Психология девиантного поведения — рассказываем обстоятельно

Девиантное поведение: виды, причины и признаки

Девиантом является человек, который недопустимо себя ведет. Часто подобное поведение требует корректировки специалистов, например, психологов или психиатров. Случаются ситуации, когда девиант может навредить окружающим, поэтому его отправляют в психиатрическую клинику. Регулирование деятельности подобных людей происходит при помощи психиатров, полиции и наркологов.


Виды девиаций

Подобное отклонение может настигнуть человека любого возраста, но зачастую с таким сталкиваются дети и подростки. За трудным ребенком необходим постоянный контроль.

Девиантное поведение различается по видам, а причины, приводящие к такому поведению, могут быть самыми разными. Ученые выделили ряд форм коррекции поведения таких людей:

  1. Социальный подход подразумевает рассмотрение поведения как опасного для окружения.
  2. Гендерный используется при нарушении гендерных ролей.
  3. Психологический подход используют в случае, если наблюдается личностный конфликт индивида, а также полная деградация и саморазрушение.
  4. Возрастной тип предполагается в случае, когда действия индивида не соответствуют его реальному возрасту.
  5. Психиатрический подход рассматривается в случае, когда поведение может говорить о психических расстройствах.
  6. Профессиональный подразумевает работу с человеком, который протестует против негласных правил и норм корпоративной этики.
  7. Этнокультурный — некорректное поведение в рамках отдельного общества.

Девиантное поведение среди молодежи способствует увлечению различными субкультурами и любви к экстремальному виду спорта. Девиантное поведение среди подростков характеризуется:

  • зависимостью от алкоголя и наркотиков;
  • курением;
  • склонностью к суициду;
  • стремлением к повреждениям себя;
  • уходом из дома;
  • воровством;
  • использованием матерных слов;
  • необычным внешним видом.

Причины девиантного поведения

Существует ряд причин, способных приводить детскую и взрослую психику к девиантному поведению:

  • Социальная подразумевает нарушение волевой, нравственной, духовной сферы. Это может быть признаком неправильного воспитания. Часто подростки начинают копировать поведение взрослых, не отдавая себе отчет в правильности данного действия.
  • Психологическая напрямую связана с социальной и характеризуется нарушением восприятия.
  • Биологическая причина относится к заболеваниям органической природы, которые напрямую воздействуют на характер, темперамент и нервную систему.

Признаки девиации

В психологии выделили 3 основных признака девиации:

  1. Для девиантного поведения характерны вспышки агрессии, воровство, мелкие правонарушения, попытки протестовать, подростки могут терять интерес к учебе, маленькие дети воспринимают собственную мать, как некий идеал.
  2. Для аддиктивной формы поведения характерны психологические и физиологические зависимости. Обидчивые и ранимые люди относятся именно к данному типу. Они могут легко попасть под дурное влияние или впасть в депрессию из-за одиночества.
  3. Деструктивный вариант характеризуется наличием агрессии к себе и окружающим, а также возможностью насилия, суицида и порчи предметов.

Развитие и популярность пирсинга с тату в современном мире заставили психологов отнести излишнюю любовь к данным украшения к новому виду девиантного поведения.

Условно также могут выделять и другие признаки девиации:

  • частое возникновение конфликтов с окружающими;
  • наличие страхов, фобий и депрессий;
  • инфантильное поведение;
  • нежелание получать новые знания;
  • нарушение сна, бессонница;
  • упрямство и проявление агрессии.

Все описанное выше относится к девиантному поведению, что не является нормой. Такое поведение может проявиться как в комплексе, так и единично. Чтобы предотвратить развитие более опасного поведения, такие люди должны встать на учет к специалисту, который окажет профессиональную помощь. В некоторых случаях помогает самостоятельное восстановление психоэмоционального состояния. В этом может помочь курс Викиум «Детоксикация мозга».

Девиантное поведение и Девиация в психологии – что это с научной точки зрения?

Что вызывает девиантность и девиантное поведение у человека? Девиантное поведение означает поведение, не соответствущее социальным нормам и ценностям. Отклоняющееся поведение вызывает негативную реакцию у окружающих.

Каждый из нас хоть раз задумывался о череде своих поступков: правильно ли это с нравственной точки зрения, приняты ли данные нормы в обществе. Психологи и социологи давно определили такое понятие, как девиантное поведение.

Девиантное поведение – это действия человека, либо людей, имеющие отклоняющиеся от норм признаки. Социальные психологи обобщили знания о таком поведении в целую систему и уверены, что девиантность – одновременно общественное и пссихологичское явление, имеющее место еще в глубокой древности.

До конца XVIII века в Европе попросту не существовало понятия «психически больной». Были специальные учреждения — работные дома, где содержались девианты: бродяги, мелкие воришки, попрошайки, карманники. И даже алхимики

Это была группа людей, которые не могут или не желают адаптироваться к социальному режиму — и тем самым мешают его нормальному функционированию. Место, в которое их помещали, было типичным исправительным учреждением. Но никто не называл этих людей больными. Скорее, это были просто маргиналы, иногда — преступники или «чудаки».

Кирилл Журавлев — психолог и философ

Описание понятия девиантности

Не все, что официально не принято, является девиантным. А вот переход в зону недозволенного, даже преступного — и есть поведение вне норм. Исходным фактором здесь ученые считают социальные нормы. Именно от них отталкиваются в оценке того или иного типа поведения, поступков, слов, действий. В разных ситуациях меры допустимого неодинаковы.

В социальной системе есть ряд основополагающих моментов, по которым довольно просто определить имеющиеся отклонения от нормы, либо приемлемое поведение.

Факторы делятся на пару разделов:

  1. Прогрессивные (позитивные). В этом случае поведение направлено на преодоление закостенелых взглядов или даже стандартов. Притом социальная система меняется в качественном плане и это не плохо.
  2. Негатив, который выливается из дисфункций, подрывающих социальную систему поступков. Это действует разрушающие и приводит к реализации факторов отклонения от принятых норм. В этом случае девиантное поведение нежелательно.

Каждый человек сталкивается с выбором: вести ему себя так нет. Все мы знаем принятые в обществе нормы и действуем исходя из них. Поэтому очень важно иметь представления о нормах и граничащих с ними факторах и стараться не преступать черту.

В примерах это выглядит весьма просто. Ряд людей, в погоне за славой и деньгами, не считаются с главными человеческими принципами добра, человечности, порядочности, взаимопомощи, правды. Такие индивидуумы способны преступить закон, поступать вразрез с интересами честных людей.

Открытое неповиновение властям и протесты – еще один фактор, побуждающий совершать нелицеприятные поступки. Революционные и даже террористические, а также экстремистские поступки наказуемы. Это свидетельствует о том, что человек пошел не против системы, а против общества и против себя.

Читайте также:
Домашний тиран женщина — рассматриваем тщательно

Чаще всего девиантному поведению подвержены незрелые личности, не имеющие достаточного опыта общения, положительных оценок со стороны окружающих. По воле своей физиологии они всегда в состоянии протеста. Речь идет о не социализированных, неадаптивных личностях. Чаще всего это подростки.

Особенности девиантного поведения подростков

Большинство юношей и девушек, находящихся в переходном возрасте, проявляют свой протест в отношении к какому-либо явлению, требованиям родителей, старших в школе, общества в целом. Но не всё из этого можно считать девиантным поведением. Только когда окружающих и, по большей части, близких людей настораживают некоторые поступки, способные граничить с нелицеприятными проступками, угрожающими правам и свободам других людей.

Девиантное поведение детей и подростков – особые разделы психологии и социологии. Ученые определяют даже групповые девиации, когда небольшие социальные группы действуют, отклоняясь от норм и правил, принятых в социуме.

Некоторые поступки исходят из свойств личности юного человека, а также его воспитания. Когда родителям некогда заниматься обучением или даже стандартным контролем над деятельностью своего ребенка, он быстро отбивается от рук. Отсюда и преступные деяния, и участие в деятельности неформальных группировок. Именно их лидеры призваны направлять за собой неокрепшие детские умы.

Девиантное поведение подростков – своеобразный сигнал о наличии тех или иных особенностей личности, которые могут развиться вовсе не в благоприятную сторону. Впрочем, не все девиации безнадежны и угрожающи. Часто они лишь толчок к нормальному развитию, привлечению внимания к своим проблемам взрослых и, особенно, родителей.

Подростками, поступающими так, движут особенности их личности, развития, воспитания, опыта, знаний, возможности общения с широким кругом сверстников или старших. Исходя из этого, каждый юноша или девушка буде поступать в одной и той же ситуации по-разному.

В зависимости от индивидуальных особенностей и жизненных обстоятельств, отклонения от норм могут проявляться по-разному. В часто повторяющихся ситуациях особенности поведения закрепляются, входят в привычку. Часто подросток просто учится приспосабливаться к «среде обитания», не соотнося себя с важными нормами и правилами.

Ненормальное, неадекватное, асоциальное поведение подростков кроется и еще в ряде факторов. В их числе неудовлетворенность жизнью, нехватка средств, непонимание в рядах сверстников и родителей. От этого возникает психологический дискомфорт. Он приводит к стрессовым состояниям, отрицательным психическим реакциям и, как следствие, девиантному поведению. Ребенок буквально одурманивает себя агрессивной музыкой, алкоголем, наркотиками, токсическими веществами и т.д. Это одна из крайних форм девиации.

Таких подростков называют «трудными». С ними сложно в общении, они угловаты, грубы, замкнуты, недоверчивы. Для контакта требуется огромное количество времени и усилий. И даже в этом случае можно не добиться нужного результата. Только настой педагога на его «волну» может вызвать доверие.

Девиации подростков и детей в возрасте, пограничном пубертатному периоду — очень сложное явление. Оно насыщенно целым комплексом факторов, отражающихся на поведении. В итоге, нарушаются оптимальные процессы социализации, дети становятся «неуправляемыми», возможнд бродяжничество, неординарные и даже преступные поступки, асоциальная деятельность.

Виды и типы девиантного поведения

В этом секторе знаний о девиациях целый набор разноплановых характеристик. Виды девиантного поведения весьма разнообразны. Одна их группа соотносится с интересами индивидуумов, другая – с частью социума, третья – с общественными параметрами и типами норм, которые нарушены.

Основные виды девиантного поведения делятся на:

  1. Деструктивизм. Он выражается в проявлениях мазохизма, конформизма. Человек причиняет себе вред осознанно, на основе имеющихся у него суждений о ситуациях и поступках других людей.
  2. Асоциальные факторы. Они отражаются на семье, друзьях, ближайшем окружении человека. К таковым относятся алкоголизм, наркомания, попытки суицида.
  3. Преступное поведение. Это нарушение закона в любой его части и трактовке. Сюда же относятся пересечение черты морали. Но чаще психологи соотносят такой тип с имеющими место грабежами, убийствами и т.д.

Девиантное поведение имеет несколько форм: поступки (от раза к разу) и целенаправленная деятельность (постоянное занятие проституцией или вымогательство). Сюда же исследователи относят образ жизни. Он тоже может быть преступным. Его ведут представители организованных мафиозных сообществ.

Среди всех разновидностей девиантного поведения наиболее опасна преступность. Все начинается еще в рядах молодежи и, со временем, эти склонности укореняются, приобретая сложный и неблагоприятный характер.

Пьянство, азартные игры, склонность к суицидальным явлениям – тоже прерогатива более юного возраста. Согласно статистике, практически 90% молодых людей начинают принимать спиртное в 13-15 лет.

К самоубийствам приводят конфликтные ситуации в семье и социальной группе, несчастная любовь. Не менее сильнодействующий фактор здесь – агония наркомана, последствия глубокого запоя, «белая горячка». Кстати, не всегда вышеназванные факторы напрямую влияют на решение о самоубийстве. Согласно исследованиям, их количество возрастает в обществе в периоды экономических кризисов, резких потрясений.

Самое интересное, что отмечают криминалисты и психологи – это то, что преступник считает свое поведение нормой. Он оправдывает себя с точки зрения нужды в тех средствах, которые вымогает или забирает силой. И даже мысли о том, что деньги можно заработать честно, не посещают его. Ему нужно все, сразу и много.

Кстати, не во всех обществах нормы поведения одинаковы. То, что у нас является отклонением, в далеком африканском племени «Мумбаев» принято.

Наиболее доступную типологию девиаций представил социолог Мертон. Он определил это понятие, как разрушение культурных ценностей и этических норм.

По Мертону возможных девиаций четыре:

  1. Отрицание общепринятых норм достижения целей: успех, финансовое благополучие, признание. Примером этого типа служат проститутки, денежные махинаторы, вымогатели.
  2. Преувеличение значения способов достижения целей. К примеру, скрупулёзно погрузившийся в свою деятельность, чиновник требует исполнять предписания безукоризненно, сквозь бюрократические проволочки, часто забывая о целях своего пребывания в данном кресле.
  3. Противостояние целям, одобренным обществом. Это выражается в бомжевании, запоях.
  4. Бунтарский настрой — соотносится со стремлением к ломке стереотипов, сложившихся в социуме отношений. Такими способами пользуются революционеры.
Читайте также:
Как понравиться тельцу?

Недевиантное, значит конформное поведение. В этом случае человек всегда соглашается с нормами, целями и средствами, которыми пользуются социальные группы в его окружении. Девиация по Мертону – это доведенная до абсурда идея, следование своим интересам, не соизмеряясь с принятыми ценностями.

Признаки

Вышеназванные признаки можно встретить довольно часто, как в школьной группе, так и в домашнем поведении подростков и вполне взрослых людей. Разумеется, все проявления агрессии – это девиантность. Перепады настроения больше свойственны неуравновешенным, неуверенным в себе личностям. Скрытность, как черта характера, не всегда играет злую шутку в судьбе индивидуума. В разумных пределах это качество бывает полезным.

Примеры

В качестве позитивных девиаций можно привести историю гениального физика Альберта Эйнштейна. Этот человек настолько был беспомощным в быту, что невозможно представить, как ему удавалось выработать столь передовые идеи. Каждый скажет, что Энштейн полностью отдавался любимому делу так, что у него не оставалось возможности чему-то научиться в быту. Те, кто возразит, тоже найдутся. Ведь множество талантливых и даже гениальных людей вполне прекрасно справлялись с готовкой ужина или уборкой комнат.

Еще примеры – Сальвадор Дали, Ван Гог. Их жизнь тоже не стала образчиком угрозы подрыва общественных устоев. Но сам образ жизни, значительно отличающийся от основной массы людей этого общества, говорит об отклоняющимся поведении. Эти люди утратили возможность воплощать ожидаемые стандарты, культура их деятельности в социуме скорее дезорганизована.

Причины

Что касается этого аспекта, ученые выделяют несколько направлений. Причины девиаций кроются не только в социальных факторах, но и биопсихологических. Наркомания, чрезмерное употребление спиртосодержащих напитков часто имеют наследуемый характер. И тот же алкоголизм может стать побуждающим к преступному поведению (грабежи, маргинальные явления).

В частности, склонность к бродяжничеству связана с разрывом социальных связей, невозможностью получить доступ к элементарным благам. Причиной такого образа жизни, как маргинализм, ученые называют и снижение уровня социальных ожиданий, желание уйти в себя и одновременно вызывать жалость окружающих.

Еще одна группа причин девиантного поведения – социальные патологии, психические заболевания. Отсюда и то же бродяжничество, попрошайничество, нежелание работать, либо чрезмерный трудоголизм. Кстати, те же попрошайки часто становятся связующим звеном между наркодиллерами и зависимыми гражданами.

Ученые различают и еще ряд нюансов, касающихся отклонений от норм. Есть девиантное и делинквентное поведение. Первое — просто не соответствие требованиям социума. А вот делинквентность связана уже с преступными наклонностями. Это правонарушения, странные поступки в отношении сверстников, агрессия, приводящая к плачевным последствиям: хулиганство, участие в потасовках. Причинами таковых явлений также могут стать употребление наркотиков, алкогольное опьянение, нестабильные психические состояния.

Профилактика

Для начала детей с девиантным поведением необходимо быстро брать на контроль. Этим должны заниматься педагоги и родители. Нельзя оставлять без внимания ненормальное поведение, либо действовать силовыми методами. Чем раньше будет выявлена склонность к девиации и проведена работа, тем вероятнее положительный исход дела, наличие здоровой личности.

Важно выявлять группы риска. Для этого применяются методики скрининговых обследований учащихся, различные тестирования. Не секрет, что в группах риска – подростки из неблагополучных семей, многодетных и попавших в трудные жизненные ситуации. Именно им нужно уделять большое внимание в ходе профилактики асоциального поведения. И это не только беседы на заданные темы, но и реальная помощь, в том числе психологическая.

Меры должны быть направлены не только на улучшения условий жизни, но и мотивацию ведения здорового образа жизни, отказа от вредных привычек. В данном случае все зависит от причин девиации. Если они кроются в психических недугах или факторах наследственного алкоголизма, поможет только доктор.

Лечение, коррекция

Коррекцией девиантного поведения у человека должны заниматься квалифицированные специалисты, способные не просто исправить имеющиеся проблемы, но и сделать так, чтобы впредь такие ситуации не повторялись. Не стоит внушать подростку, что он «трудный». Большинство патологий исходят из психологических убеждений.

Вся коррекционная деятельность должна исходить из особенностей данной личности. Важно применять индивидуальные подходы, не следуя шаблонным методам. Только в таком случае можно завоевать доверие девианта и начать плодотворно корректировать отклоняющееся поведение.

В такой работе желательно делать упор на положительные черты личности и качества характера. Очень важно замечать и укоренять такие характеристики, как:

  1. Бережливость.
  2. Аккуратность.
  3. Доброжелательность.
  4. Снисхождение.
  5. Порядочность.

Эмоционально неустойчивые люди очень тяжелы в общении. Важно внушить им, что с ними это не так. С ними легко и просто разговаривать, дружить и даже доверять совсем маленькие секреты.

Когда имеет место психическое заболевание, важно убедить человека обратиться к соответствующим специалистам. Это же правило качается лечения наркомании и алкоголизма.

Как избавиться от девиации?

Важно избегать конфликтных ситуаций. Избавление от девиантных явлений неразрывно связано с коллективной работой психологов, педагогов, родителей подростка. Только целенаправленные беседы, положительные эмоции, доброта, постоянное общение. Такие составляющие могут стать неизменной причиной успеха в борьбе с отклонениями поведения детей и взрослых людей.

Не стоит провоцировать человека на агрессию, а все ситуации, так или иначе связанные с ее проявлениями, сводить на нет. Часто требуется помощь психологов и психиатров. Важно не впадать в панику, думая, что такие обращения способны повлиять на судьбу ребенка, делая его предметом насмешек.

Обращения к специалистам этого класса практически всегда анонимны. Распространение конфиденциальной информации врачом карается по закону, даже если она касается самого факта обращения к доктору соответствующей специализации.

Заключение

Явление девиации само по себе имеет древние корни. Еще античные философы и ученые отмечали некоторые отклонения от норм в поведении тех или иных групп подростков. Между тем, в современном обществе четко даны определения понятия девиантного поведения, оно ранжировано на типы, есть понимание, как избавиться от негативных факторов.

В данном деле все в руках родителей и педагогов подростков, попавших под влияние или по иным причинам ведущих себя неадекватно. Только терпение, применение грамотных подходов, профилактические меры способны направить человека в нужное русло.

Читайте также:
Как разлюбить человека которого видишь каждый день?

А вы сталкивались с девиантными подростками, замечали их манеру поведения? Поделитесь своим опытом в комментариях.

Обновлена: 02.09.2020, 07:37 Количество слов: 2266 Время на чтение: 11 мин.
Распечатать
Спасибо авторам за эту статью, которую уже прочли 5 434 раз!
Спасибо нашим читателям, которые пока не оставили ни одного комментария, но уже оценили статью 12 раз!

  • 100
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Алексеич , 24 ноя, 2021 34 905 просм. • 1 отв. • 28 комм.

Василиса , 26 окт, 2021 246 127 просм. • 1 отв. • 288 комм.

Алёнка , 21 окт, 2021 86 748 просм. • 1 отв. • 81 комм.

Алиса , 18 окт, 2021 636 582 просм. • 1 отв. • 123 комм.

Владислава , 07 окт, 2021 100 938 просм. • 1 отв. • 85 комм.

Девиантное поведение – что это такое, его виды, признаки и причины

Словосочетание «девиантное поведение» у многих рождает ассоциацию с преступностью, психическими заболеваниями и просто аморальными поступками. Однако в психологии далеко не всякое девиантное поведение считается негативным явлением. Тем более, что социальные нормы и стандарты сами по себе бывают деструктивными и «неправильными».

Что такое девиантное поведение

Устойчивое проявление девиаций заставляет общество применять к данному человеку санкции – изоляцию, наказание, исправление, лечение.

Попросту говоря, девиация – это нарушение каких-либо правил. В связи с этим психологи утверждают, что абсолютное большинство людей на планете являются девиантами. Действительно, трудно прожить всю жизнь, не нарушая ни единого установленного правила – под этим понимаются не только государственное законодательство, но и некие неформальные установления, вроде необходимости общаться с друзьями в свободное время. Слишком высокое трудолюбие («трудоголизм»), увлечение диетами – это тоже девиации.

Признаки отклоняющегося поведения

Выделяются чёткие признаки того, что действия индивида являются отклоняющимся поведением, а именно:

  • Несоответствие общепринятым социальным нормам;
  • Нарушение этих норм;
  • Негативная оценка окружающих, введение санкций;
  • Нанесение ущерба себе и окружающим;
  • Устойчивость – антиобщественный поступок повторяется много раз;
  • Социальная дезадаптация;
  • Общая направленность личности – разрушительная.

Последний признак, однако, является спорным. Ведь под понятие девиантного поведения подпадают и такие случаи, как талант, гениальность, героизм и самопожертвование. Такие действия и проявления тоже нарушают какие-то установленные правила, но в конечном итоге их целью является созидание, иногда даже спасение общества.

Виды отклоняющегося поведения

Психология, социология и медицина имеют свои подходы к определению девиантного поведения и по-разному классифицируют его виды. Разные научные направления даже по-разному определяют поступки и действия – какое-то действие одна школа считает «нормальным», а другая – девиантным.

Одна из существующих классификаций отклоняющегося поведения предложена Ц.П. Короленко и Т. А. Донских – отечественными психиатрами.

  • Нестандартное поведение – при этом индивид нарушает какие-то правила, но в целом его деятельность имеет позитивный характер и полезна для общества.
  • Деструктивное поведение – имеет разрушительную направленность. При этом выделяются внешнедеструктивные и внутридеструктивные поступки. В первом случае человек либо использует некие средства, чтобы уйти от реальности и получить желаемые эмоции (алкоголизм, наркомания, азартные игры и др.), либо напрямую нарушает законы и наносит ущерб окружающим.

Во втором случае действия человека направлены на прямое саморазрушение – суицид, фанатизм, конформизм, нарциссизм и др.

Поведение человека само по себе является реакцией на общественные нормы. Таких реакций может существовать всего несколько, и их описание дал в своё время Роберт Кинг Мёртон – один из крупнейших социологов двадцатого века.

Каждое общество формирует как цели своего существования, так и средства их достижения, и каждый индивид отвечает на это посредством одной из возможных реакций:

  • Подчинение – полное подчинение и целям, и средствам их достижения;
  • Инновация – индивид подчиняется целям общества, но использует иные средства их достижения;
  • Ритуализм – цель отвергается как недостижимая, но остаётся «механическое» следование традициям;
  • Ретретизм – уход из общества вследствие несогласия с его целями и средствами;
  • Мятеж – попытка внести новый порядок в общество, изменить и цели, и средства.

Три из этих типов поведения являются откровенно девиантными. А вот ритуальное поведение в большинстве случаев не воспринимается как девиантное: общество, как правило, обращает внимание лишь на внешнюю сторону поведения отдельных людей. Есть мнение, что почти все члены общества исповедуют ритуальное поведение, не задумываясь о целях существования или даже прямо отрицая их.

Причины девиантного поведения

«Неправильное» поведение людей может быть продиктовано одним или несколькими возможными факторами:

Биологические факторы

Некоторые люди сами по себе предрасположены действовать не так, как им велят окружающие. Таких людей иногда можно определить по внешнему облику.

Психологические факторы

Девиантное поведение в данном случае объясняется воздействием на человека внешних факторов и раздражителей, а также его психологическим складом, имеющим врождённый характер.

Социологические факторы

В данном случае «неправильное» поведение объясняется непостоянством социальных норм и правил, их изменчивостью, разложением и отторжением, из-за чего образуется некий духовный вакуум в социуме.

Можно сказать, что основная причина девиантного поведения заключается в несоответствии желаний и намерений отдельного человека запросам и установкам большинства. Склонность к «неправильным поступкам» заложена в самой природе человека, который является не только социальным организмом, но ещё и личностью. Человеческий социум имеет много сходного с сообществами так называемых общественных животных (муравьёв, львов, слонов и др.), но есть и существенное отличие: люди в обществе не являются точной копией друг друга и всецело не полагаются в своей жизни на некий общий «сверхразум». Если у животных социум способствует сохранению и продолжению рода, то у человека он играет двоякую роль; социум может не только защищать своих членов, но и подавлять и уничтожать наиболее ценных из них.

Естественно, здесь возникают разногласия между общественным «сверхразумом» и разумением отдельного человека. И это не всегда эгоистическое разумение: многие люди имеют обострённое чувство жалости и справедливости, они хотят и могут сделать мир лучше. Но большая часть людей не хочет «лучше», она хочет лишь стабильности.

Читайте также:
Как завоевать мужчину льва женщине стрельцу?

Бывает и так, что человек вроде бы и не является носителем каких-то полезных качеств для всего социума, но и разрушительными его желания не назовёшь. Например, он просто хочет танцевать свои любимые танцы и слушать любимую музыку, несмотря на то, что в данном социуме эти танцы и музыка считаются неприемлемыми. Так было, к примеру, в СССР, когда преследовали «рокеров», «стиляг» и тому подобных представителей так называемых гедонистических субкультур. Гедонистическими называют субкультуры, развивающие получение удовольствия и позитивных эмоций от жизни. Однако на участников таких субкультур в разное время навешивали уничижительные ярлыки и объявляли их разрушителями. Признаком девиантного поведения в СССР официально считалась даже улыбка на дискотеке – за неё могли привести в милицию или отчислить из Комсомола.

Является ли девиантным поведением наркомания

На самом деле таковым является лишь употребление тяжёлых наркотиков. Умеренное употребление лёгких наркотиков не наносит вреда окружающим и приносит гораздо меньше время самому потребителю, чем банальное курение сигарет. Между тем употребление лёгких наркотиков в нашем обществе заклеймено как деструктивное поведение, тогда как курение сигарет считается вполне нормальным, а алкоголизм (самое разрушительное явление в обществе) даже всячески поощряется в неких кругах. Больше того, трезвый образ жизни считается девиантным поведением, хоть и неофициально: «А ты чё не пьёшь, не русский, что ли?!».

Условность понятия «отклоняющееся поведение» наглядно показали авторы антиутопий. Так, в романе Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» девиантным поведением является чтение. В других антиутопиях это могли быть любые личные отношения, прикосновения, объятия, рациональное поведение, даже уклонение от развлечений («О дивный новый мир» Хаксли). Таким образом, то, что в нашем мире считается нормальным и даже поощряется, в антиутопиях объявлялось преступным и аморальным.

Впрочем, подобные трансформации имеют место не только в антиутопиях. К примеру, в России до революции девиантным поведением считалось уклонение от посещения храма и неверие в бога; в советскую эпоху, наоборот, таковым считались посещение церкви и религиозность; в наше время правящими кругами насаждается прежний, дореволюционный взгляд – пока неофициально, но это вполне может принять официальный вид.

Выше было сказано о биологических факторах девиантного поведения. Они действительно могут иметь некоторое влияние на человека, но нельзя их преувеличивать. Бывают излишне злобные и агрессивные люди, имеющие к тому же сниженный уровень интеллекта и с трудом поддающиеся влиянию окружающих – необучаемые, не способные обуздывать физиологические влечения. Итальянский психиатр Чезаре Ломброзо установил, что примерно у трети рассмотренных им заключённых тюрем помимо этого набора психологических характеристик наблюдаются внешние признаки «криминальности»: неправильная челюсть, длинные руки, редкая борода и др. Однако впоследствии теория Ломброзо была опровергнута. Действительно, не всякий «обезьяноподобный» человек оказывается носителем преступного поведения, и далеко не каждый принципиальный (или «врождённый») преступник имеет указанную внешность.

У разных исследователей неоднократно были попытки объяснить девиантное поведение биологическими особенностями организма. По одной из таких теорий, существенную роль в этом играет фигура: полные люди общительны и дружелюбны, люди с хрупким телом склонны к осторожности, нервозности и самоанализу, а те, кто имеет стройное тело и развитую физическую силу, отличаются напористым характером, малочувствительны к боли и с большей вероятностью оказываются преступниками.

Однако большинство учёных всё-таки отвергает биологические теории девиантности. Единственное, с чем они согласны, – это влияние типа нервной системы на девиантность, но это влияние всё равно не является решающим.

Больший вес имеют социально-психологические теории девиантного поведения. Автором одной из них является Беккер. По его мнению, высшие и влиятельные слои общества склонны навешивать определённые ярлыки на представителей низших слоёв, и эти ярлыки играют роль самоисполняющихся пророчеств. К примеру, традиционно девиантными считаются такие группы населения, как цыгане, бомжи, а также алкоголики и наркоманы. Представители этих категорий населения подвергаются унижениям, оскорблениям, их права нарушаются, несмотря на то, что среди этих людей изначально есть много «нормальных», которые не нарушают законы и не обижают других. Ярлыки и унижения, однако, вынуждают этих людей противодействовать, и не всегда это законные способы. Цыгане, поголовно объявленные преступниками, в итоге действительно становятся преступниками, ведь для них оказываются закрыты законные способы удовлетворения жизненных потребностей.

Однако с психологическими факторами не всё столь однозначно. Скажем, классический бихевиоризм утверждает, что все поступки человека – это реакции на определённые воздействия окружающей среды; и если ребёнка с самого начала строго наказывать за проступки, в дальнейшем у него выработается боязнь совершать такие действия. Это похоже на дрессировку животных. В действительности отнюдь не всякий человек указанным образом реагирует на такую дрессировку. Часто бывает так: как только наказания прекращаются, человек чувствует, что у него развязаны руки, и пускается во все тяжкие. Держать такого человека в рамках дозволенного может только постоянная угроза быть наказанным.

Девиантное поведение и реакция на него наглядно описаны в известной модели «ведро с крабами». Как только один краб пытается выбраться из ведра наружу, остальные тут же втягивают его обратно. Вся вина этого единственного краба заключается в том, что он ведёт себя не так, как остальные, и делает иной выбор в своей жизни; но остальные воспринимают такое поведение как разрушение всего общества.

Девиантное поведение: социальный, психологический и педагогический аспекты Текст научной статьи по специальности « Психологические науки»

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ларионова С. О.

В статье рассматриваются различные точки зрения на предмет трактования понятия «девиантное поведение». Анализируются следующие подходы к определению дефиниции данного понятия: философский, психологический, педагогический и социальный. Акцентируется внимание на соотношении терминов «девиантное поведение» и «отклоняющееся поведение».

Читайте также:
Как узнать отношение парня к тебе? (видео)

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ларионова С. О.

Текст научной работы на тему «Девиантное поведение: социальный, психологический и педагогический аспекты»

4. Чекунова Е.А., Колодяжная Т.П. Сохранение здоровья детей и педагогов в условиях детского сада. – М., 2010.

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ: СОЦИАЛЬНЫЙ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ © Ларионова С.О.*

Институт социального образования Уральского государственного педагогического университета, г. Екатеринбург

В статье рассматриваются различные точки зрения на предмет трактования понятия «девиантное поведение». Анализируются следующие подходы к определению дефиниции данного понятия: философский, психологический, педагогический и социальный. Акцентируется внимание на соотношении терминов «девиантное поведение» и «отклоняющееся поведение».

Анализ теоретических и практических психолого-педагогических исследований нарушений поведения показал, что на сегодняшний день наиболее актуальным вопросом является определение содержания понятия «девиантное поведение», так как существуют различные точки зрения на его понимание.

Так, среди ученых наблюдается повышенный интерес к проблеме девиантного поведения. Социально-психолого-педагогические аспекты девиантного поведения анализируются в научных работах А.С. Белкина, В.И. Добрень-кова, А.Ю. Егорова, А.И. Захарова, Е.В. Змановской, Е.С. Иванова, Ю.А. Клей-берга, А.И. Кравченко, И.А. Ларионовой, А.И. Ложкина, В.В. Лозового, Л.В. Мардахаева, В.Д. Менделевича, Е.С. Набойченко, В.А. Пятунина,

О.С. Тоистевой, Л.М. Шипицыной, Л.Б. Шнейдер и др.

Девиантное поведение как определенный конструкт изучалось разными научными направлениями и школами в аспекте таких понятий, как: «отклоняющееся поведение», «асоциальное поведение», «антисоциальное поведение», «делинквентное поведение», «аддиктивное поведение», «противоправное поведение», «деструктивное поведение», «аморальное поведение». Девиантное поведение как социально-психолого-педагогическая проблема имеет межпредметный и дискуссионный характер. Разнообразие теорий, принципов, подходов к толкованию данного понятия дает возможность более полно и обстоятельно рассматривать явление девиантного поведения, его истинные причины, своеобразие проявления и специфику формирования. Остановимся на вариативности трактования понятия «девиантное поведение».

* Старший преподаватель кафедры Социальной педагогики, психолог Центра сопровождения профессиональной самореализации студентов и выпускников.

По мнению Е.В. Змановской и А.Ю. Егорова, девиантное, или отклоняющееся, поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.

Фролов С. С. девиантное поведение определяет как поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются [16].

Согласно теории И. С. Кона, девиантное поведение – «это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали» [5, с. 237].

По утверждению Л.В. Мардахаева, девиантное поведение – система поступков или отдельные поступки человека в зависимости от его возраста, имеющие характер отклонения от принятых в обществе норм. Чаще всего под девиантным поведением понимают отрицательно (негативное) отклонение в поведении человека, противоречащее принятым в обществе правовым и нравственным нормам.

Как отмечает В.А. Пятунин, девиантное (отклоняющееся) поведение -это поведение, отклоняющееся от установленных норм и стандартов поведения, принятых в данном обществе. Такое поведение можно определить как отдельные поступки (или их совокупность), входящие в противоречие с принятыми в обществе юридическими, моральными и социальными нормами [13].

Ларионова И.А. и Тоистева О.С., а также врач-психиатр Коняхин А.Г. рассматривают девиантное поведение как стереотип поведенческого реагирования, связанного с нарушением соответствующих определенному возрастному периоду социальных норм и привил поведения, характерных для мик-росоциальных отношений и малых половозрастных социальных групп. Следовательно, этот тип поведения можно назвать антидисциплинарным.

Отклоняющееся поведение формируется в результате актуализации и длительного влияния негативных факторов и условий социальной среды, вследствие чего происходит возникновение конкретной ситуации, в которой и наблюдается нарушение (отклонение) поведения.

Подобный подход соотносится со взглядами К.Ш. Ахиярова, Л.М. Андрюхиной С.А. Бадмаева, М.А. Галагузовой, Л.А. Семенова, Н.М. Таланчу-ка, Е.Я. Тищенко, Г.Н. Штиновой и др.

Шнейдер Л.Б. характеризует девиантное поведение как поведение, отклоняющееся от морально-нравственных норм человеческого общежития, проявляется в разных формах социальной патологии – алкоголизме, наркомании, воровстве, проституции, преступности, суицидальных действиях, агрессивности, конфликтности и др.

Интерес представляет определение В.Д. Менделевича, который утверждает, что девиантное поведение – это система поступков, противоре-

чащих принятым в обществе нормам и проявляющихся в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации или уклонения от нравственного и эстетического контроля над собственным поведением [9].

При этом следует учитывать, по мнению А.И. Ложкина, что отклоняющееся поведение – это не просто поведение, отличающееся своей необычностью от стандартного, усредненного, а поведение, которое является нежелательным с точки зрения сохранения здоровья или поддержания общественного порядка, так как формируется в силу неблагоприятного психо -социального развития и нарушений процесса социализации, проявляющихся в различных формах дезадаптации поведения.

Коэн А. считает, что отклоняющееся поведение «идет вразрез с институционализированными ожиданиями, т.е. с ожиданиями, разделяемыми и признаваемыми законными внутри социальной системы» [6, с. 520].

Авторы работы «Социология девиантного поведения» Ю.Ю. Комлев и

Н.Х. Сафиуллин поясняют, что девиантное поведение есть отступление, отказ постоянно следовать, совершая поступки, общепринятым социальным нормам.

В исследованиях Н.С. Солдатова, отклоняющееся поведение представлено как поступок, который может проявляться в виде действия или бездействия человека, может выражаться в словах или отношениях к чему-либо, в виде жеста, взгляда, тона речи, смыслового подтекста, в виде деяния, направленного на преодоление каких-то препятствий или ограничений [15].

Девиантное поведение, по определению Н.Р. Сидорова, – это поведение индивида, последовательно разрушающее сложившую систему межличностных взаимодействий и общения в той человеческой общности, к которой он принадлежит. Психологической основой девиантного поведения индивида являются некоторые характерные особенности динамической системы его смысловых отношений к окружающим людям и себе [14].

Как утверждают Н.В. Перешеина и М.Н. Заостровцева, девиантное поведение – это специфический способ передачи, усвоения, закрепления и проявления ценностного отношения личности к обществу, подкрепленный мотивацией, направленной на изменение социальных норм [12].

Сущность девиантного поведения заключается в том, что такое поведение всегда формируется на основе несоответствия поведения и деятельности личности правилам и эталонам, распространенным в обществе или конкретной социальной группе и, в большинстве случаев, имеет разрушительный характер, индивидуально-типологические, возрастные и гендерные особенности проявления, вызывает негативную оценку окружающих и сопровождается не только социальной и психологической дезадаптацией, но и личностной деструкцией.

Читайте также:
Влюбленный мужчина игнорирует

Обобщим изложенные выше точки зрения. В большинстве научных трудов девиантное (отклоняющееся) поведение описывается как действия и

поступки людей, не соответствующие традиционным социально-культурным, правовым, моральным нормам и типам либо паттернам поведения. Однако многие ученые считают, что девиантное поведение характеризует поступки и действия личности, вступающей в конфронтацию с господствующими в обществе правилами и ожиданиями.

Так, в философской литературе девиантное поведение рассматривается как отдельные поступки или система поступков, противоречащие как писанным, так и неписанным правовым или нравственным нормам и законам данного общества. Чаще всего отклонения поведения дифференцируются на две категории: преступное и уголовно ненаказуемое поведение. В исследованиях девиантного (отклоняющегося) поведения значительное место отводится изучению его мотивов, причин и условий, провоцирующих его развитие, возможностей и способов предупреждения и преодоления.

С психологической точки зрения девиантное поведение преимущественно трактуется как совокупность поступков или отдельные поступки, действия, нарушающие принятые в обществе социально-психологические нормы и императивы; поведение (или деятельность), причиняющее вред (психологический, физический, социальный) самой личности или обществу в целом.

В педагогической литературе, как правило, под девиантным поведением понимается отклонение от заданных в обществе социально-нравственных норм и правил или признанных шаблонов и стандартов поведения и взаимодействия с окружающей средой, нарушение процесса интериориза-ции и экстраполяции моральных норм и культурных ценностей, а также самовыражения и самореализации личности в том обществе, к которому человек принадлежит.

В социологии традиционно выделяют понятие – отклоняющееся поведение. Как правило, данным термином обозначают поведение человека, не соответствующее регламентированным в социальной системе, социальной среде (социальной группе) нормам, социальным ролям и критериям поведения.

Известно, что термин «отклоняющееся поведение» нередко выступает в качестве синонима понятия «девиантное поведение». Выражение «девиантное поведение» в буквальном переводе с латинского языка – deviation означает «отклоняющийся от дороги». Данные понятия многими исследователями рассматриваются как рядоположенные, равнозначные и взаимозаменяемые.

Кроме того, отклоняющееся (девиантное) поведение может иметь как отрицательный, так и положительный характер. Положительные формы рассматриваемого поведения, как правило, выражаются в творческой, инновационной деятельности, которая напрямую связана с преодолением существующих стандартов и стереотипов; отрицательными формами отклоняющегося поведения традиционно принято считать: правонарушения, преступность, проституцию, пьянство, употребление наркотических и психотропных веществ, азартные игры, самоубийство, кражи, хищения, хулиганство, оскорбления, бродяжничество, уклонение от трудовой (профессио-

нальной) или учебной деятельности, т.е. формы поведения и деятельности, которые девальвируют и деморализуют установленный порядок в обществе.

В зависимости от социально-психологических доминант и личностных потребностей отклоняющееся поведение проявляется как в индивидуальной, так и в групповой формах взаимодействия с социумом.

Исходя из представленных философских, социологических, психологических и педагогических аспектов понятие «девиантное поведение» можно классифицировать как систему поступков или отдельные поступки психически здорового человека, не соответствующие или противоречащие официально установленным или фактически сложившимся в социуме и государстве принципам, правилам, представлениям и ролевым предназначениям, а именно ценностно-нормативной системе, на определенном этапе функционирования и развития общества, как результат воздействия неблагоприятных факторов, обусловливающих нарушение процесса становления и социализации личности.

Следовательно, отклоняющееся поведение выражается в изменениях ценностно-смысловых ориентаций, нравственных установок и мотивацион-но-потребностной сферы личности, т.е. в деформации системы внутренней саморегуляции и саморефлексии.

Девиантное (отклоняющееся) поведение является одной из существенных проблем социума, соответственно, ее решение детерминирует успешное социальное, психологическое и духовно-нравственное развитие личности и общества в целом.

1. Егоров А.Ю. Нейропсихология девиантного поведения / А.Ю. Егоров. – СПб.: Речь, 2006. – 224 с.

2. Змановская Е.В. Девиантология: (психология отклоняющегося поведения) / Е.В. Змановская. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. -288 с.

3. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения / Ю.А. Клей-берг. – М.: Сфера: Юрайт, 2001. – 159 с.

4. Комлев Ю.Ю. Социология девиантного поведения / Ю.Ю. Комлев, Н.Х. Сафиуллин. – Казань: КЮИ МВД России, 2006. – 222 с.

5. Кон И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. – М.: Аст-Пресс, 1989. – 256 с.

6. Коэн А. Исследование проблем социальной дезорганизации и отклоняющегося поведения / А. Коэн // Социология сегодня: проблемы и перспективы. – М.: Прогресс, 1965. – С. 520-521.

7. Ларионова И. А. Формирование готовности социальных педагогов к работе с подростками девиантного поведения в общеобразовательных учреждениях: монография / И.А. Ларионова, О.С. Тоистева; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2007. – 194 с.

8. Ложкин А.И. Психология поведения девиантной личности / А.И. Ложкин; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2003. – 160 с.

9. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения / В.Д. Менде-левич. – СПб.: Речь, 2005. – 445 с.

10. Новейшая философская энциклопедия: в 4 т. / под ред. В.С. Степина, А.А. Гусейнова и др. – М.: Мысль, 2010. – 744 с.

11. Основы специальной и социальной педагогики / Под общей ред. Л.В. Мардахаева. – М.; Тула, 2009. – 480 с.

12. Перешеина Н.В. Девиантный школьник: профилактика и коррекция отклонений / Н.В. Перешеина, М.Н. Заостровцева. – М.: ТЦ Сфера,

13. Пятунин В.А. Психолого-педагогические особенности девиантного поведения. – Магнитогорск: МГПИ, 1999. – 142 с.

14. Сидоров, Н.Р. Девиации поведения у школьников – определение и предупреждение / Н.Р. Сидоров // Психологическая наука и образование. –

2007. – № 4. – С.23-27.

15. Солдатов Н.С. О взглядах на проблему девиантного поведения в среде школьников / Н.С. Солдатов // Социология образования. – 2007. – № 1. -С. 58-62.

16. Фролов С. С. Социология / С. С. Фролов. – М.: Гардарики, 2000. -256 с.

17. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков / Л.Б. Шнейдер. – М.: Академический Проект; Трикста, 2005. – 336 с.

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА © Редреева Т.Н.*

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, г. Уфа

Читайте также:
Бумаги для развода: читайте во всех подробностях

В данной статье рассматриваются основные образовательные фор-мывлияющие на процесс социализации младшего школьника средст-вами музыкального искусства. Определены основные задачи музыкального образования и предложены педагогические условия для их реализации.

В условиях современного общества возрастает значение эстетического воспитания средствами искусства, в частности музыкального, способст-

Характеристика девиантного поведения и особенности с точки зрения психологии

Здравствуйте, уважаемые читатели блога! Девиантное поведение в психологии это действия, которые не соответствуют нормам и правилам поведения, которые приняты в обществе. Такие противоправные поступки могут исходить как от одного человека, так и быть массовыми, когда девиантность уже становится целым социальным явлением. Сейчас такое поведение получило ещё одно название – отклоняющееся.

Особенности

Девиация возникает из-за невозможности личности удовлетворить свои потребности и реализовать цели путём социально принятых способов, которые не несут ущерб обществу или себе. Начинается она с того, что у человека возникает напряжение в связи с неудовлетворённостью. Это напряжение растёт, и человек не знает, ни как с ним справиться, ни как реализовать свои фрустрированные желания.

Если напряжение человек удерживает слишком долго, есть риск возникновения невроза. Но чаще всего оно находит выход в агрессии, которую направляет или на себя, в частности в виде самоубийства или наркомании, или в социум, начиная бродяжничать. Кстати, не всегда даёт негативный результат, иногда наоборот, некоторые формы девиации развивают и продвигают не только человека, но и само общество, например, когда одарённые люди бросают вызов устоявшимся законам и вносят в них изменения, креатив, устанавливая порой новые правила.

Если путём конфликта и нарушений удовлетворить свои потребности не удалось, и индивид находится дальше в состоянии фрустрации, его поведение может перейти в следующую форму – делинквентное. Характеризуется тем, что является криминальным, то есть за его последствия необходимо будет нести юридическую ответственность. Почему так происходит, мы рассмотрим позже, а сейчас хочу рассказать, какие существуют особенности:

  1. Окружающие воспринимают негативно как саму личность, так и его поступки.
  2. Отклоняющиеся поступки являются разрушительными, то есть приносят значительный ущерб.
  3. Обычно является повторяющимся и устойчивым, даже если человек предпринял лишь одну попытку совершить суицид, его уже относят к категории девианта, так как при возникновении сложных жизненных обстоятельств есть риск срыва и совершения повторной попытки покончить с собой.
  4. Не стоит путать с мелкими нарушениями, особенно в период подросткового бунта. Девиантность – это нарушение наиболее значимых и весомых для общества норм.
  5. Обычно рассматривается в пределах ещё и медицинской нормы, так как может быть проявлением какой-либо психической болезни, которая требует вмешательства психиатра и медикаментозного лечения.
  6. Является признаком социальной дезадаптации, то есть неумения находиться в обществе, приспосабливаться к окружающей действительности, просто сбегая в свой придуманный мир.

Основные формы проявления

  1. Преступность. Считается очень опасным отклонением от законов и норм. А ещё, её невозможно полностью искоренить, так как напрямую зависит от экономического уровня государства. И порой безработица, нищета, вынуждают преступить закон, когда человек просто лишён ресурсов, благодаря которым мог бы удовлетворить свои базовые потребности и уже не видит другого выхода, кроме как совершить преступление и удовлетворить их незаконным путём.
  2. Алкоголизм. Учитывая тот факт, что алкоголь вошёл в нашу жизнь как что-то привычное, ведь мало какой праздник, торжество или банальный поиск решения проблем обходится без рюмки, или бокала — существует огромный риск попасть в зависимость. Множество, а вернее большинство тяжёлых преступлений было осуществлено в состоянии опьянения. Алкоголь является причиной половины разводов и 90% изнасилований. Рекомендую почитать статью о алкогольной зависимости , там описана целая программа, которая поможет на пути выздоровления.
  3. Наркомания. Считается больше молодёжной проблемой, которая в принципе и составляет 70 %. На фоне того, что попали под влияние друзей и других лиц, в силу различных обстоятельств, в основном из-за неопытности и неумения отстаивать себя и свои права, боясь отвержения и непризнания, или из-за сложных жизненных ситуаций, желая избежать неприятных чувств. Часто просто не придают значения всей серьёзности последствий, незаметно попадая в зависимость от химических веществ.
  4. Проституция. Существуют мифы, согласно которым в фантазиях возникают красивые и престижные дома, номера в гостиницах и прочее. Это порой манит, потому что кажется, что легко заработать. Но обычно всё заканчивается притонами, заболеваниями и даже наркотической зависимостью. Основные причины, которые толкают на этот вид деятельности – финансовые затруднения и повышенное либидо. Беспорядочные половые связи также относятся к девиации.
  5. Суицид. Сознательное лишение себя жизни либо попытка его совершить. Между прочим, чрезмерное курение, злоупотребление алкоголем и наркотиками является также суицидальным. В этом случае человек не готов брать на себя ответственность за решающий шаг и выбирает медленный путь самоуничтожения.

Причины возникновения

Теории различные, и включают в себя как экономические, так и биологические и психологические факторы:

1.Психологический дискомфорт

В основном возникающий из-за неблагоприятного микроклимата в семье. Отвержение сверстников, неуспешная учебная деятельность или, если родители сами девианты — формирует совсем инаковое восприятие действительности, вынуждающее защищаться и организовывать собственные правила. Ребёнок порой просто не научен тому, как нужно вести себя с другими людьми. У него не сформирована адекватная ценностная система.

Чтобы изменить восприятие мира требуется просто колоссальная и длительная совместная работа со специалистами, которые помогут заново проживать незавершённые периоды взросления и становления, научая их обращаться с собой, с другими и вообще, удовлетворять потребности, не разрушая и не нарушая устои.

2.Безнадзорность

3.Одиночество

Не ощущая близости, поддержки и тепла от значимых фигур может начать формироваться протест, бунт, когда возникает желание идти против всего мира, или уничтожать себя. Но бывает и наоборот, желание получить любовь и одобрение толкает на самые безрассудные поступки, заставляя приносить себя в жертву, угождая другим и не отстаивая свои права.

Эта характеристика особенно актуальна для женщин, которые занимаются проституцией, неосознанно пытаясь найти в каждом партнёре того, кто сможет спасти и дать ощущение близости, при этом разрушая себя и позволяя обращаться со своим телом как вздумается.

Читайте также:
Как найти девушку?

4.Недостаток позитивного опыта

Наличие психологической травмы, насилие способствуют развитию аддиктивного, то есть зависимого или противоправного поведения.

5.Генетика

Ребёнок по наследству может получить нарушения в умственном развитии, повреждения нервной системы, различные пороки и дефекты, которые впоследствии повлияют не только на его развитие, но и социальную адаптацию.

6.Недостатки внешности

Если они вызывают негативную реакцию окружающих – со временем приведут к искажению восприятия не только себя, но и других, что очень усложнит межличностные отношения. Впоследствии напряжение будет направлено или в социум, или на себя.

Заключение

Помимо социально-психологической коррекции и работы с такими людьми, обычно ещё проводится профилактика в школах, высших учебных заведениях в виде информационной поддержки и выявления незащищённых и неблагополучных семей. Организовываются специальные общественные группы, а также ежегодно выпускается большое количество квалифицированных специалистов, которые в состоянии помочь людям изменить свою жизнь в лучшую сторону.

Рекомендую к прочтению статью: «Двухфакторная теория мотивации Фредерика Герцберга» . А на сегодня всё, уважаемые читатели! Берегите себя и близких.

Откуда берется виктимное поведение и методы профилактики

Конформный тип акцентуации личности и основные признаки поведения

Становление и развитие личности в современном мире с точки зрения психологии

Что такое агрессия с точки зрения психологии и как с ней бороться?

Причины агрессивного поведения детей

Память человека с точки зрения психологии: плюс 7 интересных фактов

Что такое «девиантное поведение»: 7 главных признаков

Приветствую Вас, друзья!

Чаще всего словосочетание «девиантное поведение» употребляют применительно к подросткам, чтобы подчеркнуть их непокорность, склонность к нарушению правил и прочие особенности «трудного возраста». Кроме того, в данное понятие практически всегда вкладывается отрицательный смысл, чтобы подчеркнуть, что это нежелательное и даже опасное отклонение от нормы.

Но с точки зрения психологии, девиантное поведение это не всегда негативное явление, особенно если учесть, что общепринятые социальные нормы бывают нелогичными, бессмысленными и даже деструктивными. Сегодня мы подробно разберём, что такое девиантное поведение, почему оно возникает, каким бывает, как его распознать и как избежать негативных последствий.

Что такое девиантное поведение?

Девиантное поведение – это действия, противоречащие правилам, социальным нормам или требованиям, принятым в определенной среде (например, в школе). К «странностям» в поведении принято относиться с осуждением. Но психологи утверждают, что абсолютной «нормы» не существует, и всем людям без исключения присущи определенные поведенческие девиации.

Слова «девиация» и «девиантный» образованы от латинского «deviatio», что переводится как «отклонение». Данные термины употребляются в разных науках и сферах деятельности. К примеру, «магнитная девиация» – это отклонение показаний компаса, вызванное внешними воздействиями (искажениями магнитного поля). Также вы наверняка слышали такой термин как «сексуальная девиация» (наличие у человека неестественных сексуальных желаний).

Также важно учитывать, что к девиантному поведению относятся не только плохие и порицаемые, но и хорошие поступки, не свойственные большинству людей. В качестве примеров положительных или нейтральных девиаций можно назвать трудоголизм, пассионарность, альтруизм (что это такое?), повышенный интерес к творческой и изобретательской деятельности, различные хобби, увлечение диетами и ЗОЖ, стремление совершенствоваться.

Признаки девиантного поведения

Существует несколько основных признаков, наличие которых позволяет говорить о девиантном поведении:

  1. Нарушение общепринятых норм поведения.
  2. Очевидное стремление нарушать эти нормы (то есть целью является само нарушение, а не получение определенной выгоды).
  3. Причинение ущерба себе.
  4. Действия, опасные для окружающих.
  5. Намеренное и ничем не мотивированное причинение ущерба окружающим или их имуществу.
  6. Осуждение со стороны окружающих (как следствие предыдущих эпизодов девиантного поведения).
  7. Устойчивое (а не эпизодическое) присутствие «странностей» в поведении.

Перечисленные признаки являются негативными и социально порицаемыми, однако положительные отклонения от нормы распространены ничуть не меньше. Для полноты понимания того, что такое девиантное поведение, важно знать, что героизм и самопожертвование также относятся к данной категории, поскольку не свойственны большинству людей. К слову, многие великие личности, сумевшие оставить след в науке или искусстве, демонстрировали ярко выраженное девиантное поведение.

Виды девиантного поведения

Всем вариациям девиантного поведения присущи определенные признаки, позволяющие группировать и классифицировать их. В психологии используется простая и удобная классификация по объекту, на который направлено воздействие. По данному признаку выделяют следующие формы девиантного поведения:

  1. Нестандартное. Человек совершает странные и нерациональные поступки, не причиняющие никому вреда. В большинстве случаев они не направлены на какой-то конкретный объект.
  2. Саморазрушительное. Подразумевает осознанное или неосознанное нанесение вреда самому себе или бессмысленное жертвование собственными интересами (мазохизм, конформизм).
  3. Асоциальное. Человек ведёт себя странно, глупо или предосудительно. Он не нарушает законов, но своим поведением причиняет неудобства окружающим, целенаправленно раздражает их, заставляет испытывать «испанский стыд» и прочие неприятные эмоции.
  4. Преступное. Преступниками становятся преимущественно люди, изначально не склонные подчиняться общепринятым нормам, в том числе нормам права.

Классификация по перечисленным пунктам может быть затруднена. К примеру, если человек покрывает собственное тело татуировками и пирсингом, это можно назвать нестандартным поведением (желанием выделиться) или саморазрушительным (элементы мазохизма).

Другой неоднозначный пример – подросток, наносящий граффити на стену. В большинстве ситуаций это будет правонарушением. Но сам он руководствуется скорее эстетическими соображениями и подчиняется творческому порыву, а не желанию нарушить закон.

Также девиантное поведение классифицируют по продолжительности. Оно может быть разовым, эпизодическим или перманентным. К примеру, кто-то однажды совершает преступление и потом всю жизнь жалеет, а для кого-то это образ жизни.

Причины девиантного поведения

Склонность к неподчинению и совершению «неправильных» поступков заложена в человеческой природе. Она необходима человеку, чтобы он помнил, что является не только частью общества, но и личностью. Поэтому каждое правило, продиктованное нам общественным мнением, мы подвергаем критическому переосмыслению: «А должен ли я его соблюдать?». Данный вопрос часто становится поводом (но не причиной), для «неправильных» поступков.

Девиантное поведение может возникать при наличии таких факторов как:

  • отрицательное влияние («плохая компания»);
  • неправильное воспитание и детские психотравмы;
  • аномальное развитие личности;
  • психосоматические расстройства;
  • стиль и условия жизни;
  • стресс, вызванный кризисной ситуацией.
Читайте также:
Как ведет себя мужчина если хочет расстаться?

Факторы, приводящие к девиантному поведению, можно объединить в две группы: личностные и социальные. В первую группу входят факторы, связанные с внутренним состоянием человека, особенностями его психики, актуальными желаниями и потребностями. Во вторую входят внешние факторы: состояние экономики и общества, уровень нравственности и прочее.

Реальными предпосылками для девиантного поведения являются личностные факторы, тогда как социальные обычно становятся лишь «спусковым крючком», провоцирующим неправильные поступки. Внутренние факторы определяют, насколько человек предрасположен к поведенческим девиациям, а внешние – какую именно модель девиантного поведения он выберет.

В психологии часто используется подразделение на социальные и биологические факторы. Первые связаны с окружением, воспитанием, состоянием общества, а вторые – с состоянием здоровья и возрастными кризисами.

Профилактика девиантного поведения

Любое общество заинтересовано в том, чтобы люди вели себя предсказуемо и ответственно, уважая интересы и личное пространство окружающих. Чтобы минимизировать проявления девиантного поведения (особенно его опасных форм), применяются профилактические меры. Наиболее эффективными считаются следующие:

  1. Формирование благоприятной среды. В благополучном обществе всегда ниже уровень преступности и прочих негативных форм девиантного поведения.
  2. Информирование. Многие неправильные поступки совершаются из-за плохой информированности об общепринятых нормах поведения. Поэтому различные обучающие материалы (лекции, блоги, видеоролики) о том, что такое девиантное поведение и почему оно нежелательно, могут принести существенную пользу.
  3. Обучение социальным навыкам. Социальная неприспособленность – одна из причин девиантного поведения. И многие люди действительно нуждаются в том, чтобы их обучили базовым социальным навыкам.
  4. «Отвлекающие» инициативы. Иногда можно подобрать интересное и увлекательное занятие, в которое человек сможет направить свою энергию. Это могут быть экстремальные виды спорта, путешествия, сложные и рискованные профессии, групповое общение, творчество.
  5. Активизация личностных ресурсов. Саморазвитие, обучение, профессиональный рост, занятия спортом – всё это укрепляет в человеке понимание того, что он является самодостаточной личностью. В результате ему больше не нужно пытаться выделиться при помощи девиантного поведения.

Заключение

Девиантное поведение – это распространенное явление. Оно может быть как опасным, так и вполне безобидным. Причины его возникновения бывают внешними и внутренними, и в большинстве случаев имеет место некоторая совокупность факторов, из-за чего точная классификация затруднена.

Если девиации поведения оказывают негативное влияние на жизнь человека или жизнь его близких, желательно найти способ избавиться от них. Одним из лучших средств от девиантного является самосовершенствование. Если человек уверен в себе, склонность к девиациям в большинстве случаев проходит сама собой.

Психология девиантного поведения — рассказываем обстоятельно

В любом обществе есть люди, которые нарушают нормы социума, идут против правил и моральных устоев. В этой статье мы разберемся, что значит девиантное поведение и какие причины его возникновения.

Девиантное поведение – это поведение человека, которое отклоняется от общепринятых норм социума. Такое поведение отличается от общепринятого своими мотивами, ценностями, идеалами и средствами достижения собственных целей.

Например, такие люди могут не здороваться при встрече, иметь «интересный» внешний вид, хулиганить, предпринимать инновационные или революционные действия. Больше всего подвержены такому поведению молодые люди, святые и гении, революционеры и психически нездоровые индивиды. Поведение таких людей в той или иной степени нарушает стабильность социальных взаимоотношений в семье, на улице, в коллективе и обществе в целом.

Нужно понимать, что девиантное поведение может быть для одного общества или социальной группы нормой, а для другого – отклонением. Оно также может быть положительным и отрицательным.

Т. Парсонс выделяет два типа девиантного поведения в зависимости от отношения человека к другим людям:

  1. Первый тип личности стремится возобладать и подчинить людей. Это проявление девиантной мотивации, которая часто наблюдается в преступных группировках.
  2. Второй тип личности подчиняется другим людям, делает уступки или приспосабливается к более сильным и активным личностям. Так, к примеру, образовалось целое девиантное общество под руководством Сталина.

Существует более широкая классификация такого поведения, разработанная Мертоном. В основу типологии легло отношение человека к стандартам, своим ценностям, потребностям. Он выделил такие типы девиантного поведения:

  • Тотальный конформизм (нормальность поведения). Это человек, который принимает нормы общества, получает образование, имеет работу, двигается вперед, тем самым реализую как собственные, так и социальные потребности.
  • Инноваторы – люди, которые соглашаются с целями своей деятельности, которые одобряются обществом, но в то же время не следуют общепринятым средствам достижения целей. Они придумывают новые и нестандартные средства достижения целей. К примеру, это люди, которые занялись приватизацией государственной собственности, построением финансовых «пирамид», «рэкетом». Это именно тот тип девиантного поведения, который часто имеет положительный окрас. Это двигатели прогресса.
  • Ритуалисты – это люди, которые доводят до абсурда нормы и принципы общества. Они требуют соблюдения всех прописных правил, часто устраивают забастовки.
  • Ретреатизм означает бегство от действительности. Это люди, которые отвергают цели и пути их достижения. Сюда относятся бомжи. Алкоголики, наркоманы, монахи.
  • Революционеры – люди, отвергающие устаревшие цели и заменяющие их на новые.

Как видно из вышесказанного, девиантное поведение имеет и положительные проявления. Благодаря революционерам и инноваторам общество отказывается от морально-устаревших ценностей и целей и движется вперед.

Причины девиантного поведения

Психологические причины девиантного поведения

В психологии такое поведение объясняется разными типами ориентации: корыстная ( правонарушения ради материальной выгоды), агрессивная (оскорбления, хулиганство, насилие, убийство), социально-пассивная (нежелание работать и учиться, уклонение от обязанностей и долга, что в следствии ведет к пьянству, наркомании, бродяжничеству, суициду).

Девиантное поведение делиться на две группы с точки зрения психологии:

  1. Поведение, которое отклоняется от норм психического здоровья. Эту группу составляют психически нездовые люди с явными или скрытыми признаками психопатологии.
  2. Поведение, проявляющееся в социальной патологии – пьянство, проституция, наркомания. Что влечет за собой различные преступления и проступки.

Любые психические расстройства имеют свои причины. Это непосильные требования в учебе или работе приводят к сильным переживаниям. Формируется комплекс неполноценности, который необходимо погасить в алкоголе или наркотиках. Также большую роль играет сексуальная неудовлетворенность, которая ведет к сексуальной озабоченности и фрустации. Особенно, в юношеском возрасте. Часто сказываются трудности переходного возраста. В этот период формируется представление о себе, о своих качествах, способностях, внешности.

Читайте также:
Как ведет себя мужчина если хочет расстаться?

Социальные причины девиантного поведения

  1. Социальное неравенство. Большинство людей живут в нищете, испытывают материальные трудности. Поэтому возникают проблемы в самореализации молодого поколения, которые стремятся к успеху, высокому заработку и общественному признанию. Не имея финансов на обучение или времени. Молодежь ищет нелегальные пути заработка, что и приводит к девеантному поведению.
  2. Низкая моральность, духовность общества. Ориентация только на материальное приводит человека к мысли, что все можно продать или купить. Так почему бы не продать подороже себя? Это ведет не только к проституции, но и направленности человека на постоянную гонку за статусными вещами, чтобы привлечь к себе «покупателя».
  3. Окружающая среда, которая равнодушно относится к девиантному поведению, приводит к тому, что таких людей становится все больше. Они организовываются в свои социальные группы, где такое поведение становится нормой.

Вся сложность ситуации заключается в том, что зачастую человек не может удовлетворить свои потребности ни в легальной деятельности, ни противоправной. Это ведет к саморазрушению личности, так как она не имеет возможности для достойного профессионального роста или самовыражения.

Основными причинами и факторами возникновения девиантного поведения являются неблагоприятные условия жизни, отсутствие воспитания. А также проблемы с овладением знаний, неудачи в учебе, отсутствие возможности самореализоваться. Неумение выстраивать взаимоотношения, постоянные конфликты и психологические отклонения ведут к кризису духа и потери смысла существования.

Все самое основное закладывается в подростковом возрасте

Основные причины девиантного поведения закладываются в подростковом возрасте. Так как именно в этот период происходит не только осознание себя и адаптация к взрослой жизни, но и индивидуализация. Она проявляется в форме самоутверждения и желания выделиться на фоне других. Как пишет М.Ю.Кондратьев: : «Чем бы ни выделиться, лишь бы выделиться, запечатлеться в другом мире». Часто это желание приводит к героизму или преступности. Так как подросток ищет пределы допустимого и пытается обратить на себя внимание.

Поведение подростка характеризуется поиском приключений, новизны, испытание свого характера, смелости и силы духа. При этом человек часто делает необдуманные поступки, которые взрослыми воспринимаются как девиантное поведение.

Причиной девиантного поведения также являются особенности взаимоотношений. Например, изгой в классе, отвержение учителем, ярлык девианта. Будучи непризнанным в школе, подросток начинает искать другие сообщества, где он может компенсировать свои неудачи. При этом зачастую попадает в плохие компании.

Для профилактики девиантного поведения и устранения его причин, нужно помочь человеку найти группу, где его будут понимать и иметь общие интересы. Как вариант, направить в музыкальную, спортивную школу или кружок спортивного туризма. Все зависит от увлеченности и интересов личности.

Если подросток попадает в уличную среду, группу панков, рокеров или любителей экстрима, то у него формируются отрицательные интересы и стремление к взрослым формам поведения. Это влечет за собой ранний сексуальный опыт, употребление наркотиков и алкоголя.

Основной причиной таких явлений является халатность родителей, недостаточное проявление внимания к ребенку, безнадзорность. Поэтому, при первых признаках девиантного поведения, педагоги должны пообщаться с родителями и определить семейную обстановку.

В настоящее время причиной девиантного поведения является то, что подростки сильно переживают социальное расслоение, невозможность жить в достатке, получить хорошее образование. На этой почве происходит психологический сдвиг, который заканчивается упреками, скандалами, нервными расстройствами, правонарушениями и побегами из дома.

Девиантное поведение в предподростковом возрасте

Что касается младших подростков, это возраст 9-13 лет, то они находятся в мире самопоглощенности. Как пишет Д. Элкинд: «жизнь этих детей внутренне чрезвычайно напряжена: они чувствуют себя объектами постоянного, пристального внимания и оценивания живут как бы на сцене, действуют перед воображаемой аудиторией, чьи возможные реакции постоянно пытаются предугадать».

Они эмоционально неуравновешенные, конфликтны и агрессивны. Самооценка неустойчива, поэтому им присущи такие черты, как застенчивость и максимализм, склонность к риску.

Фактор девиантного поведения у подростков стал актуальной проблемой в последние годы. Это связано с ранним физическим развитием и половым созреванием, а также неграмотностью методов воспитания, как родителей, так и педагогов. Вследствие чего, у детей все чаще и в более раннем возрасте возникают стрессы и психологические травмы.

Современная жизнь предъявляет личности все более высокие требования, к которым подросток еще не успевает морально и психологически дорасти. Сюда относится чувство долга, ответственность, самоограничение, моральные и этические установки.

В итоге, психологические и социальные факторы девиантного поведения очень переплетены и связаны друг с другом:

  1. Наследственные факторы: алкоголизм, предрасположенность к нервным и психическим заболеваниям, патологическая беременность и роды;
  2. Социальные факторы: взаимоотношения в семье, школе, с ровесниками и друзьями. Также ценности личности, его статус, цели.
  3. Характер личности и темперамент, мотивации, самооценка и уровень притязаний.
  4. Правосознание человека.

Выводы

Таким образом, девиантное поведение обусловлено социальными, биологическими и психологическими факторами, которые необходимо учитывать при воспитании молодежи.

Специалисты считают, что девиантное поведение невозможно искоренить из социума, но при этом отмечают, что оно возникает в обществе на фоне кризиса, когда люди не удовлетворены качеством жизни, не востребованы. По данным социологов, около 85% населения деморализованы, падают духом и чувствуют растерянность. В результате, они становятся безразличными к средствам достижения целей, коррупции, экстремизму.

Так как ни одно государство не заинтересовано в людях, только человек сам может помочь себе и своим детям путем саморазвития, самонастроя и самовыкарабкивания. К сожалению, таковы реалии жизни: «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: