Психология в школе: разъясняем суть

ПРОБЛЕМА, КОТОРАЯ ПОДЛЕЖИТ ОБСУЖДЕНИЮ

Вопрос о том, быть или не быть преподаванию психологии в школе, остается дискуссионным даже среди школьных психологов. На страницах нашего еженедельника мы начинаем обсуждение этой проблемы. Для разговора мы пригласили психологов, работающих в системе образования, среди которых есть и теоретики, и практики, и управленцы. Наши собеседники сегодня — Алексей Алексеевич ЛЕОНТЬЕВ (доктор филологических и доктор психологических наук, академик РАО), Ирина Владимировна ДУБРОВИНА (заведующая лабораторией Психологического института РАО, доктор психологических наук), Наталья Васильевна МОРОЗОВА (заместитель директора Московского городского психолого-медико-социального центра, кандидат психологических наук), Марьяна Михайловна БЕЗРУКИХ (директор Института возрастной физиологии детей и подростков РАО, доктор биологических наук) и Андрей Викторович МИЛЕХИН (учитель психологии школы № 1927 Восточного окружного управления образования г. Москвы, победитель конкурса «Учитель года — 2001» в номинации «Практический психолог образования»).
Нужно ли преподавать психологию в школе?

А.А. Леонтьев. Конечно, нужно! Правда, можно спорить о том, каким должен быть этот курс и какие задачи стоят перед ним. У нас, как это ни странно, среди многочисленных школьных предметов нет такого, который бы изучал самого человека. Сейчас уже прошло то время, когда выбирали за ребенка, точнее, это перестало быть господствующей идеологией. А реально дети ничего не знают о себе, своих особенностях, о том, какое участие они могут принять в своей судьбе.
Кроме того, перед старшеклассниками встает вопрос, для чего вообще они получают образование. Мы видим, что огромное число профессий требует определенной психолого-педагогической квалификации. Например, педагог, руководитель, тренер, менеджер. Не может быть педагогики без психологии, и наоборот, не может быть психологии без педагогики. Почти все наши дети выходят из школы без малейших знаний и умений в области психологии.

И.В. Дубровина. Этот вопрос даже не обсуждается. Безусловно, психология должна преподаваться в школе. Знания по этому предмету нужны каждому молодому человеку, независимо от того, кем он станет в будущем.
В процессе воспитания ребенок не может определить цель саморазвития, если он ничего о себе не знает. Учитывая сегодняшнюю ситуацию, я могу предположить, что у нас сейчас специально скрывают знания по психологии, для того чтобы удобнее было манипулировать людьми. Человек имеет право познать себя. Он обязан знать законы развития не только природы, но и человеческой психики. Без этого он не будет подготовлен к жизни.

Н.В. Морозова. Преподавание психологии крайне необходимо, поскольку на этом уроке мы можем дать школьнику знания о себе и о других. А этого пока нет.
Психология — это культура отношения к себе и другим. Причем через психологию можно решить проблему интеграции отдельных предметов. Я сама читала психологию в школе, и мы с учителем литературы объединились и преподавали интегрированный курс: историю развития психологии и литературы. Можно ли соединить, например, физику и психологию? Можно! Опыт некоторых школ Челябинска говорит об этом.

М.М. Безруких. Нужна ли психология как предмет — не знаю, а психология как система знаний, естественно, нужна. У нас в российской школе преподается много естественно-научных дисциплин. Есть специальный цикл, который называется «Человек», поэтому психологические знания есть куда вставить. Был же отдельный предмет «Этика и психология семейной жизни», мы все знаем, чем это закончилось. поэтому вряд ли целесообразно выделять психологию как учебный предмет.

А.В. Милехин. Психология в школе должна быть обязательно. Хотя есть опасность увлечения этой наукой — недельная нагрузка на ребенка не должна быть чрезмерной. У нас в школе занятия по психологии дети посещают по желанию, поэтому психология стоит у нас первым или последним уроком.

Что же должно быть в основе предмета «Психология»?

И.В. Дубровина. В основу курса должны быть положены знания по психологии, как и по любому другому учебному предмету. Причем в таком изложении, которое понятно детям. Это может быть систематический курс, включающий основы психологических знаний. Начинать его изучение нужно с начальной школы, поскольку именно тогда формируется мировоззрение ребенка, его отношение к миру.

Н.В. Морозова. Многие психологи стараются преподавать психологию теми способами, которые наиболее соответствуют конкретному возрасту. Например, в начальной школе это могут быть курсы «Познай себя», «Познай окружающий мир». У старшеклассников это может быть научная дисциплина, такая же, как физика, химия.

М.М. Безруких. При определении тематики занятий нужно исходить из потребностей возраста. Мы знаем, что для подростков общение со сверстниками наиболее актуально. Поэтому в этом возрасте их надо обучать навыкам коммуникативного взаимодействия. Говоря о подростках, я имею в виду детей от 11 до 14 лет.

А.В. Милехин. Изучение психологии в рамках школы может охватывать различные ее аспекты, но должна быть генеральная стратегическая направляющая — формирование индивидуального сознания. Здесь главное — предоставить ребенку возможность понять себя и других, способствовать открытию, которое он может совершить.

Каково место психологии среди других предметов?

А.А. Леонтьев. В нашем проекте базисного учебного плана на 12 лет (участниками которого стала группа энтузиастов: профессиональных педагогов и психологов, разрабатывающих модель «Школа ХХI века») уже в начальной школе допускается вынесение психологии за общую «сетку» уроков. То, что вынесено «за сетку», не считается учебной нагрузкой (физическая культура, организация личного времени учащихся, поисковая деятельность).
С третьего класса предполагается введение предмета «Психология». В основной и старшей школе психология входит в школьный компонент (один урок в неделю).

Читайте также:
Что делать если ребенок грубит родителям?

Н.В. Морозова. Для каждой возрастной группы могут быть свои формы проведения занятий. При преподавании психологии деление на уроки, семинары, тренинги во многом условно.

М.М. Безруких. Как это делать, зависит от возраста ребенка. Специальные занятия нужны начиная где-то с 13–14 лет. А младшим школьникам эти знания следует давать в деятельностно-игровой форме. Не загружать их теоретическими знаниями, а на практике учить азам психологии общения.

А.В. Милехин. По форме это могут быть и экскурсии, и драматизации, и инсталляции. Психология в каждом возрасте должна решать свои задачи. Где-то это будет разгрузка, где-то возможность подумать о себе, разобраться в проблемах. Все зависит от конкретного класса.

Существуют ли проблемы, которые необходимо решить, прежде чем широкомасштабно вводить преподавание психологии в школе?

Н.В. Морозова. Хотя сейчас психология и преподается в школе, она не имеет официального статуса. Этот барьер крайне важно преодолеть. По-хорошему, надо было бы сформировать комиссию или группу, которая обобщила бы имеющийся опыт преподавания психологии и на основе этого разработала единый стандарт преподавания.
Правда, психология мало поддается стандартизации, и каждый может ее преподавать по-своему. Тем не менее стандарт нужен хотя бы для того, чтобы психология имела равное место среди других дисциплин.

И.В. Дубровина. Проблема, на мой взгляд, еще и в другом. Для того чтобы преподавать психологию, ее надо знать. В пединститутах психологию учат очень формально. Особенно основные познавательные процессы. Но если педагог не знает, что такое ощущение и восприятие, как он может преподавать этот предмет? У психолога должен быть широкий кругозор и хорошее знание предмета. Этому надо учить. Кроме того, психолог должен чувствовать и понимать другого человека, уметь вовремя перестроиться при общении.

Как можно оценивать знания детей в процессе преподавания психологии?

А.А. Леонтьев. Никаких отметок не должно быть даже в первом приближении! Правда, это не относится к оценке. И эти понятия нужно разделить. Если учитель улыбнулся — это уже оценка. Что касается отметок, то я считаю, что там, где можно не ставить отметки, лучше этого не делать. Максимум оценок, минимум отметок!
Реальная функция отметки — формирование у ребенка умения оценивать себя. Но та же самая «двойка» (имеется в виду текущая отметка) может быть получена за совершенно разные вещи: одно дело — ученик учил и не выучил, не смог, другое — просто не учил. Надо разрабатывать дифференцированные формы оценки.

И.В. Дубровина. По этому вопросу было много дискуссий. Мы убеждены, что преподавание психологии не должно сводиться только к игре или урокам развития. Эти знания должны быть в общем ряду знаний о вселенной. Другое дело, что психология имеет отношение к самому человеку, поэтому нельзя ставить оценку за личностные качества человека, за его способности. Но знать какие-то вещи необходимо. В нашей практике был такой случай, когда дети в 5-м классе взбунтовались из-за отсутствия отметок. Ведь ребенок изучает предмет. Что-то ищет, читает, а его работу никто не оценивает. Дети не должны запоминать сложные определения. Но что такое память и как происходит запоминание, они должны знать.
Здесь мы столкнулись с интересной проблемой. Психологи учат педагогов ставить оценки, но сами эти оценки и боятся ставить, и не умеют. Поставить оценку, чтобы не задеть личностные особенности ребенка, сложно. Что надо оценивать: знания или навыки? Знания! Что касается навыков. Если я учу детей, например, навыкам конструктивного общения, то как это оценить?

Н.В. Морозова. С одной стороны, оценка может угнетать человека, а с другой — стимулировать его развитие. Я, например, своим студентам и учащимся говорю, что не буду ставить плохих отметок. При этом у них возникает мотив получения более высокого балла.
Могут быть разные способы оценивания психологических знаний.

А.В. Милехин. Если говорить об оценке, то она не нужна. Я работаю со старшеклассниками, и у нас действует модель «зачет-незачет». В хороших школах изначально учитель с учеником определяют область его развития. А личностное развитие сложно измерить.

Преподавание любой науки предполагает наличие учебников. Есть ли они сейчас?

А.А. Леонтьев. Я попал в школу, когда преподавали психологию по учебникам Б.М. Теплова, а учителем психологии в моей школе был Н.С. Лейтес. Конечно, психология тогда была очень политизирована. Сейчас, на мой взгляд, уже имеются хорошие учебники по психологии. Для начальной школы — под редакцией И.В. Дубровиной, для старших детей — Ю.М. Забродина и М.В. Поповой. Они предлагают изучать психологию даже иначе, чем в курсе психфака!

А.В. Милехин. Кто ищет, тот всегда найдет. Я думаю, что хороший учебник — тот идеал, к которому надо стремиться всегда. Идеального учебника быть не может. Я могу сказать, что необходимы такие учебники, с помощью которых дети могли бы разобраться в себе.

Обсуждение проблемы преподавания психологии в школе будет продолжено на страницах нашей газеты. Мы приглашаем к разговору наших читателей. Пишите, нам интересно и ваше мнение.

Вопросы задавала
Ольга РЕШЕТНИКОВА

Читайте также:
Как вести себя в кафе с девушкой?

Уроки психологии в школе
статья по психологии на тему

В материале рассматривается роль уроков психологии в школе, акцентируется внимание на актуальности данного вопроса в контексте современных тенденций образования.

Скачать:

Вложение Размер
uroki_psihologii_v_shkole.doc 35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Уроки психологии в школе

Лариса Константиновна Мороз , педагог-психолог МОУ «Средняя общеобразовательная школа №12 с углубленным изучением отдельных предметов «Центр образования» в г. Серпухове

В настоящее время психология начинает занимать все более заметное место в общей культуре страны. Научная и практическая психология представлены во всех областях общественной жизни – политической, экономической, производственной, социальной, юридической, в области образования, искусств и спорта, сохранения здоровья и обороны страны и т.д. Все провозглашаемые в настоящее время ценности – гуманизм, демократизм, сотрудничество, толерантность и пр.- основаны на психологических законах общения и взаимодействия людей, на психологических особенностях их личности и индивидуальности. Необходимость психологического образования со школьных лет вытекает непосредственно из потребностей общественной жизни, отвечая интересам, как всего современного общества, так и каждого из его граждан. Школьное психологическое образование должно предусматривать не только психологическую грамотность своих выпускников, но и развитие их психологической культуры, которой сегодня так не достает нашему обществу. Вопрос о преподавании психологии в школе не нов. Уже в 17 веке русские просветители подчеркивали важность для молодого человека таких знаний, которые дают ему возможность познать самого себя. В 1899г. в журнале «Вопросы философии и психологии была опубликована статья профессора Боборыкина о введении психологии в школьное обучение. В 1906 г. психология была введена в общеобразовательный школьный курс. Правда, просуществовала она не долго, и уже в 1909г. психологию исключили из числа школьных учебных предметов в связи с непроработанностью методического курса и отсутствием специально подготовленных преподавателей. С 1947 по 1958 основы психологии в старших классах изучало по учебнику замечательного ученого Б.М. Теплова. Ученые утверждали, что психология необходима как предмет общего образования, т.к. она формирует целостное мировоззрение ребенка – учит его взаимодействию не только с окружающей действительностью, но и с людьми и самим собой. «Если мы считаем необходимым, чтобы молодые люди знали природу растений, камней, то отчего же в такой же мере не необходимо для них знание внутреннего мира. Отчего научное знание того, что такое память, внимание, воображение, аффекты, не столько же ценно, сколько является ценным знание внешних явлений»- подчеркивал Г.И. Челпанов. Дети и сейчас имеют слабые знания о психике человека, весьма туманно представляют себе содержание внутреннего мира своего и других людей. Слова о «богатстве внутреннего мира» воспринимаются ими как красивая метафора, не имеющая отношения ни к ним самим, ни к окружающим их людям. Отдельные развивающие занятия, тренинги, которые проводят с детьми школьные психологи, разжигают интерес, но не дают представления о психологии как науке. Поступая на факультеты математические, биологические, филологические, географические, химические, юридические, исторические и пр., молодые люди имеют представление об основах наук, которые им предстоит изучать, и о той практике, которая с этими науками связана. Но не студенты психологического факультета. Они начинают с нуля.

А ведь знания психологии нужны каждому молодому человеку, какую бы профессию он не выбрал – врача, учителя, продавца, милиционера, банкира и пр. Чем глубже ученик осознает самого себя, тем более четкими становятся у него представления о своем дальнейшем жизненном пути.

На уроках психологии внимание школьников обращают на такие психические явления и особенности личности, которые не являются предметом специального рассмотрения и обсуждения на других уроках, например: сознание и самосознание; нравственные чувства и установки; направленность личности (цели, идеалы, желания, потребности, ценностные ориентации и др.); отношение к другим людям как к людям, чувство совести и человеческого достоинства; содержание и богатство эмоциональной сферы (чувства, переживания, настроения, эмоциональные состояния и пр.) понимание чувств и переживаний других людей; способности (которые в целом определяют становление личности и обуславливают степень яркости ее индивидуальности) и др.

Уроки психологии помогают детям постепенно понимать, как сложен и уникален внутренний мир человека. Они узнают, что каждый человек по-своему ощущает и воспринимает окружающий мир; его память, мышление, внимание обладает определенными особенностями; его воображение своеобразно; у него есть свои интересы, потребности, симпатии, привязанности; для него характерны особенности настроения, большая или меньшая сила эмоциональных переживаний, сильная или слабая воля; он обладает «легким» или «трудным» характером; у него свой жизненный опыт, свои наблюдения, свои надежды и разочарования, свои печали и радости, любовь и предательство, свои потери и духовные приобретения, наконец, своя судьба. Важно при этом, чтобы ребенок осознавал и помнил, что такой сложный внутренний мир имеет не только он, но и каждый из окружающих его людей. И если человек, который находится рядом с ним, отличается от него, то это не значит, что он хуже. Он просто другой и нужно научиться уважать этого другого человека с его индивидуальными особенностями.

А.Н. Радищев отмечал, что только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом.

В настоящее время уже существует немалое количество учебников и учебных пособий по школьному курсу «Психология». Один из них- это курс «Психология» для 3-11 классов под редакцией И.В. Дубровиной. Есть программа курса, тематический план, подробные поурочные планы и методические рекомендации по проведению каждого урока, а также учебник (учебное пособие) с 3 по 11 классы. Есть желание и умения педагогов-психологов вести такие уроки в своих школах. Осталось дело за малым.

Список использованных источников:

  1. Ред. И.В. Дубровина. Преподавание психологии в школе, 3-11-й классы. Учеб. Метод. Пособие.- М.; Воронеж -2007. с 26, 40.
  2. Ред. Дубровиной И.В. Практическая психология образования.- СПб. Питер 2004, с 551.
  3. Челпанов Г.И. Психология. Философия. Образование. – М.; Воронеж, 1999. – с.373.

Психология в школе: новый предмет или пустые обещания

Идея ввести психологию в школьную программу не нова. В 2010 году тогда еще исполняющий обязанности директора Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени Сербского, профессор Зураб Кекелидзе говорил о необходимости ввести всеобщее психологическое образование уже у младших школьников: «О гигиене полости рта, и какая паста лучше, нам каждый день говорят. А о том, что нам делать, как жить, чтобы не навредить своей психике, нам не рассказывают». Тогда же он рассказывал журналистам о том, что идея ввести в программу отдельный предмет с 3 по 11 класс получила поддержку у министра образования (в 2010 году министерство возглавлял Андрей Фурсенко), и о том, что первый учебник по психологии для 3 и 4 класса уже готовится.

первая любовь не может закончиться ничем хорошим

В следующий раз об обязательном предмете «психология», который вот-вот введут в российских школах, заговорили в 2014 году, после того, когда десятиклассник устроил стрельбу в столичной школе № 263. Тогда на специальном заседании комиссии Общественной палаты по безопасности Кекелидзе, уже успевший занять должность главного психиатра Минздрава, сказал: «С 3 класса в школе обязательно преподавание предмета „психология“. Именно потому, что уже с 4 класса детям предлагают алкоголь и наркотики. Если в школе преподается психология, то важнейшее значение должно придаваться переходному периоду. Детям необходимо знать о психологии человека, что такое подростковый возраст, что первая любовь не может закончиться ничем хорошим — в 13-14 лет рожать нельзя. Это вещи, которые знать необходимо, но, к сожалению, многие их не знают».

Эксперт также озвучил тревожные данные: у 40% школьников отмечается школьная дезадаптация, у 70% — пограничные психические расстройства, что нередко связано с социальными факторами.

Кекелидзе подтвердил тогда, что изучать психологию школьники будут с 3 класса и до самого выпуска, и снова подчеркнул, что черновые варианты материалов для третьеклассников уже готовы — но, как и в прошлый раз, это так и осталось на уровне заявлений.

Осенью 2016 года, после очередной громкой трагедии — самоубийства псковских подростков — идея внедрения психологии в школу снова стала актуальной. С той только разницей, что вместо отдельного курса, рассчитанного на девять лет, Минздрав предложил сделать психологию частью ОБЖ и отвести на нее 20 часов: предполагается, что урок будет проходить раз в неделю в течение 20 недель.

Одна из главных задач курса — обучение детей противостоянию манипуляциЯм со стороны взрослых

Одной из главных задач курса разработчики считают обучение детей противостоянию манипуляциям со стороны взрослых. Кроме того, из курса школьники почерпнут общие знания о любви и дружбе, в учебниках появятся материалы о нормах общения.

Например, им расскажут о том, как преодолевать конфликты или отвечать «нет». Недавно Зураб Кекелидзе снова сообщил, что команда специалистов для написания учебников уже подобрана. Однако никаких уточнений со стороны Министерства образования пока нет.

Будет ли это действительно часть курса ОБЖ, будут ли по нему контрольные или экзамены, и не останется ли это, как и раньше, лишь в виде заявлений, пока неизвестно. Эксперты же считают саму по себе идею донести до школьников базовые знания по психологии и привить им важные психологические навыки очень полезной. Но сомневаются, что это может быть обязательным образовательным курсом, и уж тем более частью ОБЖ.

«Психология может быть вписана в школьную программу — это вполне обычная существующая практика. Я сам в конце 90-х преподавал психологию в двух школах. Где-то она преподается на факультативной основе, где-то является обязательным предметом.

Я не вижу никакого вреда в самой по себе идее давать детям знания о поведении человека, об устройстве личности, о межличностных отношениях. Управление собственными эмоциями, совладание со стрессом, развитие коммуникативной и социальной компетентности, а также противостояние манипуляциям и социальным рискам (наркотики, компьютерная зависимость, травля, агрессия и т. п.) — все эти навыки повышают безопасность ребенка и расширяют его возможности адаптироваться в социуме. Но у меня есть сомнения, что психологию следует вводить в школе в форме учебного предмета.

Если это организовано как обязательный общероссийский курс, значит, в него должны входить контрольные работы, экзамены, оценки или другие способы проверки знаний. Это помешает курсу быть эффективным: нельзя принуждать человека узнавать себя лучше, это может вызвать только противодействие.

топорное преподавание психологии может вызвать только отторжение

Мне не кажется корректной идея включения психологии в курс ОБЖ. Преподавание психологии, если мы говорим не о формальном, а о содержательном знании, требует достаточно высокого уровня квалификации, здесь важно умение выстроить особенный контакт с учениками, и этим должен заниматься педагог-психолог. Переложить психологию на преподавателей ОБЖ — все равно что предложить регистратуре в больнице вести первичный прием больных. Это не выглядит как эффективное организационное решение: не думаю, что отсутствие квалификации у преподавателя может скомпенсировать даже хороший учебник.

На сегодняшний день есть много разрозненного материала в виде методических пособий; есть университетские учебники с описанием основных психологических исследований и теорий. Однако чтобы запустить полезный курс психологии в школе, нужно провести анализ потребностей в системе образования и составить программу, концепцию работы психологической службы.

Главное, что нужно понять, — это что мы будем преподавать, чему будут учиться дети? Ответа на этот вопрос сейчас нет ни у психологического и педагогического сообщества, ни у Министерства здравоохранения, ни у родителей школьников. Актуальность и востребованность тех или иных психологических тем всегда зависит от запросов общества, от времени, от культурных установок. Надо понимать, что у нас многонациональная, многокультурная страна, и в разных регионах эти запросы могут быть разными. Здесь уместно провести аналогию с курсом основ религиозных культур и светской этики — вспомните, какие споры были в обществе, когда вводился этот предмет. Как и в случае с ОРКСЭ, топорное преподавание психологии может вызвать только отторжение».

Зачем нужны уроки психологии в школе

Уроки психологии в начальной школе МОУ СОШ №8.

Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.

Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит педагогам осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала. Работа психолога становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев.

Новый стандарт выделяет в качестве основных образовательных результатов следующие компетенции: предметные, метапредметные и личностные. Необходимость измерения метапредметных компетенций и личностных качеств потребует создания системы диагностики результатов образовательного процесса, а технологии формирования и измерения указанных компетенций становятся основным предметом деятельности школьного психолога.

Актуальной задачей образования становится обеспечение развития универсальных учебных действий (УДД) как собственно психологической составляющей ядра образования.

Универсальные учебные действия (УУД) – способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Универсальные учебные действия (УУД) делятся на четыре основные группы:

В составе основных видов универсальных учебных действий (УУД) можно выделить четыре блока:

1) Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

2) Познавательные универсальные действия включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем, а также действия саморегуляции;

3) Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности;

4) Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Цель психологических, развивающих уроков в начальной школе – создание социально-психологических условий для выработки самими школьниками эффективного стиля познавательной учебной деятельности. Уроки планомерно и методически обоснованно позволяют:

– сформировать у детей необходимую позитивную мотивацию («Зачем мне нужно этим заниматься, что мне это даёт»);

– сформировать у школьников необходимые и доступные им на данном этапе развития навыки самоанализа и саморефлексии («Какой я?»);

– дать учащимся возможность познать свои сильные стороны и научиться опираться на них в процессе учебных занятий («Что я умею делать хорошо и как мне это использовать в учёбе?»);

– предоставить детям возможность познать слабые стороны своей познавательной деятельности и дать представления о способах их развития или приспособления к ним (компенсация другими возможностями) («что мне даётся с трудом, и как относиться к своим слабостям и недостаткам»).

Уроки психологии в школе помогают ученикам научиться распознавать свои эмоции и владеть ими, грамотно решать возникающие конфликтные ситуации, что является гарантией сохранение психического здоровья учащихся во время обучения в школе, а так же созданию социально-психологических условий в образовательной среде, способствующих социализации личности и успешному обучению.

Такие условия создаются за счёт достаточно длительной целенаправленной групповой работы в форме психологических уроков, развивающих занятий на уроках психологии.

В основу программы «УЧИСЬ УЧИТЬСЯ» легли

– Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом министерства образования и науки 6.10.2009 г № 373;

– СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002);

– методика Н.П. Локаловой «120 уроков психологического развития младших школьников».

Данная программа представляют собой поурочно разработанные планы уроков психологического развития. Для занятий используется тетрадь в клетку, карандаши, фломастеры, авторучка.

Психология в школе: разъясняем суть

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к навигации Перейти к поиску

У этой категории нет основной статьи — list of psychological schools. Вы поможете проекту, если напишете её.

Особенности профессии

Считается, что профессия психолога со временем становится частью ее носителя. Свои навыки и знания профессионал использует не только в работе с пациентами, но и в повседневной жизни, при общении с близкими. Ведь предмет изучения психолога — это душа человека, а она представляет собой неисчерпаемый ресурс для обретения необходимых знаний. Специалисты-психологи помогают человеку подключить свои внутренние ресурсы для решения актуальных психологических задач. Основные виды деятельности психолога:

  • Тренинги психологического направления, которые включают в себя обучение методикам эмоциональной саморегуляции, использование специальных упражнений для личностного роста и последующее подведение итогов.
  • Консультации предполагают общение между специалистом и учениками с целью найти оптимальный выход из затруднительного положения.
  • Тестирования позволяют изучить индивидуальные особенности человеческой психики при помощи интерактивных программ.

Школьные психологи обязаны следить за психологическим здоровьем учеников, создавать комфортную для них среду, проводить периодические массовые обследования с целью выявления лиц, требующих психологической помощи.

Подкатегории

В этой категории отображается 8 подкатегорий из имеющихся 8.

Плюсы и минусы профессии

Подобные специалисты играют большую роль в жизни учеников и их родителей, ведь они помогают оперативно решить разные виды проблем, предупреждая опасные последствия.

Педагоги-психологи используют свои знания для своевременного поворота происходящих событий в нужное русло. Ребенок в школе сталкивается с недетскими проблемами: сложные взаимоотношения со сверстниками, отставание в учебе, непонимание окружающих. Если не решать эти задачи, то у ребенка появляется зажатость, агрессивность. В некоторых случаях возникают суицидальные наклонности. Если психолог предпримет адекватные меры, то ситуация стабилизируется.

Плюсы:
  • возможность личностного роста, ведь специалист обязан постоянно самосовершенствоваться;
  • приобретенные профессиональные знания помогают в повседневной жизни;
  • профессия считается творческой и интересной;
  • возможность реально помогать людям в решении их проблем;
  • познание самого себя и глубин своего сознания.
Минусы

К минусам профессии «психолог» можно отнести периодическую душевную усталость и выгорание эмоционального характера. Ведь такие специалисты погружаются в проблему пациента «с головой», пропуская информацию сквозь себя. Также не всем легко дается принятие мировоззрения другого человека. Подобные профессии обязывают самого специалиста иметь кристально чистую репутацию, чтобы его слово имело вес. Вряд ли пациент доверится доктору, который сам себе не может помочь.

Страницы в категории «Школы психологии»

Показано 18 страниц из 18, находящихся в данной категории.

Важные качества

Психологи по натуре должны быть альтруистами, так как эмоциональные трудности, с которыми им приходится сталкиваться, не компенсировать никакими деньгами. Большой уровень ответственности — ключевое требование для настоящего профессионала.

Основные качества, которыми должен обладать психолог:

  • эмоциональный и общий интеллект должны быть на высоком уровне;
  • умение слушать и слышать человека;
  • стрессоустойчивость;
  • такт и деликатность;
  • общительность;
  • наблюдательность;
  • оптимизм и уверенность в собственных силах;
  • креативность и умение предлагать нестандартные решения;
  • терпимость;
  • умение успокоить клиента;
  • сопереживание.

Специалист должен уметь четко формулировать свои мысли. Чувство юмора и выносливость также будут очень кстати.

Школьный психолог не растёт профессионально

У каждого школьного психолога есть масса способов и возможностей для повышения своей квалификации, посещая разнообразные конференции, семинары, мастер-классы и прочие мероприятия, где можно пообщаться с другими специалистами, обменяться опытом, получить новые идеи и навыки. Другой вопрос, что не у каждого психолога есть такое желание. Поэтому судить так о всех школьных психологах как минимум не объективно, и в этом вопросе всё очень индивидуально.

Методы работы психолога в школе. Диагностика и Консультации

Большую часть своего рабочего времени школьный психолог посвящает диагностике, групповой или индивидуальной. Как вести себя у психолога?

Так например, благодаря современным тестам психолог может определить насколько успешно проходят процесс адаптации первоклассники в начальной школе или пятиклассники в средней школе. В старшем звене с помощью профориентационных диагностических методик психолог помогает подросткам определиться с будущей профессией. Психология юности или Как помочь подростку выбрать профессию?

Самое простое, что обязан сделать школьный психолог по итогам диагностики — это разработать практические рекомендации для всех участников учебно — воспитательного процесса, которые должны помочь учителю, классному руководителю, родителям или самому ребёнку справиться с той или иной психологической трудностью. Памятка родителям подростка

Также полученные результаты диагностики психологу помогают при составлении общей картины исследуемого психического процесса в процентном соотношении. С такими данными психолог обычно выступает на педсоветах или родительских собраниях с целью ознакомления учителей и родителей с полученными результатами диагностики учеников.

Бывает так, что показатели проведённой диагностики не соответствуют норме, и здесь психолог также может оказаться очень даже полезным. В таком случае психолог использует следующий метод своей работы в школе — это психокоррекция.

Место работы

Дипломированные специалисты могут работать в психологических центрах, образовательных и медицинских учреждениях, на телефонах доверия, в частных компаниях по психологическому консультированию, на предприятиях в качестве штатных психологов. Многие психологи открывают частную практику, либо работают на дому.

Что же на самом деле делает психолог в школе?

В целом, школьный психолог осуществляет деятельность, направленную на сохранение психологического здоровья школьников. С этой целью психолог в школе выбирает тот или иной вид деятельности, в основном в комплексе и подбирает форму и тематику работы индивидуально, в соответствии с запросом или проблемой, с которой он столкнулся. Но школьный психолог работает не только по запросу, вместе с тем он выполняет те задачи, которые предусмотрены планом работы на год.

Карьера

Только закончив вуз, можно претендовать на место штатного педагога-психолога в учреждениях образовательного типа. Многие используют эту практику для получения необходимого опыта и последующего основания своего дела. Защитив докторскую диссертацию, можно стать доктором психологии.

Профессиональные знания:

  • умение владеть инструментарием, способность организовать и провести психологические исследования;
  • знание истории и современных задач науки «психология»;
  • осознание основных методов профессии;
  • специалист должен иметь представление о психике и жизнедеятельности человека;
  • владение основами психотерапии, развивающей и коррекционной работы;
  • знание основ психодиагностики и психологического консультирования;
  • иметь представление о механизме мозга человека, психических состояниях.

Самоанализ опыта работы и постоянное самосовершенствование помогают психологу добиться высоких результатов в профильной сфере.

Коррекционная деятельность школьного психолога

В соответствии с целями и задачами, которые стоят перед психологом, он выбирает на его взгляд самые эффективные коррекционные программы и проводит их в форме групповых или индивидуальных занятий. Типичные психокоррекционные программы рассчитаны на 10 — 15 занятий. Проводятся такие занятия примерно 2 — 3 раза в неделю. Только в таком случае можно рассчитывать на изменение каких — либо психических показателей, их формирование или развитие.

Известные психологи

Одним из самых известных и знаменитых психологов считается Дейл Карнеги. Он написал множество книг, эссе, статей и лекций. Его работы активно используются не только профессионалами, но и рядовыми гражданами, которые стараются упорядочить свою жизнь и постичь собственное «я». Лидия Ильинична Божевич — наша соотечественница, которая жила и работала в начале прошлого века, посвятила свою жизнь изучению тайн человеческой души. Получив знание профессора психология, Лидия Ильинична продолжала упорные исследования в области психология и посвятила этой теме множество трудов. Сегодня они применяются в качестве учебных пособий на многих психологических факультетах.

Перечень мировых знаменитостей, которые посвятили свою жизнь психологии очень обширен и продолжает расти. Это доказывает популярность и актуальность профессии «психолог» во все времена. Ведь человеческая душа — это до сих пор до конца неизученный и таинственный объект.

Что ещё делает психолог в школе?

Кроме всего прочего психолог консультирует всех участников учебно — воспитательного процесса. К нему за бесплатной анонимной консультацией можно обратиться с любой проблемой психологического характера, но не ждите от обычного школьного психолога каких — либо глубоких психоаналитических или гипнотических способностей. Такие возможности в консультационной работе есть в арсенале лишь у психоаналитиков, ну или у подготовленных психотерапевтов.

Психологические консультации в школе зачастую имеют разъяснительный характер, с конечной целью обозначить суть проблемы и определить возможные причины её возникновения, а также совместно с психологом подобрать самые эффективные пути и способы разрешения данной проблемы.

Ещё одним важным методом работы школьного психолога является профилактика

Психологическая профилактика включает себя разнообразные формы работы направленные на предупреждение негативных, девиантных, асоциальных моделей поведения детей. Среди родителей также проводятся профилактические беседы, например с целью профилактики насилия в семье и других негативных явлений.

Очень часто школьный психолог помогает в разрешении возникающих конфликтных ситуаций в школе, а с помощью правильно подобранных профилактических мероприятий он умело их предупреждает или учит предупреждать. И тогда можно так сказать, что профилактика мягко перетекает в такой вид работы психолога в школе как просвещение. Как уберечь своего ребёнка от групп смерти?

Просвещение как метод работы школьного психолога

Просветительская деятельность выполняет разъяснительную и информационную функции, а также включает в себя пропаганду, например здорового образа жизни. Тематика просветительской работы психолога колоссальна, от вопросов связанных с воспитанием детей до проблем трудовых мигрантов.

Так что как видим психологу в школе есть чем заняться. Методов работы достаточно для того чтобы оправдать поставленные перед психологом цели и задачи в сопровождении учебно — воспитательного процесса в школе.

Психология как учебная дисциплина в средней школе

С преподаванием психологии в средней школе дело обстоит еще более неоднозначно, чем в высшей. В качестве примеров приведем несколько цитат из различных учебников психологии для школы, иллюстрирующих различные целевые подходы обучения психологии:
• приобщение подрастающего поколения к культуре, пробуждение в нем тяги к добру и потребности в самосовершенствовании, в овладении средствами для формирования собственной личности; вывести учащихся на дорогу размышлений о человеке, его месте в мире
• формирование гуманистического мировоззрения и психологической культуры учащихся; способствовать раскрытию и развитию способностей, овладению навыков самоанализа, пониманию чувств и мотивов поведения других людей, конструктивному повседневному и деловому общению, обучению приемам саморегуляции в стрессовых ситуациях; умению творчески преодолевать конфликты; подвести учащихся к осознанию неоднозначности теорий, объясняющих многие сложные явления, возможности сосуществования противоречивых, на первый взгляд взаимоисключающих, точек зрения на различные аспекты многомерной реальности;
• помочь ребенку стать более творческим, более социально адаптированным, более защищенным и, как следствие, целенаправленно формировать базу его внутренних ресурсов и стабильности в рамках сберегающих здоровье технологий; построить в сознании ребенка более или менее целостное видение мира и видение человека, который в этом мире живет;
• дать учащимся первичные, общие знания о психологии как науке, раскрыть содержание ряда психологических понятий (прежде всего обозначающих основные психические процессы); помочь ребенку в постепенном открытии им собственного внутреннего мира, показать уникальность и безусловную ценность этого мира; пробудить интерес ребенка к самому себе и к другим людям;
• обеспечить формирование психологического здоровья детей, а также выполнение возрастных задач развития;
• научить учеников ставить задачи саморазвития и искать средства их решения.

Как видно из своеобразного полилога приведенных выше цитат, цели обучения психологии в школе ставятся самые различные. Поэтому дискуссионным остается вопрос об особенностях преподавания предмета в школе. Так как же преподавать психологию?
Есть несколько способов. Например, психологию можно преподавать, как естественно-научные дисциплины, изучая свойства нервной системы, экспериментируя с порогами ощущения, типами запоминания, скоростью реакции, объемом внимания и пр. Тогда учитель чувствует себя при этом экспертом, ведущим разговор знающего с незнающим и вопрос «Зачем это нужно ученикам?» некорректен. Психологию можно построить как гуманитарный предмет, заполнив преподавание героями (интровертами и экстравертами, манипуляторами и актуализаторами, интуитивистами и рационалистами), действующими по законам жанров мышления, эмоций, деятельности, коммуникации. Правда, вопрос «Зачем это нужно ученикам?» по-прежнему останется без ответа. В подобной ситуации учитель вступает в общение с учениками не только как знаток своего предмета, но и как профессиональный педагог, имеющий детально разработанную программу передачи своего знания ученикам. Он уже наметил, с чего начинать, какова последовательность изучаемых тем, на каком материале удобнее вводить то или иное понятие, как контролировать объем усвоения знаний и уровень понимания. Во всех этих педагогических вопросах учитель все решает сам, мнение учеников здесь не учитывается.
Но с преподаванием психологии ситуация несколько иная. Г.А. Цукерман предполагает, что будущий предмет психологического познания дан ученику весь целиком, во всех деталях, и знание это эмоционально насыщенно, личностно значимо, хотя нерефлексивно, несистемно, не представлено в сознании в терминах языка. А нужно ли ребенку 10–12 лет рефлексивное, системное знание? Да, безусловно нужно, но только тогда, когда оно необходимо самому говорящему для решения его собственных проблем. Следовательно, психологией можно заниматься только с теми, у кого к началу занятий уже сформировался собственный запрос на такое знание. Это должны быть только факультативы, где темы занятий задают сами школьники.
Схожей точки зрения придерживается и И.В. Вачков: «…курс психологии должен обеспечивать знакомство с системой понятий и лишь в той мере, в какой это действительно необходимо школьникам. И содержание курса психологии должно отвечать запросам реальной жизни ребят, а форма – быть приемлемой для эффективной практической работы… Психологическая информация на занятиях должна быть не абстрактно научной, а житейски важной, оставаясь научно обоснованной».
Но есть другое мнение: «Безусловно, психология должна преподаваться в школе. Знания о человеке, которые получают дети, должны быть научной информацией. Нужна научная, систематическая психология. Без этого он не будет подготовлен к жизни». То, что этот взгляд на школьную психологию имеет широкое распространение, свидетельствует факт существования множества учебников и учебных программ с фиксированным количеством часов и четким планом изучения материала.
Что же объединяет самые различные подходы к преподаванию психологии в школе? Исходным положением, определяющим педагогический подход школьной психологии, является взгляд на развитие ребенка в аспекте изучения им предмета «психология» не только как результат, но и как процесс самосознания, самопознания и самосовершенствования. Существенным моментом здесь становится не только отражение мира, но и отражение себя в мире, своего состояния, своего отношения к миру, своего поведения теперь и в будущем. Изучать психологию в школе нельзя, не учитывая интересы подростка, его возрастные особенности. В основе такого подхода лежит отношение к учению как к совместно создаваемому и переживаемому опыту.
Основными принципами отбора содержания могут и должны стать: принцип целостности в подходе к изучению психических явлений; принцип соответствия потребностям возраста с учетом зон актуального и ближайшего развития подростка. Предлагаемые преподавателем темы изучаются на теоретических и практических занятиях через систему методов обучения психологии. При разработке методов обучения следует учитывать тот факт, что ученик или студент, который служит объектом воздействия учителя, является одновременно и субъектом, т. е. личностью, от интересов и воли которой зависит ее деятельность в соответствии с воздействием преподавателя. Если последний не сформирует у учащихся цели, адекватной его цели, то акт обучения состояться не сможет и метод воздействия не достигнет ожидаемого результата. При этом цель учащегося не должна совпадать с целью преподавателя, она должна только соответствовать ей. Результат служит критерием соответствия метода и цели.

Одной из заметных тенденций последнего десятилетия во многих странах стало широкое распространение психологии как учебного предмета в средних учебных заведениях. Этот предмет обычно не является обязательным, но школьники выбирают его достаточно часто. Связано это прежде всего с распространением научно-популярной психологической литературы и возрастанием интереса учащихся к психологическим знаниям.

Психология достаточно широко преподается в школах США. Единого подхода к преподаванию психологии в школах США нет. Этот предмет часто изучается скорее как курс психологического самопознания и самопомощи. Единого подхода к преподаванию психологии в школах США нет. Этот предмет часто изучается скорее как курс психологического самопознания и самопомощи

В 90-х гг. в России значительно возросло количество факультативных курсов по психологии в школах. Однако статистических данных, характеризующих этот процесс, к сожалению, не существует. Нет и единых требований к разработке программ обучения психологии в средней школе. В результате каждый учитель ведет предмет в силу собственных представлений, ориентируясь на собственные пристрастия и интересы школьников. Организация образовательного процесса в средних специальных учебных заведениях регламентируется учебным планом и расписанием учебных занятий для каждой специальности и формы обучения, которые разрабатываются учебным заведением самостоятельно на основе Государственного образовательного стандарта, примерных учебных планов по специальностям и примерных программ учебных дисциплин. Для всех видов аудиторных занятий устанавливается академический час продолжительностью 45 минут. Учебная работа разделяется на классную, домашнюю и внеклассную.Внеклассная работа может носить как учебный, так и внеучебный характер. В школах, гимназиях, лицеях традиционно используется такой вид классной работы, как урок. В средних профессиональных учебных заведениях устанавливаются следующие основные виды классных учебных занятий: урок, лекция, семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, контрольная работа, консультация. Типичный урок включает определенные формы учебной деятельности: проверку домашнего задания, объяснение нового материала, закрепление нового материала, постановку домашнего задания. Психология в средних учебных заведениях часто преподается в форме факультативных занятий. Факультативное занятие-это тоже урок, но учащийся имеет определенное право относительно его выбора и посещения. В средних специальных заведениях используются различные формы самостоятельной учебной работы, такие как производственная (профессиональная) практика, выполнение курсовой и дипломной работы. Внеклассные занятия по психологии могут иметь как обучающую и развивающую, так и воспитывающую функцию. Они не являются обязательными для посещения и не предполагают обязательную оценку знаний. В настоящее время существует два основных типа программ обучения психологии в российских школах:

1)предметно-ориентированные;
2) личностно-ориентированные.

В программах предметно-ориентированного типа психология выступает как предмет обучения. Основные методы обучения: рассказ, обсуждение, практические упражнения. Усвоение знаний и умений, перечисленных в программе, может быть оценено и оценивается. В программах личностно-ориентированного типа уроки психологии выступают как система занятий, направленных на развитие учащихся. Задача обучения теоретическим психологическим знаниям непосредственно не ставится. На занятиях используются практические методы обучения: обсуждение, практические упражнения и игры. Психологический тренинг — распространенная форма проведения таких уроков. Оценка и отметка не используются, поскольку задача усвоения определенных знаний и умений не ставится. Развивающий аспект на таких уроках является центральным, а объективная оценка уровня развития чрезвычайно затруднена. Уроки психологии личностно-ориентированного типа по содержанию и методам проведения похожи на внеклассные мероприятия развивающего характера. Такие занятия ставятся обычно вне учебного расписания, а участие в них является добровольным. Формы добровольного участия могут быть разными. В одних случаях предполагается полная свобода: можно приходить (или не приходить) на любое занятие. В других — добровольным является включение в группу, но в этом случае посещение занятий этой группы в течение определенного времени является обязательным (как и во многих психологических тренингах).

Из опубликованных работ примеры программ личностно-ориентированного типа представляют книги Ю. М. Забродина и М. В. Поповой (1994), Г. А. Цукерман (1997), И. Никольской и Г. Бардиер (1997), М. В. Поповой (2000).

Инсайдер. Школьный психолог — о детских истериках, родителях-перфекционистах и недостатках системы образования

Герои рубрики «Инсайдер» регулярно рассказывают «Инде» о жизни и работе.
Имена и детали изменены.

Современная российская школа продолжает вызывать беспокойство родителей и общественности. ЕГЭ, учебные перегрузки, учителя-неумехи и воспоминания об «идеальном советском образовании» — вот регулярные темы праздных и профессиональных дискуссий о будущем детей. При этом сами дети и их отношение к учебному процессу, как правило, остаются за рамками споров. В новом выпуске рубрики «Инсайдер» «Инде» поговорил с психологом начальных классов о сложностях адаптации, беспокойных родителях и школьниках, которые все понимают.

Выбор пути

Мне 25 лет и я уже третий год работаю в школе педагогом-психологом. Я окончила ТИСБИ по специальности «Психология образования». Вообще, в 11-м классе я обдумывала разные варианты специализации — думала поступать на конфликтолога или журналиста. Но в итоге оригиналы документов подала на биофак КФУ и на всякий случай закинула дубликаты на специальность «Биоинженерия» в КХТИ и психологические направления в ТИСБИ и КФУ. Так получилось, что я уезжала из города и не могла ждать второй волны зачисления, поэтому выбрала ТИСБИ, где я гарантированно проходила на бюджет. О своем выборе не жалею, хотя многие могут сказать, что в коммерческом ТИСБИ качество образования хромает. Но именно здесь я получила диплом, который позволил мне без дополнительной переподготовки работать в школе. Даже диплом психфака КФУ не дает такой возможности — в школах требуют, чтобы в документах об образовании была обозначена педагогическая направленность.

В школе, где я училась, тоже был психолог. Сейчас мне кажется, что эта женщина в какой-то степени повлияла на мой жизненный выбор. Именно она дала мне самый значимый совет в 11-м классе: «Забей и успокойся. Не обращай внимания на то, что говорят другие, — делай то, что считаешь нужным». Я тогда сильно загонялась по поводу ЕГЭ: в мой год были массовые списывания, и баллы выпускников подскочили до небес, у меня были достаточно высокие результаты, но я оказывалась в конце во всех списках абитуриентов. Моя мама тоже школьный психолог, и она тоже на меня не давила и дала полную свободу выбора. Возможно, как специалист по детской психологии она понимала, что мне и так сложно, и не стала дополнительно меня невротизировать.

Сейчас я поступила в магистратуру московского вуза на специальность «Измерения в психологии образования». Если говорить в общих чертах, это про то, как правильно и достоверно измерить уровень знаний школьников, ведь всем ясно, что ЕГЭ не самый удачный инструмент. Также нас учат измерять психологические состояния: уровень тревожности, к примеру. Мой научный руководитель хочет, чтобы я защитила кандидатскую диссертацию, то есть, вероятно, аспирантура в моей жизни тоже будет.

Волшебный браслет от ругани

На втором курсе меня буквально трясло от мысли, что я когда-нибудь буду работать с детьми, хотя сейчас именно от этого я получаю наибольший кайф. На четвертом мне сообщили, что в какой-то школе есть свободная вакансия, и я подумала: почему бы и нет?! Диплома у меня еще не было, ясных перспектив тоже, но профессиональный опыт перед выпуском был нелишним, к тому же поход на собеседование меня ни к чему не обязывал.

Во время первой встречи заместитель директора школы спросил меня про образование, опыт работы и задал практический вопрос: «Как вы будете работать с ребенком, который в начальной школе начал материться?» Забегая вперед, скажу, что кейс оказался пророческим — такой ребенок появился в моей практике почти сразу. В этой ситуации контрпродуктивно доказывать, что материться плохо. Кроме того, в таком поведении есть плюс: ребенок выражает себя и не заглушает агрессию, что могло бы привести к другим проблемам. В итоге я дала ребенку фенечку и сказала: «Когда в следующий раз захочешь выругаться — просто дергай за браслет». Это помогло.

Меня взяли на должность психолога в младшей школе — в старших классах уже работал другой специалист. Наш случай нетипичный: обычно в школах один психолог (если он вообще есть), который формально относится к своей работе и может появиться в жизни школьника лишь в выпускном классе с тестами Климова на профориентацию (школьник отвечает на вопросы о том, что ему нравится, и в итоге получает результат — рекомендацию о сфере будущей профессии).

В начальных классах нашей школы учится более 200 детей. В первый месяц работы я дико боялась такого количества, хотя понимала, что если бы была единственным психологом, мне бы приходилось работать с еще большим числом учеников. Когда я впервые пришла на занятие к шестилеткам, в моей голове крутилось что-то типа: «Матерь божья, они еще и под стол лазают!». Но уже после первой четверти страх прошел — обнаружилось, что с детьми при желании можно обо всем договориться.

В мои обязанности входит ведение специального игрового урока — один раз в неделю или две, в зависимости от конкретного класса. С самыми младшими провожу игры, направленные на развитие памяти, мышления, внимания. К примеру, стандартный и очень действенный способ развития внимания — особые раскраски, в которых есть задание найти определенный предмет на рисунке. С детьми постарше занимаемся развитием коммуникативных способностей, навыков командной работы — это, по большому счету, то же самое, что делают взрослые на корпоративных тренингах, но в более простой, увлекательной форме. Я работаю по специальной детской программе «Психологическая азбука». В нее входят рабочие тетради, а еще у меня есть прописанные сюжеты к каждому занятию.

Дети воспринимают меня не как обычного преподавателя, а скорее как доброго волшебника, который их развлекает. Обычно на уроки я приношу кучу разных игровых предметов типа шаров и мячей.

Плачущие дети и их амбициозные родители

Я могу работать с каждым конкретным ребенком только с согласия его родителей — в начале года они заполняют специальную бумагу-согласие. Отказы бывают. Я не знаю мотивов, но, наверное, дело в скепсисе по отношению к психологической деятельности. Родители уверены, что сами во всем разберутся. Помимо занятий с детьми в мои обязанности входит консультирование родителей. Основная нагрузка тут приходится на начало года, потому что родители тревожатся из-за адаптации детей в школе — особенно родители первоклашек. На самом деле даже у взрослых процесс адаптации к чему-то новому может длиться от двух месяцев до года, поэтому зачастую паника необоснованна. Моя задача в таких случаях — проговорить это родителям, успокоить их.

Также по запросу родителей, учителей или администрации школы я провожу индивидуальные занятия с детьми. В начале этого года ко мне обратились по поводу девочки, которая без остановки рыдала на уроках. Мы с ней виделись три раза. У меня есть комната для сенсорной разгрузки — с бассейном с шарами и столом для рисования песком. Последнее — очень хорошее средство: пропуская через пальцы песок на подсвеченную поверхность, ребенок расслабляется и сам обо всем рассказывает — с кем дружит, чего боится. Я просто сижу рядом и ловлю его слова, попутно осторожно задавая наводящие вопросы. Та девочка сразу сказала, что учитель слишком строгий, поэтому ей хочется домой. Я не могу сделать ее учителя менее строгим, моя задача — объяснить, что то, что девочка пока не может привыкнуть к школе после детского сада, — нормально. Такое бывает со всеми и не нужно переживать и стесняться. После консультаций я не пишу никаких карт, характеристик или протоколов на ребенка — просто разъясняю ситуацию учителю и родителям.

Вообще родителям хочется посоветовать не напрягать ребенка из-за оценок и не делать из него болезненного перфекциониста. Родители склонны перегружать ребенка — это тенденция, которая меня беспокоит. Из-за всех этих плаваний, скрипок, курсов английского дети ходят просто никакие. В большинстве случаев всеми этими кружками родители просто тешат собственные амбиции и соревнуются друг с другом, совершенно забывая о ребенке. Дети устают, но сказать об этом не могут или боятся, в итоге все их напряжение уходит внутрь. Сейчас очень любят уже с трех лет учить письму, чтению, математике, но в этом возрасте ребенку полагается играть, а не учиться. Современные родители читают кучу странных книг про воспитание и про то, как вырастить гения, но информацию нужно уметь фильтровать. Мне часто приходится говорить что-то вроде: «Пожалуйста, притормозите, ребенку сложно, он сейчас адаптируется, оставьте кружки на потом». Это гигантская проблема, и вопрос о том, как остановить помешанных на раннем развитии мам, мы в последнее время часто обсуждаем на профессиональных конференциях.

Случаются и совсем сложные эпизоды — иной раз я просто не понимаю, что с ребенком. В этом случае я сначала советуюсь со своей мамой — у нее опыт больше, чем у меня. Но и это не всегда помогает. Один из главных постулатов психологического консультирования: «Если не можешь разобраться в ситуации, направь пациента к более компетентному специалисту». У школы есть база контактов психологов, терапевтов и врачей, которым мы доверяем, и если я вижу, что не могу справиться с чем-то своими методами, рекомендую обратиться к коллегам. Например, у нас в школе был мальчик с проблемами адаптации, на фоне которых у него наблюдались резкие скачки настроения: вроде только его успокоили, а он снова в истерику со швырянием предметов, криками и рыданиями, и так несколько раз за полчаса. По моему совету родители пошли к специалисту, ситуация медленно выправилась.

Иногда дети приходят ко мне сами, но вообще самостоятельные обращения скорее характерны для средней школы. У подростков начинаются сложные межличностные отношения в коллективе, межполовые проблемы, сложности с восприятием себя и собственного тела, и им нужно кому-то выговориться. Иногда я заменяю психолога в средней школе, и как-то ко мне зашел очень худой мальчик, которого в классе все называли Кощеем. Не самое обидное прозвище, но его это беспокоило. Нужно отметить, что он загнался не из-за тела, потому что сам себя в своей комплекции он воспринимал комфортно, а из-за отношения к нему окружающих. Мы с ним пару раз поговорили о том, что если ему, его организму хорошо, остальное неважно. Это его успокоило.

В младшей группе проблемы со сверстниками стоят не так остро. Бывает, что маленькие дети беспокоятся из-за сложностей в семье. Однажды второклассница рассказывала о каких-то судебных тяжбах между родителями и бабушкой. Она не знала деталей, но чувствовала напряжение в семье. Разумеется, я не могу изменить ситуацию — моя задача просто примирить ребенка с реальностью, мол, и такое бывает, но взрослые сами разберутся, и эта ситуация не меняет того, что родители и бабушка любят и ценят тебя. Дети осознают причинно-следственные связи и делают свои выводы, хотя это отличается от взрослой рефлексии. Проявления могут быть очень будничными, без драмы — например, однажды девочка пришла ко мне и абсолютно спокойно сказала: «Была у меня рыбка, я ее не кормила, а она и умерла». Кроме того, дети уже в младшей школе активно влюбляются, даже «женятся» между собой. Но у них это скорее групповой опыт, нежели интимный, то есть первоклашки с разбитым сердцем ко мне не приходят (хотя обсуждать, кто в кого влюбился и кто кому жених и невеста, могут бесконечно).

Часто дети рассказывают мне о ревности к младшим братьям и сестрам, но это обычная история, особенно если разница в возрасте менее пяти лет. Обычно я советую родителям схитрить и доверить старшему какую-то ответственность за младшего — например, недавно предложила «поручить» старшему последним целовать младшего на ночь. Так родители как бы говорят старшему: «Мы тебя настолько любим и ценим, что доверяем тебе малыша». Эти взаимоотношения между братьями и сестрами очень важны: в подростковом возрасте значимым примером для младшего станет старший.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: