Способности человека примеры — излагаем суть

ЕГЭ. Человек

Тема 5.Способности

Способности. Что это за свойства личности? Почему одних мы называем способными в какой-то сфере деятельности, а других нет? Можно ли развить в себе способности и до какого уровня? Поговорим об этом.

Способности

Способности — это свойства личности, позволяющие ей успешно выполнять какую — либо деятельность. Они складываются из умений, знаний и навыков , возможности применять знания в нестандартной ситуации, быстроты и качества выполненной работы.

Формирование способностей

  • В определённой степени способности зависят от задатков — природных свойствах личности, позволяющих ей достигать значительных результатов в деятельности ( музыкальные, поэтические и другие задатки)
  • Большая часть способностей развивается в течение всей жизни. Уровень их зависит от индивидуальных особенностей человека, от условий воспитания личности. Каждый человек сможет достичь определённого уровня способней при огромном желании, трудолюбии, стремлении к достижению цели.
  • Наличие склонностей, то есть желаний, мотиваций к той или иной деятельности тоже влияет на формирование способностей.

Типы способностей

  • Общие способности определяют успешную деятельность в самых различных областях. Это умственные способности, память, совершенная речь, точность ручных движений и многие другие.
  • Специальные способности позволяют успешно действовать в специфических сферах деятельности, это музыкальные, математические, лингвистические, технические, спортивные, художественно — творческие и другие. Часто для таких способностей необходимы природные задатки.

Специальные и общие способности сосуществуют в человеке одновременно, взаимно дополняя и развивая друг друга.

Одновременно выделяют следующие типы способностей.

  • Теоретические (это склонность к абстрактности мышления, теоретическим размышлениям) и практические (склонность к практическим действиям)
  • Учебные (усвоение созданного, открытого, исследованного) и творческие ( создание предметов материальной и духовной культуры).
  • Способности к общению, которые позволяют выбирать профессии, связанные с взаимодействием с людьми.

В зависимости от степени проявления способностей говорят об уровнях способностей. Каковы же они?

Виды способностей по направленности на деятельность.

Теоретические и практические способности обеспечивают успешность деятельности индивида либо в сфере абстрактно-логических размышлений, либо в сфере конкретно-практических занятий. В первом случае индивид проявляет себя, например, в качестве специалиста в области теоретической физики, во втором — в качестве физика-экспериментатора.

Учебные и творческие способности свидетельствуют о наличии у индивида качеств, которые обеспечивают ему либо высокое умение усваивать имеющиеся в мире знания, либо создание новых оригинальных знаний.

Коммуникативные способности обеспечивают успешное взаимодействие человека с людьми через процессы общения. Высокие коммуникативные способности открывают дорогу индивиду, например, в сферу дипломатии, управления персоналом, там, где успех деятельности в значительной мере определяется стратегией взаимодействия с собеседниками.

Уровни способностей

  • Одарённость— это сочетание в человеке нескольких способностей к различного рода деятельности, позволяющих ему значительно лучше остальных выполнять деятельность.
  • Одаренность– это совокупность нескольких способностей, обуславлива­ющая успешную деятельность человека в определенной области и выделяющая его среди других лиц. Обычно она проявляется в наличии раз­носторонних способностей;Так, одарённый ученик может быть способным в нескольких дисциплинах, показывать результаты, значительно превосходящие результаты деятельности его сверстников. Он часто является победителем олимпиад, участником различного рода конференций. Одарённость позволяет создать условия для получения в будущем успеха в определённом роде деятельности.

Выделяют следующие виды одаренности:

  • художественная (высокие достижения в художественном творчестве и исполнительском мастерстве);
  • общая интеллектуальная и академическая (характеризуется сообразительностью, высокой способностью к обучению и овладению понятиями, высо­коразвитыми способностями к переработке инфор­мации, проявляется в успешности обучения);
  • творческая (порождается способностью выдвигать новые идеи или склонностью к изобретению; творчески одаренные люди имеют своеобразные личностные особенности – отсутствие внимания к авторитетам, независимость, отсутствие внимания к порядку;
  • социальная (предполагает установление зрелых, конструктивных отношений с людьми, организаторские умения, развитый социальный интеллект, склонность к лидерству);
  • практическая (характеризуется применением интеллекта к окружающей действительности, зна­нием сильных и слабых сторон и способностью ис­пользовать это знание; это способность менеджера, посредника).

Выделяют также виды одаренности в соответствии с различными областями знания (математическая, литературная).

  • Талант— это выдающиеся способности в определённой сфере деятельности, позволяющие человеку мыслить нестандартно, применять различные комбинации методов и способов деятельности, достигать высоких результатов.
  • Талант — это высокая степень одаренности, пред­полагающая наличие внутренних условий для выда­ющихся достижений.Талантливым может стать каждый человек, имеющий глубокие знания, отработанные умения и навыки, творчески подходящий к работе, трудолюбивый. Поэтому мы говорим о талантливых учителях, врачах, политиках, руководителях, художниках, писателях и многих других.
  • Гениальностьэто высший уровень развития способностей, позволяющий не только достигать значительных результатов в какой-то деятельности, но и создавать что-то принципиально новое: закон, теорию, школу, направление и другое. Гениальные люди открывают новые пути в области научных исследований, искусстве, производстве. Они в своей деятельности значительно опережают время, создают шедевры, значение их деятельности не ограничивается рамками одной страны. Их открытия важны для всего человечества.Твор­чество гениального человека имеет историческое и обязательно положительное значение.

Сравнивая талант и гениальность, учёные ( И.Акимов, В.Клименко )отмечают, что продукт деятельности таланта- оригинальность, а гениальности – простота. Гений появляется не вдруг. Он рождается из таланта, из многолетнего труда, приобретающего качественно новые формы.

В основе гениальности всегда лежат природные задатки. Гениальных людей, по сравнению с талантливыми, не так уж и много. Их имена знает весь мир: М.В. Ломоносов, А.С.Пушкин, Менделеев Д.И. и многие-многие другие гениальные личности, принёсшие славу России, признанные во всём мире.

Существует ещё одна классификация уровней способней, в основу которой положен способ деятельности человека.

Уровни способностей

  • Репродуктивный – это такой уровень способностей, при котором человек достигает успехов в деятельности , осуществляя её по образцу, хотя и включает элементы творчества.
  • Творческий – это уровень, на котором человек создаёт что-то новое, оригинальное, ранее неизвестное. На этом уровне тоже используется элемент репродуктивности.

Таким образом, способности играют важную роль в деятельности человека. Важно с раннего детства взрослым увидеть способности и развивать их в ребёнке, нужно совершенствовать способности в течение всей жизни, добиваться более высоких результатов, стремиться к движению вперёд.

Показатели способностей:
  • высокий темп усвоения и обучения;
  • широта переноса навыков внутри деятельности;
  • низкая утомляе­мость (энергетическая экономичность выполнения деятельности);
  • индивидуальное своеобразие деятель­ности;
  • выраженный интерес к деятельности и высо­кая мотивация.
Пути развития способностей:

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Способности. Общие и специальные способности. Развитие и измерение способностей. Интеллектуальные и творческие способности

Марья Азизян
Способности. Общие и специальные способности. Развитие и измерение способностей. Интеллектуальные и творческие способности

3. Общие и специальные способности.

Существует множество классификаций способностей. Чаще всего способности делят на общее и специальные, которые в свою очередь могут подразделяться на теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные.

Общее способности необходимы для широкого круга занятий. К ним относятся такие качества,как: трудолюбие, внимательность, сообразительность, целеустремленность.

Специальные способности- это качество обеспечивающие успех в узком круге видов деятельности. К таким, например, относится зрительная память, понимание людей, хорошо развития чувствительность рук.

К числу общих способностей человека с полным основанием можно отнести коммуникативные способности. Эти способности социально обусловлены. Они формируются у человека на протяжении всей его жизни в процессе социального взаимодействия с обществом. Без данной группы способностей человеку было бы трудно жить среди себе подобных. Например, без владения речевыми навыками как средством общения, без умения адаптироваться в социуме было бы невозможно. Отсутствие у человека такого рода способностей являлось бы непреодолимой преградой на пути превращения его из биологического существа в социальное.

Специальные способности органические связаны с общими или умственными способностями. Чем выше развиты общие способности тем больше создается внутренних условий для развития специальных способностей. В свою очередь развития специальных способностей, при известных условиях, положительно влияет на развитие интеллекта.

Таким образом, каждая деятельность предъявляет определённые требование к общим, и к специальным способностям. И поэтому нельзя узко профессионально развивать личность, её способности. Только всесторонние развитие личности поможет выявить и сформировать общее и специальные способности. Следовательно, указанная классификация и имеет реальное основание, при анализе конкретного вида способностей необходимо учитывать общие и специальные компоненты в каждом отдельном случае.

4. Развитие и измерение способностей.

Способности изучает в основном в рамках диагностического подхода. Где в основном занимаются их измерение и тестирование. В личностном подходе изучаются проблемы развития способностей.

Способности- такие индивидуальные психологические особенности, которые не сводятся к наличным знаниям, умение и навыком.

Развитие способностей происходит поэтапно:

1. Репродуктивный, который обеспечивает высокое умение усваивать готовое знание, овладевать сложившимся образцами деятельности и общения.

2. Творчески, обеспечивает создание нового, оригинального.

Рубенштейн сформулировал основное правило развития способностей человека, развития способностей совершается по спирали, реализация возможности, которое представляет собой способность одного уровня, открывает возможности для дальнейшего развития способностей более высокого уровня.

Существует два подхода к развитию способностей: структурный и функциональный. Согласно структурному подходу способности- это базовая понятия, единицы анализа, элементы структуры.

Функциональный подход рассматривает способность как функциональное образование, которое появилось в связи с решением жизненной личностной задачи.

В настоящее время нет методик с помощью которых можно было бы с высокой степенью достоверности определить и измерить способности, особенно на ранних этап развития человека. Б. М. Теплов обосновывал возможность измерения способностей тем,что : способность есть индивидуальное свойство, которое различна проявляется у разных людей, это переменная, которую можно измерить, успех также можно измерять. Вопросы измерения способностей изучает дифференциальная психология.

Основателем данного направления психологических измерений принято считать Ф. Гальтона. Для измерения применялись тесты – короткие испытания с целью установить наличие степень выраженности определенного свойства. Тест касался не мышления, а психического развития в целом.

5. Интеллектуальные и творческие способности.

Интеллект- это глобальная способность действовать разумно, рационально и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами, то есть интеллект рассматривается как способность человека адаптироваться к окружающей среде.

Интеллект выступает как общий фактор умственной энергии. Спирмен показал, что успех любой интеллектуальной деятельности зависит от общего фактора, общей способности. Он выделил генеральный фактор интеллекта G и S. Впоследствии Айзенк интерпретировал генеральный фактор как скорость переработки информации центральной нервной системой для оценки и диагностики и генерального фактора интеллекта применяют скоростные интеллектуальные тесты Айзенка, тест “Прогрессивные матрицы” Д. Равена, тест интеллекта Кэттела.

Терстоунт выделил семь первичных умственных потенций:

1. Счетную способность, то есть способность оперировать числами и выполнять арифметические действия.

2. Вербальную (словесную) гибкость, то есть легкость, с корой человек может объясняться, используя наиболее подходящие слова.

3. Вербальное восприятие, то есть способность понимать устную и письменную речь.

4. Пространственную ориентацию, или способность предоставлять себе различные предметы и формы в пространства.

6. Способность к рассуждению.

7. Быстроту восприятия сходств или различий между предметами и изображениями.

Факторы интеллекта, или первичные умственные потенции, как показали дальнейшие исследования, коррелируют, связанны друг с другом, что говорит о существование единого генерального фактора.

Творческие способности это дар, который требует постоянной работы усердия, где-то даже умения противостоять окружающим, не сдаваться перед трудностями.

Под творческими способностями мы понимаем совокупность и особенность личности, характеризующая её готовность к творческой деятельности.

Существуют несколько точек зрения на взаимосвязь интеллекта и творческих способностей. По мнению Р. Стеренберга и Г. Азейнка чем выше уровень интеллекта, тем выше уровень творческих способностей человека и наоборот.

Творческим людям обычно свойственно дивергентное мышление. Они склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей используют определенным образом или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд, ничего общего.

Особенности творческих способностей.

Творческие способностиможно условно разделить на следующие виды:

Творческие способностиможно разделить на три основных типа:

• Те, которые именно служат созиданию;

• Другие, которые умеют соединить образованное;

• А так же третьи, которые могут все полученное преобразовать.

К особенностям творческих способностей еще относят гибкость ума, оригинальность, скорость мысли.

Творчество и творческие способности настолько переплетены между собой, что порой тяжело исходя из способностей, определить, к чему есть тяга, а что- просто получается хорошо. Именно поэтому современное выявление именно творческих способностей очень важно, так как личность не имея возможности выплеснуть то, чем одарено не живет настоящей жизнью, а проживает.

Консультация «Как развивать творческие способности дошкольников» «Как развивать творческие способности дошкольников» Детское творчество — одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе.

Как развивать творческие способности ребенка Творческие способности имеют свои составляющие. Это свойства личности, позволяющие смотреть на этот мир с новой точки зрения, отойдя от.

Как развивать творческие способности ребёнка дома Как развивать творческие способности ребенка дома? 1) Окружающий мир Дома, на прогулке, в автобусе – везде, где вы рядом со своим малышом,.

Консультация для родителей «Как развивать творческие способности ребёнка» Консультация для родителей. «Как развивать творческие способности ребёнка». Составила: Зубехина А. В. музыкальный руководитель МБДОУ «Детский.

Консультация для родителей «Что такое творческие способности и как их развивать у дошкольников?» Очевидно, что рассматриваемое нами понятие «творческие способности» тесным образом связано с понятием “творчество”, “творческая деятельность”.

Консультация для родителей «Как развивать творческие способности ребёнка» Консультация для родителей «Как развивать творческие способности ребёнка» Детское творчество – одна из форм самостоятельной деятельности.

Консультация для родителей «Как развивать творческие способности у детей?» Самое ближайшее окружение для ребенка детский сад и семья. Именно здесь у него впервые формируется правильное отношение к творческой деятельности.

Консультация для родителей «Как развивать творческие способности у детей?» «Как развивать творческие способности у детей?» Самое ближайшее окружение для ребенка детский сад и семья. Именно здесь у него впервые формируется.

Развитие коммуникативной способности в процессе музыкальной деятельности детей дошкольного возраста Слайд 2. Концепция дошкольного образования ставит приоритетные задачи развития целостной личности ребенка. Овладение родным языком, развитие.

Развиваем творческие способности посредством изодеятельности Как вовлечь ребенка в сотворчество и побудить в нем желание заниматься изодеятельностью? Творческая деятельность возникает не мгновенно,.

Талант: определение, виды, какие бывают, список примеров

Применяя к той или иной личности понятие «талантливая», люди часто имеют в виду наличие у нее определенных способностей, выделяющих ее на фоне остальных. Однако природа «талантливости» куда более сложна и многогранна. В этой статье я подробно опишу определение слова «талант», расскажу, что это такое, действительно ли он есть у каждого человека и какое значение он имеет.

В психологии

Я, как психолог, вкладываю в этот термин удачное сочетание ряда данных, предрасположенностей и условий для реализации творческих или иных устремлений индивида. Тем самым, для раскрытия задатков необходимо стечение определенных обстоятельств, связанных со средой, в которой находится объект: социальных, культурных и исторических. Речь идет о незаурядном потенциале, который проявляется в процессе получения опыта и позволяет добиться успеха в конкретном деле. Иначе говоря, о том, что получается у вас лучше, чем у большинства обывателей.

В чем сущность

Талантливость представляет собой не только особую одаренность, но и бессознательную тягу личности к конкретному роду деятельности. При этом тем, к тому, что привлекает человека, он стремится несмотря ни на что. Зачастую эти способности выявляются еще в детстве. Выдающиеся ученые проявляют нездоровый интерес к изучению окружающего мира (букашек, растений, технических приборов), будущие высококлассные математики рано и быстро учатся считать. Возраст раскрытия у каждого свой. Но уже с ранних лет талантливый ребенок в чем-то выделяется среди сверстников.

Теория наследственности

Одаренность нередко связывают с генетическими предрасположенностями.Однако точного ответа на вопрос о наследственной склонности к талантливости не существует. Гены, способствующие физическому усилению организма, формируют предрасположенность к занятию спортом. По наследству может передаваться и основа для развития умственных способностей. Но все-таки для раскрытия индивидуальных особенностей одного генома не хватает. Важна практическая реализация потенциала при способствующих этому условиях жизни.

Задатки, талант и гениальность – отличия

Говоря о природных зачатках, имеют в виду врожденную предрасположенность человека к определенной деятельности. Они могут проявиться и зачахнуть со временем в зависимости от того, прилагал ли индивид достаточное количество усилий для их развития. Например, если с рождения ребенок имеет широкий голосовой диапазон и тонкий слух, ему будет проще стать музыкантом, обучившись этому мастерству. Однако одних задатков недостаточно для того, чтобы говорить об одаренности индивида. Природные качества могут дать плоды только при усердной работе над ними.

Другое понятие – способности – определяется, как индивидуальные особенности человека, являющиеся обязательными условиями для осуществления им выдающейся деятельности. При этом обычный функционал, присущий каждому человеческому существу, нельзя относить к этой категории (речь, умение ходить, трудиться), так как он не уникален и имеет общий характер. Важно, что способная к чему-либо личность обладает возможностями быстро усваивать нужные ей для развития знания и навыки.

Одаренность – это совокупность врожденных задатков, выступающих одним из условий появления способностей. Она предполагает сильное стремление индивида к определенному занятию и обладание большим потенциалом для выдающихся достижений в выбранной сфере. Например, если с детства ребенок увлекается изобразительным искусством, о предпосылках развития талантливости будут говорить его развитая фантазия, умение видеть цветовые и световые тонкости, а также находить прекрасное во всем, что его окружает. При всем этом у юного дарования должна быть и потребность в самовыражении.

Талант, как уже сказано выше, предполагает наличие у личности определенной платформы для становления при соответствующем благоприятном стечении обстоятельств и упорного, длительного труда. Гениальность представляет собой высший уровень одаренности, для которого характерна крайняя степень продуктивности, а также способность создать нечто принципиально новое, ранее не существующее и уникальное. Она выражается не только в результате произведенной деятельности, но и мощностью его воздействия на окружающий мир и общество.

Виды таланта и примеры из жизни: каким он может быть у человека

Выделяются 7 типов талантливости. Позднее этот перечень был актуализирован и дополнен еще несколькими пунктами, соответствующими современным реалиям:

  • Вербально-лингвистический.
  • Логико-математический.
  • Телесно-кинетический.
  • Взаимодействия с природой.
  • Слуховой.
  • Эмоциональный.
  • Пространственный.
  • Межличностный.

К той или иной категории людей можно относить при условии наличия у них стремлений и возможностей к освоению определенного рода деятельности, а также быстрой обучаемости и усвояемости необходимых навыков.

Какие бывают таланты у человека: список

  • Вербально-лингвистический. Характеризуется отменным владением письменной и устной речью. Такие люди, как правило, добиваются успеха в филологии, журналистике, литературном творчестве и юриспруденции. Им хорошо удается написание стихотворений и прозы, выступления перед публикой, различные приемы вербального и невербального общения. К таким талантливым личностям относятся В. Овчинникова – советский очеркист и востоковед, Г. Олдред – известный американский юрист (входит в топ-5 успешнейших адвокатов в мире).
  • Цифровой. Предполагает наличие выдающихся математических, аналитических способностей. Человек, обладающий этим типом одаренности, легко проводит вычисления, выстраивает логические связи, воспринимает мир больше через призму чисел, чем через его художественную составляющую. Великим математиком является Л. Эйлер, объединивший алгебру, анализ и тригонометрию и составивший общие теории и законы.
  • Пространственный. Представляет собой выдающиеся архитектурно-художественные данные. К этой категории относятся художники, дизайнеры, скульпторы, архитекторы. Например, испанец А. Гауди-и-Корнет, умеющий работать с самыми смелыми формами в архитектуре.
  • Физический (телесно-кинетический). Определяется стремлениями к спортивным достижениям, а также предрасположенностью к танцевальной сфере. Как правило, обладатели такого типа талантливости имеют природные выносливость, гибкость, силу и энергию, что позволяет им проще переносить нагрузки и стремиться к высочайшим результатам. Примеры – баскетболист Л. Джеймс, гольфист Т. Вудс, легкоатлет У. Болт.
  • Внутриличностный (эмоциональный) талант проявляется в склонности к философии, саморазвитию, погружению во внутренний мир. Это глубоко рефлексирующие люди, по большей части погруженные в себя. Они склонны к медитации, овладению духовными практиками, достижениям, касательно личного становления, роста.
  • Межличностный. Раскрывается во взаимодействии с окружающими. Это общественные деятели, умеющие налаживать контакт с аудиторией или отдельными ее представителями. Хорошие психологи, которые обладают особой харизмой, эмпатией, чувствуют собеседника и находят к нему нужный подход. В эту категорию входят также политики, актеры, предприниматели.
  • Талант окружающей среды. К нему относят тех, кто развивает себя в агрономии, дрессировке, ветеринарии и других сферах деятельности, связанных с природой, уходом за растениями или животными. Как британка К. Дрю-Бейкер, благодаря которой (а точнее – ее исследованиям морской флоры и фауны) было налажено производство водорослей нори.
  • Слуховой (музыкальный). Присущ тем, кто имеет особые отношения с миром звуков. Такие личности обладают практически абсолютным слухом, чувствуют музыку. Такие данные есть у выдающихся композиторов, певцов, дирижеров, музыкантов.

Каковы особенности и преимущества очной консультации?

Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу?

Что значит быть талантливым человеком

  • Иметь особый взгляд на мир и общество, который выражается в отсутствии интереса к обыденным делам.
  • Испытывать потребность и тягу к конкретному виду занятий.
  • Быть несколько оторванным от реальности, большую часть времени посвящать своей деятельности.

У меня нет талантов: как быть

Одаренность свойственна не всем людям, что и делает это явление уникальным. Но задатки, которые являются стартовой платформой для развития талантливости, есть у каждого. В первую очередь, необходимо проанализировать, присутствует ли у вас стремление к чему-то. Возможно, вам легко дается конкретный род занятий. Найдите сферу, к которой у вас наблюдаются склонности.

Как обнаружить свои способности

Так как эта индивидуальная особенность зависит от врожденных свойств личности, ее раскрытие позволяет найти свое призвание. Чем быстрее вы с этим определитесь, тем больше времени будет на самореализацию в выбранной области.

Существует несколько основных методик, позволяющих выявить скрытый потенциал:

  • самоанализ, исследование детства;
  • прохождение тестов;
  • откровенная беседа с близким человеком;
  • постоянное развитие внутреннего мира, мировоззрения;
  • повышение уровня экспертности в ряде интересующих вопросов, увеличение знаний;
  • проведение экспериментов с разными сферами, практика новых видов деятельности.

Вспомните свои детские интересы. Кем вы хотели стать в будущем? Чему могли посвящать все свободное время? Этот период является самым искренним в жизни. Незашоренный общественным мнением и влиянием ответственности ребенок интуитивно тянется к тому, что получается и приносит ему удовольствие. Вспомнив то, что вы любили и ценили в раннем возрасте, вы сможете обнаружить в себе те же склонности уже во взрослом.

Как развить талант

После определения способностей важно начать их «прокачивать». Для этого обязательно регулярно практикуйтесь, повышая уровень профессионализма. Раскрытие вашей талантливости – результат упорного труда, тренировок, усердия. Подкрепляя силу воли и целеустремленность, вы превращаетесь от обычного способного человека в талантливого.

Также вы можете следовать такому алгоритму:

  • Осознайте наличие у вас предпосылок к одаренности.
  • Систематически уделяйте своим задаткам время.
  • Выходите из зоны комфорта, делайте что-то новое, позвольте миру узнать о ваших успехах.
  • Ищите и накапливайте информацию, которая касается вашего увлечения.
  • Обзаведитесь наставником.
  • Периодически соревнуйтесь с конкурентами.

Помните о том, как важна вера в себя. Обрести заряд положительной энергии, научиться двигаться к мечте невзирая на препятствия вы можете, записавшись на мою консультацию. Не бойтесь, если в определенный момент вас начнут критиковать. Учитесь отделять субъективное мнение от конструктива и извлекать пользу из полученной обратной связи. Начинайте прямо сейчас. Даже не вздумайте отложить саморазвитие до завтра, понедельника, первого числа месяца или Нового года. Откладывать развитие своих способностей на потом, значит – зарывать талант все глубже в землю.

Скрытые возможности

Иногда понять, к чему человек склонен, получается не сразу. Не пользуясь красками, он никогда не узнает, что имеет задатки художника. Единственный способ определить спрятанный внутри потенциал – постоянно пробовать новое. О том, что это действительно «ваше» занятие, скажут:

  • простота освоения навыков;
  • быстрые и достойные результаты;
  • чувство наполненности, отсутствие необходимости в дополнительной мотивации.

Освоение полезных навыков лишь тогда способствует раскрытию одаренности, когда личность видит результаты своего труда, имеющие высокое качество. А для этого необходимо получать как можно больше опыта, тренироваться, чтобы не потерять форму.

Как похвалить за талантливость

Похвала и поддержка – очень важный инструмент в развитии способностей. Если вы обнаружили у близкого человека некоторую степень одаренности, уникальности, обязательно покажите ему, что вы готовы его поддержать. Пусть он увидит, что вы тоже счастливы, когда он посвящает себя любимому занятию. Не стоит опасаться перехвалить его. Напротив, чем сильнее будет ваше воодушевление, восхищение и стремление помогать, тем быстрее он поверит в верность своего пути. Особенно это касается детей. Ни в коем случае не игнорируйте их порывы творчества, а всячески способствуйте их закреплению.

Не стоит забывать, что творческие люди чаще всего очень ранимы и впечатлительны. Они переживают, если их успехи не интересуют окружающих. Простая похвала может стать очень ценным механизмом, подталкивающим их к достижениям. Талант проявляется лишь при благоприятном стечении личностных качеств индивида, его задатков и социокультурных условий. Лучшим временем для становления и раскрытия одаренности считается детство. В этот период личность тянется к тому, что действительно пробуждает эмоциональный отклик внутри нее. Важно, чтобы обстановка в семье и школе способствовали развитию способностей ребенка. Но и во взрослом возрасте человек может обнаружить в себе новое дарование. Вопрос лишь в мотивации, желании добиться большего и трудолюбии.

Заключение

Открыть в себе источники творческой энергии, ближе познакомиться с собой и очертить путь, по которому вы будете идти с азартом и вдохновением, поможет моя консультация, построенная по моей авторской методике. На занятиях вы откроете в себе невероятного объема потенциал, получите ответы на давно тревожащие вопросы. Изучив, какие у людей есть таланты, составьте свой список дел, приносящих вам удовольствие, и попробуйте найти среди них 1-2 тех самых, особенных занятий, в которые вы готовы погрузиться с головой.

В сложных жизненные ситуациях, возникает ощущение безысходности и отчаяния. Самым действенным способом является личная консультация.

Часовая встреча по вашему уникальному запросу в Москве.

Способности человека примеры — излагаем суть

У каждого из нас есть способности к определенной деятельности. Как их распознать, а затем развить? В каком возрасте они начинают проявляться? Какие их виды встречаются? Бывает ли так, что способность только одна, или, в основном, их несколько? Можно ли утверждать, что способности – это врожденные качества, или они все-таки могут появляться в течение всей жизни? Чем они отличаются от задатков и склонностей? В статье содержатся ответы на поставленные вопросы.

Что такое способности?

Способности — это свойства личности, позволяющие успешно заниматься определенным видом деятельности. Они развиваются из задатков в процессе обучения и практики. Способности и задатки – не одно и то же. Способности — результат развития задатков, которые обусловлены наследственностью. Это врожденные особенности анатомии или физиологии, способствующие лучшим результатам, нежели у обычных людей. Задатки обусловлены генами, которые передаются из поколения в поколение.

В семье спортсменов запросто может родиться ребенок, который также посвятит себя спорту. Сын известного кулинара, вероятно, пойдет по стопам отца. А дочь актрисы сама со временем попробует себя на большой сцене. И, скорее всего, у нее тоже получится пробиться в этой профессии. Хотя генотип ребенка формируется под влиянием генов обоих родителей. Даже у настоящего гения может родиться не самый развитый наследник, если от матери ему достанутся менее «гениальные» гены.

Способности и задатки взаимосвязаны, но имеют разную природу. Задатки мы получаем еще до рождения, а умения нуждаются в развитии. К примеру, у кого-то задатки к альпинизму. Они не превратятся в способности, если этот человек всю жизнь проживет в степи или пустыне. Задача взрослых, как можно быстрее выявить задатки своего ребенка, чтобы помочь ему их реализовать.

На базе способностей развиваются склонности – предпочтения относительно определенных видов деятельности. То есть, чем интереснее заниматься. Склонности – важный мотивирующий фактор к развитию личности.

Следующее важное понятие – одаренность, которая зависит от сочетания разных способностей, позволяющих достигнуть вершин в определенной профессии. Одаренность не гарантирует успех, но дает возможности к его достижению.

Способности в психологии занимают базовый уровень, на котором могут развиваться таланты, а в отдельных случаях, даже гениальность. Способности человека – это фундамент для его самореализации.

Потенциальные и актуальные способности:

В зависимости от того, существуют или отсутствуют условия для развития способностей, они могут быть потенциальными и актуальными.

Под потенциальными способностями понимаются те, которые не реализуются в конкретном виде деятельности, но способны актуализироваться при изменении соответствующих социальных условий.

К актуальным способностям, как правило, относят те, которые необходимы именно в данный момент и реализуются в конкретном виде деятельности.

Потенциальные и актуальные способности выступают косвенным показателем характера социальных условий, в которых развиваются способности человека. Именно характер социальных условий препятствует или способствует развитию потенциальных способностей, обеспечивает или не обеспечивает превращение их в актуальные. Следует подчеркнуть, что различение между одаренностью, потенциальными, актуальными способностями индивида и его достижениями следует считать относительными.

Так, например, развитие определенной актуальной способности на базе потенциальной следует считать достижением. Объективные условия жизнедеятельности индивида иногда таковы, что далеко не каждый индивид может реализовать свои потенциальные способности в соответствии со своей психологической природой. Поэтому актуальные способности составляют только часть потенциальных.

Понятие о сензитивных периодах развития способностей.

Сензитивный – благоприятный. Сензитивный период – (от лат. sensus – чувство, ощущение) период особой чувствительности субъекта к определенным влияниям окружающей действительности.

Интеллектуальные способности:

Самый чувствительный период для развития интеллектуальных способностей детей – это возраст от 3 до 8 лет. К концу подросткового периода (к 15 годам) завершается развитие интеллектуальных способностей человека. Если по каким-либо причинам с ребёнком не проводились занятия, направленные на развитие памяти, мышления, восприятия, внимания, в дошкольном и младшем возрасте, то это ещё не поздно сделать в подростковом возрасте.

Художественные способности:

Однако, если в дошкольном возрасте (сензитивный период для развития художественных способностей) очень много детей рисует, то очень мало тех, кто продолжает рисовать, когда сензитивный период завершается. По сравнению с дошкольным детством, к 15-летнему возрасту детей, увлекающихся рисованием, остается в три раза меньше.

Артистизм:

С возрастом значительно уменьшается круг людей, способных к артистическому творчеству, которое является продолжением детской игры. В начальной школе у многих детей ухудшаются музыкальные способности.

Литературные способности:

С литературным творчеством происходит обратное: каждый третий подросток пишет стихи, ведет дневник. Однако у большинства взрослых людей потребность в литературном творчестве, так же как и в музыкальном, изобразительном, утрачивается.

Хореографические способности:

Раньше всего у ребенка начинают проявляться способности к движениям под музыку. В первые два года жизни основное, на что необходимо обращать внимание педагогам и родителям — это развитие психомоторики. Однако занятия хореографией дети часто начинают только в 4-5 лет, когда сензитивный период упущен. Занятия превращаются в формальное выполнение достаточно сложных движений, редко отличающихся той гибкостью и пластичностью, которая доступна младенцу.

Особое место в ряду творческих способностей детей занимает фантазия. Некоторые психологи отождествляют ее с воображением. Когда психический облик художественно одаренного ребенка вступает в противоречие с традиционной формой обучения в саду, в школе, он начинает усиленно фантазировать. Чем выше неудовлетворенность школьника системой его обучения, тем сильнее правое полушарие стремится взять контроль над левым, тем дальше ребенок уходит от рационализма в сторону свободного, неуправляемого иногда даже им самим творчества.

Таким образом, причина затухания творческих способностей к концу школьного обучения и, наоборот, очень высокая потребность в уходе от действительности видится в нейрофизиологических механизмах, обеспечивающих приспосабливаемость психики ребенка к уловиям и формам обучения. Традиционная форма обучения основана на развитии функций левого полушария мозга (логика, рационализм, эмоциональная заторможенность) в ущерб развитию функций правого полушария (фантазия, творчество, эмоциональная возбудимость).

Дети, легко адаптирующиеся к школьной программе, быстро утрачивают способности к музыке, изобразительному, художественному творчеству. Напротив, дети, входящие в разряд «троечников», часто очень увлечены одной, самой важной для их будущего деятельностью, защищаясь от левополушарного «давления» уходом в себя, мир мечты и фантазии.

Дата добавления: 2015-06-05; 20434; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных |

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Какие виды способностей бывают?

Отвечая на вопрос, какими бывают способности, психология, как наука, выделяет несколько классификаций. По одной из них, способности бывают общие и специальные. В первом случае, речь идет об особенностях личности, позволяющих ей добиваться успеха во многих видах деятельности. Например, развитый интеллект, креативность и пытливость одинаково пригодятся как в науке, так и журналистике, политике и других профессиях. Во втором случае, подразумевается предрасположенность к конкретному занятию. Это может быть умение отчетливо различать звуки или тональности, помогающее в музыке, либо способность человека визуализировать свои мысли на холсте.

Чаще всего общие и специальные умения взаимосвязаны. Например, у кого-то имеется талант художника, но в этом ему помогает развитое пространственное и образное мышление, являющиеся более широкими понятиями.

Также, способности человека бывают таких видов:

  • Интеллектуальные;
  • Конструктивно-технические;
  • Логико-математические;
  • Творческие;
  • Литературные;
  • Музыкальные;
  • Физические;
  • Межличностно-коммуникативные.

Интеллектуальные определяют возможность усваивать новую информацию, воспроизводить ее в конкретной ситуации. Особенно значительную роль они играют для учеников, студентов и ученых.

Конструктивно-технические позволяют создавать новые механизмы или улучшать существующие. Присущи людям, у которых руки не только «золотые», но и растут оттуда, откуда надо.

Логико-математические актуальны не только для математиков, но и для экономистов, бухгалтеров, программистов, а также людей, увлекающихся азартными играми.

Творческие зависят от уровня развития фантазии, умения визуализировать свои мысли или эмоции. Они оказываются полезны даже на бытовом повседневном уровне, когда приходится оригинально выходить из различных нестандартных ситуаций.

Следующими идут литературные, которые хоть и являются также творческими, но охватывают сугубо писательскую парафию, от оригинальных СМС-сообщений до прозы или поэзии.

Музыкальные настолько же древние, как само человечество. Умение чувствовать ритм, самому воспроизводить мелодии, всегда ценились одинаково высоко.

Физические позволяют максимально эффективно использовать возможности своего тела. Применимы они во многих сферах, от танцев до спорта или военной подготовки.

Межличностно-коммуникативные характеризуют уровень развития эмпатии, умение налаживания связей. Они особенно эффективны для бизнесменов, политиков, общественных деятелей, журналистов, психологов.

Способности

Способности — это свойства личности, позволяющие ей успешно выполнять какую — либо деятельность. Они складываются из умений, знаний и навыков , возможности применять знания в нестандартной ситуации, быстроты и качества выполненной работы.

Как развить способности?

Поскольку умения появляются из задатков только в процессе обучения и практики, то для их развития требуются регулярные тренировки либо упражнения.

Во-первых, следует понять, к чему они имеются. Как говорилось ране, в этом могут пригодиться склонности. Необходимо понять, что нравится, чем хотелось бы заниматься. Если речь идет о детях, то им не всегда бывает легко сформировать свои мысли. Поэтому взрослым необходимо внимательно наблюдать за поведением своего ребенка. Уделить внимание тем занятиям, которые вызывают у него наибольший интерес.

Во-вторых, важно собрать как можно больше информации. К примеру, очевидно, что есть задатки к боксу. Необходимо узнать об этом направлении спорта как можно больше, понять его перспективы, опасности. Взвесив все «за» и «против», думать дальше. Выяснить имеются ли поблизости секции, поспрашивать отзывы о тренерах и т.д.

В-третьих, конечно же, приступить к изучению и практике. Ведь без теории практика не знает куда двигаться, а без практики теория – пустой звук. Это справедливо, как для занятий спортом, так и литературой, наукой или любой другой дисциплиной. Теоретическая часть помогает получить необходимые знания, а практика дарит бесценный опыт.

Способности – это хороший фундамент для дальнейшего успеха, но не гарантия его. Для их реализации необходим длительный самоотверженный труд. Одно дело обнаружить способность к чему-нибудь, а другое – ее развивать и улучшать. Но именно в труде появляются достойные люди, которые сумели поднять свои способности до уровня таланта или даже гениальности. Так что, даже самому способному человеку стоит поначалу «засучить рукава», чтобы потом насладиться плодами своих трудов.

Формирование способностей

  • В определённой степени способности зависят от задатков — природных свойствах личности, позволяющих ей достигать значительных результатов в деятельности ( музыкальные, поэтические и другие задатки)
  • Большая часть способностей развивается в течение всей жизни. Уровень их зависит от индивидуальных особенностей человека, от условий воспитания личности. Каждый человек сможет достичь определённого уровня способней при огромном желании, трудолюбии, стремлении к достижению цели.
  • Наличие склонностей, то есть желаний, мотиваций к той или иной деятельности тоже влияет на формирование способностей.

Учебные — творческие

Другое основание деления способностей — по характеру работы с информацией:

Учебные способности — это академические способности, то есть то, насколько человек качественно и эффективно усваивает учебный материал. Творческие способности — способности что-то сотворить, свершить, придумать, реализовать. Творческие способности это не только способности в области «изящных искусств», но изобретательство, рационализаторство и т.п.

Уровни способностей

  • Одарённость — это сочетание в человеке нескольких способностей к различного рода деятельности, позволяющих ему значительно лучше остальных выполнять деятельность.
  • Одаренность – это совокупность нескольких способностей, обуславлива­ющая успешную деятельность человека в определенной области и выделяющая его среди других лиц. Обычно она проявляется в наличии раз­носторонних способностей;

Так, одарённый ученик может быть способным в нескольких дисциплинах, показывать результаты, значительно превосходящие результаты деятельности его сверстников. Он часто является победителем олимпиад, участником различного рода конференций. Одарённость позволяет создать условия для получения в будущем успеха в определённом роде деятельности.

Выделяют следующие виды одаренности:

  • художественная (высокие достижения в художественном творчестве и исполнительском мастерстве);
  • общая интеллектуальная и академическая (характеризуется сообразительностью, высокой способностью к обучению и овладению понятиями, высо­коразвитыми способностями к переработке инфор­мации, проявляется в успешности обучения);
  • творческая (порождается способностью выдвигать новые идеи или склонностью к изобретению; творчески одаренные люди имеют своеобразные личностные особенности – отсутствие внимания к авторитетам, независимость, отсутствие внимания к порядку;
  • социальная (предполагает установление зрелых, конструктивных отношений с людьми, организаторские умения, развитый социальный интеллект, склонность к лидерству);
  • практическая (характеризуется применением интеллекта к окружающей действительности, зна­нием сильных и слабых сторон и способностью ис­пользовать это знание; это способность менеджера, посредника).

Выделяют также виды одаренности в соответствии с различными областями знания (математическая, литературная).

  • Талант — это выдающиеся способности в определённой сфере деятельности, позволяющие человеку мыслить нестандартно, применять различные комбинации методов и способов деятельности, достигать высоких результатов.
  • Талант — это высокая степень одаренности, пред­полагающая наличие внутренних условий для выда­ющихся достижений.

Талантливым может стать каждый человек, имеющий глубокие знания, отработанные умения и навыки, творчески подходящий к работе, трудолюбивый. Поэтому мы говорим о талантливых учителях, врачах, политиках, руководителях, художниках, писателях и многих других.

  • Гениальность—это высший уровень развития способностей, позволяющий не только достигать значительных результатов в какой-то деятельности, но и создавать что-то принципиально новое: закон, теорию, школу, направление и другое. Они открывают новые пути в области научных исследований, искусстве, производстве. Гениальные люди в своей деятельности значительно опережают время, создают шедевры, значение их деятельности не ограничивается рамками одной страны. Их открытия важны для всего человечества.Твор­чество гениального человека имеет историческое и обязательно положительное значение.
  • Сравнивая талант и гениальность, учёные ( И.Акимов, В.Клименко )отмечают, что продукт деятельности таланта- оригинальность, а гениальности – простота. Гений появляется не вдруг. Он рождается из таланта, из многолетнего труда, приобретающего качественно новые формы.

    В основе гениальности всегда лежат природные задатки. Гениальных людей, по сравнению с талантливыми, не так уж и много. Их имена знает весь мир: М.В. Ломоносов, А.С.Пушкин, Менделеев Д.И. и многие-многие другие гениальные личности, принёсшие славу России, признанные во всём мире.

    Существует ещё одна классификация уровней способней, в основу которой положен способ деятельности человека.

    См. также

    Способности

    Уровни способностей

    • Репродуктивный – это такой уровень способностей, при котором человек достигает успехов в деятельности , осуществляя её по образцу, хотя и включает элементы творчества.
    • Творческий – это уровень, на котором человек создаёт что-то новое, оригинальное, ранее неизвестное. На этом уровне тоже используется элемент репродуктивности.

    Таким образом, способности играют важную роль в деятельности человека. Важно с раннего детства взрослым увидеть способности и развивать их в ребёнке, нужно совершенствовать способности в течение всей жизни, добиваться более высоких результатов, стремиться к движению вперёд.

    Показатели способностей:
    • высокий темп усвоения и обучения;
    • широта переноса навыков внутри деятельности;
    • низкая утомляе­мость (энергетическая экономичность выполнения деятельности);
    • индивидуальное своеобразие деятель­ности;
    • выраженный интерес к деятельности и высо­кая мотивация.
    Пути развития способностей:

    Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

    Способности

    Способности — это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения. В российской психологии наибольший вклад в экспериментальные исследования специальных (музыкальных) способностей внёс Б. М. Теплов. Художественные (изобразительные) способности в той или иной степени отражены в работах А.А. Мелик-Пашаева и Ю.А. Полуянова, литературные – в работах Е.М. Торшиловой, З.Н. Новлянской, А.А. Адаскиной и др. Спортивные способности изучены А.В. Родионовым, В.М. Волковым, О.А. Сиротиным и др. Информация по общим способностям наиболее полно изложена в трудах В.Н. Дружинина, М.А. Холодной, Е.А. Сергиенко.

    Содержание

    К вопросу об определении

    Рассмотренное в начале статьи определение способностей является общепризнанным. Данное определение способностей можно уточнить и расширить в части “Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам”. Эти признаки (ЗУН), несомненно, характеризуют способности, но не определяют их в полной мере. Что превращает знания, умения и навыки в способности? Н.А. Рейнвальд считает, что способности являются, по сути, продолжением развития черт характера и относятся к высшим уровням организации личности, которая и выступает условием успешности, ставя знания, умения и навыки на службу деятельности.

    Есть необходимость отделить способности также от психических процессов (функций). Например, очевидно, что память выражена у разных людей в разной мере, память необходима для успешного выполнения некоторых видов деятельности, но память не считается способностью сама по себе. Для различения психической функции и способности наиболее уместна такая точка зрения: если речь идет об уровне развития, об успешности деятельности, которая обеспечена степенью выраженности данного качества (интенсивности и адекватности протекания психического процесса), то имеется ввиду способность, а если описывается только специфика протекания и предназначение, то так обычно характеризуются процессы (функции). Поэтому память, внимание, мышление, воображение – это психические процессы. А их особая организация (когнитивные стили, когнитивные схемы), специфика (ориентированность на вид деятельности) и мобилизация сил (роль личности) для выполнения определенной деятельности, которые вкупе обеспечивают достижение необходимого результата ценой минимальных затрат, воспринимаются нами в итоге как способность (интеллект).

    Иначе строятся смысловые отношения понятий “темперамент” и “способности” . Люди различаются по типу темперамента, при этом выраженность того или иного темперамента может способствовать или препятствовать выполнению определенной деятельности (например, холерику трудно будет заниматься деятельностью, для которой требуется усидчивость), темперамент не является знанием, умением или навыком. Очевидно, что темперамент — не способность сам по себе, но выступает в качестве психофизиологической основы большинства способностей, как специальных, так и общих, то есть, темперамент входит в структуру задатков. При этом известно также, что сила, как характеристика темперамента, является важным условием для выполнения большинства видов деятельности.

    Условия формирования способностей

    Б. М. Теплов указывает на некоторые условия формирования способностей. Сами по себе способности не могут быть врождёнными. Врождёнными могут быть только задатки. Задатки Теплов понимал, как некоторые анатомо-физиологические особенности. Задатки лежат в основе развития способностей, а способности являются результатом развития. Если способность сама по себе не врождённая, следовательно, она формируется в постнатальном онтогенезе (важно обратить внимание на то, что Теплов разделяет термины «врождённый» и «наследственный»; «врождённый» — проявляющийся с момента рождения и формирующийся под воздействием как наследственных, так и средовых факторов, «наследственный» — формирующийся под воздействием факторов наследственности и проявляющийся как сразу после рождения, так и в любое другое время жизни человека). Способности формируются в деятельности. Теплов пишет, что «…способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной предметной деятельности» [1] . Таким образом, к способности относится то, что возникает в соответствующей ей деятельности. Оно же влияет на успешность выполнения данной деятельности. Способность начинает существовать только вместе с деятельностью. Она не может появиться до того, как началось осуществление соответствующей ей деятельности. Причём, способности не только проявляются в деятельности. Они в ней создаются./

    Способности и индивидуальные различия

    У каждого человека разные “наборы” способностей. Индивидуально-своеобразное сочетание способностей формируется в течение всей жизни и определяет своеобразие личности. Успешность деятельности обеспечивается также наличием того или иного сочетания способностей, работающего на результат. В деятельности одни способности могут заменяться другими — схожими по проявлениям, но отличающимися по своему происхождению. Успешность одной и той же деятельности может обеспечиваться разными способностями, поэтому отсутствие одной способности может быть скомпенсировано наличием другой или даже целого комплекса. Поэтому индивидуальное своеобразие комплекса отдельных способностей, обеспечивающих успешное выполнение деятельности, принято называть “индивидуальный стиль деятельности”. В современной психологии чаще стали говорить о компетенциях, как интегративных качествах (способностях), которые направлены на достижение результата. Можно сказать, что компетенции – это способности глазами работодателей. Фактически, работодателя не волнует, каков внутренний состав способностей, обеспечивающих выполнение поставленной задачи, для них важен сам факт ее реализации. Поэтому компетенции даже называются по задаче: “способность выполнить такую-то задачу”. А уж за счет каких внутренних ресурсов она будет выполнена – это проблема соискателя (или психолога, изучающего деятельность).

    Способности и склонности

    Ещё один термин, употребляемый Тепловым — склонности. Склонности представляют собой определённые отношения человека к деятельности. «…Способности не существуют вне определённых отношений человека к действительности, так же как и отношения реализуются не иначе как через определённые склоности» [2] . Приведённая цитата свидетельствует о том, что склонности и способности тесно взаимосвязаны. Склонности представляют собой мотивационный компонент деятельности. Поэтому, без наличия склонности определённая деятельность может и не начаться, и способность, соответственно не сформируется. С другой стороны, если не будет успешной деятельности, склонности человека не будут опредмечены.

    Способности и одарённость

    Одаренность — это комплексное явление. Оно связано с выполнением человеком определённой деятельности, то есть одарённость состоит из различных способностей. Одарённость — это «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности» [3] . Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха.

    Виды способностей

    Способности делятся на общие и специальные. Выделяют следующие виды специальных способностей:

    1. учебные и творческие
    2. умственные и специальные
    3. математические
    4. конструктивно-технические
    5. музыкальные
    6. литературные
    7. художественно-изобразительные
    8. физические способности

    Учебные и творческие способности отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как второе — создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и произведений, словом — индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.

    Природа общих способностей (интеллект, креативность и поисковая активность) определяется особой организацией познавательных функций и индивидуального опыта (включая знания, умения и навыки). Общими эти способности называют потому, что они необходимы для выполнения всех видов деятельности, независимо от степени их сложности. При этом в интеллекте наблюдаются отличающиеся друг от друга варианты (см. работы М.А. Холодной).

    Природа специальных способностей. Изучая конкретно — психологическую характеристику способностей, можно также выделить более общие качества, которые отвечают требованиям не одной, а многих видов деятельности, и специальные качества, отвечающие более узкому кругу требований данной деятельности. В структуре способностей некоторых индивидов эти общие качества могут быть исключительно ярко выражены, что говорит о наличии у людей разносторонних способностей, об общих способностях к широкому спектру различных деятельностей, специальностей и занятий. С другой стороны, для каждого отдельного вида деятельности можно выделить такую общую основу, которая будет объединять отдельные частные умения в целостную систему, и без которой эта способность не состоится вообще. Конкретные примеры: Для математика недостаточно иметь хорошую память и внимание. Людей, способных к математике, отличает умение уловить порядок, в котором должны быть расположены элементы, необходимые для математического доказательства. Наличие интуиции такого рода — есть основной элемент математического творчества, и она опирается не только на знания и опыт, но на пространственное воображение, как главное условие математического мышления (при этом имеется ввиду не только геометрия и стереометрия, но вся математика в целом). Для спортсмена такой общей основой является воля к победе, стремление во что бы то ни стало быть первым. Для художника (в любой области искусства) – это эстетическое отношение к миру. Музыкальные способности в существующий общей психологической классификации относятся к специальным, то есть таким, которые необходимы для успешных занятий и определяются самой природой музыки как таковой. В их основе, как в основе способностей к любому виду искусства, лежит эстетическое отношение к миру, способность эстетически воспринимать действительность, но в случае музыки это будет звуковая, или аудиальная действительность, либо способность тренсформировать эстетическое переживание реальности в звуковую реальность (благодаря синестезии). Технологическую составляющую музыкальных способностей можно разделить на две группы:

    1. собственно технические (техника игры на данном музыкальном инструменте или управление голосом в пении);
    2. композиционные (для сочинения музыки);
    3. контролирующие, слуховые (музыкальный слух – звуковысотный, тембральный или интонационный и др.).

    В экстремальных условиях, когда возникает необходимость решить сверхзадачу, у человека благодаря стрессовой реакции могут восстановиться, либо резко усилиться те или иные способности.

    Принято выделять уровни развития способностей, которые иногда ошибочно принимают за стадии:

    1. Задатки
    2. Способности
    3. Талант
    4. Гениальность

    Отдельно следует рассмотреть понятие Одаренность. Происхождение этого термина опирается на представление о “даре” – высоких задатках, которыми природа награждает тех или иных людей. Задатки опираются на наследственность либо на особенности внутриутробного развития. Поэтому одаренность следовало бы понимать как показатель высокого уровня способностей, опирающихся на природную предрасположенность. Однако Н.С. Лейтес отмечает, что в реальности бывает трудно отследить, являются ли способности в большей степени результатом целенаправленного воспитания (саморазвития) или же они преимущественно – воплощение задатков. Поэтому в науке в большей степени установилось такое понимание этого термина, которое свидетельствует просто о более высоком, чем у большинства людей, уровне развития каких-то способностей, особенно если речь идет о детях. А собственно уровни этой одаренности – талант и гениальность. О разнице таланта и гениальности очень удачно и образно рассказали соавторы И.Акимов и В.Клименко. Они подробно рассмотрели эти варианты одаренности, подчеркивая, что между талантом и гением не количественное, а качественное различие. У них разное чувствование мира. Продукт деятельности таланта – оригинальность; продукт деятельности гения – простота. Однако И.Акимов и В.Клименко считают, что гений появляется не вдруг; он рождается из таланта; рождается как результат многолетней работы таланта над качеством. По другой точке зрения, талант и гениальность не являются стадиями, это довольно разные психологические качества, и если талантливый человек может использовать свой талант, а может и не использовать, то гениальный человек фактически является заложником своей гениальности, он ен может не работать в том направлении, в котором одарен, для него наказанем является лишение его возможности творить. Не случайно одаренность называют “девиацией”, хоть и позитивной.

    Традиционно принято выделять также уровни развития способностей:

    • репродуктивный
    • реконструктивный
    • творческий

    Однако практика (результаты эмпирических исследований) показывает, что творческие способности и репродуктивные способности имеют довольно разную природу, поэтому развиваются независимо друг от друга, в каждой из них можно выявить самостоятельные уровни развития.

    Способности человека

    Урок 6. Обществознание 6 класс ФГОС

    В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

    Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

    Получите невероятные возможности

    Конспект урока “Способности человека”

    Вы, наверное, замечали, что у каждого человека есть какая-либо особенность, которая отличает его от других, и это не только внешность. Например, вы умеете хорошо рисовать, а ваша сестра хорошо поёт. Кому-то в вашем классе хорошо даётся математика, а кому-то – история.

    Такие склонности к различным видам деятельности, к работе, которую вы делаете намного лучше других, принято называть способностями.

    Способности могут проявиться в самом раннем возрасте. Их проявление индивидуально и чаще всего неповторимо.

    Например, Моцарт проявил свои музыкальные способности уже в трёхлетнем возрасте. А будущий великий математик Паскаль в детстве как орехи щёлкал различные математические задачки.

    Способности развиваются на протяжении всей жизни, потому что они тесно связаны с развитием личности человека, которая не устаёт совершенствоваться.

    Стоит отметить, что способности человека ещё далеко не познаны, не изучены и часто выходят за привычные границы понимания. Вам наверняка известны такие супергерои, как Супермен, Человек-паук, Капитан Америка, Железный человек, Халк и многие другие герои, обладающие сверхспособностями. Однако и в реальной жизни встречаются люди с необычными способностями, недоступными большинству. Конечно, они не умеют летать и не обладают сверхчеловеческой силой и выносливостью, их умения другого рода.

    В интернете вы без труда найдёте информацию о людях, которые могут решать в уме сложнейшие математические задачи, долгое время находиться на морозе и не ощущать холода, знают более четырёхсот языков и обладают феноменальной памятью.

    Например, Александр Македонский знал поимённо и в лицо каждого солдата своей тридцатитысячной армии.

    Учёные считают, что наличие таких сверхспособностей зависит от мозга человека. Ведь его возможности практически не ограничены. Человеческая память способна вместить 1 миллион гигабайт информации, примерно столько же, сколько хранится во всех книгах Российской государственной библиотеки, правда, практически никто этим не пользуется.

    Например, обычный человек использует около четырёх процентов возможностей своего мозга, а талантливые и гениальные люди – около семи- восьми процентов.

    Учёные считают, что от того, какое полушарие мозга у человека развито, зависят и его способности. Давайте проведём маленький эксперимент для того, чтобы понять, какие способности больше развиты у вас.

    Посмотрите внимательно и подумайте над тем, в какую сторону едет поезд – в левую или правую?

    Если вы считаете, что поезд едет в правую сторону, то у вас больше развито левое полушарие мозга.

    Люди с развитым левым полушарием головного мозга обычно обладают развитым интеллектом, большим словарным запасом, способностями к языкам и математическим вычислениям, умением логически мыслить.

    Если вы считаете, что поезд едет в левую сторону, то у вас больше развито правое полушарие мозга. Правое полушарие специализируется на обработке информации, которая выражается не в словах, а в символах и образах. Оно даёт нам возможность мечтать и фантазировать. Как правило, люди с развитым правым полушарием мозга обладают большими творческими способностями. Это музыканты, художники, писатели и так далее.

    Способности нельзя просто сводить к определённым знаниям и умениям, они выступают как некие возможности. Но для того, чтобы они претворились в действительность необходимо приложить максимум усилий и создать необходимые условия.

    «Быть может в каждом из нас убит Моцарт», – именно так оценивал влияние условий на развитие творческих способностей человека французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери.

    К таким условиям можно отнести:

    · заинтересованность окружающих в проявлении человеком своих способностей;

    · качество и организация обучения;

    · педагоги, которые обеспечивают специальное обучение, и так далее.

    В этом отношении интересен пример Императорского Царскосельского лицея. Из его стен за семьдесят лет существования вышли люди, впоследствии ставшие довольно известными благодаря своим способностям, развитым в лицее. Поэты, писатели, композиторы, исследователи, общественные и государственные деятели – все они были известны не только в России, но и за её пределами.

    Пианист Генрих Нейгауз говорил: «Гениев и таланты создать нельзя, но можно создавать культуру, и чем она шире и демократичнее, тем легче произрастают таланты и гении».

    Принято различать следующие виды способностей: общие и специальные.

    Общие способности – это благоприятные возможности развития таких особенностей психики человека, которые одинаково важны для многих видов деятельности. К их числу относятся: общий уровень интеллектуального развития, внимательность, память, волевые качества, дикция, работоспособность и др.

    Специальные способности – это возможности к развитию отдельных психических качеств, необходимых для конкретного вида деятельности: музыкальные, математические, лингвистические, спортивные и т.д. Они предполагают для своего развития упорную и длительную тренировку.

    Наличие у человека специальных способностей не исключает развития общих способностей, и наоборот. Зачастую общие и специальные способности обогащают и взаимно дополняют друг друга.

    Уровень развития способностей человека отражают понятия таланта и гениальности.

    Талант – это высокий уровень развития способностей, проявляющихся в творческих достижениях.

    Бесталанных людей нет, конечно, не каждому из нас суждено стать талантливыми писателями, композиторами или математиками, но природа наградила каждого из нас какими-либо способностями, важно только суметь ими воспользоваться и научиться развивать их.

    «Мы все, – говорил писатель Корней Чуковский, – к двадцати годам были бы великими химиками, математиками, ботаниками, если бы детское жгучее любопытство ко всему окружающему не ослабевало в нас по мере накопления первоначальных, необходимейших для нашего существования знаний».

    Правда, для развития своих способностей человеку необходимы не только любознательность и воля, но и терпеливый и длительный труд.

    Например, поэту для того, чтобы написать хотя бы одно четверостишие, по мнению Владимира Маяковского, порой приходится «перерабатывать тысячи тонн словесной руды».

    История знает немало примеров, когда человек путём упорного труда развивал в себе определённую способность. В этом отношении показателен пример древнегреческого оратора Демосфена. Несмотря на то, что с самого детства, он не обладал природными данными. Он был косноязычен, имел слабый голос, короткое дыхание, привычку подёргивать плечом и прочее, Демосфен поставил перед собой задачу стать одним из лучших ораторов в Афинах.

    Он учился ясно произносить слова, набирая в рот черепки и камешки, произнося речи на берегу моря при шуме волн, заменявших в данном случае шум толпы; всходил на возвышенности, громко читая поэтов; упражнялся в мимике перед зеркалом, причём спускавшийся с потолка меч колол его всякий раз, когда он по привычке приподнимал плечо.

    Изучая образцы красноречия, Демосфен по неделям не выходил из комнаты, обрив себе половину головы во избежание соблазна. Его первые попытки говорить публично не имели успеха, но Демосфен продолжал работать над собой.

    Такой кропотливый и титанический труд увенчался успехом и снискал Демосфену славу одного из лучших ораторов в Греции несмотря на то, что с самого детства тот не обладал природными данными.

    Ведь как говорил русский театральный режиссёр Константин Станиславский: «Талант – это, во-первых, желание работать, а во-вторых – это работоспособность».

    Наивысшей степенью развития таланта человека является гениальность.

    Главное в гениальности, как и в талантливости, – это то, как человек мыслит. Как же мыслит гений? Считается, что в своих мыслях он создаёт качественно новые творения, достигает революционных интеллектуальных результатов.

    То есть о гениальности принято говорить, когда творческие достижения человека не только составляют целую эпоху в жизни общества, в развитии культуры, но и во многом опережают своё время.

    Как говорил Наполеон Бонапарт: «Гениальные люди – это метеоры, призванные сгореть, чтобы озарить свой век».

    Гениальных людей очень мало, за всю историю человечества можно назвать не более четырёхсот гениев.

    Например, Леонардо да Винчи в пятнадцатом веке создал целый ряд изобретений, которые не на одно столетие опередили своё время: водолазный костюм, парашют, дельтаплан, вертолёт, автомобиль, велосипед, подшипник и даже танк.

    Человек обладает огромными способностями, главное – уловить, вовремя почувствовать своё призвание. Не стоит дожидаться, когда проявятся способности и дарования, или сложатся более благоприятные условия для их реализации.

    Действуйте прямо сейчас.

    Если есть мечта, надо верить в свои способности, стараться всеми способами их развивать и твёрдо двигаться к своей цели, ведь как говорит народная мудрость: «Дорогу осилит идущий».

    Способности в психологии и их виды

    Все люди разные, это трудно не заметить. Но отличаются они не только внешностью или чертами характера, но и своими способностями. И все мы, что греха таить, нет-нет, да и вздохнем завистливо – вот, есть же способные и талантливые люди, и почему у нас таких талантов нет? Способности — это одно из значимых, ценных качеств, ведь с ними связывают и успех, и славу, и материальное благополучие. Что же это такое, может, дар Божий, и кто-то его имеет, а кто-то обделен? Давайте разберемся, стоит ли сетовать и завидовать или лучше обрести эти способности и гордиться собой.

    Что такое способности

    Слово «способность» мы часто употребляем, не вникая в его суть. Вот, например, выражения «способный человек» или «способный ребенок» не совсем верные. Нельзя быть способным вообще, способность всегда связана с конкретным видом деятельности, в нем она проявляется и развивается.

    Под способностью в психологии понимают комплекс качеств человека, обеспечивающих ему возможность заниматься определенной деятельностью и достигать в ней успеха. То есть если мы говорим, что этот ребенок способный, то надо уточнить – к чему. Можно иметь способности к математике, к изобразительному искусству, к бегу на дальние дистанции или к хирургии. Есть, правда, общие способности, необходимые в разных видах деятельности, но о них мы поговорим чуть позже.

    Можно с уверенностью сказать, что неспособных людей, тем более детей, вообще нет. Не имея способностей к математике, человек может добиться успехов в сфере управления или дизайна, в кулинарии или спорте. И проблемы с правописанием в школе – это не повод называть ученика неспособным. Может, у него дар великого художника?

    Происхождение способностей и их структура

    Спор о том, какую природу имеют способности, длился не одну сотню лет. Часть ученых считала, что человек рождается, словно чистый лист бумаги, написать на котором можно все что угодно. Если правильно выбрать методику воспитания, тогда по желанию из ребенка можно вырастить великого художника, гениального математика или выдающегося политического деятеля.

    Другие ученые с ними не соглашались, утверждая, что способности – дар Божий, а воспитание может только помешать. И если у тебя нет музыкального слуха, то ты никогда не станешь великим композитором. И вообще, никаким композитором не станешь.

    Как часто случается, истина оказалась в середине между этими двумя крайними точками зрения.

    Задатки – природная основа способностей

    Способности имеют сложную структуру. Среди качеств и свойств личности, которые объединяются понятием «способность», есть природные (врожденные или наследственные). Эту природную основу способностей называют задатками. К ним относятся в первую очередь психофизиологические и анатомо-физиологические особенности.

    • Например, тип высшей нервной деятельности или темперамент – в ряде профессий более успешны люди с сангвиническим темпераментом, а в других – флегматики или холерики. А чувствительность меланхолика может сделать великим художником или поэтом.
    • К задаткам относятся и врожденные особенности сенсорной системы. Например, человек с высокой чувствительностью к цветоразличению может стать хорошим художником-колористом, а с задатками музыкального слуха – музыкантом.
    • Для того чтобы стать стайером – бегуном на длинные дистанции, — необходим большой объем легких и выносливость, а для занятий баскетболом – высокий рост.

    Но определяет роль задатков в жизни человека ключевое слово «может». Задатки не предопределяют жизненный путь человека и могут не развиться в способности, а остаться «балластом». А с другой стороны, способность к определенной деятельности можно развить и при слабых природных предпосылках, было бы желание. Только усилий и времени на это понадобится больше, и не всякому это нужно. Например, сейчас доказано, что при должном упорстве научиться рисовать может каждый человек.

    Задатки – это предпосылки, своеобразный потенциал, который нужно еще развить до уровня способностей. И в этом развитии главную роль играет социальный фактор – среда, в которой формируется личность, социальное окружение, стимулы и мотивы.

    Социальный фактор

    Наряду с задатками, способности включают в себя совокупность навыков, умений и знаний, связанных с конкретной деятельностью. И только при наличии их задатки будут работать. Формирование способностей включает в себя ряд процессов, так или иначе связанных с взаимодействием общества и человека.

    • Развитие потенциала, которое возможно только в деятельности. То есть чтобы стать музыкантом, нужно научиться играть хоть на одном музыкальном инструменте. Чтобы стать писателем, надо не только уметь писать, но и знать законы стилистики, композиции и т. д. Но главное, надо заниматься той деятельностью, способности к которой хотите развить. Просто так, как манна небесная, они не свалятся.
    • Любая способность – это комплекс и, кроме задатков, включает много личностных качеств. Так, для способностей в области художественного творчества важно развитие образного мышления, воображения, интуиции, а для успеха в точных науках требуется абстрактно-логическое мышление.
    • Освоение деятельности – обязательное условие развития способностей. Это предполагает обучение приемам, методам, техники деятельности. Если человек с хорошими задатками пловца не научится плавать, то эти задатки никогда и не проявятся.

    Таким образом, способности – это результат развития всех сфер личности. Причем развивать способности, переводить потенциальные задатки в реальное мастерство можно в любом возрасте. Хоть лучше всего, конечно, начинать процесс развития в детстве, когда и психика более гибкая, и восприятие живое и яркое, и любая деятельность осваивается в игровой форме.

    Правильное воспитание и чуткое отношение к потребностям и интересам ребенка – гарантия того, что он вырастет способным человеком. А внимательно присматриваться к малышам нужно. Дело в том, что есть одно интересное психическое явление, которое может подсказать о наличии задатков и возможности развития способностей к определенному виду деятельности. Это склонности.

    Что такое склонности

    К разным видам деятельности мы относимся по-разному – что-то нам категорически не нравится, чем-то мы хотели бы заниматься, но времени не хватает, а на какие-то занятия мы всегда находим время даже в ущерб собственному отдыху или домашним делам.

    • Есть виды деятельности, к которым у человека склонность, то есть буквально непреодолимое желание ими заниматься. Он стремится к этому, преодолевая препятствия, прилагая массу усилий, чтобы освоить понравившуюся деятельность, наслаждаясь самим процессом. Психологи считают, что склонности – это показатель наличия потенциальных способностей человека к понравившейся ему деятельности. А если склонностей нет, и занятия не доставляют удовольствия, а результат неинтересен, то и способности, скорее всего, развить не удастся.
    • Правда, наряду с истинными склонностями есть и мнимые. Они чаще всего появляются под влиянием чувства зависти, когда человеку так нравится результат труда других, что ему тоже хочется научиться так же, например, рисовать, или добиться успехов в спорте, издать свою книгу и т. д.

    Мнимые склонности могут возникать как результат подражания. В детстве часто случается, что ребенок идет в спортивную секцию или художественную школу вслед за своим другом, не испытывая никакого интереса к самой деятельности. Или девочки нередко хотят стать певицами, подражая любимой актрисе.

    Отличить мнимые склонности от истинных несложно. Освоение деятельности в этом случае не доставляет удовольствия, а первые же неудачи приводят к потере интереса.

    Виды способностей

    В психологии выделяется два основных вида способностей: специальные и общие.

    • Специальные способности связаны с конкретной деятельностью. Они в ней проявляются и в ней же развиваются. Если вы никогда не брали в руки карандаш или кисть и не пытались ничего нарисовать, то и никогда не узнаете, есть ли у вас способности к рисованию. Точнее, предрасположенность к развитию этих способностей. Каждая специальная способность – это сложный набор врожденных задатков, качеств, свойств личности. Играя важную роль в данной деятельности, они могут не иметь никакого значения для развития другой. Например, музыкальный слух никак не поможет вам научиться рисовать.
    • Общие способности имеют значение во многих сферах деятельности. К ним в первую очередь относятся познавательные способности: развитость внимания, памяти, воображения, интеллект. Немалую роль среди общих способностей играет волевая сфера – такие качества, как упорство, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность.

    Высокий уровень развития общих способностей называют одаренностью. Одаренный человек может овладеть разными видами деятельности, даже не имея ярко выраженных задатков, но опираясь на высокий уровень интеллекта, подключая образное или абстрактно-логическое мышление и проявляя настойчивость.

    А талант – это совокупность одаренности и определенной специальной способности. Если при высоком уровне одаренности специальных способностей к разным видам деятельности много, то обладающего ими человека называют гением.

    К общим способностям также относят такие, которые требуются не во всех видах деятельности, но во многих, например, организаторские способности, коммуникативные, педагогические.

    А вот творческие способности, о которых говорят в последнее время очень много, к особому виду способностей не относятся. Таких способностей, по сути, нет. И вот почему.

    Уровни развития способностей

    Способности – результат сложного и динамичного процесса формирования под влиянием целого ряда факторов. И в своем развитии способности проходят два уровня или две ступени.

    1. Первый уровень – репродуктивный (воспроизводящий). На нем способности проявляются в рамках воспроизведения деятельности, то есть обучения приемам, технике или при выполнении заданий по образцу. Пройдя процесс обучения, человек может остаться на репродуктивном уровне своих способностей, стать профессионалом и даже мастером своего дела. Но его будет отличать стандартность, шаблонность деятельности. Он виртуозно, мастерски будет воспроизводить вещи, музыку или мысли по заданному образцу, чертежу, проекту, нотам и т. д. И большинство людей в развитии своих способностей на этом уровне и остаются. И лишь единицы идут дальше, поднимаются на следующую ступень.
    2. Второй уровень – творческий. На нем оказываются те, кто в своем развитии отходит от общепринятых стандартов. Им не интересно выполнять задание по чужому образцу, и они придумывают что-то свое: изменяют приемы выполнения деятельности, вносят новшество в технику, создают новые вещи, открывают новые законы. Этот уровень развития способностей предполагает наличие у человека особого типа мышления – творческого, нешаблонного, нестандартного. Для творческих личностей характерна активность образного мышления, воображения и интуиции. То есть творческий уровень связан не только со специальными, но и с общими способностями.

    Следовательно, творческими могут стать способности к любой деятельности при желании человека развиваться и наличии у него творческого мышления, которое тоже, кстати, можно сформировать.

    Сфера способностей – это та область, в которой каждый человек может проявить свою индивидуальность, показать себя уникальной, неповторимой личностью. Не стоит завидовать тем, кто кажется вам более способным и одаренным. Лучше посмотрите вокруг, и вы обязательно обнаружите область приложения собственных способностей, ту сферу, где вы добьетесь успеха, славы, признания. А такая сфера обязательно найдется, ведь неспособных людей нет.

    Читайте также:
    Как увести мужчину льва из семьи?
    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: