То, что наказуемо — стимулируем инициативу

Управление инициативой сотрудников

Век новых технологий усложняет мир, в котором мы живем и работаем; непрерывные социальные и экономические перемены, возрастание сложности решаемых задач приводят к необходимости адекватного развития средств и методов управления. Недостаточная компетентность руководителей в вопросах управления приводит к тому, что используется самый легкий (и далеко не самый эффективный) способ взаимодействия с миром — по шаблону, по старинке, по раз и навсегда разработанной технологии, по образцу. Однако, как отмечают А. В. Авилов и Е. Б. Моргунов в своей работе «Трудности управления», в силу уникальности каждой организации руководитель предприятия не может совершенствовать свое предприятие, копируя организационную, технологическую и прочие схемы «образцового» предприятия.

С середины XX в. научные исследования в сфере психологии управления привели к ощутимым достижениям, которые, однако, до сих пор до обидного мало используются на практике. Это приводит к недостаточно грамотному распоряжению имеющимися ресурсами предприятия, и менее всего освоенным оказывается человеческий ресурс.

Предлагаю с психологической точки зрения рассмотреть имеющиеся возможности для раскрытия творческого, интеллектуального и волевого потенциала людей, работающих в организации, а также условия его проявления.

В основе искусства управления лежат два основополагающих правила:

1) получение желаемого эффекта при минимуме затрат;

2) получение максимального эффекта при использовании заданных ограниченных ресурсов.

Оба правила реализуются и эффективность принимаемых решений увеличивается, когда руководитель поощряет инициативность сотрудников и побуждает их к высказыванию творческих идей, впечатлений, советов и практических предложений — инициатив. Сотрудники, демонстрирующие инициативу, предвосхищают решения руководителя, не ждут, когда им скажут, что и как они должны делать, высказывают свое видение ситуации и предлагают возможные решения проблем.

      Инициатива — почин, первый шаг в каком-либо деле; предприимчивость.
Условия, способствующие проявлению инициативности

На форуме нашего сайта (www.sovetnik-n.spb.ru) было проведено обсуждение темы «Параметры, способствующие/мешающие проявлению инициативности» в режиме он-лайн. Участники отвечали на 4 основных вопроса. Привожу здесь некоторые цитаты.

1. Что в Вашей работе открывает возможности для проявления Вашей инициативности?

  • Отсутствие специальных знаний у боссов и наличие их у меня, моя собственная креативность.
  • Неопределенность, отсутствие четких рамок и границ.
  • Мое личное желание. Мотивация начальства. Полная свобода действий.
  • Нужда!
  • Моя личная заинтересованность в конечном результате.
  • Экспертный уровень понимания задачи, которую выполняет организация.
  • Можно работать только с человеком, от взаимодействия с которым получаешь приемлемый результат и положительные эмоции.

2. Что в Вашей работе мешает проявлению инициативности?

  • Убежденность боссов в их исключительной «креативности» и бездарности остальных.
  • Отсутствие интереса к моим идеям.
  • Лень.
  • Достаток!
  • Убежденность в том, что инициативность наша никому не нужна, нужны исполнители, пускай не всегда даже хорошие.
  • Руководитель призывал проявлять инициативу, выдвигать идеи и даже обещал ее поощрять, но это на словах, а по факту идеи не нужны, так как он хочет держать все в своих руках, боится что-то упустить.

3. Что Вы предпринимаете, чтобы Вашей песне «не наступали на горло»?

  • Изворачиваюсь, альтернативничаю, доказываю и убеждаю результатами.
  • Гордо ухожу; настаиваю на своем; пытаюсь найти любые аргументы в свою пользу; хитрю; игнорирую то, что мне не нравится; мщу; делаю вопреки; смиряюсь на время; начинаю делать это для себя (вариант самый выгодный — если люди не видят своего счастья, я не могу им приставить своих глаз…); откладываю на время и методично готовлю почву. Я никогда не отказываюсь от реализации своих идей. Еще я умею себя хвалить.
  • Если начальник дурак, то с ним и работать не стоит. Или предположим, что у него есть весомые аргументы в его пользу, тогда надо что-то «в себе» менять! А лучше не менять! Лучше открыть свою компанию, пусть и маленькую, но свою.
  • При наличии заинтересованности и экспертного уровня: точно выбирать место, время и уши (кому петь); искать союзников, создавать ситуацию, когда последствия моей инициативности выгодны группе поддержки.
  • Если твоя идея никому не нужна, но ты хочешь ее реализовать — сформируй потребность, манипулируй картиной мира других.

4. Как Вы помогаете своим сотрудникам реализовать свой потенциал?

  • Вовлекаю, мотивирую, давлю авторитетом.
  • Окружающих стараюсь вдохновлять, подбадривая, подначивая и подтрунивая.
  • Я достаточно лояльно отношусь к компании, в которой работаю. И стараюсь принести ей, и, соответственно, ее сотрудникам наибольшую пользу. Если команда делает одно дело, то почему бы не помочь коллегам.
  • Обучаю. Формирую среду. Сильные должны работать в окружении сильных. Делегирую функции организации и разработку процессов.
  • Если мы хотим, чтобы сотрудники организации проявляли инициативу и творческий подход к делу, нужно разделить функции. Например, инициа тивы принимаются от генераторов, рассматриваются и передаются исполнителям.

Подведя итоги обсуждения, нетрудно сформулировать перечень условий, способствующих проявлению инициативности:

  • стандартизация алгоритма нововведений;
  • стимулирующая система оплаты труда. Личная материальная заинтересованность;
  • осознание безопасности последствий для сотрудника лично (инициатива не должна быть «наказуемой»);
  • разделение функций и командная работа;
  • осознание сотрудником общественной пользы выполняемой работы и, как следствие, повышение его личного рейтинга в организации, ощущения собственной значимости;
  • наличие знаний и полномочий для реализации инициатив. Доверие со стороны руководства к профессионализму сотрудника;
  • осознание сотрудником целей, к которым стремится весь коллектив.

      Инициативность — это волевое качество, благодаря которому человек действует творчески. Это отвечающая времени и условиям активная и смелая позиция, гибкость действий и поступков человека. Инициативность проявляется осознанно и намеренно, а не под влиянием безотчетного стихийного порыва. Как правило, она связана с напряжением физических и духовных сил того, кто ее проявляет. Возможности же для ее проявления появляются, когда у человека есть внутренний интерес к изменению существующей ситуации к лучшему. Именно руководитель ответственен за создание перечисленных условий внутри организации.

      Для этого ему необходимо взять на себя лидерскую роль и квалифицированно, в полной мере выполнять свои управленческие обязанности и функции (табл. 13).

Таблица 13. Функции руководителя

Целеполагающая функция Определение целей коллектива и средств их достижения
Административно-организационная Формирование управляющих органов, распределение заданий между подчиненными, согласование их действий и контроль выполнения решений
Экспертная Консультирование работников
Дисциплинарно-стимулирующая Оценка качества работы подчиненных, определение поощрений и наказаний
Представительская Перед внешними организациями
Воспитательно-пропагандистская Создание благоприятного социально-психологического климата в коллективе, развитие способностей и инициативы подчиненных, подбор и расстановка кадров, участие в обучении резерва на выдвижение

В рамках выполнения административно-организационной и дисциплинарно-стимулирующей функции для регулирования инициативности сотрудников может быть введена стандартизация алгоритма нововведений.

Можно предоставить сотрудникам свободу действий в рамках конкретной задачи, ограничив при этом и жесткими рамками личной ответственности. Коммуникативный план действий, которого стоит придерживаться, таков:

1) идея, предложенная сотрудником;

2) его обоснование этой идеи, включающее, по возможности, прогноз исхода дела в виде расчетов в письменном виде, — своеобразное ТЭО или бизнес-план;

3) определение целесообразности и возможности осуществления идеи, ее защита;

4) определение сроков реализации проекта;

5) определение личной ответственности идеолога в случае отрицательного результата;

6) определение вознаграждения в случае положительного результата.

В результате использования этой схемы образуется равноправный и равноответственный тандем «сотрудник — фирма», возникает взаимное доверие, уважение, что на пользу всем и приносит прибыль. Происходит внутренняя «инвестиция», когда фирма вкладывает средства в личный проект сотрудника под реальные гарантии, с обоснованной надеждой на получение прибыли.

При этом инициативность активного сотрудника несколько снижается, становится разумной и целесообразной, направляется им самим в нужное русло. Человек перестает распыляться на бесплодные мечты, концентрируется на поставленной им же самим задаче. Такому сотруднику может быть предложено возглавить новое направление или принимать участие в его работе. Результат становится выгодным для обеих сторон.

Управление инициативой через системы оплаты труда

Дешевый труд дорого обходится предприятию: он убивает инициативность. На низкую зарплату приходит, как правило, низкоквалифицированный, неопытный работник, которому нечего терять. Однако и платить высокий оклад сотруднику, некачественно выполняющему свои обязанности, смысла нет.

Чтобы решить сложную задачу адекватного вознаграждения труда, используют системы оплаты труда, складывающиеся из постоянной и переменной частей (табл. 14). Система оплаты труда позволяет и не платить лишних денег тому, кто их не заслуживает, и поощрять тех, кто показывает результаты, полезные для организации.

Таблица 14. Состав денежного вознаграждения

Постоянная часть Переменная часть
Базовый оклад Премии за промежуточные результаты
Надбавки и доплаты Премии за конечные результаты

Системы оплаты труда должны ориентировать сотрудников на достижение результата, нужного предприятию, учитывая результаты как группы, так и отдельного работника. Правила распределения вознаграждения должны быть известны сотрудникам, а их выполнение поддаваться контролю. Кроме того, они должны гибко реагировать на изменения внешней и внутренней среды предприятия. Являясь для руководителя одним из рычагов управления инициативностью, прозрачная и внятная система оплаты труда создает чувство уверенности и защищенности у сотрудников.

      Инициативность стимулируется самой системой оплаты труда, которая отдает предпочтение тем, кто стремится повысить свой доход, и наделяя наиболее достойных правом на награды и премии.

Премирование подразделяется на два вида:

  • премия за промежуточный результат зависит от количественных и качественных показателей работы подразделения или сотрудника (может составлять от 10 до 70 % базовой зарплаты);
  • премия за конечный результат работы компании зависит от количественных показателей экономической эффективности компании (может составлять от 30 до 300 % месячной зарплаты сотрудника).

Премия дает сотруднику возможность реализовать свои амбиции, однако в очень узких пределах. Например, менеджер по продажам, обладающий личной склонностью к руководящей деятельности, имеет возможность управлять лишь собственными продажами, но не прямо влиять на деятельность других сотрудников.

Однако если административно-организационная, дисциплинарно-стимулирующая и представительская функции хорошо освоены руководителями предприятий, то целеполагающей, экспертной и воспитательно-пропагандистской уделяется, как правило, мало внимания. Тем не менее, реализация именно этих функций позволяет руководителю достойно управлять процессом создания условий во внутренней среде организации, трансформировать их под ее нужды, быть не только координатором действий, но и их инициатором: истинным управляющим, лидером.

Трансформационный лидер — инициатор изменений

Термин «трансформационное лидерство» был введен в психологическую науку в 70-е гг. XX в. Б. Бернсом. Американские ученые Б. Басс и Б. Аволио подробно исследовали и раскрыли его смысл, предложив описание трансформационного лидера в рамках четырех «I»: индивидуальный подход, интеллектуальная стимуляция, инспирируемая (вдохновляющая) мотивация и идеализированное влияние (харизма).

Индивидуальный подход (Individualized consideration), или Лидерство путем развития людей

Прежде всего этот стиль лидерства связывается с вниманием лидера к развитию сотрудников и их личным интересам. Лидер знает потребности своих коллег и создает условия для их удовлетворения: обеспечивает сотрудникам возможность выполнять интересную работу и обучаться. Он дает им такие задания, которые развивали бы их мастерство и укрепляли уверенность в себе. Сотрудники в этом случае сами стремятся развивать свои профессиональные навыки и проявлять инициативу.

Огромную роль в отсутствии или малом проявлении инициативы сотрудников играет самоуспокоенность. Борясь с этим недугом, руководитель должен постоянно инициировать вызов, пробуждая в людях новые, более высокие потребности, внушая новую мотивацию. Последняя реализуется путем признания заслуг и нематериального поощрения (например, обучение, карьерные возможности, организация удобного рабочего места, режима труда) или конструктивную критику. Планирование карьеры каждого сотрудника в организации предусматривает выявление возможностей человека (наклонности, потребности в развитии) и проведение мероприятий, обеспечивающих их реализацию (план развития карьеры). Эффективность предприятия в целом возрастает за счет повышения эффективности каждого отдельно взятого работника.

Интеллектуальная стимуляция (Intellectual stimulation), или Лидерство путем стимулирования

Лидер поощряет сотрудников использовать свое воображение, думать самостоятельно, искать новые творческие пути решения привычных задач. При этом руководитель берет на себя обязательство выслушивать любые идеи, даже самые глупые. Одна из его первичных целей состоит в том, чтобы развить в сотрудниках уверенность в себе и стремление к самосовершенствованию. Такой подход побуждает людей пересмотреть собственные представления, они ищут и находят новые способы решения старых проблем. Лидер делает акцент на интеллекте, рациональности, осторожном и наилучшем способе решения поставленных задач.

Здесь стоит упомянуть о необходимом доверии к профессионализму, который можно определить как соотношение экспертных знаний и должностных полномочий во взаимоотношениях специалист/руководитель.

Общепризнанно считать руководителя предприятия компетентным во множестве профессиональных областей деятельности, осуществляемой специалистами возглавляемого им предприятия. Подобная «компетентность» руководителя достигается в ущерб его собственной, вполне специфической профессиональной деятельности. При этом он не в состоянии овладеть полным объемом экспертных знаний, которыми обладает хороший специалист. Это приводит к тому, что работа на всех уровнях выполняется плохо: у реального специалиста экспроприируются полномочия, у руководителя, в свою очередь, не хватает времени на качественное выполнение собственной деятельности.

Совместный и откровенный анализ разногласий в ходе выработки решений способствуют тому, что инициатива, ответственность и исполнение распределяются по взаимному согласию. Взаимодействие между сотрудниками и руководителем определяется принципом доверия творческим силам и способностям друг друга, при этом руководитель поощряет каждую инициативу членов творческой группы.

Инспирируемая (вдохновляющая) мотивация (Inspirational motivation), или Лидерство путем воодушевления людей

Лидер создает ясную картину будущего, которая одновременно оптимистична и достижима, поощряет других поднимать уровень ожиданий, уменьшает сложность путем сведения проблемы к ключевым вопросам, использует простой язык, чтобы донести миссию организации до сотрудников. Сотрудники при таком типе лидерства готовы затрачивать дополнительные усилия в попытке реализовать миссию организации.

Идеализированное влияние (Idealized influence), или Лидерство, основанное на харизме

Лидер стремится стать для своих сотрудников образцом для подражания, находится в постоянном процессе роста и развития. Создает видение будущего и миссию, ставит высокие цели, проявляет настойчивость и решимость в их достижении, жертвует своими корыстными интересами ради пользы других, чем заслуживает уважения и доверия.

Отличие трансформационного лидерства от классического управления заключается в том, что оно определяется в координатах «видения» и «действия», а не «задачи» и «отношений».

«Видение» связано с созданием образа будущей цели. «Действие» связано непосредственно с поведением. По мысли Р. Дилтса, «видение без действия остается только мечтой, а действие без видения — бессмысленной суетой».

Мир вокруг нас стремительно меняется. Сегодня уже не только потребитель диктует свои условия, но и сами бренды управляют поведением людей. С этой точки зрения сами лидеры должны обладать предпринимательским мышлением, характеризующимся инициативностью и способностью создавать новое: бренды, рынки и подходы к управлению.

Резюмируя, отмечу, что для грамотного распоряжения человеческими ресурсами предприятия и получения максимального эффекта при минимуме затрат руководителю необходимо проявить личную инициативу: не оставляя без внимания классических техник руководства, обогатить их искусными методами управления людьми.

Популярные группы

То, что наказуемо: стимулируем инициативу

Творческая активность ваших сотрудников будет проявляться лишь в том случае, когда они будут уверены в вашей заинтересованности и стимулировании инициативы. Будьте готовы к тому, что вы столкнетесь с инертностью и даже сопротивлением. Их можно постепенно преодолеть путем методичного и настойчивого убеждения в том, что творческая инициатива нужна для дела. Помните, что творческая атмосфера не появится сама собой. Вы должны подготовить для нее соответствующую почву.

1. Возьмите на себя личную ответственность за создание организационного климата, где бы поощрялись нововведения. Как бы горячо вас не поддерживали подчиненные, их активность будет проявляться только при условии выражения вашей личной уверенности и заинтересованности в стимулировании инициативы.

2. Будьте изобретательны. Постоянно ищите новые формы организации труда, стремясь максимизировать творческое взаимодействие между работниками.

3. Сконцентрируйте ваше внимание на тех сторонах организационной культуры — традиционных процедурах и нормах — которые душат и ограничивают инициативу.

4. Помните, что творческая атмосфера не появится сама собой. Вы должны подготовить для нее соответствующую почву.

5. Создайте атмосферу открытости и свободы общения, чтобы ваши подчиненные хотели бы делиться друг с другом и с вами идеями и информацией. Подчеркивая дистанцию между начальством и подчиненными, вы окажетесь в изоляции.

6. Освободитесь от уз старого, отжившего свой век стиля управления. Не занимайтесь мелочной опекой.

7. Будьте готовы к тому, что вы столкнетесь с инертностью и даже сопротивлением. Их можно постепенно преодолеть путем методичного и настойчивого убеждения в том, что творческая инициатива нужна для дела.

8. Формулируйте новые задачи четко, понятно и наглядно. Постоянно держите на контроле их выполнение.

9. Особо выделяйте те задачи, решение которых требует творческого подхода.

10. Беспощадно избавляйтесь от груза старых продуктов, услуг, мероприятий, которые только пожирают ценные ресурсы, время и силы, но не способствуют развитию вашего бизнеса.

11. Распределите время и ресурсы адекватно требованиям внедрения нововведений.

12. Научите своих подчиненных большей восприимчивости к новым идеям и передовому опыту.

13. Изучайте и учитывайте индивидуальные особенности своих сотрудников. Цените способности каждого в отдельности. Относитесь к работнику как к эксперту в своей области.

14. Формулируйте цели и задачи так, чтобы они как можно больше соответствовали индивидуальным интересам сотрудников, которые будут участвовать в их выполнении.

15. Выявите и делайте упор на те стимулы, которые в наибольшей степени способствуют росту самоуважения работника и его желания добиться выполнения поставленной задачи.

16. Делайте все возможное для проявления индивидуальности и компетентности сотрудников. Чем выше компетентность, тем больше трудовая мотивация, степень самостоятельности, ценность трудового вклада, гибкость, сфера специализации.

17. Поручайте своим сотрудникам такую работу, выполнение которой вызвало бы у них чувство профессионального и личного удовлетворения. Без этого они не будут по-настоящему удовлетворены делом.

18. Отдавайте предпочтение проектам, которые не выходят за рамки профессиональных интересов сотрудников.

19. «Бросайте вызов» подчиненным, поручая задания, требующие от них чуть больше профессионализма, чем тот, который они уже успели проявить.

20. Гарантируйте инициативным исполнителям, что они будут поощрены не хуже, чем прошлый раз.

21. Помогите своим подчиненным воспринять новую задачу как вызов их профессиональным качествам. Это подзадорит их в работе и поможет преодолеть трудности.

22. Убедите всех, что успешная карьера светит только тем работникам, которые проявляют творческую активность.

23. Поощряйте плюрализм. Выбранный вами стиль работы не обязательно идеален.

24. Поймите, что не существует универсального стиля управления, одинаково подходящего для осуществления руководства разными людьми. Хороший управляющий — это хороший психолог, который в нужный момент выбирает либо партисипативный, либо демократический, либо авторитарный стиль управления.

25. Применяйте большее разнообразие трудовых и материальных ресурсов для творческого решения проблемы.

26. Фокусируйте усилия на конечной цели, а не на значимости вклада каждого в ее достижение.

27. Формулируйте задачу вместе с другими сотрудниками. Это поможет разработать оптимальную программу ее выполнения.

28. Поощряйте обращение к одной и той же проблеме до тех пор, пока не будет найден способ ее решения.

29. Устанавливайте высокие, но разумные стандарты работы. Помните, однако, что даже самые благородные цели не должны выходить за рамки технических и финансовых возможностей организации.

30. Добивайтесь качества на всех этапах работы.

31. Без контроля за соблюдением трудовой дисциплины не обойтись, но в идеале он должен резонировать с чувством ответственности каждого работника и его самодисциплиной.

32. Подумайте, как разные сотрудники оценивают свои собственные творческие способности и каким образом они хотели бы их реализовать. В каждой организации есть инициативные, изобретательные люди. Составьте из их числа «мозговые команды», которые помогали бы в поиске оригинальных решений.

33. Тщательно ищите, поддерживайте и стимулируйте личностей, от природы способных к творчеству.

34. Четко ставьте задачу и примерно обрисовывайте желаемый результат. Определяйте первоочередные направления работы. Привлекайте авторов идеи к работе по ее реализации. Задействуйте других специалистов, которые обладают богатым опытом, могут быть генераторами идей или способны представить ту или иную проблему в оригинальном свете.

35. Осуществляйте руководство методом убеждения и косвенного стимулирования, а не методом прямого нажима и приказания. Устанавливайте четкие рамки задания, оставляя место для свободного поиска альтернативных вариантов его выполнения.

36. С самого начала формулируйте проблему широко, чтобы дать возможность максимальному полету фантазии. Поддерживайте более емкие и менее структурированные подходы к ее решению. На некоторых этапах допускайте неразбериху и

37. Отводите достаточно времени на то, чтобы идея родилась и созрела.

38. Давайте работникам больше свободы и самостоятельности в их собственной работе. На худой конец определите им сферу специализации и расширяйте ее при каждом удобном случае.

39. Старайтесь избегать «авралов» и загружать сотрудников сверхсрочными вопросами, на которые неизбежно последуют лишь скоропалительные действия.

40. Постарайтесь работать таким образом, чтобы творчески активные люди не получали новые задания слишком часто. Им необходимо время, чтобы подумать. Вместе с тем, не давайте им зациклиться на одной проблеме.

41. Создайте благоприятные организационные условия для творчески активных сотрудников и всячески выделяйте их как особую категорию работников, выполняющих сложную работу первостепенной важности.

42. Позаботьтесь о том, чтобы подчиненные имели доступ к необходимым ресурсам, информации, экспертному мнению, которые им могут потребоваться при творческом решении проблемы.

43. Поощряйте деловые игры. Свободный полет мысли, фантазии, воображения — основа творчества. Переход от атмосферы замкнутости к атмосфере свободы влечет за собой изменение в деловых взаимоотношениях между работниками: от подчинения к сотрудничеству.

44. Приучайте себя и других не отвергать идею сразу, а сперва искать в ней рациональное зерно. При первом взгляде как правило, человек замечает 10-20%, одновременно упуская большинство достоинств.

45. Контролируйте ситуацию таким образом, чтобы в коллективе господствовала атмосфера взаимного уважения и как можно реже возникали подозрительность и недоверие.

46. Выделите отдельные помещения, где сотрудники могли бы уединиться для мозгового штурма или выполнения творческих заданий.

47. Поощряйте разумный риск. Без него немыслим процесс создания и внедрения нововведений.

48. Проявляйте большую терпимость к ошибкам и промахам других.

49. Не карайте слишком строго. Часто строгость наказания в несколько раз превышает величину поощрения. А иногда, как это ни парадоксально, наказание за ошибку превышает наказание за ничегонеделание. В то же время оступившись один раз, человек может потерять веру в свои способности. Поощряйте за удачи и игнорируйте промахи, насколько это возможно.

50. Сведите на нет страх быть наказанным, если новая оригинальная идея потерпит полный крах.

51. Всегда давайте понять, что если идея не принята или не разрабатывается, это не значит, что она окончательно пропала. Нет ничего хуже для творческой личности, чем сознание того, что усилия затрачены впустую.

52. Оцените оригинальность идеи. Первоначальное отношение всегда должно быть позитивным. Поэтому при рассмотрении новой идеи надо сперва тщательно изучить все ее положительные аспекты и преимущества. Только сделав это, подумайте о том, как ее можно осуществить и какие при этом могут возникнуть трудности.

53. Время от времени позволяйте подчиненным осуществлять их «бредовые» идеи, при этом не обрушиваясь на них с критикой. Однако установите разумные границы в принятии ошибочных решений.

54. Помните, что «на ошибках учатся». Из всего извлекайте уроки.

55. Используйте критику, пусть даже конструктивную, осторожно и в ограниченных дозах. Разговаривайте спокойно и доброжелательно.

56. Своими действиями и отношением всячески демонстрируйте, что вы «за» своих подчиненных, а не «против» них. Многие менеджеры настолько зажаты инструкциями, ограничениями и требованиями «сверху», что с подозрением относятся ко всяким новым идеям или предложениям.

57. Старайтесь быть искренним и доброжелательным. Полюбопытствуйте, какое у подчиненных сложилось впечатление о вас и как его можно улучшить.

58. Помогите подчиненным работать более самостоятельно, преодолев их страх и неуверенность,

59. Добивайтесь усиления власти путем ее разделения. Придумайте способы осуществления коллективного руководства.

60. Стремитесь заслужить репутацию умного, изобретательного человека, а не просто начальника и шефа.

61. Будьте лояльны по отношению к своим подчиненным и найдите способ поддержания их лояльности по отношению к вам. Лояльности нельзя добиться с помощью подачек или принуждения. Это есть результат взаимного уважения, которое можно заслужить только в ходе ежедневной совместной работы.

62. Будьте приятным в общении и требовательным к себе человеком. Внимательно выслушивайте подчиненных.

63. Понимайте разницу между настойчивостью и агрессивностью, и ведите себя соответственно.

64. Стремитесь оградить своих подчиненных от поступающих извне требований и проблемам.

65. Сделайте партисипативное управление реальностью, а не мифом. Дайте возможность сотрудникам самим принимать решения.

66. Максимально задействуйте творчески активных сотрудников в процедуре выработки решений и формулировании долгосрочных планов.

67. Расширяйте обмен информацией внутри организации.

68. Стимулируйте, поощряйте и развивайте, а не ограничивайте инициативу.

69. Добивайтесь того, чтобы сотрудники всегда понимали цели и текущие задачи организации, а также значение своего собственного вклада в дело их выполнения.

70. Совершенствуйте и обновляйте методы материального и морального поощрения за творческий вклад и инициативу. Погоня за властью, должностями, окладами иногда порождают скрытность, конформизм и угодничество. Это подрывает атмосферу творчества.

71. Усовершенствуйте порядок продвижения по служебной лестнице так, чтобы сотрудники всех рангов повышались в должности исключительно за их деловые заслуги.

72. Сделайте критерий творческой активности одним из основных в системе поощрения работников.

73. За исключительные успехи в творчестве в качестве поощрения, предоставляйте сотрудникам дополнительное время для отдыха.

74. Лично благодарите за хорошую работу. При этом особо отмечайте индивидуальный вклад работника, а не всей его группы или отдела.

75. Демонстрируйте достигнутые успехи гласно и наглядно.

76. Организуйте грамоту, письмо или благодарность от высшего руководства организации за особые заслуги работника.

77. Развивайте систему коммуникаций внутри предприятия. Это канал распространения информации о его перспективных планах, которые подталкивают инициативу.

78. Создайте условия для общения творчески мыслящих людей, особенно по междисциплинарным проблемам. Сводите вместе работников с разными взглядами на проблему и разной специализацией.

79. Проводите совместные совещания управленческого аппарата с производственным штатом, где бы они могли вместе открыто обсуждать общие вопросы.

80. Если в работе допущены ошибки, отметьте их и выделите время для обсуждения методов их преодоления, чтобы они не повторялись вновь.

81. Хотя «одна голова хорошо, а две лучше» и коллективное творчество более продуктивно, не

препятствуйте работе одиночки, который высказывает идеи, противоположные идеям большинства.

82. Поощряйте стремление работников высказывать идеи, относящиеся не только к их прямым обязанностям, но и к более широкому кругу вопросов.

83. Создайте организационный механизм разработки и внедрения идеи нововведения.

84. Поддерживайте своей рекомендацией инициативы ваших подчиненных, направляемые вышестоящему руководству. Обеспечьте обратную связь.

85. Не рассматривайте стимулирование творческой деятельности как какую-то дополнительную нагрузку, сделайте его частью общей управленческой политики.

Автор: Валерий Николаевич Maшкoв, профессор, доктор психологических наук, профессор кафедры социальной антропологии и психологии Санкт-Петербургского государственного университета.

То, что наказуемо — стимулируем инициативу

Что значит выражение « инициатива наказуема»

Очень часто можно услышать выражение « инициатива наказуема», которое по сути призывает к отказу от собственных оригинальных идей и решений. Но что конкретно означает эта фраза и каково её происхождение?

Почему говорится « инициатива наказуема»?

Как это нередко случается с распространёнными поговорками, в своем первоначальном виде фраза выглядела несколько иначе, а именно « в армии инициатива наказуема». Выражение появилось в среде военнослужащих и означало, что любая инициатива, проявленная младшим по званию, приводит к тому, что именно он будет вынужден заниматься её реализацией, а также понесёт всю ответственность за возможную неудачу. С другой стороны, никаких поощрений он, скорее всего, не получит, даже если идея действительно окажется практически полезной. Именно поэтому многие призывники стараются « не высовываться», чтобы лишний раз не привлекать к себе внимание начальства, поскольку их инициативность может намного осложнить несение службы: гораздо проще спокойно подчиняться приказам. Кроме того, в армии традиционно недолюбливают людей, демонстрирующих выдающиеся умственные качества, особенно если они младше по званию.

Стоит ли рисковать в обычной жизни?

Однако в обычном мире выражение « инициатива наказуема» стало оправданием бездействия людей, не способных предложить ничего нового. Конечно, и в офисе, и на предприятии ответственность за реализацию новых предложений, как правило, ложится на их автора, но в отличие от вооружённых сил, заинтересованных в сохранении и поддержании порядка и традиций, коммерческие предприятия намного больше ценят оригинальные идеи, позволяющие сэкономить деньги, время или повысить уровень надёжности.

Многие коммерческие организации всячески приветствуют и поощряют инициативных работников. Если вы заинтересованы в продвижении по карьерной лестнице, то без собственных оригинальных идей не обойтись.

Поэтому оправданием « инициатива наказуема» пользуются те, кто не хочет или боится груза ответственности, не желает обременять себя новыми задачами и вообще расширять сферу деятельности, предпочитая действовать в строгом соответствии с должностной инструкцией, пусть даже и замечая очевидные погрешности. В современном офисном мире немного людей, готовых брать на себя ответственность за неудачи, рисковать, проявлять инициативу, не боящихся провалов и наказаний.

Ещё во времена Советского Союза на предприятиях промышленности и производства высоко ценились люди, занимавшиеся рационализаторской деятельностью. Внедренные рацпредложения отмечались грамотами и премиями.

Остальные же считают более целесообразным не выходить за рамки своих непосредственных обязанностей, прикрываясь тем, что, как говорится, «инициатива наказуема».

Инициатива на работе наказуема?

Порой, человек, который стремится к личностному и карьерному росту, идёт на многие жертвы ради достижения своей цели. Но перед тем как осуществить свой план в реальной жизни, целеустремлённые люди не задумываются о тех последствиях, которые может повлечь за собой обычная и с виду безобидная инициатива.

Обычно последствия проявляются не сразу. Сначала начальник может предложить дополнительное задание, которое не будет оплачиваться, но поможет завоевать его доверие и предрасположение. Исполнительный и обязательный сотрудник, как правило, не обдумывая такое предложение, сразу же предлагает свою кандидатуру, ссылаясь на возможное повышение в будущем, особенно если он выполнит несколько подобных поручений.

Разумеется, можно выполнить задание на отлично, внимательный начальник это заметит, но вопрос о повышении мнения или о каком-либо вознаграждении может оставаться открытым довольно долго. В конечном итоге, если реакции не последовало в ближайшее время, то вероятно, её не последует вообще. Но настырный сотрудник может проявлять инициативу и работать без надбавки довольно долго, и тогда происходит обратный эффект — добрые дела начинают действовать против сотрудника.

Человек довольно быстро привыкает ко всему хорошему, увы, такова его физическая и психологическая сущность. Начальник тоже человек, поэтому для него такие свойства являются тоже нормальными проявлениями. Поэтому через некоторое время он может даже не интересоваться, кто бы хотел выполнить дополнительное задание, а сразу поручить его тому человеку, который постоянно проявляет инициативу. Со временем у такого работника может пропасть инициатива ввиду испарившейся мотивации, только начальника такой исход уже не будет волновать. В случае отказа он, скорее всего, будет возмущён, а в худшем случае может проявить крайне негативные тенденции, что испортит всяческие добрые отношения.

Кроме того, у инициативного человека могут начаться разногласия с семьёй ввиду частого отсутствия дома. Ведь родные люди тоже требуют внимания и желают наблюдать ответственного сотрудника рядом. Порой в самых трудных ситуациях, длящихся годами, это может привести к разводу. Поэтому с проявлением инициативы всегда необходимо вести себя аккуратно и не переступать ту черту, когда она начнет играть против человека. Иначе можно лишиться всего, что было нажито непосильным трудом.

Новое в блогах

Нина Фёдорова

Состоит в сообществах

  • –>Политика –>
  • –>Народный суд – общественный контроль –>
  • –>Русский мир –>

Все 75

Приложения пользователя

ТО, ЧТО НАКАЗУЕМО: СТИМУЛИРУЕТ ИНИЦИАТИВУ

Творческая активность ваших сотрудников будет проявляться лишь в том случае, когда они будут уверены в вашей заинтересованности и стимулировании инициативы. Будьте готовы к тому, что вы столкнетесь с инертностью и даже сопротивлением. Их можно постепенно преодолеть путем методичного и настойчивого убеждения в том, что творческая инициатива нужна для дела. Помните, что творческая атмосфера не появится сама собой. Вы должны подготовить для нее соответствующую почву.

1. Возьмите на себя личную ответственность за создание организационного климата, где бы поощрялись нововведения. Как бы горячо вас не поддерживали подчиненные, их активность будет проявляться только при условии выражения вашей личной уверенности и заинтересованности в стимулировании инициативы.

2. Будьте изобретательны. Постоянно ищите новые формы организации труда, стремясь максимизировать творческое взаимодействие между работниками.

3. Сконцентрируйте ваше внимание на тех сторонах организационной культуры — традиционных процедурах и нормах — которые душат и ограничивают инициативу.

4. Помните, что творческая атмосфера не появится сама собой. Вы должны подготовить для нее соответствующую почву.

5. Создайте атмосферу открытости и свободы общения, чтобы ваши подчиненные хотели бы делиться друг с другом и с вами идеями и информацией. Подчеркивая дистанцию между начальством и подчиненными, вы окажетесь в изоляции.

6. Освободитесь от уз старого, отжившего свой век стиля управления. Не занимайтесь мелочной опекой.

7. Будьте готовы к тому, что вы столкнетесь с инертностью и даже сопротивлением. Их можно постепенно преодолеть путем методичного и настойчивого убеждения в том, что творческая инициатива нужна для дела.

8. Формулируйте новые задачи четко, понятно и наглядно. Постоянно держите на контроле их выполнение.

9. Особо выделяйте те задачи, решение которых требует творческого подхода.

10. Беспощадно избавляйтесь от груза старых продуктов, услуг, мероприятий, которые только пожирают ценные ресурсы, время и силы, но не способствуют развитию вашего бизнеса.

11. Распределите время и ресурсы адекватно требованиям внедрения нововведений.

12. Научите своих подчиненных большей восприимчивости к новым идеям и передовому опыту.

13. Изучайте и учитывайте индивидуальные особенности своих сотрудников. Цените способности каждого в отдельности. Относитесь к работнику как к эксперту в своей области.

14. Формулируйте цели и задачи так, чтобы они как можно больше соответствовали индивидуальным интересам сотрудников, которые будут участвовать в их выполнении.

15. Выявите и делайте упор на те стимулы, которые в наибольшей степени способствуют росту самоуважения работника и его желания добиться выполнения поставленной задачи.

16. Делайте все возможное для проявления индивидуальности и компетентности сотрудников. Чем выше компетентность, тем больше трудовая мотивация, степень самостоятельности, ценность трудового вклада, гибкость, сфера специализации.

17. Поручайте своим сотрудникам такую работу, выполнение которой вызвало бы у них чувство профессионального и личного удовлетворения. Без этого они не будут по-настоящему удовлетворены делом.

18. Отдавайте предпочтение проектам, которые не выходят за рамки профессиональных интересов сотрудников.

19. «Бросайте вызов» подчиненным, поручая задания, требующие от них чуть больше профессионализма, чем тот, который они уже успели проявить.

20. Гарантируйте инициативным исполнителям, что они будут поощрены не хуже, чем прошлый раз.

21. Помогите своим подчиненным воспринять новую задачу как вызов их профессиональным качествам. Это подзадорит их в работе и поможет преодолеть трудности.

22. Убедите всех, что успешная карьера светит только тем работникам, которые проявляют творческую активность.

23. Поощряйте плюрализм. Выбранный вами стиль работы не обязательно идеален.

24. Поймите, что не существует универсального стиля управления, одинаково подходящего для осуществления руководства разными людьми. Хороший управляющий — это хороший психолог, который в нужный момент выбирает либо партисипативный, либо демократический, либо авторитарный стиль управления.

25. Применяйте большее разнообразие трудовых и материальных ресурсов для творческого решения проблемы.

26. Фокусируйте усилия на конечной цели, а не на значимости вклада каждого в ее достижение.

27. Формулируйте задачу вместе с другими сотрудниками. Это поможет разработать оптимальную программу ее выполнения.

28. Поощряйте обращение к одной и той же проблеме до тех пор, пока не будет найден способ ее решения.

29. Устанавливайте высокие, но разумные стандарты работы. Помните, однако, что даже самые благородные цели не должны выходить за рамки технических и финансовых возможностей организации.

30. Добивайтесь качества на всех этапах работы.

31. Без контроля за соблюдением трудовой дисциплины не обойтись, но в идеале он должен резонировать с чувством ответственности каждого работника и его самодисциплиной.

32. Подумайте, как разные сотрудники оценивают свои собственные творческие способности и каким образом они хотели бы их реализовать. В каждой организации есть инициативные, изобретательные люди. Составьте из их числа «мозговые команды», которые помогали бы в поиске оригинальных решений.

33. Тщательно ищите, поддерживайте и стимулируйте личностей, от природы способных к творчеству.

34. Четко ставьте задачу и примерно обрисовывайте желаемый результат. Определяйте первоочередные направления работы. Привлекайте авторов идеи к работе по ее реализации. Задействуйте других специалистов, которые обладают богатым опытом, могут быть генераторами идей или способны представить ту или иную проблему в оригинальном свете.

35. Осуществляйте руководство методом убеждения и косвенного стимулирования, а не методом прямого нажима и приказания. Устанавливайте четкие рамки задания, оставляя место для свободного поиска альтернативных вариантов его выполнения.

36. С самого начала формулируйте проблему широко, чтобы дать возможность максимальному полету фантазии. Поддерживайте более емкие и менее структурированные подходы к ее решению. На некоторых этапах допускайте неразбериху и беспорядок.

37. Отводите достаточно времени на то, чтобы идея родилась и созрела.

38. Давайте работникам больше свободы и самостоятельности в их собственной работе. На худой конец определите им сферу специализации и расширяйте ее при каждом удобном случае.

39. Старайтесь избегать «авралов» и загружать сотрудников сверхсрочными вопросами, на которые неизбежно последуют лишь скоропалительные действия.

40. Постарайтесь работать таким образом, чтобы творчески активные люди не получали новые задания слишком часто. Им необходимо время, чтобы подумать. Вместе с тем, не давайте им зациклиться на одной проблеме.

41. Создайте благоприятные организационные условия для творчески активных сотрудников и всячески выделяйте их как особую категорию работников, выполняющих сложную работу первостепенной важности.

42. Позаботьтесь о том, чтобы подчиненные имели доступ к необходимым ресурсам, информации, экспертному мнению, которые им могут потребоваться при творческом решении проблемы.

43. Поощряйте деловые игры. Свободный полет мысли, фантазии, воображения — основа творчества. Переход от атмосферы замкнутости к атмосфере свободы влечет за собой изменение в деловых взаимоотношениях между работниками: от подчинения к сотрудничеству.

44. Приучайте себя и других не отвергать идею сразу, а сперва искать в ней рациональное зерно. При первом взгляде как правило, человек замечает 10-20%, одновременно упуская большинство достоинств.

45. Контролируйте ситуацию таким образом, чтобы в коллективе господствовала атмосфера взаимного уважения и как можно реже возникали подозрительность и недоверие.

46. Выделите отдельные помещения, где сотрудники могли бы уединиться для мозгового штурма или выполнения творческих заданий.

47. Поощряйте разумный риск. Без него немыслим процесс создания и внедрения нововведений.

48. Проявляйте большую терпимость к ошибкам и промахам других.

49. Не карайте слишком строго. Часто строгость наказания в несколько раз превышает величину поощрения. А иногда, как это ни парадоксально, наказание за ошибку превышает наказание за ничегонеделание. В то же время оступившись один раз, человек может потерять веру в свои способности. Поощряйте за удачи и игнорируйте промахи, насколько это возможно.

50. Сведите на нет страх быть наказанным, если новая оригинальная идея потерпит полный крах.

51. Всегда давайте понять, что если идея не принята или не разрабатывается, это не значит, что она окончательно пропала. Нет ничего хуже для творческой личности, чем сознание того, что усилия затрачены впустую.

52. Оцените оригинальность идеи. Первоначальное отношение всегда должно быть позитивным. Поэтому при рассмотрении новой идеи надо сперва тщательно изучить все ее положительные аспекты и преимущества. Только сделав это, подумайте о том, как ее можно осуществить и какие при этом могут возникнуть трудности.

53. Время от времени позволяйте подчиненным осуществлять их «бредовые» идеи, при этом не обрушиваясь на них с критикой. Однако установите разумные границы в принятии ошибочных решений.

54. Помните, что «на ошибках учатся». Из всего извлекайте уроки.

55. Используйте критику, пусть даже конструктивную, осторожно и в ограниченных дозах. Разговаривайте спокойно и доброжелательно.

56. Своими действиями и отношением всячески демонстрируйте, что вы «за» своих подчиненных, а не «против» них. Многие менеджеры настолько зажаты инструкциями, ограничениями и требованиями «сверху», что с подозрением относятся ко всяким новым идеям или предложениям.

57. Старайтесь быть искренним и доброжелательным. Полюбопытствуйте, какое у подчиненных сложилось впечатление о вас и как его можно улучшить.

58. Помогите подчиненным работать более самостоятельно, преодолев их страх и неуверенность,

59. Добивайтесь усиления власти путем ее разделения. Придумайте способы осуществления коллективного руководства.

60. Стремитесь заслужить репутацию умного, изобретательного человека, а не просто начальника и шефа.

61. Будьте лояльны по отношению к своим подчиненным и найдите способ поддержания их лояльности по отношению к вам. Лояльности нельзя добиться с помощью подачек или принуждения. Это есть результат взаимного уважения, которое можно заслужить только в ходе ежедневной совместной работы.

62. Будьте приятным в общении и требовательным к себе человеком. Внимательно выслушивайте подчиненных.

63. Понимайте разницу между настойчивостью и агрессивностью, и ведите себя соответственно.

64. Стремитесь оградить своих подчиненных от поступающих извне требований и проблемам.

65. Сделайте партисипативное управление реальностью, а не мифом. Дайте возможность сотрудникам самим принимать решения.

66. Максимально задействуйте творчески активных сотрудников в процедуре выработки решений и формулировании долгосрочных планов.

67. Расширяйте обмен информацией внутри организации.

68. Стимулируйте, поощряйте и развивайте, а не ограничивайте инициативу.

69. Добивайтесь того, чтобы сотрудники всегда понимали цели и текущие задачи организации, а также значение своего собственного вклада в дело их выполнения.

70. Совершенствуйте и обновляйте методы материального и морального поощрения за творческий вклад и инициативу. Погоня за властью, должностями, окладами иногда порождают скрытность, конформизм и угодничество. Это подрывает атмосферу творчества.

71. Усовершенствуйте порядок продвижения по служебной лестнице так, чтобы сотрудники всех рангов повышались в должности исключительно за их деловые заслуги.

72. Сделайте критерий творческой активности одним из основных в системе поощрения работников.

73. За исключительные успехи в творчестве в качестве поощрения, предоставляйте сотрудникам дополнительное время для отдыха.

74. Лично благодарите за хорошую работу. При этом особо отмечайте индивидуальный вклад работника, а не всей его группы или отдела.

75. Демонстрируйте достигнутые успехи гласно и наглядно.

76. Организуйте грамоту, письмо или благодарность от высшего руководства организации за особые заслуги работника.

77. Развивайте систему коммуникаций внутри предприятия. Это канал распространения информации о его перспективных планах, которые подталкивают инициативу.

78. Создайте условия для общения творчески мыслящих людей, особенно по междисциплинарным проблемам. Сводите вместе работников с разными взглядами на проблему и разной специализацией.

79. Проводите совместные совещания управленческого аппарата с производственным штатом, где бы они могли вместе открыто обсуждать общие вопросы.

80. Если в работе допущены ошибки, отметьте их и выделите время для обсуждения методов их преодоления, чтобы они не повторялись вновь.

81. Хотя «одна голова хорошо, а две лучше» и коллективное творчество более одиночки, который высказывает идеи, противоположные идеям большинства.

82. Поощряйте стремление работников высказывать идеи, относящиеся не только к их прямым обязанностям, но и к более широкому кругу вопросов.

83. Создайте организационный механизм разработки и внедрения идеи нововведения.

84. Поддерживайте своей рекомендацией инициативы ваших подчиненных, направляемые вышестоящему руководству. Обеспечьте обратную связь.

85. Не рассматривайте стимулирование творческой деятельности как какую-то дополнительную нагрузку, сделайте его частью общей управленческой политики.

Автор: Валерий Николаевич Maшкoв, профессор, доктор психологических наук, профессор кафедры социальной антропологии и психологии Санкт-Петербургского государственного университета.

Внештатные обязанности персонала: Инициатива наказуема. Часть 2

На практике довольно часто встречаются ситуации, когда исполнение трудовых функций отсутствующего сотрудника, во избежанииепростоя, необходимо переложить на плечи другого работника. Например, если «штатная единица» находится в очередном отпуске или попросту заболела. Принимать на столь непродолжительный период человека со стороны смысла не имеет — «новичок» будет дольше вникать в суть дела, нежели успеет полноценно заменить временно отсутствующего специалиста.

Свято место пусто. бывает

В таком случае перед работодателем встает сразу несколько вопросов. Если полномочия отсутствующего персонала делегируются другим сотрудникам, им приходится выполнять чужую работу, которая, во-первых, не должна остаться неоплаченной, а во-вторых, может отличаться от функционала, закрепленного за временно заменяющим сотрудником.

При решении данных вопросов необходимо прежде всего обратиться к статье 151 Трудового кодекса, посвященной, в частности, оплате труда при увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором. Согласно упомянутой норме Трудового кодекса, работодатель попросту обязан производить доплату, если возложил на персонал исполнение обязанностей сотрудника, которого по тем или иным причинам нет на рабочем месте.

Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и объема дополнительной работы. При этом статья 60.2 Трудового кодекса РФ указывает на то, что делегирование полномочий может производиться исключительно с письменного согласия работника, которому «подкидывают» временные дополнительные трудовые функции без отрыва от его основных обязанностей. Исключение составляют случаи, когда необходимость совмещать обязанности по другим должностям прописана в трудовом договоре с сотрудником. Здесь дополнительных действий от работодателя не потребуется.

Каких-либо ограничений ни в минимальной, ни в максимальной величине доплаты за совмещение должностных обязанностей работника с функциями временно отсутствующего коллеги законодательство не устанавливает. Поэтому установление размера доплаты остается полностью на усмотрение работодателя и работника. Но поскольку речь идет все-таки о вознаграждении за труд, нельзя игнорировать требования статьи 22 Трудового кодекса, согласно которой работодатель обязан обеспечить сотрудникам равную оплату за труд равной ценности. Но опять-таки совершенно не обязательно, что доплата должна устанавливаться пропорционально исполненным обязанностям или времени, которое работник затратил на их исполнение. В конечном счете при совмещении должностей, как уже упоминалось, предполагается, что сотрудник будет успевать выполнить и свои прямые функции, и дополнительные в течение обычного рабочего времени.

В случаях, когда сотрудник начинает исполнять возложенные на него функции временно отсутствующей «штатной единицы» вместо своих собственных, а не как дополнение к ним, речь уже будет идти не о совмещении должностей, а о переводе на другую работу, пусть даже временно. Прежде всего это означает, что выплачивать ему заработок придется согласно штатному расписанию в отношении занимаемой им должности в настоящее время, но не ниже того, что он получал при выполнении своей работы (ст. 72.2 ТК РФ).

Обратите внимание: если работник согласился выполнять чужую работу в течение своего рабочего дня, это не означает, что такой ситуацией можно будет пользоваться постоянно, даже с учетом оплаты за допфункции. Это также не означает, что после снятия с него дополнительных полномочий ему можно будет снизить зарплату под предлогом того, что за свой обычный рабочий день работник прежде справлялся с большим объемом задач. Дело в том, что размер заработной платы — одно из основных условий трудового договора, подписанного с работником. Именно на такие условия стороны соглашались изначально. Единственная ситуация, когда действительно может быть снижен заработок, так это при уменьшении рабочего времени при повременной системе оплаты труда. Но опять-таки данное обстоятельство никак не связано с фактом выполнения сотрудником дополнительных функций. Кроме того, работодатель не может в одностороннем порядке без согласия работника ухудшать его условия труда.

Работнику может быть поручено исполнение обязанностей как по должности, аналогичной той, что он занимает согласно трудовому договору, так и по отличной от основного вида трудовой деятельности. Мало того, законодательство не ограничивает количество совмещаемых работником должностей. Главное, чтобы он успевал исполнять их все во время установленного трудового времени.

Помимо самого факта появления новых обязанностей и размера доплаты работодателю потребуется согласовать с сотрудником срок, в течение которого «штатная единица» будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем. Сделать это можно, создав допсоглашение к трудовому договору. Одновременно работодателю потребуется издать приказ о поручении исполнять одному работнику обязанности другого должностного лица. В противном случае спроса с сотрудника, которому было поручено исполнение дополнительных обязанностей, при их неисполнении не будет. Не дав согласие на получение нагрузки сверх оговоренной при приеме на работу, сотрудник может со спокойной душой отказаться от их исполнения. Ни дисциплинарных наказаний, ни удержаний в таком случае не осуществить.

Любая «просьба» работодателя заменить временно отсутствующего работника должна быть оформлена письменно, а сотрудник должен быть согласен на нее с учетом получения доплаты за переработку. Это предусмотрено Трудовым кодексом.

Мало того, даже если сотрудник сначала согласился выполнять помимо своих еще и чужие обязанности, он в любое время может передумать. Статьей 60.2 Трудового кодекса предусмотрено, что сотрудник имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня. Кстати, работодатель может поступить точно так же.

В принципе все эти правила актуальны и в тех ситуациях, когда работнику приходится выполнять не работу временно отсутствующих коллег, а функции вакантной должности. В этом случае дополнительные обязанности также потребуется задокументировать и получить письменное согласие на их исполнение от сотрудника. Иначе работник правомерно может отказаться от их исполнения, и, как говорится, ничего ему за это не будет.

Если работнику приходится осуществлять трудовые функции вакантной должности вместо предусмотренных трудовым договором, штатным расписанием и должностными инструкциями, а не в качестве дополнения к основной деятельности, следует помнить следующее. Законодательством не допускается временный перевод на другую работу, если в качестве таковой выступают вакантные места (п. 2 разъяснений Госкомтруда СССР № 30, ВЦСПС № 39 от 29 декабря 1965 г.). Поэтому работник при желании может добиться признания подобного перевода постоянным.

Не стоит забывать и о том, что, если сотруднику придется задерживаться на работе из-за увеличившегося объема работы, дополнительные часы следует расценивать как работу сверхурочно. А такое время оплачивается по отдельным «тарифам». Согласно статье 152 Трудового кодекса, сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы — не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.

Бухгалтерская часть

Доплата сотруднику за выполнение им дополнительной работы отражается и в бухгалтерском, и в налоговом учете как расходы на оплату труда в общем порядке. Таким образом, на суммы доплаты необходимо будет сделать стандартную проводку с использованием счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» (План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утв. приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н).

В свою очередь потраченные работодателем суммы доплаты, так же как и вознаграждения в рамках трудового договора, нужно квалифицировать как расходы по обычным видам деятельности (п. 8 ПБУ 10/99 «Расходы организаций», утв. приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н).

Аналогичным образом ситуация складывается с налоговым учетом: доплату можно списывать как расходы на оплату труда. В качестве документального подтверждения обоснованности произведенных затрат можно будет использовать соглашение с сотрудником, где оговорена его обязанность исполнять дополнительные трудовые функции в течение определенного времени и размер оплаты за это.

То же самое можно сказать и о страховых взносах, которые работодатель должен уплачивать с сумм доплаты. Таковые отражаются в базе по налогу на прибыль в общем порядке, то есть как прочие расходы, связанные с производством и реализацией в периоде их начисления (подп. 1 п. 1 ст. 264, подп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Прежде чем выплачивать помимо «основной» зарплаты суммы допвыплат, работодатель должен будет рассчитать, удержать и перечислить с них налог на доходы физлиц. Указанные выплаты, так же как и суммы вознаграждения по трудовому договору, облагаются по ставке 13 процентов. Их попросту необходимо будет включить в общую базу налога, рассчитанного с зарплаты, применяя, как и в общем случае, налоговые вычеты, на которые имеет право сотрудник (п. 1 ст. 220 НК РФ).

Т. Прасолова, ведущий аудитор

электронное издание
100 БУХГАЛТЕРСКИХ ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ ЭКСПЕРТОВ

Полезное издание с вопросами ваших коллег и подробными ответами
наших экспертов. Не совершайте чужих ошибок в своей работе!
Свежий выпуск издания доступен подписчикам бератора бесплатно.

Как вдохновить сотрудников на проявление инициативы?

Традиционно новые концепции придумывают специально обученные люди или руководители. Однако даже самому креативному управленцу идеи линейных сотрудников пришлись бы очень кстати. Кто знает, может быть, обычный менеджер по продажам вынашивает сенсационные мысли, реализация которых произведет фурор на рынке. Только как сподвигнуть работника делиться своими творческими замыслами, если утверждение «Инициатива наказуема» прочно сидит в головах многих? Как побороть эти страхи и создать атмосферу, в которой специалистам хотелось бы озвучивать собственные предложения?

В нужном месте, в нужное время

Требовать от сотрудника проявления инициативы — можно и даже нужно. Только необходимо расставить акценты так, чтобы работники понимали, когда и где уместно предлагать свои новаторские концепции.

Не секрет, что существуют организации, где специалист, размахивающий планом продвижения компании перед кабинетом начальника, — нонсенс, который, мягко говоря, не приветствуется руководством.

«Трудно пытаться что-то исправить, внести какие-либо предложения в работу компании, в которой действует четкий, отлаженный механизм всех ее связующих звеньев: руководства, персонала, принципов работы, взаимоотношений в коллективе. Если в этом нет особой необходимости, инициативу проявлять не нужно. Лишняя суета для такой компании пользы не принесет», — комментирует Элла Михайлова, ведущий консультант рекрутингового агентства Penny Lane Personnel.

Кроме того, существуют категории специалистов, которым проявление инициативы не положено по должностной инструкции.

«Далеко не все сферы деятельности компании в принципе предполагают отступление от строгих процедур, последовательностей действий. Например, трудно представить, с какой инициативой может выйти на руководство банковский служащий, водитель электропоезда в метро, финансовый контролер», — считает Екатерина Крупина, генеральный директор Кадрового агентства уникальных специалистов.

Поэтому прежде чем требовать от сотрудника каких-либо рационализаторских предложений, необходимо показать, что это поощряется и добровольцам не грозят никакие карательные меры.

«Для того чтобы сотрудники проявляли инициативу, обращались с идеями, в компании должны быть созданы определенные условия. Микроклимат в коллективе, сам дух компании должен располагать к тому, чтобы сотрудники хотели что-то улучшить, рождали идеи», — говорит Екатерина Крупина.

Другое дело, когда руководство не просто создало соответствующую атмосферу и деликатно намекает, что идеями нужно делиться, а уже напрямую просит проявить хоть какую-нибудь инициативу. И если подобные призывы остаются без ответа, необходимо принимать соответствующие меры.

Под прессом страха

Изначально нужно понять, почему сотрудники боятся инициативы. Во-первых, страх быть непонятым руководством часто перебивает желание стать новатором. Во-вторых, существует вариант, что реализацию идеи поручат ее автору, причем путем применения исключительно личных ресурсов и возможностей.

Екатерина Крупина подтверждает, что страхи сотрудников относительно проявления инициативы могут быть обусловлены тем, что на них полностью повесят исполнение данного проекта. Поговорка «Инициатива наказуема» из советских времен еще жива в памяти специалистов.

Владимир Якуба, старший партнер компании Tom Hunt, рассказывает, что бывает так, когда сам сотрудник не хочет проявлять инициативу в предложении новшеств: «Причины кроются, возможно, в отсутствие творческой составляющей, в недостатке специальных знаний, в незаинтересованности и нежелании проявления инициативы. Многие считают себя исполнителями — и не более того».

Как побороть все эти страхи и вдохновить сотрудников на озвучивание предложений и идей?

Генератор идей

«С подобными причинами руководству стоит бороться путем организации обучающих и мотивационных тренингов, собраний с целью применения метода “кнута и пряника” в разумных его пределах. Можно сказать сотруднику: “Каких результатов ты хочешь добиться в нашей компании по истечении 3–6 месяцев? Получения соответствующего опыта, навыков, может быть, повышения в должности? Тогда работай, предлагай идеи, проявляй инициативу в достижении общих целей компании!” Нужно ставить перед человеком задачу, использовать так называемую технику “слабо?”: если сможешь преодолеть некий барьер, в какой-то степени переступить через себя, начать активно, с энтузиазмом действовать во благо компании, то по результатам труда руководство поощрит твои старания», — советует Владимир Якуба.

Не менее важно дать понять (возможно, провести общее собрание), что лишней работой инициаторов загружать не будут и наказывать за то, что идея плоха или несвоевременна, — тоже. И не стоит забывать о коммуникациях: у работников должна быть возможность устно или письменно преподнести свои идеи. Если руководитель баррикадируется в кабинете, а связь с ним возможна только посредством личного секретаря, вряд ли кому-то захочется штурмовать эту «крепость», чтобы поделиться наработками.

Владимир Якуба утверждает, что побороть страх сотрудников в проявлении инициатив также можно, например, объявив худший возможный результат: «Следует объяснить подчиненному, что если он не справится, не реализует идею, его, во-первых, не уволят. Во-вторых, он получит ценный, незаменимый опыт. Необходимо со стороны руководства морально поддерживать, настраивать работника на достижение высоких результатов».

Для налаживания процесса генерации идей сотрудниками директор по персоналу компании Ozon.ru Валерия Миненкова рекомендует использовать элементы PR: «Например, можно выбирать самых инициативных и делиться их историями успеха со всеми — публиковать эти истории на корпоративном сайте, в журнале, отмечать этих людей на корпоративных праздниках, снимать небольшие фильмы и так далее».

Элла Михайлова резюмирует, что необходимо особо отмечать успешно выполненные задачи, а на неудаче не фиксировать внимание. Лучше спокойно разобрать сложные моменты и поискать пути их решения. Эксперт считает, что при таком подходе сотрудникам не будет страшно проявлять инициативу.

Кнут или пряник?

Предположим, сотрудники убеждены, что предлагать свои идеи — можно и важно. И даже готовы взяться за реализацию придуманной концепции. Что дальше? Можно ли наказывать работника, если он завалил собственный проект и такая, на первый взгляд, хорошая идея провалилась?

«Ни в коем случае не стоит наказывать специалиста, если он не реализовал идею в должном виде. Возможно, он только в начале своего творческого пути, и слишком явная демонстрация руководством недовольства в отношении его неудачи может спровоцировать появление неуверенности в будущих проектах. Показательный “разбор полетов” никаких плодов не принесет. А личная беседа, в ходе которой следует сделать “работу над ошибками”, проанализировать допущенные в работе оплошности, поможет избежать провала в реализации последующих идей», — уверяет Владимр Якуба.

Понятно, что инициаторов (особенно успешных) нужно каким-то образом поощрять, чтобы остальные сотрудники стремились следовать их примеру. Если в качестве награды будет выступать одно сухое «спасибо», то даже самый непоседливый работник вскоре махнет рукой на все рационализаторские идеи. Проще тихо трудиться и не создавать себе проблем в виде всевозможных творческих замыслов.

Эксперты солидарны в том, что, как ни крути, а самая лучшая награда — это деньги. Материальная мотивация — своеобразный двигатель идей.

Валерия Миненкова считает, что за реализацию инициативы можно премировать: «Если премия заработана справедливо, на понятных для всех сотрудников условиях, почему бы не ввести материальное стимулирование? Только есть один важный момент: тем, кого пока не премировали, важно понимать, что они могут сделать, чтобы заработать такую премию. Если компания обеспечивает прозрачные условия премирования, это будет мотивировать».

«Безусловно, необходимо поощрять начинания сотрудников, даже тех, которые не дошли до реализации своего замысла. Если же какая-то идея была внедрена в работу и начала давать плоды, то, во-первых, надо донести до всех сотрудников компании, кто автор данной идеи, а во-вторых, надо каким-то образом отметить новатора материально. Например, сотрудник нашего агентства внес на рассмотрение идею, которую руководство компании уже давно обдумывало и вынашивало, но не хватало исполнителя, который помог бы технически ее реализовать. Получилось, что сотрудник как нельзя кстати выдвинул идею, при этом он готов был заняться воплощением данного проекта — в итоге он его и возглавил», — приводит пример Екатерина Крупина.

Но и нематериальную мотивацию никто не отменял. Признание (как личное — от руководителя, так и публичное — от коллектива) — прекрасный стимул для генерации новых идей. Сюда же можно включить и перспективы карьерного роста: кто проявляет инициативу, тот и двигается вверх по служебной лестнице. Самое главное, чтобы все это работало, а обещания, данные сотрудникам, не были пустым звуком.

Владимир Якуба считает, что моральное поощрение необходимо — оно вызовет у сотрудника чувство необходимости, значимости для компании. Внимание руководства многим помогает самоутвердиться в коллективе. Но все же, по словам эксперта, именно система денежной мотивации (или же возможность продвижения по карьерной лестнице) в большинстве случаев «делает свое доброе дело» гораздо эффективнее, чем похвала на словах.

Да. Инициатива наказуема!

Что значит выражение «инициатива наказуема»

Очень часто можно услышать выражение «инициатива наказуема», которое по сути призывает к отказу от собственных оригинальных идей и решений. Но что конкретно означает эта фраза и каково её происхождение?

Почему говорится «инициатива наказуема»?

Как это нередко случается с распространёнными поговорками, в своем первоначальном виде фраза выглядела несколько иначе, а именно «в армии инициатива наказуема». Выражение появилось в среде военнослужащих и означало, что любая инициатива, проявленная младшим по званию, приводит к тому, что именно он будет вынужден заниматься её реализацией, а также понесёт всю ответственность за возможную неудачу. С другой стороны, никаких поощрений он, скорее всего, не получит, даже если идея действительно окажется практически полезной. Именно поэтому многие призывники стараются «не высовываться», чтобы лишний раз не привлекать к себе внимание начальства, поскольку их инициативность может намного осложнить несение службы: гораздо проще спокойно подчиняться приказам. Кроме того, в армии традиционно недолюбливают людей, демонстрирующих выдающиеся умственные качества, особенно если они младше по званию.

Стоит ли рисковать в обычной жизни?

Однако в обычном мире выражение «инициатива наказуема» стало оправданием бездействия людей, не способных предложить ничего нового. Конечно, и в офисе, и на предприятии ответственность за реализацию новых предложений, как правило, ложится на их автора, но в отличие от вооружённых сил, заинтересованных в сохранении и поддержании порядка и традиций, коммерческие предприятия намного больше ценят оригинальные идеи, позволяющие сэкономить деньги, время или повысить уровень надёжности.

Многие коммерческие организации всячески приветствуют и поощряют инициативных работников. Если вы заинтересованы в продвижении по карьерной лестнице, то без собственных оригинальных идей не обойтись.

Поэтому оправданием «инициатива наказуема» пользуются те, кто не хочет или боится груза ответственности, не желает обременять себя новыми задачами и вообще расширять сферу деятельности, предпочитая действовать в строгом соответствии с должностной инструкцией, пусть даже и замечая очевидные погрешности. В современном офисном мире немного людей, готовых брать на себя ответственность за неудачи, рисковать, проявлять инициативу, не боящихся провалов и наказаний.

Ещё во времена Советского Союза на предприятиях промышленности и производства высоко ценились люди, занимавшиеся рационализаторской деятельностью. Внедренные рацпредложения отмечались грамотами и премиями.

Остальные же считают более целесообразным не выходить за рамки своих непосредственных обязанностей, прикрываясь тем, что, как говорится, «инициатива наказуема».

Инициатива на работе наказуема?

Порой, человек, который стремится к личностному и карьерному росту, идёт на многие жертвы ради достижения своей цели. Но перед тем как осуществить свой план в реальной жизни, целеустремлённые люди не задумываются о тех последствиях, которые может повлечь за собой обычная и с виду безобидная инициатива.

Обычно последствия проявляются не сразу. Сначала начальник может предложить дополнительное задание, которое не будет оплачиваться, но поможет завоевать его доверие и предрасположение. Исполнительный и обязательный сотрудник, как правило, не обдумывая такое предложение, сразу же предлагает свою кандидатуру, ссылаясь на возможное повышение в будущем, особенно если он выполнит несколько подобных поручений.

Разумеется, можно выполнить задание на отлично, внимательный начальник это заметит, но вопрос о повышении мнения или о каком-либо вознаграждении может оставаться открытым довольно долго. В конечном итоге, если реакции не последовало в ближайшее время, то вероятно, её не последует вообще. Но настырный сотрудник может проявлять инициативу и работать без надбавки довольно долго, и тогда происходит обратный эффект — добрые дела начинают действовать против сотрудника.

Человек довольно быстро привыкает ко всему хорошему, увы, такова его физическая и психологическая сущность. Начальник тоже человек, поэтому для него такие свойства являются тоже нормальными проявлениями. Поэтому через некоторое время он может даже не интересоваться, кто бы хотел выполнить дополнительное задание, а сразу поручить его тому человеку, который постоянно проявляет инициативу. Со временем у такого работника может пропасть инициатива ввиду испарившейся мотивации, только начальника такой исход уже не будет волновать. В случае отказа он, скорее всего, будет возмущён, а в худшем случае может проявить крайне негативные тенденции, что испортит всяческие добрые отношения.

Читайте также:
Как вернуть мужчину?
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: