Подходы в психологии — выкладываем во всех подробностях

Девять основных подходов в практической психологии

Автор Evgeniy в 04/10/2013. Опубликовано Психология 101 Последнее обновление: 04/05/2015


Довольно легко потеряться в современных психологических подходах: чем отличается когнитивизм от бихевиоризма? почему важно разграничить эволюционный и биологический подходы? и, наконец, как каждая из психологий объясняет феномен человеческого поведения?

Вместо предисловия

  • Существует множество точек зрения на феномен человеческого поведения. Психологи используют всевозможные подходы, когда изучают, как люди мыслят, чувствуют и ведут себя.
  • Некоторые исследователи специализируются на одном подходе, например – на биологическом, в то время как другие обращаются к более эклектичным методам, что объединяют разные точки зрения.
  • Ни один из подходов не является ведущим; каждый только подчёркивает разные аспекты человеческого поведения.

От познания универсальных законов развития к исследованию индивидуального случая

Сегодня идеографический подход к изучению психического развития не просто мирно соседствует с номотетическим, но и оказывается все более востребованным как наукой, так и ее практическими приложениями – психологическим консультированием по проблемам развития, обучения и воспитания детей и подростков. Универсализм в понимании развития оказывается недостаточным для перехода от теоретических конструктов к практическим решениям в практике обучения, воспитания, социализации ребенка 11. Возрастание интереса к индивидуальным траекториям развития ребенка требует создания типологии вариантов онтогенетического развития. Все большую актуальность приобретает проблема оснований такой типологии и критериев научной квалификации вариантов развития. Структура и динамика психологического возраста, по нашему мнению, могут составить основу для ее создания. Принцип реконструкции истории развития ребенка, предложенный Л.С. Выготским, является методом исследования индивидуальной траектории развития.

Семь основных подходов в психологии

Ранние годы психологии были отмечены преемственностью разных философских школ. Если у Вас когда-нибудь был курс психологии в школе, Вы, должно быть, помните изучение этих школ: структурализм, функционализм, психоанализ, бихевиоризм и гуманизм. С взрослением психологии возрастало и количество тем, которые исследовала наука. Начиная с ранних 1960-х поле психологии разрасталось быстрыми темпами – то же происходило с глубиной и шириной изучаемых психологами предметов.

Сегодня немногие психологи отождествляют свои наблюдения с той или иной школой. Несмотря на то, что Вы всё ещё можете отыскать несколько «чистокровных» бихевиористов или психоаналитиков, большинство психологов классифицируют свои работы исходя из сферы профессиональной деятельности и подхода.

Каждая тема в психологии может быть рассмотрена через призму различных подходов. Например, обратимся к феномену агрессии. Тот, кто придерживается биологического подхода, рассмотрел бы связь мозга и нервной системы с агрессивным поведением. Профессионал, что фокусируется на бихевиоризме, обратил бы внимание на факторы среды, способствующие агрессивному поведению. Другой психолог, использующий кросс-культурный подход, учитывает то, как культурные и социальные факторы сопутствуют агрессии или жестокости.

Рассмотрим несколько главных подходов современной психологии.

Психодинамический подход

Психодинамический подход берёт начало из работ Зигмунда Фрейда. Этот вид психологии акцентирует роль бессознательного мышления, опыта раннего детства и межличностных отношений, чтобы объяснить мотивы поведения и помочь людям, страдающим психическими заболеваниями.

Бихевиоризм

Бихевиоризм – это подход, фокусирующийся на изученных формах поведения. Бихевиоризм отличается от многих других подходов тем, что, вместо акцентировки на внутренних состояниях, он обращается исключительно к внешним проявлениям поведения.

Эта школа доминировала в психологии в начале двадцатого века, а уже в 50-х годах она утратила своё преимущество. Принципы бихевиоризма часто применяются для регулирования психического здоровья: врачи используют эти техники в выявлении диагноза и лечении множества заболеваний.

Когнитивный подход

В течение 60-х начинает набирать силу когнитивный подход. Эта сфера психологии сосредотачивает внимание на таких психических процессах, как память, мышление, решение задач, речь и принятие решений. Под влиянием психологов Жана Пиаже и Альберта Бандуры подход чрезвычайно развился в последние десятилетия.

Когнитивисты часто используют модель обработки информации, сравнивая человеческий разум с компьютером для того, чтобы понять, как информация приобретается, обрабатывается, хранится и используется.

Биологический подход

Исследование физиологии сыграло главную роль в развитии психологии как отдельной науки. Сегодня подход известен как биологическая психология. Иногда называемая биопсихологией или физиологической психологией, школа подчёркивает физические и биологические мотивы поведения.

Исследователи, которые выбирают биологический подход, рассматривают то, как генетика влияет на различные поведения, или как повреждение определённой области мозга формирует поступки и характер личности. Таким образом, генетика, мозг, нервная, эндокринная и иммунная системы – те объекты, которые интересуют биопсихологов.

Этот подход значительно продвинулся за последнее время благодаря прогрессу в изучении и понимании человеческого мозга и нервной системы. Такой инструментарий, как МРТ и ПЭТ сканирования, позволяет исследователям наблюдать мозг человека в разнообразных условиях. Учёные теперь могут увидеть последствия повреждения мозга, наркотиков и болезней методами, что были недоступны ранее.

Кросс-культурный подход

Кросс-культурная психология – довольно новый подход, который развился за последние двадцать лет. Учёные рассматривают человеческое поведение через призму разных культур. Изучая эти различия, мы можем больше узнать о влиянии родной культуры на наше мышление и поведение.

Например, исследователи отметили то, как различно социальное поведение в индивидуалистических и коллективистских культурах. В индивидуалистических культурах – например, в США – люди склонны затрачивать меньше усилий, когда они находятся в группе; такое явление известно как «социальное безделье». В коллективистских культурах – например, в Китае – напротив, люди работают активнее, когда они – часть коллектива.

Читайте также:
Какими должны быть отношения?

Эволюционный подход

Эволюционная психология сосредоточена на изучении того, как эволюция объясняет психологические процессы. Исследователи берут за основу базовые принципы эволюции, в том числе естественный отбор, и применяют их к психологическим явлениям. Этот подход предлагает следующую теорию: психические процессы возникли потому, что они помогают в выживании и размножении.

Гуманистический подход

В течение 1950-х формируется гуманистическая психология. Взращённый работами Карла Роджерса и Абрахама Маслоу, подход подчёркивает значение мотивации для мыслей и поведения человека. Основой психологии является концепция самоактуализации. Те, кто избрал такой подход, изучают способы, позволяющие человеку вырасти, измениться и развить личный потенциал. Между прочим, позитивистская психология, недавно возникшая отрасль психологии, уходит корнями именно в гуманистический подход.

Концепция психологического консультирования на основе гуманистической психологии

Личность клиента стоит в центре методологии гуманистического направления, которое развивали К. Роджерс, Ф. Перлз, В. Франкл.

Методологическая позиция этих психологов заключается в том, что предназначение человека жить и действовать, определяя свою судьбу внутри самого себя сосредотачивать контроль и решения.

Задача психолога и клиента заключается в том, чтобы полнее понять мир клиента и оказать ему поддержку во время принятия важного для него решения. Революция в практической психологии состоит в том, что Роджерс подчеркивал ответственность человека за свои действия и решения

Поддерживая состояние психического здоровья у клиента, психолог дает возможность клиенту соприкоснуться со своим внутренним миром

Революция в практической психологии состоит в том, что Роджерс подчеркивал ответственность человека за свои действия и решения. Поддерживая состояние психического здоровья у клиента, психолог дает возможность клиенту соприкоснуться со своим внутренним миром.

Основным понятием в работе этого направления лежит мироощущение клиента.

Работа психолога требует навыков внимания, эмпатии, умения слушать, работать с противоречием реального и идеального «Я» клиента.

В интервью используются открытые и закрытые вопросы, приемы отражение чувств, пересказ, самораскрытие, направленные на проявление мироощущения клиента.

Методы взаимодействия дают возможность снять тревожность и напряжение клиента. Показывая клиенту как надо общаться с людьми, психолог может его изменить.

Особое место в гуманистическом направлении психологии занимает гештальт-терапия Ф. Перлза – она отличается разнообразием приемов и микротехник, среди которых восприятие «здесь и теперь», метод пустого кресла, беседа с частью своего «Я», диалог «верхней собаки», работа со снами и др.

Также в гуманистической психологии благодаря работам В. Франкла используются техники перемены отношения, парадоксальные намерения, переключение, метод убеждений. Работая с этими техниками психолог должен ориентироваться на мироощущение клиента.

Post scriptum

Существует множество точек зрения на человеческое мышление и поведение. Многообразие подходов современной психологии позволяет исследователям и учащимся найти свой способ постижения различных проблем, отыскать новые пути объяснения и прогнозирования человеческого поведения, а также развить современные методы лечения отклонений.

Теги: бихевиоризм, Гуманистический подход, когнитивизм, кросс-культурный подход, подходы в современной психологии, эволюционный подход

Есть что сказать? Оставть комментарий!:

Субъект и объект управления

Субъект управления — это лицо (физическое или юридическое), осуществляющее функцию управления . В организации под это определение попадает как один руководитель, так и несколько руководителей, например, совет директоров. Психологии управления подразумевает под субъектом такого воздействия, прежде всего, личность руководителя со всеми её особенностями.

Необходимо отличать субъекта управления от субъекта управленческой деятельности, который может быть только человеком, индивидом.

Персонифицированным объектом управления является лицо (физическое или юридическое), в отношении которого осуществляется функция управления. В организации объектами управления можно назвать работников различных сфер деятельности и менеджеров низшего или среднего звена. Психология управления рассматривает следующие объекты воздействия:

  • личность сотрудника;
  • формальная и неформальная группа;
  • социальная группа, коллектив, подразделение;
  • уровень управления;
  • организация.
  • Процессы управления и иные виды человеческой деятельности;
  • Корпоративный микроклимат;
  • Корпоративная мораль;
  • Стиль руководства;
  • Системы управления, организации, контроля, регуляции, мотивации;
  • Регламенты, правила, нормы, планы, установленные в организации, и т.д.

Психологические закономерности управленческой деятельности

Знание следующих закономерностей в психологии управления позволяет понимать нюансы протекания многих процессов в организации:

Закон неопределённости отклика гласит: одновременно разные люди либо один человек (в разные промежутки времени) могут действовать в ответ на одинаковое воздействие иначе в зависимости от различий в психологической структуре личности .

Закон неадекватности отображения человека человеком подразумевает: один человек неспособен в полной степени познать другого для принятия объективного решения в отношении него.

Закон неадекватности самооценки: большинство людей имеют либо заниженную, либо завышенную самооценку.

Закон расщепления смысла управленческой информации. Существует тенденция к изменению контекста директив, приказов, постановлений и т.п. по мере их продвижения по уровням вертикали управления.

Закон самосохранения имеет в виду следующее утверждение: сохранение собственного социального статуса, самостоятельности проявления личностных качеств, чувства собственного достоинства является доминирующим мотивом поведения субъекта управленческой деятельности.

Закон компенсации. Если человек попадает в социальную среду, в которой либо завышены требования к нему, либо достаточно высок уровень стимулов, то он возмещает свой недостаток умений, знаний для этого статуса другими навыками или способностями. Однако, этот принцип не работает, если занимаемая должность имеет слишком высокий уровень сложности управленческой деятельности [3, с. 7].

Типология психологических подходов к пониманию психологических проблем Текст научной статьи по специальности « Психологические науки»

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Соколова Эмилия Александровна

В исследовании представлена новая типология психологических подходов к пони-манию психологических проблем. Она представляет собой систематизацию ряда характеристик психологической проблемы , описанных в современных исследованиях, как относящихся авторами к психологической проблеме , так и не относящихся к ней. Такие характеристики показывают характер воздействия психологической проблемы ; связь психологической проблемы с ситуацией или средой; взаимовлияние личности (субъекта) на возникновение проблемы или возникшей вследствие психотравмирующей ситуации психологической проблемы на личность; динамику психологической проблемы ; состав и структуру психологической проблемы как системы, понимание психологической проблемы как феномена сознания . На основе синтеза характеристик психологической проблемы , представленных в новой типологии, предложено определение психологической проблемы , согласно которому психологическая проблема является проблемой субъекта и представляет собой многоуровневую систему, имеющую условия и предпосылки своего возникновения, динамику и располагающуюся как в сфере сознания , так и в сфере реальности.

Читайте также:
Советы для молодых девушек в одном месте — познаем в общих чертах

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Соколова Эмилия Александровна

Typology of Psychological Approaches to Understanding Psychological Problems

The research presents a new typology of psychological approaches to understanding psychological problems. It is a systematization of a number of characteristics of the psychological problem described in modern studies, both related by the authors of the psychological problem , and not related to it. Such characteristics show the nature of the impact of the psychological problem ; connection of the psychological problem with the situation or environment; mutual influence of the person (subject) on the occurrence of the problem or the psychological problem that has arisen due to the psychotraumatic situation to the personality; dynamics of the psychological problem ; composition and structure of the psychological problem as a system, understanding of the psychological problem as a phenomenon of consciousness . Based of the synthesis of the characteristics of the psychological problem presented in the new typology, a definition of a psychological problem is proposed, according to which the psychological problem is the subject’s problem and represents a multi-level system having the conditions and prerequisites for its origin, dynamics and located both in the sphere of consciousness and in the sphere of reality.

Текст научной работы на тему «Типология психологических подходов к пониманию психологических проблем»

9. Дейнека О. С. Психология превентивной политики правонарушений экономике и бизнесе: учеб. пособие. – Saarbrucken: Palmar-ium Academic Publishing. 2013. – 410 с.

10. Забелина Е. В., Честюнина Ю. В., Смирнов М. Г. Психологическое время личности в условиях глобализации: постановка проблемы [Электронный ресурс] // Universum: психология и образование. – 2016. – № 9 (27). -URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/ite m/3607 (дата обращения: 28.09.2016).

11. Забелина Е. В. Психологическое время и экономическое сознание личности: теоретическая модель [Электронный ресурс] // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. – 2016. – Т. 1 – № 4. – URL: http://soc-econom-psychology.ru/engine/documents/docu ment282.pdf (дата обращения: 28.12.2016).

12. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / под ред. Д. Н. Ушакова. – Т. 4.: С – Я. -М.: Русские словари, 1995. – 754 с.

13. Плоткин Ф. Б. Проблема структурирования времени: механизмы временной де-зактуализации и пути решения // Психическое здоровье. – 2012. – № 5 (72). – С. 71-90.

14. Бродский И. Похвала скуке. Речь перед выпускниками Дортмутского колледжа в июне 1989 года // Знамя. – 1996. – № 4. -С. 9-13.

15. Кундера М. Подлинность // Неспешность. Подлинность: Романы. – Спб: Азбука-Классика, 2002. – 288 с.

16. Леонтьев Д. А. Время как измерение человеческой жизни // Время пути: исследования и размышления / под. ред. Р. А. Ахме-рова, Е. И. Головахи, Е. Г. Злобиной, А. А. Кро-ника, Д. А. Леонтьева. – К.: Ин-т социологии НАН Украины, 2008. – С. 8-36.

17. Орлов В. В. Постиндустриальное общество и Россия // Философия и общество, 2003. – № 3. – С. 78-88.

18. Толстых Н. Н. Время думать о будущем // Мир психологии. – 2013. – № 2 (74). -С. 96-107.

ТИПОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ПОНИМАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ

В повседневной жизни у людей возникает ряд проблем, некоторые из которых не решаются. В экстремальных ситуациях люди, пострадавшие от стихийных бедствий, локальных войн, террористических актов и техногенных катастроф, сталкиваются с множеством проблем – социальных, биологических и психологических [1, с. 20], которые выходят за пределы их повседневного опыта и которые они часто не умеют решать. Во всем мире отмечается увеличение количества таких ситуаций, значит, увеличивается и количество связанных с ними психологических проблем.

Быстрое развитие технологий, включая информационные, изменение социальных, в том числе семейных укладов и системы ценностей, приводят к появлению новых, ранее не существовавших проблем. Они включают проблемы, например, связанные с защитой субъектов образовательного процесса от негативного информационно-психологического воздействия [22], с развитием эстетической хирургии [6], пересадки органов [13], с общением в социальных сетях [29] и т. д. Эти проблемы пока недостаточно изучены и в большинстве случаев пока не всегда решаемы. Все это свидетельствует не только о количественном росте, но и качественном изменении состава нерешаемых психологических проблем.

Читайте также:
Успех в карьере (видео)

Нерешаемые психологические проблемы приводят к ряду негативных последствий. В настоящее время установлено, что последствием нерешенных психологических проблем может быть психосоматика [10]. Наличие у че-

ловека психосоматического заболевания снижает качество его жизни [15], вызывает потерю или ухудшение работоспособности, требует значительных затрат государства и самого человека на лечение психосоматических заболеваний. Учитывая, что психосоматическими заболеваниями, такими, например, как бронхиальная астма, ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь и другими, страдают миллионы людей во всем мире, актуальной является первичная профилактика психосоматических заболеваний [19], которая заключается в первую очередь в решении психологических проблем [19].

Несмотря на значительное количество психологических проблем, они в настоящее время недостаточно изучены. Отсутствует общепринятое в психологии определение психологической проблемы. Научная категория «психологическая проблема» не представлена и в теоретической психологии [21]. Актуальность оказания психологической помощи при психологических проблемах указывает на необходимость изучения психологических проблем и рассмотрении их в качестве научной категории.

Одним из главных средств объяснения объекта, как пишут А. П. Огурцов и Э. Г. Юдин, является его типология [16]. В применении к исследованию психологических проблем речь идет об объяснении объекта «психологическая проблема». Выделению объекта в качестве научной категории предшествует его типология [16].

В когнитивном подходе [26], рациональ-но-эмотивной терапии [26], позитивной психотерапии [18] и ряде других подходов психологическая проблема понимается как своеобразие одной из составляющих личности, которая по каким-то причинам искажает внутри-личностное взаимодействие и (или) взаимодействие с окружающими, и мешает адаптации и развитию. Причем в разных подходах психологии по-разному понимается эта составляющая личности.

Существуют и другие основания для понимания психологических проблем. Например, в бихевиоральном подходе психологическая

проблема клиента понимается как неадаптивное поведение [26]. В экзистенциальном подходе психологическая проблема также не рассматривается как какая-то определенная составляющая личности [14]. Основанием для выделения экзистенциальных проблем является глобальное недовольство своей жизнью, включая разные аспекты этого недовольства: страх смерти, отравляющий жизнь человека, отсутствие смысла жизни, ощущение недостатка свободы или нежелание принять ответственность, и т. д. [14]. В клиент-центрирован-ной терапии, независимо от той проблемы, с которой к психотерапевту обратился клиент, по мнению психотерапевта, психологической проблемой клиента является недостаточный уровень развития личности в целом, что не позволяет человеку самостоятельно решать свои психологические проблемы [26].

Таким образом, в современной психоло-ии выделяются разные основания понимания психологических проблем. Выделение разных оснований для расчленения изучаемой реальности, указывает на существование определенной типологии [16] – типологии психологических подходов к пониманию психологических проблем. Изучаемая реальность – психологическая проблема.

Существующая в настоящее время типология включает формы, в которых в современном понимании существуют психологические проблемы. Однако существующая типология не позволяет дать ответа на ряд вопросов, например, что же такое «психологическая проблема»?; чем «психологическая проблема» отличается от «проблемы»? Она не раскрывает состава и структуры психологической проблемы, не показывает ее динамики. То есть в настоящее время существующая типология не в полной мере удовлетворяет потребности общества в понимании психологических проблем и недостаточна для рассмотрения психологической проблемы в качестве научной категории.

Возможно, опора на ряд современных исследований в создании новой типологии психологических подходов к пониманию психологических проблем позволит перейти к бо-

20/ Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии: лекции по введению в психотерапию для врачей, психологов и учителей. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 214 с.

5. Безносов С. П. Профессиональная деформация личности. – СПб.: Речь, 2004. – 272 с.

6. Варлашкина Е. А. Эстетическая хирургия как психологическая проблема // Психология в вузе. – 2013. – № 1.- С. 110-122.

7. Василюк Ф. Е. Психология переживаний (Анализ преодоления критических ситуаций). – М.: Изд-во МГУ, 1984. – 200 с.

8. Дубов И. Г. Психология больших групп как один из важнейших разделов социальной психологии [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. – 2012. -№ 1. – С. 1-6. – URL: www.psyedu.ru (дата обращения: 13.02.2017).

9. Игумнов С. А., Жебентяев В. А. Стресс и стресс-зависимые заболевания. – СПб.: Речь, 2011. – 346 с.

10. Королева Е. Г. Психосоматика. -Минск: «ИВЦ Минфина», 2007. – 216 с.

11. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. – М.: Смысл, 2003. – 487 с.

12. Линде Н. Д Психологическое консультирование: теория и практика [Электронный ресурс]. – М.: Аспект Пресс, 2010. – 255 с. -URL: http://www.klex.ru/i7w (дата обращения: 29.06.2017).

13. Менделевич В. Д. Клиническая и медицинская психология: практическое руководство. – М.: МЕДпресс, 1999. – 592 с.

14. Мэй Р. Р. Экзистенциальная психология / Р. Р. Мэй, А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс: пер. с англ. Л. Я. Дворко. – Львов: Инициатива; М.: Институт общегуманитарных исследований, 2005. – 160 с.

15. Новик А. А. Руководство по исследованию качества жизни в медицине / А. А. Новик, Т. И. Ионова. – СПб.: Издательский дом

«Нева»; М.: «ОЛМА – ПРЕСС Звездный мир», 2002. – 320 с.

16. Огурцов А. П., Юдин Э. Г. Значение слова «типология» в Большой Советской Энциклопедии [Электронный ресурс]. – URL: http://bse.sci-lib.com/article110675.html (дата обращения: 03.05.2017).

Читайте также:
Что написать бывшему парню? (видео)

17. Орел В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал. – 2001. – Т. 22. – № 1. -С. 90-101.

18. Пезешкиан Н. Психотерапия повседневной жизни: тренинг разрешения конфликтов / пер. с нем. Ю. С. Наумова. – СПб.: Речь, 2004. – 288 с.

19. Первичная профилактика психосоматических заболеваний с помощью системы психологических технологий / под ред. И. А. Фурманова. – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2015. -221 с.

20. Пергаменщик Л. А. Кризисные события и психологические проблемы человека. – Минск: НИО, 1997. – 208 с.

21. Петровский А. В. Теоретическая психология / А. В. Петровский, М. Г. Ярошев-ский. – М.: Изд. центр «Академия», 2003. -496 с.

22. Пимонов В. А. Проблема защиты субъектов образовательного процесса от негативного информационно-психологического воздействия [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. – 2012. -№ 2. – С. 1-10. – URL: www.psyedu.ru (дата обращения: 13.02.2017).

23. Психология социальных ситуаций / сост. и общая ред. Н. В. Гришиной. – СПб.: Питер, 2001. – 416 с.

24. Ребер А. Большой толковый психологический словарь: в 2-х томах. – М.: ООО «Издательство АСТ»; «Издательство ВЕЧЕ», 2003. – Т. 2. – 560 с.

25. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание [Электронный ресурс]. – М.: Изд-во Академии наук СССР, 1957. – 332 с. – URL: http://torbina.com/viewtopic.php?t=151846 (дата обращения: 15.03.2017).

26. Техники консультирования и психотерапии / ред. и сост. У. С. Сахакиан; пер. с англ. М. Будыниной [и др.]; науч. ред. Н. Бу-

рыгина, Р. Римская. – М.: Апрель Пресс; ЭКСМО Пресс, 2000. – 624 с

27. Хорни К. Культура и неврозы // Зарубежный психоанализ / сост. и общ. ред.

B. М. Лейбина. – СПб.: Питер, 2001. –

28. Хьелл Л. А. Теории личности / Л. А. Хьелл, Д. Д. Зиглер; пер. с англ. – СПб.: Питер, 2008. – 607 с.

29. Шахмартова О. М. Психологические аспекты общения в социальных сетях виртуальной реальности / О. М. Шахмартова, Е. Ю. Бол-тага // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. – 2011. – № 24. – С. 1002-1008.

30. Яремчук С. В. Субъективное благополучие как компонент ценностно-смысловой сферы личности // Психологический журнал. – 2014. – Т. 34. – № 5. – С. 85-95.

ПРОЦЕССЫ ПАМЯТИ И ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ЖИВОПИСИ

Решение множества изобразительных задач, возникающих в деятельности живописца, в той или иной мере связано с процессами памяти, от характера которых в значительной степени зависит уровень профессиональных достижений в художественной сфере. Развитая зрительная память необходима для творческой работы в области станковой живописи, ибо, как правило, картина представляет

собой не просто увеличенную копию этюда с натуры, а является результатом композиционного поиска, на ход которого оказывают большое влияние образы памяти, сложившиеся у художника или приобретаемые по мере разработки замысла произведения. И даже если картина выполняется непосредственно с натуры, то и в этом случае нельзя отрицать воздействия процессов памяти на итоговый художественный результат.

В не меньшей мере, чем для художника-станковиста, развитая зрительная память важна для монументалиста или преподавателя изобразительного искусства. В последнем случае умение выполнять изображение по памяти имеет значение не только для художественного творчества, но и для педагогической деятельности. Художнику-педагогу важно уметь свободно и уверенно рисовать графическими и живописными материалами многочисленные объекты и явления окружающего мира, необходимость изображения которых может возникнуть в ходе учебных занятий.

В настоящей статье процессы памяти рассматриваются в связи с задачами подготовки студентов художественных специальностей (таких как живописцы различного профиля и художники-педагоги) в условиях высшего и среднего профессионального образования. Вопросы выполнения изображений по памяти и представлению в связи с задачами преподавания дисциплин художественного цикла затронуты в ряде публикаций [1; 5; 6]. Вместе с тем представляется, что сложная взаимосвязь процессов памяти с различными аспектами профессиональной художественной подготовки еще не до конца изучена и может быть предметом как дальнейшего теоретического осмысления, так и разработки практических методик обучения живописи.

Целью статьи является анализ возможностей совершенствования различных видов памяти в процессе обучения академической живописи в условиях средних специальных и высших учебных заведений.

В психологии выделяется несколько видов памяти в соответствии с разными параметрами, например, существует разграниче-

Как выбрать свой подход в психотерапии? Гид по видам от гештальта до когнитивно-поведенческой

Меняя психолога, люди думают, что им не подошел человек. Но иногда проблема в методе. Предлагаем сразу изучить самые популярные подходы в психотерапии и найти идеальный для себя.

Поход к психотерапевту стал частью обыденной жизни, как и забота о ментальном здоровье в целом. Конечно, выросло и количество психотерапевтических методик и направлений. Под каждую ситуацию, темперамент и самоощущение можно выбрать свой психотерапевтический подход, который наилучшим образом поможет именно вам.

Многие специалисты часто владеют сразу несколькими методиками — это стоит уточнять до начала сессий. Ниже самые популярные из них.

Психоанализ

Для любителей классики и долгих разговоров. В эту группу входят множество различных видов терапии и подходов, но главное здесь — это метод интерпретации и скорость. Психоаналитик постепенно знакомится с историей клиента и накапливает знания о его реакциях, а затем дает объяснение слов и поведения пациента. Если у вас есть конкретная проблема, например страх самолетов, — то, скорее всего, психоанализ вам не подойдет. Зато если вы не можете понять, почему у вас не получается выстраивать доверительные отношения с людьми, — ваша остановочка.

Читайте также:
Жизнь после развода с женой
Наталья Ошемкова,

старший преподаватель в Московском институте психоанализа, клинический психолог в Центре современных психотехнологий:

«Психоанализ — работа долгосрочная и не очень структурированная, поэтому в минусах — много потраченных времени и денег. В плюсах — возможность разобраться в себе более глобально, за рамками одного узкого запроса. Классический психоанализ — довольно категоричный подход. Психоаналитик, скорее, „выше“ клиента, он может интерпретировать его сны, оговорки и так далее, но в современном мире даже психоанализ меняется в сторону большего следования за клиентом. У психоаналитиков самые жесткие этические кодексы: психоаналитик должен сохранять себя „чистым листом“. Он не может раскрываться перед клиентом, чтобы не разрушить так называемый перенос».

Гештальт-терапия

Гештальт не пытается анализировать бессознательное, но уделяет большое внимание чувствам и потребностям клиента. Этот подход учит говорить о чувствах и осознавать их. В конечном счете люди начинают лучше слышать самих себя и разбираются в своих желаниях. Гештальт подойдет тем, кто хочет контакта со своими эмоциями — и, соответственно, тем, кому этого контакта не хватает. Это во многом терапия по поиску себя: клиент исследует свои эмоциональные реакции, учится понимать подавленные. В итоге его уровень осознанности повышается — как и качество жизни.

Карина Зинченко ,

«Гештальт-терапия помогает обрести эмоциональную целостность, распознать свои эмоции по отношению к себе и к окружающим, отделить важное от неважного, „закрыть гештальты“, то есть завершить для себя эмоционально недопрожитые ситуации. Гештальт-терапевт уделяет внимание не только рассказу клиента, но и его телесным и эмоциональным реакциям, которые дополняют общую картину. Гештальт подходит не только для решения нынешних сложностей, но и для того, чтобы разобрать ситуации из детства и паттерны поведения, сформировавшиеся там».

Когнитивно-поведенческая терапия

Поиск и осознание автоматических мыслей — основа метода когнитивно-поведенческой терапии. В нашей голове за сутки возникает порядка шести тысяч таких быстрых мыслей, которые являются откликом на происходящее с нами. Они всегда оценочны, и зачастую это негативные оценки. Автоматические мысли эволюционно оправданны — они нужны, чтобы мы могли быстро реагировать на изменения в окружающей среде. Большинство мыслей мы не успеваем даже осознать, но они запускают определенную эмоциональную реакцию. Для того чтобы понять, почему наше состояние изменилось (появились тревожность, страх или апатия), надо выявить, какая именно мысль вызвала это изменение.

Задача когнитивно-поведенческого терапевта — вытащить из бессознательного человека быстрые мысли, убеждения и установки, которые мешают ему. А после извлечения вывести их на рациональный уровень и исправить. ​​

Когнитивно-поведенческая терапия подходит для лечения посттравматического тревожного расстройства и хорошо зарекомендовала себя в лечении депрессии, расстройств пищевого поведения или социальных фобий.

Десенсибилизация и переработка движением глаз

Американский психолог Френсин Шапиро разработала метод в конце 1980-х. Он строится на понимании, что у человека есть адаптивная система, которая перерабатывает стресс, и иногда она застревает на особенно сильных переживаниях, любое напоминание о них буквально выбрасывает человека в прошлый опыт, заставляя раз за разом испытывать тяжелые эмоции. Для того чтобы переработать этот опыт, требуется перезапустить все системы, которые когда-то этот опыт восприняли. И это зрение, слух и осязание — три системы, которыми мы пользуемся постоянно при получении любого опыта.

Описание методов ДПДГ (десенсибилизации и переработки движением глаз) звучит как чудо, однако это работает, и есть большое количество исследований, подтверждающих эффективность. Клиент вспоминает травматичное событие, а в это время психотерапевт задает вопросы или просит представить определенные ситуации, одновременно водя пальцами перед лицом клиента, запуская движения глаз. В результате терапии переживание перестает быть травматичным.

Переработка негативного материала осуществляется за счет билатеральной стимуляции — поочередного возбуждения участков коры то одного полушария головного мозга, то другого при помощи зрительной, слуховой и осязательной систем.

Терапевт может водить рукой, управляя движением глаз, щелкать ручкой (управлять слухом) или постукивать по тыльной стороне ладони (включая осязание). Доказано, что ДПДГ обладает более высокой эффективностью, чем антидепрессанты, при лечении посттравматического синдрома.

Основные психологические подходы

К исследованию личности

В современной психологии сложились устойчивые подходы к изучению личности, наиболее известные из которых: психодинамический, поведенческий, деятельностный, когнитивный, экзистенциальный и трансперсональный.Последние два часто объединяются термином «гуманистический подход».

Каждое из указанных направлений содержит более или менее сложные теоретические построения, экспериментальную и опытную основу присущих им воззрений. Некоторые из подходов представляют собой весьма устойчивые концепции, т.е. системы взглядов на психологическую природу личности (психодинамический, гуманистический, деятельностный подходы). Другие представляют собой научные теории, т.е. подкрепленные экспериментальным путем гипотезы относительно научно постигаемых истин, отражающих психологическую природу личности (поведенческий и когнитивный подходы).

Кроме того, в рамках указанных подходов разработаны в развитие или в противовес им многочисленные смежные теории и методы исследования личности. Так что современная психология личности выступает в качестве самостоятельной научной дисциплины.

Читайте также:
Как общаться с коллегами по работе?

Психодинамический подход к исследованию личности. Этот подход представляет собой первую теоретическую концепцию личности в психологии. Его автором является Зигмунд Фрейд (1856 – 1939), великий австрийский психолог, основатель психоанализа. Согласно З.Фрейду, человек – существо, управляемое динамикой неосознаваемых влечений (отсюда термин – «психодинамический»), а личность – это устойчивое человеческое «Я», которое имеет следующую структуру: Id («Оно» по-латыни) – Ego (собственно «Я» по-латыни) – SuperEgo (сверх-Я). Id – вместилище инстинктивных влечений и подчиняется принципу удовольствия. Ego – центральная инстанция саморегуляции и руководствуется принципом реальности. SuperEgo – моральная инстанция личностного «Я», производящая оценку действий человека с точки зрения их социальной приемлемости. По З.Фрейду, Ego защищает себя от неприемлемых переживаний со стороны Id или SuperEgo с помощью защитных механизмов. Защитные механизмы суть психологические действия, снимающие напряжение с Ego. Их насчитывается всего около двух десятков: вытеснение, замещение, рационализация, проекция, отрицание, регрессия, компенсация, сублимация и др.[1]. Поскольку у человека имеется два основных влечения – к жизни (libido) и к смерти (mortido), именно динамика этих влечений в ходе жизни и искажение восприятия реальности под действием защитных механизмов составляют подлинную интригу существования личности (в психодинамическом подходе). Вместе с З.Фрейдом большой вклад в исследования психологии личности в рамках данного подхода внесли такие ученые как Карл Юнг, Альфред Адлер, Мелани Клайн, Хайнц Когут, Карен Хорни, Вильгельм Райх, Эрик Эриксон и др.

Поведенческий подход. В отличии от психодинамического, в котором главное внимание уделяется истории развития личности и ее внутренним переживаниям, поведенческий подход сосредоточен на трактовке личности как набора поведенческих стереотипов, обусловленных сочетанием обучения и реакций на стимулы. Основатели поведенческого подхода американец Джон Уотсон (1878 – 1958), русский физиолог И.П. Павлов (1868 – 1936), американец Бэррес Скиннер (1904 – 1988) и др. Особенно радикальными вкладами на психологическую природу личности отличался Б. Скинннер. Понятие личности Б. Скипнер относил к группе надуманных наряду с понятиями воли, творчества, свободы, достоинства. Согласно Б.Скиннеру, «личность – это поведенческий репертуар, соответствующий определенному набору обстоятельств». А человеческое поведение есть лишь функция, производное от социальных условий. В поведенческом подходе личность, таким образом, трактуется не как универсальное качество человека, а как продукт обстоятельств. Качества же самой личности (честность, самоконтроль, общительность и т.п.) суть продукты социального подкрепления в конкретных обстоятельствах.

Деятельностный подход. Разработанный в 30-е годы советскими учеными Л.С. Выготским (1896 – 1938), С.Л. Рубинштейном (1880 – 1959) и А.Н. Леонтьевым (1903 – 1979), деятельностный подход отличается от поведенческого в трактовке личности несколькими принципиальными моментами. Во-первых, деятельностный подход во главу угла полагает систему мотивов человека, иерархия которых определяет направленность личности. Во-вторых, трактует личность как иерархию деятельностей, выводя ценность личности из социальной и духовной значимости ее деятельности и средств, которыми она пользуется. В-третьих, деятельностный подход придавал и придает большое значение именно способностям как средству формирования функциональных органов (см.20.2) и создающих, собственно говоря личность в процессе персонализации индивида т.е. выделяя его из изначально полной и безраздельной социальной зависимости (младенец) в полноправного деятеля. Масштабность деятельности индивида, ее социальная и духовная ценность для живущих и будущих поколений выступает в деятельностном подходе мерилом личности. Личностная структура здесь включает в себя: биологический компонент личности (темперамент, характер, задатки-способности), компонент опыта (приобретенные и наработанные знания, умения и навыки) и компонент направленности (система мотивов, убеждений, ценностных смыслов).

Когнитивный подход. Представленный в психологии теорией личностных конструктов Джорджа Келли (1905 – 1965), факторной теорией черт личности Раймонда Кэттелла (1905 – 1994), факторной теорией личностных типов Ганса Айзенка (1916 – 1997) и рядом других, когнитивный подход использует способность логического размышления человека при создании (конструировании) картины мира, а также различные процедуры измерения психических черт личности.

Так, американский психолог Дж. Келли в своей теории личностных конструктов исходил из того, что личность не является некой фиксированной сущностью. Наоборот: что человек делает, как делает, определяет собой его личность. В теории Дж. Келли три основных момента являются базисными для понимания личности: роль, конструкт и конструирование. Личность, таким образом, в теории Дж. Келли представляет собой набор ролей (отец, сын, учитель и т.д.), набор конструктов (значимых утверждений, касающихся оснований классификации жизненно важных отношений) и преобладающие способы создания конструктов. Чтобы понять сущность этой теории, достаточно взять несколько маленьких листочков бумаги (3 см х 4 см) и написать на каждом из них «роль» наиболее значимых для вас людей: отец, мать, друг, учитель, брат и т.д. Затем следует брать в любом сочетании по три таких листочка и отвечать всякий раз на один вопрос: чем двое из этих людей похожи и чем отличны от третьего? По существу, всякий раз, вы или испытуемый следуете логическому правилу исключения третьего, формулируя конструкт, т.е. базисное правило в собственной интерпретации мира. Количество и разнообразие конструктов – это и есть важнейший критерий в трактовке личности.

Американец Р. Кэттел полагал, что личность – это то, что позволяет предсказать, как человек себя поведет в той или иной ситуации, т.е. совокупность правил, которым подчиняется поведение человека во всех видах ситуаций. Р. Кэттелл путем математических измерений выделил общие, уникальные, основныеи поверхностные черты личности. Затем он классифицировал их на темпераментальные, мотивационные и способностные. В итоге, в его структуре личность включает следующие компоненты: 35 личностных черт первого порядка (23 нормальных и 12 патологических), 8 второго порядка, 10 основных мотивационных побуждений (голод, гнев, любопытство и т.п.) и два типа интеллекта – подвижный и кристаллизировавшийся (результат обучения). Обобщенная в наиболее распространенной 16-ти факторной схеме личностных черт (свойств), данная теория получила широкое практическое распространение благодаря одноименному личностному тесту Р. Кэттела.

Читайте также:
Как прижиться в новом коллективе? (видео)

Британский психолог Г. Айзенк, как и Р. Кэттел, опираясь на математические методы анализа, выделил в структуре личности несколько десятков черт, однако, в отличии от Р. Кэттела, установил их зависимость от высших уровней организации поведения личности – личностных типов. Последних он выделил три: экстраверсивный, невротический и психотический. Иерархичность личностной структуры является отличительной стороной теории Г. Айзенка. Психотический тип личности характеризуется такими чертами как: агрессивность, эгоцентричность, импульсивность и др. Экстраверсивный – общительностью, активностью, смелостью, беззаботностью и т.п. Невротический – тревожностью, подавленностью, низкой самооценкой, застенчивостью и т.п. По мнению Г. Айзенка, генетические факторы являются определяющими для поведения личности.

Теории личности Р. Кэттела и Г. Айзенка называют еще теориями личностных черт.

Экзистенционально – трансперсональный(гуманистический подход). Данный подход к анализу и пониманию личности исходит из того, что в каждом человеке заложена потребность в личностном развитии, т.е. в раскрытии потенциала всех своих способностей в стремлении к некоему идеалу. Основателем гуманистического подхода к личности является американский психолог Абрахам Маслоу (1908 – 1970). Одно из главных понятий для характеристики личности, по А. Маслоу, – понятие «самоактуализация», т.е. всемерное раскрытие и применение своих талантов. Согласно А. Маслоу, самоактуализировавшаяся личность отличается следующими чертами: принятием себя и других; непосредственностью (естественностью), потребностью в уединении; независимостью, демократичностью, свежестью восприятия, доброжелательностью, креативностью, способностью к интенсивным (пиковым) переживаниям.

Позже идеи А Маслоу получили развитие в работах Карла Роджерса, Станислава Грофа. А собственно экзистенциальный взгляд на проблемы личности разрабатывался в трудах американского психолога Ролло Мея (1909 –1994), который, опираясь на труды европейских философов, разработал концепцию личности, в которой ключевые понятия – тревога, вина, свобода, миф, судьба, интенциональность (способность к активному действию) составили каркас личностной структуры.

Все вышеуказанные подходы показывают, что личность человека – это сложное образование, включающее в себя комплексы устойчивых и изменчивых признаков, определяющиеся как генетическими, так и социокультурными факторами, среди которых ведущее место принадлежит процессам, позволяющим человеку воспроизводить человеческий тип жизни. При этом можно по-разному трактовать природу и свойства личности. Но на самом деле реальные перспективы для становления и расцвета личности человека определяются усилиями людей по созданию истинно справедливого и гуманного человеческого общества.

Становление личности

Становление личности представляет собой единство процессов ее формирования и развития. С каждым типом концепций и теорий, рассмотренных в предыдущем параграфе, связано и особое представление о развитии личности. Психоаналитическая концепция понимает развитие как адаптацию биологической по природе сущности человека к нормам и требованиям социума, выработку у человека компенсаторных способов действий, примиряющих его с запретами и нормами общества. Поведенческая концепция исходит из того, что главное для развития личности – это организация таких стимулов, которые бы модифицировали поведение человека в сторону приобретения социально желательных стереотипов. Когнитивные теории (в том числе теории черт личности) основывают свои гипотезы о развитии личности на том, что часть черт личности является генетически детерминированными и врожденными, а другие формируются прижизненно путем определенного межличностного взаимодействия. При этом и поведенческая, и когнитивная концепции объединяются в понятии «социализация», подчеркивая основополагающее значение общественных институтов в их влиянии на становление и формирование личности. Гуманистический подход трактует процесс становления личности как реализацию собственных потенций, способностей. Вместе с тем нельзя не заметить, что большинство этих концепций и теорий абстрагируются от реальных процессов в социуме, от реального места конкретного человека в общественной жизни, в производственных отношениях, отношениях собственности. Они абстрагируются от фактической беззащитности человека перед чудовищной мощностью современных индустриально – бюрократических корпораций, систем. Не рассматривают реальных зависимостей человека и возможностей его развития с учетом конкретных социальных условий, в которых он находится. Поэтому, скорее всего, именно деятельностный подход, во главу угла ставящий человека как деятеля, а систему производства как воплощение реальных властных и собственнических отношений, способен объективно и непредвзято анализировать и разрабатывать теорию и практику полноценного личностного развития. Ведь совершенно ясно, что если в обществе не будут решаться вопросы справедливого распределения отношений собственности, предоставления всем детям возможности учиться по их способностям, а не по финансовым ресурсам родителей, бессмысленно говорить о личностном развитии как о перспективе для всех. Лишь приобщение всех членов общества, с раннего детства к высокой человеческой культуре, подлинной науке и разнообразным видам социально значимой деятельности может выступить залогом полноценного личностного развития каждого нового человека, рождающегося беспомощным младенцем и могущего персонализироваться во всесторонне развитую личность. Личность, двигающую вперед, к новым идеалам истины, добра и красоты все человечество.

Читайте также:
Как пережить расставание с лучшей подругой?

Подходы в психологии — выкладываем во всех подробностях

Довольно легко потеряться в современных психологических подходах: чем отличается когнитивизм от бихевиоризма? почему важно разграничить эволюционный и биологический подходы? и, наконец, как каждая из психологий объясняет феномен человеческого поведения?

Ограничения

Приведенная выше типология едва ли может описать все поле психологии, они имеет свои естественные ограниченности хотя бы в силу того, что любое описание беднее жизни. В частности, типология обходит стороной ценнейшее достижение советской психологии: деятельностный подход. Для деятельностного подхода нужно выделять еще одну ось: как внутреннее, так и внешнее поведение определяется не только внешними обстоятельствами, внутренними импульсами и состояниями человека, и не только его личным выбором, но системой деятельностей, в которую этот человек включен.

Смотреть что такое «подход в психологии» в других словарях:

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.

Научные направления

Для начала вспомним о другой дисциплине, с которой психология имеет тесные связи, — о биологии. Применяя биологический подход, ученый пытается проследить взаимосвязь между поведением человека и процессами, происходящими в его нервной системе, в первую очередь головном мозге.

Так, например, сторонники биологического подхода сосредоточивают внимание на роли генетики в формировании характера, а те или иные особенности личности (например, интровертизм) объясняют прежде всего различием в структурах мозга или химических веществ, которые в нем образуются.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Современные методы изучения мозга, такие как магнитно-резонансная томография, компьютерная томография и другие, дают возможность исследовать состояние мозга более глубоко, чем раньше, и дают обширный материал для изучения в рамках биопсихологии.

Бихевиористский (от англ. behavior — «поведение») подход, как ясно из названия, рассматривает внешние поведенческие проявления, отказываясь от изучения внутренних состояний. Бихевиористы видели свою задачу в установлении отношений между внешними стимулами и ответными реакциями человека на них, из которых, как они полагали, и складывается поведение. Особенно влиятельным это направление было в первой половине прошлого века, а сегодня идеи бихевиоризма сохранили актуальность в практической психологии и педагогике.

Даже далекие от психологии люди наверняка слышали о таком направлении этой науки, как психоанализ. Имя основателя этой теории, а также основанного на ней метода лечения тоже широко известно. Австрийский врач-невролог Зигмунд Фрейд считал, что все поступки человека контролируются бессознательными влечениями, важнейшие из которых — сексуальная энергия и энергия смерти.

Бессознательное проявляется в оговорках, ошибках, симптомах психических расстройств, конфликтах, а также находит отражение в творческой деятельности человека. Импульсы бессознательного конфликтуют с требованиями внешней среды, и потому запускаются различные механизмы психологической защиты (самый знаменитый — вытеснение), которые помогают ослабить напряженность и отрегулировать поведение человека. Психоаналитик должен помочь пациенту осознать вытесненные в бессознательное травмирующие переживания и освободиться от них.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Когнитивизм строится на том, что решающая роль в человеческой психологии отводится процессу получения и усвоения знаний. Когнитивный психолог исследует познавательные процессы, то есть воображение, мышление, память, речь, решение задач и так далее. Это направление уподобляет психику человека компьютеру, проводя аналогию между процессом преобразования информации электронным устройством и мозгом.

Гуманистическая психология сформировалась в 50-60-е годы XX века под влиянием идей Абрахама Маслоу, Генри Мюррея и Карла Роджерса, которые интересовались значением потребностей и мотивов в поступках и деятельности человека. Этот психологический подход противопоставляет себя когнитивизму, бихевиоризму и психоанализу.

Представители гуманистической психологии считают, что поведение не определяется ни процессами мышления и восприятия, ни внешними стимулами, ни бессознательными влечениями — это слишком упрощает подход к человеку. Предмет исследования гуманистических психологов — уникальная личность, которая стремится к самоактуализации и находится в постоянном развитии, причем субъективный опыт отдельного человека для них едва ли не более важен, чем изучение общих закономерностей.

Практические методы

Психологическое консультирование проводится с психически здоровыми людьми для того, чтобы помочь им разрешить внутренние или межличностные конфликты. Во время консультации психолог пользуется приемами и методами, разработанными в рамках определенного подхода, причем один психологический подход может дать жизнь нескольким видам психотерапии.

Итак, какие виды терапии чаще всего применяются в современном консультировании?

  • Поведенческая терапия (на основе теории бихевиоризма) ставит задачу замены нежелательных способов поведения полезными. Этот вид особенно эффективен для лечения фобий и зависимостей, то есть тех расстройств, где можно выделить конкретный симптом, с которым работает специалист.
  • Психоаналитическое направление и выделившиеся из него индивидуальная психология, аналитическая психология, самоанализ и другие. Все эти методы основаны на распознавании глубинных мотиваций, которые влияют на поведение человека.
  • Экзистенциально-гуманистическое направление (на основе гуманистической психологии) призвано помочь человеку осознать цель жизни, определиться с основными ценностями, не бояться нести ответственность за свой выбор.

Существует еще множество других методов психологического консультирования, например гештальт-терапия, психодрама, интегративное направление, сочетающее в себе сразу несколько подходов, и другие. Автор: Евгения Бессонова

Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам, пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой, освойте самую востребованную профессию и начните получать от 70-150 тысяч:

Читайте также:
Когда мужчина начинает скучать по женщине после расставания — разъясняем тщательно

Post scriptum

Существует множество точек зрения на человеческое мышление и поведение. Многообразие подходов современной психологии позволяет исследователям и учащимся найти свой способ постижения различных проблем, отыскать новые пути объяснения и прогнозирования человеческого поведения, а также развить современные методы лечения отклонений.

бихевиоризм, Гуманистический подход, когнитивизм, кросс-культурный подход, подходы в современной психологии, эволюционный подход

Определение понятия интегративный подход в психологии с примерами

Психолог. Занимаюсь научной деятельностью в области коррекционной психологи.

Практикующий психолог, гештальт-терапевт. Закончила Тольяттинский Государ.

Психологическая наука является довольно молодой. Но несмотря на это в психологии используется огромное количество методов работы с людьми, разработанные различными школами. Конечно, каждый психолог использует свои инструменты работы с клиентами, но сейчас набирает популярность именно интегративный подход в деятельности психолога. А ты знаешь, что из себя представляет интегративный подход в работе психолога?

Понятие интегративного подхода?

Слово «интегративный» переводится с латинского языка как «восстановление», «целое». Интегративный подход – это такой подход, при котором психолог в своей работе не является сторонником какого-то одного терапевтического подхода, а использует идеи, методы, теоретические положения из самых разных подходов и в зависимости от запросов клиентов может применять эти знания.

Чем же хорош интегративный подход? Ты же понимаешь, что каждый человек уникален. И некоторые подходы хорошо работают на одних клиентах, но на других они оказываются недейственными.

Если психолог работает, применяя только в один подход во взаимодействии с клиентом, он не способен решить все его проблемы, потому что у каждого подхода есть свои ограничения.

Интегративный подход дает широкие возможности психологу для работы с клиентом. Он подразумевает использование методов из разных подходов в зависимости от того, каков запрос клиента. Представь, что ты пришла на прием к психологу, который силен только в одном направлении психологической науки. Сможет ли он проработать все психологические проблемы, которые имеются у тебя?

Когда человек приходит к психологу, работающему с помощью интегративного подхода, психолог использует те методы работы, которые будут эффективны именно с этим человеком и его конкретными проблемами. Интегративный подход подразумевает определенную универсальность и гибкость, учет индивидуальных свойств личности. Техники интегративной психологии помогают человеку принять свои переживания, решить проблемы, повысить творческий потенциал и вернуть вкус к жизни.

Факторы, способствующие развитию интегративного подхода в психологии

Заметь, что все больше психологов начинают использовать именно интегративный подход в своей профессиональной деятельности. А способствуют этому нижеперечисленные факторы:

  • Распространение бесчисленных методов и форм психотерапии, которые затрудняют выбор, а также их исследование и применение на практике;
  • Не все психотерапевтические направления подходят для конкретных клиентов;
  • Поиск общих основных процессов, являющихся характерными для всех методов психотерапии, и постепенное признание особенности, что разные методы могут иметь больше сходств, чем различий;

Интегративный подход в психологии

  • Приблизительно одинаковая действенность сеансов независимо от методов психотерапии;
  • Социально-экономические процессы в обществе, предъявляющие повышенные требования к качеству, продолжительности и эффективности профессиональной деятельности психолога;
  • Учет специалистом индивидуальных психологических особенностей личности клиента, а не собственных теоретических знаний.

Как работает интегративный подход?

Ядром интегративного подхода выступает принцип целостности, который подразумевает понимание психики, как чрезвычайно сложной, открытой, многоуровневой, самоорганизующейся системы, обладающей способностью поддерживать себя в состоянии динамического равновесия и производить новые структуры и новые формы организации.

То есть психика человека является многоуровневой системой, обнаруживающей в личностно-структурированных формах опыт индивидуальной биографии, рождения, а также безграничного поля сознания.

Интегративный подход в психологии принимает во внимание многие подходы к человеческому функционированию, разработанные психологической наукой: психодинамический, клиентцентрированный, поведенческий, семейной психотерапии, гештальт-психотерапии, телесно-ориентированной психотерапии, теории объектных отношений и психоаналитической психологии, транзактный анализ.

Каждый подход предоставляет ценное объяснение психологической функции и поведения, и каждый усиливается в выборочной интеграции с другими.

Тебе наверное интересен алгоритм действий психолога с клиентом, использующего интегрированный подход. Он выглядит следующим образом:

  • Рефлексия актуального состояния, которая подразумевает осознание проблемной ситуации человека и факторов, определяющих это состояние;

  • Присоединение и эмоционально-чувственное вживание в проблему, воспроизведение ее специалистом в собственном сознании и рефлексия собственных переживаний; бывает очень полезно дать клиенту обратную связь по поводу своих переживаний;
  • Постановка общей цели психокоррекционной работы, сообщение клиенту своего понимания ситуации и возможности интерпретации состояния клиента с точки зрения этой концепции. Доведение до клиента информации о применяемых психологических технологиях и их эффектах;
  • Помощь клиенту в осознании своих новых переживаний и возможностей и конструктивном использовании их в повседневной жизни (интеграция личностью нового опыта);
  • Организация отслеживания пациента в социуме и гарантированная поддержка после окончания цикла психокоррекционного взаимодействия.

Как ты понимаешь, при использовании интегративного подхода психотерапия проходит более эффективно, а именно:

  • Нормализуется психоэмоциональное состояние: снимается эмоциональное выгорание, тревога и напряжение уходят, появляются спокойствие на душе и расслабленность в теле;
  • Решаются и психосоматические проблемы: уходят панические атаки, неврозы, вегетососудистая дистония, нормализуется давление (давление повышается, когда проблемы давят, проблемы решаются — давление нормализуется), снимаются головные боли и боли неврогенного характера, исчезают кожные проявления, исчезают сложности в интимной жизни, физическое здоровье восстанавливается и укрепляется;
  • Восстанавливаются и гармонизируются детско-родительские и супружеские отношения, а также межличностные отношения в коллективе;
  • Нормализуется и улучшается трудовая деятельность, карьера, финансовое состояние, то есть в целом меняется качество жизни.
Читайте также:
Как покорить мужчину тельца?

Быть в своей голове: как выбрать тип психотерапии, который подойдет вам

Что делает: работает с подсознательным.

По большому счету это даже не терапия, а именно анализ — практика, которая помогает лучше понять себя: откуда в нас берутся конкретные личностные качества, как формируются стимулы и блоки, почему определенным образом складываются отношения с самим собой, другими людьми, миром в целом. На сеансах психоанализа можно выяснить скрытые от самого себя мотивы и понять, почему вы выстраиваете жизнь определенным образом. Например, человек, выросший под гиперопекой властного родителя, может подсознательно саботировать любые отношения — из страха оказаться под гнетом доминирующего партнера. Психоаналитик помогает связать события из прошлой жизни с настоящим, принять свой опыт и проработать его.

Классический метод психоанализа или психодинамической терапии предполагает большие временные затраты: нельзя изучить себя за пару месяцев и десять сессий. Обычно с психоаналитиком работают годами и встречаются по два-три раза в неделю.

Что делает: исследует, как мысли и чувства связаны с поведением.

Отлично подходит для людей, которые готовы решать свои насущные проблемы здесь и сейчас: прорабатывать конкретные ситуации и искать из них выход. В основе когнитивно-поведенческой терапии лежат два подхода. Бихевиористский (он же поведенческий) подход предполагает, что человека можно научить вести себя определенным образом с помощью разных стимулов. А в основе когнитивной терапии лежит идея о том, что причины наших психологических проблем и расстройств кроются в образе мышления.

Грубо говоря, КПТ позволяет менять поведение с помощью мыслей, а чувства — с помощью действий. Например, такая терапия может помочь выявить внешние стимулы, которые провоцируют вас заниматься самобичеванием и критицизмом. А также избавиться от поведенческих паттернов, которые мешают вам жить (от раздражительности до курения).

Что делает: разбирается с прошлым, чтобы сфокусироваться на настоящем и будущем.

Гештальт-терапия, возможно, самая гуманистическая из терапий. Гуманистические терапии как вид ставят своей целью помочь человеку раскрыть личностный потенциал, стать добрее и искреннее, научиться заботиться о себе и окружающих. «Чтобы полюбить кого-то, нужно сначала полюбить себя» — одна из самых популярных идей, сформулированных психологами-гуманистами.

В основе гештальт-метода лежит идея о том, что все жизненные опыты должны иметь начало и завершение. Если какой-то опыт (гештальт) не закрыт, мы можем бессознательно постоянно возвращаться в прошлое и пытаться заново проиграть эту ситуацию — например, переносить конфликты из предыдущих отношений в новые. На сеансах специалист помогает осознать незавершенность какого-то опыта и закрыть его, а значит, получить возможность сфокусироваться на настоящем.

Что делает: отвечает на главные вопросы жизни, Вселенной и всего такого.

Тоже относится к гуманистическим терапиям, ставит во главу угла самого человека и его свободу воли. Психологи-экзистенциалисты работают с глубинными, сложными и универсальными для всех людей проблемами, такими как отсутствие смысла жизни, страх смерти, тотальное одиночество, абсолютная неизвестность.

«Бытийная» терапия может быть очень поверхностной (как в коучингах и тренингах) и невероятно глубокой, но всегда ставит своей целью помочь человеку принять реальность, используя при этом индивидуальный подход. Каждый может испытывать экзистенциальный ужас, и такая терапия помогает найти свой уникальный способ с ним справиться.

Что делает: помогает самому со всем разобраться.

В психотерапии тоже есть своя мода, и клиент-центрированная терапия сейчас на ее пике. Она служит прекрасной поддерживающей терапией и подходит очень многим. КЦТ тоже базируется на гуманистических идеалах, но идет еще дальше и провозглашает не терапевта, а клиента (пациента) главным врачевателем собственной души. В свое время эта идея о том, что человек изначально имеет в себе достаточно ресурсов для понимания собственной сущности, перевернула мир психологии.

Терапевт в данном случае лишь создает подходящие условия для позитивных изменений, он уважает личность клиента и помогает ему самому выстроить границы своего комфорта, исследовать личность и реализовать ее потенциал.

Что делает: помогает человеку стать более открытым к внутренним изменениям.

Скорее служит дополнительной методикой, а не самостоятельной терапией. С помощью него можно разбираться с зависимостями и прорабатывать серьезные травмы, которые приносят невероятную душевную боль пациенту (например, связанные с насилием). Кроме того, выделяют отдельный вид гипноза — эриксоновский. Он более мягкий и легкий — человек не полностью погружается в транс, а остается в сознании и становится более восприимчивым к позитивным изменениям.

Важно помнить, что не все люди поддаются гипнозу в равной степени (на некоторых он не действует совсем). Гипноз в любом случае не может служить панацеей, но является хорошим инструментом в подходящих случаях.

Что делает: помогает выстроить свою собственную историю.

Нарративную практику можно считать частью клиент-центрированной терапии. На сеансах терапевт задает наводящие вопросы и помогает вам самим рассказать историю своей жизни — ту, которая понравится вам, а не партнеру, родителям, коллегам и обществу в целом. Это мягкая поддерживающая терапия, не предполагающая каких-то конкретных рекомендаций и предписаний от терапевта. Подойдет тем, кто не любит советы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: