Ребенок 2 года истерики — передаем суть

Консультация для родителей «Как справиться с истерикой у ребенка 2–3 лет»

Наталья Беккер
Консультация для родителей «Как справиться с истерикой у ребенка 2–3 лет»

Консультация для родителей

Как справиться с истерикой у ребенка 2-3 лет

Уважаемые родители!

Истерика у ребёнка – это явление нормальное. Таким образом, маленький человечек хочет отстоять свою позицию, получить желаемое. Также возбужденное состояние малыша может свидетельствовать о заболеваниях, переутомлённости, голоде. Специалисты называют истерикой состояние, в котором ребёнок не способен самостоятельно справиться со своими эмоциями, его нервная система возбуждена. В этот момент на него не действуют ни уговоры, ни слова, он не может успокоиться.

Детские истерикиможно разделить на два типа: контролируемые ребёнком и не контролируемые. Родителям важно понимать и отличать эти два вида, для того чтобы правильно помочь малышу в той или иной ситуации.

Контролируемая истерика связана с тем, чтобы сиюминутно получить желаемое, либо с сильным недовольством чего-либо. К примеру, многим знакомая ситуация в магазине. Ваш ребёнок захотел новую игрушку, шоколадку, вещь или что-либо ещё. На ваш отказ купить ему это, ребёнок закатывает истерику в магазине, не обращая внимания ни на что и ни на кого. Такие капризы дети контролируют сами. Если же вы купите ему необходимую вещь, малыш тут же успокаивается и становится самым счастливым. Так дети учатся манипулировать взрослыми.Здесь существует только два варианта разрешения сложившейся ситуации:

родители осуществляют желания ребенка, лишь бы их кроха перестал капризничать

родители игнорируют истерику малыша

Если же мама и папа решили не становится объектом манипуляций своего чада, действовать следует аккуратно, без негативных эмоций, гнева или раздражения. Ни в коем случае не поддавайтесь истерикам малыша. Иначе он поймет, как следует действовать, чтобы все-таки добиться своего. С ребенком важно разговаривать. Объясните ему, почему именно в данный момент вы не можете осуществить его желание, либо купить требуемую вещь. Приводите аргументы! Малыш должен понять, что действительно существует весомая причина, а не просто, потому что мама и папа так захотели.

Ребенку нужно дать понять, что родители прекрасно понимают его и его желания

Предоставьте малышу весомые аргументы вашего отказа

Объясните малышу, что его поведение является совершенно ненормальным, предупредите о соответствующем наказании

Пообещайте вашему крохе, что сможете приобрести ему желанную вещь, как только появится возможность.

Если ребенок не желает вас слушать и продолжает истерить, необходимо наказание привести в действие, как вы и обещали. А также по его собственной вине, он так и не получит того, что требует.

Малышу нужно понять, что не все его требования должны сиюминутно выполняться. Но в случае, когда он научится быть терпеливым и контролировать свое поведение, он все же сможет получить желаемое.

Неконтролируемая истерика противоположна вышеописанному, и ребенок не способен контролировать свои эмоции. У малыша возникают настолько сильные эмоциональные ощущения, что он просто не может с ними совладать. Данное состояние схоже с состоянием аффекта, в котором ребенок не способен мыслить адекватно. В это время мозг малыша работает по-другому, и он любая речь родителей просто не доходит до сознания. В данном случае существует только один способ успокоить кроху — облегчить нервное напряжение. При такой истерики повышать голос на ребенка без толку, он все равно вас не понимает. Ни в коем случае нельзя пускать данную ситуацию на самотек, игнорировать.

Необходимо взять малыша на руки, обнять

Разговаривайте ласковым и нежным тоном, пытаясь успокоить кроху. Говорите ему, что все хорошо.

Прикосновения близкого человека способны остановить истерику ребенка.

Поглаживайте его, нежно обнимайте.

Отойдите подальше от места, где началась истерика.

После того, как ребенок успокоился, пробуйте с ним разговаривать. Ни в коем случае не ругайте малыша! В противном случае истерика может вспыхнуть снова. Родителям необходимо понять, почему случился приступ истерии. Если вам удалось выяснить причину, которая вызвала такое состояние у ребенка, нужно провести беседу, разъяснить малышу, в чем и почему он был не прав и как следует себя вести. Воспитательный разговор должен быть очень мягким и тактичным. Самое важное в истерике — родительское тепло и способность утешить свою кроху! Самое главное в этот момент – сохранить самообладание. Попытаться успокоиться, не срываясь на малыша, не применяя физическую расправу. Это только усугубит ситуацию. Как говорилось в данной статье, в двухлетнем возрасте могут случаться истерики, которые ребёнок не в состоянии контролировать. А гнев родителя только вызовет ещё больший плач карапуза.

Для того, чтобы ребёнка как можно реже охватывали приступы истерического состояния,необходимо соблюдать некоторые правила:

• у ребёнка должен быть правильный распорядок дня.

• Малыша необходимо обеспечить здоровым сном

• Уделяйте своему крохе как можно больше свободного времени

• Позвольте малышу быть самостоятельным в рамках разумного. Если ваше чадо хочет помочь вам помыть полы, дайте ему эту возможность.

• В течение дня не допускайте слишком ярких эмоций. Например, если вы собрались сходить в зоопарк, не следует перед этим слишком долго и активно проводить время на улице

• Научитесь договариваться с вашим малышом. Предвидя начало истерики, сразу же предложите какую-либо альтернативу

• Помните, что маленький человечек развивается, подражая окружающим его людям. Старайтесь быть всегда добры, вежливы в общении, терпеливы.

Спасибо за внимание!

Подробнее познакомиться с данным материалом Вы можете познакомиться в следующих источниках:

1.”Капризы и истерики. Как справиться с детским гневом“, Дени Мадлен, Клевер Медиа Групп, 2016

2. Кризисы детского возраста. “Нет” капризам и истерикам, Ярославцева Е. Ю., Феникс, 2016.

Консультацию подготовил:

Воспитатель Беккер Н. А.

Консультация для родителей «Упрямый ребенок. Как справиться с детским упрямством» Консультация для родителей «Упрямый ребенок. Как справиться с детским упрямством.» Упрямый ребенок – это ребенок, вызывающий своим поведением.

Консультации для родителей «Как справиться с агрессией у ребенка?» Консультации для родителей «Как справиться с агрессией у ребенка?» К сожалению, проблема детской агрессии сегодня распространена очень широко.

Консультация для родителей «Адаптация ребенка с ОВЗ к детскому саду: как облегчить её для ребенка и для родителей» Консультация для родителей «Адаптация ребенка к детскому саду: как облегчить её для ребенка и для родителей» Детям очень непросто начинать.

Консультация для родителей «Авторитет родителей и его влияние на развитие ребенка» Многих родителей волнует вопрос, как заработать авторитет, как правильно воспитывать своих детей. Авторитет родителей заключается в умении.

Консультация для родителей «Деятельность родителей, направленная на формирование у ребенка желания учиться» В скором будущем вашему ребенку предстоит пойти первый раз в первый класс. Вместе с гордостью за своего ребенка вы испытываете также и некоторое.

Читайте также:
Как заполучить мужчину тельца?

Консультация для родителей «Как помочь ребенку справиться со своими страхами?» Детки в возрасте от трех до пяти лет нередко чего-то пугаются и становятся впоследствии нервными и боязливыми. Однажды испугавшись, дальше.

Консультация для родителей «Как справиться с непоседой? Гиперактивность в вопросах и ответах» Оказывается, не всегда его проблемы связаны с ленью или непослушанием. В каждой группе есть непоседы, которые доставляют педагогам одни.

Консультация для родителей «Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка» Авторитет родителей – важная составляющая успешности воспитания детей в семье. Приобретение авторитета в глазах собственного ребенка – кропотливый.

Памятка для любящих родителей «Кризис 3 лет и как с ним справиться» 1. Результат кризиса – первично осознанная личность ребенка, который учится проявлять себя в выражении чувств, моделей поведения, реакций.

Консультация «Скандал по всем правилам, или как справиться с детской истерикой» Каждый взрослый иногда сталкивается с детской истерикой, каждый помнит, какой нагрузкой (психологической и физиологической) они сопровождаются.

Как предотвратить истерику у ребенка 2-3 лет: 7 приемов

Как избежать истерик. Что делать при капризах ребенка

Анна Быкова педагог, практикующий психолог, арт-терапевт и мама двух сыновей

  • Причины капризов у детей
  • У ребенка истерика: что делать?
  • Детские истерики и переключение внимания
  • Как избежать истерики? Согласиться
  • Чтобы не было истерики, предупреждайте заранее
  • Как понять, что ребенок вырос

Капризы и истерики детей доставляют много неудобств родителям. Но часто взрослые сами виноваты, считает психолог Анна Быкова: вместо дневного сна тащат малыша в торговый центр, или не предупреждают, что скоро пора заканчивать игру, или не умеют переключать внимание. Вот способы, которые работают, когда истерика еще не началась, но вскоре может случиться.

Это скорее даже не именно про истерику, когда ребенок падает на пол, бьет руками, ногами, а бывает, что и головой, а про любой громкий детский плач, вызванный двумя причинами: “Хочу!” или “Не хочу!”, который трудно выдержать взрослой психике.

Такой плач я делю на три типа: капризы, требования, протест. Критерием выступает осознанность ребенком своего желания.

Если ребенок точно знает, чего он хочет, и плачем добивается, чтобы ему это предоставили, — это требование.

Если ребенок точно знает, чего он не хочет, — это протест.

Если ребенок не знает, чего хочет, если он ничего не хочет, его просто все раздражает, — это капризы.

Причины капризов у детей

Причины, по котором “капризка” посещает ребенка:

  • Переутомление (к этому может привести нарушение распорядка дня, смена обстановки, обилие новых впечатлений).
  • Недомогание.
  • Чужое плохое настроение (дети хорошо считывают эмоциональное состояние близких).

Если это капризы, то бесполезно оказывать воспитательные воздействия в этот момент. Надо постараться успокоить себя, успокоить ребенка, накормить, спать уложить — что там по ситуации.

У ребенка истерика: что делать?

Сашке было два с половиной года, когда он закатил свою первую и, пожалуй, самую яркую истерику. Случилось это в магазине ИКЕА. Детский отдел. Деревянная железная дорога в собранном виде прибита, как экспонат, к вертикальному щиту. Сашка хочет яркие деревянные паровозики.

Я подаю ему коробку с паровозиками, но Сашка хочет именно те, прибитые гвоздями. Объясняю, что те — не отрываются. Даю Сашке самому попробовать оторвать от стены приколоченный экспонат. Снова предлагаю паровозики в коробке. Но Сашка хочет именно паровозики со стены. Падает в истерике на пол.

Поднимаю и сажаю его в тележку, надеясь, что сейчас быстро докачу орущего сына до кассы, оплачу выбранный товар, а потом переключу внимание сына с истерики на мороженое. Он, продолжая орать, выгибается и пытается вылезти из тележки, швыряет на пол паровозики в коробке.

И в этот момент посторонняя женщина начинает вопить в мой адрес: “Что за мать?! У ребенка истерика!” (Ну конечно, а то я без нее не заметила. ) Придерживая Сашку в тележке, выруливаю на финишную прямую. Странная женщина преграждает мне путь. Видимо, чтобы я могла дослушать ее тираду: “Понарожают, а воспитывать не умеют!”.

Анализирую ситуацию. Если я сейчас вступлю с ней в полемику, то уже не смогу сохранять спокойствие: риск эмоционального заражения слишком высок. Двух орущих моя психика не выдержит. В результате я удаляюсь от женщины, бросив тележку с товаром. Сашка выгибается у меня в руках, бьет ногами.

Покидаю магазин, сажусь на ближайшую лавочку, беру ребенка на колени. Одной рукой, обнимая, фиксирую Сашкины руки, второй рукой фиксирую ноги. И начинаю его тихонько покачивать. Через две минуты Сашка уснул.

Это была моя ошибка — ехать с ребенком в магазин во время дневного сна. Если бы он не был переутомлен, мы бы с ним смогли спокойно договориться. Лучше всего получается справляться с истериками у тех, кто их просто не провоцирует. Если бы у меня хватило ума объехать отдел игрушек, Сашка не увидел бы паровозик.

Прием “с глаз долой — из сердца вон” очень эффективен для предупреждения истерики-требования “Хочу то, чего нельзя”. Убираем с глаз ребенка то, что ему нельзя брать. Чем меньше ребенок, тем настоятельней я рекомендую соблюдать это правило. Вспоминаю, как я водила из садика своего двухлетнего сына более длинной дорогой, но зато нам на пути не встречались провокаторы: качели, ларьки с конфетами и магазин игрушек.

Детские истерики и переключение внимания

— Как объяснить дочери, что сладкое нельзя? У нее аллергия. Мы ей объясняем, говорим, что животик заболит, а она все равно кричит и требует.

— Сколько лет дочери?

— Два с половиной.

— Почему бы просто не убрать из дома сладкое? Не будет соблазна — не будет и слезных требований.

— Муж не может без сладкого. От конфет он готов отказаться, но ему надо, чтобы дома были печенье и вафли. Да и я тоже их люблю.

Я в красках представила картину: маленькая девочка в слезах наблюдает, как папа отправляет себе в рот одну вафлю за другой. Вообще странно, сами взрослые не готовы отказаться, но почему-то ждут, что двухлетняя дочь легко откажется от сладкого.

Можно, конечно, и дальше объяснять ребенку, что ей сладкое нельзя, а маме с папой можно. Рано или поздно она примет этот факт. Это если хватает сил выдерживать ее плач. А можно просто не провоцировать. Есть вафли, когда дочь спит, например.

Можно еще в этой ситуации использовать прием “Переключение внимания”. Предложить вместо запрещенной вафли разрешенное лакомство. Сработает, если продукт действительно воспринимается ребенком как лакомство, если появляется внезапно, как приятный сюрприз, и если “М-м-м, как тебе везет, а вот папе такое нельзя”.

Читайте также:
Ребенку 2 года дерется что делать: рассказываем по пунктам

“Переключение внимания” особенно эффективно в применении с малышами. Чем меньше ребенок, тем действенней прием. Показываем ребенку новый яркий раздражитель, обещаем другую, более интересную деятельность, отвлекая от того, что нельзя брать. Внимание с возрастом становится все более устойчивым, соответственно, переключать все сложнее.

Для того чтобы всегда было на что переключить внимание, хорошо бы иметь запас “антикризисных игрушек”, к которым у ребенка нет доступа. Это могут быть небольшие игрушки с заводным механизмом. Игрушка, которая сама движется, легко привлекает внимание.

На прогулку в детском саду в период работы воспитателем я обычно брала мыльные пузыри и надувные шарики. Почему-то всегда срабатывало. В ситуации, когда на двадцать детей десять совочков, плач “хочу этот совок, а он не отдает” практически неизбежен. Но стоило сказать “Смотрите, что у меня есть!” и начать надувать пузыри, сразу образовывалось несколько никому не нужных совочков.

Как избежать истерики? Согласиться

Есть еще прием, помогающий избежать истерики, — “Условное соглашение”. Формула такая: “Да, конечно, только потом” или “Да, но. “

“Да, конечно, он даст тебе совочек. Сейчас немного покопает, а потом тебе даст” Это фраза воспринимается с меньшим эмоциональным всплеском, чем “Нет, он первый взял”. Когда ребенок слышит “нет”, у него начинается протест, и все последующие доводы от него отскакивают. Когда он слышит “да”, есть шанс договориться.

“Да, конечно, мы будем играть, только сначала чуть-чуть поспим, а потом будем играть”.

“Да, я понимаю, что ты хочешь еще гулять, но уже пора возвращаться. Давай подумаем, чем интересным дома займемся?”

Ребенку важно, что его услышали, что его поняли и что с ним согласились.

“Да, я понимаю, что ты хочешь компот прямо сейчас. Но он еще очень-очень горячий. Давай вместе подуем на него”.

“Да, я понимаю, что тебе хочется зайти в магазин, но сегодня совсем-совсем некогда. Давай завтра”.

(На всякий случай напомню, что обещания, данные ребенку, необходимо выполнять. Неправильно обещать что-то, что вы не собираетесь делать, только для того, чтобы прямо сейчас ребенок не плакал.)

Прием не универсальный, не всегда и не со всеми детьми срабатывает. Но может быть, вам когда-нибудь пригодится.

Прием “Перетаскивание”. Часть игровой ситуации перетаскиваем в новую обстановку. Чтобы накормить юного строителя, вместо “Оставь кубики, пошли есть суп” можно объявить, что у бригады обеденный перерыв. А если хотите вывести гулять ребенка, который из подушек сооружает пещеру для динозавров, предложить ему накормить травоядных свежей зеленью.

Чтобы не было истерики, предупреждайте заранее

Много слез бывает, когда ребенок увлечен игрой, а взрослым надо по какой-то причине эту игру прервать. То ли обедать пора, то ли домой идти, то ли спать. Мгновенно прекратить игру бывает сложно, и здесь подойдет прием “Предупреждение”.

Ребенка лучше предупредить заранее, дать время закончить, помочь довести сюжет игры до логического завершения. Чтобы пирамидка была собрана, паровозик успел закончить свой маршрут, все феечки благополучно вернулись в свои кроватки, а в поединке роботов определился победитель.

Нам ведь, взрослым, тоже бывает сложно резко переключиться с одного вида деятельности на другой. Необходимо какое-то время, чтобы поставить дело на паузу, доведя до логической точки. Дочитать главу, дописать письмо, досмотреть новостной сюжет, закончить уборку. Понятно, что если случится что-то экстренное, мы все бросим и побежим. Но это будет стресс.

Для ребенка резкое переключение на другую деятельность — это тоже стресс. На стресс он реагирует слезами. Если не случилось ничего экстренного, считаю возможным проявить уважение к деятельности ребенка, помочь завершить дело, которым он в данный момент занят.

Со старшими детьми этот прием тоже работает. Был период, когда я очень сильно раздражалась на то, что приходится долго ждать детей к столу, звать по нескольку раз. Прибегали обычно после ультиматума: “Если сейчас не придете — кормить не буду!”.

Однажды в гостях у мамы я сама оказалась в роли такого ребенка. Мама позвала к столу, а мне было очень важно дописать главу, пока мысль не вылетела. Я так увлеклась процессом завершения, что очнулась только на вопросе: “Почти остыло. Тебе подогреть? Или уже в холодильник убрать?”. С тех пор я стала с детьми договариваться, когда (во сколько) ужинаем, чтобы они к этому времени старались все дела завершить.

Как понять, что ребенок вырос

Прием “Альтернативный вопрос”. Этот прием встречается во всех учебниках по продажам и переговорам. И считается самым примитивным. Его еще называют “выбор без выбора”.

Объясняю. Взрослый принимает решение, но предлагает ребенку выбрать сопутствующие условия: “Мы возьмем на прогулку мяч или велосипед?”. Работает это так: ребенок вопросом включается в выбор и при этом автоматически соглашается с решением. “Ты сначала соберешь машинки или солдатиков?” — ключевое слово здесь “соберешь”.

Правда, работает прием недолго. От того возраста, когда ребенок способен сделать выбор, до того, когда он способен отклонить оба варианта. И тогда мама услышит: “Я не хочу сегодня гулять!”, “Я не буду ничего собирать!”. Вот тогда мы радуемся, что ребенок вырос, и без заигрываний ставим его перед фактом: “Я так решила, мы сейчас выходим на улицу”. Значит, пришло время учиться выдерживать фрустрацию.

Но есть и еще одна стадия взаимодействия ребенка с этим приемом: когда ребенок использует его против вас. Будьте готовы услышать: “Мама, выбирай, ты мне купишь пони или единорога”, “Мама, выбирай, я сейчас съем одну конфету или две”.

Прием “Подмена понятий”. Классический пример из известного кинофильма: “Завтрак в детском саду отменяется! Вместо завтрака летим в космос! Взяли космический инструмент!”.

Использовать прием хорошо в возрасте примерно трех лет. Это такой милый возраст, когда ребенок очень часто говорит “Нет!” и “Не буду!”, отстаивая свое право на собственное мнение. Через “нет” он отделяет себя от взрослых, чувствует себя отдельной личностью. (“Если я говорю „нет“ маме, значит, я не мама”.)

Почувствовать автономию настолько важно, что он может говорить “нет”, даже если в принципе согласен или очень, очень хочет. Но еще больше он хочет сказать “нет”.

Представьте детский сад и целую группу “неток”-трехлеток. На прогулку все равно вывести надо всех, за стол усадить всех и потом в кровать уложить тоже всех, несмотря на их “нет”.

— Нет! Я не буду надевать ботинки!

— Хорошо, давай тогда они сами на твои ножки прыгнут! (Интонация эмоционально-игривая.) Ботиночки разбегаются, правый обгоняет левый и — оп! — запрыгивает на ножку!

— Нет, я не буду кушать!

— Хорошо, кушать не будем. Давай просто посидим за столом, посмотрим, как ребятки едят. Смотри, в супе макарошки плавают! Давай их ловить.

Читайте также:
Как узнать кто в тебя влюблен?

Ложкой вылавливаем по очереди все макароны (естественно, отправляем в рот). А потом ловим картошку. Можно назвать обед рыбалкой — подменили одно понятие на другое, и цель достигнута.

Примечание для тех, кто сомневается в этичности применения этого приема, считая его обманом, а детей обманывать нехорошо. Конечно, обманывать нехорошо, и не только детей. Только в данном случае это не обман, это игра.

Игра — ведущий вид деятельности ребенка. Для ребенка естественно играть, поэтому он с гораздо большим энтузиазмом вовлечется в ту деятельность, которая представлена как игра. Это подстройка под картину мира ребенка, а не обман. Обман — это когда взрослый говорит: “Съешь суп, я тебе конфетку дам”, а потом: “Ой, а конфетки нет, убежала”.

— Нет! Я не буду спать!

— Хорошо, не спи. Спать не будем. Будем просто лежать на кроватке и ждать, когда придет мама.

Ребенок соглашается, а через пять минут засыпает, потому что спать на самом деле он хочет. Но он “не спал” в садике. Он так “ждал маму”.

— Хорошо, можешь не спать. Только помоги зайке уснуть. Зайка хочет спать, но один засыпать боится. Ты зайку обними и полежи с ним рядом. Покажи зайке, как нужно глазки закрывать.

Через пять минут ребенок спит, а выполнивший свою миссию заяц валяется на полу под кроватью.

— Нет! Я не буду раздеваться!

— Хорошо, не раздевайся. Не надо. Ложись так. Давай только животик освободим. Животику надо отдохнуть от резиночек и пуговок на штанах. Пусть животик отдохнет, штанишки снимем, а раздеваться не будем.

— Нет! Я не пойду гулять!

— Хорошо. Гулять сегодня не пойдем. Мы пойдем искать клад! У тебя есть лопатка? Бери лопату и пошли скорей, пока другая группа клад не выкопала.

— Мама, вставай! Вставай! Пошли играть!

А мама не то что играть — глаз открыть не может. На мольбы: “Давай еще пять минуточек полежим” — ребенок отвечает бойким нетерпеливым отказом.

Тут приходит спасительная идея:

— Давай играть в медведей. Я — мама-медведь, а ты мой медвежонок. Это наша берлога. У нас зимняя спячка.

Получилось, кстати, даже не пять минут, а существенно дольше. Затрудняюсь сказать, сколько времени прошло, прежде чем я услышала тихое: “Мама, мне что-то уже надоело в медведей играть”, но глаза открылись без всякого усилия.

Прием тоже работает недолго. Но не стоит расстраиваться, если ребенок этот прием перерос. Это значит, он уже достаточно большой, чтобы встретиться с реальностью, в которой родители могут без всяких заигрываний потребовать от ребенка что-то сделать.

Истерики у ребенка в 2 года – куда бежать: к психологу или из дома?

Ребенок не может контролировать свои желания, он слишком мал для этого. Его желания выскакивают без предупреждения, не спрашивая мнения взрослых. А родители просто не знают, какие бессознательные желания движут их чадом, и приписывают малышу такие помыслы, которых просто даже не может быть в голове ребенка.

«Помогите, уже не знаю, что делать. Истерики у ребенка в 2 года! Чувствую свою полную беспомощность. Ребенок может закатывать истерики на ровном месте по любому поводу. Разумные доводы не помогают. Ему уже скоро 3 года, что же будет дальше? Я, наверное, просто сойду с ума. Как справиться с этой проблемой? Помогите».

Действительно, подобное поведение малыша выматывает родителей, доводя порой до приступов головной боли и отчаяния. Прочитали советы Комаровского и других, выслушали бабушек и знакомых, а у ребенка истерики продолжаются и в 2, и в 3 года. Чтобы понять, почему ваш ребенок постоянно устраивает истерики, тогда как другой спокоен и невозмутим, и разобраться, что с этим делать, заглянем в глубины бессознательного с помощью Системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Там мы и найдем ответы на вопросы о причинах истерик у ребенка.

Истерики? А может, ребенок заявляет о своих желаниях?

Прежде всего обратим внимание на возраст. Период, начинающийся с 2 лет, является переломным в развитии любого малыша. Недаром в психологии его называют кризисом 3 лет. В этом возрасте ребенок впервые начинает осознавать себя и пробовать свои врожденные свойства. И это время, когда родители задаются вопросом — что делать с ребенком 2 лет, когда у него истерика?

Как он пробует свои свойства? Как показывает системно-векторная психология Юрия Бурлана, ребенок очень громко заявляет о своих врожденных желаниях. Эти желания очень различаются друг от друга и называются векторами. В зависимости от врожденных векторов ребенка это могут быть такие побуждения, как побегать и попрыгать или, наоборот, посидеть тихонечко в уголочке, чем-то спокойно занимаясь.

Такие разные желания не всегда понимаются родителями. Взрослым кажется, что их малыш должен быть одинаково послушными, подвижным, радоваться и хохотать, как и другие дети в 3 года, и удивляются, когда ребенок ведет себя иначе или доказывает свое право быть собой с помощью истерики. Когда же ребенок начинает истерить по любому поводу уже с 2 лет — к трем годам терпение родителей на исходе.

Истерика – что за зверь такой? Разбираемся в понятиях

Модным словом истерика называют сейчас все подряд – даже суету и торопливость. Родители пытаются искать помощь, читают советы психологов, им кажется — то, что они называют истерикой, не должно быть в норме у ребенка в 3 года. Часто можно слышать на детской площадке — «Что за истерику ты устроил?». Хотя на самом деле малыш просто сопротивляется тому, что мама его торопит или, наоборот, сдерживает его слишком шустрое поведение.

Ребенок не может контролировать свои желания, он слишком мал для этого. Его желания выскакивают без предупреждения, не спрашивая мнения взрослых. А родители просто не знают, какие бессознательные желания движут их чадом, и приписывают малышу такие помыслы, которых просто даже не может быть в голове ребенка.

Суть ребенка – это получить свое наслаждение. Когда он его не получает, он страдает и выражает это разными формами, как кажется родителям, неадекватного поведения. На самом деле его поведение естественно. Просто родители не понимают малыша. А в случае с истериками в 2 года или в 3 года вообще возникает парадокс. Родители не понимают своего ребенка и обвиняют в этом самого малыша. Вместо того, чтобы постараться лучше узнать ребенка, они паникуют — ему всего 2 или 3 года, а уже истерики! Ищут, как бороться с таким поведением…

Истерики самого эмоционального ребенка

Беспричинное, казалось бы, на ровном месте закатывание истерик – это особенность малыша со зрительным вектором. Такой ребенок с 2 или 3 лет может стать испытанием для родителей, не понимающих природу его истерик.

Читайте также:
Как быть мужчиной в отношениях?

Как утверждает системно-векторная психология Юрия Бурлана, настоящая причина истерики у такого ребенка – это страх в зрительном векторе.

Зрительный вектор наделяет ребенка повышенной эмоциональностью, огромным воображением и образным мышлением. Такие дети часто оживляют игрушки и искренне плачут оттого, что им жалко цветочек или букашку. Такой малыш нередко пугается и от страха может впасть в истерику, захлебываясь слезами.

А когда такой ребенок теряет своего любимого плюшевого мишку, то от разрыва эмоциональных связей с этой игрушкой у него реально начинается настоящая истерика. У ребенка неподдельное горе, ведь он оживил своего игрушечного друга – потеря игрушки для него это все равно что смерть близкого.

Следует иметь в виду, что истерика у ребенка 2 лет отличается от истерики у ребенка 3 лет.

Если вовремя не принять меры, дальше будет еще сложнее, потому что вырабатывается некоторый стереотип поведения, и малыш просто будет чувствовать удовольствие от снятия напряжения таким поведением. Таким образом истерика у ребенка 3 лет и старше часто приобретает уже форму манипуляции или шантажа родителей.

Вместе с тем природа мудра и, создав наши желания, предоставила нам и средство контроля над ними.

Избавиться от истерик можно! Практические советы

Можно перелопатить множество советов психологов об истериках у детей 2 или 3 лет. Обращаться к Комаровскому и другим. Однако без знаний особенностей зрительного вектора невозможно понять причины истерик у детей.

Как помочь ребенку справиться с этими состояниями? Что делать маме, чтобы у ребенка с 2 лет не возникали истерики?

Вот простые практические советы от системно-векторной психологии:

  1. Прежде всего необходимо насытить жизнь ребенка эмоциональными переживаниями, причем акцент делать на сопереживании и соучастии, пусть вначале это будет даже плюшевый мишка.
  2. С таким ребенком желательно поддерживать игры в театр, в доктора. В этих играх ребенок оживляет и разыгрывает самые разные эмоции и переживания за игрушечных персонажей. Тем самым вы научите его проигрывать разнообразные чувства: радости, сожаления, обиды, злости, жалости и сострадания. И ничего страшного, что эти чувства вместе с карапузом испытывает игрушечный пингвин или бронтозавр.
  3. Проследите за репертуаром мультиков, которые смотрит малыш. Все мультфильмы прежде всего должны проходить через вашу цензуру. Недопустимы всякого рода страшилки, битвы монстров или другие варианты «мочилова», которые все чаще появляются в детских мультиках. Огромное воображение малыша со зрительным вектором быстро вовлекает его в сюжет, но при этом все эти страшилки активизируют в нем врожденные страхи. Если постоянно смотреть такие сюжеты, то у ребенка обязательно будут истерики, а ночью могут сниться страшные сны. А причина очевидна. Так что рекомендуем вам убрать из репертуара такого рода фильмы и игрушки.
  4. Бывает и так, что мама не обладает такой высокой эмоциональностью, как ее малыш, и тогда ребенок испытывает эмоциональный голод. Что же делать с этими эмоциональными троглодитами? Читайте им сказки с выражением – так, чтобы ребенок проживал чувства героев, рассказывайте истории, водите на представления и детские спектакли. Это лучшее, что можно сделать для вашего ребенка, если он истерит по любому поводу и без повода. И не важно, 2 ему года или 3.

Тем самым ребенок не замыкается только на себе. Он дает волю своему воображению, фантазии, проигрывает воображаемые ситуации с игрушками, потом с букашками и животными, затем уже с другими детьми и взрослыми. Когда малышу показывают выход для развития его врожденной фантазии и эмоциональности, ему уже нет смысла закатывать истерики. И даже если такое случается, маме несложно обратить все в игру и перевести внимание малыша с себя на другие предметы, игрушки или людей.

Истерики у ребенка – помогают ли запреты и наказания?

Любой ребенок тяжело воспринимает запрет, неисполнение своих желаний. Поэтому родителям даже с детьми 2 лет лучше говорить так: «Это нельзя делать, потому что…» То есть обязательно объяснять причину и показывать следствие. Если просто покрикивать на него: «Нет! Нельзя!» — это всегда стресс, который будет проявляться истериками у ребенка, то есть он будет всеми силами своей детской души сопротивляться тому, что его желание не исполняется.

С другой стороны, не следует впадать в другую крайность – исполнять все желания ребенка, тогда получим со стороны малыша манипуляции – истерики, чтобы получить желаемое.

Достаточно понимать ребенка, и его истерики исчезают без следа

Итак, дети отличаются друг от друга своими врожденными желаниями. И когда эти желания по каким-то причинам не исполняются, ребенок сигнализирует об этом взрослым. В каждом векторе эта реакция разная.

Когда медлительный малыш 2 лет говорит «я сам», а мама торопится или думает, что сделает лучше, малыш упирается и тогда истерика наступает у мамы. Но она будет говорить, что истерика была у ребенка.

Так же и в остальных векторах: внешне ребенок реагирует на что-либо плачем, ревом, упрямством, непослушанием, но это не истерика. Это естественное сопротивление принуждению к тому, к чему у него нет склонности от природы. Получается, нужно думать не о том, как бороться с истериками, а о том, как понять свойства своего ребенка, чтобы к 2 годам уже осознанно его развивать и воспитывать.

Мама – главное слово в детской судьбе

Одно из важнейших открытий системно-векторной психологии Юрия Бурлана заключается в том, что ребенок очень тесно психологически связан с мамой, которая дает ему чувство защищенности и безопасности.

Для состояния детей очень важно внутреннее состояние мамы. К сознанию детей мы еще не можем обращаться, объяснять что-то. Дети реагируют бессознательно – кто истерикой, кто упрямством или непослушанием. Если мама сосредоточена на себе, когда ей самой нехорошо, она просто не может дать ощущение безопасности ребенку. Он это чувствует и на прямые указания «успокойся», разумеется, никак не отреагирует. Получим истерику. Ведь это естественная реакция ребенка на подобное в столь раннем возрасте, в 2 года.

Обнимашечки, спокойный, тихий голос и уравновешенное состояние мамочки – лучшее лекарство от истерик.

Как только происходит взаимодействие согласно векторам, ребенок меняется на глазах. Истерики уходят, потому что для них просто нет почвы. Системно-векторная психология Юрия Бурлана – это практическое знание, оно позволяет решать проблемы в отношениях с детьми очень быстро. Вот многочисленные отзывы родителей, которые навсегда забыли, что такое истерика у ребенка:

Узнать секреты бессознательных детских желаний, а значит, помочь самому родному человечку избавиться от истерик можно уже на бесплатных онлайн-лекциях Юрия Бурлана.

Кризис двухлетнего возраста: Как остановить истерику

Читайте также

Психолог Катерина Демина: Горе горькое! Как правильно утешать ребенка

17 игр для снятия стресса и тревоги у ребенка

Cтоит ли бороться с детской скукой?

Айфоново детство: Как оторвать ребенка от компьютера

Светлана Паско: воспитание сына — ни с чем не сравнимый процесс!

Психолог и предприниматель Кристина Белавич: «Не стоит проецировать на детей свою жизнь»

«Основные проблемы при усыновлении — психологические»

Что происходит с ребенком в два года? Как правильно реагировать на малышовую агрессию? Позволять ли драться и бить взрослых? Что делать, когда двухлетка вопит и катается по полу? Как можно выразить свои негативные чувства и никого не ранить при этом?

Читайте также:
Как избавиться от зависти?

Немного теории

Сначала расскажу, как развивается психика ребенка до двух лет. До рождения мама и малыш представляют собой единое биологическое существо, с общим кровообращением, питанием, кислородным обменом и т.д. Психика на этом этапе у них тоже общая: маме грустно – ребенок чувствует печаль, маме тревожно или страшно – ребенок получает (непрошеную) порцию адреналина. С другой стороны, если мама ходит на какую-нибудь йогу для беременных или наслаждается природой, погодой, искусством, детеныш в животе явно получает удовольствие и даже улыбается.

Родившись, младенец пребывает в уверенности, что он и есть Мир. Некоторые данные (не представляю, как их получили, но похоже на правду) свидетельствуют, что дети до полугода представляют себя шарообразным всемогущим Богом: ведь все их желания и потребности удовлетворяются практически немедленно и по мановению ресниц. Мама на этом этапе воспринимается как неотъемлемая часть самого малыша. То есть, никакого разделения на «Я-неЯ» пока нет.

Ближе к восьми месяцам дети начинают выделять маму как особенный объект, различают своих и чужих, начинается формирование представлений о границах. Очень полезны в этом плане игры типа: «А где у Мишеньки глазки?» со сменой игрока: «Вот у Мишеньки глазки! А у мамы где?». Еще хорошо сопровождать все свои действия комментариями в духе «Сейчас мама положит кашку в тарелочку, и Сонечка будет завтракать». Пусть вас не смущает то, что малыш пока не в состоянии вам ответить членораздельно, важнее закрепить понятие отдельности мамы и ребенка. Ну, и пассивный словарь заодно набрать.

После года, когда ребенок начинает ходить, он все больше открепляется от матери в физическом смысле: раньше о каждой мелочи надо было просить, а теперь я сам могу залезть на стол, потянуть за хвост кота, уронить на себя утюг. Но мама все равно еще очень важна и жизнь без нее невозможна в принципе.

Всего один раз я попыталась уйти «погулять» от десятимесячной дочки: приехала из-за границы подруга, я не могла упустить такую возможность. Через два часа мне начал названивать муж: «Она без тебя не ложится. Стоит возле двери и орет «мама». Это при том, что у нас всегда была няня, которая укладывала мелкую без малейших проблем. Я взлетела, как самолет с вертикальным взлетом. Лизка была уже совершенно без сил, как оказалось, папа укачивал ее на руках полтора часа, но она упорно открывала глаза и повторяла «мама». Заснула через секунду, как только я вошла в дверь.

К двум годам ребенок уже знает, что он отдельная человеческая личность, что у него есть родители и другие родственники, что его зовут так-то, его все любят, заботятся о нем и исполняют его желания. Даже те, о которых он не может внятно рассказать.

И тут случается облом.

Трудно (не) быть богом

Около двух лет ребенок обнаруживает, что его всемогущество – только фантазия. Что родители только делали вид, что исполняли его желания, на самом деле, он маленький беспомощный комочек, которого любой, кто захочет, может просто взять в охапку и унести. Перетащить через проезжую часть за шкирку (а я хотел как раз выяснить, что этот червяк делает на белой линии!), взять подмышки и посадить в ванну (а я не хотел сейчас мыться, а собирался сосредоточенно размазывать синюю красочку по белой двери), отнять жука, который так приятно щекотал язык лапками… Это невыносимо!! Я же Бог, как вы можете со мной так обращаться!! Ааааа!!

Ярость валит с ног в самом прямом смысле слова. Все эти валяния, брыкания, истошные вопли не что иное, как невозможность справиться с разочарованием. И борьба за власть, конечно.

Вот представьте. Всю вашу жизнь вы прекрасно управляли своими конечностями: руки, ноги, голова вас слушались, несли вас туда, куда вам хотелось, снимали с полок нужные предметы и лакомства, укачивали и переодевали. И вдруг ваша нога заявляет, что у нее тоже есть свобода воли, и она теперь сама будет решать, куда и зачем ей идти. И вообще, она прошла тренинг личностного роста и требует себе гражданских прав.

Вообразили свои чувства по этому поводу?

Ярость и страх одновременно. Крайняя степень возмущения чередуется с острым гореванием и скорбью. Кроме того, отсутствие слов для выражения эмоций только усугубляет ситуацию. Редко какой двухлетка может выговорить «Я ужасно злюсь на маму, и еще мне грустно». Максимум, что удается проорать, это — «Плохая мама, не люблю тебя!!», после чего горе окончательно затапливает и происходит вселенский потоп.

Что чувствуют родители в тот момент, когда чадо закатывает дикую истерику в торговом центре или на улице? Растерянность, тоже ярость, бессилие, стыд и вину, злость, злость и еще раз злость. Отчасти это их собственные чувства, отчасти то, что они словили от ребенка. Если есть зрители, благополучный выход из пике будет затруднен, советчики вносят дополнительный хаос. Укоризненные взгляды и комментарии в духе «Разбаловали вы его» добавляют матери чувство своей полной некомпетентности: «Я плохая мать». Хотя на самом деле, ничего страшного не происходит. Главная хорошая новость, которую я спешу сообщить вам: это пройдет. Будете вы что-то предпринимать, не будете, хорошая вы мать или не очень – ребенок перерастет этот «волшебный» возраст, и у вас начнутся другие проблемы.

Отдельным пунктом в этом возрасте идет приучение к горшку. В психоаналитической традиции даже стадия развития эта называется «анальная» и связывается с идеями власти и денег. Вкратце дело выглядит так: дефекация – единственное, что ребенок может сейчас контролировать. Поэтому, если в остальных областях повседневной жизни он задавлен, его постоянно строят и объясняют, что его номер шестнадцатый, то, скорее всего, у него будут запоры. Сдерживание негативных эмоций в самой наглядной форме.

Задача этого возраста – установить границы, научиться выдерживать разочарование, справляться с поражением. А так же: обнаружить и развить творческие способности, совершенствовать речь.

Ап! И тигры у ног моих сели

Ага, мечтать не вредно. Можно, конечно, полностью сломить волю малыша, запугать и затерроризировать его до такой степени, чтобы он дыхнуть боялся, только оно вам надо? При неблагополучном прохождении этой стадии вы получите пассивного неумеху, который боится проявить хотя бы минимальную волю. Способность к творчеству также закладывается в этом возрасте.

Читайте также:
Парень говорит моя — описываем по порядку

Но кое-что сделать все же можно.

Учимся выражать агрессию.

Во-первых, надо дать ребенку слова для обозначения своих чувств: я злюсь, я обиделся, я расстроен, мне грустно. Как вы можете заметить, чем лучше развита у малыша речь, тем легче найти с ним общий язык и, следовательно, договориться о компромиссе. Совсем неговорящие дети вынуждены использовать «язык тела»: плеваться, драться, ломать, пинать и так далее.

Научите их разным способам общения.

Четырехлетний Боря не практически не разговаривал, меня использовал как подручный инвентарь, не воспринимал никаких указаний матери. Когда время приема вышло, я сказала ему: «Боря, складываем игрушки и начинаем одеваться». Ни секунды не промедлив, Боря весьма чувствительно пнул меня ногой по щиколотке. «Это он так говорит «нет», — вежливо пояснила его мама. Пришлось убеждать Борю изъясняться словами.

Во-вторых, время от времени устраиваем «Мамаево побоище» — шумные военные игры. Удивительно, но факт: когда и родители, и дети имеют возможность в игре проорать «Убью тебя!! Я тебя убил! Ты мертвый!», конфликтов и истерик становится намного меньше. Понимаете почему?

С обеих сторон копится агрессия. И мама, и малыш не могут все время сдерживаться. Но легального способа подраться нет, это абсолютное табу в нашей культуре: «маленьких не бьют». А очень хочется. Что делать?

Берем воздушные шарики и начинаем со всей силы пулять друг в друга. Именно пулять, а не бить, держа за хвостик. При волейбольной подаче воздушного шарика удар можно делать любой силы, а полетит он все равно медленно и плавно. И хорошо бы тоже вопить изо всех сил: «Я попал! А ты нет! Ты проиграл!!»

В Детском мире продается набор для бейсбола, игрушечный. В комплект входят отличные бейсбольные биты из плотного поролона. Мы даже на работу в психологический центр их закупили, потому что получился просто идеальный инструмент для работы с агрессией.

В-третьих, устанавливаем границы. Лучше в это нелегкое время не ставить себе высокие педагогические цели, ваша задача – выжить в условиях непрерывной войны. (Запишите это себе в дневник, будете перечитывать, когда дорастете до подросткового возраста). Установите минимум правил, пусть они будут реалистичными и выполнимыми. А для отработки навыка поиграйте в «Волка и трех поросят»:

«Поросенок» удерживает любую преграду (большую коробку, крышку, перевернутый столик), а «Волк» изо всех сил пытается ее сокрушить. Потом меняемся воротами. Сначала читаем сказку и смотрим мультик.

Волк должен рычать и требовать, Поросенок демонстрировать храбрость и стойкость.

Вообще, мне кажется, что каких-то 30 лет назад истерики двухлеток не были такой серьезной проблемой, как сейчас. И у детей, и у родителей было больше возможностей устанавливать (и, соответственно, испытывать на прочность) границы семейной структуры. В том числе, в подвижных играх, где был побежденный и победитель, масса возможностей для соревнования, дети учились справляться с разочарованием и поражением. Адаптироваться, говоря научным языком.

Мораль: больше юмора (не путать с иронией и высмеиванием), давать себе поблажки, повторять мантру «И это пройдет». Награждать ребенка за хорошее поведение, не поддаваться на провокации, рекомендации «Всыпать ему как следует, чтобы знал, кто в доме хозяин» посылать лесом, краешком, в сторону моря. Если очень тяжело и чувствуете, что не справляетесь – просите о помощи. Держитесь!

Ребенок 2 лет часто капризничает и психует. Кризис двухлетнего возраста

Статья для родителей на тему кризиса у ребенка двухлетнего возраста. Как проявляется кризис, что делать родителям, а также когда обращаться к детскому психологу?

Беременность – чудесная пора. Новоиспеченные родители рисуют в своих мечтах ту светлую и беззаботную жизнь, которая будет наполнена лишь радостями и счастьем из-за маленького карапуза. Вот уж кто, но они точно – воспитают своего чадо самым лучшим, послушным и самостоятельным.

Закрывая глаза на все его приходи, немного позволяя чуть лишнего, ни родители, ни бабушки с дедушками не замечают, как подходят к важной дате крошки – 2 лет. Вот тут-то обычно и начинаются первые проблемы…

Проблема на самом деле одна. Только вот касается она всех аспектов жизни ребенка и его окружения. Некогда милый, покладистый и добрый малыш, временами превращается в «монстрика» и домашнего тирана. Ребенок перестает слушаться, на все вопросы о помощи обычно отвечает коротко, но ясно: «Я сам!»

Фото Michal Bar Haim on Unsplash

И это еще полбеды. Еще большая проблема заключается в том, что на фоне всего этого, родители малыша начинают ссориться из-за воспитания малыша. И иногда перекладывают ответственность за плохое воспитание друг на друга. Но что же происходит с ребенком? Недочеты в воспитании или нечто другое? Нужно разобраться.

Если обратиться к терминам психологии, то этот нелегкий возраст у малыша называется «Кризис двухлетнего возраста». Этот кризис обуславливается тем, что в один миг из милого карапузика ребенок может превратиться в упрямого и капризного. Психования и истерики – они станут «лучшими друзьями» ребенка на ближайшее время. Плохое настроение может наступать по несколько раз в день, чаще всего безосновательно.

Главная цель ребенка, демонстрирующего такое поведение – это заполучить желаемое любой ценой. И чем старше становится малыш, тем труднее переключить его внимание или отвлечь какими-то уловками. Теперь ребенок стоит до последнего, словно каменная стена.

Растерянность родителей

Когда наступает этот сложный и тяжелый для всех период, то родители теряются и не знают, как себя вести и как реагировать на все это. Даже если это не первый малыш в доме, все равно обстановка в семье накаляется. И членам семьи становится невыносимо жить при такой тяжелой атмосферы: нервный ребенок, постоянные истерики, натянутые взаимоотношения между домочадцами.

К сожалению, семья, которая столкнулась с такими проблемами, редкий раз ищет совета и помощи у специалиста. А чаще всего обращается за советами на всевозможные форумы и к своим знакомым. Советы таких вот знакомых бывают разные. И никто не застрахован получить «токсичный» совет. В таких случаях, люди советуют напуганным родителям «задать, как следует, чтобы знал на будущее».

Но тут следует помнить, что такой метод не только не принесет хороших результатов, но и сломает доверительные отношения между малышом и родителя. Таким образом, прибегая к таким методам воспитания, родители заставляют малыша все больше нервничать. А у него все больше портиться поведения, и вот уже нервы родителей на пределе…

Читайте также:
Через сколько можно развестись — познаем вопрос

Как проявляется кризис 2 лет

Кризис 2 лет, к сожалению, проявляется очень бурно. Ребенок начинает демонстрировать свое недовольство по любой мелочи, бросает вещи и игрушки на пол, и даже бьет родителей. Источниками скандалов и криков малыша могут стать (чаще всего) незначительные мелочи.

Например, малыш может бросить бутылочку с водой на пол, только потому, что она наполнена только наполовину. Либо ребенок хочется надеть на улицу теплые штаны или резиновые сапоги, не учитывая то, что на улице жарко. В таких случаях навряд ли помогут объяснения. И все истории, как правило, заканчиваются скандалами.

Большинство родителей признается, что их пугает не сама реакция малыша на отказы или истерики на пустом месте, а именно реакция окружающих людей. Чаще всего, если малыш закатит очередную истерику в людном и общественном месте, то найдет какой-нибудь «доброжелательный» человек, который начнет сыпать нравоучениями, толком не разобравшись в ситуации.

Фото Marcos Paulo Prado on Unsplash

Но речь сейчас не о посторонних людей, и не о невоспитанности отдельных личностей. Вернемся к ребенку. Когда такое «безобразное» поведение берет вверх, то родители начинают перебирать всевозможные случаи – на каком же этапе они упустили воспитание своего чада, и как повернуть назад, чтобы все исправить.

Но, как бы это иронично не звучало – на самом деле, вины родителей во всем происходящем нет. Сама причина всего этого – кризис. Его причина заключается в том, что ребенок начинает все активнее осваивать мир вокруг него. Ему это интересно и увлекательно. И он хочет все больше самостоятельности.

Но, в силу своего возраста, он еще не сможет совсем обойтись без помощи родителей. И тут происходит переломный момент. Сделать самому и отвергнуть помощь родителей, либо принять эту помощь, а значит, оставаться маленьким. Конечно, каждый ребенок хочет побыстрее вырасти. Именно это желание и стремление заложено в таком поведение двухлетнего ребенка. «Я сам!» — девиз этого нелегкого периода. И именно по этой фразе можно «распознать» начавшийся кризис.

Когда ребенок был маленьким, он с радостью шел на ручки к маме или папе, кушал с ложечки, покорно лежал и ждал, пока его оденут и позволял проделывать с собой еще множество манипуляций. Теперь малыш начинает понимать, что есть «он», есть «мама» и «папа». Также, ребенок узнает рамки дозволенного, проще говоря – прощупывает почву.

В этом периоде родителям может показаться, что ребенок словно нарочно пытается вывести их из себя, пытается манипулировать или устанавливать власть над другими. Но это все далеко не так. Ребенок просто захотел быть капельку самостоятельнее. Он учится взаимодействовать с этим миром, еще таким пугающим и загадочным, но в то же время, таким интересным и увлекательным.

Главная задача взрослых в этот трудный период – быть терпеливыми, не поддаваться на провокации, и конечно же, позволить малышу быть немного самостоятельным. Нет точных дат, когда у ребенка начнется этот кризис. Есть только возраст, к которому «привязывают» этот кризис – 2 года. Он начинается примерно в это время. И продолжается вплоть до того момента, когда малышу не исполнится 3,5 года.

Что делать родителям в кризис 2 лет

Как же вести себя родителям в те моменты, когда у малыша начинается истерика. Да и в целом – как вести себя в этот нелегкий период. Лучшим способом будет то, что родители предоставят больше самостоятельности, чем раньше. Позволяйте ему лишнего (если это, конечно, не угрожает безопасности малыша). А также два правила:

1. Не давайте ребенку сразу все игрушки одновременно

Не следует делать открытым доступ у ребенка сразу ко всем игрушкам. Дело в том, что ребенок очень быстро потеряет интерес к ним. Если игрушек действительно очень много, то нужно сложить в коробку часть игрушек и на время спрятать ее. Через пару месяцев следует достать игрушки из коробки. А в коробку сложить те игрушки, которыми ребенок играл эти месяцы.

Фото Shitota Yuri on Unsplash

Придумывайте ребенку занятия и развлечения. Такое бывает, что истерики, возникающие на ровном месте – это результат того, что ребенку… попросту скучно! В силу возраста, малыш не всегда может придумать себе какую-нибудь игру или найти развлечения. Играя, следует отказаться от скучных нравоучений, и дать малышу полную свободу, конечно, в рамках вседозволенности.

2. Станьте партнером ребенку

Всегда нужно быть наготове, чтобы помочь малышу. Ведь сейчас ребенок – не что иное, как генератор новых идей. И очень часто случается так, что он сам не в силах выполнить свою идею, из-за ограниченных физических возможностях. Вот в таких случаях, не помощь ребенку и должны приходить мама или папа.

Но также тут важно помнить девиз этого чудного возраста: «Я сам!». А это значит, чтобы ребенок и дальше хотел играть со взрослыми, очень важно знать ту грань, где следует помочь ребенку, а где нужно дать немного побыть самостоятельным. Например, банку с водой до клумбы можно донести и маме. А вот полить из этой банки цветочек ребенок сможет самостоятельно.

. Важно. Следует помнить, что ребенок еще не научился правильно проявлять свои негативные эмоции. Ему быстрее проявить свою недовольство таким способом, чем объяснить родителям, что именно вызвало бурю негодования.

Если ребенок хочет поиграть с родителями, то следует предоставить ему эту возможность. А также удержаться от комментариев по типу «Ну только 10 минут, а потом сам!» Тогда малыш не сможет полностью отдаться игре, а будет ожидать – когда же закончится это время. Тут следует просто расслабиться и насладиться игрой с ребенком. А в конце предоставить ему получить такое удовольствие, от того, что он сам закончил игру.

Как вести себя, если у малыша началась истерика

Как бы аккуратно родители не вели себя с ребенком, когда-нибудь у него все равно случиться истерика. Да не одна. И навряд ли ее можно будет избежать. Дети в таком возрасте часто подвержены истерики, приступам агрессии и злости.

Родителей очень пугает поведение малыша. Также, если плач продолжается очень долго, малыша может стошнить. Маме и папе становится трудно наблюдать за такой картиной, сложа руки. Но следует успокоиться – большого вреда ребенок причинить сам себе не сможет. На помощь придут защитные рефлексы организма.

Помощь ребенку

Для начала, нужно пересмотреть распорядок дня и быт в целом. Это нужно для того, чтобы исключить нервных перегрузок и переутомления малыша. Ведь если ребенок будет сильно уставать, то истерики участятся.

Следует придерживаться некоторых правил, чтобы помочь малышу:

  1. Не нужно расставлять слишком жесткие рамки вокруг ребенка. Если часто делать наперекор требованиям малыша, то это усугубит ситуацию, и истерики только участятся.
  2. Не следует самим назначать успокоительные средства по отзывам из интернета или своих знакомых. За этим следует обратиться к врачу.
  3. Во время истерик обеспечьте малышу безопасность. Уберите все колющие и режущие предметы. Постарайтесь придерживать ребенка, чтобы он не травмировал себя.
  4. Не следует что-то доказывать и пытаться «приводить в себя» ребенка, находящегося в истерике. На малыша не подействует ничего, пока он не успокоиться самостоятельно. Пока ребенок бьется в истерике, не следует на него кричать или бить. Малыш может испугаться этих действий и начнет кричать еще громче.
  5. После окончания детских криков не следует первым начинать разговаривать с ребенком. Большинство детей думают, что мама или папа пошли ему на уступку, и истерика вероятнее всего начнется с удвоенной силой. В этом случае лучше дождаться, когда ребенок придет в себя и подойдет сам. Тогда нужно подарить малышу большую порцию любви и ласки. Также нужно вести себя таким образом, как будто ничего не было.
  6. Нужно дать понять малышу, что своим ужасным поведением он ничего не добьется. Даже когда малыш успокоится, не стоит позволять ему то, что он хотел добиться. Продолжите заниматься тем, чем и занимались, когда ребенок прекратит истерику. И не напоминайте о ней малышу.
Читайте также:
Когда надо расставаться

Придерживаясь всех этих правил, вы поможете малышу исследовать мир и покажите ему рамки вседозволенности. Не стоит забывать главного – любая истерика когда-нибудь заканчивается. И когда это произойдет, маленькое чудище, которое каталось по полу, и орала до хрипоты в голосе окажется снова маленьким, крохотным малышом. И он, как никто другой, будет нуждаться в двойной порции любви и ласки. И в эти моменты следует дать ему это.

Когда обращаться к детскому психологу?

Само поведение ребенка – пугающее и ненормальное. Но есть определенная грань, которая отличает – когда все нормально, а когда стоит обратиться к детскому психологу. В первую очередь, нужно обратить внимание на сами истерики. Если они затягиваются надолго и становятся слишком частыми – то это будет первым звоночком, чтобы обратиться к специалисту.

Также, если родители больше склоняются к тому, что детский психолог нужен их ребенку, то тогда лучше будет записаться на прием еще и к неврологу. Он проведет обследование, и в случае необходимости, назначит малышу успокоительные препараты. В этом возрасте детям рекомендуются препараты на натуральной растительной основе.

Иногда причиной частых детских истерик выступают натянутые отношения между родителями. Даже если ребенок никогда не был свидетелем семейных разборок, то он все равно чувствует негативные отношения между папой и мамой, и по своему реагирует на них. Стоит попытаться наладить отношения друг с другом и привести в порядок свои мысли. Тогда малыш станет в разы спокойней.

Не стоит забывать, что ребенку в этот период значительно сложнее, чем взрослым. Для него вокруг столько нового и интересного. Он проверяет рамки дозволенного и исследует мир, попутно проверяя на прочность нервы родителей. Как бы то ни было – время идет быстро, и этот сложный, но необходимый для правильного развития возраст останется позади. А впереди будут ждать новые проблемы и заботы.

Юлия Луговая

Привет! Я основатель, а также психолог центра Открытие. С нами вы измените жизнь – просто обратитесь за помощью!

Истерики у ребенка в возрасте от 2,5 до 3 лет

Содержание:

Истерика у ребенка часто путается с капризами, к которым дети прибегают специально ради получения желаемого. Нам самом деле, ребенок закатывает истерики непроизвольно, не справляясь с эмоциями. Малыш плачет, кричит, бросает вещи, а то и бьется головой об пол. Особенность истерики у ребенка в 2 года или истерики у ребенка 3 лет — часто она прекращается просто при отсутствии аудитории.

Почему у ребенка истерика

Многие родители сталкиваются с истериками у детей в возрасте от года до трех-четырех лет. Первые истерики могут начаться уже после полутора лет и достичь пика к 2,5 — 3 годам, когда наступает знаменитый «кризис трех лет». Дети постарше уже обладают хорошим словарным запасом, могут идентифицировать свои чувства и выразить их приемлемым способом, и истерики сходят на нет.

Причины истерики у ребенка, как правило, сводятся к тому, что его собственные интересы и желания не совпадают с требованиями взрослых. «Классические» ситуации, способные привести к истерике:

ребенок не получает желаемого;

его оторвали от увлекательного занятия;

хочет внимания родителей;

играет в игры, в которые не может выиграть в силу возраста или особенностей развития;

у него никак не получается облечь в словесную форму свои желания и переживания.

Когда ребенку 2 года, постоянные истерики не считаются свидетельством каких-либо отклонений в развитии, напротив, это так называемый «мини-подростковый» кризис, который необходимо пройти, чтобы в подростковом возрасте не пришлось с гораздо большими проблемами отрабатывать этапы взросления.

Ребенок проявляет негативизм по отношению к требованиям взрослого, упрямится, пытаясь защищать свое мнение и заставить родителей считаться с его желаниями, становится строптивым, идет поперек принятых правил поведения в семье. Неудивительно, что при всех этих признаках нового этапа взросления, у ребенка частые истерики. Если у вас есть ребенок, в 2,5 года истерики могут случаться в доме по 2-3 раза в неделю или чаще.

Ночные истерики у ребенка

Бывает так, что ребенок просыпается ночью с истерикой, при этом не знает, чего он хочет, и его очень сложно успокоить.

Как правило, у ребенка ночная истерика начинается не раньше, чем через час после засыпания, и является результатом ночного кошмара, который за ночь может возвращаться несколько раз.

Ребенок просыпается с истерикой, с широко распахнутыми от страха глазами, тяжелым дыханием, весь в поту. При синдроме ночного страха ребенок ночью просыпается в истерике, не узнает родителей, отталкивает их, беспорядочно движется, бьет окружающих и себя, не понимая этого. В этот период никак отвлечь или успокоить ребенка не удается, приходится только следить за тем, чтобы он не нанес себе никаких повреждений во время приступа.

Это состояние не считается патологическим и само по себе не свидетельствует о нарушениях неврологического или психического характера. Как правило, дети просто «перерастают» его.

Обычно наутро малыш уже не помнит, как вел себя ночью, поэтому, если у ребенка перед сном истерика, то она точно не связана со страхом появления ночных кошмаров.

Как справиться с истерикой ребенка

Если у ребенка постоянные истерики, стоит понаблюдать за его поведением и режимом дня. Прежде чем решать вопрос, как бороться с истериками ребенка, нужно обдумать, как предотвратить их появление. Вот способы, которые можно попробовать:

Читайте также:
Как бороться с ревностью к мужчине?

обеспечить малышу отдых, в том числе полноценный дневной сон, не допускать переутомления;

следить за тем, чтобы все естественные потребности ребенка удовлетворялись сразу же (пища, вода, сон);

выделять достаточное количество свободного времени для игр;

давать возможность ребенку почувствовать себя взрослым: самостоятельно одеваться, спускаться по лестнице, строить башню из конструктора;

разговаривать с ребенком, используя активное слушание: «Я вижу, ты разозлился», «Мне понятно, что ты расстроился из-за того, что потерял игрушку» и так далее. Так мы помогаем ребенку понять свои чувства и контролировать их;

обозначать границы поведения: «Мне ясно, что ты рассержен, но драться нельзя»;

предоставлять право выбора — можно начать с иллюзии выбора : «Ты будешь кушать мясо с рисом или мясо с картошкой?», «Какую рубашку ты сегодня наденешь — синюю или зеленую?»;

отвлекать ребенка просьбой о помощи, как только начались первые попытки заплакать: «Отнеси, пожалуйста, грязную кружку обратно на кухню».

Но если ничего из вышеперечисленного не помогает, и у ребенка истерика, что делать? Лучший вариант — просто оставаться рядом с ним, сохранять спокойствие, не уступать его требованиям, не наказывать физически, и, если ребенок согласен, обнять его.

Родителям следует внимательно следить, прежде всего, за своим поведением, спокойно разрешать конфликтные ситуации, избегать ссор и резких действий, чтобы не дать ребенку повода копировать их собственное истеричное поведение.

После того, как буря миновала, стоит в обнимку с ребенком обсудить произошедшее, озвучить, что его расстроило, какие чувства он испытал. Обязательно признайтесь в любви своему малышу, чтобы он понимал, что даже когда он плохо себя ведет, его все равно любят.

Обращение к специалистам

Если постоянно ребенок засыпает с истерикой, в течение дня его поведение становится все более агрессивными, он наносит повреждения себе и окружающим — это может быть свидетельством неврологического заболевания. Обязательно обращение к специалисту (прежде всего, неврологу) в случае, если во время истерики ребенок теряет сознание, истерика заканчивается рвотой, внезапной вялостью, а также, если истерики продолжаются после четырехлетнего возраста.

Истерики у ребенка: что делать и как успокоить

Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.

Идеальных детей не бывает. Истерики, крики, слезы – это неотъемлемая часть их взросления. Когда малыш, который минуту назад был самым жизнерадостным существом на Земле, превращается в Годзиллу, которая методично разрушает не только все убранство детской, но и ваши нервные клетки, эмоции льются через край. Паника, гнев, отчаяние образуют термоядерный коктейль, от которого некуда деться. Смиритесь и успокойтесь. Ваш малыш не сломался, никто его не сглазил. Просто идеальных детей не бывает.

Тогда возникает целый ворох вопросов: почему это происходит, что делать в разных ситуациях, как успокоить ребенка при истерике в 2-3 года по любому поводу, как отличить истерику от простого непослушания, каких действий лучше избегать. На эти вопросы мы постараемся ответить в этой статье, а также расскажем про то, что советуют специалисты и что нужно знать.

Возрастные особенности

Не спешите пролистывать этот пункт! Вам может показаться, что психология – вещь скучная и не особо обязательна, но как бы не так: к процессу воспитания ребенка, тем более к изменениям в его поведении, эта наука имеет прямое отношение. Вам будет легче понимать своего малыша, находить с ним общий язык, если вы будете точно знать, что с ним происходит.

Прежде всего – развитие речи. В 2 года ребенок превращается в губку, которая впитывает все, что что слышит, старается воспроизвести. Это касается не только речи людей, но всего, что он видит, слышит по телевидению и радио. Из чего следует вполне логичный вывод: контролируйте, по возможности, речь находящихся рядом взрослых, то, что смотрит ваш ребенок. Также в этот период дети способны понимать речь взрослых и вести короткие, но осмысленные диалоги, откликаться на просьбы и просить в ответ. Но словарный запас все еще небольшой.

Также в 2-3 года малыш учится выражать и контролировать свои эмоции, но, к сожалению, у него не всегда получается это делать, поскольку радость и гнев накатывают на него очень внезапно. Внимательно следите за его состоянием: поддержать в моменты проявления любви или доброты и успокоить, когда малыш чем-то взволнован. Помимо этого, нужно учить детей контролировать свои эмоции и правильно их выражать, а главное, показать, где находятся границы приемлемого поведения, что делать можно, а что нельзя.

Самая главная характеристика ребенка в 3 года – эгоцентризм. Означает это следующее: он считает, что все происходящее в этом мире связано непосредственно с ним. То есть при игре и общении со сверстниками, которое начинает набирать обороты, он будет исходить исключительно из своих интересов. Эгоцентризм проявляется в необходимости внимания со стороны взрослых ежесекундно, без перерыва на еду и сон. Это не значит, что малыш обязательно вырастет эгоистом, просто так он ищет поддержки взрослого, который в случае чего сможет помочь. Сюда же отнесем желание детей показать, что он многое может делать самостоятельно.

Здесь стоит упомянуть так называемый кризис трех лет. На самом деле тема этого непростого времени довольно обширна, ее требуется разбирать отдельно. Суть такова: малыш начинает осознавать себя как самостоятельного взрослого человека со своим «Я», своими потребностями и желаниями, который вполне справляется без поддержки взрослого человека. И тут он сталкивается с тем, что осуществить все задуманное самостоятельно он не может в силу различных обстоятельств, главными из которых в основном являются вездесущие взрослые и столь малый возраст. Негодование по поводу этого выражается различными симптомами: упрямство, агрессия, протест, своеволие, деспотизм, строптивость и обесценивание сложившихся порядков вещей. Истеричные состояния в таком кризисе вполне обычное явление.

Причины истерик

Главная причина истерик у детей 2-3 лет – противостояние точек зрения родителей и детей. Ребенок растет, а вместе с ним растет количество потребностей, которые надо удовлетворять. Раньше все это было проще и важно для жизни – еда, сон, гигиена и прочие нужды, все эти желания исполнялись родителем. Теперь же все сложнее: ребенок хочет не просто поесть, а съесть определенный продукт, не просто играть, а играть с любимой игрушкой, и еще масса более сложных необходимостей.

Здесь следует помнить, что простые капризы и истерики – вещи разные, путать их не стоит. Доктор Евгений Комаровский отличает детские истерики 2-3 лет от капризов так: если ребенок может объяснить, что он хочет, – это каприз, нет – это истерика.

Читайте также:
Формы делового общения: объясняем суть

Также в распознавании истерики вам помогут симптомы-стадии:

  • крик: малыш не говорит с большей громкостью, а просто кричит;
  • двигательное возбуждение: ребенок топает ногами, может даже выгибаться дугой и биться головой о стену, царапать себя, рвать волосы на голове, разбрасывать вещи;
  • рыдание: не плач, а именно слезы ручьем, постоянные всхлипывания, которые могут продолжаться долго.

Чем раньше вы заметите истерику и ее симптомы, тем лучше, поскольку с каждой стадией успокоить малыша все сложнее и сложнее.

Если вы обнаружили следующие симптомы во время приступов, то следует обратиться к врачу:

  • нарушение дыхания, порой его остановка;
  • частое повторение истерик, отличающееся агрессией;
  • дрожь в конечностях или подбородке;
  • повышенный или пониженный мышечный тонус;
  • расширенные зрачки;
  • частые срыгивания;
  • плохой сон;
  • потеря сознания.

Наиболее распространенные причины детских истерик в 2-3 года:

  • дискомфорт, связанный с болезнью либо с началом заболевания;
  • недосып, переутомление;
  • голод или, наоборот, переедание;
  • неустойчивая нервная система;
  • нарушение режима дня;
  • полученная травма (ушиб, порез, ожог);
  • желание проявить себя, отсутствие возможности сделать это;
  • отвлечение взрослым ребенка от дела, которым последний увлеченно занимался;
  • неспособность четко выразить свои желания и несогласия;
  • отсутствие четкой реакции на разные поступки малыша со стороны родителей;
  • желание привлечь к себе внимание взрослых;
  • гиперопека родителей, которые не дают ребенку делать что-то самостоятельно;
  • сильная строгость, часто сопровождающая предыдущий пункт;
  • в случае если родился второй ребенок – ревность к новорожденному.

Зная эти причины, можно избежать ненужных нервных потрясений, максимально нейтрализовав раздражители. К сожалению, обойтись без истерик полностью мало кому удается.

Ночные истерики

Бывает так, что дели просыпаются ночью с криками, воплями и плачем, а все попытки мам успокоить, обнять и выяснить, что случилось, тщетны, поскольку малыши просто не замечают присутствия кого-либо. Это отдельный вид – ночные истерики у ребенка в 2 -3 года. Такие приступы случаются у многих. Начинаются они нежданно-негаданно и таким же образом резко заканчиваются. Встречаются у детей в возрасте 3-5 лет.

Для ночных истерик у ребенка характерно следующее:

  • внезапность начала приступа, сопровождающегося резким криком, выгибанием тела дугой и плачем;
  • характерно повышенное потоотделение, тяжелое частое дыхание;
  • длительность 5–20 минут, возможно периодическое повторение приступа за ночь;
  • начинаются приступы после того, как малыш заснул (как правило, через 1,5–2 часа);
  • ребенок не реагирует ни на какие попытки родителей успокоить, переключить внимание;
  • при попытке обнять или удержать нарушитель спокойствия вырывается из объятий и старается убежать от них подальше;
  • агрессивность по отношению к людям и предметам.

Необходимо обратиться к неврологу, если ночные приступы сопровождаются следующими симптомами:

  • потеря сознания;
  • длительность истерики, превышающая 30 минут;
  • появление приступа незадолго до утра;
  • недержание мочи во время приступа;
  • стремление причинить себе вред;
  • усиление приступов с каждым их повторением;
  • истерики случаются больше года;
  • малыш говорит непонятно, на «тарабарском» языке;
  • даже днем малыша не покидают страхи.

Причины ночных истерик:

  • важное событие: переезд, праздник, ссора в садике – любое яркое происшествие, которое оставило отпечаток в памяти;
  • микроклимат в семье: конфликты родителей, появление нового жителя в доме (приехавшие погостить тети-дяди, переехавшая бабушка, новорожденный братик или сестричка);
  • любые источники информации в поле досягаемости вашего ребенка: реклама или новости по телевизору, мультики и ролики в Интернете (велик риск наткнуться на что-то негативное или взрослое);
  • болезнь, особенно если заболевание серьезное;
  • операция под наркозом.

На самом деле причин может быть гораздо больше. Суть одна – слишком много впечатлений или одно, но достаточно мощное, чтобы устроить перегрузку нервной системы.

Как справиться с истериками?

Первый вариант, который приходит в голову, является самым правильным и самым распространенным – игнорирование. Однако, как подчеркивает доктор Комаровский, следует игнорировать не самого ребенка, а его припадки. «Ребенок не устраивает истерик перед телевизором, перед шкафом, перед ванной. Он устраивает истерики перед тем человеком, который чувствителен к истерике». Именно поэтому следует сформировать у ребенка до 2 лет ассоциацию «я не ору – мама рядом». Евгений Олегович приводит следующий алгоритм действий:

  1. поставить ребенка в манеж;
  2. выйти из комнаты, дав понять, что вы его слышите;
  3. стоять и ждать, пока прекратятся крики;
  4. зайти в комнату.

Если повторяются крики, начать со второго пункта. Сил и нервов на такой метод уйдет немало, однако результат того стоит.

Не стоит успокаивать малыша на пике истерики, тем более пытаться выяснить, что ее вызвало. Лучше всего переждать, пока она пройдет, а уже потом спокойно спросить малыша, что случилось, успокоить ребенка. Также нельзя агрессивно реагировать на истерику ребенка, осуждать его, пытаться подавить проявление эмоций.

Рекомендации по профилактике истерик от специалистов

  1. Составить четкий режим дня, придерживаться его ежедневно и всей семьей, повторяя действия в определенном порядке. Если в распорядке дня планируются изменения, то они не должны быть для ребенка спонтанными, об этом следует рассказать малышу. Так вы подготовите его к изменениям.
  2. Отдельный пункт про сон. Времени для него должно быть достаточно, обязательно должен присутствовать дневной отдых.
  3. Разработать внятную систему правил, ограничений и запретов, которая действует для ребенка независимо от того, какой сегодня день, где и с каким членом семьи он находится.
  4. Не перегружать детскую нервную систему, стараться не насыщать его день слишком большим количеством ярких эмоций и впечатлений – хорошего понемногу.
  5. Проконсультируйтесь с врачом на предмет специальных детских добавок с магнием и витамином C (как правило, их выпускают в форме мармеладок). Магний поможет укрепить нервную систему малыша. Консультация в этом вопросе со специалистом обязательна.
  6. Если вы видите, что возмущение ребенка уже близко, постарайтесь отвлечь его, чтобы избежать истерики.

Действия при ночных истериках

  1. Сохраняйте спокойствие и ясность ума, чтобы случайно не навредить малышу и прийти на помощь.
  2. Следите за ребенком, чтобы огородить его от нанесения себе травм.
  3. Отрегулируйте режим дня так, чтобы малыш не переутомлялся, выделите хотя бы час для дневного сна. Увеличьте время ночного сна за счет сдвига времени пробуждения или времени отхода ко сну.
  4. Не напоминайте ребенку о ночных приступах, чтобы не спровоцировать его еще больше.
  5. После приступа обеспечьте ему ощущение безопасности: включите ночник, прочитайте любимую сказку на ночь, лягте вместе с ним, пока он не заснет.

Но самый главный совет при любой истерике: будьте мягко настойчивы, покажите ребенку, что вы его любите любым и никогда не отвернетесь от него.

Помощь Беременным женщинам и мамам

Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: