Ребенок плачет во сне не просыпаясь — разъясняем по полочкам

Терапия поведенческих нарушений сна у детей

Споры вокруг методов самостоятельного засыпания ребенка всегда раззгораются нешуточные. А почему, собственно? Потому что мамы дают оценку методу лечения нарушения сна не по эффективности, а по принципу «жалко/не жалко», «гуманно/негуманно», «работает/не работает». Кто-то вообще написал, что плохо, когда врачи лезут не в свое дело, т.е. в педагогику.

Так вот. Прежде чем я напишу о принципах обучения детей самостоятельному засыпанию, хочу уточнить одну важную вещь. Обучение ребенка самостоятельному засыпанию относится к методам поведенческой терапии. Терапия = лечение. Более того, я специально попросила нашего уважаемого психиатра, Сергея Владимировича написать пост о том, что такое поведенческая терапия (подробности и ссылки на исследования ищите в оригинале материала). На минуточку, когнитивно-поведенческая терапия — это единственная научно доказанная методика, которая входит в американские гайдлайны работы с поведенческими нарушениями и психическими расстройствами! Эффективность остальных методик, которые так любят психиатры (НЛП, гипноз и пр.), в крупных исследованиях не доказана и до сих пор остается под вопросом.

Ведь мало кто рассуждает, гуманно или не гуманно отрезать человеку целый орган (миндалины или желчный пузырь, например) в случае, если для этого имеются медицинские показания. Можно же довести ситуацию вообще до абсурда: природа лишнего не придумала, раз есть аппендикс, значит, он не лишний. Плюс его удаляют в операционной, под наркозом, а наркоз — это вредно, разлука с мамой в операционной — вредно, отходить от наркоза — слезно, пребывать в стационаре — стресс. Давайте не будем удалять воспаленный аппендикс.

Но все-таки мы понимаем, что есть соотношение польза — риск (которое врач оценивает каждый раз, прежде чем предложить тот или иной метод лечения), и польза от аппендэктомии или удаления желчного пузыря с камнями явно превышает риск от бездействия или осложнений, которые могут возникнуть в ходе операции, или стресса, который неминуемо испытает и взрослый, и ребенок.

Так почему же родители не дают свою личную оценку оперативным или консервативным видам лечения, но бурно обсуждают поведенческую терапию? На мой взгляд, дело в ответственности и вовлеченности родителей в процесс. При проведении операции или назначении медикаментозного лечения ответственность в большей степени ложится на врача. Роль родителей минимальна. А вот в поведенческой терапии ответственность за результаты лечения ложится в равной степени на врача и родителей. Врачу важно грамотно объяснить принципы лечения, грамотно подобрать методику обучения, а родителям важно не делать ошибок и четко следовать инструкции специалиста. Ну а если говорить о вовлеченности в процесс, то тут вся работа в принципе ложится на плечи родителей. Поэтому мамы, будучи потенциально активными участниками процесса, оценивают его, примеряя на себя, и дают личную оценку методу. Наверное, это не плохо.

Вопрос только в том, что публичное высказывание личной позиции (а в большинстве случаев это делают те мамы, у которых в принципе дети спят хорошо, и они просто примеряют на себя приемлемость методики) может травмировать мам, которые эти методики уже применяли или только собираются применять. Я знаю много историй, когда и мама, и ребенок страдали от нарушений сна, но не решались на коррекцию, потому что у них из головы не выходили слова женщин, которые не применяли эти методы, не собирались их применять, у которых вообще дети отлично спят, но они публично оценивали эти методы: «гестапо», «бесчеловечно», «это ж как надо не любить своего ребенка».

Есть даже целые исследовательские работы, которые рассматривают причины, по которым родители предпочитают страдать от нарушений сна ребенка и его последствий (плохое настроение, истерики, снижение внимания и памяти), чем обучать ребенка самостоятельному засыпанию.

Поэтому я хочу еще раз напомнить мамам: при условии правильной работы поведенческая терапия доказанно эффективна и безопасна. И других методов коррекции еще не придумали.

Показания к поведенческой терапии нарушений сна:

  • Расстройство режима сна и бодрствования (количество дневных снов меньше нормы или они короткие (до 40 минут), позднее начало ночного сна).
  • Трудности засыпания (чтобы ребенок заснул, от родителей требуются активные действия: укачивание, кормление, катание в коляске, ношение в слинге, при этом скорость засыпания превышает 15 минут, а степень участия родителей в засыпании со временем только увеличивается).
  • Трудности в поддержание состояния сна (ребенок часто просыпается, при этом пробуждения не связаны с голодом, а чтобы заснуть, ему требуется помощь взрослого, засыпание дольше 15 минут).
  • Раннее окончательное пробуждение (ребенок начинает день раньше 6 утра, как правило, просыпается в плохом настроении).
  • Парасомнии (ночные истерики, ночные кошмары).

При всем этом у ребенка должны наблюдаться признаки нехватки сна: малыш просыпается в плохом настроении, плаксивый в течение дня, случаются истерики на пустом месте, перевозбужден, очень активен (часто ближе к ночи) или, наоборот, засыпает во второй половине дня во время тихих игр, не дожидаясь сигналов родителей, ребенок спит при любом удобном случаем (в машине, слинге, коляске, при этом время сна не соответствует режиму, установленному родителями, но как только движение прекращается — ребенок просыпается), ребенок засыпает всегда со слезами.

Работа проводится с соматически здоровыми детьми, а в случае наличия хронических заболеваний ребенок должен быть в стадии ремиссии. До 6 месяцев (при ИВ) и 9 месяцев (при ГВ) ночные кормления сохраняются. Отмена ночных кормлений решается в индивидуальном порядке, согласовывается с педиатром и консультантом по ГВ (если у мамы есть проблемы с ГВ).

Итак, в чем суть поведенческой терапии нарушений сна?

Мы предлагаем ребенку новую модель поведения — самостоятельное засыпание. Для этого после проведения всех необходимых процедур подготовки ко сну кладем малыша в кроватку и выходим из комнаты. Далее, в зависимости от выбранной методики, либо взаимодействуем с малышом (возвращаясь к нему), подкрепляя правильное поведение и игнорируя нежелательное, либо не взаимодействуем вовсе.

Чем проще правила, которые мы транслируем ребенку, тем быстрее он их понимает и принимает, тем быстрее достигается эффект. Но есть одно «но».

Чем радикальнее изменяются условия и правила засыпания, тем активнее ребенок выражает протест этим изменениям.

Отсюда следуют два вывода:

  1. Самое важное в обучении самостоятельному засыпанию — это подготовка ребенка к новым правилам и условиям для того, чтобы с началом работы по методике изменения были минимальны, а значит, минимальным был и протест малыша. Наша задача до начала обучения — обеспечить ребенку комфортные условия сна, выстроить режим сна и бодрствования согласно возрастным особенностям ребенка (чтобы при попадании ребенка в кроватку он хотел спать), ввести ритуалы засыпания (тем самым действиями показать малышу, что скоро придет время сна). И эта подготовка занимает 90% всей работы над сном малыша.
  2. Чем проще правила, тем они понятнее ребенку (а значит, ребенок примет их в самые короткие сроки), но чем радикальнее изменения условий засыпания, тем ярче протест малыша.
Читайте также:
Хочу встречаться с парнем: изучаем в общих чертах

Говоря простым языком, самые быстрые и эффективные методики требуют минимального участия в них родителей (потому что конечной целью является засыпание ребенка без участия взрослых), но сопровождаются бурным протестом малыша. Чем методика мягче (т.е. изменение условий засыпания постепенное), тем более активное участие родителей в процессе требуется, тем менее понятные для ребенка правила засыпания, тем дольше времени ребенку надо, чтобы эти правила усвоить, а значит, эффект от обучения мы увидим позже. Но зато протест малыша будет не таким ярким, как в быстрых методиках.

Радикальные, или быстрые методы

Метод исключения плача

После завершения привычных ритуалов и пожелания спокойной ночи взрослый выходит из комнаты и игнорирует все проявления недовольства ребенка до утра. Таким образом ребенку транслируется новое правило: теперь ты засыпаешь сам, без помощи взрослых, и спишь в кроватке до утра.

Так как правила очень простые, то ребенок быстро понимает и принимает их, и уже через 3–5 дней засыпает самостоятельно, без слез, а т.к. изменение привычных условий радикальное, то обучение сопровождается ярким протестом со стороны ребенка.

Но тем не менее есть дети и родители, которым подойдет именно этот метод обучения, например детям старше 9 месяцев, которые отличаются энергичностью и упрямством, а значит, только возбуждаются от присутствия взрослых. А также родителям с очень крепкими нервами, уверенными в последовательности своих действий (если взрослый хотя бы единожды откликается на плач, это дает малышу ложную надежду на возвращение прежних правил на засыпание и усиливает проявления недовольства).

Подробнее с методикой можно ознакомиться в книге М. Вайсблута «Здоровый сон — счастливый ребенок».

Метод контролируемого плача

После завершения привычных ритуалов и пожелания спокойной ночи взрослый выходит из комнаты, но если ребенок плачет, то возвращается к малышу спустя 3 минуты после начала плача и успокаивает его в кроватке. Лучше не брать малыша на руки (так он успокоится быстрее, но попадание в кроватку вызовет новую волну возбуждения). Когда ребенок успокоится, родитель снова выходит из комнаты. Если малыш опять начинает плакать, то взрослый заходит в комнату теперь уже через 5 минут. Так, увеличивая интервалы между началом плача ребенка и возвращением родителя в комнату, взрослые действуют до засыпания малыша.

Правила для ребенка остаются достаточно простыми: ребенок засыпает сам в кроватке, но поведение родителей немного усложняют задачу для ребенка. С одной стороны, родители реагируют на плач ребенка и заходят в комнату, чтобы успокоить малыша, как бы подкрепляя его протест, с другой стороны, как только малыш успокоился, родители все равно выходят из комнаты, транслируя неизменность нового правила: теперь малыш засыпает в кроватке сам.

Из-за визитов родителей процесс привыкания затягивается, поэтому ждать результатов приходится уже не через 3–5 дней, а через 7–10. Из-за радикальных изменений привычных условий засыпания протест ребенка будет особенно ярким, но у родителей есть возможность участвовать в успокоении малыша.

У этого метода много поклонников, т.к. он достаточно быстрый, но в то же время не исключает полностью взаимодействие взрослого и ребенка, помогая родителям легче перенести слезы малыша.

Подробнее с методикой можно ознакомиться в книгах: Р. Фербер «Сон ребенка. Решение всех проблем», Э. Эстивиль «Спите спокойно».

Мягкие методики, в которых не допускается, чтобы ребенок плакал в одиночестве

Метод стула

После завершения привычных ритуалов и пожелания спокойной ночи взрослый выходит из комнаты, но если ребенок плачет, то он возвращается к малышу и садится на стул, заранее поставленный рядом с кроваткой. Взрослый, который укладывает малыша спать, сидит рядом с ребенком и не покидает комнату, пока тот не заснет полностью. Родитель может помогать малышу успокаиваться в кроватке руками или голосом. Спустя две-три ночи стул постепенно отодвигают от кроватки и уменьшают степень участия взрослого в засыпании. Этому алгоритму следуют, пока стул не окажется за пределами комнаты.

Из-за того, что правила меняются (каждые три дня взрослый меняет свое положение относительно кроватки и уменьшает степень своего участия в засыпании малыша), ребенку нужно больше времени, чтобы понять, что от него требуется, и усвоить новое правило засыпания, поэтому обучение затягивается в среднем на 2 недели. Но зато изменения в условиях засыпания не такие радикальные (если малыш привык засыпать в присутствии взрослого, то он продолжает засыпать со взрослым, сидящим в комнате), поэтому протест минимальный.

Метод подойдет детям, которые тяжело переносят разлуку (часто это малыши, которые только научились ползать или ходить), и родителям, которые достаточно терпеливы и последовательны, но не могут позволить, чтобы ребенок плакал в одиночестве.

Подробнее с этой методикой можно ознакомиться в книге Ким Вест «Спокойной ночи, спи крепко».

Метод «Обнял-положил»

После завершения привычных ритуалов и пожелания спокойной ночи взрослый выходит из комнаты, но если ребенок плачет, то возвращается к малышу.

Каждый раз, когда ребенок начинает плакать, взрослый берет его на руки, обнимает, успокаивает и кладет обратно, как только плач прекращается. Если малыш снова начинает проявлять беспокойство, нужно снова брать его на руки и успокаивать, а затем возвращать в кроватку. Процесс повторяется до тех пор, пока ребенок не заснет. Самое главное, чтобы ребенок заснул в кроватке, а не в маминых объятиях.

В этой методике понять ребенку правило самостоятельного засыпания еще сложнее, т.к. поведение родителей неоднозначно — вроде бы берут на ручки по первому требованию и успокаивают, но с другой стороны все равно кладут в кроватку. Поэтому сам процесс укладывания затягивается на час или даже дольше, а работа по методике длится до 3–4 четырех недель, пока малыш не поймет и не усвоит новое правило. Но зато в этой методике ребенок не плачет в одиночестве, а всегда успокаивается у мамы/папы на руках.

Методика подойдет терпеливым родителям, готовым к долгой работе, которым важно постоянное присутствие рядом с ребенком.

Подробнее с методикой можно ознакомиться в книгах: Т.Хогг «Чего хочет ваш малыш»; Э. Пэнтли «Как уложить ребенка спать без слез».

Нельзя сказать, какая из этих методик лучше, а какая — хуже. Все они работают, у всех есть свои плюсы и минусы. Важно подобрать ту методику, которая будет соответствовать философии воспитания в семье, подходить ребенку по темпераменту и возрасту, а также соответствовать возможностям родителей следовать методике.

Читайте также:
Как оскорбить девушку?

Можно не ограничиваться какой-то одной методикой, а комбинировать техники, переходя от мягких к более радикальным.

Спасибо за внимание! С пожеланием сладких снов, детский невролог Островерхова Анна Максимовна

Ребенок плачет во сне не просыпаясь — разъясняем по полочкам

Главная➞ Статьи➞ Здоровый детский сон ➞ Ребенок плачет во сне и не просыпается

Если у вас маленький ребенок, то для вас не секрет, что ребенок плачет. Бывало ли так, что вы подходите к нему, а он плачет во сне, но не просыпается? На самом деле такое случается довольно часто с малышами самых разных возрастов.

Почему ребенок плачет, но при этом спит? В чем может быть причина такого поведения? Как действовать родителям в данной ситуации?

  • Особенности фазы быстрого сна ребенка.

Для начала стоит сказать о том, что сон новорожденного существенно отличается от сна взрослого человека.

Во-первых, когда в доме появляется младенец, вы сразу замечаете, что ребенок спит очень много, гораздо дольше, чем взрослые. Это абсолютно нормально. По мере взросления количество сна уменьшается.

Во-вторых, фазы сна ребенка так же распределены иначе. Большую часть сна малыша составляет фаза быстрого сна. В это время вы можете наблюдать, как двигаются глаза, появляется улыбка на лице. Они хмурят брови, совершают сосательные движения, издают звуки, кряхтят или хнычут.

Эта фаза сна очень важна для развития ребенка, так как именно в этот момент происходит полноценное развитие нейронных связей и всего головного мозга.

В это время родители могут стать свидетелями, как их ребенок плачет, но при этом не просыпается. Иногда ребенок просыпается на короткий промежуток времени, но сразу засыпает. Это трудно назвать пробуждением, скорее своего рода промежуточное состояние дремы, после которого малыш снова погружается в сон. Сон ребенка некрепкий и любые внешние условия могут способствовать тому, что он проснется. Например, мама или папа, могут взять на руки, чтобы успокоить. В данном случае лучше всего выждать некоторое время, чтобы ребенок успокоился сам и продолжил спать без плача.

  • Врождённый рефлекс Моро.

Это абсолютно нормальное явление, когда ребенок неожиданно вскидывает ручки. Малыш не может контролировать это, рефлекс появляется спонтанно. По этой причине он проявление не только в течение бодрствования, но и ночью. Ребенок может испугаться и плакать, даже не просыпаясь.

В данном случае на помощь придет пеленание. Как долго придется прибегать к такому способу, тяжело сказать. Все зависит от особенностей малыша. Даже после того как рефлекс угаснет ребенок может продолжать будить, пугать себя ручками во сне, а потому и плакать.

  • Скачки развития ребенка.

За первый год жизни малыш переживает восемь скачков развития. В это время малыш происходят большие эмоциональные и физические изменения. Поэтому очень важно не допускать перевозбуждения и соблюдать ритм дня ребенка. Это поможет избежать плача по ночам.

На курсе «ПАСПОРТ сна» мы помогаем наладить ритм дня вашего ребенка, учим различать признаки усталости от признаков переутомления, подбираем правильные способы бодрствования и расслабления для малыша. Благодаря этому вы не столкнетесь с проблемой плача во сне.

В четырех месячном возрасте ребенок переживает серьезные изменения, связанные со сном. Сон ребенка становится похожим на сон взрослого человека. Это критический момент для малыша, который сопровождается ухудшением сна в целом. Ребенок тяжелее засыпает, требует дополнительную помощь родителя, плачет, но не просыпается, либо наоборот пробуждается. Более подробную информацию о регрессах сна можете найти в профиле Инстаграм.

Одновременно с регрессом у ребенка начинают формироваться ассоциации с моментом засыпания. Тут следует быть аккуратным, так как, например качание или грудь, вызывают сильную привязанность у ребенка. Потом ребенок может плакать и не просыпаться, но настойчиво требовать именно такой способ продления сна. Оказывайте ребенку тактильную и голосовую поддержку. Например, похлопывание, ритмичное сжатие или поглаживание, распев гласных или шипящих букв. Выбор всегда крайне индивидуальный и зависит от предпочтений вашего ребенка. Попробуйте, протестируйте, какой из способов расслабляет и успокаивает малыша больше всего.

Кроме того появляется новая фаза сна — поверхностный сон. Его длительность у каждого ребенка своя. Но в среднем длится до 20 минут. После завершения этой фазы наступает глубокий сон. При переходе малыш пробуждается на непродолжительный промежуток времени. Если он умеет самостоятельно засыпать, то легко переходит в следующую фразу, если нет, то ему потребуется ваша помощь. Если же в течение дня не соблюдалось нужный баланс снов и бодрствования, то это приводит к переутомлению и перевозбуждению. В результате он не просыпается, но плачет во сне.

Похожая ситуация происходит при переходе из цикла в цикл. Один цикл длится около 40-50 минут.

Совсем незначительное изменение на ваш взгляд может привести к серьезным ухудшениям сна ребенка. Все дети разные, и уровень чувствительности у всех отличается.
Температура, влажность, одежда, сила свет, шум и звуки вокруг у одного ребенка могут вызвать лёгкий дискомфорт, в то время как другой будет плакать во сне, крутиться, спать беспокойно.

На нашем сайте есть возможность оформить бесплатную рассылку ЧЕК-ЛИСТА с внешними условиями. Контролируя каждый пункт в листе, вы сможете избежать возможных проблем со сном вашего ребенка.

  • Физическое состояние.

Конечно, когда малыш чувствует себя плохо, например, у него температура, беспокоят зубы или колики, то нарушения со сном непредсказуемы. Ребенок требует больше присутствия мамы, чаще прикладываться к груди. Родителям остаётся только набраться терпения и помочь ребенку пережить этот непростой период.

Но маме все же не стоит забывать о своем состоянии, так как все эти изменения изматывают не только малыша. Ребенок чутко чувствует изменения эмоционального состояния взрослого рядом. Поэтому маме нужно позаботиться о себе. На курсе «СОН МАЛЫША И МАМА В РЕСУРСЕ (+СЗ)» мы учимся наполнять себя энергией, ищем способы восполнения своих жизненных сил, чтобы помочь себе и малышу.

Обратите внимание, что ребенок может плакать, но не просыпаться по более серьезным причинам, нежели были описаны в статье. В таком случае правильнее всего обращаться к врачу.

Почему ребенок плачет во сне

Новорожденный спит иначе, чем взрослый, не только количественно, но и структурно. Примерно половину всего времени, которое спят новорожденные, они проводят в фазе «быстрого сна». Его еще часто называют «сон с быстрыми движениями глаз» или «фаза REM» — это время, когда малыш видит сновидения. Такое большое количество фазы REM необходимо для интенсивного процесса развития и роста мозга маленького ребенка.

Во время этой фазы дети:

  • активно двигают зрачками;
  • шевелят ручками и ножками;
  • гримасничают, воспроизводят ртом сосательные движения;
  • издают различные звуки, хнычут.
Читайте также:
Как управлять мужчиной или основы дрессировки?

В этой фазе новорожденный ребенок может плакать – но очень скоро это так же неожиданно прекращается, и малыш спокойно спит дальше.

Быстрый сон некрепок, и ребенок может легко проснуться, если его что-то потревожит. Если мама при начале такого физиологического плача сразу берет малыша на руки и активно старается утешить его, это может привести к пробуждению. Стоит подождать несколько секунд – этого может быть достаточно, чтобы малыш продолжил свой сон.

Этот врожденный рефлекс есть у всех здоровых младенцев. У малыша происходит рефлекторное вскидывание ручек, в том числе, когда он спит. Это часто приводит к тому, что ребёнок будит себя. Но также может быть причиной плача без пробуждения.

Хорошо помогает пеленание малыша перед укладыванием – и для трехмесячных малышей, и даже для детей более старшего возраста.

На первом году жизни ребенок постоянно меняется и часто переживает кризисы, вызванные скачками развития. В кризисные периоды резко возрастает нагрузка на нервную систему малыша.

Эти изменения — частые причины плача во сне. Важно следить за эмоциональной нагрузкой, не допускать перевозбуждения и чрезмерной усталости. Внимательно следите за признаками усталости и временем бодрствования.

Примерно в 3 месяца сон малыша меняется. Его структура становится такой же, как у взрослых. Во время перехода к новой структуре часто наблюдается резкое ухудшение сна ребенка. Этот период называют «регресс четырех месяцев». Малыш кричит во сне или пробуждается с плачем, его бывает трудно успокоить.

В этот период важно не вводить новых сильных ассоциаций на засыпание — действия, которыми вы помогаете малышу успокоиться и уснуть, лучше использовать именно для успокоения, а не до полного засыпания.

Чем спокойнее малыш перед укладыванием, тем меньше он будет нуждаться в помощи. Следите, чтобы ребенок не «перегуливал».

После смены структуры сна в ней появляется стадия поверхностного сна. Она начинается сразу после засыпания и длится от 5 до 20 минут. Только потом приходит глубокий сон.

Во время перехода между поверхностным и глубоким сном может происходить частичное пробуждение. Если ребенок еще не может совершать этот переход самостоятельно, или он перевозбужден, или у него есть накопленная усталость, в этот момент он может плакать.

Продолжительность цикла сна у малышей – около 40 минут. К 2 годам он постепенно удлиняется до примерно 1,5 часов.

Между циклами сна обычно происходят пробуждения для контроля окружающей обстановки и самочувствия. В этот момент ребенок может начать плакать, если его что-то беспокоит: дискомфорт, перевозбуждение, психологические факторы. А если все в порядке и ребенок готов продолжать спать, но не умеет засыпать без помощи, он начнет плакать из-за отсутствия привычных условий засыпания.

Ребенок может плакать во сне, если испытывает голод или жажду. В этом случае вскоре он просыпается и успокаивается после того как поест или попьет. Обычно ребенок до года нуждается в кормлениях ночью.

Плачущий малыш, возможно, просто хочет пописать. Почему ребенок так остро реагирует на такое обыденное явление? Он еще не вполне понимает, в чем дело, но чувствует дискомфорт, который мешает ему спокойно проспать ночь.

Малыш также может плакать от намокшей пеленки или переполненного подгузника.

Частой причиной, почему грудной ребенок плачет во сне, является некомфортные условия в комнате. В младенческом возрасте особенно актуальны температура (18–22°C) и влажность воздуха (40–60 %).

Важна и одежда. Колючие ярлыки или грубые швы могут стать причиной плача ребенка, особенно высокочувствительного.

Если ребенок плачет ночью часто, сильно, долго, это может быть признаком заболевания. Малыш скорее всего просыпается и призывает помощь, хотя может и плакать во время сна. Чаще всего грудной ребенок страдает от насморка, отита, аллергии. Но возможен и гастроэзофагеальный рефлюкс, а также неврологические проблемы. Если характер плача вас беспокоит, обязательно обратитесь к педиатру.

Ну а если болезни исключены, то почему ребенок плачет так сильно, будто у него что-то болит? Бывают боли, не связанные с патологией. Например, колики в первые месяцы жизни, боль от прорезывания зубов у более старших младенцев, боли в животике в начале введения прикорма, когда ЖКТ только перестраивается на твердую пищу. Бывает, что это отражается только на сне, а в течение дня остается незаметным, потому что малыш отвлекается на познавание мира и игры. Зато по ночам все отвлекающие факторы отступают, и малыш вдруг заходится плачем.

На сне детей может отражаться атмосфера в семье. Напряженные дни – беспокойные ночи. Это не значит, что родителям нельзя иметь «негативных» эмоций или что маме не стоит плакать при малыше. Иметь и проявлять различные эмоции, в том числе через плач, – это нормально. Если вы чувствуете, что есть трудности в этой сфере, поищите поддержку у близких, в кругу других мам или у психолога.

Младенцы нуждаются в частом и тесном контакте с мамой. И если они не насыщаются близостью с мамой в течение дня, то пытаются компенсировать это ночами. В этом случае стоит задуматься о совместном сне. Для многих мам он оказывается очень удобным, потому что малыш, чувствуя маму рядом, реже просыпается. Помните о безопасности!

Даже те дети, чьи мамы радовались спокойному сну в отдельной кроватке, могут начать плачем требовать ночного внимания в период сепарационного кризиса.

Ночные страхи и ночные кошмары

Плач во сне может быть вызван ночными страхами и ночными кошмарами. Это разные по своей природе явления, подробнее о них вы можете почитать в нашей статье.

Помните, что ситуация, когда грудной ребенок плачет во сне и не просыпается, вполне может быть нормой. Чтобы исключить другие, «ненормальные» причины и свести плач к минимуму, нужно:

  • проконсультироваться с педиатром;
  • обсудить с врачом применение средств для облегчения боли при прорезывании зубов;
  • стараться сглаживать проявление колик;
  • создать благоприятные условия в спальне;
  • попробовать пеленание;
  • насыщать ребенка контактом и вниманием в течение дня;
  • обеспечить ему сухой подгузник, удобную одежду, достаточные кормления;
  • попробовать спать рядом с малышом;
  • не переутомлять и не перевозбуждать его;
  • заботиться о собственном психологическом благополучии и эмоциональном климате в семье;
  • учить ребенка засыпать самостоятельно.

В обучении самостоятельному засыпанию вам помогут вебинары BabySleep или индивидуальная консультация с сопровождением.

Консультанты по детскому сну

Основатель BabySleep, первый консультант по сну в России и СНГ

10 лет BabySleep помогает родителям организовать здоровый и спокойный сон своих детей. Все материалы нашей энциклопедии сна созданы для самостоятельной работы. Если вам не подходит общее решение и вы не высыпаетесь уже более 2-х недель – не терпите, обратитесь к консультанту по сну.

Читайте также:
Женская и мужская психология — объясняем подробно

Основатель BabySleep, первый консультант по сну в России и СНГ

04 августа 2021

Добрый день! Ребёнок сейчас 4 месяца начинает плакать и кричать во сне не просыпаясь, иногда даже на грудь не реагирует. Началось такое около месяца назад, в разное время суток. Обычно хватает 5-10 минут походить с ним на руках, чтобы подуспокоился, взял грудь и уснул дальше. Но вчера случился эпизод во время дневного сна, что пришлось больше часа ходить с ним на руках: он не просыпаясь то кричал, то затихал и продолжал спать (причём все это исключительно в вертикальном положении!! Любая попытка положить или приложить к груди-новый взрыв криков). Всё это продолжалось пока не удалось случайно разбудить ребенка, проснулся и как ни в чем не бывало. Есть какой-то повод для беспокойства?! Возможно посоветуете как лучше действовать в таких ситуациях, будить или помочь доспать?

Анна, здравствуйте! Прошу прощения, не могла ответить вам раньше.
Напишите, пожалуйста, как обстоят дела сейчас, изменилась ли ситуация. Спасибо.

Почему ребенок плачет во сне, причины тревожности, рекомендации

Почему плачет по ночам ребенок на первом году жизни

Младенцам в первые месяцы жизни требуется уход и регулярное наблюдение со стороны родителей. Слезы являются тревожным сигналом, который не нужно оставлять без внимания. У детей до года плач имеет следующую этиологию:

  • боль. Если у ребенка, например, насморк, то его может беспокоить ушная, головная боль;
  • колики в кишечнике. Новорожденный только привыкает к грудному молоку или молочной смеси. Данный процесс длится в течение 3 месяцев и может сопровождаться кишечными коликами. Ребенок характерно подтягивает ножки к животу, сжимает кулачки. Приступ начинается внезапно и так же внезапно заканчивается;
  • отсутствие мамы. Ребенок быстро привыкает к материнскому теплу, голосу, дыханию. Призывной плач начинается со всхлипывания. Когда младенца берут на руки, он быстро затихает;
  • режутся зубы. Этот процесс начинается у всех по-разному, чаще с 5-6 месяцев, нередко сопровождается дискомфортом, болью. Ребенок громко кричит, трет уши, глаза, руками. Если немного надавить на десну, то крик усиливается;
  • голод. Ребенку до первого года жизни требуются регулярные кормления, в том числе и в ночные часы. Голод ребенок проявляет тихим плачем, который постепенно усиливается. Когда он оказывается на руках, то ищет головой грудь. Если не получает требуемое, то начинается истеричный крик;
  • жажда. Организм у ребенка потерял жидкость и требует ее восполнения;
  • отсутствие пустышки, к которой быстро привыкают дети в первые месяцы жизни, считается распространенной причиной плача. Когда соску вложили малышу в рот, то он начинает усиленно сосать, при этом успокаиваясь;
  • метеочувствительность, приводящая к нарушению сна;
  • жаркий сухой воздух в помещении причиняет ребенку дискомфорт, мешая спокойному сну ребенка. Температура в его комнате не должна быть более 20 градусов. В период новорожденности неразвит теплообмен, регулировка температуры происходит только посредством дыхания. Если причина в этом, то младенец будет потный, со слипшими волосами.

Дети до года могут плакать на фоне резкой смены погоды

При помощи крика у детей на первом году жизни развиваются легкие, поэтому плач в течение 15 минут считается профилактическим. Кроме того, слезы обладают хорошим антибактериальным свойством за счет лизоцима. Благодаря этому болезнетворные микроорганизмы, находящиеся в носовой и ротовой полости, гибнут.

Почему плачут дети по ночам старше года

По мере роста ребенка расширяется этиология ночного плача. Помимо дискомфорта, болей, крики по ночам могут возникать по следующим причинам:

  • несоблюдение строгого режима, которое сопряжено с трудностями с засыпанием и отсутствием спокойного сна;
  • переедание в вечернее время приводит к беспокойному сну с частым пробуждением;
  • дети старше года могут первозбуждаться из-за просмотра телевизора. Такие детки долго не могут заснуть;
  • излишняя эмоциональность. Тревожность возникает не только при нездоровой психологической обстановке в семье, стрессах, но и на фоне черезчур активных игр в вечернее время.

У детей от года формируется никтофобия, проявляющаяся в боязни темноты, возникающей по различным причинам. Это может быть просмотр нерекомендуемой по возрасту передачи, вечерние активные игры, стрессовые ситуации. Бывает, что ребенок в 3 года плачет, не просыпаясь, нередко основанием для этого являются ночные страхи, кошмары. Данная ситуация возникает из-за развитого детского воображения.

Виды страха

Дети, у которых отмечается склонность к тревожности, не только беспокойны в ночное время, но и отличаются повышенной нервозностью днем. У них чуткий, с криками и плачем, сон. Когда страх возникает ночью, то разбудить ребенка довольно сложно.

Ребенок страдает от следующих видов страхов:

  • эмоционального. Потрясение, которое было в реальности днем, переживается неоднократно во сне;
  • визуального. Ребенок видит несуществующий в реальности предмет;
  • непостоянных картинок. Детям снятся незамысловатые образы;
  • одного и того же сна, который снится по одинаковому сценарию.

Детям с повышенной тревожностью требуется благоприятная домашняя обстановка, повышенное внимание, особенно в вечернее время, чувство защиты.

Дети до года чувствуют напряженные отношения между родителями, изба чегомогут плакать во сне

Рекомендации родителям

Если младенец плачет по ночам, то необходимо выявить, почему возникает данная ситуация и предупредить ее:

  • если причиной являются кишечные колики, то проконсультируйтесь с педиатром. Он подберет лекарственные препараты, облегчающие состояние младенца. Сделайте легкий массаж, положите на животик теплую пеленку;
  • пеленайте ручки грудничка. Это позволит не допустить случайного движения. Это нередко происходит к пробуждению. Если родители противники пеленания, то в дневное время можно отказаться от этого процесса. На ночь необходимо пеленать хотя бы руки.
  • выясните, не является ли источником беспокойства боль в горле или ухе;
  • при плаче, вызванным голодом, предложите младенцу грудь. Если он отказывается, то дайте водички;
  • порой достаточно ребенка прижать к груди, дать соску, и он успокоится, перестанет плакать.

Предупредить тревожность и плач по ночам возможно следующими действиями:

  • по вечерам прочищайте на ночь носовые проходы ватными жгутиками с физраствором;
  • проветривайте комнату;
  • следите за уровнем влажности;
  • облегчить состояние ребенка при прорезывании зубов помогут специальные гели, согласованные с врачом, прорезыватели;
  • последнее кормление должно быть облегченным, не обильным;
  • придерживайтесь распорядка дня, учитывая возраст детей;
  • ограничивайте время, проведенное около телевизора, компьютера. Замените его прогулкой, играми со взрослыми;
  • здоровая психологическая обстановка в семье важна для детской нервной системы;
  • при боязни темноты положите в кровать ребенку любимую игрушку, включите ночник;
  • не перегружайте детскую нервную систему походами в гости, приглашением большого количества людей. Конечно, младенца нужно приучать к общению, но не следует на долгое время ходить в гости. Таким образом он не испугается незнакомых. Желательно, чтобы в дом приходили семейные люди с маленькими детьми;
  • днем организуйте активное времяпрепровождение.
Читайте также:
Как возбудить парня козерога?

Каждый ребенок может плакать по ночам. Но, чтобы это не переросло в проблему, ему необходима уверенность родителей, ощущение безопасности.

Ночник в комнате ребенка позволяет устранить страх темноты

Советы Комаровского

Известный педиатр Комаровский рекомендует родителям соблюдать правила здорового сна:

  • ребенок нуждается в отдохнувших, спокойных родителях. Любой недосып, стресс выбивает родителей из колеи, создает негативную домашнюю обстановку;
  • установленный распорядок семьи благотворно действует на детскую психику;
  • дети старше 3 лет должны спать в своей комнате. Это способствует здоровому сну;
  • не давайте спать днем ребенку больше положенного времени. Несоблюдение этой рекомендации приводит к беспокойному ночному сну;
  • для детей в первые месяцы жизни важен налаженный режим кормления;
  • активный день ребенка вызывает крепкий ночной сон. В этом случае проблемы со сном отходят на второй план;
  • проветривание спальни, создание благоприятных условий для сна, температура воздуха не более 20 градусов, необходимая влажность в помещении – все это очень важно для крепкого ночного сна;
  • по вечерам полезно купать ребенка в ванне.

При помощи перечисленных несложных правил можно добиться спокойного детского сна.

Крик ребенка во сне является обыденной ситуацией. Но, чтобы это не вошло в норму, важно внимание со стороны родителей. Необходимо выяснить причину этого состояния, предпринять меры к ее предупреждению, при необходимости проконсультироваться с врачом.

Видео

*Доброго времени суток! Подскажите! Вот уже который день, дочка плачет во сне!(( При чем плачет только в вечерние часы, когда на ночь укладываем… Сегодня поспала спокойно минут 40 и начала плакать по-тихоньку (через каждых 5 минут на протяжении получаса)… лежит спокойно, только головой из стороны в сторону поворачивает и ручки к лицу тянет (поэтому я думаю вряд ли колики), ложусь рядом – успокаивается, беру на руки – тоже, причем сразу, даже не просыпается… Снится что-то? Нам просто недавно кровь брали с венки, да не совсем удачно. (процедура ежемесячная, но ребенок плакал впервые), да и днем у нас много эмоций)))в основном положительных)))может только капризничать, но плакать не даем))

Почему ребенок плачет во сне

Все мы знаем, что сон – это лучшее лекарство. О крепко спящем человеке говорят, спит сладко, как младенец. Но многие мамы знают не понаслышке, что такое бессонные ночи. Рассмотрим причины, почему ребенок плачет во сне.

Если это новорожденный, то основная причина плохого сна – это колики. Ведь если у крохи болит животик, то какой уж тут сон. Здесь могут помочь те средства, которые доктора и бывалые мамочки советуют от колик: специальные капельки, теплая пеленочка на живот, чай с фенхелем, массаж животика и т.д.

Следующая причина ночного плача малышей грудного возраста – это отсутствие мамы рядом. Когда кроха засыпает, он видит маму, а просыпается уже в своей кроватке сам, это пугает его, и он плачет. В этом случае есть два способа решения проблемы, какой выбрать решайте вы в соответствии со своим характером и методом воспитания.

Первый способ – это спать вместе с младенцем. Совместный сон хорошо налаживает и сохраняет лактацию у кормящей мамы, ребенок сладко посапывает рядом в ней, удовлетворенный тем, что и мама, и сися рядом. Но некоторые родители, да и врачи выступают против совместного сна с ребенком, указывая на то, что мы сами создаем неправильные установки и ритуалы для малыша.

Ребенок привыкает засыпать рядом с мамой или на руках, потому требует ее присутствия во время ночных пробуждений. А они физиологически неизбежны, ведь сон состоит из активной и пассивной фазы, продолжительность которых в грудном возрасте составляет 50% на 50%. В активной фазе сон ребенка является поверхностным, потому малыш просыпается, и когда обнаруживает, что он не находится в той же обстановке, что засыпал, то начинает плакать и требовать маму и привычный ритуал: укачивание, ношение на руках, еду, питье и т.д. Таким образом, приучив ребенка к самостоятельному засыпанию, мама получает спокойный сон на всю ночь. Врачи утверждают, что уже в 3 месяца 70% детей может спать всю ночь, а к году 90%.

Доктор Спок, чье имя знают все мамы мира, считал, что ребенок переучивается самостоятельно засыпать за 3 ночи. Процесс обучения же доступен не каждой маме, ведь состоит он в том, что ребенок плачет, а мать все равно не подходит к ребенку, либо подходит, быстро успокаивает и сразу уходит. С каждым днем число подходов нужно снизить до нуля. Ребенок поймет, что мать не придет, и будет убаюкивать себя сам. Но многие родители и психологи утверждают, что такое воспитание приводит к сильному младенческому стрессу, что такой ребенок не будет чувствовать себя защищенным и во взрослой жизни. Доказательств правильности той или иной теории нет, потому родители должны сами решать, где спать их ребенку и как вести себя с ним: брать ли на руки для успокоения, качать ли и т.д. Одни считают, что это в порядке вещей и что просто нужно перетерпеть этот период, другие, что ребенка нужно с рождения воспитывать и приучать к самостоятельности.

Если вы выбрали второй тип поведения, и приучаете ребенка к самостоятельному засыпанию, то не пропустите момент, когда ребенок плачет потому, что у него что-то болит. Малыши с 4-5 месяцев могут плакать, потому что лезут зубки, болит живот, во время повышения температуры, от перевозбуждения. Вовремя среагировав на детский плач, вы сможете помочь крохе.

Почему ребенок плачет во сне

Эмоциональная нагрузка и перевозбуждение – это основная причина, по которой плачут во сне малыши старше года. Дети плохо спят после того, как в доме были гости, или ребенок сам был в гостях. Новый коллектив, незнакомая обстановка, шумные игры могут вызвать эмоциональное перевозбуждение. Иногда причиной может быть, стресс, связанный, например, с походом в садик, конкурсом, обидой или ссорой с другом. Дети очень близко воспринимают новую информацию, потому обязательно контролируйте мультфильмы и телепередачи, время, которое ребенок проводит перед телевизором или за компьютером.

После 2 лет детям часто снятся страшные сны. Малыш разговаривает во сне, кричит, плачет. Маме необходимо подойти к ребенку, успокоить, рассказать, что это сон, а не реальность, убедить, что она всегда рядом и защитит кроху от любых страхов. Часто именно в этом возрасте дети, которые даже с рождения спали в своей кроватке, просятся в постель родителей. Под боком папы и мамы им уютно и не страшно. Брать или не брать кроху к себе в постель решать вам. Многие родители боятся это делать, так как их пугают рассказами, что потом ребенка до школы из родительской кровати не выгонишь.

Читайте также:
Парень меня не любит: описываем обстоятельно

Главное – не делать из этой ситуацию проблему. На самом деле так долго спят с родителями дети, которым не хватает их тепла днем, которые тяжело переживают развод, смерть или другой серьезный стресс, а также малыши, родители которых сами это разрешают. Обычно страшные сны снятся в активной фазе, под утро. Потому не будет ничего страшного, если утром кроха поспит и проснется рядом с вами. Как только малыш научиться контролировать свои эмоции, поймет, что иллюзия отличается от реальности, его сон станет спокойнее.

Для того чтобы предотвратить слезы по ночам, постарайтесь вечером не перегружать ребенка. Создайте для него максимально тихую и спокойную обстановку, поговорите с ним ласково и успокаивающе, спойте колыбельную, почитайте добрую сказку. Засыпая в хорошем расположение духа, малыш всю ночь будет спокоен.

Парасомнии у детей. Расстройства пробуждения

М.Г. Полуэктов, врач-сомнолог, доцент курса сомнологии ГОУ ВПО «Московская медицинская академия им И.М. Сеченова» Росздрава, канд. мед. наук

Возникновение загадочного ореола вокруг состояния сна человека во многом связано с возможностью развития необычных феноменов, для бодрствующего человека неприемлемых. Стоит ли бояться маленького лунатика или переживать за него?

Необычные феномены сна носят название парасомнии (от греч. para – нечто, находящееся около; от лат. somnus – сон). Они могут возникать при засыпании, в середине сна и при пробуждении. В современной международной классификации расстройств сна (2005) сохранилось 23 нозологии, относящиеся к этой категории.

Наибольший интерес для педиатров представляет группа парасомний, связанных с нарушением пробуждения: снохождение, ночные страхи, конфузионное пробуждение (синдром сонного опьянения). Эти феномены часто встречаются у детей и требуют врачебного вмешательства для сохранения здоровья ребенка и членов семьи. Так, распространенность снохождений среди детей от 3 до 10 лет составляет 14%, а у взрослых они регистрируются только в 1% случаев.

Теория диссоциативных состояний

Более частое, чем у взрослых, возникновение необычных феноменов сна у детей объясняется с точки зрения теории диссоциативных состояний. Согласно ей, принципиально отличающимися функциональными состояниями, в которых может пребывать человек, являются бодрствование, медленный сон (фаза медленного сна) и быстрый сон (фаза быстрого сна). Каждое из этих состояний представлено уникальным набором нейрофизиологических и биохимических маркеров, результатом чего является характерное поведение, которое мы считаем нормальным. В отличие от бодрствования, генерация и поддержание медленного и быстрого сна обеспечивается двумя различными популяциями нейронов. Сон – весьма динамичное состояние с закономерным чередованием стадий и фаз, это обеспечивается сложным взаимодействием влияний наших внутренних часов и метаболических изменений в организме. В детском возрасте, когда не завершено еще становление структур хронобиологического управления, структура сна недостаточно стабильна и более вероятно возникновение ситуаций «смешивания» феноменов, характерных для различных функциональных состояний. Наиболее часто это происходит в случае снохождения, когда характерная для бодрствования электрофизиологическая, а затем и поведенческая картина возникает в период наиболее глубокого медленного сна (в 3-й или 4-й стадиях). Избыточная эмоциональная и вегетативная активация наблюдается и при другой форме парасомний, связанных с расстройством пробуждения, – ночных страхах. Наоборот, следствием внедрения медленного сна в бодрствование после пробуждения может быть развитие синдрома сонного опьянения.

Усугубить нестабильность функциональных состояний у ребенка могут такие факторы, как наличие генетической предиспозиции, младший возраст, изменения режима и прием некоторых препаратов. Наиболее важной представляется роль генетики. У 60% родителей детей, имевших приступы парасомний по типу расстройств пробуждения, имелись указания на развитие их в анамнезе, по сравнению с 30% в популяции детей без парасомний. Из патологических факторов, которые вызывают учащение приступов, следует отметить сопутствующие расстройства поведения аффективной сферы ребенка, действие стресса, лихорадку и нехватку сна.

Снохождение

Характеризуется наличием повторяющихся эпизодов комплексного поведения при пробуждении из медленного сна, проявляющихся двигательной активностью, сочетающейся с частичным или полным нарушением сознания и способности связно мыслить.

Зачастую эпизод снохождения развивается в первой половине ночи, когда наиболее высока представленность глубоких (3-й и 4-й) стадий медленного сна. Ребенок может только присесть в кровати, что-то бормотать или же встать, начать играть или выйти из комнаты. На обращенную к нему речь может не отвечать, говорить невпопад, но может и давать правильные ответы (так называемое рапортное сноговорение). В большинстве случаев действия во время эпизода носят бессмысленный характер. Приступ оканчивается самопроизвольно – ребенок возвращается в постель или укладывается спать в другом месте. При попытке разбудить он оказывает сопротивление, вплоть до агрессии, после пробуждения сохраняется конфузионное состояние и дезориентация. Важной характеристикой снохождения является отсутствие у ребенка наутро воспоминаний о случившемся. Нет связи приступа и с содержанием сновидений.

Начинается снохождение обычно в возрасте 4–8 лет, частота и выраженность эпизодов достигает пика в период с 8 до 12 лет, после чего наблюдается быстрое улучшение. У мальчиков и девочек это расстройство встречается одинаково часто. Снохождение нередко сочетается с другими расстройствами сна – синдромом сонного опьянения, ночными страхами, бруксизмом. Для постановки диагноза снохождения кроме собственно хождения во время сна требуется подтвердить наличие нарушенного сознания или способности связно мыслить. Кроме того, требуется, чтобы в это время имел место один из следующих симптомов: трудности при попытке пробудить ребенка, спутанность его мыслей во время пробуждения, полная или частичная амнезия эпизода, наличие привычной активности в непривычное время, опасное или потенциально опасное поведение. Если снохождение является проявлением другого расстройства сна или реакцией на лекарственное лечение, ставится диагноз другой формы парасомнии.

Проводить полисомнографическое исследование с регистрацией показателей сна обычно для подтверждения диагноза не требуется. Во время приступа можно зарегистрировать лишь множественные артефакты на электроэнцефалограмме (ЭЭГ) и признаки вегетативной активации (учащение пульса, дыхания и т.д.), возникающие в 3-й или 4-й стадиях медленного сна. Тем не менее следует всегда учитывать возможность развития у ребенка во время сна похожего по картине эпилептического припадка височного автоматизма. По данным В.А. Карлова (1990), эпилептические припадки составляют 3% случаев снохождений. Особенностями клинической картины снохождения, заставляющими проводить дифференциальную диагностику с припадком, являются: возраст ребенка до 3 лет и после 12 лет; возникновение во второй половине ночи; простой и стереотипный характер двигательной активности; невозможность разбудить; наличие эпилептиформной активности на ЭЭГ во время бодрствования. Подтверждением эпилептического генеза является выявление типичной активности во время эпизода снохождения. Серьезным аргументом является и обнаружение фоновой патологической активности во время медленного сна.

Читайте также:
Девушка постоянно хочет расстаться — изучаем вопрос

В лечении снохождения выделяется два компонента: когнитивно-поведенческая терапия и лекарственное воздействие. В первую очередь требуется успокоить родителей, проинформировать их о доброкачественной, с обязательным излечением, природе этого состояния. Необходимо рассказать им, что снохождения никак не связаны со сновидениями и не оказывают разрушительного воздействия на психику ребенка. Главной опасностью является возможность самотравматизации. Следующим шагом является обеспечение безопасного окружения сна: исключение стеклянных дверей, бьющихся напольных предметов, ограничение возможности выхода на балкон или открывания окон. С родителями обсуждается режим сна ребенка: достаточно ли он спит, вовремя ли ложится в постель. Перед сном исключаются стимулирующие напитки и продукты (кофе, кола, шоколад).

Медикаментозное лечение назначается курсами по 1–3 недели в случае высокой частоты или интенсивности эпизодов снохождения. Наиболее эффективными препаратами являются Клоназепам (0,25–2,0 мг) и Нитразепам (1,25–5,0 мг) за час до сна (чтобы добиться максимальной концентрации препаратов в крови в первой половине ночи). Не доказан эффект ГАМК-эргического ноотропного препарата Фенибут и трициклических антидепрессантов (Амитриптилин); несмотря на это, они широко применяются.

Ночные страхи

К другой разновидности парасомний относятся ночные страхи. Это расстройство характеризуется наличием пробуждений из медленного сна, сопровождающихся плачем или пронзительным вскриком, а также вегетативными и поведенческими проявлениями сильного страха. Родители застают ребенка сидящим в кровати с открытыми глазами, выражением испуга на лице, дрожащим или вспотевшим. Он не отвечает на обращенные вопросы, после пробуждения какое-то время остается дезориентированным, мышление спутанное. Ребенок часто бывает агрессивным при попытке удержать, разбудить. Он может рассказывать о странных образах или вспоминать обрывки ярких сновидений. Обычно наутро эпизод забывается.

Дебют ночных страхов приходится на возраст 2–4 лет. Распространенность этого состояния у детей оценивают в 6,5%, у взрослых – около 1%. У мальчиков и девочек ночные страхи случаются с одинаковой частотой.

Как и в случае снохождения, предполагают наличие генетической предиспозиции к развитию ночных страхов. У детей с этим расстройством часто встречаются и другие формы парасомний, в особенности из группы расстройств пробуждения. Предположение, что ночные страхи являются фактором риска развития психической патологии, в дальнейшем не получило подтверждения.

Постановка диагноза ночных страхов требует соответствия клинического описания приступа приведенному выше определению. Кроме этого, необходимо наличие одного из следующих феноменов: трудности окончательного пробуждения ребенка после приступа, последующая спутанность сознания, полная или частичная амнезия приступа, наличие опасного или потенциально опасного поведения в приступе. Под опасным поведением подразумевается возможность навредить себе или окружающим во время эпизода.

Ночные страхи не следует путать с другой формой парасомний – кошмарами. Пробуждения от кошмарного сновидения происходят из фазы быстрого сна, ребенок в это время находится в полном сознании и может рассказать о том, что его напугало.

При проведении полисомнографического исследования на ЭЭГ обычно в первой трети сна можно увидеть внезапное пробуждение из 3-й или 4-й стадии, сопровождающееся проявлениями вегетативной активации. Как и в случае снохождения, полисомнография позволяет исключить эпилептическую природу, поскольку такой паттерн может наблюдаться при некоторых вариантах психомоторных припадков.

В лечении ночных страхов придерживаются тех же принципов, что и при терапии снохождений. Следует отметить разве что более частое назначение бензодиазепиновых препаратов (Клоназепама и Нитразепама).

Конфузионное пробуждение

Его еще называют синдромом сонного опьянения – это состояние, при котором какое-то время после пробуждения ребенок остается дезориентированным и может вести себя неадекватно. Обычно такое состояние возникает при пробуждении из глубокого медленного сна в первой половине ночи, например при попытке высаживания ребенка на горшок. Может возникнуть негативная реакция, вплоть до агрессии, надрывного плача. Речь во время эпизода замедленная, ответы невпопад. Такое состояние может продолжаться до часа, обычно же оно занимает 5–15 минут.

Распространенность конфузионных пробуждений в возрасте от 3 до 13 лет составляет 17%. Впервые эти состояния проявляются в период от 3 до 10 лет и у большинства детей до десятилетнего возраста прекращаются. Отмечается частое сочетание сонного опьянения со снохождением (в 36% случаев). У мальчиков и девочек встречается одинаково часто.

Для постановки диагноза конфузионных пробуждений требуется только наличие характерной клинической картины при пробуждении из сна.

Полисомнографическое исследование позволяет зарегистрировать на фоне ЭЭГ паттернов пробуждения (диффузного альфа-ритма) «внедрение» характерных для медленного сна феноменов (дельта-ритма, вспышек тета-ритма, эпизодов микросна). Для подтверждения диагноза это исследование не проводится, за исключением случаев, похожих на эпилепсию (наличие необычного стереотипного поведения, возникновение не из глубокого медленного сна, наличие подобных эпизодов в развернутом бодрствовании).

Для коррекции конфузионных пробуждений используются когнитивные и поведенческие методики. Важно объяснить родителям, что не стоит резко будить ребенка из глубокого сна. Следует учитывать возможность активной реакции ребенка во время эпизода и самотравматизации, соответственно необходимо обеспечение безопасного окружения сна. Увеличивать вероятность конфузионных пробуждений могут недостаток сна в предыдущую ночь, прием или отмена (!) седативных препаратов, инфекционное заболевание.

Предложен и метод поведенческой терапии конфузионных пробуждений. «Пробуждение по расписанию» предусматривает пробуждение ребенка за 15–30 минут до обычного времени возникновения конфузии. При этом необходимо заставить его открыть глаза и получить хоть какой-то словесный ответ. После этого ребенку позволяют заснуть и поднимают уже в желаемое время. Лечение продолжается месяц.

Пробуждения детей грудного и раннего возраста из дневного сна с негативным аффектом (плохим настроением, плачем) не являются формой синдрома сонного опьянения. Для разрешения этой проблемы стоит рекомендовать родителям во время предполагаемого конца цикла сна, когда происходит переход из глубокого сна в быстрый, перестать ограничивать свет и звуки (раздвинуть шторы, открыть дверь в спальню). Ребенок проснется естественным образом от внешних стимулов, когда его сон перейдет в поверхностную стадию. В среднем у грудных детей цикл сна составляет 45 минут, в раннем возрасте – 60 минут, у дошкольников достигает значения 90 минут (как у взрослых).

Парасомнии по типу расстройств пробуждения остаются наиболее распространенными и необычными феноменами детского сна. Эти состояния значимо не влияют на текущее состояние и дальнейшее развитие ребенка, однако могут служить источником беспокойства родителей. Разъяснительная работа с родителями, правильная организация сна и короткие курсы лекарственной терапии позволяют разрешить эту проблему.

Универсальным правилом для лечения парасомний является поддержание постоянного режима сна.

Нарушение сна у детей

Как детскому неврологу каждый день в моей работе приходится заниматься различными проявлениями нарушений сна. Нередко я вижу встревоженных мам, которые находятся в очень подавленном состоянии из-за того, что малыш плохо спит.

Действительно, хороший сон ребенка свидетельствует о его здоровье. И если ребенок спит беспокойно, часто просыпается, плачет, это настораживает родителей, и они обращаются за помощью к врачу. Особенно часто беспокоятся родители маленьких детей, ведь не будучи врачами, они не могут быть уверены в здоровье маленького человечка, которого не спросишь: “Что случилось? Болит что-нибудь? Что тебе приснилось?”. Первое время родители также могут сомневаться и в неврологическом здоровье своего ребенка: “Не является ли плохой сон свидетельством более серьезных проблем?” Детский невролог может оценить состояние здоровья малыша и развеять страхи родителей, помочь действенными советами.

Читайте также:
Как удивить мужчину тельца?

Давайте рассмотрим основные причины плохого сна у детей:

  • Физиологические особенности сна ребенка
  • Эмоциональные перегрузки
  • Соматические проблемы
  • Неврологические проблемы

Физиологические особенности сна ребенка

На физиологическом уровне сон ребенка отличается от сна взрослого. Дети спят по-другому, чем мы, их сон более поверхностный, чуткий, и это является нормой.

Как известно, сон состоит из сменяющих друг друга фаз – медленной и быстрой. У детей большая часть сна приходится на быстрый сон (а у взрослых быстрый сон составляет только 25%). В эту фазу мама может наблюдать, как под закрытыми веками быстро движутся глазные яблоки ребенка, в это время ребенок видит сновидения. Тонус мышц утрачивается (за исключением мышц глаз и носоглотки), ребенок не может двигаться, так предусмотрено природой. Если бы возможность движения оставалась, люди совершали бы все те движения, которые им снятся.

Создаем условия для сна

Чтобы маленький ребенок лучше спал, как это ни странно звучит, не стоит изолировать его от посторонних шумов. Если малыш будет слышать сквозь сон негромкий фон работающей стиральной машины, спокойные приглушенные голоса родителей – он привыкнет к этим звукам, и не будет пугаться их во сне, и соответственно, будет лучше спать, а родители смогут продолжать заниматься привычными делами, не опасаясь разбудить кроху.

Перед сном необходимо хорошо проветрить комнату, в которой спит ребенок. Свежий воздух поможет малышу спать крепче. Очень полезен сон на открытом воздухе, который повышает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям. Детям постарше полезны прогулки перед сном.

Для хорошего сна имеет значение и то, насколько удобна подушка и комфортно одеяло. Ребенку не должно быть ни слишком жарко, ни холодно во время сна, поэтому одеяло должно соответствовать сезону и общей температуре в комнате. Если у ребенка мерзнут ноги, он быстрее заснет в носочках. Для более старших детей нужно обратить внимание на подбор подушки, в частности ее высоту. Не маловажно и то, как ребенок спит на подушке: край подушки должен приходиться на шею, а плечи и верхняя часть спины должны лежать на матрасе – это самое физиологически правильное положение.

Длительность сна

Всем известно, что чем меньше ребенок, тем больше он должен спать. Однако, длительность сна для всех индивидуальна, это зависит нередко от темперамента, психофизиологического состояния.

В таблице приведены суточные нормы сна в зависимости от возраста:

1-2 месяца – 18 часов
3-4 месяца – 17-18 часов
5-6 месяцев – 16 часов
7-9 месяцев – 15 часов
10-12 месяца – 13 часов
1-2 года – 13 часов
2-3 года – 12 часов

С возрастом у ребенка происходит увеличение продолжительности периодов бодрствования, это связано с повышением работоспособности головного мозга. Некоторым детям, в силу индивидуальных особенностей, требуется меньшее количество сна, чем их сверстникам, если ребенок спит чуть меньше, но чувствует и ведет себя хорошо, родителям не стоит беспокоиться.

То, что ваш малыш подрос и нуждается в другом режиме сна, вы можете понять по следующим признакам: ребенок очень медленно засыпает, рано пробуждается после дневного сна, сохраняет активность в течение всех периодов бодрствования

Сладкий сон с мамой

Еще несколько десятилетий назад в России многие считали, что ребенок должен спать отдельно от мамы. Сразу же после родов малыша приучали спать в своей кроватке, нередко это выматывало и малыша, не желавшего спать вдалеке от мамы, и маму, также лишенную сна.

Современные психологи и неврологи сходятся во мнении, что совместный сон с мамой – это не каприз ребенка, а нормальная физиологическая потребность. Малыш рождается совершенно беспомощным существом (в отличие от многих животных), и долгое время его жизнь полностью зависит от мамы. Быть рядом с мамой – значит выжить, поэтому дети чувствуют себя дискомфортно, если мамы нет рядом. Мамин запах, мамино тепло, нежные объятия, доступность груди – все это создает самые благоприятные условия для полноценного психологического развития ребенка и, конечно же, сказывается на качестве сна. Ведь психологическая стабильность – залог хорошего сна, как для детей, так и для взрослых.

Если малыш проснулся, испугавшись чего-то во сне, мама быстро успокоит его, он не успеет раскричаться, а, следовательно, и качество сна сохранится.

Не бойтесь избаловать вашего ребенка, до 1,5 лет он может спокойно находиться в родительской постели, это только пойдет ему на пользу. Такие дети вырастают более спокойными, уравновешенными, более уверенными в себе. Ведь они получают необходимое количество материнской любви в том возрасте, когда это наиболее необходимо, когда закладываются основы его физического и психологического здоровья. Позже, в возрасте от 1,5 до 3 лет, уже “большой” он сам с удовольствием перейдет в собственную постельку.

Индивидуальные особенности ребенка

В редких случаях ребенок может быть здоровым и спать беспокойно в силу своих индивидуальных особенностей. В моей практике бывали случаи, когда мама обращалась к врачу с жалобой на плохой сон ребенка, но и осмотр, и дополнительные обследования, и консультации светил медицины констатировали здоровье ребенка. Такие случаи редки, но они случаются, и здесь, к сожалению, приходится только ждать, чтобы ребенок “перерос” это состояние. Но чаще всего, если ребенок неврологически здоров, причину плохого сна нужно искать в соматических проблемах или излишней эмоциональности ребенка. О чем и пойдет речь дальше.

Эмоциональные перегрузки

Эмоциональные перегрузки – это самая частая причина плохого сна не только у детей, но и у взрослых.

Если ребенок слишком перевозбужден или переутомлен, засыпание может превратиться в длительный и мучительный процесс. Поэтому родителям следует контролировать занятия ребенка перед сном, нежелательно смотреть телевизор, играть в компьютерные игры или поощрять подвижные, шумные игры со сверстниками или родителями. Переутомление также может быть вызвано излишней загруженностью ребенка в дневное время, что случается достаточно часто у сегодняшних дошкольников и школьников.

Если ваш ребенок плохо засыпает, прежде всего, проанализируйте, чем ребенок занимается перед сном, нет ли факторов, которые могут перевозбудить его нервную систему. Например, может быть, папа работает весь день и приходит только к моменту укладывания ребенка. Ожидание папиного возвращения с работы, общение с ним перед сном могут возбуждать малыша и сбивать настрой на сон.

Читайте также:
Как писать девушке?

Очень важное значение для хорошего сна ребенка играет эмоциональное состояние мамы. Если мама нервничает по каким-либо причинам, это обязательно сказывается на состоянии малыша. Проанализируйте свое поведение, не раздражаетесь ли вы по пустякам, не выплескиваете ли свои негативные эмоции в общении с ребенком? Некомфортная психологическая обстановка в семье, натянутые отношения между мамой и папой или другими родственниками, с которыми вы живете в одной квартире, могут также нарушать эмоциональное равновесие впечатлительного малыша.

Процедура укладывания

Для того чтобы малыш засыпал лучше желательно придерживаться определенной процедуры укладывания. Если каждый вечер перед сном ребенок будет совершать одни и те же действия, например, убирать по местам свои игрушки, смотреть “Спокойной ночи малыши”, чистить зубы – этот ежевечерний ритуал поможет ему настраиваться на сон. Уложив в кроватку, мама может почитать ему сказку, поцеловать и пожелать “доброго сна”. Если ребенок боится оставаться в темноте, лучше оставить включенным ночник.

При укладывании маленьких детей (до года) я советую также придерживаться небольшого ритуала, это может быть пение колыбельной или чтение сказки, не волнуйтесь, если малыш вас еще не понимает, в этом возрасте при укладывании главное – монотонность речи. Одна моя пациентка (студентка университета) читала своему годовалому малышу конспекты перед сном – и малыш засыпал быстрее, и мама готовилась к экзаменам.

Не советую долго укачивать малыша, сон при укачивании не глубокий, к тому же ребенок очень привыкает и мама становится заложником укачивания. Если ребенок хорошо засыпает у груди, вы можете кормить его лежа в постели, и это может стать для него лучшим ритуалом. Не стремитесь немедленно переложить его в детскую кроватку, дайте ему заснуть глубже.

Соматические проблемы

Соматические проблемы – это заболевания, не связанные с расстройствами нервной системы. Чтобы исключить соматические нарушения – необходимо проконсультироваться с педиатром.

Если у вашего малыша болит животик, не стоит ожидать, что его сон будет хорошим. Причиной этому могут быть, желудочно-кишечные колики, спазмы. Но, как правило, желудочно-кишечные расстройства дают временное нарушение сна – только на период обострения.

Самая частая причина устойчивого расстройства сна на первом году жизни – это рахит – нарушение фосфорно-кальциевого обмена, вследствие дефицита витамина Д. На начальных стадиях рахита всегда отмечается повышение нервно-рефлекторной возбудимости, этот симптом может отчетливо выявляться с 3-4 месяцев, в некоторых случаях даже раньше – с 1,5 месяцев. У ребенка появляется беспокойство, пугливость, раздражительность, заметно нарушается сон. Дети часто вздрагивают, особенно при засыпании. Усиливается потливость, прежде всего, во сне и при кормлении. Наиболее сильно потеют лицо и волосистая часть головы. Назначение врачом соответствующей дозы витамина Д приводит к улучшению состояния.

Неврологические проблемы

Расстройства сна, которые вызваны нарушением деятельности центральной нервной системы ребенка, могут иметь эпилептическое и неэпилептическое происхождение. Определить характер нарушения может только невролог, поэтому с любыми подозрениями следует обратиться к доктору.

Что же должно насторожить маму и послужить поводом для обращения к неврологу:

  • Ночной энурез (у детей с 4 лет)
  • Снохождение, сноговорение
  • Ночные кошмары

Отдельно хотелось бы остановиться на ночных кошмарах эпилептического происхождения. В этом случае мама замечает, что ночные страхи у ребенка повторяются как будто по одному и тому же сценарию. Во время такого ночного кошмара у ребенка может быть застывший взгляд, могут подрагивать конечности, и в то же время может и не быть яркой эмоциональной окраски ночного страха. На утро такие дети всегда вялые, подавленные, чувствуют себя плохо.

В заключение, хотелось бы повторить, что в большинстве случаев нарушения сна не требуют серьезного медицинского вмешательства, и бесследно проходят после того, как мама сама перестанет нервничать и скорректирует режим сна-бодрствования ребенка. Но если малыш продолжает спать беспокойно, лучше доверить решение этой проблемы доктору.

Дети и сон: если ребенок плохо спит

Главная / Блог / Дети и сон: если ребенок плохо спит

Что делать при нарушениях сна у ребенка?

Нарушения сна являются ранним симптомом для многих соматических и психических заболеваний у детей и взрослых. Исследования показывают, что каждый второй ребенок испытывает проблемы со сном, и около 4% детей имеют формальный диагноз расстройства сна.

Если ребенок плохо спит

Когда ребенок плохо спит – это становится проблемой не только для него самого, но и для родителей и, чаще всего, для всей семьи. Расстройства сна широко распространены в детском и подростковом возрасте и связаны с нейрокогнитивными и психосоциальными нарушениями. Проблемы со сном у младенцев, детей и подростков проявляются в самых разных аспектах, часто приводя к значительным нарушениям в повседневной деятельности – от эмоциональных и поведенческих нарушений, до снижения познавательных функций, которые могут сказаться на общем развитии.

В то время как трудности с укладыванием спать и частые ночные пробуждения, как правило, преобладают в младенчестве и раннем детстве, трудности со сном из-за недостаточного соблюдения гигиены сна или нарушений циркадного ритма, как правило, более выражены в подростковом возрасте. Если ребенок или подросток плохо спит, это может еще больше осложнить любое сопутствующее заболевание, такое как ожирение и астма, а также психологические проблемы, такие как депрессия, тревожность и злоупотребление психоактивными веществами.

Хроническое нарушение сна у детей и подростков может привести к проблемам с когнитивными функциями, такими как внимание, обучение и память. Было показано, что поведенческие вмешательства при проблемах со сном у детей (например, обучение родителей, положительный распорядок отхода ко сну), особенно у маленьких детей, приводят к клинически значимым улучшениям. Это особенно важно, учитывая нежелательность использования медикаментозной терапии в неосложненных случаях нарушений сна у детей.

Какие заболевания могут вызывать нарушения сна у детей?

Плохое качество и / или количество сна у детей может быть связано с множеством проблем, включая учебные, поведенческие, связанные с развитием организма и психики, социальные трудности, отклонения в массе тела и другие проблемы со здоровьем. Большое количество заболеваний также может способствовать нарушению сна у детей, в том числе:

  • Расстройства эмоций и поведения
  • Храп
  • Синдром сопротивления верхних дыхательных путей
  • Обструктивное апноэ сна
  • Центральное апноэ сна
  • Синдром беспокойных ног
  • Собственно бессонница
  • Поведение во сне / парасомнии в ночное время

Специфические нарушения сна у детей и подростков

Расстройства сна, связные с дыханием

Связанные с дыханием нарушения сна включают в себя привычный храп, обструктивное апноэ во сне, синдром сопротивления верхних дыхательных путей и синдром обструктивной гиповентиляции. У детей и подростков беспокойство по поводу симптомов (например, храпа), указывающих на лежащий в основе расстройство дыхания, таких как обструктивное апноэ во сне, требует изучения таких связанных симптомов, как паузы в дыхании, хронические утренние головные боли, сухость во рту, ночной энурез, утренняя жажда, чувство вялости и усталости после пробуждения, хронические ушные инфекции в анамнезе, недавнюю прибавку в весе, наличие переразгибания шеи во время сна и хроническое дыхание ртом.

Читайте также:
Как принять решение расстаться?

Основной причиной расстройств сна у детей, связанных с дыханием является аденотонзиллярная гипертрофия. Если признаки увеличения миндалин отсутствуют, другими характерными причинами могут являться макроглоссия (увеличение языка), ретрогнатия (смещение челюсти назад), высокое арочное небо и отклонение носовой перегородки. Также свою роль могут играть полипы носа или задняя обструкция носоглотки. Также важно отметить, что у детей с такими расстройствами, как синдром Дауна или синдром Прадера-Вилли, наблюдаются черепно-лицевые аномалии, включая гипоплазию средней части лица или микрогнатию, которые предрасполагают к нарушениям дыхания, приводящим к расстройствам сна. Другими факторами риска является ожирение, наличие хронических проблем с носовыми пазухами, аллергии.

Нарушения сна, связанные с двигательными расстройствами.

Связанные со сном двигательные расстройства в детстве включают миоклонус сна в младенчестве, нарушение ритмических движений, расстройство периодических движений конечностей и синдром беспокойных ног. Миоклонус сна в младенчестве обычно связан с кластерами миоклонических толчков, которые затрагивают все тело, туловище или конечности. Обычно они считаются доброкачественными явлениями и постепенно исчезают после достижения возраста шести месяцев, не требуя дальнейшего лечения.

При расстройстве ритмических движений ребенок демонстрирует повторяющееся и стереотипное двигательное поведение с участием больших групп мышц и преимущественно во сне. Это расстройство может также приводить к нарушениям движения в дневное время и телесными травмами. Диагноз может быть окончательно поставлен после проведения видеополисомнографии. Лечение включает в обеспечение безопасных условий сна для ребенка и заверение родителей в том, расстройство пройдет самостоятельно к пятилетнему возрасту.

Периодические движения конечностей во сне — это короткие подергивания (движения) нижних или верхних конечностей во время сна, которые могут длиться до пяти секунд периодично с интервалом в 20-40 секунд.

Синдром беспокойных ног проявляется в виде побуждений к движению ногами, которое начинается или усиливается в положении сидя или лежа, но полностью проходит при движении. Позыв к движению усиливается вечером или ночью, чем днем, или возникает только вечером или ночью. Как правило, у детей младше 2 лет проявляются сенестопатии, такие как «ползание пауков» или «щекотание в ногах».

Собственно детская бессонница

Бессонница у детей определяется как повторяющиеся трудности с началом, продолжительностью, поддержанием или качеством сна, которые возникают, несмотря на соответствующее возрасту время и возможность спать, что приводит к функциональным нарушениям в дневное время для ребенка и / или семьи. Поведенческая бессонница в детстве чаще всего проявляется в отказе от сна, или в сопротивлении ребенка перед сном, задержке начала сна и / или продолжительном ночном бодрствовании, требующем вмешательства родителей. При нарушении начала сна дети испытывают трудности с засыпанием самостоятельно и связывают засыпание с определенными обстоятельствами, такими как определенное место (диван или кровать родителей), присутствие человека (мамы ил бабушки) или определенные действия (кормление из бутылочки, качание, просмотр телевизора). Таким образом, эти обстоятельства необходимы, чтобы ребенок уснул или продолжил спать после пробуждения среди ночи.

В другом варианте бессонницы ребенок откладывает время отхода ко сну с помощью нескольких запросов или отказов, в то время как родитель испытывает трудности с установкой ограничений ребенку, что позволяет отложить время отхода ко сну. Иногда оба типа бессонницы могут встречаться одновременно.

Нарушения сна у детей, связанные с психическими расстройствами

Проблемы со сном могут быть вызваны детскими психическими расстройствами. Например, повышенное возбуждение при синдроме дефицита внимания и гиперподвижности (СДВГ) связано с задержкой начала сна и сокращением продолжительности сна у детей и подростков. Кроме того, бессоннице у детей с СДВГ способствует дефицит сенсорной интеграции, нарушение циркадных ритмов, обратный эффект психостимуляторов и коморбидные тревожные расстройства.

Субъективные жалобы на сон часто встречаются у детей с большим депрессивным расстройством, а также с тревожными расстройствами. Существует двунаправленная связь между нарушениями сна у детей и аффективными состояниями. Другими словами, нестабильное эмоциональное состояние ребенка может привести к стойким проблемам со сном, а хроническое недосыпание может привести к нарушению поведения и настроения.

Нарушения сна у детей с посттравматическим стрессовым расстройством могут включать в себя различные парасомнии, включая ночные кошмары, энурез во сне и тяжелую бессонницу. У детей встречается два типа посттравматического стрессового расстройства с явным нарушением сна: травма, когда дети переживают конкретное острое травматическое событие, приводящее к гипервозбуждению и связанной с ней бессоннице, и травма, при которой дети переживают хронические травматические стрессоры. Кошмары, как специфическое нарушение сна, исключительно часто встречаются у детей и подростков, страдающих от травмирующих событий, таких как сексуальное насилие или физическое насилие, и обычно не поддаются лечению. Тематическое содержание кошмаров при посттравматическом стрессовом расстройстве связано с ранее пережитыми травмами.

Парасомнии

Парасомния определяется как нежелательные физические события или переживания, которые происходят во время засыпания, во сне или во время пробуждений от сна. Они классифицируются как парасомнии стадии быстрого движения глаз (REM) или парасомнии без фазы быстрого сна. Парасомнии без фазы быстрого сна (также называемые расстройствами возбуждения) связаны с простым или сложным поведением как следствие возбуждения в первой половине ночи. Они связаны со спутанностью сознания и амнезией кошмаров или событий в ночи. Возбуждение, ночные кошмары и хождение во сне (сомнамбулизм) считаются частью парасомнии, не связанной с фазой быстрого сна. Спутанное возбуждение, как правило, происходит сразу после засыпания или ранним утром и связано с кратковременным замешательством в мыслительном процессе после пробуждения. Похоже, что в раннем детстве наблюдается повышенная распространенность этих нарушений, которая обычно проходит к 5 годам.

Ночные кошмары связаны с безутешным плачем (утешение обычно только задерживает восстановление после происшествия) и повышенной активностью вегетативной системы. Похоже, что в детстве ночные ужасы протекают благополучно. Однако более тяжелые формы заболевания могут потребовать поведенческих вмешательств, таких как запланированные пробуждения и лечение бензодиазепинами (например, клоназепамом).

Ходьба во сне обычно связана с хроническим недосыпанием. Поэтому важно поддерживать адекватную гигиену сна для предотвращения таких эпизодов. Также важно отметить, что определенные состояния (например, синдром Туретта и мигрень), тоже связаны с повышенной распространенностью сомнамбулизма.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: