Упражнения на развитие навыков общения — разбираемся досконально

Упражнения на развитие навыков общения — разбираемся досконально

Бытует мнение, что научить человека общаться невозможно. Мол, умение разговаривать с людьми — это какая-то генетически заложенная способность: или дано, или не дано. Но в последние годы психологи активно опровергают этот стереотип и смело заявляют: общение — это точно такой же навык, как танцы, пение или готовка. И точно так же, как в развитии любого навыка, здесь существуют определенные упражнениядля отработки.

1. Пересказ

Для чего: Вы учитесь думать и говорить одновременно. Упрочняется связь мышления и речи.

Как выполнять: Открываете любимый блог, находите любую статью, из нее выбираете 2–3 любых абзаца. Читаете их и пересказываете самому себе вслух. Дальше — следующие несколько абзацев, и так до конца статьи.

Длительность упражнения: Зависит от объема статьи. Пересказывать нужно по 1 статье в день.

См. также

Психологические тренинги

2. Продолжение чужой мысли

Для чего: Вы учитесь искать нестандартные решения, развиваете гибкость мышления.

Как выполнять: Включаете телевизор или любое видео в интернете. 30 секунд слушаете спикера, далее выключаете звук и в течение 30 секунд развиваете его мысль.

Длительность упражнения: По 5–10 минут в день.

Упражнение на общение «Расскажи о…»

Цель: тренировка навыков уверенного общения.

Количество участников: любое.

Время: 35–40 мин.

Предмет рассказывает о хозяине.

Каждый из участников берет в руки любой принадлежащий ему предмет и от лица этого предмета рассказывает о своем обладателе. Другие предметы (вернее их обладатели), могут задать ему любые вопросы о его хозяине.

Это упражнение на общение можно использовать как при знакомстве участников, так и для более глубокого раскрытия участников, для тренировки навыков общения.

3. Загадка Льюиса Кэрролла

Для чего: Ломаете собственные стереотипы, привычки мыслить определенным образом.

Как выполнять: Загадка, которую придумал Кэрролл, звучит так: «Чем ворон похож на стол?» Упражнение построено на ее основе. Желательно выполнять его вдвоем, чтобы не подтасовывать себе более «удобные» предметы. Один называет любое слово, другой называет любое другое слово, между ними вставляете вопрос: «Чем похожи?» Получается что-то типа «Чем шкаф похож на кролика?» Сидите и ищете варианты.

Длительность упражнения: Начать стоит с 10 пар.

4. Лекция кому угодно о чем угодно

Для чего: Выуживая из памяти неприкладную информацию, тренируете память. Делаете процесс мышления более гибким.

Как выполнять: Упражнение выполняется вдвоем. Вы выбираете любой предмет из тех, что вас окружают, и рассказываете о нем собеседнику. Как он появился? Почему важен в масштабах человечества? Для чего он используется здесь, в этом помещении? При регулярной практике вскоре вы сможете задвинуть часовую лекцию про ластик, стул или дверцу шкафа.

Длительность упражнения: Начинайте с 5 минут.

5. Диалог с зеркалом

Для чего: Вы наблюдаете за собой со стороны, учитесь связно говорить о своих мыслях, налаживаете контакт с самим собой.

Как выполнять: Задача состоит в том, чтобы, глядя на себя в зеркало, выудить из ума любую мысль и развить ее вслух. То есть вы подходите к зеркалу, начинаете думать и говорить о том, что думаете. Плавно переходите с мысли на мысль, связывая их друг с другом. Спустя некоторое время у вас начнет получаться связный и искренний рассказ о том, что крутится у вас в голове.

Длительность упражнения: По 10 минут пару раз в неделю.

6. Разговоры с набитым ртом

Для чего: Одномоментное улучшение дикции перед «спичем».

Как выполнять: Здесь есть разные варианты. Можно положить на язык обычную ложку или по горсти орехов за щеки и пытаться максимально четко проговаривать слова.

Длительность упражнения: Достаточно 7–10 минут.

7. Развитие чужой мысли

Для чего: Развивается умение общаться на любую тему.

Как выполнять: В большой компании. Желательно, чтобы было минимум 5 человек: 4 игрока и один ведущий. Первый игрок начинает рассказ на произвольную тему, по сигналу ведущего следующий продолжает рассказ, так история идет по кругу.

Длительность упражнения: Один цикл игры составляет 5 минут. Через 5 минут назначается новый ведущий.

Упражнение на общение «Как мы похожи!»

Цель: потренировать навыки общения, лучше узнать друг друга, обсудить вопросы, связанные с установлением контакта.

Необходимые материалы: бумага, карандаши, призы.

Время: 10–15 минут.

Размер группы: 10–20 человек.

Описание: тренер просит группу разделиться на пары и объясняет, как будет проходить упражнение.

Каждая пара должна как можно быстрее найти и записать по 10 характеристик, верных для них обоих. Нельзя писать общечеловеческие сведения, такие как «у меня две ноги». Можно указать, например, год рождения, место учебы, хобби, семейное положение и т. д.

После того как 10 характеристик записаны, каждый член группы выбирает другого партнера и повторяет то же самое с ним.

Тот, кто быстрее всех найдет по 10 качеств, объединяющих его с пятью другими участниками, получает приз.

Обсуждение:

  • Легко или сложно было выполнять это упражнение?
  • Легко ли было искать общее с другими участниками?
  • Что помогало быстро устанавливать контакт с другим человеком?

Эти упражнения на общение взяты из свободных источников, а значит стоит учитывать, что они:

  • доступны многим тренерам и могут быть уже известны участникам ваших тренингов.
  • не содержат подробной инструкции проведения упражнения.

Когда вам понадобятся:

  • эксклюзивные упражнения, известные только малому кругу тренеров-профессионалов
  • упражнения с подробно прописанной тренерской методикой их проведения, раскрывающей всю «подводную часть» тренерской работы и поясняющей как именно провести упражнение и подвести итоги упражнения, чтобы прийти к наилучшему результату
Читайте также:
Как понравится мальчику за 1 день?

Этот портал вырос на базе крупнейшего тренингового центра «Синтон». За более чем 30 лет работы центром «Синтон» была собрана, наверное, крупнейшая база лучших игр и упражнений для бизнес-тренингов и личностных тренингов.

И когда мы поняли, что тренеры постоянно сталкиваются с проблемой нехватки качественного материала для тренингов, мы собрали команду тренеров-профессионалов, которые:

  • отбирают только самые лучшие, самые яркие и эффективные упражнения по самым разным тренерским темам
  • профессионально и подробно описывают скрытую методику их проведения!

Приятно, что теперь вы можете скачать наши тренерские методички упражнений по самым доступным ценам в разделе «Упражнения для тренингов».

Из упражнений на общение мы рекомендуем вам, прежде всего, такие упражнения:

8. Купля-продажа

Для чего: Для развития навыка убеждения.

Как выполнять: Для выполнения этого упражнения вам понадобится партнер. Выберите любой из окружающих вас предметов и постарайтесь «продать» его собеседнику. Это что-то вроде классической задачки «продай мне ручку» на собеседовании. Описывайте положительные качества предмета, обращайте его минусы в особенности, доказывайте, как он нужен партнеру.

Длительность упражнения: Пробуйте «продавать» в течение 3 минут.

Достаточно выбрать 2–3 упражнения из этого списка и выполнять их регулярно в течение нескольких недель. А вы нашли что-нибудь для себя?

Упражнение «Вчувствование»

Как думаете, что будет, если вы предложите участникам тренинга научиться технике, позволяющей совершенно понимать и чувствовать своего собеседника, вплоть до его самоощущения и хода мыслей?

Вероятнее всего они подумают, что вы их либо разыгрываете, либо будете учить какой-нибудь сложной технике, которой надо учиться годами и обладать природной предрасположенностью.

А если вы скажете им, что это не шутка, и что за 30 минут вы действительно научите их несложной и доступной технике понимания своего партнера по коммуникациям, технике, которой может обучиться любой человек? Конечно, они с радостью ухватятся за такую возможность.

Упражнение «Вчувствование» позволяет дать возможность попрактиковаться в этой самой технике и уже на первых этапах получить удивительные результаты.

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами:

Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста).

Галина Коновалова
Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста).

Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста, обеспечивают эффективность общения и совместимость с другими людьми. Способность к общению подразумевает:

– желание вступать в контакт с окружающими;

– умение организовать общение, включающее в себя умение слушать собеседника, эмоционально сопереживать, решать конфликтные ситуации;

– знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.

Всему этому ребенок научается в семье, в группе детей и в общении со взрослыми – педагогами и родителями. Чем раньше обратить внимание на эту сторону жизни ребёнка, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни. Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение – показатель отклонений психического развития. Необходимо помочь ребёнку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности.

Так как ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, можно предложить простые игры и упражнения, способствующие развитию основных умений общаться, которые педагоги и родители могут провести индивидуально с ребенком или в группе сверстников.

«Путаница». Дети встают в круг, закрывают глаза и, вытянув руки вперед, сходятся в центре. Правой рукой каждый берет за руку любого ребенка, левую берет кто-то из детей. Взрослый помогает, следя, чтобы за одну руку взялся только один ребёнок. После этого дети открывают глаза. Задача детей – распутаться, не отпуская рук. Хорошо в этой игре использовать веселую, бодрую мелодию.

«Насос и мяч». Игра направлена на осознание чувств напряжения и расслабления.

Дети, изображающие мяч, должны стоять с опущенной головой, вяло висящими руками, согнутыми в коленях ногами (то есть выглядеть как ненадуая оболочка мяча). Взрослый тем временем собирается исправить это положение и начинает делать такие движения, как будто в его руках находится насос. По мере увеличения интенсивности движений насоса «мяч» становится все более накаченным.

Дети надувают щеки, руки с напряжением вытягивают в стороны, начинают распрямляться. Взрослый может потрогать мышцы сказать, что он перестарался и теперь придется сдувать мяч. После этого изобразите выдергивание шланга насоса. Дети издают с силой звук «ш-ш-ш», возвращаясь в исходное положение.

Примечание. Чтобы показать ребенку пример, как играть надувающийся мяч, лучше сначала предложить ему побыть в роли насоса. Если детей много можно предложить им разбиться на пары.

«Походки». Упражнение предназначено для снятия напряжения, эмоционального раскрепощения детей.

Детям предлагается изобразить походки различных животных и людей (как старик, как маленький ребёнок, как клоун, как медведь и т. д.). Варианты походок могут придумывать сами дети.

Второй вариант этой игры, когда другие дети должны по походке угадать, кого изображают.

«Через стекло». Игра направлена на развитие умения передавать мысли и чувства с помощью мимики и выразительных движений.

Детям предлагается объяснить что-либо друг другу, представив, что между ними стекло (окно, через которое не проникают звуки. Например, «Дай мне шапку, я замерз, на улице холодно», «Принеси мне карандаш, я буду рисовать», или ребёнок сам придумывает сообщение, которое хочет передать.

Читайте также:
Как расстаться с любовником и пережить расставание?

«Поезд». Упражнение способствует развитию сплоченности группы.

Дети встают друг за другом и держатся за плечи или за пояс впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия.

1. Проползти под дугой.

2. Перепрыгнуть через канаву.

3. Пройти по узкой тропинке

4. Обогнуть «широкое озеро».

5. Подняться и сойти с небольшого куба.

На протяжении всего упражнения дети не должны отцепляться от своего партнера.

«Поводырь». Игра развивает чувство ответственности за другого человека, доверительного отношения друг к другу.

Упражнение выполняется в парах. Сначала один ребёнок водит ведомого с повязкой на глазах, испытывая чувство руководства и ответственности за его благополучие. Затем дети меняются местами.

«Весёлый мячик» Упражнение способствует преодолению застенчивости детей.

Дети встают в круг и передают друг другу мячик со словами:

Ты катись, весёлый мячик,

Быстро, быстро по рукам.

У кого весёлый мячик –

Танец пусть станцует нам.

У кого на последнем слове оказывается мяч, выходит в круг и танцует.

Это лишь небольшая подборка игр, которые мы используем для развития коммуникативных навыков детей.

Пусть все дети растут счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. А мы, взрослые, поможем им разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Развитие коммуникативных способностей детей среднего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр 1. Пояснительная записка : Формирование коммуникативности – важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из.

Конспект занятия по развитию коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста «Дом дружбы» Предлагаю один из конспектов коррекционно-развивающей программы «Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста».

Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста Высокая степень доступности информации и гуманизация всех сфер жизнедеятельности общества оказали существенное влияние на образование, в.

Консультация для родителей «Игры и упражнения на развитие навыков общения детей дошкольного возраста» Важную роль в жизни каждого человека играет общение. Необходимость раннего формирования положительного опыта общения детей обусловлена тем,.

Игры-упражнения на развитие мелкой моторики рук и развитие речи детей раннего возраста Художественное слово Пальчиковые игры сопровождаются стихотворными текстами. Стихотворения в играх – это та основа, на которой формируется.

Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста Игры и игровые упражнения ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШИХ ГРУПП «Учите, играя» В помощь педагогам Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит.

Родительское собрание в подготовительной группе «Учим детей общению» Цель:Активизация интереса родителей к теме формирования у детей коммуникативных навыков, умения общаться с окружающими. Задачи: • способствовать.

Самоанализ: развитие сенсорных способностей у детей дошкольного возраста посредством дидактической игры Воспитатель. А что это значит? Значит- солнце, тепло, доброта. Значит-самое милое сердце, что детей согревает всегда. Это значит любовь.

Театрализованная игра как средство развития коммуникативных способностей у детей младшего дошкольного возраста Театрализованные игры – это своеобразная приобщения форма ребенка будущей взрослой жизни, это школа, где ребенок познает себя и свои возможности,.

Экспериментальная работа по исследованию уровня развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста Экспериментальная работа по исследованию уровня развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста Эксперимент.

Упражнения на развитие навыков общения — разбираемся досконально

Многие хотят обладать отличными коммуникативными способностями – быть общительными, быстро находить общий язык с собеседниками, а также без каких-либо сложностей знакомиться с новыми людьми. Однако для этого необходимо обладать хорошей коммуникативной компетенцией.
Коммуникативная компетенция – компетенция, описывающая качество и эффективность способности общаться.

Понятие «коммуникативная компетенция» по происхождению означает некоторую систему требований к человеку, связанных с процессом общения и может включать в себя множество компонентов, например:

  • грамотная речь;
  • знание и владение ораторскими приемами;
  • умение проявить индивидуальный подход к собеседнику;
  • владение определенной лексикой;
  • развитость устной речи (в том числе ее четкость и правильность);
  • развитость письменной речи;
  • умение соблюдать этику и этикет общения;
  • владение коммуникативными тактиками и стратегиями;
  • знание личностных особенностей и типичных проблем людей, с которыми предстоит общаться;
  • умение анализировать внешние сигналы (телодвижения, мимика, интонации);
  • неконфликтность и способность устранять конфликты;
  • владение навыками активного слушания;
  • актерские способности;
  • умение организовывать и вести переговоры, иные деловые встречи;
  • эмпатия;
  • умение проникнуться интересами другого человека.

Развитие коммуникативной компетенции является актуальным направлением, поэтому тренинговые программы по этой теме являются очень востребованными. Предложенные упражнения для развития коммуникативных способностей, а в частности коммуникативной компетенции могут быть использованы педагогами при разработке авторских тренинговых программ для старшеклассников.

Упражнение «Передай информацию»

Цель: развить умение точно передавать информацию

Продолжительность: 35­40 минут

Для упражнения необходимо не меньше 20­ти участников (восемь человек – участники ролевой игры, остальные – наблюдатели).

Вызовите восемь добровольцев. Скажите им, что все они работники большой корпорации. Распределите роли:

  1. рядовой исполнитель;
  2. заместитель начальника отдела;
  3. начальник отдела;
  4. заместитель директора филиала;
  5. директор филиала;
  6. заместитель исполнительного директора;
  7. исполнительный директор;
  8. генеральный директор.

После этого все, кроме «генерального директора» и вас, должны покинуть помещение. Сообщите ему последние новости, которые связаны с его «подчиненными».

Педагог: «Вам стало известно от одного доброжелателя, что в Брестском филиале работники в рабочее время играют в компьютерные игры. Было замечено, что в 10:05, то есть через пять минут после начала торговли, на дверях магазина висела табличка «Закрыто». При этом слово «Закрыто» было написано с ошибкой: «Зокрыто». Рядовой исполнитель ходит уже третью неделю в одной и той же грязной рубашке. В производственном помещении пахнет испорченной едой… Вам надо срочно навести порядок. Для этого вы вызвали исполнительного директора, чтобы распорядиться…»

Читайте также:
У меня апатия к жизни (видео)

Сообщите «новости» только один раз.

Вызовите «исполнительного директора», попросите «генерального директора» дать ему распоряжения. После этого «генеральный директор» присоединяется к наблюдателям. «Исполнительный директор» вызывает своего заместителя… И так по цепочке.

В конце игры проведите обсуждение. Задайте следующие вопросы:

  • Как работает человеческая память?
  • Почему мы запоминаем одно, но забываем другое?
  • Важно ли внимательно слушать собеседника?
  • Какие действия надо совершать в уме, чтобы эффективно и качественно усвоить информацию?

Если есть возможность, ролевую игру можно записать на видео. После обсуждения вместе с участниками просмотрите игру, проанализируйте ее.

Упражнение «Кто похвалит меня лучше всех?»

Цель: развить коммуникативную компетенцию

Продолжительность: 30­35 минут

Подготовьте вращающийся стул или кресло. Из числа добровольцев выберете участника на роль «принцессы». «Она» усаживается в центр круга на вращающийся стул.

Педагог: «Сейчас мы будем льстить «принцессе». Можно говорить ей все, что заблагорассудится, но в рамках приличий. Ваша задача – угодить ей своими словами. Пусть ей захочется слушать вас еще и еще. Каждый по очереди должен сказать «принцессе» что­то приятное. В конце она выберет одного, чьи слова ей понравились меньше всех, и скажет примерно так: «Извини, Иван, но нам с тобой придется попрощаться: твои слова мне не очень приятны». Оставшиеся опять говорят приятные слова. Можно повторяться и повторять слова других. Главное – угадать, какие слова будут приятны «принцессе», а какие – нет. Игра продолжается, пока не останется один выигравший. Напоследок он должен сказать финальную фразу, а «принцесса» должна его отблагодарить. На этом игра заканчивается. Когда к «принцессе» кто­то обращается, ей нужно повернуться к говорящему».

Упражнение можно повторить несколько раз. В конце проведите обсуждение. Обсудите с ребятами:

  • Почему выиграли именно эти победители? В чем их секрет успеха?
  • Может ли быть так, что даже самая приятная фраза со временем приедается? Почему?
  • Что в повседневной жизни сдерживает людей от комплиментов?

Упражнение «Ослабление суждений»

Цель: освоить способы смягчения общих суждений, высказываемых собеседником

Продолжительность: 15­20 минут

Педагог: «Многие люди в общении часто «скатываются» до общих фраз, таких как:

  • «Меня никто не любит…»
  • «Я никому не нужна…»
  • «Сейчас никто честно не сдает экзамены…»
  • «Все мужчины только об одном и думают…»

Как вы думаете, почему люди используют такие общие утверждения? Как это мешает общению? Стоит ли самому использовать такого рода утверждения?»

Участники, скорее всего, сойдутся на том, что такого рода утверждения вредны и мешают общению, но в некоторых случаях такие фразы являются проявлением внутренних переживаний человека, и за это нельзя его слишком строго судить.

Педагог: «Организуем небольшую демонстрационную сценку. Для этого нам нужны два добровольца. Одному выделим роль мужа, который провел на работе напряженный день, пришел домой, собирается отдохнуть, но тут жена (второй доброволец) пристает с расспросами о том, как дела на работе. Задача «жены» – разговорить «мужа». «Муж» пытается отговариваться какими­то общими фразами».

После сценки обсудите с ребятами:

  • Какие общие фразы использовал «муж»?
  • Почему эти фразы можно считать общими?
  • Как бы в нормальном общении эти фразы могли звучать?
  • Что делала «жена» для того, чтобы разговорить мужа?

Организуйте небольшой «мозговой штурм», обсудите, как лучше парировать общие фразы и суждения. Запишите идеи на доске, затем обсудите их. Желательно близкие идеи объединить между собой.

Упражнение «Метод интервью»

Цель: развить коммуникативные компетенции

Продолжительность: 35­40 минут

Педагог: «В повседневной жизни люди редко общаются так, будто один из них – герой интервью, а второй – журналист. Все дело в особенностях этого формата взаимодействия: один человек «допрашивает» другого. Процедура трудоустройства тоже часто включает в себя интервью. Также его в том или ином виде применяют социологи, психологи, психотерапевты.

У большинства людей нет за спиной практики проведения интервью. В этом и заключается идея этого упражнения – попрактиковаться в проведении и участии в интервью».

Вызовите двух добровольцев. Отсадите их в «студию». Позаботьтесь о придании «студии» нужного антуража. Поставьте комфортные кресла, журнальный столик с цветами, бутылку воды. Найдите осветительный прибор, чтобы осветить «студию». Поищите и другие методы, которые помогут участникам погрузиться в соответствующую атмосферу.

Одному добровольцу присвойте роль журналиста, другому – роль гостя.

Педагог: «Итак, «гость» должен играть самого себя и рассказывать про свою жизнь. Лучше, конечно, отвечать честно. Если какой­то вопрос покажется вам неприятным, то можно промолчать, уклониться от ответа или прямо сказать, что не хотите отвечать.

«Журналист» должен перед началом интервью решить, что именно он хочет выпытать из разговора с гостем. Ему дается минута, чтобы подумать и определить «самый важный вопрос». При этом вы никому не должны говорить этот вопрос. После того, как вы дадите знак, что придумали вопрос, начинается интервью».

Наблюдайте за действием вместе со всеми участниками. Обращайте внимание на интересные моменты в этой ситуации:

  • невербальное поведение «журналиста» и «гостя»;
  • тактические хитрости, уловки «журналиста»;
  • коммуникативную грамотность участников диалога;
  • проявления раздражения, негативные реакции у обоих участников;
  • актерские способности и т.д.
Читайте также:
О чем беседовать с девушкой

Когда «интервью» завершится, «журналист» и «гость» возвращаются ко всем участникам. Обратите внимание ребят на следующие вопросы:

  • Какой вопрос был самым важным?
  • Как «журналист» добился своей цели? Что ему мешало? Что помогало?
  • Можно продолжить упражнение уже с другими участниками. Может, участники, которые побывали в роли «журналиста», захотят стать «гостями» либо наоборот?

Упражнение «Новая сказка»

Цель: развить способность контролировать свою речь

Продолжительность: 25­30 минут

Педагог: «Одна из распространенных проблем, связанных с речью, заключается в том, что говорящий как бы транслирует окружающим свои мысли. Если мысли сумбурны, то и речь сумбурна. Если мысли «скачут», то и в речи говорящий перескакивает с одной темы на другую. Отучиться «выливать» на окружающих свои мысли не так уж сложно».

Выберем известную всем сказку («Колобок», «Красная шапочка», «Курочка Ряба» или любую другую). Ваша задача – рассказать эту сказку, но изменив в ней имена основных (или всех) персонажей. К примеру, Колобок может превратиться в Мальвину, Красная шапочка – в Царевну­лягушку или того же Колобка.

После того, как первый участник ошибется, рассказ должен продолжить следующий участник. Участники будут меняться до тех пор, пока сказка не закончится».

Повторите упражнение, выбрав другую сказку. Подбадривайте ребят, это поможет им добиться прогресса: говорить быстрее и совершать меньше ошибок.

Упражнение «Поза сидящего собеседника»

Цель: развитие способности занимать идеальную поза сидящего собеседника

Продолжительность: 15­20 минут

Педагог: «Давайте обсудим, какова идеальная поза сидящего собеседника? К примеру, его ноги скрещены, носки ног направлены на собеседника, спина прямая, но не напряженная, руки свободно лежат на бедрах, кисти рук не сцеплены, ладони видны. Как принято, его корпус тела находится чуть под углом, голова также немного склонена набок, глаза направлены на собеседника. Также у него спокойное выражение лица, доброжелательная улыбка и взгляд.

Разбейтесь на пары и пронаблюдайте за своим напарником, как он представляет себе «идеальную позу». В конце мы проанализируем все замеченное вами».

Разбейте участников на пары. Если их количество нечетное, поучаствуйте в упражнении сами.

Попросите всех встать, предложите всем походить по тренинговому залу. Затем скажите участникам занять свои места, приняв идеальную позу. Повторите упражнение несколько раз.

Упражнение «Купи маску»

Цель: развить коммуникативную компетенцию

Продолжительность: 20­25 минут

Рассадите участников по кругу. Раздайте им по три фишки (или жетона), которые будут обозначать валюту. Обратитесь к одному из игроков.

Педагог: «Представьте, как к вам подходит ваш давний знакомый (но не друг) и просит занять ему приличную сумму. Вам не хочется этого делать, поэтому вы на свое лицо надеваете «маску». Назовем ее «маска отказа». Вы не знаете, как эта «маска» выглядит. Но вам готовы помочь участники этого упражнения.

Пусть каждый изобразит «маску отказа» – то, как он это понимает. Всмотритесь внимательно в каждое лицо. Выберите то выражение лица, которое вам кажется наиболее уместным. Дайте хозяину этой «маски» фишку. А теперь примерьте ее.

Ход переходит от одного к другому участнику. Можно повторить предыдущую ситуацию, можно задать новую (человек, который вам нравится, пригласил вас в ресторан; ваш начальник рассказал несмешной анекдот; вы – 10­летний школьник, который притворяется больным, чтобы не идти в школу; вам передают слух, что вас собираются уволить, но вы не изображаете волнение).

Всем участникам нужно сделать одинаковое количество ходов. У кого больше всего фишек, тот хороший «продавец масок». Обсудите с ребятами, что привело их к победе, как они могут помочь тем, кто не стал лучшим в этом упражнении.

Екатерина ДАВИДОВСКАЯ,

психолог

Информация, размещенная на этом портале, является интеллектуальной собственностью Редакции. Все права защищены. Перепечатка разрешается только с гиперссылкой на kem.by.

Copyright © 2016 Журнал “Кем Быть?”. All Rights Reserved.

Развитие коммуникационных навыков у детей

Трудно назвать хотя бы один полезный навык, который не нужно было бы развивать с детства, ведь дети отлично впитывают информацию. И один из самых важных навыков, который стоит привить ребенку – это умение общаться с людьми и грамотно доносить свои мысли. Это позволит ему успешно социализироваться и благодаря этому стать успешным человеком.

Коммуникативные способности – это индивидуальные психологические особенности личности, которые обеспечивают эффективное взаимодействие между людьми в процессе общения. Их можно улучшать при помощи грамотных методик, настойчивости и практики.

По мнению Ларисы Чернецкой, автора книги «Развитие коммуникативных способностей у дошкольников», в ребенке необходимо развить три основные составляющие навыки коммуникации.

Первая составляющая: «область желания». Это значит, что нужно выработать потребность в общении, которая определяет желание ребенка общаться с окружающими. Без него не будет никакого прогресса. Если взрослый человек может себя мотивировать самостоятельно, то ребенок этого пока делать не умеет.

Если ребенок не проявляет интереса к общению с ровесниками, это может быть вызвано одной из двух причин:

  • физиологические причины: нарушение функций головного мозга;
  • психологические причины: проблемы в семье, неудачный опыт общения с ровесниками, то есть эмоциональные травмы.

Вторая составляющая: «область знания». Это то, насколько ребенок имеет представление о правилах и нормах эффективного общения. Так как сам он понятия не имеет об этих нормах, задача их объяснения и демонстрации ложится на плечи родителей. Вы должны показать ему основные приемы: как поддерживать разговор, как разрешать конфликты, выпутываться из трудных ситуаций.

Читайте также:
Как справиться со стрессом после расставания?

Третья составляющая: «область умений». Эта составляющая делится на несколько компонентов:

  • умение адресовать сообщение;
  • умение привлечь к себе внимание собеседника;
  • аргументированность сообщения;
  • доброжелательность;
  • умение принять точку зрения собеседника;
  • умение заинтересовать собеседника своим мнением;
  • активное слушание;
  • проявлять эмпатию (сопереживать);
  • разрешать конфликтные ситуации.

Если у ребенка развиты все три составляющие, можно говорить о том, что у него развитые коммуникативные навыки.

Вернемся к первой составляющей. Как вызвать «область желания»? Ответ прост: при помощи игр. Все мы знаем, что дети любят играть. Они позволяют им социализироваться, а также проявлять лидерские способности, творческое воображение и умение работать в коллективе.

Поэтому ваша основная задача – найти такие игры и упражнения, которые развивают коммуникационные навыки ребенка и при этом вызывают неподдельный интерес. Вот некоторые из них.

Важно: данные игры подойдут для детей 3-7 лет.

Упражнения и игры для детей на развитие коммуникативных навыков

Закончи историю

Это упражнение поможет не только развить коммуникативные навыки у детей, но и поднимет им настроение. Начните рассказ и предложите ребенку закончить его. Данное упражнение пусть и не основано на диалоге, однако научит выражать мысли, причем связно, логически. Так ребенок научится размышлять и делать выводы.

Избавление от слов-паразитов

Если ваш ребенок уже употребляет слова-паразиты наподобие «ну», «эм», «как его» и прочие, нужно разобраться с этой проблемой, пока она не перекочевала во взрослую жизнь и не стала укоренившейся привычкой.

Попросите ребенка рассказать сюжет любимой сказки или мультфильма. Заранее скажите, каких слов не стоит произносить и пообещайте маленькие награды, если ему это удастся.

Данное упражнение научит его осознанно относиться к своим словам, а также очистит речь от мусора.

Что происходит на картинке?

Это одно из тех упражнений, которые позволяют грамотно выражать свои мысли, структурировать рассказ и быть хорошим собеседником.

Попросите ребенка объяснить, что он видит на картинке. Поощряйте его описывать цвета, людей, декорации и каждую деталь, которую он видит. У старших детей спросите, что, по их мнению, могло произойти до сцены, и что, по их мнению, произойдет позже.

Угадывание эмоций

Возьмите сказку или историю с эмоциональным содержанием. Начните читать ее ребенку. Задавайте подобные вопросы:

  • Почему главный герой рассердился?
  • Что чувствует сейчас этот персонаж? Почему?

Повышение эмоционального интеллекта научит вашего ребенка считывать эмоции других людей и реагировать соответствующе. Лучшие собеседники – именно те, которые понимают чувства других.

Импровизация

Это упражнение замечательно для детей всех возрастов. Выберите тему, с которой ваш ребенок знаком или просто любит, и попросите его рассказывать о ней 2 минуты. После этого усложните задачу: выберите другую тему и увеличьте время до 3 минут.

Ролевая игра

Составьте карты с различными видами деятельности. Ориентируйтесь на возраст ребенка. Карты могут включать:

  • игру с другом, где надо поделиться игрушкой;
  • спор с другом;
  • быть учителем;
  • быть напуганным чем-то.

Вытаскивайте карты. Пусть ваш ребенок изображает то, что находится на карточке. Это поможет ему научиться смотреть на ситуацию с других точек зрения, а также понимать людей.

А теперь – несколько советов, которые помогут повысить навыки общения вашего ребенка.

Советы родителям

Некоторые советы могут показаться очевидными, но это лишь докажет, насколько они важны и нуждаются в воплощении в жизнь.

Регулярно разговаривайте со своим ребенком. Если ребенок не очень общителен, нужно в первую очередь провоцировать его на диалоги с вами. Придумывайте интересные темы, которые могут быть ему интересны, задавайте открытые вопросы, поощряйте длительные размышления.

Не стоит философствовать и пытаться заинтересовать ребенка чем-то далеким ему. Говорите о том, что находится вокруг него, сделайте диалоги актуальными. При этом постоянно вводите новые слова и концепции.

Попросите ребенка описать свой день. Поощряйте своего ребенка рассказывать о том, что произошло с ним в этот день. Вы знаете, что зачастую школьники-подростки на вопрос «Как дела в школе?» отвечают «Нормально» и идут в свою комнату.

Спросите лучше у них «Что тебе понравилось сегодня в школе, а что нет?». Это научит его анализировать прожитый день и описывать свои чувства.

Дополняйте сказанное ребенком. Не стоит общаться в режиме интервью – это выглядит фальшиво и уныло. Вместо этого возьмите за правило дополнять последнюю фразу ребенка.

Если ребенок похвалился своим рисунком, скажите ему: «Вау, похоже, ты очень постарался и проявил много терпения. Что бы ты хотел нарисовать в следующий раз?».

Научите ребенка языку тела. Мы знаем, что большее количество информации во время разговора передается при помощи языка тела, поэтому этот навык нужно развивать с детства.

Скажите ребенку: «Я скрестил руки, потому что немного зол на тебя» или «Я бы хотел, чтобы ты смотрел мне в глаза, когда разговариваешь со мной».

Вы также можете попросить ребенка показать, как двигаются его любимые персонажи из сказок и мультфильмов. Особенно важно, чтобы это были моменты, когда персонажи выражают какие-либо сильные эмоции.

Читайте вместе. Не имеет значения, что вы будете читать. Но желательно, чтобы в книге было много диалогов. Даже если ваш ребенок выбирает одни и те же книги каждую ночь, он развивает лучшее понимание персонажей, сюжета и используемых слов.

Читайте также:
Как пережить смерть любимого человека?

Спрашивайте мнение. Эффективное общение требует умения размышлять о своих чувствах. Поэтому попросите ребенка взвешивать ежедневные решения.

Это может быть что-нибудь простое вроде: «Как думаешь, когда нам следует пойти в библиотеку?», – или сложное: «Как считаешь, куда бы нам лучше поехать в отпуск?». При этом научите ребенка взвешивать «за» и «против».

Поощряйте ребенка вести дневник. Лучший способ научить ребенка правильно выражать свои мысли – поощрять его вести дневник.

Запись в дневнике о повседневных действиях и чувствах поможет вашему ребенку формировать мысли. Это позволит ему почувствовать себя более подготовленным к ответам на вопросы.

Книги

Если хотите детальнее разобраться в теме развития коммуникативных навыков детей, обратите внимание на следующие книги:

  • «Развитие коммуникативных способностей у дошкольников» Лариса Чернецкая.
  • «Общение с трудными детьми» Антон Макаренко.
  • «Педагогическая поэма» Антон Макаренко.
  • «Развитие коммуникативных способностей и социализация детей старшего дошкольного возраст» Светлана Коноваленко, Мария Кременецкая.
  • «Развиваем память с нейропсихологом» Анастасия Сунцова, Светлана Курдюкова.
  • «Не рычите на собаку!» Карен Прайор.
  • «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили» Адель Фабер, Элейн Мазлиш.

Упражнения на развитие навыков общения — разбираемся досконально

8. Игра „Найди по инструкции”. Работа в парах. Один партнер закрывает глаза и по инструкции, данной вторым партнером, должен найти спрятанный предмет. Инструкцию можно давать только вербально. Затем партнеры меняются ролями.

„Обратная связь.” Работа в парах. Группа разбивается на пары по желанию. Каждый в паре по очереди должен сказать своему партнеру: «Мне в тебе не нравится …» (1 раз). «Мне в тебе нравится …» (3 раза). В конце упражнения — рефлексия.

„Настойчивость—сопротивление”. Работа в парах. „Настаивающий” выдвигает требование (прийти домой в 10 часов), „сопротивляющийся” выдвигает причину, почему это требование не может быть выполнено. „Настаивающий” должен отвечать различными убедительными доводами. „Сопротивляющийся” должен найти все возможные доводы, поддерживающие ответ „нет”. Все доводы и с той и с другой стороны должны быть мотивированными, прочувствованными. Упражнение закончено, если „сопротивляющийся” скажет: „Ты меня убедил”, или „настаивающий”: «Мне надоело тебя убеждать». Смена ролей.

12. „Запрещение повелительного наклонения”. Один из участников предлагает другому ряд высказываний, содержащих глаголы в повелительном наклонении. Например: „Иди к доске” или „Иди в магазин”. Другой должен тот же смысл выразить другими словами: „К доске пойдет”, „Не пора ли обедать”.

При обсуждении обратить внимание на то, как выбор той или иной грамматической формы влияет на изменение переживаний, чувств, эмоциональных состояний.

13. «Запрещение „нет” и „не”». Один из участников задает другому вопрос, на который нельзя ответить утвердительно, или делает заведомо невыполнимое предложение. Другой должен выразить свое несогласие таким образом, чтобы не произнести частицу „не” или слово „нет” (например: «Не мог бы ты сейчас залезть на стол и прокукарекать?» — «Боюсь, что это шокирует присутствующих») .

Данную работу можно выполнять в парах, партнеры меняются ролями, либо по кругу по очереди. Если работа в парах, каждый предлагает 4—5 вариантов.

14. „Формулировка вопросов, на которые можно дать лишь утвердительный ответ”. После непродолжительной подготовительной работы каждый задает партнеру ряд вопросов, на которые тот отвечает. Вопросы должны быть построены таким образом, чтобы ответить можно было лишь утвердительно (например: «Ты, конечно, хочешь закончить поскорее этот неприятный разговор?»). Отвечающий не должен давать искусственно неадекватных отрицательных ответов.

По окончании парной работы проводится коллективное обсуждение. Каждая пара сообщает о наиболее удавшихся вариантах. Отвечающие делятся своими переживаниями (рефлексия).

15. „Лабиринт”. Всем членам группы предлагается занять удобное положение в креслах, закрыть глаза и:

а) представить себе лабиринт (рассказать о том, что увидели);

б) услышать звуки в лабиринте (поделиться своими впечатлениями) ;

в) почувствовать себя в лабиринте (рассказать об ощущениях);

г) увидеть, услышать и почувствовать эту ситуацию. Рефлексия: обратить внимание на разницу в полноте образов.

16. „Горячий стул”. В центре комнаты стоит стул. Каждый поочереди занимает этот стул. Все остальные члены группы обращаются к сидящему со словами: «Мне в тебе не нравится…», затем: «Мне в тебе нравится…» (возможны варианты). Используется только фактическая информация, полученная в процессе работы в группе. Следует избегать определений „хорошо”, „плохо”.

После того как все выскажутся, участник, занимавший „горячий стул”, рассказывает о том, что он извлек из этих суждений, что принял, что отверг.

Обратить внимание на то, что решение человека сесть на этот стул означает принятие им спокойно, без обид всего сказанного. Высказывания должны делаться в доброжелательной форме.

17. „Тренировка обратной связи”. Работа в парах. Один выполняет роль слушающего, другой — говорящего. Слушающий должен содержание сказанного ему повторить своими словами так, чтобы говорящий был полностью удовлетворен. Не должно быть собственного толкования. Для этого хорошо брать положительные или отрицательные качества партнеров по общению с дальнейшим описанием результатов влияния этих качеств на слушающего. (Например: «Меня раздражают твои бесконечные возражения. О чем бы тебя ни попросил, ты всегда сначала отказываешься, делаешь не сразу». Пересказ: «Ты говоришь, что тебя раздражает, что я отстаиваю свои права». „Возражения” заменены на „отстаивание прав”, что искажает смысл фразы.)

Упражнение считается законченным, когда оба придут к согласию. Партнеры меняются ролями.

Читайте также:
Как бороться с чувством вины?

18. „Знакомство” (представление себя). Каждому дается по 3 минуты для рассказа о себе. Каждый рассказывает только то, что посчитает нужным.

19. „Интервью”. Каждому по очереди задают вопросы. Отвечающий сам решает, на какие вопросы он будет отвечать, на какие — нет. Отвечать можно с разной степенью откровенности,

искренности, можно отвечать от какого-либо вымышленного лица.

В ходе работы обращать внимание спрашивающих на использование имен, визуальный контакт, оформление вопросов, предоставление возможности отвечающему дать свой собственный ответ. Ведущий группы (преподаватель) участвует в этом упражнении на общих основаниях. Он может задавать вопросы, должен побывать в роли отвечающего на вопросы.

По окончании упражнения — рефлексия. Отметить сложность выбора вопроса, его формулирования, всегда ли ответ воспринимался как ответ на поставленный вопрос. С чем это может быть связано? Данное упражнение может проводиться в разных вариантах:

— отвечающий своего места не меняет, сидит там, где всегда;

— стул, на котором сидит отвечающий на вопросы, стоит в середине круга. Лучше, чтобы за спиной у отвечающего никого не было.

20. „Определение модальностей1″. Каждому участнику группы дается иллюстративный материал (лучше репродукции пейзажей), предлагается составить и записать по нему рассказ. Затем несколько рассказов зачитываются.

По используемым предикатам определяются ведущие модальности. Дается понятие модальности, предиката. Составляется небольшой словарь предикатов (визуального, кинестетического, аудиального типов). Далее предлагается, разбившись на пары, по данной же картине составить рассказ-описание, используя предикаты не своей модальности, т. е. поговорить не на своем языке.

Рефлексия: Попробуйте определить, когда было легче подобрать слова? С чем это может быть связано?

21. Предложить участникам по желанию рассказать какой-нибудь случай из своей жизни (можно случай придумать). После рассказа проанализировать жесты, позы рассказчика, попытавшись соотнести это с ранее полученными знаниями о модальностях.

22. Разыграть с участниками сценки из жизни (ожидание транспорта, разговор в транспорте, встреча давно не видевшихся друзей и т. п.), проанализировать в свете знаний о модальностях.

23. „Модальность”. Вариант вводной беседы педагога-психолога: Вы — старшеклассники. Какие слова вы чаще всего слышите в школе и дома? От учителей и от родителей вы слышите примерно следующее: «Ты должен хорошо учится!», «Ты должен думать о будущем!», «Ты должен уважать старших!», «Ты должен слушаться учителей и родителей!». Почти нет обращений, построенных в модальности возможного: «Ты можешь…», «Ты имеешь право…», «Тебе интересно…».

Что же получается в результате? Происходит отчетливо выраженное противоречие в модальности обращения к ученику. Те речевые средства, которые направлены на него, формируются в модальности долженствования, а то, что касается самих взрослых (учителей, родителей), — в модальности возможного. Ребята понимают, что они „не могут ничего”, для них — одни запреты, а взрослые — „могут все”, у них — полная свобода действий.

Эта очевидная несправедливость обостряет взаимодействия их со взрослыми и в ряде случаев выступает причиной конфликтов.

1 Здесь и далее термин „модальность” используется в значении, принятом в нейро-лингвистическом программировании (НЛП).

Нельзя забывать также, что модальность долженствования вообще тяжело переносится человеком, ее ощущение вызывает у него тревожные, стрессовые состояния, страх оказаться несостоятельным и не „вытянуть” возложенной на него тяжелой ноши долга. Давайте потренируемся!

Как необходимо говорить

Ты должен хорошо учиться!

Ты должен думать о будущем!

Ты должен уважать старших!

Ты должен слушаться учителей и родителей!

Я уверен, что ты можешь хорошо учиться.

Интересно, каким человеком ты хотел бы стать?

Какую профессию планируешь выбрать?

Ты знаешь: уважение к старшим — это элемент общей культуры человека.

А теперь поупражняйтесь самостоятельно!

Слева даны типичные фразы, которые родители и учителя часто говорят подросткам и юношам. Справа напишите другие фразы, в которых модальность долженствования переведите в модальность возможного при сохранении общего смысла высказывания.

«Мы в твои годы жили гораздо хуже. Ты должен ценить заботу старших!»

«Сколько можно бездельничать! Ты должен, наконец, заняться учебой!»

«Ты постоянно срываешь мой урок! Ты должен сидеть спокойно и внимательно слушать!»

«Кто из вас разбил стекло в классе? Ты должен говорить правду!»

Примечание. Такое упражнение может быть использовано во взаимодействии с педагогическим коллективом при анализе отношений учитель — ученик.

24. „Ассоциативный ряд со словом „конфликт”.

Инструкция ведущего звучит примерно так: «…Сегодня мы с вами занимаемся конфликтами. Сейчас я предлагаю встать тем, кто ни разу в жизни не был в конфликте с кем-нибудь, тем, кто не знает, не представляет себе, что это такое — конфликт… Никто из нас не встал. Все мы были в конфликтах и легко можем представить себе, что чувствует человек, находясь в этой непростой ситуации.

Давайте попробуем выразить эти чувства. Сейчас тот, кто получит этот мячик (ручку, игрушку — предмет для эстафеты), попробует подобрать предмет живой или неживой природы, который ассоциируется со словом „конфликт”.

Итак, на что же „похож” конфликт?»… (Передача эстафеты — ответы учащихся.)

Тренинг “Развитие навыков общения среди подростков”

Цель: Развитие коммуникативных способностей: учиться проявлять и выражать свои мысли и чувства в коллективе, учиться умению договариваться, обсуждать замысел работы.

Продолжительность 1 час 40 минут.

  1. «Презентация» (10 мин.)
  2. «Да-Нет» (5-7 мин.)
  3. «Очередь» (15-20 мин.)
  4. «Коллаж» (15-20 мин.)
  5. «Чувства» (15-20 мин.)
  6. «Скажи приятное» (10-15 мин.)
  7. «Обсуждение тренинга» обратная связь (10-15 мин.)

1. Упражнение «Круг знакомства», «Презентация»

Читайте также:
Обстановка в коллективе — читаем во всех подробностях

Время: 10 минут.

Цель: знакомство группы участников тренинга, положительный настрой на работу.

Участники образуют два круга внутренний и наружный, становятся лицом друг к другу, ведущий предлагает участникам задавать любые интересующие вопросы. По команде ведущего внутренний круг движется, переходя к следующему участнику.

Участники группы садятся в круг и начиная с ведущего представляют свой образ группе.

Ведущий предлагает: попробуйте в одной двух фразах помогая себе жестами и позой представить себя группе, каким человеком вы себя чувствуете и как бы вы хотели, чтобы группа вас воспринимала?

Ведущий первым себя презентует далее по кругу каждый участник осуществляет свое представление.

Обсуждение:

– Чье представление вам показалось наиболее ярким и запоминающимся?

– Какое представление для вас было самым оригинальным и неожиданным?

2. Упражнение «Да-Нет»

Время: 5-7 минут.

Цель: повышение общего тонуса группы.

Участники делятся на две равные подгруппы, встают друг напротив друга и по команде ведущего одна группа выкрикивает слова ДА другая НЕТ.

Выигрывает та группа, кому удалось быстро сплотиться, более консолидировано и громко произнести свое слово.

3. Упражнение «Очередь»

Время: 15-20 минут.

Цель: развитие непосредственного коммуникативного поведения.

Из группы выбирается 8 человек, из которых 1 человек водящий, 7 человек становятся друг за другом (в очередь) а восьмой должен пройти к прилавку магазина без очереди. Он завязывает разговор с каждым стоящим, пытаясь достичь своей цели. «Очередь» при этом имеет игровую задачу не пропустить «Нахала» к покупке.

Остальные члены группы рассаживаются и наблюдают.

Затем производится общее обсуждение.

Анализируется каждый коммуникативно-содержательный момент игры: кто из стоящих в очереди уступил, и кто не пропустил «нахала», какие средства были применены водящим (просьба, угроза, шантаж)

4. Упражнение «Коллаж»

Время: 20-30 минут

Цель: Развитие личностной и групповой активности, формирование творческого мышления.

С помощью жеребьевки группа делятся на 4 подгруппы. Каждая получает задание и сообща в течение 10-15 минут выполняет его.

Ведущий: сегодня мы будем составлять коллажи на разные темы, касающиеся настоящего и будущего класса.

Темы:

  1. Наш класс;
  2. Перемена-время отдыха;
  3. Будущее нашего класса;
  4. Какие мы есть на самом деле;

Обсуждение коллажей и хода работы над ними. Что понравилось в работе группы, какие возникли сложности, как их преодолевали?

Вопросы для обсуждения:

  1. Как вы относитесь к теме вашего коллажа?
  2. Какую основную идею вы хотели выразить в коллаже?
  3. Оцените активность каждого участника группы. Как распределились роли в группе при подготовке коллажа?
  4. Понравился ли вам данный вид работы?

5. Упражнение «Чувства»

Время: 15-20 минут.

Цель: Умение выражать эмоции, чувства в коллективе.

Все участники делятся на подгруппы по 5-6 человек.

Ведущий раздает каждой подгруппе карточки, на которых обозначены человеческие эмоции:

  1. радость;
  2. гнев;
  3. безразличие;
  4. разочарование;
  5. негодование;
  6. возмущение;
  7. поддержка;
  8. заинтересованность;

Каждая подгруппа, получившая карточку должна подготовить небольшое выступление перед остальными участниками тренинга, с описанием ситуации в школе в которых использование данных чувств было бы целесообразно (уместно).

Другие члены группы дополняют каждые выступления своих коллег.

6. Упражнение «Скажи приятное»

Время: 10-15 минут.

Цель: закончить занятия на позитивной ноте.

Ведущий: предлагает всем участникам тренинга поблагодарить друг друга за работу. (ведущий начинает первым затем все остальные по кругу).

Каждый участник должен разными способами, но доброжелательно поблагодарить членов своей группы.

7. Обсуждение тренинга (обратная связь)

Время: 10-15 минут.

Вопросы:

  1. Как вы отнеслись к теме нашего тренинга, считаете ли данную тему актуальной в школе?
  2. Какое упражнение вам понравилось больше всего? Почему?
  3. Оцените свою активность в тренинге по пятибалльной шкале.
  4. Что не понравилось? Почему?

Огромное спасибо всем за работу! До следующей встречи!

Ход тренинга

Состав группы: 10-12 человек.

Материалы: Бумага А3, цветные карандаши, журналы, клей, ножницы, мяч, карточки с темами (см. Приложение 1, Приложение 2).

Условия: Просторное помещение, 3 стола, стулья по числу участников.

Уважаемые участники сегодня мы будем действовать в игровых ситуациях, и обсуждать свои действия.

1. Упражнение «Круг знакомства», «Презентация»

Попрошу вас разделиться на две равные подгруппы. Нам нужно организовать два круга внутренний и наружный. Встаньте лицом друг к другу, вы можете задавать интересующие вас вопросы своим коллегам, затем по моей команде внутренний круг по часовой стрелке переходит к следующему участнику.

Давайте сядем в круг и в одной, двух фразах помогая себе жестами и позой представить себя группе, каким человеком вы себя чувствуете и как бы вы хотели, чтобы группа вас воспринимала?

(Далее передать мяч по кругу)

Обсуждение:

– Чье представление вам показалось наиболее ярким и запоминающимся?

– Какое представление для вас было самым оригинальным и неожиданным?

2. Упражнение «Да-Нет»

Нам нужно разделиться на две равные подгруппы и встать друг напротив друга. Хорошо! Задание такое – по моей команде эта (показываю рукой) выкрикивает слово ДА, а эта команда слово НЕТ. Выиграет та группа, которой удастся более громко и дружно произнести свое слово. Запомнили? Начали!

Ну, что же я думаю, что обеим группам удалось стать настоящей командой! Замечательно! Вы просто молодцы

3. Упражнение «Очередь»

Нам нужно 8 человек, есть желающие поиграть?

Отлично! 7 – человек представьте, что вы уже долгое время стоите в очереди в магазине, все очень устали, многие торопятся, опаздывают. И вот этот гражданин (показываю на 8-ого участника) хочет пройти к прилавку магазина без очереди. Ваша игровая задача не пропустить «нахала» к покупке. А твоя задача (обращаюсь к 8-му участнику) завязать разговор с каждым стоящим в очереди, попытаться любыми способами достичь своей цели.

Читайте также:
Почему бывает депрессия?

Остальные (участники тренинга) рассаживайтесь пожайлуста и наблюдайте!

Затем производится общее обсуждение.

Хорошо! Всем спасибо, присаживайтесь, пожалуйста!

Скажите, какие средства были применены (называю имя 8-го участника) для достижении цели (просьба, угроза, шантаж и т. п.)?

Кто как реагировал (из очереди)?

Какие методы достижения цели были эффективными?

У нас хорошо получается! Продолжим!

4. Упражнение «Коллаж»

Пожалуйста, давайте разделимся на группы по5-6 человек. Сегодня мы будем составлять коллажи на разные темы, касающиеся настоящего и будущего класса. Каждой подгруппе раздать карточку с заданием:

  1. Наш класс;
  2. Перемена-время отдыха;
  3. Будущее нашего класса;
  4. Какие мы есть на самом деле;

После выполнения задания вам нужно будет презентовать свою работу!

Раздать бумагу А3, журналы, клей, ножницы. На выполнение задания вам отводится 10-15 минут.

Отлично! Кто уже готов? (каждая группа презентует свою работу)

Большое спасибо, присаживайтесь по местам. (так же подгруппами)

Что понравилось в работе группы, какие возникли сложности, как их преодолевали?

Вопросы для обсуждения:

  1. Как вы относитесь к теме вашего коллажа?
  2. Какую основную идею вы хотели выразить в коллаже?
  3. Оцените активность каждого участника группы. Как распределились роли в группе при подготовке коллажа?
  4. Понравился ли вам данный вид работы?

5. Упражнение «Чувства»

Сейчас я каждой подгруппе раздам карточки, на которых изображены человеческие эмоции.

Каждая группа, получившая карточку должна подготовить небольшое выступление перед остальными участниками, с описанием ситуации в школе, в которых использование данных чувств было бы целесообразно (уместно).

Другие члены группы дополняют каждые выступления своих коллег.

На подготовку задания дается 5-7 минут.

Большое спасибо, присаживайтесь.

6. Упражнение «Скажи приятное»

Предлагаю всем участникам поблагодарить друг друга за работу. Каждый участник должен разными способами, но доброжелательно поблагодарить членов своей группы.

(начинаю первой, затем все остальные по кругу, передаю мячик)

Спасибо всем за работу! Вы просто молодцы! Сегодня все были активны, быстро справлялись с поставленными задачами. Особая благодарность…. За находчивость, за артистизм,

Надеюсь, что на следующее занятие вы также придете с желанием работать! (передаю мячик по кругу)

7. Обсуждение тренинга (обратная связь)

А теперь дорогие друзья давайте вернемся в нашу действительность.

Вспомним, что замечательная пора отрочества уже позади. И все мы занимаемся благородным и в то же время ответственным делом. Работаем с детьми, помогаем им справляться с трудностями.

Уважаемые коллеги! Давайте скажем несколько слов о том:

  1. как вы относитесь к теме нашего тренинга, считаете ли данную тему актуальной в школе?
  2. Какое упражнение вам понравилось больше всего? Почему?
  3. Оцените свою активность в тренинге по пятибалльной шкале.
  4. Что не понравилось? Почему?

Огромное спасибо всем за работу! До следующей встречи!

Как научиться коммуникабельности

Понятие «коммуникабельность» сегодня знакомо многим людям, но далеко не каждый из представителей человеческого рода имеет подобную черту в своём характере. Коммуникабельность – это то качество в характере, которое присуще только активным и общительным людям. Оно помогает развивать отношения различного рода в коллективе, налаживать дружественные контакты с определёнными людьми, быстро адаптироваться к переменам во внешней среде и даёт возможность человеку стать лидером по жизни.

Общительный и открытый человек легко и непринуждённо может заинтересовать других людей какой-то темой, вовлечь их в увлекательную беседу, молча выслушать чужое мнение, а после спокойно высказать своё, произведя при этом впечатление умного и интересного персонажа.

В психологии подобный тип людей называют экстравертами, а их антиподов – интровертами. Последние, в отличие от первых, более погружены в свой внутренний мир и переживания, и практически не склоны к общению с другими людьми.

Большинству индивидуумов такая черта характера, как общительность, даётся от рождения, остальным же приходится развивать её самостоятельно, используя для этого разные упражнения для развития коммуникабельности и всевозможные психологические практики, ориентированные на развитие этого качества в характере.

Внимание! Не стоит забывать, что общительность – не всегда значит коммуникабельность. Коммуникабельный человек – это, в первую очередь, личность, которая легко умеет подстраиваться под разные типы людей и знает, когда и каким способом стоит преподносить ту или иную информацию окружающим.

Для чего нужно развивать коммуникабельность?

Есть несколько причин тому, чтобы человек занимался развитием такого качества в своём характере, как коммуникабельность.

Во-первых , это возможность достижения максимального успеха в жизни и полная реализация себя, как личности, в разных сферах жизнедеятельности: в работе, в творчестве, в личной жизни и т. д. Как показывает статистика, коммуникабельные люди имеют гораздо больше шансов добиться чего-то конкретного в жизни, благодаря своему мастерству общения.

Если бы вы были начальником крупной корпорации, в которой на одно вакантное место претендует два абсолютно разных человека: один из них обаятельный и открытый, второй – более замкнутый и серьезный, то кого бы из них вы выбрали? В большинстве случаев выбор пал бы на кандидата под номером один, поскольку он, благодаря своим высокоразвитым навыкам коммуникабельности, способен быстро и уверенно располагать к себе нужных людей, и, при необходимости, легко сможет договориться на деловых переговорах с требовательными и неуступчивыми партнёрами о нужной сделке.

Читайте также:
Как оригинально начать переписку?

Во-вторых , умение легко идти на контакт с людьми способствует приобретению большого количества дружественных связей, которые в дальнейшем могут пригодиться в жизни. Человек, который быстро и непринуждённо находит общий язык с другими людьми, может также без проблем разрулить любой конфликт в свою пользу, поскольку он способен проявлять гибкость в общении и понимание, когда это требуется.

Ну и, наконец, развитие коммуникабельности благоприятным образом сказывается на обретении гармонии во внутреннем мире и избавлении от ненужных комплексов, страхов, неуверенности, ощущения одиночества, которым зачастую подвержены интроверты.

Как можно развивать в себе коммуникабельность?

Развитием коммуникабельности необходимо заниматься ещё в периоде детства, в то значимое время, когда на формирование человеческого характера влияют не столько внутренние убеждения, сколько внешние факторы. На этом жизненном этапе человека его коммуникабельность проявляется в таких моментах, как: умение легко адаптироваться к новым условиям (например, к смене школы или посещению новых творческих кружков) и способность быстро завести себе новых друзей. В этот период для ребёнка большое значение имеют:

  • спокойная, располагающая обстановка в доме;
  • дружеская поддержка родителей и их внимательное, заботливое отношение;
  • упор на всестороннее образование.

В более взрослом возрасте человеку становится труднее развить в себе коммуникабельность, но и здесь можно добиться хороших результатов, избрав для этого особую стратегию. Для начала можно просто начать больше общаться с окружающими людьми, и лучше осуществлять сей процесс вживую, а не в социальных сетях, хотя и они не возбраняются. При этом сами диалоги должны носить позитивный характер, а не выглядеть скучными монологами с жалобами на жизнь. Это нужно для того, чтобы ваш собеседник запомнил беседу с лучшей стороны, а сами вы получали удовольствие от увлекательного процесса общения.

Параллельно нужно развивать в себе такие черты, как артистизм и позитивное мышление. Первое умение понадобится для того, чтобы придать своему разговору больше насыщенности и эмоциональности, ведь рассказ, подогретый грамотными жестами, мимикой и интонацией, всегда вызовет интерес у слушающей публики. Второе – поможет притянуть к себе как можно больше людей, ведь улыбка и открытый, добрый взгляд всегда привлекают внимание, а пессимисты не интересны никому. Нужно постараться стать таким человеком, к которому окружающие будут тянуться. Не зря народная мудрость гласит: «Как аукнется, так и откликнется».

Но что же делать тем людям, которые не имеют в своём окружении большого круга знакомых людей, а с сослуживцами и соседями по дому им особо поговорить не о чем? В таком случае нужно постараться завести новые знакомства. И не стоит бояться этого делать, хотя поначалу, конечно же, будет довольно страшно. Нужно не стесняться подходить к незнакомым людям на улице и вызывать их на разговор, используя для этого разные уловки, и не отчаиваться, если первые попытки не увенчаются успехом. Здесь, главное – регулярная практика.

Полезные советы для развития коммуникабельности

Для повышения уровня коммуникабельности психологи сегодня предлагают немало упражнений и секретов. Вот некоторые полезные советы о том, как повысить коммуникабельность человеку:

  1. Учитесь наблюдать за известными политиками или ораторами. Отметьте, какие «фирменные штучки» они используют в разговоре и попробуйте повторить их.
  2. Посмотрите дома несколько юмористических монологов или словесных дебатов, а после воспроизведите их перед зеркалом, стараясь при этом подавать информацию уверенно и свободно. Такое упражнение способствует не только повышению качества общения, но и придаёт весёлое настроение.
  3. При скучной беседе с напарником не старайтесь поскорее завершить её, а переведите разговор в нужное, более интересное русло, используя для этого встречные вопросы. Задайте течению разговора свой мотив, и вы не заметите, как диалог станет увлекательной беседой.
  4. Старайтесь ежедневно выполнять упражнения на дикцию, ровность голоса и его силу, чтобы говорить в дальнейшем правильно и уверенно.
  5. Искорените в своей речи слова-паразиты («короче», «типа» и т. д.) и ежедневно расширяйте словарный запас, читая регулярно художественную литературу.
  6. Пробуйте такое упражнение, как «Разговор ни о чём». Его смысл состоит в том, чтобы взять какой-то объект и постараться говорить о нём непрерывно как можно больше, беседуя с невидимым собеседником. При этом необходимо обязательно засекать время разговора секундомером, чтобы в следующий раз стараться преодолеть предыдущий показатель по времени.
  7. Учитесь устанавливать контакт с совершенно незнакомыми людьми: прохожие, попутчики в транспорте, консультанты в магазине и т. д. Установите для себя ежедневную планку, равную определённому количеству незнакомых вам людей, и старайтесь достигать её. Начните с одного контакта в день и постепенно увеличивайте их количество до десяти. При этом зачет себе в этом упражнении нужно ставить, только если было воспроизведено хотя бы одно полное предложение, а не однозначный ответ или молчаливое действие.

Внимание! Развитие коммуникабельности – это ежедневный труд, а не одноразовое занятие.

В заключение

Помните, что коммуникабельность – это та характеристика человеческой натуры, которую нужно регулярно развивать и поддерживать, даже если она дана ему от рождения. При желании и правильных ориентирах этой чертой характера способен овладеть каждый человек, а, как следствие, улучшить свою жизнь в будущем и прийти к желаемому успеху.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: