    • Психологические тесты по социальной психологии
    • Игры и упражнения по социальной психологии
    • Практические рекомендации по социальной психологии
  • Практика по медицинской психологии
    • Психологические тесты по медицинской психологии
    • Игры и упражнения по медицинской психологии
    • Практические рекомендации по медицинской психологии
  • Практика по психологии конфликта
    • Психологические тесты по психологии конфликта
    • Игры и упражнения по психологии конфликта
    • Практические рекомендации по психологии конфликта
  • Словарь (глоссарий) по “Социальной психологии”
  • Словарь (глоссарий) по “Общей психологии”
  • Словарь (глоссарий) по “Психологии общения”
  • Словарь (глоссарий) по “Медицинской психологии”
  • Словарь (глоссарий) по “Конфликтологии”
  • Учебные пособия по психологии
  • Рекомендуемые фильмы
  • Философы и психологи
  • Об авторе
  • Дипломы, сертификаты, благодарственные письма
  • Отзывы о нас

Социальная психология

    Вы здесь:
  1. Главная
  2. Лекции
  3. Социальная психология
  4. Перцептивная сторона общения

Перцептивная сторона общения

Перцепция в процессе общения – это процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению, установление на этой основе взаимопонимания.

Под восприятием в психологии общения подразумевается не просто формирование целостного образа партнера по общению на основе оценки его внешнего вида и поведения, но и понимание партнера по общению. При этом понимание рассматривается с двух сторон: как отражение в сознании партнеров по общению целей, мотивов, установок друг друга; и как принятие этих целей, позволяющее установить взаимоотношения.

В общении люди могут познавать друг друга с целью установления взаимопонимания и организации совместной работы (деятельности), а также может быть, напротив, люди, включенные в совместную деятельность, познают друг друга.

Социальная перцепция – это образное восприятие, понимание и оценка людьми друг друга, прогнозирование поступков другого человека.

Функции социальной перцепции

  • познание себя, являющееся начальной базой для оценки других людей;
  • познание партнеров по взаимодействию, дающее возможность сориентироваться в социальном окружении;
  • установление эмоциональных отношений, обеспечивающее выбор наиболее надежных или предпочтительных партнеров;
  • организация совместной деятельности на основе взаимопонимания, позволяющая достигать наибольшего успеха.

В ходе социальной перцепции осуществляется:

  • эмоциональная оценка другого;
  • попытка понять причины поступков другого человека и прогнозировать его поведение;
  • продумывание собственной стратегии поведения.

Сложность процесса восприятия заключается в том, что способность человека к обработке информации не беспредельна. При формировании образа делового партнера, партнера по общению человек зачастую сталкивается с небольшим количеством фрагментарной информации о нем и оценивает ее с учетом многих психологических и эмоциональных факторов. Он может принимать во внимание только те сведения, которые соответствуют его представлениям и лучше всего подходят для его целей.

Кроме недостатка информации и его пристрастного отбора процесс восприятия искажают также ошибочные заключения. Когда информации мало, человек строит свои выводы о собеседнике на основе того немногого, что успел узнать, а когда его представление сформировано, он пренебрегает полученными позже дополнительными сведениями.

Правильные или ложные заключения о партнерах по общению накладывают большой отпечаток на взаимодействие людей.

Люди ведут себя как актеры, чтобы произвести то впечатление, которое они считают наиболее выгодным, что еще больше затрудняет процесс понимания и способствуют формированию искаженного образа и партнера по общению, и самого себя.

Большое значение для взаимного понимания имеет «открытость» – т.е. умение быть честным и естественным в отношении с другими. Открытость как психологический феномен непосредственным образом зависит от степени осознания своего внутреннего «Я» и принятия себя на личностном уровне.

Неадекватное представление о себе создает многие психологические барьеры общения, ведет к игнорированию информации, игнорированию чужого мнения, что в конечном итоге может привести к конфликтности поведения.

Механизмы перцепции, способствующие взаимопониманию

Наиболее простой способ понимания другого человека обеспечивается идентификацией – уподоблением себя ему. При идентификации человек ставит себя на место другого и определяет, как бы он действовал в подобных ситуациях.

Эмпатия – постижение эмоционального состояния другого человека, понимание его эмоций, чувств и переживаний.

Эмпатия основана на умении правильно представлять себе, что происходит внутри другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир.

Рефлексия – осознание человеком того, как он воспринимается партнером по общению, понимают ли его другие люди.

Рефлексия — это механизм самопознания в процессе межличностного восприятия, в основе которого лежит способность человека представлять себе то, как он воспринимается его партнером.

Аттракция (привлечение) – привлекательность людей друг для друга, возникновение симпатии во время общения, формирование устойчивых положительных чувств.

Механизмы перцепции, нарушающие взаимопонимание

Эффект порядка (первичности и новизны) – при взаимодействии с малознакомыми людьми большее значение придается данным, полученным вначале, а при общении со старыми знакомыми – последним сведениям.

Эффект первичности – склонность придавать наибольшую значимость при оценке незнакомого человека первому впечатлению о нем или первым сведениям о нем.

Эффект ореола – формирование специфической установки на воспринимаемого человека через направленное приписывание ему определенных качеств. Наиболее явно этот эффект проявляется тогда, когда воспринимающий имеет минимальную информацию об объекте восприятия, а также когда суждения касаются моральных качеств. В первую очередь «ореол» создают факторы внешней привлекательности, превосходства, хорошего отношения к нам.

Эффект привлекательности – заключается тенденции переоценивать качества внешне привлекательного, симпатичного человека. Примером данного эффекта может служить цитата из «Крейцеровой сонаты» Л.Н. Толстого: «Удивительное дело, какая полная бывает иллюзия того, что красота есть добро. Красивая женщина говорит глупости, ты слушаешь и не слышишь глупостей, а слышишь умное. Она говорит, делает гадости, а ты видишь что-то милое. Когда же она не говорит ни глупостей, ни гадостей, а красиво, то сейчас уверяешься, что она чудо как умна и нравственна».

Эффект превосходства – проявляется в том, что люди склонны систематически переоценивать различные психологические качества тех людей, которые превосходят их по какому-то существенному для них параметру. Для определения этого параметра используются 2 основных источника информации: одежда, все внешнее оформление, включая такие атрибуты как знаки отличия, очки, прическа, награды, драгоценности и т.п.; манера поведения (как сидит, ходит, разговаривает, куда смотрит и т.п.). Человеку, вызывающему у нас восхищение по какому-либо весьма значительному для нас показателю, мы приписываем целый ряд хороших качеств. Действует и обратный эффект: склонность недооценивать человека, у которого важное для нас положительно качество выражено слабо.

Эффект хорошего отношения к нам – воспринимающий также склонен переоценивать человека, относящегося к нему с симпатией. Очевидно, что, то, как относится к нам другой человек, влияет на наше впечатление о нём. Более того очень часто на возникающее у нас впечатление о человеке влияет его согласие или несогласие с нами по какому-то вопросу.

Эффект проекции – проявляется в приписывании приятному собеседнику своих достоинств, а неприятному – своих недостатков. Классический пример проекции: начальника, не обладающего способностью к систематизации, организованности будут раздражать в подчинённых эти же качества.

Стереотип – сложившийся, упрощенный образ человека, отражающий лишь некоторые черты.

  • Стереотип внешности;
  • Стереотип профессии;
  • Гендерный стереотип;
  • Национальный стереотип.

Стереотип однозначен: он делит мир лишь на две категории — «знакомое» и «незнакомое». «Знакомое» становится синонимом «хорошего», а «незнакомое» — синонимом «плохого». Стереотипы выделяют объекты таким образом, что слегка знакомое видится как очень знакомое, а мало знакомое воспринимается как остро враждебное. Следовательно, стереотип несет в себе оценочный элемент.

Каузальная атрибуция – причинное объяснение поведения другого человека.

Это понимание поведения человека вследствие того, что мы о нем надумали и ему приписали.

У каждого человека есть свои схемы причинности, т.е. привычные объяснения чужого поведения:

1) люди с личностной атрибуцией в любой ситуации склонны находить виновника случившегося, приписывать причину произошедшего конкретному человеку;

2) в случае пристрастия к обстоятельственной атрибуции люди склонны прежде всего винить обстоятельства, не утруждая себя поисками конкретного виновника;

3) при стимульной атрибуции человек видит причину случившегося в предмете, на который было направлено действие (ваза упала потому, что плохо стояла), или в самом пострадавшем (сам виноват, что попал под машину).

Используемая литература.

  1. Абрамова, Г.С. Практическая психология: учебное пособие / Г. С. Абрамова. – Москва : Прометей, 2018. – 538 с.
  2. Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. — 5-е изд., испр. и доп. — Москва : Аспект Пресс, 2018. — 360 с.
  3. Виноградова, С. М. Психология массовой коммуникации: учебник / С. М. Виноградова, Г. С. Мельник. – Москва: Юрайт, 2014. – 512 с.
  4. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с.: ил.
  5. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. – СПб.: Питер, 2018. – 800 c.
  6. Столяренко, Л. Д. Психология общения : учебник / Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин. – изд. 5-е. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2020. — 317 с.
  7. УМК по дисциплине «Социальная психология», – Санкт-Петербургский Государственный институт психологии и социальной работы – 2013г. – 212 с.
  8. Чалдини, Р. Психология влияния: [перевод с английского] / Роберт Чалдини. – 5-е изд. – Санкт-Петербург [и др.] : Питер, Прогресс книга, 2018. – 475 с.

Лекция по теме: “Перцептивная сторона общения”
план-конспект урока

Материал к практическому занятию № 3

Скачать:

Вложение Размер
4_kurs_pertseptivnaya_storona_obshcheniya.docx 24.62 КБ

Предварительный просмотр:

Тема 2.2 Общение как восприятие людьми друг друга

(перцептивная сторона общения). Материал к практическому занятию № 3.

Вопрос: «Понятие социальной перцепции. Факторы, оказывающие влияние на восприятие. Искажения в процессе восприятия»

Перцепция (восприятие) в психологии – это форма психического отражения окружающего нас мира. В данный процесс всегда вовлечены:

  • раздражение органов чувств (нос, глаза, рот уши, кожа);
  • двигательные компоненты (движение глаз за объектом, проговаривание соответствующих звуков);
  • выделение значимых признаков и т.д.

Механизмы восприятия предполагают сложную работу головного мозга по созданию целостного образа.

Восприятие дает единую картину объектов, явлений. Например, стол, стул мы воспринимаем как целостный предмет, а не как сумма отдельных свойств (мягкий, деревянный и т.д.).

Выделяют: зрительное, осязательное, слуховое, вкусовое и обонятельное восприятие.

В психологические механизмы восприятия входят также узнавание образа, его сопоставление с нашей памятью, осмысление и понимание. Все это берется из нашего прошлого опыта. В четком и осознанном восприятии всего, что нас окружает, принимают непосредственное участие мышление и память. Термин «социальная перцепция», т. е. социальное восприятие, впервые был введен американским психологом Дж. Брунером. Назвав восприятие «социальным», он обратил внимание на то, что существуют единые вырабатываемые в общении, в совместной жизни социально-психологические механизмы восприятия, то есть, восприятие как предметов, так и других людей зависит не только от индивидуально-личностных, но и от социокультурных факторов (например, дети из бедных семей считают, что размеры монеток больше реальных, дети из богатых семей – меньше).

Факторы, оказывающие влияние на восприятие

Выделяют внутренние и внешние факторы, оказывающие стабильное воздействие на восприятие человеком окружения.

Внутренние по отношению к человеку факторы следующие:

• люди быстрее воспринимают знакомые им сигналы, чем незнакомые;

• люди быстрее воспринимают сигналы, по отношению к которым у них есть сильное чувство, как позитивного, так и негативного характера;

• люди по-разному могут воспринимать сигнал в зависимости от того, что предшествовало этому восприятию и какое состояние (потребности и ожидания) они имеют во время восприятия сигнала.

К внешним факторами, влияющим на восприятие человеком действительности, относятся:

• интенсивность передаваемого сигнала (светлое и громкое воспринимается быстрее);

• подвижность сигнала (движущиеся сигналы воспринимаются лучше, чем неподвижные);

• размер (большие объекты воспринимаются проще, чем маленькие);

• состояние окружения, в котором находится человек (формы, цвета, звуки и т.п.).

Вопрос: «Искажения в процессе восприятия»

  1. Стереотипизация обобщение, приписывание другим черт, желаний и настроений, им не присущих, следование первому впечатлению и тому подобные формы восприятия могут порождать множество проблем, трудностей и ошибок в организационном поведении и вызывать предубеждения, которые могут отрицательно сказываться на многих организационных процессах (на найме, продвижении по службе, вознаграждении и увольнении работников и т.д.) Поэтому желательно, чтобы как можно большее количество людей в организации знало об этом и старалось по возможности учитывать это, критически расценивая свое восприятие. Особенно важно это для руководящего состава. Естественно, абсолютно верного и свободного от влияния личностных черт человека восприятия нет и, не может быть в принципе. Однако это не означает, что люди не должны стремиться более объективно воспринимать реальность, пытаться понять особенности и характерные черты присущего им восприятия окружения для того, чтобы сознательно корректировать воспринятую ими информацию.
  2. Проекция человеком своих собственных чувств, настроений, переживаний, опасений, мотивов деятельности и т.п. на других людей, может приводить к серьезному искажению восприятия окружения. Люди могут объяснять мотивы действия других в соответствии с тем, почему они сами осуществляют аналогичные действия, и впадать при этом в глубокое заблуждение. Например, работоспособный начальник может считать, что все его подчиненные также очень напряженно работают. Это может быть не так. И наоборот, ленивый начальник может необоснованно подозревать всех в том, что они отлынивают от работы.
  3. Первое впечатление может оказывать сильное влияние на восприятие человеком определенной действительности . Очень часто все дальнейшее видение человека, его восприятие находится в плену у первого впечатления. Сильное первое впечатление может оказывать двоякое влияние на дальнейшее восприятие. Оно может способствовать сохранению аналогичного восприятия, даже если оно и не соответствует действительности, но может приводить и к резкой смене восприятия. В организационном поведении человека – первое впечатление может способствовать более быстрому и легкому вхождению в организационное окружение и ускоренному установлению нормального взаимодействия между человеком и «окружением». Поэтому для нового члена организации очень важно правильно провести свой первый контакт с организацией. Окружению, и особенно руководству, в свою очередь следует опасаться сильно полагаться на первое впечатление, так как оно может сформировать неверный образ и породить неоправданные ожидания.

2 Вопрос. Психологические механизмы восприятия.

Влияние имиджа на восприятие человека

Под восприятием в психологии понимается целостный образ другого человека, формируемый на основе оценки его внешнего вида и поведения. В деловом общении приходится взаимодействовать с людьми, которых видишь впервые и с которыми уже хорошо знаком. В этих случаях в основе восприятия лежат разные психологические механизмы. При восприятии незнакомых людей действуют механизмы межгруппового общения, знакомых – межличностного.

К психологическим механизмам восприятия в межгрупповом общении относят:

1. Физиогномическая редукция – это общепринятый способ понять и оценить другого человека. Его оценивают по облику. При этом берутся во внимание черты лица, телосложение, манера поведения, походка, одежда партнера по общению. Физиогномическая редукция как грубый, приблизительный способ познания другого человека, если ее не переоценивать, может быть использована в практике общения. Признанный специалист в этой области – Шерлок Холмс.

2. Социальная категоризация – классификация людей и событий окружающего мира. Может быть грубой и тонкой. Грубая – деление на мужчин и женщин, военных и гражданских, белых и черных. Тонкая классификация более сложна и требует интеллекта и опыта, например деление на интеллигентных и неинтеллигентных, представителей гуманитарных и точных наук, сангвиников, флегматиков и др.

3. Групповая идентификация – отнесение самого себя к одной из групп. Нетрудно отнести себя к европейцам, мужчинам, спортсменам, болельщикам, но очень непросто решить, волевой вы человек или безвольный, интересный или неинтересный, культурный или нет. Это бывает необходимо, ведь каждая из этих категорий предусматривает определенное поведение, права и обязанности, которые не надо придумывать самому. Поэтому очень эффективно идентифицировать себя с более авторитетной группой.

4. Межгрупповая дискриминация – искаженное восприятие, связанное с переоценкой своей и недооценкой любой другой группы. Если же принадлежность к группе не дает ощущения превосходства над другими, личность может поменять группу. А не добившись успеха и здесь, снижает самооценку, переживает стрессовые потрясения, отклонения в функционировании психики.

5. Атрибуция – приписывание другому человеку мотивов поведения, личностных характеристик. Не зная причин поведения другого человека или зная их недостаточно, личность приписывает ему мотивы поведения либо на основе своего жизненного опыта, либо на основе сходства поведения представителя данной группы людей с поведением аналогичных групп, о которых оценивающий знает по собственному опыту.

6. Децентрация – способность встать на точку зрения другого человека, посмотреть на окружающее его глазами.

7. Социальный стереотип – устойчивое представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы. Практически каждый взрослый человек способен по внешности, одежде, манере говорить и поведению достаточно точно определить многие социально-психологические характеристики партнера по общению: психологические черты, возраст, социальный слой, приблизительную профессию. Но эта точность возможна только в нейтральных ситуациях. При заинтересованности друг в друге вероятность ошибок увеличивается.

8. Фактор превосходства. Люди, вступающие в общение, не равны по социальному статусу, жизненному опыту, интеллектуальному потенциалу и т. п., и поэтому возможны ошибки неравенства. При встрече с человеком, превосходящим нас по какому-то важному для нас параметру, мы оцениваем его более положительно, чем если бы он был равен нам. Если же мы его в чем-то превосходим, то недооцениваем такого человека. Причем превосходство фиксируется по одному фактору, а переоценка (недооценка) – по многим. Эта схема работает лишь при очень значимом неравенстве.

Признаки превосходства определяются:

  • по одежде человека, его внешнему оформлению (очки, прическа, драгоценности , машина, оформление кабинета и др.);
  • манере поведения человека (как сидит, ходит, разговаривает, куда смотрит и т. д.).

Эти элементы служат знаками групповой принадлежности и для самого человека и для окружающих.

9. Фактор привлекательности. Под его действием какие-то качества переоцениваются или недооцениваются другими людьми. Если человек нравится внешне, то мы склонны считать его более умным, интересным. Но в разное время разное считалось привлекательным, у разных народов свои каноны красоты, то есть привлекательность носит социальный характер. Знаком привлекательности являются усилия человека выглядеть социально одобряемым. Привлекательность – степень приближения к тому типу внешности, который максимально одобряется той группой, к которой мы принадлежим.

10. Фактор отношения к нам. Люди, хорошо к нам относящиеся, оцениваются выше тех, которые относятся к нам плохо. Знаком отношения к нам, запускающим соответствующую схему восприятия, является все, что свидетельствует о согласии или не согласии с нами. Чем ближе чужое мнение к собственному, тем выше оценивается этот человек. И наоборот, чем выше оценивается человек, тем большее ожидается сходство его взглядов с собственными.

В постоянном общении становится важным более глубокое и объективное понимание партнера – его актуального эмоционального состояния, намерений, динамики его отношения к нам.

Психологические механизмы восприятия и понимания при межличностном общении:

  • Идентификация (уподобление) – умение ставить себя на место другого человека и определять, как бы он действовал в подобных ситуациях.
  • Эмпатия – понимание на уровне чувств, стремление эмоционально откликнуться на проблемы другого человека. Ситуация другого человека не столько продумывается, сколько прочувствуется. Такое понимание возможно в отношении немногих, так как это тяжелая нагрузка для психики.
  • Рефлексия – осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание другого, но знание того, как другой понимает меня, т. е. своеобразный удвоенный процесс зеркального отражения друг друга. Есть два субъекта общения: А и Б .

Выделяют четыре позиции каждого из субъектов общения:

  • А , каков он сам по себе;
  • А , каким он сам видит себя;
  • А , каким его видит В ;
  • А , каким ему представляется его образ в сознании В .

Влияние имиджа на восприятие человека

Имидж – это неотъемлемая часть современной общественной жизни. Он является способом завоевания и закрепления определенного положения в обществе, т.е. человек, становится идеалом для многих людей.

Работа по созданию имиджа осуществляется в процессе общения, так как это основной вид деятельности делового человека. В ходе него можно создать такую атмосферу, которая будет способствовать благоприятному решению возникших проблем. Имидж каждого человека – это и есть восприятие его другими людьми. В этом и есть отличие имиджа от стиля, который может быть субъективным и не столь зависимым от чьего-либо мнения.

Перцептивная сторона общения

Может казаться, что в процессе общения люди обмениваются исключительно информацией – один задает вопрос, второй отвечает, и так постоянно. Однако такое понимание коммуникации в корне неверно и не может быть полным. Для того, чтобы выразить это понятие более объемно, психологи ввели термин «перцептивная сторона общения». Предлагаем его рассмотреть, опираясь на книгу Галины Михайловны Андреевой «Социальная психология».

Перцептивная сторона общения – это процесс взаимовосприятия и познания партнеров по общению и установление на этой основе взаимопонимания. Это означает, что люди относятся друг к другу отнюдь не как к источникам информации – имеется еще с десяток факторов, по которым они оценивают собеседника как личность.

Почему же диалог нельзя рассматривать с точки зрения простого обмена информации? Этому есть несколько причин.

Во-первых, диалог нельзя рассматривать лишь как отправление информации одним человеком и прием ее другим, ведь когда человек произносит какую-либо фразу, он в первую очередь (скорее, подсознательно) ориентируется на мотивы, цели и установки собеседника.

В процессе диалога или взаимодействия происходит активный обмен информацией. Ведь люди не просто сухо обмениваются значениями, но при этом стремятся выработать общий смысл. Недостаточно просто принять информацию, ее еще надо осмыслить и понять. В какой-то мере диалог – это совместный процесс выработки понимания или решения.

Во-вторых, два справочных автомата, обмениваясь информацией, не могут повлиять друг на друга, в то время как живые люди – могут. Почти каждая фраза имеет своей целью каким-либо образом воздействовать на собеседника.

Соответственно, эффективность коммуникации определяется тем, насколько удалось это воздействие. В процессе диалога постоянно меняются типы отношений, чего точно не скажешь о справочных автоматах.

В-третьих, собеседники лишь тогда начнут влиять друг на друга, когда оба будут обладать единой системой кодификации и декодификации. Или просто – говорить на одном языке.

Для начала небольшая справка, которая пригодится в дальнейшем понимании: коммуникатор – это человек, отправляющий информацию, реципиент – принимающий ее. Важно обладать единой системой кодификации и декодификации, как минимум потому, что в процессе разговора реципиент и коммуникатор постоянно меняются местами. А это возможно лишь в том случае, если знаки и значения единиц информации понятны обоим участникам.

При этом фраза далеко не всегда равна прямому значению слов. К примеру, жена говорит мужу: «Я только что купила несколько лампочек», что тот должен интерпретировать как: «Иди и замени перегоревшие лампочки».

В-четвертых, при общении между людьми могут возникать коммуникативные барьеры. Они могут привести к искажению сообщения, поэтому вы рискуете потратить свое время из-за того, что неправильно донесли информацию, вызвав путаницу и непонимание.

Примеры коммуникативных барьеров:

  • Использование жаргона: сложные, незнакомые или технические слова и термины.
  • Эмоциональные барьеры и табу. Некоторым людям сложно выразить свои мысли или воспринять их, поскольку определенные темы могут быть запрещены.
  • Отсутствие внимания, интереса или ценности для реципиента.
  • Различия в восприятии и точке зрения.
  • Физические недостатки, такие как проблемы слуха или речи.
  • Физические барьеры для невербального общения: невозможность увидеть и «считать» сигналы, жесты, позу и общий язык тела может сделать общение менее эффективным. Телефонные звонки, текстовые сообщения и другие методы коммуникации, основанные на технологиях, часто менее эффективны, чем общение лицом к лицу.
  • Языковые различия и трудности в понимании незнакомых акцентов.
  • Ожидания и предрассудки, которые могут привести к ложным предположениям и стереотипам. Люди часто слышат то, что хотят услышать, а не то, что им на самом деле говорят, поэтому приходят к неправильным выводам.
  • Культурные различия. Нормы социального взаимодействия в разных культурах сильно разнятся, так же как и выражения эмоций.
  • Различное миропонимание, мировоззрение, мироощущение.
  • Политические, социальные, религиозные и философские различия.

Проблема с коммуникативными барьерами еще и в том, что полностью их избежать не получится. То есть, прежде, чем ваше сообщение усвоится реципиентом, оно пройдет фильтрацию в его сознании на самых разных уровнях.

Как происходит передача сообщения?

Прежде всего, стоит сказать, что информация, которая исходит от собеседника, может быть двух типов:

  • Побудительная: выражается в просьбе, совете, приказе, то есть рассчитана на то, чтобы побудить кого-нибудь к действию. Это побуждение может быть активизацией, когда вы хотите, чтобы собеседник выполнил действие. Или интердикцией – когда вы хотите оградить человека от выполнения нежелательного действия.
  • Констатирующая: такое сообщение косвенно способствует выполнению какого-либо действия, однако не предполагает непосредственного изменения поведения. При этом интенсивность убеждения может сильно варьироваться: от нейтрального до очень эмоционального тона.

Однако так или иначе, коммуникатор использует речь. Она бывает вербальной и невербальной.

Невербальная коммуникация – это взаимодействие между людьми без использования слов. Вербальная речь – это естественный звуковой язык, то есть система фонетических знаков.

Во время диалога коммуникатор кодирует информацию, а реципиент ее декодирует. Весь этот процесс можно пояснить на примере следующей цепочки:

(Коммуникатор): Интенция – Смысл – Кодирование – Текст (сообщение) – Декодирование: раскрытие смысла (Реципиент)

Прежде чем коммуникатор передаст сообщение, ему нужно осознать смысл, который он хочет донести, после чего кодировать эту информацию в словесные и невербальные сигналы.

Но как при этом коммуникатор удостоверится, что его сообщение воспринято правильно? Это случится, когда произойдет смена коммуникативных ролей, то есть коммуникатор станет реципиентом, а реципиент – коммуникатором.

Реципиент становится коммуникатором и при помощи своей речи дает понять, что уловил смысл сообщения. Диалог в этом смысле похож на пинг-понг, то есть смену ролей. Это можно представить следующим образом:

Сообщение коммуникатора – Обратная связь (интерпретация смысла) – Уточнение, дополнение – Приращение информации – Принятие или непринятие приращения – Обратная связь

Таким образом, роли постоянно меняются, чтобы коммуникатор удостоверился в том, что его сообщение собеседник понял правильно.

Модель коммуникационного процесса

Существует несколько моделей коммуникативного процесса, самой известной из которых является концепция Гарольда Лассуэлла.

Эта модель изначально включала пять элементов, но в итоге Лассуэлл добавил к ней еще две, изменив несколько остальные. Изначальная модель:

  • Кто? (коммуникатор, источник информации, то есть человек, который передает информацию).
  • Что? (сообщение, которое передает коммуникатор).
  • По какому каналу? (способ передачи информации).
  • Кому (получатель, реципиент – это может быть как один собеседник, так и целая аудитория).
  • С каким эффектом? (реакция на полученное сообщение, оценка эффективности коммуникации).
  • Кто? (коммуникатор).
  • С каким намерением? (Лассуэлл считал этот вопрос самым важным, ведь без мотивов и целей коммуникации невозможно говорить ни о каналах, ни о целевой аудитории – то есть о коммуникации в общем).
  • В какой ситуации? (ситуация может быть трех видов: благоприятная, нейтральная, неблагоприятная).
  • С какими ресурсами? (под ресурсами стоит понимать как самого коммуникатора, так и технологии, финансовые средства и методы).
  • Используя какую стратегию? (Лассуэлл считал, что каждый коммуникатор до начала речи должен выбрать стратегию, а не просто пускать все на самотек).
  • На какую аудиторию? (если вы знаете, кто ваша аудитория или собеседник, то сможете намного эффективнее убеждать их).

Как научиться эффективной коммуникации?

Существует множество способов и советов улучшить свои коммуникативные навыки, мы же предоставляем вам наиболее интересные и эффективные из них.

Всегда осознавайте контекст происходящего. Вам нужно понимать, какой формат у вашего диалога:

  • Социальное событие.
  • Формальный контакт на работе или в быту.
  • Случайная эпизодическая встреча.
  • Ассиметричная ситуация (в обучении, руководстве).
  • Игра.
  • Расслабленный неформальный диалог.

Исходя из контекста вам будет легче выбрать правильный стиль поведения.

Выберите правильный стиль поведения. Каждая ситуация диктует свой стиль поведения и действий. Если вы неправильно «считаете» контекст, то коммуникация будет затруднена.

Вы наверняка видели со стороны как нелепо смотрится человек, который ведет себя неподобающе контексту и как тут же возводятся десятки барьеров между ним и остальными.

Считается, что есть три стиля поведения: гуманистический, манипулятивный и ритуальный.

Гуманистический – это стиль, который направлен на обоюдное изучение представлений партнеров, что приводит к возникновению эмпатии.

Манипулятивный – вы пытаетесь привить другому человеку свою точку зрения. Это всего лишь инструмент, который вы можете использовать как на благо, так и во вред.

Ритуальный стиль задается определенной культурой. В американском обществе принято отвечать «Прекрасно!» на вопрос «Как дела?».

Если вы верно разберетесь в контексте ситуации, а также сумеете выбрать правильный стиль поведения, то значительно повысите свои шансы на то, что ваше сообщение будет воспринято, как и задумывалось.

Используйте трансакционный анализ. Эрик Берн в своей книге «Игры, в которые играют люди» представляет свой оригинальный взгляд на транзакционный анализ – направление, которое предполагает регулирование действий собеседников при помощи регулирования их позиций. У Берна это Родитель («Надо!»), Взрослый («Хочу!» и «Надо!») и Ребенок («Хочу!»).

Вы будете эффективно общаться с людьми в том случае, если позиции совпадают. К примеру, если к вам обращается человек в роли Взрослого, а вы отвечаете ему тем же. Если же происходит взаимодействие Родитель – Взрослый или Родитель – Ребенок, цель разговора может быть не достигнута.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: